«Прежде чем бросить в море, несчастных подвергали чудовищным пыткам»

Беседа с севастопольским исследователем и краеведом Дмитрием Соколовым о красном терроре в Евпатории

14 ноября 2023 года исполнилось 103 года с даты эвакуации из Севастополя кораблей Русской эскадры, увозящих в неизвестность тысячи военных и беженцев. Крым перестал быть территорией, где развевалось национальное трехцветное российское знамя, и быстро стал красным. В том числе от крови, которую пролили победители. Сегодня в память об этих трагических эпизодах истории нашей страны на территории полуострова ежегодно проводятся мемориальные мероприятия. В память о Крымской эвакуации 1920 года и последовавшем за ней массовом красном терроре в Севастополе, Ялте, Феодосии, Керчи, Евпатории установлены храмы, часовни, поклонные кресты и мемориальные доски. Трагические события прошлого продолжают привлекать внимание кинодокументалистов, ученых, исследователей и просто неравнодушных людей.

Выходят новые книги, рассказывающие об этом драматичном периоде. С автором одной из них, посвященной ранним советским репрессиям, которые проводились в 1918–1921 годах в Евпатории (СПб, Нестор-История: 2023), севастопольским исследователем и краеведом Дмитрием Соколовым, мы побеседовали об этих печальных страницах из прошлого нашей страны, об их осмыслении и преодолении, а также о новых исследованиях.

Дмитрий Соколов Дмитрий Соколов

– Дмитрий Витальевич, что подвигло вас к тому, чтобы сфокусировать свой профессиональный интерес на столь болезненной теме, как красный террор в Крыму в годы Гражданской войны?

– Стечение обстоятельств. Историей я интересовался всегда, но, например, в детстве и отрочестве меня занимали совсем другие эпохи и страны. В то же время как человек, чье становление пришлось на 1990-е годы, я не мог абстрагироваться от той информации, которая в изобилии появлялась на телеэкранах и страницах печатных изданий. В то время много говорилось о трагедии сталинских репрессий, но в основном на примере Москвы, Ленинграда и некоторых других крупных советских городов, а также в связи с именами известных ученых, артистов, писателей, партийных и государственных деятелей. Именно тогда у меня впервые и появился вопрос. Если, как утверждалось, это происходило по всей стране, то что же, интересно, было в Крыму? Впрочем, тогда эта мысль не получила практического развития.

В первые месяцы после окончательного установления советской власти на полуострове проводились массовые казни

Многое дало обучение в вузе. Получение образования в сфере юриспруденции было тесно связано с изучением таких дисциплин, как теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права, политология, социология, основы экономической теории. В каждом из этих учебных курсов присутствовал критический и научный анализ советской системы, ее плюсов и минусов.

Именно тогда мне стали попадаться первые публикации, в которых рассказывалось не только о репрессиях 1930-х годов, но и о терроре периода Гражданской войны, а также о других преступлениях большевистского режима в первые годы существования. Фактором, побудившим меня изучать данную тему в региональном аспекте, стала выпущенная в 2003 году коллективная монография членов научно-редакционной группы «Реабилитированные историей» «Политические репрессии в Крыму (1920−1940 годы)». Именно из нее я впервые узнал о массовых казнях, которые проводились на территории полуострова в первые месяцы после окончательного установления советской власти в ноябре 1920 года. Эта информация меня потрясла, и мне захотелось узнать больше. Я стал собирать материалы, систематизировать факты. Осмысленно эта работа началась летом-осенью 2005 года. Так появились первые наработки, в дальнейшем легшие в основу газетных и сетевых публикаций. Поначалу эта деятельность носила публицистический характер (тексты того времени грешили некоторыми неточностями), но затем переросла в серьезную исследовательскую работу.

– Ваша новая книга посвящена кровавым событиям Гражданской войны в Евпатории, виновниками которых стали оголтелые сторонники большевизма. В этом маленьком курортном городе, впоследствии снискавшем славу Всесоюзной детской здравницы, группа изощренных садистов-фанатиков с непонятным здоровому человеку упоением расправлялась с представителями «эксплуататорских классов», перед казнью подвергнув жесточайшим пыткам.

– Подходя к написанию книги о ранних советских репрессиях в Евпатории, я уже имел за плечами множество публикаций и несколько книг по данной тематике. Эти материалы так или иначе были использованы в работе над текстом, в том числе переосмыслены с учетом новых источников.

Вышедшая книга продолжает серию запланированных исследований в данном вопросе. Специфика – в том, что события, происходившие в каждом из городов полуострова в 1918–1921 годах, имели свои особенности. Ситуация в них – тема отдельного обстоятельного исследования.

Первая работа была посвящена событиям в Симферополе и была выпущена некоммерческим Благотворительным фондом «Наследие» в конце 2022 года. Вышедшая книга является ее продолжением. При этом она претендует на полноту. Вместе с тем предпринятую попытку воссоздать один из наиболее драматических эпизодов в истории региона в ХХ столетии, на мой взгляд, нельзя назвать безуспешной. Выражаю надежду, что мой скромный труд поможет дальнейшему раскрытию и изучению этой непростой темы, а также преодолению укоренившихся мифов.

Группа красногвардейцев Евпаторийского отряда Красной гвардии 1917–1918 гг. Группа красногвардейцев Евпаторийского отряда Красной гвардии 1917–1918 гг.

– В аннотации к книге отмечается, что именно в Евпатории массовый красный террор «приобрел наиболее жестокие и страшные формы»…

Именно в Евпатории массовый красный террор приобрел наиболее жестокие и страшные формы

– В данном контексте имеются в виду трагические события начала января 1918 года, когда всего за три дня прибывшие из Севастополя революционные матросы и местные левые радикалы предали мученической смерти от нескольких десятков до нескольких сотен людей. Расправы происходили публично, на глазах у множества очевидцев. Среди последних были в том числе родные и близкие жертв. Местами проведения массовых казней стали военные корабли Черноморского флота – гидрокрейсер «Румыния» и транспортное судно «Трувор». Прежде чем бросить в море, несчастных подвергали чудовищным пыткам: рубили руки и ноги, отрезали носы, уши, половые органы. Некоторые обреченные были сожжены заживо. Так в Евпатории устанавливалась «народная рабоче-крестьянская» советская власть. После того как корабли ушли назад в Севастополь, инициативу в истреблении «врагов революции» перехватили местные кадры.

Евпатория, 1918 г. Массовая казнь офицеров большевиками. Рисунок М. Шуба Евпатория, 1918 г. Массовая казнь офицеров большевиками. Рисунок М. Шуба

Конечно, столь жуткие вещи в то время происходили не только на западе Крыма. Еще в декабре 1917 года насилие захлестнуло улицы Севастополя. В следующем месяце ужасы массового террора было суждено пережить Симферополю, Ялте и Феодосии. Но именно в Евпатории насилие приобрело наиболее крайние и циничные формы, выдающиеся даже по меркам того страшного времени. В дальнейшем опыт евпаторийских убийств оказался востребован крымскими крайне левыми при проведении террора в других городах. Как справедливо отмечает отечественный исследователь левого экстремизма, историк Михаил Елизаров, произошедшее сыграло заметную роль в дальнейшей эскалации ненависти: слухами о совершенных жестоких расправах «руководствовались новые потенциальные убийцы среди матросов». Показательно, что эти события запечатлелись даже в произведениях советской литературы – повести Александра Малышкина «Севастополь», романе Ильи Сельвинского «О, юность моя!».

Еще одна особенность евпаторийской трагедии начала 1918 года заключается в том, что в дальнейшем ее обстоятельства были подробно расследованы. Больше того: это едва ли не единственный известный пример, когда организаторы и непосредственные участники массовых казней были арестованы и понесли суровую кару (разумеется, расследование и наказание виновных было проведено не советской властью). В других городах полуострова террор в основном остался делом рук неустановленных лиц.

Опознание трупов людей, замученных большевиками в Евпатории Опознание трупов людей, замученных большевиками в Евпатории

– Насколько существенным подспорьем в работе над книгой были для вас мемуары очевидца евпаторийских событий января 1918 года Бориса Пузанова, который на склоне лет в эмиграции стал протодиаконом?

Это едва ли не единственный известный пример, когда организаторы массовых казней были арестованы и понесли суровую кару

– Воспоминания протодиакона Бориса Пузанова – свидетельство исключительной важности. И он был не только непосредственным очевидцем этих страшных событий. Заслугой Б. Пузанова является то, что, будучи судебным следователем по особо важным делам, после падения советской власти в городе и регионе весной 1918 года, не дожидаясь предписаний суда, он лично начал расследование. Благодаря его усилиям были задержаны, допрошены и заключены под стражу некоторые видные организаторы и исполнители массовых казней. В рамках расследования также были получены показания многочисленных свидетелей и потерпевших, проведены эксгумации жертв.

В условиях революционного лихолетья и частой смены власти, рискуя жизнью, Борис Ильич честно исполнил свой долг и сделал все возможное, чтобы преступники, виновные в мученической смерти сотен евпаторийцев, были наказаны.

В ходе работы над книгой мемуары Б. Пузанова стали своеобразной связующей нитью между различными эпизодами истории региона.

