О том, как мы относимся к вере и как пытаемся жить ею

Фото: patriarchia.ru Фото: patriarchia.ru

Период Великого поста — время, когда мы проводим ревизию своей души. Литургические богослужения своим содержанием призывают нас обратиться внутрь себя. Не сидеть в плену миражей мира сего, зрелища, которое нам предлагается, а войти внутрь себя. Обрести состояние тишины, внутреннего мира. А это непросто, это предполагает усиленную борьбу с той самой минуты, как мы возьмемся за это.

Период Великого поста — время, когда мы призываемся к тому, чтобы быть искренними, прежде всего, с самими собой. И если будем искренними с собой, то, естественно, будем максимально искренними и с Богом.

Период Великого поста — время быть искренними, прежде всего, с самими собой

Обычно мы обманываем себя. Вольно или невольно бежим от себя. Парадокс заключается в том, что, обманывая других, мы обманываем, обводим вокруг пальца самих себя, особенно в глубинных измерениях своей жизни. Нам не хватает мужества, твердости характера, чтобы заглянуть внутрь себя, войти в себя, сделать себе рентгеновский снимок и лицом к лицу столкнуться с тем безобразием, которое живет в нас.

Если же у нас нет такого честного отношения к себе, его не может быть и в отношении к Богу, и вся наша вера превращается в пустую формальность. Искренность — залог подлинности. И если мы не начинаем меняться и относиться к себе по-другому, наше понимание веры становится искаженным.

Что же касается того, как мы силимся жить своей верой, когда приходим в храм, когда пытаемся войти в пылающую огнем сердцевину литургии, то мы, увы, не делаем этого так, как следовало бы. Доказательство того, что мы не понимаем, зачем приходим на литургию, зачем причащаемся, зачем исповедуемся, зачем вообще ходим на церковные богослужения, — это наш почти шаблонный ответ: «Я так привык». Без того, чтобы с моим приходом в храм во мне совершилось изменение, моя жизнь преобразилась бы, и мой привычный образ жизни изменился бы по тому образцу, который предлагает нам Церковь.

Приведу всего один пример. Мы, решившиеся стать учениками Христа, следовать за Ним, жить по Его заповедям, почему-то гонимся за чудесами. И думаем, что быть в высшей степени верующим человеком обязательно значит (в случае святых) творить чудеса. А это ошибка, знайте. Тем не менее мы все гонимся за чудесами. И если бы вам в эту минуту сказали, что в неком монастыре, например, в Бистрице, есть старец, моментально исцеляющий от болезней, вы не стали бы слушать меня дальше и все помчались бы туда, а меня бросили бы, потому что я не говорю вещей, интересных вам. Мы нуждаемся в зрелище.

Евангелие учит нас, что чудеса совершаются не для верующих, а для неверующих

К сожалению, мы исказили свою веру, потому что уже живем ею не как должно, а по образцу нынешнего мира. Мы живем в обществе зрелищ, это мировосприятие проникает и в Церковь, и мы заражаемся им, сами того не зная. Более того, мы считаем, что это естественно, это нормально, чтобы у веры имелось зрелищное измерение. Евангелие учит нас, что чудеса совершаются не для верующих, а для неверующих. И никто в Евангелии не ждет чудес, там жаждут исцеления, потому что Христос воспринимался тогда в глубине сердец как Врач. Мы так понимали тогда чудо — как исцеление. А сейчас превращаем свою веру в спектакль, и это неправильно. Думаем, что поститься, бить поклоны, ходить на литургию каждое воскресенье, вычитывать невесть сколько акафистов и молебнов — в этом и заключается суть веры, а это не так. И если не верите мне, приведу вам в качестве аргумента один святоотеческий текст, говорящий о том, что значит подлинность нашей веры.

Итак, как же нам жить своей верой и искать ее суть, не останавливаясь на форме? Конечно, форма тоже важна, она помогает нам вскрыть суть нашей веры, но если мы на ней остановимся, мы станем ритуалистами. И можем тысячу раз перекреститься, но, выйдя из кафедрального собора, будем оставаться такими же, какие были, клеветать с той же легкостью, вести себя так же лживо и неискренне с ближними. И в итоге с нами не произойдет никаких изменений.

Не поймите меня превратно, я не хочу быть чересчур пессимистичным, но остро переживаю некоторые моменты и понимаю, что если мы не начнем сознательно жить по своей вере, мы не встретимся со Христом.

Преподобный Исаак Сирин Преподобный Исаак Сирин Святой Исаак (Сирин) объясняет, как жить по своей вере и в чем суть этой жизни по вере:

«Кто чувствует свои грехи, тот лучше воскрешающего мертвых своей молитвой»[1] (когда он живет среди множества людей).

Невероятно! Ведь если человек воскресил мертвого, он гораздо интересней, гораздо притягательней того, кто внимает себе и чувствует свою греховность, кому дано острое ощущение того, что он — селение греха.

«Кто час воздыхает о своей душе, тот лучше того, кто всему миру приносит пользу своими речами»[2].

Но как же так? Ведь мы живем в эпоху коммуникаций, мы коммуницируем всеми возможными и невозможными способами, как же может быть выше тот, кто час воздыхает о своей душе? Однако пред Богом так оно и есть! Потому что с этого начинается изменение себя.

