Собор Щелковских новомучеников
«Кровь мучеников – семя христианства» – эта фраза, ставшая уже афоризмом, принадлежит великому христианскому учителю II века Тертуллиану. Ее пророческая гениальность заключается в том, что, сказанная на заре христианской истории, она подтверждена опытом всей последующей истории Церкви, в каком бы веке и в какой бы стране она не совершалась. Повсюду, там, где мученически проливалась кровь христиан, эта кровь становилась плодотворным семенем, из которого в дальнейшем произрастали обильные плоды. Чем больше христиан гнали, тем больше их становилось. Церковь гонимая не исчезала, как это замышляли гонители, а преображалась в Церковь цветущую. Так было в Византии. Римская империя гнала христианство, Византийская империя – преемница Римской – его возвеличила. Так было и в нашей стране. России этот опыт достался уже в XX веке. Тогда вся наша русская земля была окрашена в красный цвет, в цвет крови мучеников. И тогда казалось, что близок уже конец христианства на Руси. Однако теперь, когда мы из XXI века оглядываемся на век XX, мы видим, что прав был Тертуллиан, и для нашей страны те огненные испытания стали временем духовного посева, который совершали христианские мученики. Только засевали они землю не растительным семенем, а поливали ее своей кровью, чтобы христианская вера преумножалась на их родной Руси. И сегодня мы видим, что этот их жертвенный труд вполне оправдал себя, ибо никогда еще в России Церковь не жила в таком привилегированном положении, как сегодня, никогда еще ранее не переживала такого расцвета.
Перепись 1937 года показала, что, несмотря на массовые репрессии в отношении духовенства, веру искоренить не удалось
Этому великому подвигу наших предков причастна и подмосковная Щелковская земля, которая участвовала тогда в общем посеве и даровала всей Церкви новомучеников Щелковских. Новомученики Щелковской земли, общая память которых совершается в четверг первой седмицы Петрова поста, пострадали в 30-е годы XX века во время второй волны сталинских репрессий. Начало массовым репрессиям среди духовенства было положено в конце 1920-х годов, когда в стране был издан и передан властям всех поселений указ «О мерах усиления антирелигиозной работы», в котором, в частности, писалось о том, что «религиозные организации… являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы». Это было в начале 1929 года. Именно с этого времени начались массовые ссылки духовенства. С 1929-го по 1933 год в России было арестовано около 40 тысяч священно- и церковнослужителей, многие из них были расстреляны. После этого гонения немного приутихли, но в начале 1937 года была проведена перепись населения СССР, в которую по распоряжению Сталина был включен вопрос о вероопределении (возраст от 16 лет). Опрошенных оказалось 98,4 миллионов человек. И среди них верующими себя назвали… 55,3 миллиона! Перепись показала, что, несмотря на массовые репрессии в отношении духовенства, веру искоренить не удалось. Эти печальные для власти сведения стали одной из причин, почему данные этой переписи так и не были обнародованы, а сама перепись признана неудачной. Но после нее началась вторая, самая кровавая в истории человечества волна гонений на христиан. Самыми масштабными по числу жертв стали 1937–1938 годы. По данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, за эти 2 года было арестовано порядка 165 тысяч священно- и церковнослужителей, из которых расстреляно порядка 107 тысяч.
Щелковские новомученики пострадали как раз во время этой второй волны. Все они были т.н. «каэрами» – так называли тех, кому «шили» обвинение в контрреволюционной деятельности. Разумеется, в отношении священнослужителей все подобные обвинения были надуманными. Подобные обвинения вообще, как правило, в то время не были призваны оградить закон, а должны были просто очистить общество от ненужных властям элементов. И такими элементами представлялись и священнослужители.
Священномученик Василий Сунгуров
Священномученик Василий Сунгуров в заключении
Первым среди священномучеников Щелковских пострадал священник Василий Сунгуров. Будущий отец Василий родился 20 марта 1876 года в селе Спасское Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Арсения Сунгурова. По окончании Волоколамского духовного училища Василий в 1898 году был назначен псаломщиком к Николаевской церкви в селе Амельфино Волоколамского уезда.
В 1919 году его рукополагают во священника для церкви Марии Магдалины в селе Улиткино Богородского уезда (сегодня г.о. Щелково). Долгие годы, вплоть до закрытия храма в 1934 году, он служил настоятелем этого храма. Несмотря на то, что служение отца Василия происходило в обстановке усиливающихся гонений, он до конца хранил верность своему пастырскому долгу.
