Мультфильм «Сказ о Петре и Февронии». Послесловие

«Этот мультфильм… плохого впечатления не оставит. Научит ли он их тому, что такое любовь, семья и верность? Сложно сказать. Но он точно расскажет интересную историю, о которой, возможно, они захотят узнать чуть больше», – прочитала я в одном из отзывов, после того как 8 июля вернулась из кинотеатра. А ведь и правда – хорош мультфильм или плох, каждый судит об этом по-своему. Но, безусловно, хорошо, когда после его просмотра хочется узнать о чем-то больше. И когда он предлагает темы для серьезных разговоров.

Семь лет творческого поиска

Кажется, такая простая вещь – мультик! Но с большим удивлением я узнала, что его снимали на протяжении 7 (!) лет при поддержке Фонда социально-культурных инициатив, а также администрации Владимирской области и округа Муром.

Сценарий Юрий Кулаков и Юрий Рязанов писали вместе. Они изучали древние источники, чтобы с максимальной точностью восстановить костюмы, архитектуру и настроение времени, в котором развивается сюжет. За это время создатели фильма несколько раз посещали Муром, где в Свято-Троицком женском монастыре покоятся мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии.

В мультфильме использовано минимальное количество компьютерной графики. Художники на протяжении долгого времени работали в мастерской, создавая картины вручную.

«Сценарий мы переписывали несколько раз. Юрий Кулаков и вся команда художников не останавливались, создавали и пробовали новые образы персонажей – и за это им честь и хвала. Надо сказать, что образ Петра мы нашли довольно быстро, а вот на создание образа Февронии у нас ушло почти 4 года. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что зрители увидят героиню, в которой сочетаются красота, душевная сила, смирение и простота», – говорит Юрий Рязанов.

После таких просмотров выходишь из кинозала с тихой улыбкой и радостью от того, что время потрачено не зря

Для певицы Валерии и композитора Виктора Чайки это был первый опыт работы в мультипликационном фильме. Валерия впервые исполнила саундтрек «Свет моих глаз» к мультфильму, а Виктор исполнил давнюю мечту – написал музыку для мультфильма. Вместе им удалось создать очень мелодичные композиции, с нотками русского фольклора, но в то же время подходящие для современных слушателей.

Да и весь мультфильм получился какой-то очень легкий (несмотря на обильные происки злой силы – очень активного персонажа), добрый и светлый. После таких просмотров выходишь из кинозала с тихой улыбкой и радостью от того, что время потрачено не зря.

Поговорить о зле…

Для тех, кто только собирается посмотреть мультфильм, сразу скажу – это не экранизация жития Муромских чудотворцев. Не литературные вариации на тему их благочестивой жизни. Это даже не «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую митрополит Макарий поручил после канонизации святых написать Ермолаю (Еразму) Прегрешному, известному в то время русскому писателю, чтобы литературно оформить устное народное предание о Петре и Февронии. Это именно сказ, порой переходящий просто в сказку.

Но, как известно, «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И, на мой взгляд, самый полезный и добрый урок из фильма может быть извлечен, если серьезно поговорить с детьми о том, что такое искушение. Ведь для этого разговора мультфильм предлагает множество ярких иллюстраций.

Кто из читателей не становился свидетелем такого диалога? Малыш отказывается делиться с мамой и папой (братьями и сестрами) конфетами. «Разве ты жадина?» – восклицают родители. «Я – жадина, не дам», – отвечает юный прагматик. Реальная конфета для него важнее абстрактных определений. Повзрослев, дети лучше понимают «что такое хорошо, а что такое плохо» и так откровенно не отвечают. Но как часто «хорошо» остается для них простой абстракцией, а «плохо» – способом получить желанные блага.

