О «Гатчинских святынях», Ордене иоаннитов и преподобномученице Марии Гатчинской

Беседа с историком Виктором Васильевым

В 1798-м году рыцари Мальтийского ордена преподнесли в дар Императору Павлу I десницу святого Иоанна Предтечи, а в 1799-м году из Мальты в Санкт-Петербург доставили еще две святыни: чудотворную Филермскую икону Божией Матери и Часть Древа Животворящего Креста Господня. В 1923-м году итальянские власти через своего посла в Москве попросили советское правительство вернуть святыни Мальтийского ордена, но их в России уже не было. Несмотря на это, праздник принесения трех величайших святынь христианского мира из Мальты в Гатчину дожил до наших дней. Он отмечается 12/25 октября.

О том, как Мальтийские святыни стали Гатчинскими и почему сейчас они находятся в Черногории, рассказывает секретарь комиссии по канонизации Гатчинской епархии Виктор Васильев, историк и писатель, автор книги «Судьбы и тайны великих святынь».

– Виктор Александрович, вы являетесь и специалистом по гатчинским святыням, много знаете об их перенесении из Мальты в Гатчину. Когда была возрождена прерванная в 1919-м году традиция проведения ежегодного крестного хода по Гатчине?

– В 1999-м году, в ходе празднования 200-летия принесения святынь из Мальты в Гатчину, здесь впервые спустя много лет прошел крестный ход из Троицкой церкви Гатчинского дворца в Павловский собор. В следующем году исполнится 25 лет со дня возрождения крестного хода настоятелем Павловского собора митрофорным протоиереем Владимиром Феером – благочинным Гатчинского округа. День 12/25 октября был одним из главных праздничных дней не только для жителей Гатчины, но и для многих православных христиан Санкт-Петербургской митрополии – для духовенства и паломников из разных благочиний. В крестном ходе, который официально стал праздником Гатчинской епархии, мы, конечно, несем не сами Гатчинские святыни, которые с 1799 по 1919 год были достоянием России, а потом вынужденно покинули ее, а их «копии».

– Почему церковное празднование святыням было установлено именно 12/25 октября?

– Их привезли в церковь Гатчинского дворца, видимо, еще в августе 1799 года, а явлены миру они были 12 октября 1799 года – в день бракосочетания Великой княжны Елены Павловны с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фредериком, когда Император Павел Петрович перенёс их из внутренних покоев в дворцовую церковь Живоначальной Троицы. Этот день он повелел считать праздником Принесения из Мальты в Гатчину трёх великих святынь христианства. Была написана даже отдельная церковная служба «На принесение честныя руки Предтечевы».

– Насколько масштабным праздник был век назад?

– В 1913-м году газета «Гатчинская неделя» писала, как в Гатчину на поклонение святыням пришли 5 крестных ходов из сёл и деревень, которые находятся за много вёрст от Гатчины, а им навстречу из Павловского собора шел крестный ход трезвенников. Более 20 священников и диаконов торжественно служили всенощную во главе с Преосвященным епископом Гдовским Вениамином (будущим священномучеником).

– Как «Гатчинские святыни», как их называли, вновь оказались за границей 120 лет назад?

– Их история очень интересна. Спасая святыни, их постоянно перевозили из страны в страну. 104 года тому назад, 13 октября 1919 года, реликвии покинули Гатчину с Северо-Западной армией генерала Юденича. А 95 лет тому назад, 13 октября 1928 года, в Дании упокоилась вдовствующая Императрица Мария Феодоровна – мать Императора Николая II. Ее дочери, Великие княгини Ксения и Ольга, передали хранившиеся у матери Гатчинские святыни Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей. В разное время они хранились в югославском городе Сремски Карловцы, в православном соборе Берлина, в Таллине (тогдашнем Ревеле), Вене, Белграде, Остроге и, наконец, в Цетинье, где пребывают и поныне. В начале 1950-х годов в Острожский монастырь ворвалась тайная полиция, нашла святыни, которые были укрыты в тайнике, и вывезла их в неизвестном направлении. До 1993 года реликвии считались утраченными. К счастью, они были найдены.

– А что со святынями в Павловском соборе Гатчины?

– Когда святыни вывезли из Гатчины, настоятель Павловского собора протоиерей Алексий Благовещенский (расстрелянный в 1938-м году) с любовью украсил фотографии Филермской иконы и десницы Иоанна Крестителя вышитыми им самим ризами. В нашем соборе сейчас есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня, у которых мы молимся и с которыми ходим крестными ходами.

В нашем соборе есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня

После войны настоятелем собора был духовный отец преподобномученицы Марии Гатчинской протоиерей Петр Белавский. Так как крестные ходы по улицам тогда были запрещены, при отце Петре крестный ход с изображениями святынь шел из верхнего храма собора в нижний. Сейчас в соборе идут реставрационные работы, и службы проводятся в нижнем храме, который уже отреставрирован.

