Как сохранить веру во время трагедий, что сейчас сотрясают мир?

Игумен Петр (Мажетов), наместник Свято-Косьминской пустыни, что на Урале, рассказывает о христианском ответе на все те ужасы, что творятся сейчас в мире и впервые в истории человечества столь досконально известны всем и каждому, благодаря интернету и масс-медиа. Брань усложняется, но как победить?

Фото: politnavigator.net Фото: politnavigator.net

О чем заповедь «будьте как дети»?

Мы недавно отмечали Покров Пресвятой Богородицы, и почему-то именно в этом году, когда одна сводка страшнее другой, этот праздник так пронзительно напомнил мне детство. Я вспомнил вдруг, как никогда раньше, о повелении Спасителя – «быть как дитя» (см.: Мф. 18: 3). Мы все родом из детства. У нас у всех были папа, мама; а у кого-то еще и любимые дедушка, бабушка, а может быть, еще и любимые дяди, тети; у кого-то лишь любимые воспитатели в детском доме… Мы все вышли из детства – того детства, где о нас заботились, где нас любили, где нас обнимали, гладили по голове, теребя и перебирая волосы с любовью. Это все памятно, и это детство нас взрастило и отправило во взрослую жизнь. И тем страшнее видеть сейчас эти кадры перепуганных детских лиц в грязи и крови. Это трагедия, если ты лишен детства.

Что бы тебе ни довелось пережить, и к тебе обращена эта заповедь – будь как ребенок!

Но Спаситель, знавший обо всем, что будет происходить и предупреждавший нас (Мф. 24: 6), тем не менее говорит: «Будьте как дети!» Что бы тебе ни довелось пережить, пусть тебя никто из людей не любил, когда ты только родился в этот мир, и к тебе эта заповедь – будь как ребенок! Но что это значит – «быть ребенком»? Оставаться им, несмотря ни на что? Для меня это всегда было загадкой. Не мог же Господь заповедать нам быть «инфантилами»? Наивность вряд ли входит в число добродетелей. Но что же тогда подразумевает эта заповедь? Чтобы понять, надо разобраться с тем, а что нам мешает быть ребенком в отношении Господа и нашей Небесной Покровительницы – Матери Божией? Почему бы нам не отдать себя в Ее руки, не довериться под Ее Покров? Нам препятствует наше неверие, маловерие.

Господь вместе с нами, и Он страждет

У нас бывает гипнотическая зависимость от информационного потока. Сейчас разверзлись войны на Украине, на Ближнем Востоке. Пусть мы уже лет 10–15 как слышим, что там, на Святой Земле, горячая точка планеты, но сейчас мы во все это погружены, мы во всем этом живем «благодаря» интернету, WhatsApp, телеграму и т.д. – всем этим доступным каждому, проникающим в наше личное пространство информационным каналам. Мы видим эту кровь, эти слезы… Заложников, искалеченных, убитых детей… Трудно становится уже даже просто улыбаться, сложно оставаться человеком говорящим, хочется стать молчащим – замкнуться в себе. Но это легче всего. А вот найти нужное слово, с одной стороны, тяжело; а с другой – очень важно. Потому что все эти аффекты в кадре страшно обжигают, вводят умы смотрящих в исступление: «О каком Боге, мол, можно тут говорить?», «О какой Божией Матери, Покровительнице материнства, вы нам проповедуете, когда происходит такое

Игумен Петр (Мажетов) Игумен Петр (Мажетов)

И здесь нужна не просто вера – тут требуется мужество: «Врешь, не возьмешь! Я все равно буду верить!» – у нас так один из братий себя убеждал. Потому как легче всего поддаться эмоциям и закричать в Небо: «Ну, что же Ты, Господи?! Как Ты такое допускаешь?» Я точно так же сильно мучаюсь, когда вижу все это в своем смартфоне, но мне отчасти легче, потому что я каждый день в алтаре. Я ежедневно у жертвенника, у престола. «Господи, что ж такое?» – у меня точно так же вырывается этот вопль из души. И Господь мне – не на уровне ума, а где-то в глубине сердца – дает ответы. Он вместе с нами, и Он страждет.