Вообще, я считаю, что Борис Ильич совершил настоящий гражданский подвиг. Именно поэтому вышедшая книга – это история не только о преступлениях, но и о наказании.

Труп неизвестного, казненного в Евпатории в январе 1918 г., выброшенного морем в апреле того же года Труп неизвестного, казненного в Евпатории в январе 1918 г., выброшенного морем в апреле того же года

– У вас есть свое объяснение тому, почему эти беспрецедентные зверства произошли именно в Евпатории? Всему виной «уникальный коллектив» палачей или что-то еще?

– Как отмечено выше, главной движущей силой евпаторийского террора в начале 1918 года были прибывшие из Севастополя леворадикально настроенные матросы. Многие из них к тому времени либо уже имели опыт расправ с «классовыми врагами», либо внутренне были готовы их совершать. В первые месяцы после Октябрьского переворота установление советской власти на территории полуострова происходило по одинаковому сценарию. Уместно в этой связи процитировать строки воспоминаний Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России, генерал-лейтенанта Антона Деникина:

«Описание падения крымских городов носит характер совершенно однообразный: “К городу подходили военные суда… пушки наводились на центральную часть города. Матросы сходили отрядами на берег; в большинстве случаев легко преодолевали сопротивление небольших частей войск, еще верных порядку и краевому правительству (правительствам?), а затем, пополнив свои кадры темными, преступными элементами из местных жителей, организовывали большевицкую власть”».

Труп неизвестного, казненного в Евпатории в январе 1918 г., выброшенного морем в апреле того же года Труп неизвестного, казненного в Евпатории в январе 1918 г., выброшенного морем в апреле того же года

Именно этот сценарий реализовался в Евпатории. Особенностью города было то, что в нем существовала весьма многочисленная большевистская партийная организация, члены которой были представлены в местных органах власти, а также имели связи в профсоюзных организациях. Под влиянием ленинцев находился даже печатный орган местного Совета – газета «Революционная Евпатория». А благодаря прочным связям, установленным среди типографских рабочих, последние безвозмездно набирали и печатали большевистские листовки, которые пересылались затем в Симферополь и там распределялись между различными организациями.

Также необходимо отметить, что уже осенью 1917 года евпаторийские крайне левые начали организацию боевой дружины, приобретали для этой цели оружие и снаряжение. Среди евпаторийских большевиков было много политически активных и радикально настроенных деятелей, в прошлом имевших опыт участия в антиправительственных выступлениях 1905–1907 годов. Эти кадры также были готовы решительно проводить в жизнь свои идейные установки. В том числе методом прямого насилия.

– Как вы относитесь к тому, что до сих пор в городе улицы носят имена причастных к тем зверствам лиц – например, Николая Демышева, Василия Матвеева или семьи Немичей?

После установления советской власти казненных организаторов террора возвели в статус революционных героев и мучеников

– Названные вами лица не просто причастны к террору. Они активно его проводили. Ничего хорошего в своей жизни эти люди не сделали. После того как весной 1918 года советская власть в Крыму пала, ряд этих лиц (Немичи, Матвеев, Демышев и некоторые другие) были арестованы и стали фигурантами уголовного дела, которое вел Б. Пузанов. В марте 1919 года, когда возникла угроза занятия полуострова красными, узники были этапированы в керченскую тюрьму, но по пути взбунтовались и попытались обезоружить охрану, в связи с чем были расстреляны. После окончательного установления в регионе советской власти их возвели в статус революционных героев и мучеников и похоронили со всеми возможными почестями в центре города, который они терроризировали.

Снимок места массового расстрела, состоявшегося в Евпатории 1 марта 1918 г. Евпатория, 10 апреля 1918 г. Снимок места массового расстрела, состоявшегося в Евпатории 1 марта 1918 г. Евпатория, 10 апреля 1918 г.

– Трагедию красного террора в Крыму в начале 1920-х годов связывают с именами Бела Куна и Розы Землячки. Стараясь опровергнуть точку зрения, в соответствии с которой захлестнувшее полуостров в 1920–1921 годах насилие было результатом злой воли отдельных высокопоставленных деятелей, вы утверждаете, что это была акция устрашения, которая проистекала из самой сущности большевизма и его теоретической основы.

– Когда заходит речь об очевидных преступлениях советской системы, ее апологеты нередко объясняют произошедшее местными «перегибами» либо «эксцессами исполнителей». Но это не выдерживает никакой критики.

По меньшей мере в первые годы советской власти политика большевиков состояла в той установке, согласно которой люди подлежали уничтожению лишь в силу того, что принадлежали к определенным социальным слоям. Еще до Октябрьского переворота под данную деятельность была подведена обширная теоретическая основа, которая, в свою очередь, базировалась на идеях марксизма, чьи основоположники признавали насилие «повивальной бабкой истории». В мае 1849 года Карл Маркс говорил о «революционном терроризме» как о единственном средстве «сократить, упростить… кровожадную агонию старого общества и кровавые муки родов нового общества», и угрожал действующей власти:

«Мы беспощадны и… не будем прикрывать терроризм лицемерными фразами».

Эксгумация тел с места массового расстрела. Евпатория, 10 апреля 1918 г. Эксгумация тел с места массового расстрела. Евпатория, 10 апреля 1918 г.

Ленин говорил, что «марксизм есть теоретическое обоснование уничтожения классов»

В апреле 1853 года Фридрих Энгельс спокойно рассуждал о «коммунистических опытах», которые в скором времени будут производиться «под давлением пролетарских масс», и в силу «несвоевременности» подобного рода действий марксистов «станут считать не только чудовищам, на что нам было бы наплевать, но и дураками, что уже гораздо хуже».

Не случайно, выступая 7 ноября 1918 года на митинге-концерте сотрудников ВЧК, Ленин заявил:

«Когда нас упрекают в жестокости, мы недоумеваем, как люди забывают элементарнейший марксизм».

Далее в своем выступлении 7 апреля 1920 года на III Всероссийском Съезде профессиональных союзов лидер большевиков говорил, что «диктаторская власть и единоличие не противоречат социалистическому демократизму», и что «марксизм есть теоретическое обоснование уничтожения классов».

Опознание тел Опознание тел

Впрочем, не в меньшей мере ленинцы вдохновлялись террористической практикой времен Великой Французской революции, копируя ее где только возможно. Насилие было для большевиков не только и не столько средством подавления реальных, потенциальных и мнимых врагов, сколько универсальным средством управления государством и общественной жизнью. Методы принуждения применялись даже в сугубо мирных мероприятиях. Таких, например, как проведение работ по уборке улиц. Вводилась трудовая повинность, неисполнение которой влекло за собой различные кары. В целом, и Ленин, и большевики ненавидели не только Царскую Россию и Россию при Временном правительстве. Они отрицали и стремились разрушить весь существующий порядок вещей.

Памятный крест жертвам большевистского террора в Евпатории. Июль 2019 г. Памятный крест жертвам большевистского террора в Евпатории. Июль 2019 г.

В условиях ранней советской системы трагические события, произошедшие в Крыму в начале 1920-х годов, были закономерными. Отмечу, что и после завершения Гражданской войны красные не отказались от столь привычных и испытанных ими средств. Вплоть до первой половины 1950-х годов социально-политические процессы в стране протекали таким образом, что в государственной политике широко использовались практики насилия и принуждения.

Сегодня выпущено довольно много литературы, идеализирующей советское прошлое. Я убежден: такой подход неприемлем, поскольку он однобок

– Скоро выйдет еще одна ваша книга «Запретные страницы истории Крыма. 1917–1991 годы». Запретные для кого, когда и благодаря кому?

– Название готовящейся к изданию книги выбрано неслучайно. Это одновременно и фигура речи, и конкретное определение.

С советских времен сформировался парадный портрет истории региона, представленный преимущественно героическими свершениями. Однако реальность гораздо сложнее.

В книге, созданной на основе цикла лекций, прочитанных в Симферополе в Доме книги «Родное слово», рассмотрены такие явления повседневности советского Крыма, как бытовые проблемы, криминал, коррупция, политические преследования, проявления инакомыслия и диссидентства, государственно-церковные отношения. До середины 1980-х годов эти «не парадные» стороны жизни преимущественно относились к числу табуированных тем. И, несмотря на всплеск внимания к ним в «перестройку» и 1990-е годы, эти аспекты по-прежнему нуждаются в изучении.

Сегодня выпущено довольно много литературы, идеализирующей советское прошлое. Я убежден: такой подход неприемлем, поскольку он однобок. Необходимо показывать всю картину, не обходя стороной мрачные стороны. Именно это позволяет в большей мере понять подлинную ценность имевшихся достижений.