Злоумышленники подожгли дом о. Василия в то время, когда он совершал литургию, но священник, узнав об этом, не прервал службу
Известно, что однажды злоумышленники подожгли дом о. Василия в то время, когда он совершал литургию, но священник, узнав об этом, не прервал службу, предоставив случившееся воле Божией. В другой раз во время крестного хода загорелся сарай, находившийся поблизости с храмом. В поджоге обвинили участников крестного хода.
В 1935 год «собрание верующих», срежиссированное властями, постановило: совхозу «Безбожник» нужен клуб, после чего храм был закрыт. До своего скорого ареста о. Василий служил уже в Богоявленском храме в селе Брыково Истринского района.
Священномученик Василий Сунгуров Отца Василия арестовали 28 августа 1937 года и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Два дежурных свидетеля дали против священника соответствующие показания, затем был допрошен отец Василий. Выслушав лжесвидетельства, священник не подтвердил их. Заканчивая допрос, следователь еще раз спросил:
– Вы признаете себя виновным в том, что до последнего времени вели контрреволюционную деятельность?
– Нет, не признаю, – ответил священник.
19 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Сунгуров был расстрелян на следующий день, 20 сентября 1937 года, и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
20 апреля 2005 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви священномученик Василий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик Сергий Кудрявцев
Священномученик Сергий Кудрявцев Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года к собору святых новомучеников и исповедников Российских был причислен и протоиерей Сергий Кудрявцев, много лет служивший в храме Рождества Богородицы с. Анискино.
Будущий священномученик Сергий Дмитриевич Кудрявцев родился 1 июля 1881 года в селе Фряново Богородского уезда Московской губернии (ныне г.о. Щелково Московской области). Он был вторым ребенком псаломщика фряновской Иоанно-Предтеченской церкви Дмитрия Феодоровича Кудрявцева. В семье Кудрявцевых кроме Сергея было еще трое детей: сыновья Николай (также священномученик) и Алексей и дочь Мария, которая, кстати, впоследствии вышла замуж за выпускника Перервинского духовного училища Михаила Михайловича Никологорского, будущего Фряновского священномученика, о котором у нас речь еще впереди.
После неоконченного обучения в Московской духовной семинарии в 1908 году Сергий был рукоположен во диакона к Богородице-Рождественской церкви села Анискина Богородского уезда. Когда в 1911 году решался вопрос об иерейской хиротонии диакона Сергия Кудрявцева, член Московской духовной консистории протоиерей Сергий Модестов записал в его характеристике: «Поведения весьма хорошего». Сам диакон Сергий в своей «наипочтительнейшей докладной» на имя будущего священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) со смирением писал: «Безусловно нашлись бы кандидаты более достойные меня, а именно, окончившие полный курс духовных семинарий, каковой бы кандидат и был бы более пригоден по нашему фабричному народу» и даже отказывался от своего ходатайства быть 2-м священником в селе Анискине.
С началом в июле 1914 года войны между Россией и Германией о. Сергий был направлен на фронт, по всей видимости, полковым священником
19 июня 1911 года диакон Сергий был рукоположен во иерея и определен на место второго священника в тот же храм села Анискина, в котором служил диаконом. На его место во диакона был рукоположен его родной брат Николай. С началом в июле 1914 года войны между Россией и Германией о. Сергий был направлен на фронт, по всей видимости, полковым священником, оставаясь при этом заштатным священнослужителем Анискинской церкви. К штатному служению в свой родной храм о. Сергий вернется лишь в 1930 году.
В августе-сентябре 1937 года о. Сергий вместе с сыном Николаем переезжает к месту своего последнего служения – настоятелем храма в честь Воздвижения Креста Господня города Хвалынска Саратовской области, где Господь судил ему прослужить совсем мало. 27 ноября 1937 года протоиерей Сергий Кудрявцев был арестован Хвалынским РО УНКВД и препровожден в Вольскую тюрьму. При обыске у него были изъяты паспорт, два послужных списка, 15 крестиков, 10 «разных молитвенных книг», иерейское облачение и дореволюционное удостоверение личности «с маркой царя Николая».
Священномученик Сергий Кудрявцев На следующий день новомученик был допрошен.
Выписка из протокола заседания судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области от 10 декабря 1937 года:
«– Вы являетесь участником контрреволюционной группы церковников. Так это?
– О существовании контрреволюционной группы церковников мне ничего не известно и участия моего в ней нет.
– На протяжении следствия Вы скрывали проводимую Вами антисоветскую агитацию. Намерены ли Вы давать правдивые показания?
– Я говорил правду, других показаний дать не могу.
Постановили: Кудрявцева Сергея Дмитриевича РАССТРЕЛЯТЬ».