Один из миллиардов

Но как нам сохранить веру во время всех этих трагедий, что сейчас сотрясают мир? Для Бога нет человечества, для Бога нет общества, для Бога нет стран. Для Господа Иисуса Христа, для Пресвятой Троицы и для всего святого мира Небесного есть только человек – каждый в отдельности. Один из миллиардов. Только так. И с каждым человеком Господь персонально ведет эту уникальную беседу под названием «твоя личная человеческая жизнь». Все главное происходит в сердце. Всякому человеку война, кровь, смерть, слезы раскрываются по-своему. Каждого беда ставит в те условия, которые нужны только ему, этому человеку. И Господь задает именно личный, только тебе понятный и лишь для тебя актуальный вопрос, всеми этими обстоятельствами сподвигая и тебя «извлечь драгоценное из ничтожного» (Иер. 15: 19), и ждет соответствующего – и только твоего – ответа.

Каждого беда ставит в те условия, которые нужны только ему, этому конкретному человеку

…И вот мы видим: кто-то от всего этого озлобляется, другой страшно опускается, как мы говорим, «расчеловечивается» (кому война, а кому – мать родна), но есть те, которые, наоборот, становятся более человечными! И может быть, даже выше, чем человечными: они из естественного переходят уже скорее в ангелоподобное состояние. И таких сейчас множество, – если мы оторвемся от своих экранов, дисплеев со всеми этими кошмарами и посмотрим по сторонам: вот сосед добровольцем помогает в госпитале, а прихожанки нашего храма монотонно с молитвой о бойцах плетут и плетут эти спасающие жизни маскировочные сети, а коллеги помогают беженцам продуктами, вещами и т.д.

Мы должны не просто верить, ведь «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2: 19), – мы призваны помнить, что у нас у всех один Отец Небесный и Божия Матерь – всем Мама. И наше усыновление, удочерение Пресвятой произошло у Креста… Так Бог сострадает нам. Но сострадаем ли мы?

Будем бить врага его оружием

У святых отцов сложное отношение к воображению. «Падшие духи стараются возбудить в нас действие воображения», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Но нельзя же только им на откуп отдавать эту нашу способность? Воображение действительно, с духовной точки зрения, не всегда безопасно. Но если сейчас оно так гиперразвито всеми этими гаджетами, по крайней мере у молодого поколения, то, может быть, и его попытаться обратить на пользу?

Мальчишки и девчонки часто предаются фантазиям, причем так увлекаются, что… Вот одна из историй. Мне знакомые священники только что рассказали случай. Подходит вполне такой благообразный мальчик ко Причастию…

– Как тебя зовут? – спрашивает причащающий.

А дальше не может понять: ему послышалось или как?..

– Я – Человек-паук… – отвечает тот.

– А звать как? – не растерялся батюшка.

То есть дети настолько погружаются воображением во все эти образы, роли, что даже перед Чашей не могут выпутаться из них. Я сегодня тоже причащал одного сорванца, и он мне так сурово прямо перед Чашей вдруг решил признаться насчет себя: «Я очень страшный человек». И ведь тоже потом выяснилось: насмотрелся несуразной кинопродукции, все какого-то монстра не мог выбросить из головы и так, видимо, меня хотел впечатлить. Но это первый элементарный уровень воображения, – такая некритичная внушаемость, которая еще и в других подозревает то же самое.

Однако воображение может проявлять себя и как инструмент интеллекта, это когда мы придумываем образы при написании, например, книги – так целые жизни можно проживать. Или – когда стихи сочиняем, фильмы снимаем, те же мультики рисуем и монтируем и т.д. Это такое когнитивное воображение. Здесь уже больше субъектности, но и это пока еще не то, что нам надо.