– Как возникла традиция проводить крестный ход со святынями?

– В течение полувека (начиная с 1799 года) святыни находились в Зимнем дворце, в церкви Спаса Нерукотворного Образа. Во время освящения в 1852-м году Гатчинского Павловского собора, построенного в память Императора Павла, гатчинские жители обратились к Императору Николаю Павловичу с просьбой перенести в Павловский собор эти три святыни. Но он на это не согласился и повелел ежегодно приносить святыни для поклонения в Гатчину накануне дня празднования. И даже когда святыни покинули Россию, в Гатчине праздник перенесения святынь из Мальты в Гатчину оставался одним из самых любимых среди православных гатчинцев.

11/24 октября, в канун праздника, святыни переносили в Гатчинский дворец, где служилась вечерня, после чего торжественным крестным ходом шли по улицам города – в Павловский собор, где совершалась утреня, а на следующий день – литургия. Вплоть до революции святыни выставлялись для поклонения верующих на 10 дней.

Когда Зимний дворец и его церковь разграбили, святыни удалось перевезти в Архангельский собор Московского Кремля. А в конце 1919 года Святейший Патриарх Тихон благословил доставить их в Павловский собор Гатчины. Генерал П.Н. Краснов в романе «Понять-простить» описал, как 13 октября 1919 года после литургии и молебна последний крестный ход со святынями перед их уходом из России шел по городу под дождем со снегом. Позже будущий настоятель собора протоиерей Алексий Благовещенский написал Патриарху Тихону о том, что после этого крестного хода святыни увезли в Эстонию, чтобы красные не уничтожили реликвии, не ограбили их драгоценные ризы. В присутствии графа Игнатьева и двух военных святыни забрал из собора настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский – будущий епископ Таллинский Исидор, ставший духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

– Символично, что именно Патриарх Алексий – духовный сын спасшего святыни владыки Исидора – во время посещения Сербии благословил народы Сербии и Черногории десницей Иоанна Предтечи и Частью Животворящего Крестного Древа. Промыслом Божиим впервые за долгие годы они были явлены миру 30 лет тому назад – 7 июля 1993 года, в праздник Рождества Иоанна Предтечи.

Патриарх Алексий II с десницей Крестителя. Слева от него Митрополит Амфилохий, в центре – Патриарх Сербский Павел Патриарх Алексий II с десницей Крестителя. Слева от него Митрополит Амфилохий, в центре – Патриарх Сербский Павел

– А спустя еще 13 лет – 7 июля 2006 года – в этот же праздник правая рука пророка прибыла в Санкт-Петербург и благословила всех, кто в течение трех дней смог приложиться к ней в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Ежедневно там выстраивались километровые очереди. Всего, по данным информагентства «Русская линия», святыне поклонились около 120 тысяч верующих. 10 июля десницу перевезли в Павловский собор Гатчины, где до 12 июля к ней приложились более 100 тысяч человек. В память об этом знаменательном событии в Гатчинском парке установили четырехметровый Поклонный Крест – там, где Император Павел I заложил и начал строить Харалампиев монастырь в память о своем отце Петре III, родившемся в день святого мученика Харалампия.

– Как десница св. Иоанна Крестителя оказалась у иоаннитов?

– В следующем году исполнится 540 лет с того дня, как турецкий султан Баязид II передал в дар Ордену правую руку Иоанна Предтечи – покровителя Ордена, так как не хотел ссориться с рыцарями, в плену у которых в 1484-м году находился его младший брат принц Зизим – претендент на турецкий престол. Иоанн Предтеча считался небесным покровителем основанного в XI веке в Иерусалиме Ордена иоаннитов (отсюда и его название). Орден имел целью заботу о паломниках в Святой Земле. Другое название рыцарей – «госпитальеры» («госпитальер» по-французски значит «странноприимный»).

Вытесненные сарацинами из Палестины и Сирии иоанниты 18 лет жили на Кипре. В

1309-м году рыцари перебрались на отвоеванный у мусульман остров Родос, где на горе Филеримос построили для иконы Богородицы церковь, после чего икона стали называться Филермской. Но и Родос рыцари были вынуждены покинуть. Они обосновались на Мальте вплоть до ее капитуляции перед французским генералом Бонапартом. Наполеон, направлявшийся в Египет, разрешил рыцарям забрать святыни, но ограбил их драгоценные ризы.

