По следам Костромской трагедии

12 января на портале Православие.Ru была опубликована небольшая статья «Мы снова прошли мимо», в которой автор предложил читателям осмыслить трагическое событие, произошедшее в Костроме, взглянув на него со стороны реакции общества. Речь шла не о запоздалой реакции на совершенное уже страшное преступление, а о реакции на начало преступления, когда его еще можно было предотвратить. Автор хотел донести до читателей ту простую мысль, что здоровое общество, в котором его члены чутко и с участием относятся к окружающим, едва ли допустило бы подобное страшное убийство ребенка, поскольку началось оно при свидетельстве нескольких лиц, оставшихся в этой ситуации, увы, безучастными.

Вскоре после публикации последовала и реакция читателей в виде комментариев к этой статье. Откровенно скажу, некоторые комментарии меня как автора статьи привели в недоумение. Показалось, что, с одной стороны, некоторые комментаторы, увлеченные пафосным обличением позиции автора, потеряли долю рассуждения, сместили акценты и повели дискуссию совсем в ином направлении, чем это предполагал я. С другой стороны, возможно, что и я как автор не вполне раскрыл свою позицию, что и открыло возможности для разнообразных поверхностных истолкований.

Что ж, и тот, и другой момент сподвигают меня к тому, чтобы лучше изъяснить свою позицию, в правоте которой я убежден, и ответить на те возражения и даже обвинения, с которыми обратились ко мне некоторые из комментаторов.

Я искренне считаю, что все мы несем определенную ответственность за случившееся и все мы, по сути, прошли мимо

Во-первых, сразу поясню то, что все-таки для многих читателей статьи, думаю, было и так понятно. Никакого намерения осуждать как костромичей в целом, так и отдельных жителей этого замечательного города у меня, разумеется, не было. На примере жителей Костромы (ведь именно там произошла трагедия) я описал ту духовную болезнь, которая, увы, поразила очень многих из нас, независимо от того, в каком городе мы проживаем. При этом я вовсе не исключал самого себя из членства в нашем больном обществе, как попробовал меня обвинить один из комментаторов, о чем говорит и само название статьи. Я искренне считаю, что все мы несем определенную ответственность за случившееся и все мы, по сути, прошли мимо. Если не в этой, то в другой ситуации. И еще полтора века назад нам об этом говорил наш замечательный Федор Михайлович Достоевский: «Всякий из нас пред всеми во всем виноват, а я более всех» («Братья Карамазовы»).

Идем далее. Более всего в комментариях меня изумила уверенная идентификация тех двух преступников с отцом и братом несчастной девочки. По умолчанию была принята мысль, что вполне естественно было принять их за ее ближайших родственников, и в таком случае вмешаться в эту ситуацию – значит «усомниться в праве отца с другом нести плачущего ребенка под мышкой», как рассуждает один из комментаторов. Другой комментатор вторит ему: «Отец и брат несут девочку домой. С елки, например». При этом оба комментатора даже не замечают, что говорят, может, о какой-то иной ситуации, но только не об этой. В том-то и дело, что в случае с погибшей Вероникой было совершенно очевидно, что это никакой не отец! Два бомжеватого вида мужика, соответствующе одетых, бежали, как бы чего опасаясь, неся девочку, которая вырывалась и плакала, может, даже кричала о помощи! И заблуждается комментатор, когда говорит, что все происходило в толпе. Никакой толпы не было, это была действительно полупустая улица. К тому же преступники намеренно выбрали обходной путь, чтобы встретить как можно меньше людей, которые все же попадались им на пути, поскольку было лишь 16 часов. Они рассчитывали именно на ту логику, которую пытаются оправдать вышеприведенные комментаторы: «Людей мало. А если кто и встретится, подумают, что я отец и у меня просто разревелся ребенок. Людей не шибко интересуют чужие проблемы».

Нам действительно малоинтересны чужие проблемы. Мы боимся вмешиваться в конфликтные ситуации, опасаясь во что-то «вляпаться»

Вот на это я и хотел обратить наше внимание. Мы, разумеется, не должны, по выражению из одного комментаторов, «бросаться на всех мужчин с плачущими детьми», подозревая в них маньяков. Но мы также не должны и в маньяках видеть отцов! И этому нам надо учиться, о чем я и попытался сказать в первой статье. А пока что многие из нас склонны именно к такому взгляду! Почему? Потому что нам действительно малоинтересны чужие проблемы. Потому что мы вообще боимся вмешиваться в потенциально конфликтные ситуации, опасаясь во что-то «вляпаться», а потому и придумываем для себя аргументы, подходящие для успокоения нашей совести. Вот мы и проходим мимо.

