«Публичная дискуссия – это метод, который реально работает»

Игорь Ашманов о цифровизации, «медийных животных» и современной проповеди

Часть 1: «Айтишники – благодатная аудитория для проповеди христианства»

Продолжаем разговор о тех вызовах, что стоят сегодня перед Церковью и обществом при форсируемой цифровизации, навязываемой всем нам; о выявлении правды и действии сообща в своей стране и в том зыбком и во многом пока токсичном и опасном интернет-пространстве, где пропадают наши дети и молодежь, а своего суверенитета Россия там так еще и не добилась. Это вторая часть беседы с одним из ведущих IT-экспертов России, членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, президентом компаний «Крибрум» Игорем Ашмановым.

Петля положительной обратной связи

– Игорь Станиславович, а можете привести какие-то удачные, на ваш взгляд, примеры миссии среди нецерковной аудитории?

Медийная популярность – это огромное искушение: людским мнением, славой, угождением толпе

– Я знаю не очень удачный пример, хотя начиналось все хорошо. В среде интеллигенции главным миссионером был в восьмидесятых и девяностых протодиакон Андрей Кураев. Он блестящий апологет христианства и очень многих привел к вере. Можно сказать, что частично и меня. Но он, как мне кажется, в начале нового века сгорел, спекся, его сожгла медийная популярность. Я это называю «превратиться в медийное животное» – когда известный блогер, который у всех на слуху, начинает питаться лайками-просмотрами, и это его затягивает, он начинает искать, что бы еще такое написать резкое, вытворить что-то необычно, чтобы было еще больше просмотров и лайков. И перестает видеть «красные линии». Это огромное искушение – людским мнением, славой, угождением толпе. Не новое искушение, но в новой форме, автоматизированное. Но я надеюсь, что отец Андрей Кураев к нам еще вернется. Он нужен Церкви.

– Миссионерский фронт, особенно в интернете, один из самых сложных.

– Медийная среда действительно разъедает личность. Я знаю – не в Церкви – достаточно большое количество таких «хайпожоров», «медийных животных» – некоторые, к сожалению, совсем уже безвозвратные. Поэтому церковным людям нужно здесь быть очень осторожными.

– А как это затягивание происходит? От этого можно обезопаситься?

– Человек начинает получать все больше лайков, просмотров, и это влияет на его психоэмоциональное состояние, на самоощущение, на самооценку. Создается зависимость, которая вгоняет просто в депрессию, если количество просмотров падает. Такой блогер понимает, что надо сейчас на камеру не только, условно говоря, присесть, а необходимо уже кувыркнуться, встать на руки, сделать колесо и так далее, чтобы следующая волна хайпа была больше предыдущей. Как при любой зависимости, здесь постоянно повышаются градус, дозы.

Так как сам я в это практически не втягивался, не могу эффективно рассуждать, какая тут может быть действенная техника безопасности. Точно так же, как я не страдал, например, от алкоголизма, и мне сложно рекомендовать какие-либо методы преодоления этой зависимости. Я не знаю, как именно люди в эту трясину попадают. Выводить оттуда должен кто-то, кто сам, наверно, все это прошел.

Основные правила, конечно, известны: воздержание, мера, рефлексия, обнаружение у себя признаков зависимости.

– Ладно, еще взрослый человек, наверно, может как-то отследить, отрегулировать время своего нахождения в сети, вовлеченность. А дети?

Дети особенно уязвимы, потому что у них нет этой самой рефлексии, они могут не чувствовать, что с ними происходит что-то не то

– Дети особенно уязвимы, не защищены, потому что у них нет этой самой рефлексии, они могут не чувствовать, что с ними происходит что-то не то. Это должны заметить родители и воспитатели. У ребенка есть несколько стадий цифровой зависимости, первые две-три из них обратимы, их можно распознавать по определенным признакам: первая-вторая – нервно ждет сообщений, не хочет отдавать смартфон, испытывает тревогу и не находит себе места без любимого устройства, тратит все больше часов в день за экраном; следующая – зависание в смартфоне влияет уже на здоровье, питание (худеет или, наоборот, толстеет), потом он уже ссорится с домашними, становится асоциальным. И так вплоть до неразличения реального и виртуального миров. На последних стадиях цифровой зависимости необходимы уже медицинская помощь и медикаментозное лечение.

– А медийную зависимость вообще лечат?

– А как таких «медийных животных» лечить, если они сами всего этого хайпа хотят и их от него «прет?» Это такой зыбучий из пикселей песок – вот некто на эту странную ниву ступает, начинает вести бложик, в комменты тут же или через какое-то время сбегаются восторженные почитатели и почитательницы, по крайней мере, таковых можно себе отобрать, а тех, кто спорит, критикует, высказывает свое мнение, – забанить.

Человек реально начинает верить в то, что он «вообще-то великий»…

А дальше уже затягивается петля положительной обратной связи: человек реально начинает верить в то, что он «вообще-то великий». Но этому люди во все времена были подвержены. Когда-то такого соблазна и Лев Толстой не смог избежать. В последние десятилетия жизни это был уже сошедший с ума старик, который не писал романов, а только распространял прокламации своих «прозрений» и считал, что весь мир им восхищается.

