Город отрочества патриарха Тихона

К 950-летию Торопца

Памятник патриарху Тихону в Торопце Памятник патриарху Тихону в Торопце

И хлебнули же предки здесь лиха
В наводненьях, пожарах, боях!
Крепость духа обрел у них Тихон –
И Москвы, и Руси Патриарх.

Все историей будут гордится –
Те, от Бога кому повезло
В этом городе чудном родиться,
Те, кого к нам судьбой занесло.

Все, кто здесь оказался впервые,
Молча внемлют моей похвале,
Прикоснитесь к истокам России
На Торопецкой древней земле!

Надежда Егорова

Большинство биографов не останавливаются подробно на детстве и отрочестве Василия Ивановича Беллавина, уделяя этому периоду один-два абзаца. Между тем именно этот период более всего повлиял на становление личности и характера будущего Патриарха Московского и всея Руси Тихона.

Родовое гнездо Беллавиных – погост Борки – находился в Великолукском уезде Псковской губернии Российской империи[1].

«Здесь, в церкви Живоначальной Троицы и приделе во имя Николая Чудотворца, служили дьячками далекие предки: Карп, Кирилл, Петр, Осип, Терентий, Тимофей…»[2]

Фрагмент карты Псковской губернии 1871 года с погостами Борок и Клин Фрагмент карты Псковской губернии 1871 года с погостами Борок и Клин

Согласно данным Государственного архива Псковской области, родовая линия прослеживается до времен царя Ивана Грозного.

Все Беллавины традиционно относились к «белому» духовенству и имели многодетные семьи

Все Беллавины традиционно относились к «белому» духовенству и имели многодетные семьи. Есть предположение, что именно за этот факт потомственный род священнослужителей получил свою фамилию. По другой версии, она была дана за светлые волосы и белые лица.

Предки патриарха неоднократно отмечались церковными наградами с формулировками: «за добродушие и усердие», «за миролюбивую жизнь», «за скромный характер», «за домовитость», «за добрую нравственность»[3].

В роду часто встречались долгожители: так, прапрадед патриарха – Осип (Иосиф) Петрович – достиг столетнего возраста. Исключением стал лишь его сын (прадед патриарха) – Терентий Осипович, умерший «достаточно рано», но успевший оставить многочисленное потомство. Его младший десятилетний сын Тимофей (старшие уже покинули отчий дом) неожиданно оказался единственным кормильцем семьи с «шестью ртами женска пола». И вот здесь случилось нечто интересное: десятилетнего мальчика указом 1784 года определили дьяконом вместо умершего отца! К этому моменту он не успел обучится грамоте и мог служить только по памяти. Как записано в клировых ведомостях:

«…вместо дьячка Тимофея Терентьева неумением его писать пономарь руку приложил»[4].

Именно дед патриарха, Тимофей, начавший церковную карьеру столь неожиданным образом, первым в династии покинул родовое село и в 1814 году стал священником в Успенской церкви соседнего села Сопки[5].

«Как отмечалось в ежегодных проверках, сопкинский священник был поведения хорошего, доброго. Сложности возникали, когда дело касалось грамотности…»[6]

Отец патриарха, Иоанн, первым в роду окончил настоящую семинарию

Отец патриарха, Иоанн, был младшим сыном Тимофея Терентьевича и первым в роду, кто окончил настоящую семинарию. После учебы он два года искал невесту и лишь после женитьбы был рукоположен. Супругой двадцатишестилетнего Иоанна Беллавина стала шестнадцатилетняя сирота – Анна Гаврилова. Молодой священник получил место в Воскресенской церкви погоста Клин, который относился уже к Торопецкому уезду Псковской губернии (несмотря на разные уезды, и Борки, и Сопки, и Клин были, по сути, соседними селами)[7].

Именно здесь 19 января 1865 года и родился Вася Беллавин.

Интересно, что в роду патриарха никто не носил такое имя. Нет его и в святцах ни на день рождения, ни на день крещения, ни на дни между ними. Лишь через неделю после крещения младенца выпадал день памяти Василия Великого.

Дом родителей патриарха Дом родителей патриарха

В копии метрической записи о рождении написано:

«…января девятнадцатого родился, двадцать третьего крещен Василий. Родители его: оного погоста священник Иоанн Тимофеев и жена его Анна Гаврилова. Восприемниками были: погоста Борки священник Петр Малиновский и погоста Петра и Павла священническая жена Татьяна Спиридонова. Таинство крещения совершил погоста Борки священник Петр Малиновский с дьячком Иваном Карзовым и пономарем Василием Черепненым…»[8]

Уездные сельские храмы в этой местности были весьма небогаты. Считалось очень хорошо, если у храма был хотя бы один состоятельный меценат – крупный помещик, отставной генерал или высокий чиновник. Воскресенский приход ничего этого не имел и даже на фоне остальных был откровенно бедный.