Все, что в нас вложено, мы можем использовать себе на духовную пользу, – даже воображение. Мы в силах внутренне предстать перед Божией Матерью как нашей Покровительницей, Родительницей. Но мало просто вообразить, надо далее это свое предстояние воплотить в молитву – и это ключевой момент.

Якши, яман – клади в карман

…Вот Божия Матерь, Она всегда с нами, а мы перед Ней Ее дети. Но на этом нельзя останавливаться. После этого мы погружаемся в молитву, в собеседование с Богородицей как с нашей Матерью и Заступницей. Открываем Ей свою душу, изливаем все, что нас терзает… И тогда, на самых первых порах (!), даже воображение может нам помогать, – но ни в коем случае не как представление каких-то конкретных образов и т.д. Это все запрещается святыми отцами на молитве. Повторюсь, воображение нас тут только направляет в нужную сторону, отрешает от текучки. А потом уже – молитва.

Всё, что у нас есть и что бы с нами ни случилось, надо обращать себе к духовной пользе

Точно так же, как и гнев, например, плох не сам по себе, а лишь потому, что мы неправильно этой данной нам силой пользуемся. Когда мы обрушиваем свой гнев на свои же грехи и страсти, – вот это уже по назначению. А то грехи мы в других обычно замечаем, а стоит только сосредоточиться на своих – ты тут же точно проваливаешься в единство со всем человечеством: и я – такой/такая, как все. Так, из глинских старцев игумен Андрей (Машков) шутил: «Согрешил? Молодец! По крайней мере, не будешь считать, что ты лучше других». Это, кстати, отца Андрея еще присказка: «Якши, яман – клади в карман» (якши от тюркского «хорошо», яман – «плохо»). То есть все, что у нас есть и что бы с нами ни случилось, надо обращать себе к духовной пользе.

Выиграв в этой битве, поможешь многим

Так вот, о заповеди «будьте как дети». Только обретя эту в хорошем смысле детскость, которая ни над кем не превозносится, сыновнее/дочернее трепетное чувство, мы и будем уже как дети своей матери тепло и с доверием лепетать о наболевшем. Узы сердечного языка разрешатся, как говорят святые отцы. И так мы ощутим себя под Ее, Богоматеринским, благодатным Покровом любви – нежнейшим и всесильным. И это тоже вооружит нашу молитву! Точно так же, как и гнев на свои грехи нам еще и даст силу вопить к Богу. Говорят же старцы: «Пока ты не будешь вопить к Богу, ничего не получится». А осознав в своем падении единство со всем человечеством, мы будем вопить обо всех! Плакать обо всем Адаме, как это переживал в своем молитвенном опыте преподобный Силуан Афонский.

И при такой личной всеустремленной к Богу и обо всех молитве мы со временем, не ослабевая, сподобляемся покоя. А потом из него появляется дерзновение – дерзновение творить свою жизнь по заповедям, по воле моих Небесных Отца и Матери. И это уже преображенное бытие. И этот мир (Ин. 14: 27) каждый приобретает не только для себя, но и для своих близких и всех тех, за кого он молится. Ребенок ведь вправе уповать на то, что Божия Матерь его услышит и будет ходатайствовать и по его молитвам за тех, кто сейчас бедствует, проходит муки ада там – в южных широтах нашего полушария… Или где-то в окопах ближе к нам…

Будем оставаться все детьми, Божиими детьми, детворой Божией Матери! Счастья всем.