По поводу боязни «вляпаться» скажу отдельно. Один комментатор пишет: «случаев, когда на непрошенного защитника “повесили” дикие обвинения – море. Заступился за женщину? – она первая скажет, что “мой муж ничего такого не делал, а этот к нему пристал”. Заступился за ребенка? Ребенок на тебя же потом наговорит такого, что тебе и во сне не приснится». И на самом деле бывают такие ситуации, и некоторые из них у всех на слуху, когда благородный и жертвенный отклик на беду другого рождает нехорошие, а порой и фатальные последствия для самого заступника. Но! Во-первых, я убежден, что бывает это нечасто, ибо Бог всегда рядом с такими людьми, и Он здесь действует вместе с человеком! Сами комментаторы описывают случаи, когда именно благодаря постороннему вмешательству дети избегали насилия. Во-вторых, таким людям уготована великая награда за их дело, будь то на земле или за гробом. И я убежден, что и сами люди никогда не жалеют, что поступили так, а не иначе. И третье, важнейшее. Разве Господь не сказал нам: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас»? Нас Господь возлюбил жертвенной Любовью! Настоящая любовь всегда жертвенна, и то, что всем было понятно, скажем, в годы Великой Отечественной войны, когда даже мальчишки рвались на фронт защищать своих соотечественников, понимая, что, скорее всего, не вернутся, в нас отчего-то вызывает оторопь. Нам проще отвернуться, вздохнуть и сказать себе: «Да это, наверное, отец. Пусть сам разбирается с ребенком». Мы лучше усыпим свою совесть: «Нехорошо лезть в чужие дела, со своими бы разобраться»!

Удивляет и непоследовательность позиции некоторых комментаторов. Сначала комментатор пишет, на мой взгляд, страшную вещь: «То, что никто не отреагировал, говорит лишь о нормальности окружающих». И тут же описывает случай, когда «буквально только сегодня случайные прохожие отбили у пьяных мигрантов ребёнка, которого те, похоже, хотели похитить». Так кто все-таки нормальный? Судя по тому, что нормальность окружающих заключена в отсутствии реакции, у тех, кто отбил ребенка у мигрантов, с этим есть проблемы!

В предотвращении подобных преступлений крайне важна роль общественности

Не могу согласиться и с теми, кто пытается возложить ответственность на родителей девочки. Об этом вообще мог написать лишь тот, кто совсем не знаком с обстоятельствами трагедии. Вероника с братом ждали в здании клуба маму, которая с минуты на минуту должна была выйти к ним. Девочка устала или ей стало жарко, и она вышла на улицу посмотреть на рядом с клубом стоящую украшенную елку. Буквально нескольких минут хватило, чтобы она оказалась в руках маньяков. Скажите, мама здесь виновата? Странно даже звучит подобный вопрос. Однако если все же рассматривать вопрос об ответственности родителей применительно к подобным ситуациям, то универсальные, подходящие для всех рекомендации мы едва ли найдем. Да, конечно, понятно, что дошколят лучше поменьше оставлять без родителей. И это даже по разным причинам. Но сегодня насилие совершается над детьми совершенно разных возрастов, а держать детей постоянно под своим пристальным надзором просто невозможно. Вот поэтому, на мой взгляд, так важна роль общественности в предотвращении подобных преступлений. Когда/если к моему ребенку подойдет на улице странный человек со странными намерениями, я едва ли окажусь рядом, хоть бы и очень этого хотел. Но рядом с большой вероятностью может оказаться кто-то другой. И если этот другой отнесется к моему ребенку как к своему (ну, хотя бы в далеком приближении), то странный человек со странными намерениями исчезнет из жизни моего ребенка столь же стремительно, как и появился. Вот, собственно, и весь алгоритм действий. Он прост, и когда/если он войдет в сознание каждого члена нашего общества, маньякам не останется шансов для злодеяния. И никакие правоохранительные органы или исправительные учреждения не заменят нам подобной ответственности.

В полемическом пылу некоторые комментаторы записали меня в сторонники ювенальной юстиции: «Церковь выступает против “ювенальщины”, но вы предлагаете усомниться в праве отца с другом нести плачущего ребенка под мышкой». Другой комментатор предлагает мне уже определиться в том, что мне больше по душе: «ювенальная юстиция, когда посторонние лезут в семейные дела, или равнодушие, когда посторонние не лезут в семейные дела».

Ну что ж, давайте рассудим и об этом. На что прежде всего опираются сторонники существенного ограничения прав родителей при воспитании детей? Те самые «ювенальщики». В первую очередь, на рассуждения о безответственности многих родителей, препятствующую детям быть по-настоящему счастливыми. Это, разумеется, упрощенное выражение взглядов самих «ювенальщиков», отражающее лишь суть их изысканий. Так вот, безучастность общества в случаях, подобных костромскому, еще более вооружит их против нас. Не хотим мы вникать в чужую ситуацию – вникнут они! Они первые будут кричать о том, что не общество, а родители виноваты в том, что их дети гибнут от рук насильников! «Это родители не уследили, не научили, не сопровождали» и т.д. и т.п. «А потому надо попристальней взглянуть на таких родителей! Они не уследили за одним ребенком, так уследят ли за другим? Не лучше ли организовать за их семьей особый надзор?» Подобное неизбежно, если мы не поймем, что семья, особенно наиболее беззащитные ее члены, находится в поле ответственности всего общества как его гармоничная ячейка, помогающая всему обществу быть сильным и полноценным.

Каждый подобный случай, допущенный нами, будет лишь увеличивать шанс для наших детей стать жертвой

И последнее. Не только мы с вами, сочувствующие и сострадающие, наблюдаем за этой ситуацией. За ней наблюдают и затаившиеся где-то и ждущие своего часа очередные маньяки, так же не лишенные аналитических способностей. И сегодня что-то им, вероятно, подсказывает, что если кому-то из их «братии» удалось вот так, средь бела дня, схватить ребенка и убежать, то почему бы не попробовать и им? Ведь всё равно же никто не реагирует. Каждый подобный случай будет лишь увеличивать шанс для наших детей стать жертвой, пока наше общество наконец не проснется и не станет посылать совсем другие сигналы ювенальщикам и маньякам всех мастей и разновидностей.