– И решил основать свою «религию»…

– Ну да. Отец Андрей Кураев, конечно, не делал таких заявлений, но он начал писать очень резко, провокативно, блокировать несогласных, начал борьбу с Церковью. Конечно, везде и всюду есть то, с чем можно побороться; вопрос в методах и состоянии борющихся. В конце концов, те его могучие силы, которые шли некогда на миссионерскую работу, а она и сегодня нужна, тратятся теперь непонятно на что.

Можно ли остановить «галопирующую» цифровизацию?

– Святитель Феофан Затворник предрекал, что будет некогда «что ни голова, то своя вера», – вот сейчас, судя по Интернету, нечто такое и происходит… Но люди верующие, адекватные боятся уйти в эту бесконечную болтовню в соцсетях, которая уже просто как информационный шум воспринимается. Жалко же на это тратить время?

– Это все верно. Сейчас соцсети во много построены как некие замкнутые комнаты, в которых люди «просаливаются» какой-то одной, часто радикальной, точкой зрения.

– И что с этим делать?

– Не знаю. Я бы все-таки устраивал какие-то большие события. Диспуты. Которые бы привлекали многих, выманивали из этих капсул. В первые века христианства, повторюсь, диспуты о вере были весьма распространены и это работало.

– Где сейчас такие диспуты – конкретно на каких площадках – устраивать? И как их лучше проводить?

– Надо подумать. В телевизоре, в Ютубе – это точно. Это уже делается, у церковных проповедников и полемистов миллионы просмотров. До недавнего еще времени покойный отец Димитрий Смирнов очень хорошо мог держать аудиторию, сейчас отец Андрей Ткачев необычайно популярен. Отец Федор Лукьянов регулярно выступает, Владимир Романович Легойда с его «Парсуной», журналом «Фома». Полемисты в Церкви есть, нужно сделать так, чтобы их выступления «заходили», чтобы это не было разговором между своими, – только с духовными чадами, прихожанами.

– Реплики, рассуждения тех же отца Димитрия, отца Андрея в мессенджерах то и дело пересылают, смотришь под грифом «Часто пересылаемое».

– Но я не знаю, кто их пересылает: уже верующие или еще нет?

– Отца Андрея Ткачева и невоцерковленные пересылают.

– Это хорошо. Так как для неверующего вообще-то человек в рясе сразу отторжение вызывает. «С крестом на пузе – ой, все!» Поэтому надо придумывать какие-то массовые форматы, не создающие такого порога вхождения. Пусть бы хотя б темы были, цепляющие всех и каждого.

– Например?

– Надо звать цифровизаторов на диспуты. Где-нибудь на общественных площадках, от которых трудно увернуться. Цифровизаторы уклоняются от обсуждения общественных вопросов, социальных последствий цифровизации, ее нравственных аспектов. А нужно заставлять их говорить об этом.

– Сейчас, когда в Сбербанке переоформляешь карточку, там фотографируют лицо, еще и моргнуть в планшет надо. Это что?

– Не надо давать фотографировать лицо. Это биометрию снимают. Это большой риск, потому что будет следующий вал мошенничеств уже с биометрией.

– Многие сейчас уже считают, поскольку это мнение навязчиво у людей формируется: все равно всю эту цифровизацию не остановить. Это так?

– Если так думать, то точно не остановишь.

– А как можно?

– Создавать общественное движение, формировать общественное мнение, действовать силами гражданского общества. Придавать общественный вес этой теме. Искать союзников – например, родительские ассоциации.

– А какой-то шаг назад возможен для тех, чьи биометрические данные сняли?

– Где-то это все уже навсегда осело. Вопрос в том, как эти данные будут использовать. Кроме того, их нужно регулярно актуализировать. Лучше не давать и дальше «разводить» себя на то, чтобы «удобно» проходить в транспорт по лицу и так далее. Выйдет это «удобство» боком.

Другое дело, что цифровизаторы непременно попытаются сделать сдачу биометрии и других персональных данных обязательной. С этим нужно бороться, в том числе гражданским неповиновением.

Главное не война, а миссионерская деятельность

– Но вот позвать условного Грефа, а дальше что?

– Пусть с ним публично поговорит кто-то из владеющих словом отцов. Есть же много серьезных социальных и нравственных вопросов, на которые у цифровизаторов нет готовых ответов. Эти интеллектуальные бои надо выигрывать.

Прямо и открыто говорить про цифровизацию, про социальные рейтинги, про попытки на всех собрать данные. Не про «число зверя» и «чипизацию» – нельзя давать пасы тем, кто считает верующих глупыми мракобесами. А про то, что касается нас всех, независимо от конфессии: про права человека, как быть с тем, что граждане не хотят, чтобы все данные о них были собраны цифровизаторами, и так далее.

Обычно медийные деятели не выдерживают прямого обсуждения, они не привыкли, что им кто-то публично возражает

У меня, например, в этом году было несколько острых публичных дискуссий с разными медийными персонажами, продвигающими безоглядную «прогрессивную» цифровизацию. Обычно эти медийные деятели не выдерживают прямого обсуждения, они не привыкли, что им кто-то публично возражает; существуют они в очень комфортном медийном пузыре, специально организуемом. На поверку у них нет системы убеждений и никаких аргументов дальше пары первых реплик, в результате публичной дискуссии они зачастую публично теряют лицо, невольно раскрывают свои реальные мотивы и ценности.