С Дмитрием Соколовым
беседовал Алексей Вакуленко

24 ноября 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Поездка в Севастополь Поездка в Севастополь
Священник Александр Дьяченко
Поездка в Севастополь Поездка в Севастополь
Священник Александр Дьяченко
«Я лечу с одной только целью: хочется пройти по местам, где когда-то воевал мой отец», – объяснил Эрих. – «Твой отец воевал в Крыму? В частях вермахта или СС?» – «Нет, не в СС. Отец был врачом в военно-полевом госпитале».
Нельзя предавать память невинно убиенных Нельзя предавать память невинно убиенных
Марина Бирюкова
Нельзя предавать память невинно убиенных Нельзя предавать память невинно убиенных,
или Мысли о памятнике Дзержинскому

Марина Бирюкова
На Дзержинском, безусловно, лежит ответственность за жертвы и красного террора, и последующих лет. Забыть об этом?
«Такого глухого чугунного времени еще не знала Россия» «Такого глухого чугунного времени еще не знала Россия»
Год 1920-й глазами Пришвина и Паустовского
«Такого глухого чугунного времени еще не знала Россия» «Такого глухого чугунного времени еще не знала Россия»
Год 1920-й глазами Пришвина и Паустовского
Максим Васюнов
6 января Пришвин сделает вроде бы пейзажную зарисовку: «назади замело, впереди замело, лошадь идет незнамо куда…» Но это образ России. От гоголевской тройки осталась одна полудохлая лошаденка, которая сбилась со своего лихого пути.
Комментарии
Ольга 9 декабря 2023, 18:58
Cпасибо подвижникам, что пишет такие книги
Юрий Георгиев 8 декабря 2023, 11:19
Юрий 7 декабря 2023, 14:25 ВЕРНО, подавляющее большинство руководителей будущего Белого движения не просто не приветствовали февральскую революцию, а были против! Упомянутый вами Кутепов издал распоряжение в первые дни смуты расстреливать революционных офицеров, а с солдатами проводить разъяснительную работу. По воспоминаниям уже в эмиграции одному из офицеров задали вопрос, были ли они монархистами, на что тот ответил: "За всех я не могу сказать, но не монархистов я не встречал".
И. 7 декабря 2023, 14:58
Юрий Георгиев, Отрицая белый террор, Вы оказываете медвежью услугу, все легко проверяется в наше время. Не удивляйтесь, что в теорию "пушистости" белых, благородство их целей, безобидность методов, в т.ч. в вынужденность их действий (ответ на красный террор), верит все меньше и меньше людей. Особенно молодежь, которая вообще мало кому и во что верит без проверки.
И. 7 декабря 2023, 14:49
Юрий Георгиев, при всем уважении к мнению Иоанна Шанхайского, клятвопреступления не могло быть, т.к. сначала те, кому клятву приносили, отказались от своей ноши, долга и обязанностей, тем самым освободив бывших под клятвой. Монарху надо было и об этом подумать. Не русский народ стоял над царем и требовал отречения, ему об этом официально сообщили как об акте главы государства, законопослушные граждане это приняли. Царя как царя "убили" (будущие) белые и не вспоминали бы об этом, пойди все гладко по их планам. Как человек бывший царь и его семья стали жертвами гражданской войны (одно из последствий отречения) наряду с сотнями других граждан в том же июле 1918. За их кровь не будете каяться?
Юрий 7 декабря 2023, 14:25
И.6 декабря 2023. Какой "костяк" белых имел отношение к свержению Государя? Деникин, Колчак, Юденич, Миллер? Или, может быть, граф Келлер? Из Белых генералов можно назвать разве что Алексеева (хотя по его причастности к заговору есть вопросы - см. С. Ольденбурга или В. Шамбарова). Но если участие Алексеева в заговоре против Государя бросает тень на всё Белое дело, то тогда и участие Брусилова в том же заговоре бросает тень на РККА. Брусилов-то в итоге докатился до сотрудничества с красными. Как это желающих возродить монархию в рядах белых не наблюдалось? А Келлер, Дитерихс, Дроздовский, Унгерн, Кутепов...? А Астраханская и Южная армии, а Земская Рать и Приамурский Земский собор?
НН 7 декабря 2023, 14:03
Юрий Георгиев:/Арест царской семьи был не справедлив, но расстреляли её ваши и покаяние начните с себя/ - Ваши-это кто? Мои предки,напр, не имеют отношения к расстрелу царской семьи и вообще ни к каким расстрелам. У нас в роду даже коммунистов не было. И мы не призываем всех подряд каяться. Вам надо-вы и кайтесь, ещё и искупителем русского народа назовите. Про Деникина и Корнилова тут вообще не вспоминали. Но меня удивляет, что ярые защитники белого террора совсем не вспоминают генералов, которые не предали царя: Г.Хан-Нахичеванского и Ф.А Келлера. Предателей защищаете, а верных не вспоминаете. Прям комплекс Иуды какой-то. Патриарх Колчака мб и благословил,а вся Сибирь ненавидела.За лютость.
Юрий Георгиев 7 декабря 2023, 13:12
НН&И. Вынужден с вами согласиться в одном, будущие вожди Белого движения сыграли неблаговидную роль в отречении царя. Но не надо обвинять всю армию. Царь Николай призывал не оставлять фронт и воевать до победного конца. Те же офицеры и солдаты, потом и гимназисты со студентами, и, представьте, рабочие - ижевско-воткинская дивизия Колчака, видя разгул насилия, наполнили Добровольческую Армию. В чем их вина? О зверствах как раз и написано в данной статье. Тут даже объяснять стыдно. А покаяние должен приносить каждый. Иоанн Шанхайский: "Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление и цареубийство". Прощайте!
Юрий Георгиев 7 декабря 2023, 08:59
Не надо представлять свержение царя, как тотальное желание всех и вся. Обычная пропаганда и даже на официальном уровне, невыгодная ни одной из сторон. Опять отсылаю вас к первоисточникам: Анатолий Корнеев-член русского исторического общества говорит об обратном, о гарнизонах до 10 тыс., выразивших возмущение, о верности царской семье офицеров и солдат. Приводит как настоящий ученый факты и цифры. Простите, общаясь с вами, я только сейчас понимаю, почему Колчак не желал договариваться с большевиками. И не напрасно патриарх Тихон благословлял Александра Васильевича. Арест царской семьи был не справедлив, но расстреляли её ваши и покаяние начните с себя.
И. 6 декабря 2023, 19:44
Юрий Георгиев, Вы ничего не перепутали? Белым надо каяться за свержение царя, его арест, отправку в ссылку, развал страны. Формально на момент тех событий они ещё не были белыми, но потом-то костяк белых участники этих "мероприятий" и составили. И пока они не проиграли красным, что-то желающих возродить монархию и вернуть трон Романовым в их рядах особо не наблюдалось. Так что могут смело каяться. Вы с чего решили что флаг кто-то намерен новым содержанием наполнять? Наполнили тем, чем хотели. 30 лет мало? Опять "белых" что-то не устраивает, как всегда, против? Были и против царя, и против Временного правительства, и против красных. Иных уж нет, а те далече. Дела рук своих не узнаете?
НН 6 декабря 2023, 17:55
Юрий Георгиев:/ Для начала покаяться бы за кровь невинно убиенной дорогой царской семьи/ - А вам кто-то запрещает это делать? На исповеди так и скажите священнику: Я виноват в том, что пролилась кровь царской семьи, виноват в невинном её убиении... И дети ваши пусть каятся, и внуки. А с флагом - ещё не вечер, в Питере у здания Газпрома на берегу залива все три подняты. Красное знамя кровью обагрено и Великой Победой освящено, и это бело-сине-красное полотнище на СВО кровью обогрилось и освятилось. А что Власов под таким ходил - так вон ЛГБТ радугу своим символом выбрали, так что теперь, плеваться на неё? Был белый террор, белые перчатки офицерские и замёна кровью народа залиты. Без победы.
Юрий Георгиев 6 декабря 2023, 16:56
НН&И.« Уже в конце XIX века среди всех потомственных дворян помещиками были не более трети». «В 1903 г. даже среди генерал-лейтенантов помещиками были лишь 15,2%, среди полных генералов 58,7% не имели никакой собственности. В целом среди офицеров лишь очень немногие обладали какой-либо недвижимостью (среди армейской элиты — полковников корпуса Генерального штаба — никакой собственности не имели 95%)» "25,7% офицеров были выходцами из крестьян и мещан". /от себя: Деникин-сын солдата. Корнилов сын казака/. (С. В. Волков - советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор. Анализ больших массивов личных данных из архивов; занимается историей Белого движения).
Юрий Георгиев 6 декабря 2023, 15:38
И. Офицеры, которые сотрудничали с преступниками, в большинстве своем были вынуждены это делать - их семьи брали в заложники. И еще: советы приписали к своим тех, кто воевал на фронтах. Полистайте Сергея Волкова, цифры и факты. Были и, развращенные либеральными проходимцами, но мало. Присяга, знаете ли! На Евангелии. В конце гражданской Троцкий и Сталин дали приказ брать в заложники уже семьи и своих военочальников (19-20 год). Почему проиграли красным? А какой флаг у нас сейчас? Первопоходный триколор белых. Осталось только содержанием наполнить, вернуться к истокам Православной России. Для начала покаяться бы за кровь невинно убиенной дорогой царской семьи.