Вот муромская княгиня Анна, жена князя Павла, просто захотела красивое ожерелье. Что в этом плохого? Тем более что и денег платить не надо: ожерелье – подарок иноземного купца. Но слышит княгиня от мужа: «Что бояре подумают? Княгиня от соблазна удержаться не может. Скромность – вот твое лучшее украшение». Диалог довольно жизненный, кто-то и посочувствует невинному вроде бы желанию женщины. Но за отказом – обида, а где обида, там и ропот – на мужа, на его доброту к бедным и невнимание к жене. А тут и змий, который является княгине в образе мужа и дарит желанное ожерелье. Только становится оно не украшением, а цепью, лишающей княгиню свободы.

Но разве не так же с любыми – и большими, и малыми – искушениями? Разве не столь же хитроумно и зло плетет враг рода человеческого эти цепи, прислушиваясь к нашим нечистым помыслам и недобрым желаниям? А в запретах и ограничениях, которые заповедует человеку Церковь, на самом деле путь к истинной свободе – свободе во Христе.

Мы нередко, даже порой вовсе того не желая, выступаем на стороне зла

Для детей это пример наглядный, а для взрослых – серьезный повод задуматься о своих «ожерельях». Главное – понять: нет поступков нейтральных, в мире, по слову святителя Григория Паламы, борется тайна Креста и тайна беззакония. И мы нередко, даже порой вовсе того не желая, выступаем на стороне зла.

Злу можно служить осознанно и цинично, как родовитая боярыня Ираида. Просто потому, что оно заплатит больше – или по крайней мере больше пообещает. Этот персонаж, понятно, отталкивающий, тут детям ничего объяснять не надо. «Сама ты ведьма!» – в сердцах вскрикивает сидящая рядом со мной девочка в ответ на несправедливые обвинения, на которые в адрес Февронии не скупится боярыня.

Но можно служить ему и незаметно для самого себя. Добряк Фома просто шутит над князем: «А говорил, что только на византийской принцессе женишься». Подкалывает, как любит говорить молодежь. Вот только следствие этого словесного укола нешуточное – раздосадованный князь отказывается от своего слова. А это уже не зарисовка из жизни очень злой боярыни. Это про каждого из нас. Кто из нас, сболтнув чего-то лишнего, пошутив не к месту, не готов был прямо-таки язык прикусить. Да слова не воротишь. И становится это слово также на руку той самой «тайне беззакония».

…и о добре

Благо, поводов и для таких разговоров много. С девочками можно обсудить образ Февронии – живой и мудрой, доброй и твердой девушки. С удивлением прочитала в Интернете отзывы, в которых святая предстает расчетливой шантажисткой: воспользовалась-де ситуацией и женила на себе Муромского князя. Вот уж действительно, каждый видит в жизни то, что способен увидеть. А ведь создатели мультфильма, на мой взгляд, очень наглядно показали, в чем дело. Князь Петр Февронии Богом дан в мужья. Для спасения души, для спасения княжества. И упрямиться, смущаясь мирской выгодой, неправильно. Это очень большая тема для разговора с детьми – зачем муж и жена Богом даны друг другу, какие качества главные, а какие и вообще не важны. И о том, как далеко может завести воспаленное самолюбие.

Красной нитью проходит мысль – только милосердный получит возможность одолеть зло

С мальчиками хорошо бы поговорить о чести. О том, что словами не разбрасываются, что настоящий мужчина должен хорошо подумать, давая обещание, а дав, сделать все, чтобы его исполнить. О том, что делает отношения между людьми прочными, а что разрушает даже государства.

Очень бережно показан опыт молитвы святых. Но очень понятно даже маленькому ребенку, для чего человек молится. Что молитва – это и общение с Богом, и защита от врага.

А еще, в лучших традициях русских мультфильмов, красной нитью проходит мысль – только милосердный получит возможность одолеть зло. Когда все уже совсем плохо, помочь может только Бог – в ответ на наши молитвы, любовь и веру.

А еще – съездить в Муром

После просмотра мультфильма возникает желание отправиться в путешествие (реальное или хотя бы на первый раз виртуальное) в этот удивительный город. Побродить по его замечательным старинным улочкам. Помолиться у мощей святых супругов в очень красивом Свято-Троицком монастыре. Он на самом деле создает впечатление просто сказочное. Подойти к памятнику святым Петру и Февронии и с удивлением увидеть у ног княгини знакомого зайчика.