А потом ролик с дискуссией оказывается в сети, и их накрывает волна народного возмущения. Для них это шок – они привыкли к контролируемой медийной среде, так что обычно даже не могут понять: как это народ может возмущаться, да и что это за «народ» такой. Им кажется, что это какая-то специально организованная «атака» на них.

Публичная дискуссия – это метод, который реально работает. Вообще, я ни разу не видел, чтобы открытое обсуждение проблемы, вынос ее на публику как-то чему-то повредило, всегда только положительный результат – происходила очистительная гроза.

– Но известно же, что тех миссионеров, кто активен в сети (и не играет и в те, и в другие ворота) сразу начинают банить, удалять аккаунты, ютуб-каналы… И что делать? Вы же сами говорили: не мы выбираем, втягиваться нам в эту войну или нет.

– Чтобы вести информационную войну (хотя это неправильная риторика для Церкви, по-моему), в частности, устраивать такой миссионерский поход в соцсети, надо все стратегически планировать. Так просто, на локальном уровне действий – что тут посоветуешь? Ну, разговаривать. «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10: 23), – так же и с соцсетями. Но, чтобы планировать серьезные, стратегические шаги, нужны какие-то исследования – хотя бы разобраться: кто там в Интернете, какие страты общества, о чем и с кем можно говорить?

Во-первых, надо изучать «социальный ландшафт» – где та аудитория, условно говоря, сомневающихся, которых миссионерством можно обратить к вере? Стоит ли, например, заходить с проповедью в группы «чайлд-фри» или уже нет, безнадежно? А к радикальным феминисткам? Это все надо анализировать, продумывать, решать. Может быть, походить в эти радикальные сообщества – провести «разведку боем».

Во-вторых, нужно определиться, какие мы берем сообщения, какие смыслы сейчас актуальны и как их в те или иные сообщества нести. Можно же рубить с плеча: вы все дураки и не лечитесь, а Иисус Христос и отцы наши заповедовали нам то-то и так-то, это истина и все. Но это давно уже не работает в этой среде. А можно ведь и как-то косвенно, непрямо подходить к проблемам: «Вот вы уверены, что в Церкви одни ретрограды и луддиты? А смотрите, вот у нас в пятницу будет весьма крутая дискуссия, где разговаривают об очень сложных вещах, о новых технологиях, присылайте вопросы». Дураков или профессиональных провокаторов, которые будут троллить и задавать откровенно глупые вопросы, можно как-то по возможности отсеять, а с остальными общаться. То есть необязательно действовать, что называется, в лоб. Можно говорить о том, о чем собеседник сейчас расположен говорить, находить какие-то точки соприкосновения. Не нужно переходить на площадной, базарный язык, компрометировать догмы, но приноравливаться к уровню понимания и потребностям аудитории все равно необходимо.

Миссионер, хочет он того или нет, вынужден выходить за рамки догматически осмысленного и утвержденного. Хотя бы потому что там находится огромное население нашей страны, и они все мыслят и живут на другой волне, говорят иначе. До них надо добираться, дотягиваться как-то, идти к людям.

– Собственно, это и заповедано: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк. 16: 15). Просто ситуация по итогам XX века внутри самой нашей страны такова, что и далеко ходить не надо – есть с кем благой вестью поделиться.

– У тех же родительских масс, которые уже объединяются в ассоциации, есть сейчас, например, острая тревога по поводу навязываемой цифровизации образования. Пускай это в том числе и неверующие люди, но будущее собственных детей их в любом случае беспокоит, риски цифровизации они видят. И здесь Церковь может выступить в качестве их союзника. Но без стратегического плана – куда и с каким контентом миссионерам Православия идти – не обойтись.

Надо действовать, разрушая социально опасные стереотипы

– А какого контента относительно Церкви сейчас в информационном пространстве не хватает?

– Чего-то, что касалось бы жизни большинства населения, как-то соприкасалось бы с тем, что их волнует, с их интересами. А когда рассказываются, например, истории из житий святых… – что на это скажет программист или автослесарь? «Да ладно, что за байки?» Это все слишком для многих непостижимо и высоко, еще и совершенно чуждым, непривычным для них языком излагается. «Ну, не хочу я это слушать, и все», – естественная их реакция.

У нас в стране многие не догадываются, в каких масштабах Церковь занимается, например, благотворительностью. Об этом надо рассказывать

У нас же в стране многие и не догадываются, например, что Церковь занимается благотворительностью, даже и не подозревают, как и в каких масштабах Церковь это делает. Они просто не в курсе и все. А какие-нибудь там зачастую сомнительные фонды – пиарятся в каждой ленте в Фейсбуке, во всех интернет-СМИ. И вся страна уверена, что у нас ужасно страдают больные дети, которыми никто не занимается, так что приходится вот всем миром собирать. А чем такие фонды занимаются на самом деле, как там все в реальности устроено – это зачастую публике неизвестно.