И. 6 декабря 2023, 14:00
Юрий Георгиев 5 декабря 2023, 21:59 Да будет Вам известно, что большинство офицеров царской армии присоединюсь к красным. Хватит уже состав РККА периода гражданской войны выставлять шелупонью и шпаной подворотней. Хотите создать впечатление,что все лучшее сконцентрировалось у белых, и тут же себя опровергает, т.к "лучшие" оказались менее организованными, договоро- и боеспособными при всех их преимуществах и иностранной помощи. Читайте их же мемуары, они искали ответ на вопрос, почему же они проиграли, в т.ч. не скрывали своей жестокости по отношению к красным и сочувствующим им. Считали, что так и надо, не нуждались в чьих-либо, в т.ч. Вашим, оправданиях.
НН 6 декабря 2023, 12:51
Юрий Георгиев:/ Да, будет вам известно, что значительную часть белого офицерства составляли бывшие врачи, инженеры, учителя–прапорщики призыва военного времени. В отношении них шариковщина неуместна/- Ааа, вон оно что. А я-то ума не приложу, чего это Вы так упираетесь. И в Белой армии гораздо больше было потомков всевозможных Салтычих, баринов-насильников(другое дело, что они таковыми себя не считали, а уж право первой ночи- какие чувства могут быть у холопов?); любителей борзых, вскормленных грудным молоком холопок; любителей пороть мужиков до смерти -и других изуверов. А мужичьё-скотина рабочая, они же по рождению должны бали терпеть любые выходки господ! Но вот беда- терпение лопнуло...
Юрий Георгиев 5 декабря 2023, 21:59
НН «На войне, как на войне». Вот вам не миф. Почитайте Ледяной поход Роман Гуля, очевидца тех событий, где он описывает расстрелы. По законам военного времени, однако! Сам автор ужасается жестокости войны. Со стороны красных преступников не только расстрелы, но и насилие, издевательства – заживо сжигали в хатах, закапывали в землю, рубили топорами сонных. Кстати, о психотипе красных говорит памятник в Алупке, там было расстреляно 2000 раненых белых воинов вместе с медперсоналом. Да, будет вам известно, что значительную часть белого офицерства составляли бывшие врачи, инженеры, учителя – прапорщики призыва военного времени. В отношении них шариковщина неуместна! Читайте первоисточники.
Юрий 5 декабря 2023, 21:07
НН: По данным Главного управления местами заключения правительства Колчака в конце 1918 г. в пенитенциарных учреждениях Западной Сибири, находящейся под контролем колчаковского режи-ма, содержалось 4 553 человека. (см. статью "ГУЛАГ в Колчаковской Сибири? Дискуссия о количестве заключённых в Белой Сибири"). Откуда Вы взяли "почти миллион" - ума не приложу. Пишите сразу - "миллиарды посаженных лично Колчаком, всё по секретным документам полковника Хауса"
НН 5 декабря 2023, 16:05
Белый террор был - такой же жестокий, кровавый, беспощадный, как и красный. Не надо вам вставать в ряды мифотворцев, неприлично это. Есть таквя русская поговорка: "Черного кобеля (в данном случае белого) не отмоешь до бела". Не старайтесь, беесполезно. Моя прабабушка за 2года Гражданской войны потеряла двух мужей: одного красные расстреляли(не хотел в их отряд вступать), второго - белые, за то же самое, только ещё и избу сожгли. Осталось у неё двое детей, от венчаных отцов. Без крыши над головой, в буквальном смысле голые. Советская власть помогла их выучить и в люди вывести. Уймитесь уже, такое впечатление, что по одним методичкам работаете. Всего доброго. Простите.
Юрий Георгиев 5 декабря 2023, 14:26
Белого террора не было, не создавали таких органов как ЧК и офицеры добровольцы (культурные и образованные)призывали интеллигентов вступать в их ряды: «Мы умеем воевать и у нас меньше шансов погибнуть, чем в ЧК, где вас расстреляют». В Ледяном походе Гуля есть такой эпизод, где плененная красная медсестра поносила офицеров, задевая просто человеческое достоинство и её хотели убить, но старший из командиров произнес только одну фразу: Господа, вы офицеры!». И толпа разошлась...
НН 5 декабря 2023, 11:42
Юрий, «Белый террор в России»— так называется вышедшая в в 2006 году в издательстве «Патриот» книга известного историка, доктора исторических наук П.А. Голуба. Напомню, что в Сибири Колчак загнал в концлагеря, созданные им, почти миллион человек, не согласных с его политиеой и действиями... ГУЛАГи -система, а колчаковские и др. белогвардейские концлагеря - не система... Ааа, "это другое", как же я сразу не догадалась. Следующий шаг - генерал Власов -тоже боролся с безбожниками на стороне фашистов, поэтому и его надо реабилитировать? Пока даже ценители философии Ильина до этого не допятились. Или я ошибаюсь? Вон "известный талантливый писатель" Дмитрий Быков о нём книжку писать собирался...
Юрий 4 декабря 2023, 21:55
НН 4 декабря 2023/ Нет, "белый террор" - это такой же историографический миф, как и "интервенты". Не стоит отдельные эксцессы выдавать за систему. Террор - это, прежде всего, система. У красных она была. У Белых - не было. А клеветать на Верховного правителя, конечно, можно, да только бессмысленно - правда всё равно победит. Никаких цитат из писем полк. Хауса никто так и не привёл (если есть, скажите где посмотреть, с интересом ознакомлюсь). И никаких территорий Колчак никому отдавать не собирался. Известен отказ Адмирала признать независимость Финляндии и отказ передать золотой запас России под охрану союзников. Верность Единой-Неделимой России Колчак пронёс до конца своей жизни.
НН 4 декабря 2023, 20:21
Юрий:/ На т.н."белый террор" кивать не надо. Его не было./- Вот и открытие! Был кровавый белый террор, не церемонились даже с пленными. А что скажете на такое мнение:/Так что пора кончать коллективные стенания по якобы невинно убиенному адмиралу. Не отрицая при этом его прежних несомненных научных заслуг перед Россией, нельзя не заметить, что он перечеркнул их собственной рукой. В документах британской разведки, государственного департамента США, в личной переписке "серого кардинала" американской политики времен Первой мировой войныполковника Хауза А.В. Колчак прямо назван их двойным агентом (эти документы известны историкам)/. И пол-России пообещал отдать англосаксам за их поддержку.
Александр 4 декабря 2023, 10:18
Алла 2 декабря 2023, 22:16 Серьёзно, нажали. И не старцы , а высший генералитет, начальники фронтами. В том числе Брусилов - будущий красный командир, который к Временному правительству никакого отношения не имел, впрочем как и многие другие участники события. Поэтому в вопросе законности Временного правительства забудьте вообще об отречении Царя, так как оно совершенно косвенно с ним связано.
Юрий 3 декабря 2023, 21:58
Нужная и полезная статья известного историка! Особенно сейчас, когда большевизм вновь обнажает свой оскал, когда сносят памятники одним русским патриотам (Врангель) и оскверняют другим (Колчак), особенно важно помнить о том, что из себя представляет безбожный большевизм. На т. н. "белый террор" кивать не надо. Его не было. Были самосуды, но они юстицией русской армии(а все Белые армии - это части единой Русской армии) и так считались преступлениями и порицались руководителями Белого дела. А были и вполне законные приговоры бандитам и членам террористических группировок и незаконных бандформирований (ВКП(б), РККА, ЧОН и проч.).
Алла 2 декабря 2023, 22:16
Александру, революция это всегда вопрос силы. Морально нажали на царя, серьёзно? Такая формулировка могла быть в том случае, если бы нажимающие представляли собой группу старцев, неожиданно явившихся к царю, и пристыдивших его, имея на собой только духовный авторитет.
И.30 ноября 2023, 13:45
Катерина30 ноября 2023, 11:01 Ну надо так понимать, что с географией у Вас так же как с переводом. К тому же могли бы своей "перевод" дополнить арифметикой: 1924 г.р. - Сталинградская битва; 1925 г.р. - Курская битва. Дальше уж как-нибудь сами в вашей же логике справляйтесь.
Галина И.30 ноября 2023, 13:39
Иоанна_30 ноября 2023, 11:38. По поводу вашего "разумеется". Не опровергаю никаких фактов и не оправдываю кровавого красного террора, мне это доказывать не надо: в моем комментарии этого нет. Давным- давно уже вся правда доступна для всех, а в советское время об этом достаточно много писали лучшие представители нашей литературы, например, общеизвестный Михаил Шолохов в своих рассказах (н.,"Родинка"). Суть моего комментария о терроре совсем в другом. До свидания. Всего вам доброго и Божьего благословения в посте.
НН30 ноября 2023, 12:46
Катерина29нояб2023,20:35, Вы по одному документу, и то не дочитанному вами до конца, собираетесь судить о составе РККА, СА и ВМФ с 1918 до 1945г? Вы работали с документами в РГВА, ЦА МО, ЦА ВМФ, смотрите сайт "Подвиг народа", знакомы со списочным составом невозвратных потерь во всех действующих тогда частях итд? Вы знаете, сколько добровольцев, вчерашних выпускников рвались на фронт и были призваны, ушли в партизны? Капиталистическая машина перемолола комсомольцев-безбожников, говорите? Как Вы ловко советских солдат-коммунистов-комсомольцев унизили. Ну да, советские же были, сталинисты. Браво. А, у фашистов же на пряжках ремней "С нами Бог" было написано... Генерал Власов стоя аплодирует!