QR-коды, сегрегация, насильственная вакцинация… Повсюду нам чудится приближение царства антихриста, и мы уже побаиваемся его печати. Однако реальные начертания этой печати уже проглядывают там, где мы их, увы, пока не видим. Унесенная маньяками на растерзание девочка, на которую с безразличием поглядели случайные свидетели, – вот признаки приближения апокалиптического зверя и первые начертания его печати. Вот чего нам надо по-настоящему бояться! Если позволим этой печати отобразиться на челе нашего общества, то отражение самой страшной печати на каждом из нас будет лишь делом времени.

Итак, в Костроме мы все же прошли мимо. Пройдем ли мимо в следующий раз?

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Андрей15 февраля 2022, 09:20
Это катастрофа если мы не можем защитить своих детей от этого зла. Нет сил осознать глубину этой трагедии. Никому не до кого нет дела... Господи укрепи родителей.
Светлана24 января 2022, 18:51
Андрей, 20.01., 10:30, Не сожалейте о том, что подошли и спросили; это просто правильный поступок. Мне сегодня на телефон прислали слова св.Иоанна Шанхайского: "Кто не торопится сделать добро, тот его и не сделает. Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра... Добро могут сделать только пламенные искренние, горячие. Истинно добрым может быть только молниеносно добрый человек... Это молниеносность есть выражение духовной силы и светлой веры". Планочка дана. Будем упражняться. Спасибо, отец Димитрий, что вышли с ответной статьей. Нельзя было так оставлять.
Анна24 января 2022, 13:46
Приняли закон о пожизненном заключении, отчитались, всех порадовали. А если узнать поподробнее, то пожизненное заключение ждет преступника только после повторного преступления. Так же рассматривалось надевать на этих псов браслетики, но такая идея не понравилась. Вопрос:что изменилось? За такое, если бы люди слушали Бога, а не мнили себя добрее Его, полагается смертная казнь (похищение, надругательство, убийство). А так будем кормить этих упырей своими налогами пожизненно, после того, как пострадают минимум двое человек- детей.
Наталья23 января 2022, 22:09
Господи, дай сил маме.
Galina Patrej23 января 2022, 18:56
Все правильно:скорбим,равнодушны и т.д.А у меня сразу после случившегося возник вопрос:как могла мать оставить маленького ребенка одного на улице,тем самым подвергая его опасности?Почему она не оставила ребенка в вестибюле дома культуры?Как не сочувствую я матери,считаю ,что она виновата.Она создала условия для трагедии.
Дмитрий23 января 2022, 02:18
Подумал, как часто в споре с близкими при выяснении, кто прав и кто виноват, очень трудно сказать "прости" от души, и на этом спор бы окончился. Так и здесь, мне кажется, не меньшее мужество и сила- это покаяться, признать свою немощь, и попросить помощи у Бога тем, кто не вступился, и нам, кто мог быть на их месте. А не оправдывать или обвинять их. Тем более , что бывают ситуации, что человеческими силами изменить нельзя. А покаяние многое меняет. Увы, сам редко про это вспоминаю.
Марина22 января 2022, 13:50
Эта ужасная трагедия, теперь буду на любого плачущего ребенка реагировать, пусть лучше буду казаться ненормальной
Galina22 января 2022, 02:14
Страшная трагедия, да будет нам в наказание. Быть внимательным к близким.. и ещё.. эти телефоны.сейчас многие если не смотрят в экран, то слушают.. как можно быть внимательным, когда сам находишься в другом мире?.. Мой отец, будучи ребёнком, подобрал дымящийся окурок, хотел покурить, попробовать. Мужчина, проходивший мимо, как дал затрещину! Это отбило желание курить на многие годы. Так воспитывало общество. Мы все были товарищами. А сейчас мы кто?..
Zarina21 января 2022, 09:25
Интересно, а что могут сделать неравнодушные женщины в этой ситуации? Кто-нибудь знает, что именно нужно делать? Я не знаю. Где эти инструкции: ролики, плакаты,реклама? Ну, позвонишь ты в полицию, они же не приедут за пару минут, которых может быть достаточно для преступника, чтобы скрыться или рассправиться с жертвой. Патрули и постовые - вот, что единственное может реально помочь. И, конечно, неравнодушных, извините, мужчины.
Татьяна21 января 2022, 05:09
Проявляла вполне законным способом неравнодушие, писала о НКО ,вовсю обучающем студентов психологов и юристов " правильно распознавать и принимать меры в ситуациях семейно- бытового насилия" по методичкам Сороса, или у знакомой некто домогался сына по телефону- ребенок мне рассказал- я написала заявление.... Никто ничего не предпринял, непонятные визиты извонки были из прокуратуры с вопросом: а вы кто? Так и хотелось в ответ спросить: Мне извиниться за беспокойство ваше?!!
И.20 января 2022, 23:30
Мария, где такие законы приняты, преступления не прекратились, педофилы c маньяками не перевелись. В Штатах же есть подобный закон? однако 2-3 года назад их фигурное катание и гимнастика сотрясались от скандалов с тренерами-педофилами. Респектабельного вида дядечки не ждали, когда дети останутся одни на улице, работали, где вероятность найти жертву стопроцентная. Такие законы им не помеха, но переворачивают все с ног на голову, преступники чувствуют себя свободными, а родители и моргнуть не смеют. Это педофилов надо круглосуточно держать под надзором, чтоб дышать без разрешения не смели. Дети же должны гулять свободно, родители быть спокойны, если задерживаются на 5 минут на работе.