Я пару раз даже проверил истории со сбором денег: вот просят 6 миллионов рублей на то, чтобы семилетнему мальчику пересобрать мочеточник, который у него не сформировался с детства. Я спросил знакомого уролога, доктора медицинских наук, он один из ведущих специалистов в этой области, завотделением. И он мне отвечает: «Очень странно. Операция сложная, точнее, даже это серия операций. В нашем центре мы эти операции делаем. Но они стоят 700–800 тысяч. И почему они в 7 лет ему эту операцию собираются делать? Это надо было делать в два-три года». Я тогда спрашиваю: «А почему они собирают 6 миллионов рублей? По какой причине?» – «Два варианта: либо обязательно требуют делать за границей, на что нет никаких оснований, так как такие операции делаются и у нас; либо это один конкретный медицинский центр здесь, который имеет цены выше в три-четыре раза на все, – это, что называется, пафосная медицина для новых русских». То есть люди в фонде вместо того, чтобы собрать 700 тысяч на нормальную операцию, объявляют сбор на сумму, в восемь с половиной раз превышающую необходимую. Может быть, там действительно родители захотели, чтобы во что бы то ни стало за рубежом сына прооперировать, а фонду и выгодно: он же минимум 20% с каждой суммы официально себе берет на администрирование.

А про благотворительность Церкви в народе – не слышно.

– И в целом это все создает такой депрессивный настроенческий фон по поводу жизни в таком государстве, в котором даже дети никому не нужны?..

– Да, а начни разбираться, тут же выясняется, что этот ребенок давно прооперирован на государственные деньги, но сейчас почему-то решили, что только в Израиле ему смогут наконец-то помочь. Это во-первых. А во-вторых, мне как-то рассказывал знакомый, он вчитался в отчет одного такого фонда, так там прямо черным по белому написано, что 80% ушло на административные «нужды», а остальное, разве чтобы галочку поставить, потратили на детей. А у граждан создается ощущение, что только в этих фондах и сосредоточены хорошие, добродетельные люди, которым единственным в стране есть дело до больных малышей, да мы еще всем миром жертвуем, а вот в Церкви, мол, попы жируют, разъезжают на мерседесах и так далее. Как вот до этих людей достучаться? Им надо рассказывать про то, что Церковь реально делает. Почему Церковь не продвигает свои фонды?

Мне эти темы видятся основными для миссии сегодня: благотворительность, Церковь и наука, Церковь и технологии

Мне эти темы видятся основными для миссии сегодня: благотворительность, Церковь и наука, Церковь и технологии. Но любой разговор надо еще так подать, так «раскрутить», чтобы он увлекал слушающих.

– Такие обсуждения, где появляется интрига, противодействующая сила, которая, по крайней мере, берется в расчет, всегда и интересны. Или где есть конфликт, который доводится до разрешения. И ведь необязательно при этом вести какие-то острые споры с оппонентами? Истина, известно, сама себя защищает. Только бы ее не заглушали криками и баталиями.

– Почему бы, например, не позвать лучших наших ученых, физиков. Но верующих – таковые имеются в определенном количестве. И поговорить с ними – пусть расскажут о соотношении веры и науки в их жизни. Нужна целая программа. А я не знаю, кто в Церкви этим занимается? Есть такие люди? Возможно ли выделить средства на такую программу? Или мобилизовать административный ресурс, чтобы получить под нее президентский грант, например. В Церкви наверняка есть люди, которые понимают, как надо действовать. Но почему их не видно в медийном пространстве?

