12 января на портале Православие.Ru была опубликована небольшая статья «Мы снова прошли мимо», в которой автор предложил читателям осмыслить трагическое событие, произошедшее в Костроме, взглянув на него со стороны реакции общества. Речь шла не о запоздалой реакции на совершенное уже страшное преступление, а о реакции на начало преступления, когда его еще можно было предотвратить. Автор хотел донести до читателей ту простую мысль, что здоровое общество, в котором его члены чутко и с участием относятся к окружающим, едва ли допустило бы подобное страшное убийство ребенка, поскольку началось оно при свидетельстве нескольких лиц, оставшихся в этой ситуации, увы, безучастными.
Вскоре после публикации последовала и реакция читателей в виде комментариев к этой статье. Откровенно скажу, некоторые комментарии меня как автора статьи привели в недоумение. Показалось, что, с одной стороны, некоторые комментаторы, увлеченные пафосным обличением позиции автора, потеряли долю рассуждения, сместили акценты и повели дискуссию совсем в ином направлении, чем это предполагал я. С другой стороны, возможно, что и я как автор не вполне раскрыл свою позицию, что и открыло возможности для разнообразных поверхностных истолкований.
Что ж, и тот, и другой момент сподвигают меня к тому, чтобы лучше изъяснить свою позицию, в правоте которой я убежден, и ответить на те возражения и даже обвинения, с которыми обратились ко мне некоторые из комментаторов.
Я искренне считаю, что все мы несем определенную ответственность за случившееся и все мы, по сути, прошли мимо
Во-первых, сразу поясню то, что все-таки для многих читателей статьи, думаю, было и так понятно. Никакого намерения осуждать как костромичей в целом, так и отдельных жителей этого замечательного города у меня, разумеется, не было. На примере жителей Костромы (ведь именно там произошла трагедия) я описал ту духовную болезнь, которая, увы, поразила очень многих из нас, независимо от того, в каком городе мы проживаем. При этом я вовсе не исключал самого себя из членства в нашем больном обществе, как попробовал меня обвинить один из комментаторов, о чем говорит и само название статьи. Я искренне считаю, что все мы несем определенную ответственность за случившееся и все мы, по сути, прошли мимо. Если не в этой, то в другой ситуации. И еще полтора века назад нам об этом говорил наш замечательный Федор Михайлович Достоевский: «Всякий из нас пред всеми во всем виноват, а я более всех» («Братья Карамазовы»).
Идем далее. Более всего в комментариях меня изумила уверенная идентификация тех двух преступников с отцом и братом несчастной девочки. По умолчанию была принята мысль, что вполне естественно было принять их за ее ближайших родственников, и в таком случае вмешаться в эту ситуацию – значит «усомниться в праве отца с другом нести плачущего ребенка под мышкой», как рассуждает один из комментаторов. Другой комментатор вторит ему: «Отец и брат несут девочку домой. С елки, например». При этом оба комментатора даже не замечают, что говорят, может, о какой-то иной ситуации, но только не об этой. В том-то и дело, что в случае с погибшей Вероникой было совершенно очевидно, что это никакой не отец! Два бомжеватого вида мужика, соответствующе одетых, бежали, как бы чего опасаясь, неся девочку, которая вырывалась и плакала, может, даже кричала о помощи! И заблуждается комментатор, когда говорит, что все происходило в толпе. Никакой толпы не было, это была действительно полупустая улица. К тому же преступники намеренно выбрали обходной путь, чтобы встретить как можно меньше людей, которые все же попадались им на пути, поскольку было лишь 16 часов. Они рассчитывали именно на ту логику, которую пытаются оправдать вышеприведенные комментаторы: «Людей мало. А если кто и встретится, подумают, что я отец и у меня просто разревелся ребенок. Людей не шибко интересуют чужие проблемы».
Нам действительно малоинтересны чужие проблемы. Мы боимся вмешиваться в конфликтные ситуации, опасаясь во что-то «вляпаться»
Вот на это я и хотел обратить наше внимание. Мы, разумеется, не должны, по выражению из одного комментаторов, «бросаться на всех мужчин с плачущими детьми», подозревая в них маньяков. Но мы также не должны и в маньяках видеть отцов! И этому нам надо учиться, о чем я и попытался сказать в первой статье. А пока что многие из нас склонны именно к такому взгляду! Почему? Потому что нам действительно малоинтересны чужие проблемы. Потому что мы вообще боимся вмешиваться в потенциально конфликтные ситуации, опасаясь во что-то «вляпаться», а потому и придумываем для себя аргументы, подходящие для успокоения нашей совести. Вот мы и проходим мимо.
По поводу боязни «вляпаться» скажу отдельно. Один комментатор пишет: «случаев, когда на непрошенного защитника “повесили” дикие обвинения – море. Заступился за женщину? – она первая скажет, что “мой муж ничего такого не делал, а этот к нему пристал”. Заступился за ребенка? Ребенок на тебя же потом наговорит такого, что тебе и во сне не приснится». И на самом деле бывают такие ситуации, и некоторые из них у всех на слуху, когда благородный и жертвенный отклик на беду другого рождает нехорошие, а порой и фатальные последствия для самого заступника. Но! Во-первых, я убежден, что бывает это нечасто, ибо Бог всегда рядом с такими людьми, и Он здесь действует вместе с человеком! Сами комментаторы описывают случаи, когда именно благодаря постороннему вмешательству дети избегали насилия. Во-вторых, таким людям уготована великая награда за их дело, будь то на земле или за гробом. И я убежден, что и сами люди никогда не жалеют, что поступили так, а не иначе. И третье, важнейшее. Разве Господь не сказал нам: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас»? Нас Господь возлюбил жертвенной Любовью! Настоящая любовь всегда жертвенна, и то, что всем было понятно, скажем, в годы Великой Отечественной войны, когда даже мальчишки рвались на фронт защищать своих соотечественников, понимая, что, скорее всего, не вернутся, в нас отчего-то вызывает оторопь. Нам проще отвернуться, вздохнуть и сказать себе: «Да это, наверное, отец. Пусть сам разбирается с ребенком». Мы лучше усыпим свою совесть: «Нехорошо лезть в чужие дела, со своими бы разобраться»!