Все уездное священство, помимо основных обязанностей, обязательно занималось крестьянским трудом: хлебопашеством, садоводством, огородничеством или пчеловодством. Дети, подрастая, начинали помогать родителям. Так было и в семье Беллавиных.

В различных статьях (с небольшими вариациями) часто приводится следующая легенда:

«Из замечательных эпизодов его детства известно, что однажды священник Иоанн Беллавин, его отец, вместе со своими сыновьями ночевал на сеновале. Во сне ему явилась мать, бабушка патриарха Тихона, и предсказала судьбу трех сыновей, своих внуков. Про одного она сказала, что он будет жить обычной жизнью, про другого – что умрет молодым, а про Василия сказала, что вот этот будет велик. И отец Иоанн, проснувшись, рассказал этот сон своей жене, так что это предание сохранилось в семье. Пророческий сон впоследствии точно исполнился»[9].

Исследователь Николай Степанович Новиков, который по архивным данным установил родословие патриарха и впервые назвал точное место его рождения (до этого, вместо погоста Клин, даже в энциклопедиях писали Торопец), указывает, что братьев было не трое, а четверо, и все они, кроме Василия, умерли достаточно рано (Павел в 26 лет, Иван в 32 года и Михаил в 29 лет).

«Получается, что это всего лишь легенда, вероятно, не совсем точно записанная близким патриарху человеком», – делает вывод Н.С. Новиков[10].

В Торопце везде встречаются изображения патриарха В Торопце везде встречаются изображения патриарха

В Торопце имя и изображения патриарха Тихона встречаются очень часто

В погосте Клин семья прожила еще пять лет, до 1869 года. К этому времени старшие братья Василия – Павел и Иоанн – поступили учиться в Торопецкое духовное училище, а в торопецкой Спасо-Преображенской церкви появилась вакансия священника. Василию тоже вскоре предстояла учеба, и родители решили использовать возможность перебраться поближе к детям. Рапорт Иоанна Тимофеевича Беллавина о переводе в Торопец был удовлетворен.

Мозаика на колокольне Спасского храма Мозаика на колокольне Спасского храма Вообще, в Торопце имя и изображения патриарха Тихона встречаются очень часто: в храмах и на храмах – это иконы и мозаики, в сувенирных магазинах – портреты и календари, в туристических местах – стенды и мемориальные доски. Одно время даже на въезде в город висел билборд: «Торопец – город патриарха Тихона». Хотя памятных мест очень много, свой рассказ о патриархе краеведы и экскурсоводы непременно начнут с небольшого домика, напротив Спасской церкви. Именно здесь полтора столетия назад поселилась семья Беллавиных, а сегодня находится дом-музей патриарха Тихона. Летом 2024 года во дворе дома был открыт памятник патриарху.

Небольшое воспоминание от человека, который в августе 2024 года посетил Торопец:

«В Торопце оказался впервые. Был просто поражен духом этого древнего города. К патриарху Тихону у меня особое отношение, поэтому, когда подходил к памятнику, как-то от души про себя просил патриарха помолиться обо мне, дать какой-нибудь знак… Подхожу… Кажется, что он мне улыбается, прямо в глаза смотрит, а в ладони – юбилейная монета “Торопец – 950 лет”! И рядом никого…

Так мне радостно стало! Такой вот подарок от патриарха!»

Подарок патриарха Подарок патриарха

В уездном городе Торопец в конце XIХ века священники, как и многие простые горожане, занимались сельским хозяйством и рыбной ловлей. За Спасо-Преображенским храмом был закреплен собственный земельный надел:

«3 десятины пахотной земли, 6 – сенокосной, 495 под мелким лесом и 1 десятина 200 сажен под водою. Как указанно в клировых ведомостях, “землею и водою священнослужители пользуются сами”, каждую страду приходилось выполнять нелегкую крестьянскую работу и взрослым, и детям…

Отец с сыновьями круглый год занимались рыболовством. Для этого имелись снасти, лодка, – для торопчан столь же необходимая, как и лошадь, телега и сани»[11].

Спасо-Преображенский храм Спасо-Преображенский храм

Если стоять на холме Большого городища, видно, что Торопец со всех сторон окружен рекой и озерами. Издревле здесь добывали речной жемчуг, причем, по рассказам старожилов, больше всего его было под мостом, ближайшим к дому будущего патриарха. Можно представить, как в свободное от работы и учебы время мальчишки бегали нырять с этого моста и плавать в реке или в озере.

На противоположном берегу озера Соломино находились рощи – любимое место гуляний торопецкой молодежи. Здесь устраивались игрища, пляски, кулачные бои.