Филермская икона Божией Матери в Орденской ризе (реконструкция) Филермская икона Божией Матери в Орденской ризе (реконструкция) За то, что Мальта капитулировала перед французами, почти не сопротивляясь, рыцари низложили Великого магистра фон Гомпеша и передали его полномочия защитнику Ордена – Императору Павлу I, попросив его возглавить Мальтийский орден. В ответ на его согласие они подарили ему десницу святого пророка и еще две мальтийские святыни. Он приказал сделать из чистого золота богатые ризы и для иконы, и для ковчегов с Частью Древа Креста Господня и десной рукой Иоанна Крестителя. Ризы были щедро украшены бриллиантами, рубинами, сапфирами, красными и синими яхонтами. Но с драгоценной ризы, устроенной Императором Павлом для иконы, во время пребывания в хранилищах югославских спецслужб исчезли рубин с нимба и самый крупный из семи сапфиров. Российский Император хотел сделать Мальту русской губернией. Некоторые ошибочно считают Павла Петровича масоном. Это не так. Он был не просто православным христианином, но и человеком, удостоившимся мученического венца. Сейчас вновь собирают материалы для его канонизации, пропавшие в годы большевистского лихолетья.

– Историю святынь часто называют почти детективной. Почему?

Филермский образ Божией Матери без ризы Филермский образ Божией Матери без ризы – Наталья Михайловна Карачарова перевела с английского неизданные воспоминания Павла Александровича Граббе. Его отец, генерал Александр Николаевич Граббе, возглавлял личный Конвой Императора Николая II. Павел рассказал, как его, когда он находился в командировке от датской фирмы в Ревеле (Таллине), один русский офицер в штатском, назвавшийся «графом Ищеевым», попросил выполнить одно важное для России поручение. С завязанными шарфом глазами Павла привезли в православный женский монастырь, где он увидел большую икону Богоматери в золотой ризе, украшенной жемчугом, изумрудами, рубинами и ожерельем из цейлонских сапфиров.

Но даже эти сверкающие при свечах драгоценные камни, обрамлявшие таинственный лик Богородицы, померкли, когда молодой человек увидел в ящичке из золота со стеклянной крышкой иссохшую руку без нескольких пальцев. Узнав, что это правая рука Иоанна Крестителя, возливавшая воду из Иордана на главу Спасителя, Павел Граббе перекрестился, видимо, потеряв дар речи. По его словам, золотой ободок реликвария был инкрустирован ярко-синими крупными сапфирами в обрамлении бриллиантов. Надежно упакованный драгоценный сверток он должен был доставить вдовствующей Императрице Марии Федоровне, жившей, как и Павел, в эмиграции в Дании. Датчане очень почитали свою бывшую принцессу, ставшую русской Императрицей, и при помощи датского консула Павел Граббе отправил величайшие христианские святыни дипломатической почтой. Возможно, именно граф Павел Алексеевич Игнатьев, который пришёл 13 октября 1919 года с о. Иоанном Богоявленским за святынями в Павловский собор, и попросил юношу спасти святыни Императорского Дома, перевезя их из Эстонии в Данию.

Из Дании святыни переправили в Германию, а в 1932-м году Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Антоний (Храповицкий) сказал Архиерейскому Синоду как его председатель, что, передавая святыни на хранение Его Величеству Королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, он неизменно считал их собственностью Российских Императоров. Поэтому, если Король передаст святыни преемникам владыки, они должны будут признать собственником святынь Главу Российского Царственного Дома. Только Глава Российской династии должен решать, что делать со святынями.

Граф Павел Игнатьев Граф Павел Игнатьев В апреле 1941 года, когда вторгшиеся в Югославию германские войска бомбили Белград, футляры с иконой Богородицы и двумя ковчегами удалось спрятать в келлии игумена монастыря Острог. Найдя в августе 1952 года тайник, югославские спецслужбы не знали, что это за икона и мощи. И лишь в 1970-х годах спрятанные перед приходом немцев святыни были наконец найдены и переданы в духовный центр Черногорско-Приморской митрополии – в Цетиньский монастырь, где по сей день хранятся десница святого пророка и Часть Древа Креста Господня. В 1990-х годах представители Мальтийского ордена предлагали президенту Черногории Момиру Булатовичу за Десницу Крестителя 150 миллионов долларов – более годового бюджета Черногории. Поговорив с Митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием, раскрывшим перед ним величайшую духовную ценность святыни, президент от сделки отказался.

– Слава Богу. А вот Филермскую икону, обнаруженную в 1978-м году, государство Черногории возвратить Церкви не согласилось. Наша делегация Фонда Андрея Первозванного видела икону за бронированным стеклом в Цетиньском художественном музее, где она находится и сейчас. Зато через два года переговоров о принесении десницы Иоанна Предтечи на территорию России согласие Сербской Православной Церкви было получено, что имело огромное значение для нашей страны.

– Да, это стало огромным духовным подарком и несказанной радостью для всего нашего народа. Мы видели среди паломников не только православных христиан, но и греко-католиков, и мусульман, которые снимали обувь, подходя к святыне. Жаль, что начавшийся тогда процесс согласия, которого часто так не хватает в современном мире, не привел к всеобщему покаянию народа и к покаянию всех россиян.

