«Вот в советское-то время были нормальные мультики, не то что сейчас!» – эту фразу я слышу часто. Слышу и удивляюсь. Потому что отличные современные мультфильмы есть, и они воспитывают в детях и душу, и художественный вкус, и расширяют их кругозор. Просто их не рекламируют – вот и не знает о них большинство моих знакомых. Очень удивляются, когда рассказываю.
Мультипликационный проект «Гора самоцветов» – отличная возможность познакомить ребёнка не только со сказками народов России, культурными обычаями и традициями, но и с разными художественными техниками, музыкой, поговорить о поступках, их мотивах и последствиях.
Каждый мультфильм «Горы самоцветов» не похож на другой. Их делали разные художники, и эта самобытность, как ни странно, является связующей нитью: все очень разные, но каждый – маленький шедевр, и каждый несёт себе важную мудрость, что столетиями шлифовалась, как камешек морским прибоем, передаваясь из уст в уста.
Есть среди мультфильмов «Горы самоцветов» очень смешные и озорные, например, «Козья хатка» и «Про собаку Розку», есть – про волшебные подвиги и сражения, например, «Мэрген», Никита-кожемяка», есть те, что удивительно точно и тонко рисуют русскую жизнь – «Собачий барин», «Лиса-сирота», «Солдат и птица». Но несколько мультфильмов кажутся мне особенно важными, если мы говорим о воспитании христианина.
Да, безусловно, можно воспитать христианина и без мультиков, и без сказок. Но смотрю я на эти небольшие истории – действительно, каждая как камень-самоцвет – и понимаю важное. Они подтверждают то, о чём говорится в Священном Писании, в Житиях святых. Иллюстрируют, ярко, наглядно раскрывают. А ещё – касаются чувств ребёнка. Поэтому я использую такие вещи не только в беседах со своими детьми, но и на уроках в воскресной школе.
Егорий Храбрый
Я показываю этот мультфильм детям после разговора о святом великомученике Георгии Победоносце. Он – возможность составить интересный разговор с детьми о том, почему любят и почитают люди святых.
«Егорий Храбрый» – мультфильм, основанный на народной интерпретации жития. В нём звучат народные стихи и песни. А сделан он так, что все, от мала до велика, понимают: хорошо жить в мире, где есть такие святые! Да, бывает и зло, и несправедливость, и горе, но они побеждаются любовью и смелостью.
Сила может быть разной, и доброта – её верный спутник
Честно говоря, я не знаю другого способа говорить о жестокости и боли с маленькими детьми: только так, со всем известным посылом «добро побеждает зло». А говорить приходится, и дети снова и снова спрашивают, зачем язычники убивали христиан: не понимают, почему нельзя было жить в мире.
Егорий Храбрый в мультфильме, с одной стороны, – воин, защитник, укротитель всякой нечисти, с другой – терпеливый и жалостливый, делится последним с мышкой в темнице. Важный образ: сила может быть разной, и доброта – её верный спутник.
Описывать мультфильм сложно: он сделан так, что каждая мелочь – не мелочь, самая крохотная деталь прекрасна в своей важности и завершённости. Здесь нет второстепенного, незаметного: крестик у святого на шее, косточки в яблоке, височные украшения в уборе царевны, крохотная птичка. Недаром орнаменты в народном искусстве играли роль не менее важную, чем то, что они обрамляли.
Солдатская песня
Некоторые разговоры с детьми в воскресной школе требуют яркого примера, наглядного подкрепления. Нет, можно, конечно, без него обойтись, но если хочешь, чтобы сказанное дошло до сердец учеников, нужны яркие иллюстрации. Иногда найдёшь такую – и радуешься: ничего больше и не нужно. Лучше не придумаешь.
Вот, например, говорим мы с детьми об ангелах. Выясняем, что есть у каждого из них ангел-хранитель, что он всегда рядом, участвует в жизни человека, переживает за него, радуется и скорбит о его поступках. Дети слушают, говорят сами, думают, приводят примеры. Им интересно и понятно. Но я знаю, что большая часть выйдет с урока и не то чтобы забудет – отодвинет это знание куда-то в уголок.
И вот здесь мне помогают примеры из области искусства. Самый яркий, наглядный, трогательный и важный – мультфильм «Солдатская песня» из «Горы самоцветов».
Создан он на основе сказки Саши Чёрного о солдате, укравшем выручку у товарища. А ещё об ангелах, что сопровождают солдат, каждый своего, незаметно им помогают.
Ангелы, похожие на самих солдат. Лица у них простые, грубые, а души светлые
Ангелы, похожие на самих солдат. Лица у них простые, грубые, а души светлые: живут в мире и согласии, как могут, своих подопечных выручают, а по ночам Господу поют.
Небольшой совсем мультфильм, а драматизма в нём, как в хорошем полнометражном фильме. И герои – понятные маленьким детям, но при этом живые и сложные. Светлый паренёк Антошка, он обо всех заботится – о сослуживцах, о своей старенькой маме, что горюет без него дома. Унтер, который лютует, потому что у него беда: невеста вышла за другого. Ну, и ещё один – тот, что украл деньги, отложенные Антошкой для матери. Вот ему-то и явился ночью его ангел-хранитель, чтобы пристыдить и вразумить.
Дети смотрят, молча и напряжённо: переживают за Антошку. Радуются, что всё хорошо закончилось, некоторые пытаются маршировать под солдатскую песню, что звучит в конце. Мы не обсуждаем мультфильм – зачем? Такой он ясный, звонкий и прозрачный, так чудно выстроен, каждому ложится на сердце. Я просто напоминаю ребятам, они могут молиться своим ангелам-хранителям – на этом и заканчиваем.