Ольга20 января 2022, 21:35
Батюшка, спасибо Вам, что подняли эту страшную тему! Согласна с каждым Вашим словом! Как страшно оказаться на месте свидетеля, упаси Господи! Где взять мужества поступить правильно, не смалодушничать?.. Помоги нам всем Господь...
Мария20 января 2022, 19:00
Конечно, общество надо призывать быть не равнодушным. Но подобные преступления надо останавливать законами, иначе просто "поговорили и разошлись". Я писала ранее о необходимости законов о запрете оставления маленьких детей одних не с целью обвинить маму девочки сейчас, но, если бы, был принят закон запрещающий оставить ребенка одного даже на минуту, до общества бы этот закон довели наглядно, то да, мама бы пошла под суд, потом другие родители бы побоялись оставить ребенка одного и маньякам станет непросто. Плюс, конечно, нужно заниматься профилактикой педофилии и хорошо контролировать тех, кто уже ее проявил. Это серьезная работа для власти и деньги на это выделять нужно.
Анастасия 20 января 2022, 13:53
На тему последнего комментария, Андрей 20 января 2022,считаю,что Вы абсолютно правильно поступили! Лучше убедиться, что всё в порядке, чем пройти мимо и случится трагедия! Сейчас такое время.
Алла20 января 2022, 13:48
Андрей, я думаю, что этот мужчина вам только благодарен за бдительность. Он ведь тоже новости читает, и догадывается, почему вы так сделали.
Андрей20 января 2022, 10:30
Вот сегодня со мной был случай. По дороге на работу я услышал страшный детский крик. Мужик запихивал отчаянно отбивающегося и голосящего ребенка в машину. Ребенок во все горло кричал "отпусти меня", "папа", "мама" и др. Вмешиваться не хотелось, но я все-таки заставил себя подойти и поинтересоваться, все ли в порядке. Оказалось, это отец везет сына в детский сад. Сейчас мне стыдно за то, что я предположил в человеке плохое. Это к тому, что не все так просто и однозначно, как написал автор в статьях. Не всегда нежелание вмешиваться - признак равнодушия. И по поведению ребенка тоже нельзя сказать: вот это его похищают, или он просто не хочет в детский сад. Знаю это сам, как отец.
Галина19 января 2022, 19:38
Предположения и интерпретации в пользу равнодушия,как и его масштабов в конкретной истории - частные умозаключения.Если их выкинуть или даже уменьшить на квадратный метр,то посыл"хромает",и данных статей на основе случившегося не должно бы быть,или могли быть с другим названием и темой.Во второй статье фразы апонентов,вырванные из общего контекста обсуждения,аргументацию не подкрепляют,и не красят.
Светлана19 января 2022, 16:31
Кроме равнодушия окружающих, наверное, стоит обратить внимание на: 1. видеонаблюдение и 2. на работу стражей порядка. Система видеонаблюдения должна обеспечивать безопасность людей и предотвращение преступлений. В этом смысл любой установленной системы безопасности. Т.е. специально обученный работник находится перед монитором и внимательно следит за происходящим. При необходимости, он должен незамедлительно и грамотно отреагировать на любое правонарушение. Но об этом вообще не говорят, и это плохо. Не оказалось, на беду, возле той елки и ни одного стража порядка. Хотя на местах во время новогодних каникул и были усилены меры охраны правопорядка."Все милицию зовут, а она уж тут как тут!" Увы.
Елена О.19 января 2022, 16:28
Ольга19 января 2022, 12:53 Спасибо, Ольга! А то как раз в новогодние каникулы пришлось возвращать потерявшуюся ревущую девочку родителям. Мой муж держал её за плечи. Ошибочка...
Лариса19 января 2022, 13:34
Отец Димитрий , благодарю Вас за статьи, в которых я увидела столько скорби о происшедшем . Прочитав первую, не читала комментарии, и вернулась к ним , только после появления второй статьи. И испытала настоящее потрясение!Я и предположить не могла подобной дискуссии. Отец Димитрий, низкий Вам поклон!!!
Ольга19 января 2022, 12:53
На портале Милосердие появились рекомендации от Лизы Алерт - Что делать, если у вас на глазах похищают ребенка https://www.miloserdie.ru/?post_type=news&p=691697?post_type=news&p=691697
Елена О.19 января 2022, 11:21
Виктор18 января 2022, 23:57 "Поэт в России больше, чем поэт". Все хотят общество вылечить, но почему-то ситуация не улучшается. Пока лечишь одних, следом подрастают новые больные.
Анна19 января 2022, 05:58
Из этой трагедии нужно сделать выводы. Обратить внимание общественности и научить людей, как и что нужно делать в подобных случаях. По сути разработать чёткие инструкции. Не все люди могут правильно оценить ситуацию. И также учить детей, что делать, если подходит незнакомец, если нападает, хватает, хочет чем-то заманить
Андрей19 января 2022, 03:43