Игумен Петр (Мажетов)
Записала Ольга Орлова

18 октября 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О том, как мы относимся к вере и как пытаемся жить ею О том, как мы относимся к вере и как пытаемся жить ею
Епископ Игнатий (Триф)
О том, как мы относимся к вере и как пытаемся жить ею О том, как мы относимся к вере и как пытаемся жить ею
Епископ Игнатий (Триф)
Давайте вместе подумаем, как сделать так, чтобы мы как можно искренней, по-настоящему жили своей верой.
Иерей Валерий Духанин: «Ищите то, что оживляет вашу душу» Иерей Валерий Духанин: «Ищите то, что оживляет вашу душу» Иерей Валерий Духанин: «Ищите то, что оживляет вашу душу» Иерей Валерий Духанин: «Ищите то, что оживляет вашу душу»
Откровенный разговор о кризисе веры и о том, как из него выбраться
Угасшая вера – итог духовного расслабления. Кризису веры предшествует кризис духовной жизни.
Протоиерей Валериан Кречетов: «То, что происходит сейчас в мире, имеет главную причину – духовную» Протоиерей Валериан Кречетов: «То, что происходит сейчас в мире, имеет главную причину – духовную» Протоиерей Валериан Кречетов: «То, что происходит сейчас в мире, имеет главную причину – духовную» Протоиерей Валериан Кречетов: «То, что происходит сейчас в мире, имеет главную причину – духовную»
Когда народ начинает вести себя так, что долготерпение Божие временно прекращается, тогда посылаются на землю бедствия или войны.
Комментарии
Александр 2 ноября 2023, 13:16
Продолжение... Из анализа жизни отцов наших иже во святых, видно: необходимо не только молиться, но и быть внимательным, чтобы не стать посмешищем, бдеть в помыслах, чтобы избежать их управления нами. О ведении какой духовной брани речь? Как не бывает последующего без предыдущего, так не появится ощущение присутствия Бога, не родится страх Божий без сокрушения и сердечного плача. Стяжать молитву могут только те, кто смиряется перед Богом и людьми, кто искренно, от всей души, скоро простил нанесённые обиды, оскорбления и сделанное зло, не оставляя в сердце скрытого озлобления и мщения.
Александр 2 ноября 2023, 13:15
С какой легкостью и уверенностью вы «машете мечом», говоря о молитве. Не забывайте, что это — дар Божий, и молится горячо и благоговейно человек лишь тогда, когда имеет перед глазами смиренную кроткую жизнь Христа. То, что молитва — сильное оружие против диавола — никто не спорит, но сила эта не в количестве определённых слов, но в постоянном присутствии молитвенного состояния, ведь сатана боится не текста, а искренней веры. Привязанность к мiру, отсутствие сознания греховности, с постоянным самооправданием, превратят молитву в пыль...
Анна31 октября 2023, 15:27
Так молитва - это и есть выход на брань, на крестный путь, а не уклонение (забвение его)
Александр31 октября 2023, 10:54
Продолжение... Сыны Заведеевы просили у Господа престолов славы, Он же даровал им чашу Свою — страдания. Принимают её когда переносят скорби земные с смиренномудрием, усвоенным из Евангелия. Наши скорби Господь видит, и если бы считал нужным и полезным отвернуть чашу в сторону от нас, то сделал бы это непременно. Спаси, Господи! «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс 118:105).
Александр31 октября 2023, 10:53
Продолжение... Спаситель, напоминает нам: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, — но это еще не конец» (Мк 13:7). Сильнейшим оружием диавола против нас является «забвение» — врата смерти. Желая проводить свою жизнь в спокойствии и благодати, мы забываем порой о том, что идти мы должны за Пастырем (см. Ин 10:27), тем путём, которым шёл Он Сам, Его Пречистая Мать, и все святые. Когда голова наша увенчана тернием, прилично ли ногам ходить по путям, усыпанным розами? Если проклятое забвение одержит верх, то мы станем для смерти посмешищем. Ученикам и последователям Иисуса, дано не только веровать в Него, но и страдать за Него (см. Флп 1:29)...
Александр31 октября 2023, 10:52