Про Василия Блаженного
В воскресной школе я рассказываю самым маленьким детям о святых. Это не всегда бывает просто: не всё получается объяснить, чтобы ребята поняли не только умом, но и сердцем. Самый сложный разговор складывается о юродивых.
Да, им интересно слушать о блаженной Ксении, о святом Прокопии Устюжском. Но они снова и снова спрашивают – зачем? Зачем надела одежду мужа? Зачем ходил по улицам с кочерёжками? Зачем вёл себя странно? Детей учат вести себя прилично – а тут взрослые, которые делают не так, как принято.
И опять на помощь мне приходит мультфильм из «Горы самоцветов». Нежный и невесомый, созданный штрихами, на которых удивительно прочно покоится образ. «Про Василия Блаженного» называется.
Одна из заслуг создателей «Горы самоцветов» – рассказчики. Их интонации, музыка их голоса значат не меньше, чем картинка. Вот и здесь – неспешный такой рассказ, с прибаутками и приговорками, простая, на первый взгляд, русская речь, но богатая и образная, бесценный языковой опыт для ребёнка.
У мультфильмов «Горы самоцветов» есть удивительная особенность: тонкими полунамёками в них говорится о том, что понятно даже маленькому
У мультфильмов «Горы самоцветов» есть удивительная особенность: тонкими полунамёками в них говорится о том, что понятно каждому, даже маленькому. Жест, улыбка, звук, тень – и вот перед нами питейный дом, тёмный и неприветливый, который становится светлее, когда жалеет его блаженный Василий, возвращает туда ангелов.
В мультфильме замечательно раскрываются мотивы поступков юродивого: человеку кажется странным его поведение – а на самом-то деле вот оно как! Зачем он топчет баранки ногами, например? Да потому что знает – в них не мука, а известь. Бог ему открыл.
Вот и смотрят мои ребята, открыв рты, как собирает блаженный Василий денежки горками – и никто не знает, зачем они, и никто их не трогает. А я в который раз думаю, как можно было этими тонкими, живыми, трепещущими линиями создать историю о великом святом, понятную каждому дошкольнику.
Бессмертный
Татская сказка, которая кажется и не сказкой вовсе – философско-религиозной притчей о жизни и смерти, непокорности и смирении, одиночестве и любви. Зачастую мы не говорим о таких вещах с детьми, нам кажется, что они ещё маленькие, ещё не готовы. Но их очень интересуют эти вопросы, на самом деле – они думают напряжённо и много расспрашивают. О чём? О неотвратимости смерти, о переходе в другой мир, о весе человеческих дел. Пытаются осмыслить вечность – и не могут, и снова задают вопросы тем, в ком видят опору – взрослым.
Такой разговор состоялся у меня с учениками – ребятами 6–8 лет – незадолго до Великого поста. Мы говорили о евангельском чтении недели о Страшном Суде, о смысле наступающего поста, об ожидании Воскресения Христова, его значении для каждого. Дети спрашивали о смерти: пытались и не могли её осмыслить, засыпали меня вопросами, жадно слушали ответы и не удовлетворялись ими.
– Хотите, на перемене покажу вам мультфильм?
– Хотим! Какой?
– О смерти и о вечности.
– Хотим!!!
Я думаю, ни одну диснеевскую полнометражку они не смотрели с таким напряжённым вниманием. С ними обычно не говорят на такие темы – боятся. Да и мне сложно было вести разговор: я опасалась ступить на зыбкую почву, напугать и запутать. Но они понимают многое, а о том, чего понять не могут, хотят говорить и думать. Чудный мультфильм Михаила Алдашина «Бессмертный» оказался примером, нужным именно в этот момент. Примером ярким и ясным, который, конечно, не мог объяснить смерть и вечность в полной мере, но помог представить, что же это.
Два друга жили в одном городе – Нисан и Нимурун. Умер Нисан, а Нимурун отправился искать себе бессмертного друга. Многих отвергал он, наконец, пришёл в далёкую землю и поселился в роскошном дворце, взял себе в жёны прекрасную девушку – и зажил счастливо и беспечно.
Век за веком текли, а Нимурун и его жена оставались такими же молодыми и прекрасными. Но однажды юноша вспомнил старушку-мать и родной город, решил повидать их, да вот только…
«И вы, шагая по лику земли, не забывайте дорогу к Небу», – так заканчивается мультфильм
Время текло и никого не щадило, пока Нимурун находился в счастливом безвременьи. А когда вернулся – оказался один. Впрочем, нет, не один – потому что нет бессмертия на земле людей, но оно есть у Бога.
«И вы, шагая по лику земли, не забывайте дорогу к Небу», – так заканчивается мультфильм. Он прекрасен: стилистика, образы, музыка, озвучивание. Но главное – в удивительном, сложном ощущении, послевкусии. Печаль смешивается с радостью, потому что одинок каждый на этой земле, в тот или иной момент, в той или иной степени. Но у Бога мы не одиноки.
Как и любой учитель, я допускаю ошибки. Иногда я чувствую себя бессильной: не получается объяснить, донести до ребят важные вещи. И тогда мне помогает искусство, художественные образы. Вот и мультфильмы эти, например, – не просто яркие картинки, увлекательные, отлично рассказанные истории. Они касаются ума и сердца детей, они вызывают сложные и тонкие чувства, а те, как ни странно, понимание. Иногда бывает и так.