Галина И.- Катерине30 ноября 2023, 12:17
"Капиталистическая военная машина немцев перемолола этот золотой запас обученных комсомольцев-убежденных безбожников за месяц. Поэтому не надо насмехаться над Татьяной". Если вы такая "божница", то почему открыто и зло насмехаетесь над мученическим подвигом молодых комсомольцев, отдавших свои жизни за Родину, "за други своя", за то, чтобы вы сейчас спокойно жили. Не их вина, в какие годы они росли и как формировали их мировоззрение, и один Бог знает, верили ли они в Него или нет, и сколько слез в молитвах пролили за них матери. С уничтожением памяти уничтожается история, и человек превращается в рабского робота-манкурта, способного бесстрастно убить свою мать. "Не гордись, но бойся...Я Бог".
Иоанна_30 ноября 2023, 11:38
Разумеется, Галина И., человечество НЕ НАУЧИТСЯ жить в мире, если только не примет Христа. Само собой разумеется и то, что государство, где Церковь свободна, где таинства доступны, при всех своих недостатках ЛУЧШЕ, по крайней мере для христиан это не подлежит сомнению. Большевики задолго до революции определили уничтожение Церкви как одну из основных задач, так что социальная справедливость была для отвода глаз. Это были террористы по призванию, "по зову души", если это слово здесь уместно, от Ткачёва и Каракозова до Маркса-Ленина и иже с ними; концлагеря и расстрельные полигоны по всей стране до самой смерти Сталина, когда никаких белых и зелёных уже и в помине не было - тому подтверждение.
Катерина30 ноября 2023, 11:01
И.30 ноября 2023, 02:40 -- Вы сами хоть думайте над текстом, прежде чем его копировать, а уж тем более снабжать его Вашими комментариями - все то же самое.
И.30 ноября 2023, 02:40
Катерина29 ноября 2023, 22:14 Прежде "переводить", ознакомьтесь с текстом документа: "До 15 августа призвать по мобилизации военнообязанных 1904—1890 годов рождения и призывников 1922—1923 годов рождения на территории Кировоградской, Николаевской, Днепропетровской области и районов западнее Людиново — Брянск — Севск Орловской области. Мобилизованных военнообязанных 1904—1895 годов рождения и новобранцев 1922—1923 годов рождения обратить на укомплектование запасных стрелковых бригад. Военнообязанных 1894—1895 годов рождения направить на оборонительные работы" (Постановление ГКО от 10.08.1941 № ГКО-452сс).
Катерина29 ноября 2023, 23:23
Чтобы больше не возвращаться к теме младенческой смертности, которая якобы была исключительно у крестьян. У графа Льва Толстого и его жены Софьи за время брака родилось 13 детей. Из них до взрослого возраста дожили 8. Вероятно, либеральный граф делал так из принципа, чтобы и в этом вопросе ни в чем отличаться от русского крестьянина. Правда, в семье отца Софьи Л., придворного врача Андрея Евстафьевича Берса, убежднного монархиста, тоже родилось 13 детей и до взрослого состояния дошли только 8. У личного врача Александра Второго не было средств ухода или малютки с детства должны были гнуть спины за корку хлеба? Нет, это было просто следствием санитаро-эпедимического состояния народов.
Катерина29 ноября 2023, 22:14
Если перевести документ о мобилизации на человеческий язык: поскольку в июле был ликвидирован состав РККА 1919-1922 годов, находящийся на тот момент на службе в РККА, также как и мобилизованный июньский 1904-18г.р., (уничтожены или попали в плен в июле 1941 г.) а Западный военый округ был разгромлен, то чтобы оттянуть окончательную катастрофу РККА, и был объявлен дальнейший призыв "царских воспитанников". Потому и вздыхают о 1921-22 г.р., дескать, не осталось после войны мужчин этого года. Конечно, не осталось. Капиталистическая военная машина немцев перемолола этот золотой запас обученных комсомольцев-убежденных безбожников за месяц. Поэтому не надо насмехаться над Татьяной. Она права.
Галина И.29 ноября 2023, 20:52
В отечеств.-й историографии есть масса исследований проблем красного и белого террора в России. Одностороннего террора не существует. Был еще жесточайший террор «зеленых» в том же Крыму и вооруженных отрядов анархистов «черной гвардии». Сегодня, в пору глобализации и кибертерроризма, эта проблема имеет планетарные масштабы. На примере известных нам стран мы имеем дело с государственным терроризмом, управляемым влиятельными внешними силами. А международные экстремистские организации способны вывести из строя систему управления ядерными реакторами. «Если человечество не научится жить в мире, оно погибнет» (Ч.Айтматов). Но у нас есть сила молитвы за нашу победу -победу добра и торжества истины.
Катерина29 ноября 2023, 20:35
Не надо спорить с Татьяной. Она права《На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 "о мобилизации военнообязанных" призыву подлежали военнообязанные 1905-18 гг. рождения (военнообязанные 1919-22 гг. рождения уже находились на действительной военной службе). В целях восполнения боевых потерь и создания резервов в августе 1941 проведена дополнительная мобилизация военнообязанных 1890-1904 гг. рождения и призывников, родившихся в 1923. Призыв последующих возрастов осуществлялся в соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 обычным порядком. На его основании в годы войны в Вооружённые Силы СССР призваны военнообязанные до 1927 года рождения》
И.29 ноября 2023, 13:27
Александр29 ноября 2023, 10:03 Конечно, если "мировое сообщество в лице Антанты", то да, сильный аргумент. Не возмущайтесь тогда, когда мировое сообщество в лице блока НАТО со своей точки зрения на законность захочет решать, кому быть на территории России, а кому нет. А на бытовом уровне поинтересуйтесь точкой зрения на законность своих соседей, чтобы сюрпризов не было.
Елена О.29 ноября 2023, 11:09
Каждое новое поколение пытается разрушить мир насилья. А затем...
Александр29 ноября 2023, 10:03
Алла28 ноября 2023, 19:47 Что для вас законность и с чьей точки зрения? Армия присягнула, Церковь не протестовала, общество в целом было лояльно, ваши любимые большевики благодаря Временному правительству вернулись в Россию и тоже первое время особенно не жаловались. Наконец, мировое сообщество в лице Антанты признало. Все признаки законности налицо. Сравните с аналогичными показателями у большевиков и ужаснитесь. Плюс все понимали, что это именно ВРЕМЕННОЕ правительство, т.е. суррогат и средство достичь УС. И право сильного тут не причём - там максимум морально нажали на Царя, чтобы он отрёкся, когда никакого Временного правительства не существовало.
НН28 ноября 2023, 23:05
Татьяна 28 ноября 2023, 20:52, Сдаётся мне, что Вы стали жертвой ЕГЭ... Посчитайте: если человек родился в 1917 году, то ему в1941, то есть к началу войны, было уже 24года. Если в 1907г - то 34, это значит, что до революции он прожил всего 10 лет, то есть был ребёнком; берём ещё 10 лет назад, то человек до 1917г прожил 20 лет, при советской власти уже 21,к началу войны ему было 44года. Точно так же со всеми людьми! Вот уж действительно загадка - всех, кто родился после 1917 года - царизм воспитал. И Зою Космодемьянскую, и Александра Матросова, и молодогвардейцев, и пионеров-героев, и десятки тысяч советских людей, которые перед боем просили- если погибну-считайте меня коммунистом. Ну дела.
Юрий Георгиев28 ноября 2023, 22:54
После ухода Врангеля было замучено, повешено, расстреляно около 150 тыс. людей. Не только белых офицеров, которым была обещана свобода, но и большинство тех, кто относился к интеллигенции - врачи, учителя, служащие. Год назад в крымском филиале МГУ был сделан доклад А. Григорьевым
И. 28 ноября 2023, 21:59
Татьяна, Уж извините, в ВОВ победили советские люди. Врагу отдают должное, признают его сильные стороны и достижения, а тут свой народ так унижать? Это, простите, совсем не по-христиански. И извините, чем больше вы пытаетесь принизить советских людей, их нравственные качества, успехи страны, включая образование, медицину, тем больше становится понятно, что Вы просто ничего не знаете о 70-летнем периоде истории собственной страны. Прсто уже дикость какая-то, то, что в мире даже западными странами признано бесспорным достижениями СССР, в собственной стране пытаются выдать за отсталость, провал и пр. негатив. И вы еще что-то о ненависти пишете? Так у кого она?
Татьяна 28 ноября 2023, 21:16
Мне кажется, раз уже мы на православном сайте,самое главное - это то, что красные возводили хулу на Бога, а белые нет. А за свои грехи мы все ответим. Царская семья для меня, как и для всей Православной церкви, святая. Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас, блуждающих.
Татьяна 28 ноября 2023, 20:52
