Старец Прокл был верным чадом архимандрита Клеопы (Илие) и всю жизнь свято следовал его слову. В 1959-м году в Румынии началась кампания по закрытию монастырей. По благословению старца Клеопы монах Прокл вернулся в родное село и стал вести отшельническую жизнь, затворившись в убогой хижине. В этом подвиге он провел оставшиеся 58 лет и 27 января 2017 года мирно преставился ко Господу на 89-м году жизни.
Предлагаем вниманию читателей советы старца о том, как сохранить мир в семье.
— Батюшка, к вам приходят молодые люди, что вы говорите им?
— Да что мне им говорить? Тут вот как обстоит дело. Прежде всего, я принимаю здесь женатую молодежь, есть у них дети, нет ли. Приходят многие, но первенство получают молодые, которые хотят создать семью. И я говорю им так: смотрите, вот как тут обстоит дело. Если диавол мучает вас лютыми переживаниями и напастями или если видите супруга (супругу) расстроенным, знайте, что ругать его тогда не надо. Говорите себе так, как говорю я: «Ладно, не буду сейчас говорить ему ничего. Завтра скажу, что хотел сказать!»
Только так сможете не раздражать друг друга, только так обретете мир и не дойдете до того, что многим из вас знакомо лучше, чем мне. Итак, говорите: «Ладно, завтра скажу ему то, что хотела сказать. Потерплю до завтра, Бога ради! А завтра, если будет спокойней, мы сядем и поговорим, и я скажу ему, в чем он ошибался и кто был прав».
«Ладно, не буду сейчас говорить ему ничего. Завтра скажу, что хотел сказать!»
— Ваше преподобие сами так делаете?
— Так и делаю!
— А почему? Какая в этом польза? Ведь если ждать до завтра, другой может подумать, что мы молчим потому, что он правильно делает, что он прав. Какой тогда смысл ждать?
— Смысл есть. А знаешь, почему я так делаю? Вот почему. Один духовный батюшка однажды говорил мне: «Брат, если диавол начнет подзуживать тебя, чтобы ты сказал кому-нибудь что-то плохое, ты говори себе так: ‟Я скажу ему всё, что хочу, но не сегодня. Завтра скажу! Завтра выскажу ему всё, и сегодняшнее тоже”».
Ты спрашиваешь, какая в этом польза? А вот какая польза: это терпение, и так ты ему учишься. Будем же терпеть, Бога ради, хотя бы до завтра.
— Но, батюшка, а если муж приходит домой сердитый неизвестно по каким причинам, начинает придираться к жене и без всякой вины ругать ее, что ей делать? Молчать до завтра?
— Да. Молчать. Пусть ждет до завтра, когда у него это пройдет.
— Всё дело в том, чтобы у него это прошло, и он на взводе не натворил чего-нибудь похуже? Ведь и такое может быть.
— Может. Но знаешь, братство твое (обращение к послушнику и мирянину – Ред.), есть одно верное и мудрое слово в народе, и вам будет хорошо знать его. Оно учит так: «Гнев мужа никогда правды Божией не соделывает» (Иак. 1, 20). Так оно и есть!
Ко мне приходят супружеские пары, муж и жена. И я говорю им так: когда видишь, что муж не в духе, тебе, как жене, нельзя его ругать. Ведь человек, когда расстроен, сам того не желая, говорит, чего не следует. И так множатся раздоры.
— То есть чтобы она оставила мужа в покое и занималась своими делами.
— Да. Не чтобы оставила его в покое, а чтобы наставила его на добрый путь. Когда он огорчен, пусть оставит его, а когда может найти с ним взаимопонимание, пусть ведет его на добрый путь.
Когда он огорчен, пусть оставит его, а когда может найти с ним взаимопонимание, пусть ведет его на добрый путь
— А разве жена может это сделать?
— Может, а почему бы ей не смочь? Кто-то говорил мне верное слово: «Жена может сделать мужа хорошим или плохим». Так оно и есть. Мудра только та жена, которая может привести мужа на Исповедь, которая может встать ночью на молитву рядом с ним, которая может научить его не судить людей превратно. То есть если делает всё это, то она жена, которая может привести мужа ко спасению.
Как-то пришли ко мне люди жаловаться, что дома они все время ругаются. Это были муж и жена. Он говорит, что она сказала неведомо что, она — что это он на самом деле сказал неведомо что. В конце концов эта присказка дошла до ушей их родственников, и те, люди недалекие, без ума, вмешались и развели их. И вот они вдвоем пришли сюда ко мне, чтобы я дал им совет, сказал слово на пользу.
Стоят здесь оба, и только взглянут друг на друга, слезы у них так и начинают литься. Они ведь женились не для того, чтобы расходиться.
Я взял с них такое обещание, что отныне ни он, ни она не будут вспоминать о том, что было, и ни в чем друг друга упрекать не будут. Что будут такими, словно сегодня заново родились. И так их помирил. Сказал им: если родственники так враждуют между собой, пусть продают свое жилье и покупают другое, где-нибудь подальше от родни, мешавшей им.
Еще сказал: чем больше вы будете ходить исповедоваться, чем больше будете осенять крестным знамением свою подушку и лицо, тем больше вам будет помогать Дух Святой, Который отгонит от вас этих духов[1].