Добрый день, братья и сестры! Если нам, читателям, взять на себя полномочия литсовета и подойти к обеим статьям о. Димитрия с позиции "пропустить/не пропустить в печать", тщательно и всесторонне оценивая "качество" текстов статей, то перед нами возникнет лес выявленных нами "несоответствий" (не тот пример привел, не так сказал, потом сказал не так, как сказал в первый раз и т.д. и т.п.). За этим лесом мы тогда не увидим деревьев - главного призыва автора статьи к нам (и к самому себе): "Не проходите мимо!"
Ольга19 января 2022, 00:28
Только сегодня прочитала и посмотрела эту трагедию, просто нет слов. Молчаливый ужас,и ужас от того, что это произошло днём, на виду у людей. И что этого можно было избежать. Это даже не то, что бы безразличие, а такое ощущение, что люди как сонные,затуманенные только своими проблемами. Прости меня Господи за осуждение, может я и не права, но я так думаю. Не представляю, что чувствует мама девочки, когда смотрит это видео. Ведь столько людей шло навстречу, и никто не спросил, никто даже не посмотрел, не оглянулся. Это страшно. Я не знаю, конечно, как бы я поступила. Не хочу осуждать других, но надо быть всё таки внимательным к окружающим людям, особенно с детьми. Сейчас такая жизнь.
Виктор18 января 2022, 23:57
Равнодушные люди, а чаще празднующие труса - это ужасно. Но, меня удручает, что часто все говорят о больном обществе, о последних временах и скором конце света, о прочих язвах общества. А когда времена были лучше??? Разве не было таких и подобных преступлений до этого, что в советское время, что до него. А подумайте, что творилось 100 лет назад на Руси, какие зверства были повсеместно. И так все кричат о последних временах, что эти времена сами приближают. Батюшка у нормальных людей и так сердце болит, но зачем же добавлять крика, и так уже все всем недовольны. Извините, но мне показалось, что теперь в каждом ТВ шоу есть тоже самое, что в вашей статье. Может надо равнодушие лечить по другому
Елена18 января 2022, 21:46
Уважаемый Автор! Все факты, приведенные Вами в первой публикации об этой страшной трагедии подтверждены во всех информационных источниках. Мы знаем об этом благодаря камерам видеонаблюдения. Вопиющие равнодушие и малодушие (трусость) окружающих - вот причина того, что произошло. И раскрыли Вы свою позицию в полной мере. И ничего тут добавить. И эта, вторая статья уже лишняя.
Андрей18 января 2022, 20:49
Средь бела дня, ребенка похитили, изнасиловали, убили. Какие оправдания, какие детали? Жуть и позор. Выноваты все. В нормальном обществе не может такого быть. Не может. Какие возражения? Какие претензии к автору? Придите в себя и покайтесь.
Анна18 января 2022, 18:55
Как все это страшно.
И.18 января 2022, 17:29
(продолжение)Показания тех прохожих не приводят, только они могут сказать, как вел себя ребенок. «Равнодушие очевидцев», подробности о криках помощи, бомжеватом виде (при очной встрече не знаю, на др. видео после задержания не бомжи) от СМИ пошли, и Вы в предыдущей статье слово в слово их повторяете. Но СМИ лишь бы хайпануть на любой трагедии. А неравнодушие, как и все, воспитывают долго и терпеливо с младых ногтей не одними словами, а понуждением к правильным действиям и личным примером. И простите, вдалбливают в голову, что оно норма, а не героизм или самопожертвование. Если обычные поступки «героизм», норма что? криминальные сводки(другого же не транслируют)?
Татьяна18 января 2022, 17:11
.один из вас предаст Меня… Господи не я ли?! Предательство начинается с оправдания себя.. Господи , дай сил пройти через это море житейское!! Спасибо, батюшка! Малышка уже с Ангелами на небесах! А нам здесь только и осталось.. увы, мне.. И не прийти мимо…
И.18 января 2022, 17:09
Уважаемый автор, Ваши статьи просто вынудили найти видео в сети. Если Вы его смотрели, должны были увидеть, что в момент похищения никого нет рядом, далее пустая улица и эти двое вбегают в кадр, а как только встретили мужчину, выходящего из авто, перешли на шаг, мимо следующих прохожих шли спокойно, девочка перестала тянуть ручки, плакала ли она, из видео не понять. Зато понятно, что преступники не дураки, сделали все, чтобы внимание не привлекать к себе, как только столкнулись с людьми. И по сообщениям МВД они готовились к преступлению заранее, искали подходящую жертву. Не надо преступников переоценивать, но недооценивать еще хуже.
Юлия18 января 2022, 15:52
Хорошо, что разъяснили насчёт родителей. Но почему не сразу? Ведь такой вопрос сразу возникает, не обвинение, а именно вопрос, потому что сейчас дети одни не гуляют. Кстати, брат был старше или младше? Я согласна с автором насчёт равнодушия, и сама, каюсь, не лучше. Но! Знаю по себе, что можно просто растеряться, не у всех мгновенная реакция,тем более в нетипичной ситуации. Пожалуй, тут нужны не пафосные общие слова, а чуть ли не консультации профессионалов.
Наталья18 января 2022, 15:05
Как страшно, что есть люди, которые хотят жить по прежнему даже после этой трагедии. И то что Господь позволил произойти этому событию, говорит только о том, что общество находиться в состоянии гибели и не было уже другого пути нас вернуть к жизни. Нам нужно наконец начать жить сердцем и каждый момент своей жизни пропускать через сердце, не жалея себя и это путь к счастью, а не к медленному умиранию своей души, которая уже ничего не чувствует даже сейчас.
