9 октября Русская Церковь празднует память и день прославления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника.
Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея России
Святитель Тихон (Белавин) был избран Патриархом Московским и всея Руси после восстановления патриаршества на Всероссийском Поместном Соборе, 15 августа 1917 года. 21 ноября (4 декабря по новому стилю) в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля состоялась его интронизация.
Принять управление Русской Церковью в этот тяжелейший период было настоящим подвигом
Несомненно, для Русской Церкви это было знаменательное событие, но при этом на святителя Тихона это налагало огромную ответственность, поскольку гонения на Церковь только начинались, и принять управление Русской Церковью в этот тяжелейший период было настоящим подвигом.
И действительно, вся жизнь святителя Тихона является исповеданием Христа. Он всеми силами старался сохранить чистоту Православия от нападок советской власти.
Тропарь святителю Тихону звучит следующим образом:
Тропарь:
«Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избранного Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси»[1].
Ревнитель апостольских преданий
В начале тропаря святителя Тихона называют «ревнителем апостольских преданий». Термин «предание» многозначен. Одно из значений – «передача по наследству»[2]. И действительно, мы можем предположить: не за любое предание готовы умирать, но только за то Предание, которое передано через апостолов Святым Духом, за то Предание, которое спасает человека от смерти.
Складывается вроде бы парадоксальная ситуация: человек, идя на смерть ради апостольского Предания, обретает жизнь. Это перекликается со словами Спасителя:
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25).
Святитель Иоанн Златоуст пишет:
«Вам беспрестанно должно быть готовыми на смерть. Ведь и ныне уже возгорается ужасная брань. Потому не сиди дома, но пойди и сражайся; если и падешь на брани, в ту же минуту оживешь»[3].
И он продолжает мысль, показывая, что те воины, которые сражаются за земных царей, не могущих дать воскресения, становятся непобедимыми в глазах своих врагов. И тем более непобедим человек, если он сражается за Христа, Владыку жизни, Который воскресит его в последний день.
Предание апостолов – это Предание Иисуса Христа, которое освящается Святым Духом и ведет Тело Церкви к Господу. Ревнителем именно такого Предания, оживляющего человека и не дающего ему умереть, и был святитель Тихон. Именно поэтому В.Н. Лосский пишет:
«Мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума»[4].
Добрый пастырь Христовой Церкви
Далее в тропаре святитель Тихон именуется «добрым пастырем Церкви Христовой». Это евангельский образ, ведь и Христос называет себя Пастырем в притче о добром пастыре и наемнике: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11).
В сложный период Церкви святой принял на себя управление Церковью, понимая, что начинаются времена гонений, предательств и клеветы, но истинный пастырь не оставит свою паству и даже отдаст за нее жизнь, чтобы волки не расхитили ее. Так и произошло. Святитель Тихон отдал свою жизнь за то, чтобы раскольники и еретики не смогли совратить души христиан, и всячески, даже до смерти, способствовал сохранению в людях православной веры.
Избран жребием Бога
В тропаре отражен момент избрания Митрополита Тихона на патриарший престол: «жребием Божиим избранного Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим».
После четырех туров голосования Всероссийский Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и Митрополита Московского Тихона. Патриарха предстояло избрать жребием, и он пал на Митрополита Тихона.
В ветхозаветной книге Притч сказано, что при решении важного вопроса бросали жребий и его решения считали от Господа:
«В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16, 33).
В конце тропаря мы обращаемся к святителю с целым рядом молитвенных просьб
В Новом Завете при выборе апостола на место отпадшего Иуды также руководствовались жребием. Жребий служения – то, что дается от Господа, и человек решает, принимать его или нет:
«Мужи братья, надлежало исполниться Писанию, в котором Дух Святой предсказал устами Давида об Иуде, ставшем проводником для взявших Иисуса, потому что он был сопричислен к нам и получил жребий этого служения» (Деян. 1, 12–26).
Слово «жребий» имеет следующие значения «доля, судьба, удел, кусок»[5]. Так, святитель Тихон принял жребий служения, которое предполагало лишения и даже смерть, что святитель прекрасно осознавал, – и все равно принял Божию волю и покорился ей.
В конце тропаря мы обращаемся к святителю с целым рядом молитвенных просьб. Мы просим сохранить в тишине Русскую Церковь, отпавших от православной веры снова вернуть к ее Животворящему Источнику, сохранить мир в стране и попросить у Бога благодать для приобретения мира.
***
Святитель Тихон стал Патриархом в сложное для России время, когда стало ясно, кто является истинным чадом Церкви, а кто – ее предателем.
Спустя 2000 лет Церковь сияет своими святыми мучениками, которые готовы умирать за Христа и не предавать его. Святитель Тихон является истинным пастырем своих чад, поскольку он не отказался от них и не отказался от жребия, который выпал на его долю, а именно – исповедания Христа в годы гонений, смерти от рук гонителей. В награду он прославлен Господом в лике святых.