Удивляет и непоследовательность позиции некоторых комментаторов. Сначала комментатор пишет, на мой взгляд, страшную вещь: «То, что никто не отреагировал, говорит лишь о нормальности окружающих». И тут же описывает случай, когда «буквально только сегодня случайные прохожие отбили у пьяных мигрантов ребёнка, которого те, похоже, хотели похитить». Так кто все-таки нормальный? Судя по тому, что нормальность окружающих заключена в отсутствии реакции, у тех, кто отбил ребенка у мигрантов, с этим есть проблемы!
В предотвращении подобных преступлений крайне важна роль общественности
Не могу согласиться и с теми, кто пытается возложить ответственность на родителей девочки. Об этом вообще мог написать лишь тот, кто совсем не знаком с обстоятельствами трагедии. Вероника с братом ждали в здании клуба маму, которая с минуты на минуту должна была выйти к ним. Девочка устала или ей стало жарко, и она вышла на улицу посмотреть на рядом с клубом стоящую украшенную елку. Буквально нескольких минут хватило, чтобы она оказалась в руках маньяков. Скажите, мама здесь виновата? Странно даже звучит подобный вопрос. Однако если все же рассматривать вопрос об ответственности родителей применительно к подобным ситуациям, то универсальные, подходящие для всех рекомендации мы едва ли найдем. Да, конечно, понятно, что дошколят лучше поменьше оставлять без родителей. И это даже по разным причинам. Но сегодня насилие совершается над детьми совершенно разных возрастов, а держать детей постоянно под своим пристальным надзором просто невозможно. Вот поэтому, на мой взгляд, так важна роль общественности в предотвращении подобных преступлений. Когда/если к моему ребенку подойдет на улице странный человек со странными намерениями, я едва ли окажусь рядом, хоть бы и очень этого хотел. Но рядом с большой вероятностью может оказаться кто-то другой. И если этот другой отнесется к моему ребенку как к своему (ну, хотя бы в далеком приближении), то странный человек со странными намерениями исчезнет из жизни моего ребенка столь же стремительно, как и появился. Вот, собственно, и весь алгоритм действий. Он прост, и когда/если он войдет в сознание каждого члена нашего общества, маньякам не останется шансов для злодеяния. И никакие правоохранительные органы или исправительные учреждения не заменят нам подобной ответственности.
В полемическом пылу некоторые комментаторы записали меня в сторонники ювенальной юстиции: «Церковь выступает против “ювенальщины”, но вы предлагаете усомниться в праве отца с другом нести плачущего ребенка под мышкой». Другой комментатор предлагает мне уже определиться в том, что мне больше по душе: «ювенальная юстиция, когда посторонние лезут в семейные дела, или равнодушие, когда посторонние не лезут в семейные дела».
Ну что ж, давайте рассудим и об этом. На что прежде всего опираются сторонники существенного ограничения прав родителей при воспитании детей? Те самые «ювенальщики». В первую очередь, на рассуждения о безответственности многих родителей, препятствующую детям быть по-настоящему счастливыми. Это, разумеется, упрощенное выражение взглядов самих «ювенальщиков», отражающее лишь суть их изысканий. Так вот, безучастность общества в случаях, подобных костромскому, еще более вооружит их против нас. Не хотим мы вникать в чужую ситуацию – вникнут они! Они первые будут кричать о том, что не общество, а родители виноваты в том, что их дети гибнут от рук насильников! «Это родители не уследили, не научили, не сопровождали» и т.д. и т.п. «А потому надо попристальней взглянуть на таких родителей! Они не уследили за одним ребенком, так уследят ли за другим? Не лучше ли организовать за их семьей особый надзор?» Подобное неизбежно, если мы не поймем, что семья, особенно наиболее беззащитные ее члены, находится в поле ответственности всего общества как его гармоничная ячейка, помогающая всему обществу быть сильным и полноценным.
Каждый подобный случай, допущенный нами, будет лишь увеличивать шанс для наших детей стать жертвой
И последнее. Не только мы с вами, сочувствующие и сострадающие, наблюдаем за этой ситуацией. За ней наблюдают и затаившиеся где-то и ждущие своего часа очередные маньяки, так же не лишенные аналитических способностей. И сегодня что-то им, вероятно, подсказывает, что если кому-то из их «братии» удалось вот так, средь бела дня, схватить ребенка и убежать, то почему бы не попробовать и им? Ведь всё равно же никто не реагирует. Каждый подобный случай будет лишь увеличивать шанс для наших детей стать жертвой, пока наше общество наконец не проснется и не станет посылать совсем другие сигналы ювенальщикам и маньякам всех мастей и разновидностей.
QR-коды, сегрегация, насильственная вакцинация… Повсюду нам чудится приближение царства антихриста, и мы уже побаиваемся его печати. Однако реальные начертания этой печати уже проглядывают там, где мы их, увы, пока не видим. Унесенная маньяками на растерзание девочка, на которую с безразличием поглядели случайные свидетели, – вот признаки приближения апокалиптического зверя и первые начертания его печати. Вот чего нам надо по-настоящему бояться! Если позволим этой печати отобразиться на челе нашего общества, то отражение самой страшной печати на каждом из нас будет лишь делом времени.
Итак, в Костроме мы все же прошли мимо. Пройдем ли мимо в следующий раз?