А еще – помолиться у мощей преподобного Илии Муромца (и тоже поговорить о том, как жизнь рождает былины и предания), праведной Иулиании Лазаревской. В ее житии также есть и чудеса, и милосердие, и помощь свыше. Думаю, и детям, и взрослым запомнится рассказ о хлебе из лебеды, который слуги святой пекли в дни страшного голода. А также о том, что по молитвам праведницы становился этот хлеб вкуснее пшеничной сдобы.

Такой он – старинный Муром, напоминающий нам о том, что верность и честь дороже золота, что милосердие и любовь – главные христианские добродетели, что по-настоящему сильным может быть только добрый и мудрый. Может быть, потому и тянет так сюда многочисленных паломников и туристов. Погреться – в наше холодное время.

Марина Шмелева

7 июля 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Когда неживое становится живым Когда неживое становится живым
Ирина Кодюкова
Когда неживое становится живым Когда неживое становится живым
Беседа с мультипликатором Ириной Кодюковой о творчестве и анимации
Прибегает встревоженная методистка: «Что случилось?! Из аудитории выходят заплаканные студенты». А я отвечаю: «У меня произошло искусство».
«Гора самоцветов»: мультфильмы на уроках в воскресной школе «Гора самоцветов»: мультфильмы на уроках в воскресной школе
Мария Минаева
«Гора самоцветов»: мультфильмы на уроках в воскресной школе «Гора самоцветов»: мультфильмы на уроках в воскресной школе
Мария Минаева
Мультфильмы эти – не просто яркие картинки, увлекательные, отлично рассказанные истории. Они касаются ума и сердца детей, они вызывают сложные и тонкие чувства.
«В искусстве кино говори прямо и будь краток»
Мультипликатор Михаил Алдашин: «В искусстве кино говори прямо и будь краток»
«В искусстве кино говори прямо и будь краток»
Беседа с художником и режиссером-мультипликатором Михаилом Алдашиным
Помню, когда работал над «Рождеством», был особо трудный день, сил никаких... И вдруг я кричу в небо: «Господи, ведь я всего лишь человек!»
Комментарии
Ольга14 июля 2022, 11:16
А мне мультик не глянулся: очень яркое разграничение на хорошо-плохо - в жизни не так. И суть любимой легенды исказили. Когда поборники благочестия начинают говорить, что в НАСТОЯЩЕЙ христианской семье все чинно-благочестиво, я люблю приводить пример своих хороших знакомых: он не хотел на ней жениться, она его шантажировала, он ее обманывал, один раз вообще из дома прогнал, - и все равно это любовь и брак на всю жизнь. На «это не христианский брак» отвечаю, что их к лику святых причислили.
Антоний11 июля 2022, 16:25
P.S. Пропаганда "нетрадиционных ценностей" должна быть запрещена, а причастные к ней должны быть приравнены к террористам. Они - палачи нашего будущего. Их цель - осквернить, опошлить, убить всё самое светлое - веру, надежду и любовь, заменить это на похоть, беспринципность и пустоту. Их надо выявить, их надо остановить. У Государства есть все механизмы для этого, остается лишь одно - действовать.
Антоний11 июля 2022, 10:29
Сегодня для преодоления последствий отравления общества ядом - привитыми молодежи в черные 90-е "западными ценностями" блуда, потребительства и эгоизма, - необходимо всемерное и тотальное оздоровление информационного поля. С младенчества нужно прививать то, что нам дорого - Патриотизм, любовь к Богу, Родине и семье. Прививать через мультфильмы, книги, компьютерные игры, игрушки! Иначе - смерть! Иначе - вымрем! Сегодня наступил момент истины для нас: или мы начнем выздоравливать, или болезнь победит и мы вслед за европейской цивилизацией отправимся в небытие.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×