Патриаршее служение в Неделю 18-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя. Фото: foto.patriarchia.ru
Об ответственности власти перед Богом
Стремление к самообогащению как высшей цели жизни, как и самодовольный социальный эгоизм, – противны христианскому мировоззрению. Превращение и капитализма, и марксизма в подобие новой квазирелигии – одинаково недопустимо.
Долг Церкви – призвать тех, в чьих руках рычаги экономической власти, осознать свою ответственность перед Богом. Есть только один действенный способ преодолеть современный социальный и экономический тупик – руководствоваться словом Божиим везде, где у человека есть выбор или где он должен его отстаивать.
О литургии он-лайн
В самое тяжелое время пандемии, когда храмы нашей Церкви были закрыты, мы проводили трансляции богослужений, чтобы дать людям возможность молиться хотя бы у экранов своих компьютеров и телевизоров. Но такое положение было ненормальным и вызванным той исключительной ситуацией, в которой мы оказались. Как только появилась такая возможность – люди вернулись в храмы. Миссия Церкви в мире – хранить и возвещать Истину, совершать таинства, установленные Спасителем.
О доброделании
Любая дорога начинается с первого шага. Пусть этим первым шагом для предпринимателя станет осознанная помощь ближайшему храму, детскому дому, богадельне, Центру помощи молодым матерям и другим людям, которые находятся в далекой от нормы жизненной ситуации. Доброделание – это топливо, которое поддерживает огонь веры в сердце человека.
О грядущем крахе общества потребления
Но для капитализма есть «маленькая» проблема: эгоисты не размножаются. У них нет в этом никакой потребности. Количество потребителей неуклонно снижается, ведь даже при самом высоком качестве жизни – человек смертен. Таким образом, капитализму, который не умеет «производить людей», поощряя семейные ценности, приходится завозить новых потребителей извне. Эта нисходящая спираль, которая неизбежно закончится крахом.
Ответы на вопросы журнала «Forbes France»
26 октября 2021 г.
Вера – это № 1 в нашей жизненной повестке
Сегодня за литургией мы слышали отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор. 9, 6–11), где он говорит следующие слова: кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
О каком же сеянии идет речь? Речь идет о том сеянии, в результате которого вырастает урожай всей нашей жизни. И этот результат, этот урожай, будучи нематериальным, вместе с человеческой душой переходит в вечность и предстает пред Богом.
Сеяние – это наша инвестиция в самих себя. Но ведь для того чтобы вкладывать инвестиции, нужно руководство. Этим руководством является слово Божие.
Вот почему я всегда говорю, что религия – это не 25-й и не 38-й пункт в повестке дня, а если так, то и верующим себя не следует называть. Вера – это № 1 в нашей жизненной повестке. Помните это, пожалуйста, – № 1.
Самый главный закон, основополагающий для всех иных законов, – это закон Божий. А значит, вера во Христа, Господа и Спасителя, посещение храма, молитва, добрые дела – это не то, что мы должны делать по остаточному принципу, когда уже все прочее сделали, – ну, теперь и в церковь схожу.
Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
после литургии в храме Христа Спасителя
24 октября 2021 г.
О христианском браке
«И будут двое плоть едина; то, что Бог соединил, человек да не разлучает» (ср. Мф. 19, 5–6).
Другими словами, мы должны стоять на страже заповедей, Божиих законов, но наши слова убедительны лишь тогда, когда мы говорим с людьми их языком и реально понимаем, что с ними произошло.
О новоначальных христианах
К таковым должно быть снисхождение, ведь и в Писании сказано, что новоначальным не нужно давать твердую пищу (ср. Евр. 5, 12). А если вы на новоначального христианина будете сразу возлагать Устав Афонского монастыря, то ничего не получится.
Поэтому священник в первую очередь должен сознавать, что он пастырь. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (ср. Ин. 10, 11). Вот если пастырь недобрый, то он разгонит овец, что и происходит. Если приходит какой-нибудь пьяный пастух, то стадо разбегается.
О миссии на Кавказе
Кавказу нужно уделять особое внимание. Пастырская работа священников нашей Церкви на Кавказе, в тех епархиях, которые окормляют в том числе кавказские народы, должна обязательно учитывать их историю, менталитет, психологию. Для этого пастыри должны быть достаточно просвещенными, причем не только богословски. Пастыри, особенно приезжие, должны знакомиться с жизнью людей, их историей и обычаями.
Об отцовстве как служении
Отцовство – это очень важное служение. Из-за вовлечения во множество других дел мужья и отцы нередко уделяют недостаточно внимания семье, и Церковь, конечно, должна побуждать мужчин к реализации своей ответственности как отцов. Очень важно, чтобы приходские наши общины вовлекали мужскую часть прихода в более активную церковную жизнь.
Ответы на вопросы участников IX фестиваля «Вера и слово»
21 октября 2021 г.
Новейшие технологии могут послужить делу духовного просвещения
Современное молодое поколение родилось в эпоху мобильных телефонов и Интернета. Очевидно, развивающиеся технологии виртуальной реальности могут использоваться не только для развлечений. Как в свое время кинематограф в начале ХХ века начинался в сфере досуга, но потом стал мощнейшим инструментом воздействия на общественное сознание, так и сегодня новейшие технологии при правильном подходе могут послужить делу духовного просвещения.
Вопрос присутствия священнослужителей в социальных сетях – один из наиболее острых сегодня. Еще раз подчеркну: не всякий священник может быть проповедником в социальных сетях! Священник должен приводить человека ко Христу, а не к самому себе – хотел бы это еще и еще раз подчеркнуть. В каком-то смысле проповедник должен быть почти невидимым.
Выступление на встрече с делегатами IX фестиваля «Вера и слово»
21 октября 2021 г.
Почва – это мы
Сегодняшнее евангельское чтение всем хорошо известно – это притча о сеятеле (Лк. 8, 5–15). И притча эта даже не столько о самом сеятеле, сколько о той почве, на которую падает посаждаемое им семя.
Почва – это мы, это наши сердца, это наш разум, это наша способность воспринимать слово Божие. Вот почему необходим духовный самоанализ. Подумать о минувшем дне, спросить самих себя: а вот сегодня какой почвой я был? Плодоносной, или каменистой, или исполненной терний?
А ответив себе на вопрос о том, какой же почвой я был, сказать: Господи, помоги мне быть почвой плодоносной!
Из проповеди в Неделю 19-ю по Пятидесятнице
после литургии в Александро-Невском скиту
31 октября 2021 г.