Одним из самых ожидаемых событий была ежегодная Торопецкая ярмарка. По традиции ее приурочивали к празднику Илии Пророка[12]. На ярмарку съезжалась вся округа!

Если семейный достаток позволял – все домочадцы получали гостинцы: малым детям – кренделя, калачи, медовые пряники; подрастающим сыновьям – новая обувка, красивая сбруя с бубенцами, гармонь; подрастающим дочерям – бисер и атласные ленты, расписной лубок; жене – платок, ларчик, самовар; пожилым родителям – теплые вещи, валенки… Разумеется, все это приобрести за раз не всем было по карману, и приходилось выбирать.

А ведь еще надо было оставить деньги на развлечения! На ярмарке стояли балаганы, где артисты развлекали публику кукольными представлениями. Дрессированный медведь мог показывать различные номера (например, «как баба за водой ходит»). Проводились различные конкурсы, игрища, аттракционы (сапоги на столбе), стояли качели и карусели.

События ярмарки обсуждали весь год, вплоть до следующей.

После праздника Покрова начиналась пора любимых молодежью вечерних посиделок – вечерок. В разных избах собирались компании по возрасту, пели песни, шутили, рассказывали страшные или смешные истории, играли и танцевали. Многие поколения торопчан именно на вечерках присматривали себе будущего спутника жизни.

О значимых событиях в стране узнавали из губернских газет и журналов.

В самом Торопце выдающиеся события происходили нечасто. Так, во времена отрочества Василия Беллавина городскую интеллигенцию и купечество весьма заботили современные пути сообщения с внешним миром, а точнее их отсутствие. К таковым относились железная дорога и речные пароходные маршруты. Проблема обсуждалась в газетах, в собраниях городского и уездного дворянства, волновала промышленников и купцов.

Один из торопецких предпринимателей – некто Ф. Соколов – все-таки сможет построить пароход и спуститься на нем до Велижа, но это произойдет уже после того, как Василий Беллавин покинет Торопец[13].

Интересно, что само русское слово «пароход» придумал и в 1815 году ввел в употребление именно уроженец Торопца – адмирал и путешественник Петр Иванович Рикорд.

Железная дорога по территории Торопецкого уезда пройдет лишь в конце XIX века, а через сам Торопец уже в начале ХХ.

Первое деревянное здание Торопецкого духовного училища находилось в пешей доступности от дома Беллавиных. Сюда Василий поступил в девятилетнем возрасте.

Мальчика обучали «катехизису, священной истории, чтению русскому и старославянскому, письму, русской грамматике, арифметике, латинскому и греческому языкам, церковному уставу и церковному пению»[14].

Василий помогал отцу в его священническом служении – алтарничал в Спасском храме

Кроме учебы, развлечений и крестьянского труда Василий помогал отцу в его священническом служении – алтарничал в Спасском храме. В этой небольшой церкви к 1876 году числилось более тысячи прихожан[15]. Колокольня храма возвышалась над преимущественно двухэтажной городской застройкой, и Василий, вне сомнения, часто лазил на нее, любуясь живописными окрестностями. Приходилось выполнять и обязанности звонаря. В этом храме Василий бывал почти каждый день своего отрочества.

«Символично, что южный придел храма посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы – именно в день этого праздника в 1917 году Тихон, митрополит Московский, был возведен в патриархи в Успенском соборе Московского Кремля»[16].

Со временем о. Иоанн получил еще несколько приходов, стал благочинным, преподавателем, а позже – членом правления Торопецкого духовного училища[17].

К этому моменту (1878 г.) Василий уже окончил учебу и среди лучших выпускников поехал поступать в Псковскую духовную семинарию. Во время каждых каникул он возвращался в Торопец и гостил в родительском доме. Так же было и во время учебы в академии.

Василий никогда не забывал свой город и свое училище и уже в бытность епископом выделял собственные средства на постройку новых учебных зданий и домовой церкви, всячески помогал обустройству и украшению. «Училищный храм был построен почти целиком на средства святителя Тихона»[18]. Современники вспоминали великолепный дубовый иконостас, иконы для которого были заказаны в Киеве.

Хотя после революции училище было закрыто, его здания продолжили служить людям – в 1921 году в них разместили городскую больницу[19].

Сегодня в городе действует открытая в 2010 году православная гимназия им. святителя Тихона. Учащиеся, как и во времена учебы Василия Беллавина, посещают сохранившуюся Казанскую церковь.

Свято-Тихоновский монастырь Свято-Тихоновский монастырь Есть в городе и женский Свято-Тихоновский монастырь, созданный на базе древних Никольской и Покровской церквей. «Это единственный монастырь в мире, который посвящен патриарху Тихону»[20].