Все вспоминают ВОВ. Но одержали победу в ней люди рождённые до гражданской войны или в самом начале. Эти люди не советские. Эти люди воспитывались не при Советской власти. Их воспитали родители Российской империи. Как впрочем очень многие врачи и учёные были воспитаны не при Советской власти. И зачем тогда надо было столько крови? В любом случае, оправдывать убийства из-за плохой жизни и ненависти к другим людям я не могу, потому что это не по христиански.
Елена О.28 ноября 2023, 20:03
Площадная ругань не смолкала, — и не одни грубые ефрейторы и солдаты ругались, — с особой хлесткостью ругались также и представительные поселенные начальники красивым аристократическим тембром. Начальники часто били подчиненных просто руками, “по мордам”. Только и видишь:вытянувшись в струнку,стоит провинившийся.Начальник его — раз,раз! — по скулам. Смотришь,кровь хлынула изо рта и разлилась по груди,окровянив изящную,чистую,с золотым кольцом руку начальства. Скользит недовольство по прекрасному полному лицу,вынимается тонкий,белоснежный,душистый платок и вытирается черная кровь. —Ракалья!..Розог!—крикнет он вдруг,рассердившись.Быстро несут розги,расстегивают жертву,кладут, и начинается
Алла28 ноября 2023, 19:47
Александр, Временное правительство ничуть не более законное, чем большевики. И те и другие пришли к власти в результате революции, т.е. по праву сильного. И по этому же праву страна досталась тем, кто смог её удержать, т.е. красным.
Елена О.28 ноября 2023, 19:00
"Происходили беспрерывные экзекуции, и мальчишки весело бегали смотреть на них. Они прекрасно знали все термины и порядки производства наказаний: “Фуктелей! [“Фуктель”, то есть фухтель (нем.), — шпага, палаш. Провинившегося ударяли тяжелым фухтелем плашмя.] Шпицрутенов! Сквозь строй!” Мальчишки пролезали поближе к строю солдат, чтобы рассмотреть, как человеческое мясо, отскакивая от шпицрутенов, падало на землю, как обнажались от мускулов светлые кости ребер и лопаток. Привязанную за руки к ружью жертву донашивали уже на руках до полного количества ударов, назначенных начальством. Но ужасно было потемневшее лицо — “почти покойник! Глаза закрыты,и только слабые стоны чуть слышны..." И.Репин
И. 28 ноября 2023, 16:26
Александр28 ноября 2023, 14:33 В том-то и беда, что чего ни коснись, у вас все "не имеет отношения к обсуждаемому", если не вписывается в ваши идеалистические модели. Вы для чего майдан упоминали, Троцкого, Ленина? Где майдан, там и бандеровщина. Где Троцкий, там РККА, где РККА, там победа в ВОВ. Где Ленин, там и создание государства на руинах РИ. А в руины РИ превратили либералы и Ко., белые с интервентами. Покажите документ, принятый Временным правительством, передающий государственное управление или хотя бы часть полномочий Деникину, Врангелю и т.д. й. А Колчак вообще сам устроил переворот и захватил власть. Или Колчак "это другое", а большевикам нельзя, не тех кровей и идей?
Александр28 ноября 2023, 14:42
Алла28 ноября 2023, 13:12 "Монархию уничтожили не большевики" - и они тоже, потому что они активно и неуклонно работали на это всю историю своей партии, поэтому тут особой разницы нет. Можно без проблем считать, что И ОНИ её уничтожили. Агитация, разложение общества, армии, вооружённые восстания в тылу воюющей армии - это всё их весомый вклад в дискредитацию Царя и его конечное свержение. Или Брусилов, например, - красный командир, непосредственный участник и виновник отречения. Так что не стоит переводить стрелки на белых в этом вопросе.
Александр28 ноября 2023, 14:33
И.28 ноября 2023, 12:04 Конечно, Деникин, Колчак, Врангель и т.д. представляли законную власть ибо в составе белых армий было полно членов Временного правительства, свергнутого большевиками. Вы зачем то валите в одну кучу массу вопросов, не имеющих отношения к обсуждаемому - либералы, коричневая чума, бандеровцы - это всё не к месту тут и никакого значения не имеет.
Алла28 ноября 2023, 13:12
Александр, конкретно к Николаю II я симпатии не испытываю. Вместе с тем, бессудное убийство, само собой, не поддерживаю. Но мы же сейчас не о личностях, а о государственном строе. Монархию уничтожили не большевики. И царь, лишенный всех полномочий, достался им "по наследству" от тех, кто его сверг. А решение об убийстве царской семьи приняли вдвоём Ленин и Свердлов, исходя из воспоминаний Троцкого - не думаю, что ему был смысл лгать в собственном дневнике. То есть это не было коллегиальным решением, и полагаю, что винить даже руководство красных скопом неправильно, не говоря о всех красных вообще.
И.28 ноября 2023, 12:04
Александр28 ноября 2023, 10:21 У меня нет кумиров. И Троцкий тоже не мало сделал, в т.ч. в Гражданскую войну. РККА его заслуга. Для вас это может "пустячок", но именно эта армия впоследствии победила коричневую чуму. Или у Вас опять все будет "ни при чем"? И до УС довели, белые угомонились? А УС, как и все либералы, оказалось способным только на говорильню, а большевикам дело нужно было. Какое отношение права Деникина имеют к представительству законной власти? Либо он представлял законную власть, либо нет. Важно, что власть о нем думала, а не он о ней. Вы подняли этот вопрос.
Кира28 ноября 2023, 11:44
Андрей, так я сразу сказала, что террор был обоюдным. Приведённая мной информация к теме статьи отношение имеет самое прямое: она о происходившем в тех же местах перед тем, о чём рассказывается в статье, и что очевидно было на него ответом. Насилие порождает насилие новое, ещё более страшное. Безпощадные большевики не без причины появились. Это русские и других народов России люди в результате трагических ошибок руководства РИ оказавшиеся вооружёнными, озлобленными и возврата к прежнему строю ни за что не желавшими.
НН28 ноября 2023, 10:57
Татьяна/НН., наши бабушки росли при советском строе в страхе и принуждении. А теперь в храм боятся ходить/- Татьяна, возможно Ваша бабушка жила в страхе и принуждении, а моя- так точно нет, верила в Бога и ходила в храм. А её ровестницы- нет, только не из-зи страха,а потому сто им это не надо было. Кому надо было- за 40 км пешком ходили, а кому не надо- те и в храмы "шаговой доступности" не ходят. Не будем "за всю Одессу". И не боятся они ни Бога, на власти- сидят и власть костерят за маленькие пенсии,медицину,дороговизну итд. А главное,вспоминают, какая хорошошая советская власть была. "Не вы Меня избрали, а Я вас"(Ин.15:16) - вот почему кому-то Бог нужен,а кому-то нет,ни при какой власти.
НН28 ноября 2023, 10:36
Нина27 ноября 2023, 21:18 /Александр, приведите пример оправдания цареубийства в обсуждении данной статьи. И, в частности, у меня где так написано?/ - и далее по тексту. Это писала НН.
Александр28 ноября 2023, 10:21
И.28 ноября 2023, 02:11 Я с самого начала написал, что белые воевали за Учредительное собрание. И никаких разногласий по этому поводу у них не было. Деникин не принял Февральскую революцию и был против Временного правительства. Имел право. Но и он тоже воевал за УС. А почему вы стыдливо избегаете имени героя революции, создателя Красной Армии Лейбы Бронштейна? Он не входит в число ваших кумиров!
Татьяна 28 ноября 2023, 07:28
НН., наши бабушки росли при советском строе в страхе и принуждении. А теперь в храм боятся ходить. Их пожалеть надо, потому что они лишают себя спасения. Большевики боролись за счастье крестьян,а потом этих крестьян расстреливали, ссылали в лагеря, загоняли в колхозы. Разве можно насильно сделать человека счастливым? Человек сам, потрудившись до много дойдет, и в храм тоже. Где невозможно человеку, возможно Господу! Будем молиться Господу за наших бабушек!
И.28 ноября 2023, 02:11
Александр 27.11.2023, 22:45 Согласна, все становится не важным и ни при чем, если вы не помните, какие темы сами же поднимали, а аргументы заканчиваются)) И у каждого лидера белого движения были свои представления о "единой и неделимой" России, из-за которых они между собой не могли договориться, что среди прочего стало причиной их поражения. Что касается Ленина, то он не только говорил и идеи выдвигал, но и реализовывал их. Страну не Корнилов с белыми в результате собрал, а он. А православному христианину стоит трижды подумать, прежде чем бросаться голословными обвинениями в тяжких грехах лжи и ненависти. Даже в адрес тех, кого своим врагом считает. От слов своих...
И.28 ноября 2023, 01:09
Андрей27 ноября 2023, 19:59 Вы это к чему? Я же говорю, всю биографию без купюр, пусть каждый сам решает, брать с Врангеля пример или нет. Биографию человека надо изучать полностью, как и историю страны, а не только греющие душу моменты.
Александр27 ноября 2023, 22:45