Ирина18 января 2022, 14:21
Батюшка, спасибо и за эту статью и за предыдущею. Я во всем с вами согласна. Я тот человек, который проходит мимо. Всегда когда я прохожу мимо у меня много "веских оправданий", потом бывает стыдно. Бог милует, подобной костромской ситуаций не было, НО, я с ужасом понимаю что могла бы оказаться на месте тех прохожих! Вы правы, наше общество больно, я больна, и надо меняться. Что не возможно человеку возможно Богу. Прошу Ваших молитв о мне грешной.
Ирина А.18 января 2022, 14:17
Галина18 января 2022, 09:28 "Равнодушие в этой истории ВСЕХ- доказано?" Вот тоже не поняла- голословно или доказанно обвинены все присутствующие рядом .Прохожий же не человек на посту, он не видит всю ситуацию от начала до конца. Это надо было стоять лицом к кинотеатру, оценить всё происшедшее, понять. Садисты несколько дней занимались поисками ребёнка-мальчика,но, такового не нашли. Может вот как раз там и помешал кто то и другие трагедии были предотвращены. Я ,например, лучшего мнения о нашем народе, потому что читаю и другие публикации, когда были спасённые дети.
м. Корнилия18 января 2022, 13:59
О. Дмитрию благодарность за статьи. Везде в мире возрастает безразличие. Но надо было бы исследовать причины возрастающих подобных покушении на детей. Приличные люди мало знают о том ужасающим потоком самой зверской порнографии который сейчас как и везде (кроме в Китае, на пример) так и увы в России, в свободном доступе. Да и планку обычных фильмов и телепрограмм упала так низко, и опять же при полном безразличии общества, даже при его поддержка как "проявление свободы".
Ирина18 января 2022, 13:30
Каждый человек выбирает, где он находится: в обществе или толпе. И своими поступками увеличивает или уменьшает объем общества или толпы.
Галина18 января 2022, 13:19
На "Галина18 января 2022, 11:59" , что надо понуждать себя обращать внимание ... И вновь дублирую себя:" Если в данном конкретном случае, и подобных, обстоятельства таковы, что у внешнего наблюдателя есть вопросы и возникает сомнение, то вмешательство необходимо. Какое именно и в каких пределах - диктует уже ситуация. Однако тут есть "но": если говорить о подобных преступлениях, то расчет в них - на неожиданность, сбитие с толку, манипуляцию поведением и реакциями...." Полный мой коммент под первой статьей.Бывает и так, что преступник может спокойно и уверенно общаться с ребенком и на глазах многих знакомых,и после остаётся вспоминать его приметы.Очевидно: нельзя вырывать из контекста детали
Марина18 января 2022, 12:42
Уважаемый отец Димитрий!Хочу высказаться по поводу статьи. Все что вы хотели донести в этой статье очень понятно! В статье я не увидела обвинения! Ваша статья это анализ изменений произошедших в стране и обществе за последнее время!Статья заставила меня задуматься о своем поведении в общественных местах. И я заметила, что в свои 55 лет я изменилась! Я стала равнодушней и безразличной чем была даже лет 10 назад.Общество больно, я как член общества тоже болею! После прочтения статьи, стала более внимательно относится к окружающим людям, особенно к детям!Комментарии изменились, так как в Церковь вошло новое молодое поколение. Комментарии шокируют!Судя по комментариям, приход антихриста близок!
Андрей18 января 2022, 12:18
Не являясь сторонником пресловутой "ювеналки", все же повторюсь. Костромская трагедия произошла у всех на виду. Но у нас хватает случаев, когда и родители оказываются немногим лучше маньяков, годами измываясь над собственными детьми при полной безнаказанности. У того же Достоевского в "Карамазовых" есть описание страшных издевательств родителей над ребенком. Как тогда, так и сейчас общество к таким преступлениям относится снисходительно (ну побил ребенка, бывает). В нашей церковной среде об этом не принято писать и говорить (а то придет страшная ювеналка и отберет детей). Но каков рецепт для неравнодушных соседей, которые из раза в раз слышат детские крики и плач в соседней квартире?
Галина18 января 2022, 11:59
Надо понуждать себя обращать внимание на такие ситуации: в декабре вечером возвращалась из музыкальной школы с дочерью 11 лет. Слышим : маленький ребёнок истерит, а его подросток куда-то тянет, они в стороне от дорожки, по которой люди идут. Подошли к ним : выяснилось, что это старший брат, он сразу отстал от малыша, перестал на него орать, и они спокойно дальше пошли. Для моей дочери это был урок, чтобы не проходить мимо. Не раз мы с ней покупали продукты для просящих милостыню. Так я, воспитывая ребёнка, стараюсь преодолеть свой эгоизм и равнодушие.Очень это не просто - замечать чужих рядом и хоть как- то участвовать в их жизни. Помогай нам Господь!
Ольга18 января 2022, 11:35
Уважаемый отец Димитрий! Вы сами себе противоречите. Вы пишете: "Я искренне считаю, что все мы несем определенную ответственность за случившееся и все мы, по сути, прошли мимо" и цитируете Ф.М. Достоевского. И в то же время Вы высказываете несогласие с теми, "кто пытается возложить ответственность на родителей девочки": "Скажите, мама здесь виновата? Странно даже звучит подобный вопрос". Виноваты все мы, только не мама? Помоги, Господи, родителям девочки!