– Виктор Александрович, спасибо за интересную беседу. Расскажите немного об истории кафедрального собора Гатчины.

– Известный архитектор Роман Иванович Кузьмин начал проектировать пятикупольный каменный Павловский собор по указу Императора Николая I в связи с 50-й годовщиной со дня смерти его отца, Императора-мученика Павла I. На колоннах церкви установлены памятные доски из бронзы с именами офицеров, ближайших сподвижников Павла Петровича. В 1845-м году Император Николай Павлович выделил деньги на возведение в Гатчине храма, место для которого он указал лично – на возвышенности в самом начале улицы Мало-Гатчинская. Он лично одобрил проект и принял участие в закладке первого камня в основание собора осенью 1846 года. Летом 1852 года митрополит Никанор освятил верхний храм в честь Святого апостола Павла, причем правый придел посвящен Святым равноапостольным Царям Константину и Елене, а левый – Святой равноапостольной Марии Магдалине. Первым настоятелем собора был протоиерей Владимир Славинский.

– Впервые попав в Павловский собор, я увидела, кроме копии Филермской иконы и двух других Гатчинских святынь, раку с мощами святой преподобномученицы Марии Гатчинской, о которой ничего не знала, пока не прочитала вашу книжку «Из жизни святой Марии Гатчинской. Наставления. Письма. Воспоминания». На основе каких документов вы писали ее житие?

– Работая над ним, я изучал многие документы, архивно-следственное дело, по которому проходило более 70 монашествующих, включая монахиню Марию, материалы из открытых источников, воспоминания о жизни Марии Гатчинской, в том числе Ксении и Александры Белавских – дочерей протоиерея Петра Белавского, который был духовником Марии Гатчинской.

Вообще, Александра Петровна является последним на земле человеком, бывавшим в келлии монахини Марии. Ныне она – почётная старшая сестра Сестричества милосердия в честь Святой Марии Гатчинской при Павловском соборе.

– Расскажите подробнее о канонизации преподобномученицы Марии Гатчинской.

– Мощи были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, недалеко от часовни блаженной Ксении Петербургской и перенесены в наш собор в 2007-м году. А к лику святых Марию Гатчинскую причислили в 2006-м году, хотя трижды наше прошение об этом отклоняли, требуя предоставить дополнительные материалы. Когда отец Петр сидел в лагерях, его дочери навещали монахиню Марию. Они сохранили ее письмо на Соловки их отцу – «заключенному Белавскому», подаренный ею ему складень, уникальные фотографии из семейного архива, чудом уцелевшие. Дом, где жила Мария Гатчинская и куда приходили и обычные люди, и церковные иерархи, не сохранился. Он сгорел во время войны, но на его месте ничего не построили. Теперь здесь планируется установка памятника святой, которая была исповедницей веры и имела дар чудесного утешения унывающих людей, находящихся на грани отчаяния. Ее арестовали 19 февраля 1932 года.

После прославления и перенесения ее святых мощей в Гатчину почитание Марии Гатчинской стало поистине всенародным. К ней едут со всей страны, хотя и до этого на ее могилу приезжало много верующих. Еще при жизни ее называли святой Марией. Сохранились свидетельства ее прозорливости. Мы общались с женщиной, чьей матери и бабушке Мария Гатчинская предсказала судьбу их семьи. Так что основаниями для ее прославления были и чудотворения, и народное почитание, и – самое главное – мученический подвиг. Подтвердив верность Христу своей кровью, она ни в каких иных доказательствах святости не нуждается.

С Виктором Васильевым
беседовала Ирина Ахундова
Фото из открытых источников

25 октября 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”» «Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”»
О храмовом комплексе в честь св. Цесаревича Алексия
«Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”» «Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”»
Беседа с Юрием Тизяевым, ктитором храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия
Для меня это милость, которая ни с чем не может быть сравнима. Представляете – Господь доверяет вам строить Ему Дом!
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Вилийская Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Вилийская
Протоиерей Александр Жук, О.В. Северова
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Вилийская Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Вилийская
Протоиерей Александр Жук, О.В. Северова
Под лавкой она увидела какой-то свет, тут стала подниматься земля. И вскоре в рыхлой земле появилась сияющая икона Божией Матери! Исцеления по молитвам этой иконе не прекращаются и в наши дни.
Мальтийские встречи: Православие на острове апостола Павла Мальтийские встречи: Православие на острове апостола Павла
Священник Иоанн Ифтимя
Мальтийские встречи: Православие на острове апостола Павла Мальтийские встречи:
Православие на острове апостола Павла
Священник Иоанн Ифтимя
Через Своих служителей – таких, как отец Иоанн – Господь взращивает семена православной веры даже там, где, казалось, для них совершенно нет благодатной почвы.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×