С Игорем Ашмановым
беседовала Ольга Орлова

11 ноября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Игорь Ашманов: «Айтишники – благодатная аудитория для проповеди христианства» Игорь Ашманов: «Айтишники – благодатная аудитория для проповеди христианства» Игорь Ашманов: «Айтишники – благодатная аудитория для проповеди христианства» Игорь Ашманов: «Айтишники – благодатная аудитория для проповеди христианства»
Нашему обществу сегодня пытаются навязать новую технологическую квазирелигию, нового языческого бога.
Человечность в цифровизируемом обществе сжимается как шагреневая кожа Человечность в цифровизируемом обществе сжимается как шагреневая кожа
Ольга Орлова
Человечность в цифровизируемом обществе сжимается как шагреневая кожа Человечность в цифровизируемом обществе сжимается как шагреневая кожа
Ольга Орлова
Они пытаются навязать нам «бога технологии», который якобы даст всё, что обещало христианство, только не в будущем веке, а здесь и сейчас.
Остаться христианином в эпоху глобальной цифровизации Остаться христианином в эпоху глобальной цифровизации
Герман Бондин
Остаться христианином в эпоху глобальной цифровизации Остаться христианином в эпоху глобальной цифровизации
Герман Бондин
О тотальном цифровом контроле говорят давно. Под прицелом оказывается не только личная жизнь граждан, но и их религиозные, культурные, семейные ценности. Реально ли этому противостоять?
Комментарии
НН18 ноября 2021, 15:50
Алла15 ноября 2021, 00:13, Я тоже точно не вспомню слов, но вот тон того поста и впечаление от него - вспомнила... Простите меня, но сейчас свой пост от 14 ноября 2021, 13:17 я написала в надежде на то, что Вы задумаетесь, что если даже посторонние люди так реагируют и вспоминают ничего не значащие для вас слова, то как могут воспринять близкие люди. Да, Вы что-то говорите не со зла, но было бы хорошо помнить, что в иных ситуациях "Слово-серебро, а молчание-золото". Точно безпроигрышный вариант. Простите ещё раз и всего вам доброго. Нам всем надо быть поделикатнее и потактичнее, а то виртуальеое общение некоторых развращает. Это я о себе.
Елена О.17 ноября 2021, 20:52
Вадим17 ноября 2021, 16:14 Обе приведенные цитаты(моя и Василия) из одной и той же статьи, и она не имела отношения к "прорывам".
Вадим17 ноября 2021, 16:14
Елена О.17 ноября 2021, 11:34 "Позднее Алексеенко сообщила РИА Новости, что ситуация с отстранением от работы непривитых сотрудников завода ("Прогресс") стала результатом непродуманных решений руководителей предприятия". Это прорыв)) Что оптимизаторы всегда ловко находят крайних среди нижестоящих управленцев это уже аксиома. Но кто же так "непродуманно" назначает этих нерадивых управленцев, постоянно принимающих такие "непродуманные решения"?
Елена О.17 ноября 2021, 11:34
Бедный теоретик Антоний!) Для практика Василия:"Позднее Алексеенко сообщила РИА Новости, что ситуация с отстранением от работы непривитых сотрудников завода ("Прогресс") стала результатом непродуманных решений руководителей предприятия. Приказ при этом отменили, уточнила она."
Василий 16 ноября 2021, 22:07
Антоний, вы ведь вроде как имеете какое-то отношение к авиастроению, хоть и отдаленное. Так вот о "прорывах" в нашей с вами отрасли. Из сегодняшних новостей: "Непривитых сотрудников авиазавода «Прогресс» отстранили от работы. Работы на предприятии остановлены". Напомню что арсеньевский "Прогресс" это один из немногих недобитых оптимизаторами авиазаводов, остававшийся на плаву. Но видно очередь дошла и до него. А так то конечно очень хорошо что некоторым теоретикам повысили оклады. Они теперь поют осанну начальству.
Андрей16 ноября 2021, 19:35
Елена О.14 ноября 2021, 12:44 "не считаю, что радоваться возрождению некоторых отраслей в стране - НЕКРАСИВО." А какие отрасли в стране "возрождаются"? Может речь тут идёт о повышении зарплат отдельным сотрудникам умирающей отрасли? Иногда радость от повышения зарплаты себе любимому затмевает всё остальное. В том числе реальный развал отрасли. Так уж падший человек устроен...
Алла15 ноября 2021, 00:13
Катарина, НН, ну ничего себе, никак не могла подумать, что моё сообщение до сих пор помнят)) Я сама уже забыла подробности. На самом деле, верьте или нет, но я просто такой человек, что когда у меня случается что-то плохое, то я ищу примеры, где у других все хорошо, чтобы утешиться. Если проблема в личной жизни, то читаю про счастливые браки, творческий кризис - читаю про заслуживших признание деятелей искусства, проблема с финансами - читаю про богатых. Как-то так. А вот примеры того, что не только у меня, но и у других дела идут плохо - вгоняют в уныние. Мне нужны обратные позитивные примеры. Касаемо Антония - он вполне законно радуется, что в ЕГО отрасли и ЕГО жизни все наладилось.
НН14 ноября 2021, 13:17
Алла:/ Хотя я не понимаю, почему человеку можно только жаловаться, а поделиться чем-то хорошим- нет/- У Вас действительно проблема... Делиться хорошим просто необходимо, только хорошо бы знать место и время... А у Вас в том посте "Пир во время чумы" нарисовался, ворос в том, вольно или невольно. Хоть это Вас никак не оправдывает в глазах читающих, взрослому человеку хорошо бы уж если не чувствовать, то знать уместность излияния радости-горя. Простите, но отношение к тому посту и к Вам(что неправильно, осуждается грех(оплошность), а не человек) Вы устроили/спровоцировали. И потом, судя по постам, Вы с Антонием совершенно не похожи, а скорее - противоположны друг другу. Но мы любим вас обоих!
Елена О.14 ноября 2021, 12:44