Виталий18 января 2022, 11:17
"Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божью, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя." Преподобный авва Дорофей
Евгений18 января 2022, 11:16
Когда люди начнут жить по Евангелию тогда наступит социализм, прекрасная Россия будущего, мир и безопасность) А они этого не сделают.
Ирина А.18 января 2022, 11:08
"...если к моему ребенку подойдет на улице странный человек со странными намерениями"- это тоже весьма размытые понятия. Вы говорите, что мы все привыкли равнодушно смотреть на плачущих детей. Но, кто может точно оценить, насколько подошедший человек нормальный или странный? И в какое время до катастрофы это оценивать? Опять таки, есть этот, конкретный, случай, а в масштабе всей проблемы?
::18 января 2022, 10:59
Батюшка Димитрий, Вы всё правильно и хорошо написали в прежней статье. В этой статье всё разжевали непонятливым. Но Вы сильно не оправдывайтесь, нет тут Вашей вины никакой. В Интернете замучаешься объясняться. Всем не объяснишь, такая се ля ви. Я сейчас скажу, процитирую слова Зин.Гиппиус, которые все сочтут гордостью, но где-то и такая позиция нужна: некоторые вещи, "если надо объяснять, то не надо объяснять".
Ирина А.18 января 2022, 10:52
Ув.отец Димитрий!Во первых большое спасибо за Ваш отзыв на наши комментарии к статье. Случай настолько ужасный,что по другому и быть и не могло.Каждый из нас после этого думает, можно ли на самом деле было его предотвратить? Мы не знаем всего, даже публикации разнятся, в одной, например, говорится, что малышка молчала от ужаса, в Вашей,что она кричала и отбивалась. Никто не спорит, что равнодушных и трусов стало катастрофически больше. Не осуждая заранее бывших там людей, может и там были именно такие. Но, меня лично возмутил и другой вывод от статьи, о том, что наш народ оказывается "оскотинился".Причём ВЕСЬ народ.Хотя мы знаем,что случаев, когда спасали,помогали,так же очень и очень много.
Антон18 января 2022, 10:42
По тексту новой статьи. В старой было "Подонки схватили ее не на пустынной улице, не на темной дороге, а среди белого дня, на оживленной площади перед кинотеатром!". В новой - "Никакой толпы не было, это была действительно полупустая улица". Улица опустела за одну статью? В старой "Он, может, просто не хочет уходить от елки домой, и отец взял его на руки!" в новой - "Два бомжеватого вида мужика, соответствующе одетых, бежали, как бы чего опасаясь, неся девочку, которая вырывалась и плакала, может, даже кричала о помощи!". За одну статью там где "равнодушные свидетели" видели отца по мнению автора вылупились очевидно бомжеватые мужики? А возможно в обеих статьях много привнесенного извне?
Галина18 января 2022, 10:34
Удачно выбранный и пойманный момент в интервале секунд и минут с расчетом на неожиданность - один из решающих приемов в совершении подобных преступлений. И наличие очевидно неравнодушных бывает уже не решает ничего в силу иных обстоятельств. Тема преступлений над слабым, чужой жестокости, наглости и уникального по своей сути расчета в преступлениях такого рода - куда шире и глубже, их " удачный" итог подразумевает сведение в одно множества разных факторов. И равнодушие в них как таковое может быть, а может и не быть. А тут получилось так по подаче статей и выбранной в них в качестве примера (и/или аргумента теме) что решает "равнодушие",особенно по вырванным контекстам комментариев
Антон18 января 2022, 10:26
"увлеченные пафосным обличением позиции автора, потеряли долю рассуждения", "ответить на те возражения и даже обвинения", "попробовал меня обвинить один из", "В полемическом пылу некоторые", "поверхностных истолкований" - Отец Димитрий, зачем вы комментаторов, несогласных с вашим мнением, называете пафосными, потерявшими долю рассуждения, попавшими в полемический пыл, желающими вас в чем-то обвинить и обличить? Почему у вас такое предвзятое отношение ко мне и моей позиции? Чем я заслужил такие эпитеты?
В.Крылов18 января 2022, 10:17
Кто ж спорит,произошедшее - трагедия и безобразие.Но правда также и в том, что глаз гражданина нынче "замылен" обилием трагедий и безобразий, наблюдаемых воочию и,особенно, несомых в массы СМИ и современной культурой во всех её проявлениях. Ну да, автор и начинает публикацию с констатации о нездоровье общества.Однако при этом существенным становится аспект - когда именно и почему "поразила очень многих из нас та духовную болезнь" (лёгкая перефразировка)? Не разобравшись в этом, одними упрёками, болезнь не излечить. К слову, думается, всё-таки, что ни одному из свидетелей не пришло в голову,что девочка именно похищена, именно для надругательства. Не увеличить ли в СМИ упомянутые трансляции?
Галина18 января 2022, 09:53
