По поводу провозглашенной латвийским сеймом «автокефалии»

8 сентября сейм Латвии по инициативе президента Э. Левитса внес поправки в закон о статусе Латвийской Православной Церкви, согласно которым, ей предоставлена «автокефалия», устраняющая зависимость от «зарубежных церковных центров». Латвийская Церковь и ранее имела статус самоуправляемой, дарованный ей еще Патриаршим томосом в 1992 году. В соответствии с ним она самостоятельно решает вопросы, связанные с ее взаимоотношениями с государством, пребывающим на ее канонической территории. Но при этом она состоит в юрисдикции Московского Патриархата, и изменить такой ее статус может лишь высшая власть кириархальной для нее Русской Православной Церкви, исторически являющейся для нее матерью.

Латвийская Церковь, состоящая из двух епархий, в настоящее время не обладает надлежащим числом кафедр для объявления автокефалии

Экклезиологически необходимой предпосылкой для учреждения автокефалии является стремление к ней паствы, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем очевидного большинства на всех этих уровнях, чего в настоящее время нет вовсе. Есть еще одно непременное каноническое условие для предоставления автокефалии: поскольку автокефальная Церковь самостоятельно, без помощи со стороны, поддерживает у себя апостольское преемство епископата, она должна располагать как минимум четырьмя епископскими кафедрами, чтобы при вакансии на одной из них у нее сохранялся собор из по крайней мере трех архиереев, полномочный в соответствии с 4-м правилом I Вселенского Собора совершить хиротонию во епископа. Латвийская Церковь, состоящая из двух епархий, в настоящее время не обладает надлежащим числом кафедр и, соответственно, архиереев, а исходя из численности своей паствы и своего духовенства, в учреждении новых кафедр отнюдь не нуждается.

Вмешательство латвийских законодателей в сугубо внутренние церковные дела представляет собой курьез, экстравагантный с юридической точки зрения, тем более что предварительно не принималось актов, которые бы усвоили Православной Церкви в Латвии статус государственной религии. Как и другие религиозные общины своей страны, она по-прежнему отделена от государства. А значит, государственная власть не обладает юридической компетенцией вторгаться в область ее внутренней жизни, в том числе и в вопрос о ее церковном статусе, о ее институциональном месте в православном мире. Даже в СССР, где в свое время Православная Церковь претерпела гонения, в юридическом плане вмешательство во внутрицерковные дела не декларировалось – соблюдали приличия, которые для современных властей Латвии не писаны.

И еще одно обстоятельство: принятая сеймом законодательная новелла обозначает неприкрытую дискриминацию значительной части населения страны по религиозному признаку. Уж если православным в Латвии воспрещается поддерживать каноническую связь с Матерью-Церковью, то на каком основании аналогичные запреты не распространяются на латвийских католиков, на верующих других конфессий и религий? Или, может быть, в Риге уже готовится закон, воспрещающий католическим епархиям страны поддерживать юрисдикционную связь с Ватиканом?!

Принятая сеймом законодательная новелла обозначает неприкрытую дискриминацию значительной части населения страны по религиозному признаку

Ничего принципиально нового в дискриминационной политике латвийских властей нет. Это очередной шаг в чреде предыдущих актов. С самого начала повторного фазиса латвийского суверенитета православные люди, родившиеся и выросшие в этой стране, подвергаются бесцеремонной дискриминации по национальному и языковому признаку. Русские и русскоязычные жители других национальностей лишены были политических и ряда гражданских прав, им в качестве удостоверения личности выдавались с намеренно издевательской целью так называемые «паспорта не-граждан». Если бы многочисленным «не-гражданам» Латвии было возвращено право участвовать в выборах парламента, он имел бы принципиально иной состав и не руководствовался бы в своем законотворчестве дискриминационными и русофобскими мотивами.

Массовое лишение населения страны гражданских прав, беспардонное вмешательство светской власти в сугубо внутренние церковные дела – феномен не уникальный, но он имеет мало прецедентов в мировой юридической практике двух последних столетий. Рабство негров и мулатов отменено было в Соединенных Штатах в 1865 году. Столетие спустя в каденцию президента Дж. Ф. Кеннеди прекращена была политика сегрегации по отношению к этим категориям граждан (все-таки и тогда уже, в отличие от русскоязычных париев Латвии, граждан!): раздельное для белых и черных обучение в школах, больницы отдельно для белых и отдельно для черных, разные вагоны и разные места для пассажиров разных рас. В Южной Африке апартеид, юридическое разделение населения страны на белых, черных и цветных, ушел в прошлое с падением там расистского режима в 1994 году.