Н13 ноября 2021, 19:29 Я в своем уме). И нормально отношусь к смене власти. Тем более, что в своей жизни ещё не встречала людей абсолютно довольных властью или начальством. Но в то же время не считаю, что радоваться возрождению некоторых отраслей в стране - НЕКРАСИВО.
Руслан, Украина14 ноября 2021, 00:43
Спасибо за статью! Прошу прощение, что не по теме, но друзья помолитесь, пожалуйста, за упокой раба Божьего Гиви. Был хорошим и добрым человеком, но у которого была очень тяжёлая судьба, но он не озлобился. Он умер в ночь с 13 на 14 ноября прошлого года. Для меня он был примером смиренного и добродушного человека. Помолитесь за него, пожалуйста, если не трудно.
Игорь13 ноября 2021, 23:17
Алла, всегда и при любом режиме, и при Сталине, и при Гитлере, были люди которым хорошо живётся. Чего не скажешь о большинстве граждан. Это так, к слову
НН13 ноября 2021, 22:47
И.13нояб,15:13, Согласна со всем, что Вы написали, только добавлю, что цифра очень помогает тырить деньги(и не только у пенсионеров),остаться без жилья(бумажные сертификаты совсем отменили?), электронная подпись делает чудеса для мошенников. Про стекловолокно в удалённые уголки нашей Родины поговорили,программу написали,деньги выделили- выполнили? Может, я что-то пропустила? Может,уже во всех сельских школах и вокзалах в райцентрах и небольших станциях,канализация есть,а не выгребные ямы? Газ всюду проведён? Лично я знаю только три реформы, доведённых до конца: милицию переименовали в полицию -раз; ввели ЕГЭ- два, сократили количество коек в горбольницах и ликвидировали больницы в сёлах-три.
Марина13 ноября 2021, 20:24
Антоний пишет "Сейчас, когда в Сбербанке переоформляешь карточку, там фотографируют лицо, еще и моргнуть в планшет надо. Это что?" - это неправда. А я отвечу, что это правда. В Сбербанке фотографируют в обязательном порядке при выдаче карты или оформлении ипотеки. Меня фотографировали не один раз. Иначе карточку не выдают.
Н13 ноября 2021, 19:29
Алла, а с чем Вы согласны с Еленой О? Она привела цитату Анатолия, а приписала её Антонию. По- моему она всё перепутала и никто здесь Антония «нерукопожатным» не объявлял. Иногда читаешь некоторые комментарии и удивлению нет предела. Здравый смысл, к сожалению, отсутствует даже у очень образованных комментаторов. Тут на ум приходит произведение:”Горе от ума».
Владимир13 ноября 2021, 17:30
Дорогой Антоний, ваши безудержные славословия президенту напоминают всем известное "спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство". Иногда кажется что вы так издеваетесь над властью, или, как сейчас говорят, "троллите". Если же вы пишите всё это серьёзно, то надо бы как-то по умереннее с верноподданическим восхвалением начальства). "Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего" (Притчи 27:14)
Катерина13 ноября 2021, 16:57
Алла13 ноября 2021, 10:53 -- нет, Алла, Вы сформулировали тот текст иначе, я его помню хорошо. Вы в довольно несдержанных, даже несколько хвастливых тонах написали, что коронавирус пошел ВАМ на пользу, ВЫ получаете проекты, и деньги ну прямо сыпятся с неба. Неужели игра в компьютерные игры редуцировала социальные инструменты личности до такой степени, что до человека не доходит, что, находясь в здравом уме, не рассказывают подробности потерявшим работу людям, запертым в крошечных малогабаритных домах с детьми, родителями-пенсионерами и единственным компьютером на всю семью, на котором и хомофис, и уроки онлайн - о черной икрой на серебряном подносе к завтраку? По тонкому льду ходите.
И.13 ноября 2021, 15:13
НН12 ноября 2021, 22:29 Молодежь это уже не одно поколение, воспитанное компьютерами, у них выработались рефлексы, нажал кнопку - получи ответ. К людям требование как к компам, задержка на 10 секунд для обдумывания ответа вызывает раздражение. А если не могут найти "кнопку" - катастрофа, мир рушится. Недоверие к власти, потому что по делам судят, а не по словам. "Провести цифровую трансформацию всей страны" почему-то свелось к оцифровыванию личности, собранные данные "утекают", аферисты всех мастей множатся как дрозофилы, а "цифра" в их случае почему-то бессильна, хотя сбор данных (требуемый объем постоянно увеличивается) проходит, якобы, для безопасности законопослушных граждан.
Алла13 ноября 2021, 10:53
Елена О., согласна. На меня тут тоже один раз очень жестко напали, когда я сказала, что мне в России живется хорошо даже при коронавирусе. Типа это неэтично. Хотя я не понимаю, почему человеку можно только жаловаться, а поделиться чем-то хорошим - нет.
В. С. 13 ноября 2021, 10:11
ДМ11 ноября 2021, 15:36 //Антоний, Вы преподаете в вузе, но явно далеко от реальных проблем Отечественной промышленности. Каким образом Вы предполагаете строить сверхдержаву с затягиванием гаек? Вы вообще представляете себе, как устроена наша налоговая система? Именно она вкупе с вашими гайками добивает экономику, закрывает отечественные предприятия и мешает развиваться им, даёт жить лишь гигантам от олигархии, проданным западу// Подпишусь под каждым словом. Идёт планомерное добивание оставшихся предприятий. И всё это под бравурную патриотическую риторику.
Любовь 13 ноября 2021, 07:09
Спаси,Господи за статью.Есть над чем поразмыслить.По поводу отца Андрея не согласна.Сколько не пыталась объективно найти его неправоту, чтобы оправдать или понять хотя бы травлю на него наших православных братьев и сестёр-не нашла.Ничего против Истины-не нашла.Так же не согласна,что на дебаты нужно отправлять тех, кто набирает миллионы просмотров.То есть, если,человек говорит,то что нравится большинству -есть хорошо и нужно продвигать?Или стиль может быть хорош,или харизма прекрасная?А послушать,конкретно, о чём говорит проповедник, о Христе ли? Или может быть о том,что мир держится на людях,у которых во дворе порядок и значит в душе порядок? Об этом говорит,отец Андрей Ткачёв,к примеру.