Приговор приведен в исполнение 15 декабря 1937 года в городе Вольске Саратовской области. В 1956 году по ходатайству Генерального прокурора Саратовской области дело было пересмотрено, протоиерей Сергий Кудрявцев вместе с другими «членами контрреволюционной организации церковников» были посмертно реабилитированы «за недоказанностью обвинения».
Священномученик Михаил Никологорский
Священномученик Михаил Никологорский Священномученик Михаил родился в 1883 году в селе Гребнево Щелковской волости Богородского уезда Московской губернии в семье псаломщика Михаила Никологорского, служившего в Никольской церкви в Гребневе. По окончании духовного училища с 1902 года Михаил Михайлович стал служить псаломщиком в храме во имя Иоанна Предтечи в селе Фряново Аксеновской волости Богородского уезда, где с 1921 года он был священником и настоятелем до своего ареста в 1937 году.
В начале 1937 года оперуполномоченным Щелковского отдела НКВД инициирован допрос свидетелей, которые могли бы дать показания о священнике Михаиле Никологорском.
«Один из жителей поселка Фряново показал, что отец Михаил в разговоре о жизни при советской власти будто бы говорил, что он первое время боялся, что при советской власти народу православного мало будет, не будут в церковь ходить. Но, оказалось, наоборот, православные ходят в церковь. Не все еще с ума сошли. А скоро и все вразумятся, ведь советская власть – это явление временное, это как костер – пока сухой, горит, а как намокнет, так и потухнет. Свидетель также показал, что, когда в 1931–1932 годах власти хотели закрыть церковь, священник собирал в храме собрания верующих, организовывал бригады из верующих, которые ходили по деревням и собирали подписи, чтобы храм был оставлен»[1].
Против о. Михаила свидетельствовал и снявший сан диакон Предтеченской церкви Михаил Тихомиров. Упомянув, что хорошо знает священника Михаила, так как тот служил во Фряновской церкви псаломщиком, а сам он диаконом, бывший диакон показал, что в 1918 году он от сана отрекся, а Никологорский остался служить.
«Политические взгляды Никологорского антисоветские, так как Никологорский систематически высказывает свои недовольства существующим строем… Мне не раз приходилось доказывать ему, что он говорит не верно, но Никологорский оставался при своих мнениях»[2].
Отец Михаил был арестован 5 декабря 1937 года и сразу же допрошен.
Выдержки из допроса:
«– Следствие располагает данными, что вы вели антисоветскую деятельность. Подтверждаете ли вы это?
– Нет, не подтверждаю. Я антисоветской деятельности не вел.
– Вы говорите следствию неправду. Следствие предлагает вам рассказать о своей антисоветской деятельности.
– Никакой антисоветской деятельности я не вел.
– Следствие располагает данными, что вы в сентябре 1937 года вели контрреволюционный разговор по вопросу о жизни при советской власти. Подтверждаете ли вы это?
– Нет, не подтверждаю».
На долгие десятилетия чада о. Михаила запомнили завет своего духовного наставника: «Молитесь больше. Главное – Бога не забывайте»
На этом допросы и следствие были закончены, и отец Михаил был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Михаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь на Беломорско-Балтийском канале, где он прожил совсем недолго. Он скончался в заключении 2 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
На долгие десятилетия его чада запомнили завет своего духовного наставника, произнесенный им незадолго до ареста: «Молитесь больше. Главное – Бога не забывайте».
Священномученик Александр Крутицкий
Священномученик Александр Крутицкий В день кончины священномученика Михаила начался путь на Голгофу для еще одного священномученика Щелковской земли, священника Александра Крутицкого.
Александр Сергеевич Крутицкий происходил из старинного духовного рода. Родился он в июне 1898 года в селе Салтыкове Бронницкого уезда Московской губернии. В раннем детстве Александр лишился матери, а в пятнадцатилетнем возрасте и отца, служившего псаломщиком в церкви в Салтыкове. Осиротевшего отрока приняла родная сестра отца, крестная мать Александра Крутицкого – Елизавета Матвеевна. По семейной традиции, как самый младший из детей, Александр был определен в Перервинское духовное училище, по окончании которого поступил в Московскую духовную семинарию.
Война, начавшаяся в 1914 году, помешала Александру закончить духовное образование, и он стал по примеру отца псаломщиком в той же церкви, где служил и его родитель. В 1919 году Крутицкие купили дом в селе Образцове Щелковской волости, неподалеку от села Большое Хомутово, где уже жила старшая сестра Александра Мария со своим мужем. Здесь вскоре по благословению своей крестной матери Елизаветы Матвеевны Александр Сергеевич женился на коренной жительнице Образцова Пелагее Петровне Цыгановой, которой суждено было пережить мужа на 43 года. Пелагея Петровна умерла в возрасте 86 лет в 1981 году.
