Много лет работая в вузах Беларуси, как в западной, так и в восточной части страны, я заметил, что молодые люди, постигающие премудрости избранной ими профессии, как правило, менее религиозны, чем общество в целом. При этом в молодежной среде обнаруживаются тревожные тенденции: немалая часть студентов – вероятно, под влиянием интернет-кумиров, блогеров и либеральных деятелей культуры – придерживается совсем не христианско-ориентированных позиций по вопросам нравственного характера.
В начале июня я опросил на эту тему студентов одного из белорусских вузов в возрасте от 17 до 22 лет. Правда, претендовать на репрезентативность мне вряд ли возможно: выборка была не столь обширная, как необходимо. Но все же предполагаю, что и при более широкой выборке результаты оказались бы примерно такие же – печальные для христианина в частности и для миссии Церкви в целом.
Во-первых, выяснилось, что верующих среди студентов не так уж и много – всего 33%. Остальные отнесли себя к «сомневающимся» или даже «неверующим», хотя доля последних оказалась не львиной (18%). Ребята объяснили причины своего неверия тем, что они считают религиозное мировоззрение несовместимым с наукой, а также сложившимся у них негативным мнением о Церкви. Но и среди верующих воцерковленность была не на высоте: почти никто не посещает богослужения еженедельно; в основном верующие студенты ходят в Церковь несколько раз в год, на большие праздники.
Осведомленность об учении Церкви по вопросам морально-нравственного характера никак не делает ребят сторонниками христианских ценностей
При этом почти все студенты (как верующие, так и сомневающиеся) осведомлены об учении Церкви по вопросам морально-нравственного характера. И здесь начинается самое печальное: эта осведомленность никак не делает ребят сторонниками христианских ценностей. Более того, либерализм (или равнодушие) молодежи по многим принципиальным вопросам свидетельствует, что со временем нравственное чувство белорусского народа может дать крен далеко не в лучшую сторону.
Возьмем, например, такой чувствительный для христианина вопрос, как «прерывание беременности», а по сути – убийство нерожденного младенца. Среди опрошенных мною студентов к абортам положительно относятся 21%, отрицательно – 18%. Больше половины выбрали вариант «нейтрального» отношения, но за этой нейтральностью скрывается, по-видимому, равнодушие, от которого проще перейти к оправданию «прерывания беременности», нежели к тому, чтобы увидеть за этой «процедурой» убийство маленького, беззащитного человечка.
Невзирая на то, что в новой Конституции Беларуси, принятой в прошлом году, брак определяется как союз мужчины и женщины, белорусская студенческая молодежь на удивление лояльно относится к «бракам» между представителями одного пола. Всего 27% опрошенных заявили о своем негативном восприятии содомии, в то время как остальные выбрали вариант «положительного» (15%) или «нейтрального» (58%) отношения к однополым «бракам». Но какой вообще здесь возможен «нейтралитет», что общего между светом и тьмою? ЛГБТ-лобби активно продвигает свою повестку дня, поэтому если человек заявляет о «нейтральности», то он, видимо, не станет возражать, если подобные «браки» начнут заключаться официально.
В продолжение семейной тематики не могу не отметить, что церковная позиция о т.н. «гражданском браке», т.е. сожительстве мужчины и женщины без регистрации в ЗАГСе, не находит понимания среди молодых людей. Всего 3% опрошенных считают, что это плохо и неприемлемо. Остальные 97% склоняются к иной точке зрения – положительной (42%) и «нейтральной» (55%). Очевидно, что для Церкви остается огромное пространство для работы в этом направлении.
Миссионерство Церкви пока проигрывает мрачной антихристианской миссии современной либеральной культуры
Так же, как и по вопросу об эвтаназии, поскольку о негативном отношении к «смерти по требованию» (что, по сути, является немного завуалированным самоубийством) заявили всего 9% – ничтожный показатель. Небезынтересно и то, что примерно четверть опрошенных сообщили, что они стали за последние два-три года «более мягко, лояльно» относиться к «однополым бракам», абортам, эвтаназии и «гражданским бракам». Значит, миссионерство Церкви в этих вопросах пока проигрывает мрачной антихристианской миссии современной либеральной культуры.
Безусловно, Белорусская Церковь активно работает с молодежью – при Синоде БПЦ есть специализированный Отдел, который проводит различные мероприятия (и их немало, судя по сайту Отдела) и старается достучаться до сердец молодых людей.
Проведя опрос, я еще раз убедился в том, что миссия Церкви среди студентов не должна сниматься с повестки дня; она даже более актуальна сейчас, чем раньше. И если этой миссии, причем обширной и добротной, не будет, то в зрелый возраст снова и снова станут входить поколения людей, для которых христианское понимание святости жизни и семьи останется, увы, не более чем реликтом какого-то «странного» и «неясного» религиозного мировоззрения.