Елена 12 ноября 2021, 23:44
Антонию. В феврале 2020 в Воронеже в сбере перевыпускала свою карту. На планшет сотрудник сбера записала, как я называла цифры от 1 до 10. Жалею, что не отказалась
Иоанн12 ноября 2021, 23:44
Елена О.12 ноября 2021, 16:35 "Выглядит как мнение Антония. И не надо его "нерукопожатным" объявлять." Где же вы это увидели, что кто-то кого-то нерукопожатным объявляет? Это вам привидилось. Почему вам такое видится - другой вопрос. А по сути Анатолий совершенно прав. "Прорыв" у нас наблюдается только в области завинчивания гаек. И совершенствования технологий контроля над человеком.
НН12 ноября 2021, 22:29
Дорогой брат Антоний, мне нрвится ход ваших мыслей, но несколько смущает, что: ни один указ президента и госпрограмма не выполняются до конца, о чём сам президент говорит на различных совещаниях. А если и что-то выполняется, то с огромным перерасходом денег и срывами сроков(напр, космодром "Восточный", стадион в Питере...). Старшее, советское поколение приучено "ждать и догонять", а молодые, воспитанные потребителями, хотят всего и сразу, ничего не давая государству и требуя от него всего. Не все, слава Богу, но кто знает, сколько уже отравлено... И ещё оч беспокоит тотальное недоверие власти, мы даже тему прививок превратили из медицинской в политэкономическую. Народ не доверяет всем! Увы.
Ольга12 ноября 2021, 16:40
Сегодня прочитала: «мать святых Космы и Дамиана – преподобная Феодотия – воспитала своих сыновей в вере и благочестии, передав им свою горячую любовь к Богу». Ключевые слова - « передав им свою горячую любовь к Богу». Мы верим в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь и хотим ее защитить, но наверное фокус усилий должен быть на исповедании Христа и проповеди его учения, что будет действенным только при наличии горячей любви, а дальше - см. Притча о сеятеле.
Елена О.12 ноября 2021, 16:35
/"Ежедневно растущие на всё цены опускают большую часть простого населения страны на грань выживания. Возможно лично вы получаете от государства сытный паёк. Но в голодное время такая неприкрытая лесть в адрес властьпридержащих, ВЫГЛЯДИТ КАК ТО СОВСЕМ НЕКРАСИВО"/. Выглядит как мнение Антония. И не надо его "нерукопожатным" объявлять.
И.12 ноября 2021, 14:57
Будут иметь цифровизаторы по итогам публичной дискуссии бледный вид. И что? Бразды правления им вручили, правила "игры" устанавливают они. Протесты временно ограничивают их на их же поле, где они на шаг отступят, потом на десять вперёд продвинутся. Альтернативы на сегодня нет, чтобы люди делали выбор, а не тратили силы на борьбу на чужом поле. Все банки фото предлагают делать, пока можно отказаться, что у нового поколения управленцев вызывает искреннее недоумение, мол, счастья своего не понимаете. Они уже ТАК думают, любые ограничения для них "мракобесие" и неудобное препятствие, не больше. Другую систему создать есть у кого-нибудь желание и ресурсы, включая административные?
Анатолий12 ноября 2021, 01:01
Антоний11 ноября 2021, 01:23 "Государство затягивает гайки, жмёт неплательщиков налогов...Осталось запретить ненавистный дистант - и вот оно, счастье!" Антоний, ваши восторженные дифирамбы властям смешно было бы читать, если бы не было так грустно. Гайки государство затягивает совсем не там где надо. Затягивают пояса на простом люде, а приближённые к власти олигархи в очередной раз удваивают свои доходы. Ежедневно растущие на всё цены опускают большую часть простого населения страны на грань выживания. Возможно лично вы получаете от государства сытный паёк. Но в голодное время такая неприкрытая лесть в адрес властьпридержащих, выглядит как-то совсем некрасиво
Виктор11 ноября 2021, 22:38
Мне тоже кажется, что цифровизацию уже не остановить. Посмотрите, у всех в руках смартфоны, мало-мало у кого кнопочный телефон. И что говорится: люди сами сделали этот выбор. А то, что теперь фактически каждый человек может быть взят под контроль (система пропусков, все эти QR-коды - ведь теперь это всё уже может действовать на постоянной основе; сюда же добавим дистанционное образование - кто знает, надолго ли оно затянется), ну так что же, говорят, никто насильно не заставлял вас покупать компьютеры, ноутбуки, смартфоны. Вы говорите, надо сопротивляться, чтобы в Сбере тебя не фотографировали? - Нас уже давно сфотографировали и засняли в Zoomaх и др. вещах. Простите, может быть, сумбурно
НН11 ноября 2021, 18:57
Катерина:/Слово Истины не должно расходиться с делами миссионера/- В точку!Как в семье ребёнок воспитывается личным примером родителей,а не нотациями,так и в Церковь миссионеры(это и прихожане,и священство,и архиереи) не зазывают словами,а пропагандируют христианство своей ежедневной жизнью. И да,если плод(душа) не созрел- никакой Кураев не убедит придти в храм. Очень ценю неравнодушие и желание Игоря Станиславовича изменить нашу жизнь. "Критикуешь- предлагай,предложил- делай,делаешь- отвечай"- это о нём. Цифра,конечно,хорошо,но бумага -безопаснее и надёжнее; письма,документы и др на бумаге в архивах сохраняются не одну сотню лет,а как будет с электронными носителями? А тотальный сбой?...
ДМ11 ноября 2021, 15:36