Святой Исаак (Сирин) продолжает:

«Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося увидеть ангелов»[3].

Итак, мы крайне нуждаемся в интериоризации, особенно в нынешнем мире, где всё вокруг прельщает нас, пленяет, чтобы затем нас рассеять.

Есть три мысли, над которыми мне хотелось бы поразмышлять. Давайте вместе подумаем, как сделать так, чтобы мы как можно искренней, по-настоящему жили своей верой. И предельно заботились о том, чтобы не увязнуть в форме и лишиться основания, лишиться того, что относится к глубине нашей веры. И здесь мне снова приходит на ум святой Исаак (Сирин) с текстом, удивительным образом связанным с молитвой.

Обычно мы размышляем, молимся, я сосредоточиваюсь, стараюсь вникнуть, по меньшей мере своим умом, в смысл молитвы. А святой Исаак (Сирин) говорит нам:

«Молиться значит не что иное, как сделаться попрошайкой, выпрашивающим Царство Божие. Если будешь делать это своей молитвой, тогда получишь пользу от молитвы. А если нет, не получишь».

Останется одна мистическая, духовная, красивая, симпатичная экзальтация, это доставит тебе состояние умиротворенности, покоя, но останется на периферии, это не затрагивает глубин духовной жизни.

Таковы мысли, которыми я хотел поделиться с вами в этот прекрасный молитвенный вечер о том, как нам следует жить своей верой как можно искренней. Аминь.

[1] См.: Прп. Исаак (Сирин). Слова подвижнические. Слово 41 («Восчувствовавший грехи свои выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых»).

[2] Там же.

[3] Там же.

Смотри также
Избранные изречения отца Серафима (Роуза) Избранные изречения отца Серафима (Роуза) Избранные изречения отца Серафима (Роуза) «Сейчас позже, чем мы думаем»
Избранные изречения отца Серафима (Роуза)
Нельзя быть христианином вполсилы – тут либо всё, либо ничего.
«Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО) «Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО)
Епископ Душанбинский Питирим
«Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО) «Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО)
Встреча епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима с редакцией сайта «Православие.ру»
Кто такой воин Христов? Как следовать обетам нестяжания, послушания и целомудрия в мирской жизни? Что делать женщинам, в унынии переживающим грех аборта? Как не увлечься теми, кто прельщен?
Старец Илий: «Нельзя решать проблемы без Бога» (+ВИДЕО) Старец Илий: «Нельзя решать проблемы без Бога» (+ВИДЕО) Старец Илий: «Нельзя решать проблемы без Бога» (+ВИДЕО) Старец Илий: «Нельзя решать проблемы без Бога» (+ВИДЕО)
Никита Филатов
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) о правильном устроении жизни и молитве, календаре и причинах российских бед, распаде семьи и о том, почему Запад ополчился на Россию.
Комментарии
Галина И.19 марта 2023, 19:01
2. Вместе с тем вера, основанная на чудесах и знамениях,- это, можно сказать, неофитская, несовершенная вера. Как у Фомы неверующего. Для истинно верующих христиан (к таковым я, увы, не отношусь) достаточно Слова Божьего, Божьей бескорыстной любви и милости. "Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1Кор. 1:22-24). И чудеса Божии, действительно, не показательное шоу. Воля Божия, чтобы мы сами старались достичь определенных целей в своей жизни, своим трудом и своей самоотдачей. А Бог всегда поможет, молиться только надо.
Галина И.19 марта 2023, 18:41
1.В переводе со слав. яз. "чудо" означает "удивление". Величайшим историческим, феноменальным чудом является Сам Христос, и сверхъестественные чудеса, сотворенные Им,- это знамение Его Божьей любви к нам, неопровержимое доказательство Его могущественной власти над стихиями мира и материей, Его победы над смертью и силами зла. Чудеса Господь совершал как для верующих, так и для неверующих: "Многие, видя чудеса, которые Он сотворил, уверовали во имя Его;...Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес"(Ин.2,23;4,48). Любое чудо Божье призвано совершить нравственное, духовное перерождение человека, укрепить его в вере, а когда этого нет, то выпрашиваемые чудеса похожи на магию, опасную игру.
Андрей16 марта 2023, 13:52
"Евангелие учит нас, что чудеса совершаются не для верующих, а для неверующих". Это где же такое в Евангелии? "И не мог совершить там никакого чуда... И дивился неверию их" (Мк 6,5-6) "И не совершил там многих чудес по неверию их" (Мф 13,58) "Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их" (Мф 9,29-30) "Иди, и, как ты веровал, да будет тебе" (Мф 8,13) "Обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова" (Мф 9,22). Перед неверующими (Анной, Каиафой, Иродом, Пилатом) Господь не совершает чудес. Чудо - не шоу, а отклик Бога на крайнюю нужду человека. Только почему-то подлинных чудес мы сейчас не видим.
вадим16 марта 2023, 11:05
Истинно так .Пока человек не увидит себя таким, какой он есть,он далеко от Бога. "Боже,дай мне зрети моя согрешения..." С Великим постом !
Ольга16 марта 2023, 09:24
Сегодня статьи все такие отличные! Как глоток живой воды.... Благодарю очень от моего маленького глупого сердца...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×