Маловерие и ропот, как результат незнания христианами обетования Господнего, которое для них опора, крепость и спокойное пристанище. Именно отведение этого занятия в ранг факультативности является ошибкой в спасении! В своём первом послании к общине Коринфа апостол Павел пытается донести, что если плотские люди, остающиеся «в плоскости» души и тела, не стремятся подняться выше, сосредотачиваясь только на своих телесных и душевных потребностях, то такие не достигают своего истинного предназначения. На потребу, не бездумное чтение слов Его, а их исследование (см. Ин 5:39)...
Кира20 октября 2023, 19:26
Спаси Вас Господи, отец Пётр. Матерь Божия, сохрани деток в Украине, России, Палестине, Израиле и везде.
Наталья Петрова19 октября 2023, 13:32
Хорошая, актуальная статья, спасибо, батюшка! Только благословите высказать свое мнение о наивности. Вы пишите:" Не мог же Господь заповедать нам быть «инфантилами»? Наивность вряд ли входит в число добродетелей." А я думаю, что наивность - это скорее качество, чем недостаток. Детская наивность учит нас доверять. Доверять, или верить в добро. Пусть иногда, как наш русский народ, мы доверяем, а нас обманывают /русский менталитет/... Надо трезвиться, не спорю, не всегда и не всем верить слепо. Но доверяясь долгу, Богу, мы становимся чище, как сверкающие глаза наивного мальчишки. Ведь правда?!
Павел К.19 октября 2023, 09:59
Да ,внутренняя чистота чаши важнее всего ,тогда и во внешней деятельности правота сердца будет побеждать мертвящий эгоизм мира сего .Даже если этот эгоизм организуется в грозные легионы под флагами фашизма,национализма ,сионизма,лгбт или еще какой пакости и надвигается на нас ,прикрывшись щитами липовых софизмов.От внешней борьбы тоже отказываться нельзя ведь уныние -смертный грех .Церковь не должна связывать себя "обязательствами" перед неверными.
Ольга18 октября 2023, 17:32
Господь требует уподобления детям – не возвращения в детский возраст, но отречения от злобы, чтобы в нас была детская простота. Преподобный Исидор Пелусиот
Татьяна 18 октября 2023, 12:10
Да,"будьте как дети", будьте искренне, "любите друг друга", не обвиняйте никого, смотрите в своё сердце, не допускайте в сердце злобу. Христос говорил любить не только ближних, но и врагов своих!Зло нельзя победить злом. Только Любовь побеждает! И Спаситель наш Иисус Христос показал нам это Своей крестной смертью! Будем же мы во всём следовать за нашим Спасителем и тогда мы можем спастись!
Елена18 октября 2023, 11:23
Да, как-то вот особенно пронзительно как-то ощутилось - ведь пример преподобномученицы Елисаветы Феодоровны как раз о том, про что статья: дьявол пытается сделать хуже, а от этого - подвигом следования за Христом - подвижники содействием Божией Благодати оборачивают всё так, что только лучше выходит. Убили террористы Сергия Александровича, а она - Принцесса и Великая княгиня всю себя уже этой энергией горя посвятила служению Богу и людям. Святой стала. Как по слову святителя Филарета (в Катехизисе): Бог пресекает зло или обращает к благим последствиям. Богу слава!
Елена18 октября 2023, 11:05
Как созвучны сейчас мысли - вот тоже из сегодняшнего интервью матушки Елизаветы из Марфа-Мариинской обители: На примере Великой княгини Елизаветы мы видим, что бы ни происходило вокруг тебя, даже если погибают близкие или начинается война, главная сила христианина – это молитва. Нужно молиться, и дальше Господь управит. Поэтому и нам сегодня тоже стоит почаще мыслями обращаться к Богу. Мысленно обращаться к тем событиям, которые происходят сейчас, представить, в каких условиях сейчас находятся наши ребята, которые воюют, врачи, которые спасают жизни. И это должно отрезвлять, сейчас время подумать именно о главном, о том, чтобы отринуть какие-то свои старые привычки и начать молиться.
Ольга18 октября 2023, 09:42
В святоотеческом духе текст. Спасибо! Когда предстанешь в молитве пред Богом, соделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею и как бы ребенком лепечущим. Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему и ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого промышления, какое отцы имеют о детях своих, младенцах. Сказано: «храняй младенцы Господь» (Пс.114:6). // Преподобный Исаак Сирин
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×