Антоний, Вы преподаете в вузе, но явно далеко от реальных проблем Отечественной промышленности. Каким образом Вы предполагаете строить сверхдержаву с затягиванием гаек? Вы вообще представляете себе, как устроена наша налоговая система? Именно она вкупе с вашими гайками добивает экономику, закрывает отечественные предприятия и мешает развиваться им, даёт жить лишь гигантам от олигархии, проданным западу
ИН11 ноября 2021, 11:49
"ни разу не видел, чтобы открытое обсуждение проблемы, вынос ее на публику как-то чему-то повредило" Да ладно? Я мало что смотрю, но видел диспут между Задорновым и лингвистами. И клоун в мнении публики "переиграл" ученых - да!:(
Юрий11 ноября 2021, 10:54
Катерина11 ноября 2021, 09:54 Попробую расширить Ваше представление об истории церкви и о диаконах в частности. Диакон Афанасий (будущий Афанасий Великий) в 325 году он сопровождал епископа Александра в качестве секретаря на Первый Никейский собор, где активно участвовал в спорах о природе Христа, отстаивая его единосущность — эти споры привели к формулировке Никейского Символа веры, авторстве которого в некоторых позднейших источниках ошибочно приписывают Афанасию.
Любовь11 ноября 2021, 10:49
«Не надо давать фотографировать лицо». А есть ли возможность переоформить карточку, не предоставляя лицо для фотографии?
Катерина11 ноября 2021, 09:54
Что касается павшего Кураева - до революции диаконы знали свое место и не миссионерствовали. Если посмотреть список наших святителей - большая часть их не только монахи, но монахи с Дарами Святого Духа. Богословы были минимум профессора с университетским образованием. Зачем же высылать на битву диаконов, да к тому же малообразованных, выросших в среде нерелигиозной? Там ни традиции веры даже, ни тем более крепости духа. Конечно, такие падают сраженные один за другим, вообразив себя невесть кем.
Катерина11 ноября 2021, 09:50
Из личного опыта - если душа уверена, что "церковники на мерседесах ездют", какой-нибудь митрополит, давший при пострижении обет нестяжания, катается как сыр в масле в испанской недвижимости, а "ихний" Патриарх настойчиво "сверкает дорогущими золотыми часами" (и то, и другое частично верно), то хоть пойте, хоть на голове стойте в миссионерской позе, все бесполезно, дверь души останется закрыта для миссионеров. Слово Истины не должно расходиться с делами миссионера.
Татьяна 11 ноября 2021, 08:57
Игорь Станиславович, браво! Очень правильная мысль про дискуссии. Хорошо бы реализовать. Начать можно с малого. Родители. Нужна ли цензура в интернете для детей?
Александр11 ноября 2021, 08:07
Как не странно это осознавать, но во многом он прав. Прочитав первую часть, мне не понравилось, много пафоса и своего решения, в том числе и с языком (в Украине эту проблему уже решили, ПЦУ Константинопольского патриархата служба идёт на украинском языке). Но прочитав вторую часть, я как завсегдатель телефона и уже есть какая-то зависимость, увидел, что чиловек реально этим живёт и реально хочет что то сделать. Там видно как Игорь предлагает пути решения, и расказывает как решить много проблем, но как и все мы не можем это решить в одиночку, тоесть он это осознаёт, и не ставит себя воглаве, а пытается подсказками направить людей в нужное русло. Спасибо Игорю за новый взгляд и новые решение.
Константин Кременецкий11 ноября 2021, 08:02
Пример с Толстым любопытен. ТОлько не надо принимать его за сумасшедшего. Толстой прекрасно понимал, что он делает. Он стремился к такой славе и ценил ее. А то, что он с возрастом стал меньше писать, так это часто случалось и не только с ним, и к делу не относится.
Александр С. Игорю Ашманову11 ноября 2021, 03:10
Давайте создавать общественные движения, давайте вызывать цыфровизаторов на диспуты и т.д. и как-то шевелиться в этом направлении, потому,что они шевелятся, и очень активно и успешно. А мы сидим и думаем: "Да ладно, обойдётся". 105 лет назад наши прадеды тоже так думали. Не обошлось! Но кто-то должен организовать это движение. Начните и народ обязательно его поддержит. А начать необходимо с электронного дневника в школах.Его использование должно быть добровольным, а не "добровольно-принудительным" как сейчас! Именно этот крючок и не даёт вырваться из интернета детям и их родителям. И это сегодня огромная проблема!Вы ближе к власти - помогите!
Антоний11 ноября 2021, 01:43
P.S Насчёт биометрии - как дополнительное средство идентификации она полезна, но не должна быть единственным средством. А насчёт того, выйдет ли боком, - хотелось бы конкретики, как именно украденные хэши от Face Pay выйдут боком? Конкретный пример их использования злоумышленниками. P.P.S. Низкий поклон Владимиру Владимировичу, за верно выбранное направление развития России: "В наступающее десятилетие нам предстоит провести цифровую трансформацию всей страны, всей России, повсеместно внедрить технологии искусственного интеллекта, анализа больших данных". Как всегда - в точку! Мы, Патриоты, с Вами! Вместе мы сделаем Русь величайшей гипердержавой мира, духовным, военным, экономическим лидером!
Антоний11 ноября 2021, 01:23
"Сейчас, когда в Сбербанке переоформляешь карточку, там фотографируют лицо, еще и моргнуть в планшет надо. Это что?" - это неправда. Я перевыпускал кредитную карту в ноябре, ничего не фотографировали, и моргать никуда не нужно. Здесь другая проблема - нет кредитных карт "Мир". На дебетовые мы давно перешли всей страной, с кредитными дела обстоят иначе. Впрочем, главное радует: Государство затягивает гайки, жмёт неплательщиков налогов, борется с иноагентами, импортозамещает вражеское программное и аппаратное обеспечение, щедро вкладывает в Науку и Образование. Осталось запретить ненавистный дистант - и вот оно, счастье!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×