Если хотелось убедительнее донести одну конкретную язву на теле общества, то не нужно быть профессиональным следопытом для понимания: выбрана не та тема, используются в качестве аргументов не те примеры и детали конкретной ситуации. Чуть покачать - и лестница завалиться. И так или иначе звучит именно осуждение: если для одних виноваты родители почему-то, то для автора все остальные "все". Не какой-либо очевидец,который однозначно известно,что все понял и оценил,а голословно все косвенные "участники".И если речь именно о чуткости и внимании, как уточняет здесь автор,то след.вопрос: каков критерий отнесения к опасности? Здесь и вообще? Прочие вопросы мной снова заданы.В статьях ответов не было
Игорь18 января 2022, 09:49
Благословите, батюшка. Те, кто своими комментариями в сторону, конечно же пройдут мимо. Со мной лет 10 назад был забавный случай. Возвращаюсь после работы домой. Темно. И слышу, в стороне, в домах - плачущий детский голосок, и ему вторит утробный мужской голос. Пошёл на звуки. Оказалось, мать послала 5-ти летнюю дочку привести домой вдугаря пьяного папашу. Комментировать поведение матери девочки не буду. Кстати у нас в Нижнем Новгороде полковник милиции в отставке организовал движение "Остановить педофила". И вообще у нас волонтёрское движение во всех смыслах довольно сильное. Мы же Нижний Новгород, мы в своё время Россию спасли.
Вадим18 января 2022, 09:48
Увы, до того, как узнал об этом случае, тоже бы прошёл мимо. Ведь ситуация, путь не в таком ужасном виде, встречается нередко: на улице видишь пожилого человека, похоже, не вполне понимающего, где он находится; на земле лежит пьяный (или больной?); бездомный нуждается не только в куске хлеба (на хлеб ему можно подать), но и в купании, стирке одежды... Т. е. видишь людей, явно нуждающихся в помощи. Но как помочь бомжу? Взять его к себе домой я не готов. Полиции он не нужен. Скорая может оказать ему какую-то неотложную, чисто медицинскую, помощь и снова выставит на улицу. Вот есть инструкции, их распространяют соответствующие ведомства: как себя вести при теракте, при обнаружении подозрительно
Галина18 января 2022, 09:28
Продублирую свой вопрос и под этой статьей: что именно отнесено к равнодушию? Если человек не понял и не смог дать верную оценку происходящему, автором отнесено к равнодушию? Какое место отводится наглости, беспринципности, сиеминотному расчету самого преступления и преступников? Почему не рассматривается ситуация с учётом многих и многих (оказывается) моментов, а нажимом на равнодушие и безучастность вытесняется всё? Как автор сам оценивает плачущего чужого ребенка: незнакомого и на руках у незнакомых? Что делает при виде таких? Как оценивает,есть ли опасность? Каковы критерии опасности происходящего вне для постороннего обывателя по мнению аатора? Равнодушие в этой истории ВСЕХ- доказано?
Елена О.18 января 2022, 08:50
"Мальчик, который кричал «Волк!» — одна из басен Эзопа, занесенная в индекс Перри под номером 210[1]. Данная фраза означает, что ложь дискредитирует человека, в результате чего в его последующие истинные утверждения не верят." Кто из нас не проверил на себе эту басню? Минута молчания нам стала милее, чем посыпание волос пеплом. Это я не про автора. А вообще про восприятие современной информации.
Анна18 января 2022, 07:26
Пожалуй, в этой статье автор точнее и взвешеннее выразил свою позицию, снизил обличительный пафос, и она производит лучшее впечатление, заставляет задуматься, а не возмутиться. Например, мне пришла в голову мысль, что очень важно КАК ты вмешиваешься в ситуацию. Можно переть напролом - это вообще ваш ребенок? А можно чуть подключить воображение, как бы это ни было сложно в тот момент. Остановить этих мужчин вопросом, как пройти туда то или ой, а мне показалось, что это подруга моей дочки... Любым способом задержать их, сбить с толку, и попытаться сориентироваться в ситуации. Может, такая заминка и внезапный свидетель остановило бы их. И наше неравнодушие спасло бы..
Лариса18 января 2022, 07:20
Читаю и ужасаюсь! Если бы я попала в такую ситуацию и шла мимо, вдруг прошла бы равнодушно! Мне правда страшно. Плачу.
Андрей18 января 2022, 06:40
В 1970-е гг. в Харькове орудовала банда налётчиков. После очередного вооруженного нападения на инкассаторов преступники попытались скрыться на машине. В погоню за ними бросились: таксист, хозяева частных авто. Казалось бы, речь шла о защите даже не что-то жизни, а госсобственности, а риск для жизни преследователей был вполне реальным, т.к. преступники отстреливались.
Татьяна18 января 2022, 06:03
доброе утро всем. согласна с автором на 100%. когда прочитала первую статью, сразу вспомнила, как недавно вот также прошла мимо. услышала как ребенок закапризничал, а я даже НЕ ПОСМОТРЕЛА в ту сторону, боковое зрение не выдало ничего криминального вроде... вечер. после работы, людная улица... и тогда еще подумала, что не права была а теперь-то уж тем более...
Мария Ростова18 января 2022, 05:09
Замечательный комментарий на свою же статью написал отец Димитрий. Все разжевал, хотя и в первой статье все было понятно. Допустим, что это отец несет плачущего ребенка. Ну и ничего с ним не случиться, если кто-то поинтересуется, что с ребенком. Ради благополучия детей надо потерпеть. Но дело в том, что никто сейчас особо ничего терпеть не хочет.Ну и ответственность нести тоже не каждый желает.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×