И.27 ноября 2023, 15:45 Совершенно не важно был ли Деникин против Временного правительства или нет и украинский национализм с девятнадцатым веком тут тоже совсем не причём. А суть идеи, за которую воевали белые выразил Лавр Корнилов - "Я, генерал Корнилов, - сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне лично ничего не надо, кроме сохранения Великой России и клянусь довести народ - путем победы над врагом - до Учредительного Собрания, на котором он сам решит свои судьбы, и выберет уклад новой государственной жизни" А теперь сравните эти цели с целями Лейбы Бронштейна и Владимира Ульянова - с их чудовищной ложью и ненавистью к исторической России.
Нина27 ноября 2023, 21:18
Александр, приведите пример оправдания цареубийства в обсуждении данной статьи. И, в частности, у меня где так написано? Смейтесь сколько угодно, только по делу. А у Вас что-то концы с концами не сходятся - приписываете кому-то (мне) свои мысли, а потом обвиняете других на этом основании. Как-то неудобно даже. АНДРЕЙ, воинский путь барона Врангеля - не такая уж редкость, если хорошо поискать, то в Русской армии наверняка найдутся офицеры с неменьшими боевыми заслугами, но они не командовали белым движением. Они заслужили памятники? Или памятник только Врангелю за крымские подвиги надо ставить? Так что ли? Тогда уж и Краснову с Шкуро. ТАТЬЯНА, Конечно, дело не в куске металла, а в принципе.
Андрей27 ноября 2023, 19:59
И. "А биографию Врангеля мало листать, ее надо изучать, особенно, когда памятник ставят в учебном заведении, где собираются воспитывать патриотов". Маленькое дополнение, сам Врангель этот кадетский корпус изначально и организовал. Для воспитания русских патриотов.
НН27 ноября 2023, 19:36
Катерина, на Руси были разные традиции Причащения: и 1 раз в месяц, и 1 раз в каждый пост, и 1 раз в год. Знаю 2х бабуль (Царствие им Небесное), которые около 20 лет сначала 2 раза в год, перед Рождеством Христовым и на Светлую седмицу, ходили пешком в храм за 40км - причащались; а потом, когда одной перевалило за 7о - 1раз, летом. Иногда их подвозили на попутной машине. Радовались, как дети. И есть другой пример: у нас до храма от подъезда буквально зоо м. Проходя мимо бабуль сидящих на лавочке, поздравляю с каким-либо праздником; они кивают головами- да-да, знаем, благодарят, но в храм ни-ни. Советской власти уже больше 30лет нет. Но всё равно - Сталин и советская власть виноваты, да?
Александр27 ноября 2023, 18:47
Алла27 ноября 2023, 14:10 так то оно так, да только среди белых было полно людей, которые были монархистами и никого не свергали. А вот среди красных таковых не видно. Потому если вам дорога законная власть в лице Царя, то по любому с цареубицами не по пути. Но у вас какая то особая логика - вините белых в свержении Царя, но полны благожелательности к его убийцам.
Александр27 ноября 2023, 18:41
НН27 ноября 2023, 16:34 Царь отрёкся в пользу Михаила, когда никакого Временного правительства не существовало. Нравится-не нравится, но он отрёкся и стране нужно было законное правительство. Вариантов не было и им стало правительство Временное. Протестовать не надо - всякий кто обеляет большевиков оправдывает и цареубийство, тут другого не дано. И смешон тот человек, который оправдывает цареубийство и при том обвиняет белых в отречении государя. Ноль логики.
И.27 ноября 2023, 18:35
Андрей27 ноября 2023, 16:24 А что Вы хотите по существу? Пытки они есть пытки, ваше или мое возмущение ничего не прибавит и не убавит к содеянному. Лично мне вообще не нужны подробности о методах, само слово "пытка" обо всем говорит. Красный террор здесь не пытаются оспаривать, он был. Но и белый был. Им не интересуются православные историки? А биографию Врангеля мало листать, ее надо изучать, особенно, когда памятник ставят в учебном заведении, где собираются воспитывать патриотов. Бывают поступки, которые, по меньшей мере, не могут служить примером, а есть такие, которые могут перечеркнуть все заслуги, как у Врангеля. Может, конечно, у меня с Вами разное понятие о патриотизме, не знаю.
Андрей27 ноября 2023, 17:51
Кира А ЧК при Дзержинском из кого состояла? И какое это имеет отношение к содержанию статьи «ПРЕЖДЕ ЧЕМ БРОСИТЬ В МОРЕ, НЕСЧАСТНЫХ ПОДВЕРГАЛИ ЧУДОВИЩНЫМ ПЫТКАМ»?
Кира27 ноября 2023, 17:42
Приближенный к Врангелю журналист Раковский:„Я не отрицаю того, что она на три четверти состояла из преступного элемента“ — такой отзыв о крымской контрразведке дал в беседе со мной Врангель… Если читать только приказы Врангеля, то можно действительно подумать, будто правосудие и правда царили в крымских судах. Но это было только на бумаге… Главную роль в Крыму… играли военно-полевые суды… Людей расстреливали и расстреливали… Еще больше их расстреливали без суда. Генерал Кутепов прямо говорил, что „нечего заводить судебную канитель, расстрелять и… все“» Не случайно Врангеля "кровавым бароном" назвали. Но истоки и его жестокости в личной трагедии: в детстве он пережил смерть младшего брата.
Татьяна 27 ноября 2023, 17:10
Мне кажется, у нас не правильное отношение к памятникам. Памятник - это просто памятник, маленький кусочек истории. Спасению души христианина, который стремится к Богу, памятник не может помешать. А вот ненависть между людьми из-за памятников может погубить. Неужели мы готовы убивать друг друга из-за памятников? Почему история порождает в людях ненависть? Может надо к истории относиться с христианской точкой зрения? Вспомните Нагорную проповедь нашего Бога Иисуса Христа!
НН27 ноября 2023, 16:34
Александр:/А то вы несогласны с отречением, но согласны с убийством Царя. Логики не вижу/- Протестую! Где у меня такое написано?! Царь отрёкся от власти ПОСЛЕ создания Временного правительства, при чём здесь моё согласие или несогласие? И что значит: согласна с убийством царя? Его что, не убили? Ваша версия какая?
Андрей27 ноября 2023, 16:24
И., НН. И кстати, опять ни слова по существу изначальной статьи «ПРЕЖДЕ ЧЕМ БРОСИТЬ В МОРЕ, НЕСЧАСТНЫХ ПОДВЕРГАЛИ ЧУДОВИЩНЫМ ПЫТКАМ». Это не важно? Ерунда какая-то? Об этом не стоит и говорить?.. Автор с опорой на документы пишет о запредельных вещах, а критикам это не интересно. Интересная беседа. Каждый о своем.
И.27 ноября 2023, 16:00
Александр27 ноября 2023, 12:43 Вы вообще знакомы с историей украинского национализма? Простите, но большую чушь, чем то, что бандеровщина является плодом советской власти, придумать трудно.
Андрей27 ноября 2023, 15:55
НН. Про Врангеля погуглите, все же на поверхности. В качестве затравки, он участник всех войн первой четверти ХХ в. Именитый дворянин, очень состоятельный человек, который добровольцем пошел на войну. Орденоносец, герой. В годы Гражданской войны - Минин и Пожарский, который по разным причинам не смог довести до конца дело освобождения Родины от новых самозванцев. Про Динамо, безпризорность и все остальное, для первого ознакомления, полистайте "Россию в концлагере" И. Солоневича.
И.27 ноября 2023, 15:45
Александр27 ноября 2023, 12:43 У вас большевики могущественнее Бога? Весь 19 в. в России монархию сотрясали, звоночки были задолго до большевиков. Но она уверовала в свою безнаказанность и непогрешимость. А Деникин как раз и был среди тех генералов, которых арестовали и отправили в тюрьму за выступление против Временного правительства. И когда начали сформироваться белые части? Временное правительство уже сидело в подполье и не поддержало вооруженную борьбу с большевиками. Не надо выдавать желаемое за действительное. Уж у кого-кого, но у белых меньше всего оснований считаться законными формированиями и выразителями интересов законной власти.
НН27 ноября 2023, 15:20
Андрей 27нояб:/В Крыму, в отличие от России, где архивы давно закрыты, историки дольше могли заниматься наукой/- Не поняла...Крым чей? Памятник Врангелю, говорите? А что он сделал хорошего для русского народа? В отличии от него, поляк-русофоб Дзержинский, председатель ВЧК, даже в тех условиях народа уж точно меньше погубил, чем Врангель. А ещё ФЭД занимался детской беспризорностью и победил её; железнодорожным транспортом -и железные дороги заработали; металлургической промышленностью - и тут успешно; спортом! Это он создал СО "Динамо". И "сгорел" на работе, в России, за народ, за идею: чтоб человек жил своим трудом и не был в кабале. А Врангель - в эмиграции умер. За что? Каждому- своё.
Олег 27 ноября 2023, 15:05
Белые создали союз воинствующих безбожников??? сознательно взрывали и оскверняли храмы ??? Тысячами расстреливали и сажали людей только за то что они были верными Христу. Можно заехать в любой регион России и посмотреть на все это. Татаро-монгольскае иго было меньшим геноцидом чем устроили большевики.
Кира27 ноября 2023, 15:02