В 1997 году в Торопце впервые в России состоялись научные чтения, посвященные патриарху Тихону, а позже появилась традиция ежегодного проведения Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной научно-практической конференции «Пастырь добрый».

Родители патриарха похоронены на кладбище Вознесенского храма.

На их могилах изначально были установлены кресты, уничтоженные во время гонений на Церковь.

«В послевоенное время благочестивые жители Торопца, рискуя, установили здесь скромный памятник. На нем была надпись: “Здесь покоится прах р.Б. иерея Иоанна и р.Б. Анны”»[21].

Сегодня на этом месте стоит белоснежная часовня.

Часовня на могиле родителей патриарха Часовня на могиле родителей патриарха

За апсидой Вознесенского храма расположена прекрасная смотровая площадка, с которой открывается вид на старый и новый город.

Не более получаса на машине и до места рождения патриарха, где в отреставрированной Воскресенской церкви находится частица его святых мощей. На повороте с трассы М-9, у поселка Кунья, в 2023 году установлен еще один памятник патриарху.

Будучи в архиерейском сане, святитель неоднократно приезжал в город своего отрочества. Все сохранившиеся храмы помнят его

Будучи в архиерейском сане, святитель Тихон неоднократно приезжал в город своего отрочества. Все сохранившиеся храмы помнят его служение, его молитву.

Во время Великой Отечественной войны все окрестные старинные русские города (Великие Луки, Холм, Белый, Ржев) были уничтожены на 90%. Удивительно, но Торопец, пробыв 4,5 месяца под оккупацией, получил минимальные повреждения и был освобожден стремительным ударом русской армии.

Верующие горожане не сомневаются, что свой любимый город хранят Исаакий Торопецкий, Александр Невский, Харитон Кудинский, патриарх Тихон, новомученники и исповедники ХХ века и все святые, в земле Торопецкой просиявшие.

Алексей Гунькин

16 декабря 2024 г.

[1] Сегодня это небольшое село Борок в Куньинском районе Псковской области, в 6-ти км к северу от районного центра.

[2] Новиков Н.С. Тайна запрещенной биографии (по материалам Великолукского фонда ГАПО) / Патриарх Московский и всея Руси Святейший Тихон. Личность, эпоха, наследие. Материалы научных чтений, посвященных 100-летию архиерейской хиротонии и 80-летию патриаршей интронизации. Торопец, 19–21 ноября 1997 года. – Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1999.

[3] Там же.

[4] Новиков Н.С. Колыбель опального патриарха. – Псков: Робин, 1999. С. 15.

[5] Сегодня это деревня Сопки в Куньинском районе Псковской области, близ ж/д станции «282 км» на линии Бологое – Великие Луки.

[6] Новиков Н.С. Указ. соч. С. 19.

[7] Сегодня это деревня Клин в Куньинском районе Псковской области, в 2 км к востоку от районного центра.

[8] Новиков Н.С. Указ. соч. С. 48, 49.

[9] Воробьев Владимир, прот. Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси // https://pravoslavie.ru/41953.html

[10] Новиков Н.С. Указ. соч. С. 45.

[11] Новиков Н.С. Указ. соч. С. 56.

[12] Иродионов П. Известия до города Торопца и его округа касающиеся. СПб., 1778. С. 37.

[13] Рижский вестник. № 219, 7 октября 1891 года.

[14] Победаш И.Н. Образование святителя Тихона // Патриарх Московский и всея Руси Святейший Тихон. Личность, эпоха, наследие. Материалы научных чтений, посвященных 100-летию архиерейской хиротонии и 80-летию патриаршей интронизации. Торопец, 19–21 ноября 1997 года. – Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1999.

[15] Торопец – Спасо-Преображенская церковь / Православные храмы Тверской земли // https://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/toropets/1789-toropets-spaso-preobrazhenskaya-tserkov

[16] Григорьева А.Н. Торопецкое наследие патриарха Тихона в современном Торопце / Доклад на XХI Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной научно-практической конференции «Пастырь добрый». 6 декабря 2024 г.

[17] Новиков Н.С. Указ. соч. С. 59.

[18] Попов Ю.Г. Торопецкое наследие патриарха Тихона. Тверь, 2011. С. 18.

[19] Попов Ю.Г. Указ. соч. С. 20.

[20] Григорьева А.Н. Указ. соч.

[21] Там же.

Комментарии
Володя16 декабря 2024, 13:05
У нас тоже служил один из Беллавиных-диакон Георгий Алексеевич Беллавин с 21 января 1905г по1914г. Церковь Воскресения Христово. Приход Бологое. Теперь церковь Пророка Илии п. Бологово.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×