В 1933 году диакон Александр, невзирая на накатившую уже волну сталинских репрессий, подал прошение о рукоположении в сан священника
После 1922 года псаломщик Александр Крутицкий был рукоположен в сан диакона при том же храме Рождества Богородицы. После опубликования документа «О мерах усиления антирелигиозной работы», положившего начало массовым арестам священнослужителей и мирян и закрытию храмов, диакон Александр Крутицкий был арестован в первый раз и содержался под стражей 10 дней.
В 1933 году диакон Александр, невзирая на накатившую уже волну сталинских репрессий, подал прошение правящему архиерею о рукоположении в сан священника. Его рукоположили для храма Покрова Божией Матери в селе Хомутово и назначили настоятелем.
Священномученик Александр Крутицкий в заключении Прихожане сразу «полюбили его за кроткий нрав и бескорыстие. В селе жили три вдовы, потерявшие мужей в Первую мировую войну. Священник всегда им помогал и прежде, чем вспахать землю себе, пахал и засевал им»[3].
В семье священника Александра Крутицкого было трое детей. Продолжая жить в Образцово, отец Александр добирался после службы своим ходом из Хомутова домой. Шел низом, лугом, через Учу… Его сын, Евграф Александрович, на всю жизнь сохранил воспоминания о том, как отец учил их радоваться красоте природы. Обладая замечательным голосом, он прекрасно пел. Прихожанам навсегда запомнились церковные службы тех лет. Истовость, с которой служил Господу отец Александр, конечно, не давала покоя местной власти…
Его арестовали в ночь со 2 на 3 марта 1938 года.
«Он был к аресту готов и воспринял готовящийся ему жребий спокойно. При обыске забрали не только книги, но и те вещи, которые, с точки зрения сотрудников НКВД, представляли хоть небольшую материальную ценность: у жены священника, Пелагии, одну серьгу из уха вынули, а другую вырвали»[4].
Священномученик Александр Крутицкий 5 марта в московской тюрьме священнику Александру было предъявлено обвинение в том, что он «будучи враждебно настроен, среди окружающих проводит контрреволюционную деятельность»[5]. На следствии ему был задан вопрос:
«– Следствие располагает достаточными данными о том, что что вы занимались антисоветской деятельностью. Признаете ли вы себя в этом виновным?
– Нет, виновным я себя не признаю».
14 июня 1938 года Александр Крутицкий судебной тройкой при Управлении НКВД СССР по Московской области был приговорен к расстрелу. 1 июля 1938 года на полигоне в Бутове приговор был приведен в исполнение.
На Архиерейском Соборе 2000 года священник Александр Крутицкий был причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он является первым канонизированным святым на Щелковской земле.
Священномученик Василий Крылов
Священномученик Василий Крылов в заключении Священномученик Василий родился в 1906 году в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Сергия Крылова.
По окончании сельской школы в 11-летнем возрасте он поступил на обучение в Дмитровское духовное училище, через год закрытое властями. В это время уже тяжело болел его отец, Василий стал помогать ему в церкви читать за богослужением.
Очень рано, в двадцатилетнем возрасте, Василий был рукоположен во диакона, а через пять лет – во иерея.
В Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района Московской области отец Василий будет назначен в 1934 году, после трехлетнего пребывания в тыловом ополчении, куда его отправят как лишенного избирательных прав за священнослужение. Но в Троицком храме ему суждено послужить недолго. Очень молодой, активный и ревностный пастырь, сразу занявшийся обращением к вере сбившейся с верного пути молодежи, не мог не вызвать обеспокоенности властей.
Священномученик Василий Крылов «После секретного приказа НКВД о массовых арестах, отец Василий был арестован одним из первых в Щелковском районе – 16 августа 1937 года и сразу же допрошен»[6].
Допросы и последующее обвинение были выстроены уже отработанным к тому времени способом. Обвинение в контрреволюционной деятельности с опорой на лжесвидетельства, не признаваемое как лживое обвиняемым.
13 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Скончался он 31 мая 1942 года в Севжелдорлаге, располагавшемся тогда в Коми.
7 мая 2003 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви священник Василий Крылов Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских.
***
Новомученики Щелковской земли в сонме новомучеников Русской Церкви, являясь нашими духовными предками, отдали свою жизнь на «алтарь» верующей Руси, отдали для того, чтобы мы сегодня могли свободно исповедовать свою веру. А потому мы обязаны всегда помнить и следовать их призыву, завещанному нам: «Русь Святая, храни веру православную. В ней же тебе утверждение».