Протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске, рассуждает о духовной пользе переходного возраста детей для их родителей.
– Почему часто так бывает, что дети христиан – неважно, священников или мирян – мягко говоря, не всегда радуют своих родителей? Вроде бы ангелочек, люди смотрят – не нарадуются, а как приходит время очередного переходного возраста, такое вытворяет, что волосы дыбом становятся. Почему так бывает?
– Потому что у общества, да и у родителей завышенные ожидания от детей из православных семей – что от поповичей, что от других. Мы им уже заранее пририсовали нимбы с крылышками. Святость, которую мы желаем своим детям, добывается в духовном бою, но боя-то еще никакого, считай, не было, а мы спешим им ордена-медали вешать. Но потом, когда до настоящего сражения доходит, видим, что всё ой как непросто. Что награды-то мы развешивать поспешили. Здесь очень помогает, по моему опыту и убеждению, честный взгляд на собственные «боевые заслуги»: мы-то чем можем похвастаться? Победой над страстями? Окончательным и бесповоротным прорывом блокады собственных осуждения, тщеславия, сребролюбия? Давайте не будем спешить – ни в оценке глубины падения собственных детей, ни в оценке своего духовного роста.
– Мы наивно ожидаем, что у наших православных детей точно не будет никаких проблем и искушений. У нас завышенные ожидания, и они далеко не всегда исполняются. Почему?
Мы возлагаем надежду на ребенка. Более того, требуем от него того, что сами выполнить не в состоянии
– Потому что, как мне кажется, мы забываем значение слова «Спаситель», мы слишком легко к нему относимся. Ведь Спаситель нужен тем, кого есть от чего спасать, кто искренне испытывает нужду в спасении, понимает его необходимость. Без Христа никто спастись не может. Даже ребенок христианина. Даже – открою страшную тайну – сам христианин, мирянин или священник. Никто не может, абсолютно все нуждаются во Христе. Если бы нашелся хотя бы один такой совершенный человек, то Христу не нужно было бы приходить в мир. А мы возлагаем надежду на ребенка, более того, требуем от него того, что сами выполнить не в состоянии. В псалме читаем: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145: 3). Понимаете, на помощь, всесильную помощь Бога нужно надеяться, а не на наши хиленькие силы. Разумеется, и наши собственные усилия нужны, мы не имеем права лежать на печи, думая, что Бог «и так спасет», но без Него мы ничегошеньки не сделаем. Ни мы, ни наши дети.
– Мне кажется, мы в какой-то мере должны в этом случае уподобиться Богу.
– Да, здесь дело в уважении к свободе волеизъявления человека, которая настолько важна для Христа, что даже Он не может при всем желании спасти нас без нашего согласия. Мы ведь дорожим своей свободой – почему мы лишаем ее наших детей? Помните пословицу: «Молитва матери со дна моря достанет»? То же, думаю, относится и к отцовской молитве за детей. Так вот, неизбежно приходит то время, когда наш главный родительский труд будет заключаться именно в молитве за своих чад. Не в упреках и воплях «ты ж мене пидманула, ты ж мене пидвела», а в смиренной, но настоящей сильной молитве. «…и весь живот наш Христу Богу предадим» – это очень утешительный призыв на литургии. А уж Христос умеет разбираться с такими вызовами, поверьте. В конце концов, с нашим-то переходным возрастом (у всех ли он, кстати, закончился?) Он разбирается – так давайте предоставим свободу и Ему, и нашим детям.
Глядя на искушения, которые обрушиваются на наших подросших детей, давайте носить тяготы друг друга – результат известен не только галатам. Нелишне, повторяю, вспомнить и себя в этом возрасте – сколько седых волос появилось у наших родителей и бабушек-дедушек лично из-за нас. Может быть, то, что творят наши бывшие ангелочки, – это еще мягкий вариант наших подвигов. Какой, согласитесь, повод для смирения. Так что в какой-то мере мы должны быть благодарными нашим деткам, которые заставляют нас седеть. Не будем отчаиваться, хорошо? Бог знает, чем помочь человеку в любом возрасте.