Для сравнения с тем, что происходит в Латвии, остается еще один исторический пример: издание в Нюрнберге в 1935 году «Закона о гражданстве рейха» и «Закона о защите немецкой крови и немецкой чести». Только в этой ретроспективе становится понятным на неискушенный взгляд непостижимый феномен: публичное чествование латышских эсэсовцев и уголовное преследование престарелых ветеранов, воевавших с ними и с германскими оккупантами в партизанских отрядах, разрушение памятников освободителям Латвии от нацистов.

Вопрос о законной, а не принудительной автокефалии Латвийской Церкви по разным причинам в повестке дня не стоит, тем более что в сложившейся ситуации ее паства нуждается в особом покровительстве со стороны Церкви-Матери, первенствующий престол которой находится на территории великого государства, способного постоять за себя и за своих друзей и не раз в истории протягивавшего руку помощи нуждающимся в ней. Развязанная более тридцати лет назад травля русскоязычного населения Латвии обрела ныне дополнительный ресурс в дискриминации православных, которые в сложившейся ситуации призываются к исповеднической ревности в отстаивании канонической правды, ибо «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13). А ненавистникам православной России, разжигателям национальной вражды и религиозной розни не мешало бы припомнить, чем в прошлом заканчивались агрессивные поползновения на Православие и Святую Русь.

Тем же, кто склонен по-лакейски угождать предержащим сиюминутную власть, стоило бы задуматься о печальных последствиях измены и для самих предателей как в жизни вечной, так и часто в сей временной жизни.

Протоиерей Владислав Цыпин

15 сентября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
р.б.Марфа25 сентября 2022, 20:08
К большому сожалению у нас часто встречаются манкурты ( в Латвии ), которые не помнят или не хотят помнить КАК и ЧТО было...Уверенна, что святой Иоанне Рижский видит все,что сейчас у нас происходит и он очень и очень переживает за все...Да, Иоанн Рижский есть святой ВСЕЙ Русской Православной Церкви, в которой он так верно пламенно служил и бесстрашно отстаивал права всех православных...Святый отче Иоанне, моли Бога за нас,не дай нам отпасть от Матери Церкви!
Анастасия 24 сентября 2022, 22:49
Добрый день, Статья очень хорошая, чувствую поддержку положению русскоговорящим людям в Латвии (хотя на государственном уровне такой поддержки могло бы быть и больше). Однако автор, не в обиду будь сказано, впадает в привычные национальные категории русские-латыши. Латвийская православная церковь на то и латвийская - она не только русская, она открыта всем жителям Латвии, вне зависимости от национальности. У нас есть латышские приходы, где служба идёт на латышском языке и прихожане латыши. Наш святой - Святой Иоанн Рижский, чьи нетленные мощи покоятся в Кафедральном Соборе в Риге - латыш. На личном уровне очень редко встречаюсь с дискриминацией, простые люди доброжелательно относятся к нам.
р.б.Надeжда21 сентября 2022, 13:08
Добрый день! С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы всех!Спаси Господи вас, отец Владислав!Ваша статья все очень точно и четко показала, что у нас в Латвии, происходит. Была и есть дискриминация русскоязычного населения практически во всем...Если бы такого бы не было, не уехало бы столько молодежи из страны...А теперь и до нашей Церкви добрались...Очень и очень больно и грустно от всего этого нам православным...И такая горечь на душе от лакейства перед предержащим такую власть...Господи! Помози нам грешным, поддержи, укрепи, не дай отпасть от Матери Церкви нашей Православной!!!
Михаил20 сентября 2022, 12:18
Добрый день, спаси Господь автора статьи о.Владислава ! Я -рижанин, верующий, женат, двое детей.Хотел поделиться своим мнением. В 2004 г, получил гражданство Латвии, потратил что-то около 30 латов и пару месяцев на выучивание экзамен.тем на получение гражданства, худо-бедно говорю и пишу по-латышски, помогал детям с уроками. Хочется сказать честно, нужно быть гражданином страны, которую любишь до конца. Латвию и латышей я уважаю, но это не любовь... Многие мои родственники честно остались не-гражданами и только выиграли от этого. До начала военных действий на Украине негражданам можно было без виз кататься как в Россию так и в Европу. С работой у неграждан в Латвии проблем не было.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×