В приведенном отрывке речь шла о мужчинах возраста выше призывного, поскольку молодежь, не желая насильного призыва в белую армию, из села сбежала. После увиденного офицер, посланный генералом расследовать случившееся (американцам рассказала сельская учительница) сказал следующее: "Генерал, ради Бога, не посылайте меня больше в подобные экспедиции. Я едва удержался от того, чтобы не сорвать с себя форму, присоединиться к этим несчастным и помочь им всем, что было в моих силах." Так что, если браться за тему, то полную картину надо показывать и со всей предысторией, а не так, что сначала 70 лет красные - герои, белые бандиты, а после 30 лет белые - ангелы, красные - дьяволы.
Кира27 ноября 2023, 14:49
Пусть этот отрывок из Бабеля и о 20-х годах, такие погромы белые совершали всю гражданскую войну. А колчаковцы мучили русских же людей. Из воспоминаний командующего экспедиционным корпусом США генерала-майора Грэйвса: "Буду далёк от всякого преувеличения, если скажу, что на каждого убитого большевиками в Восточной Сибири приходится сто убитых антибольшевиками". Лишь один эпизод:"пол помещения, в котором избивали этих мужчин, был покрыт кровью, и все его стены были забрызганы кровью. Проволока и верёвочные петли, которыми связывали их шеи, всё ещё свисали с потолка и были покрыты кровью. Я также обнаружил, что некоторых из мужчин обливали кипятком и прижигали раскаленными утюгами."
Александр27 ноября 2023, 14:44
НН27 ноября 2023, 10:45 Вроде бы я ясно написал - если вам не нравится Временное правительство и вы монархист, то таковых много было среди белых. Но вот среди красных таковых не было - это точно. Поэтому вы уж определитесь - или Николай законная власть, или его непосредственные убийцы, или Временное правительство. Тут надо выбрать что-то одно, а не мешать всё в кучу. А то вы несогласны с отречением, но согласны с убийством Царя. Логики не вижу.
Алла27 ноября 2023, 14:10
Александр, какая нелепая и смешная манипуляция. То, что вы белых назвали законной властью, то не делает их таковыми. Белые свергли монархию, красные свергли белых, всё справедливо. И рассказывать про зверства ваших "законных" мы БУДЕМ.
Катерина27 ноября 2023, 13:49
У Фурманова можно найти описание зверств чапаевцев по отношению к семьям уральских казаков. Очень деликатное, надо сказать. Но чтобы назвать убийство невинных,кровь которых взывает к Небу об отмщении,убийством и осудить его в своем сердце, не нужно несколько гипертрофированных описаний в стиле Бабеля.К которому у меня подозритетельное отношение, ведь одновременно 《В ликвидации поляками и их союзниками прорыва самого боеспособного и славного соединения Красной армии небольшую, но яркую роль сыграли терские и донские казаки есаула Яковлева. Жители Замостья (в т.ч. еврейская община города, с которой у казаков на сей раз сложились вполне дружественные отношения) встречали их как героев.》
И. 27 ноября 2023, 13:36
Андрей27 ноября 2023, 12:02 Где же Вы увидели, что автору рот затыкают? Всего-то предложили сделать публикацию о белом терроре. В свете Вашего комментария, публикацию можно дополнить биографией Врангеля без купюр и соглашениями, подписанными им с французами. Пусть каждый сам решит, достоин его пример подражания или нет.
Катерина27 ноября 2023, 13:25
НН27 ноября 2023, 10:45 -- опять клише.. ну Вы же православная, как Вы можете ради противоречить Христу, скзавшему "Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день" это и есть спасение души для Вечности. Власть безбожников, которые лишают население возможности прибегать к Таинствам Церкви, лишает души многих людей спасения и обретения Царствия Небесного.
И. 27 ноября 2023, 12:53
Красные такие же люди, которых тысячаии убивали, включая мирных граждан, в т.ч. женщин, детей, стариков. Не марсиане убивали, а белые. Поражает, что при этом те же комментаторы, доказывая, что всякая власть от Бога, одновременно оправдывают вооружённой сопротивление власти и убийство людей, которые более ста лет назад поддержали не ту, по их мнению, власть. Комментаторы подсчитали, сколько среди тех убиенных православных было? Или православие привилегия белых? Поражает, что не богоборцы - белые, убивали православных священников на Балканах во Вторую мировую войну. Не за веру, а за то, что те с партизанами были, отпевали убиенных фашистами. Это как? опять "другое"?
НН27 ноября 2023, 12:49
/По некоторым данным, белые пытались «сделать его- Федора Парнякова- монархистом», но после трех дней пыток казнили. Позднее на суде сам Унгерн говорил, что приказал убить его потому, что тот был председателем «какого-то комитета». Притом на совести унгерновцев это не единственный церковник. В поселке Алтан они, уходя в поход 15 сентября 1921 г., убили священника, «не сочувствовавшего семеновцам». /- Олег, вы просили один пример. Но их много. Посмотрите в инете, статья называется "О "красных" священниках". С хорошеей библиографией. Здесь ведь никто не просит обелять красных, а просто - поступать честно и порядочно к своей истории - только и всего. (А как казаки церкви грабили-песня!)
Александр27 ноября 2023, 12:43
И.27 ноября 2023, 04:16 Свержение царя - это тёмная история, которую в данном контексте затрагивать вообще не стоит. Тут важно лишь то, что после отречения государя существовало одно законное правительство - Временное. Временное оно потому временное, что стояло во главе страны до планируемого Учредительного собрания. И белые ничему бы не удивились, поскольку и Деникин и Врангель воевали именно за это собрание. Ну а если вы считаете отречение Царя незаконной процедурой, то большевики - это именно те люди, которые напрямую виновны в свержении монархии. Они разлагали власть и общество изначально и устраивали вооружённые мятежи. Бандеровцы и ВОВ тут вообще не причём - это плоды советской власти
Андрей27 ноября 2023, 12:02
Странное у нас общественное примирение (1). Одностороннее. Памятник поляку-русофобу Дзержинскому ставить можно, бюст русскому патриоту генералу Врангелю – нельзя. Сохранять названия улиц и городов с именами плачей можно, в кои-то веки напомнить о том, чем они занимались – нельзя. В Крыму, в отличие от России, где архивы давно закрыты, историки дольше могли заниматься наукой. В результате, на примере отдельного региона, мы можем представить, что происходило по всей стране. То, что комментаторы не высказывая ни слова по существу приведённых в интервью фактах или стратегии красного террора, просто затыкают автору рот – продолжение все того же террора. Пока, слава Богу, только интеллектуального.
Катерина27 ноября 2023, 11:57
Отрывок из Бабеля относится к советско-польской войне 1920г., к яколевцам: "В докладе от 15 сентября сержант Dawidczyński, который служил в польском взводе военной полиции, направленного в бригаду, чтобы остановить грабежи, описывал ее поведение следующим образом: "Бригада казаков есаула Яковлева это банда воров и грабителей, которые не должны существовать в нашей армии, так как их поведение служит причиной враждебности гражданского населения к нашему правительству". После двух недель отдыха и следующих «достижений» бригада вместе с 10-й пехотной дивизией была отдана в распоряжение 6-й армии. С 20 сентября она была расположена в районе Brodów. В этом городе бригады вели себя корректно.."
НН27 ноября 2023, 10:45
Александр26нояб, А ничего, что Вр.прав.(в основ либералы) было образовано в отсутствие Николая2 в Петрограде до его отречения;по решению Вр.пр. Николая2 с семьёй содержались под арестом в ЦС и были отправлены в Тобольск? Хороша законная власть! Значит,белые эту нечисть защищали? Ну-ну. Знаете,как называется,когда слово дают только одной стороне?- Манипуляция.Так делают либералы: им обязаны давать слово всегда и все; а они,придя к власти,начинают затыкать рты всем несогласным. И хаять предыдущую власть. Вот такие властители умов и доводят до майдана. Вы этого не понимаете? Спасению души не мешает никакая власть. А уж если даём оценку(судим!) одних,то и другие не должны быть неприкасаемыми.
SergeyK27 ноября 2023, 10:13
Бабель о зверствах белых "Мы застали еврейское население местечка ограбленным дочиста, зарубленным, израненным. Бойцы наши, видавшие виды, отрубившие не одну голову, отступали в ужасе перед картиной, представшей их глазам. В жалких, разбитых до основания лачугах валялись в лужах крови голые семидесятилетние старики с разрубленными черепами, часто еще живые крошечные дети с обрубленными пальцами, изнасилованные старухи с распоротыми животами, скрючившиеся в углах, с лицами, на которых застыло дикое невыносимое отчаяние. Рядом с мертвыми копошились живые, толкались об израненные трупы, мочили руки и лица в липкой зловонной крови, боясь выползти из домов, думая, что не все еще кончено."
SergeyK27 ноября 2023, 10:11
Александр, а как следует относиться к жертвам белого террора? Получается, что из того, что белые - законная власть, следует, что их жертвы - естественные "сопутствующие" потери?
М27 ноября 2023, 09:56
Комментаторы на православном портале защищают богоборцев? А дальше что? Отрицание подвига новомучеников и гонений на Церковь?
Олег 27 ноября 2023, 08:49
Поражает слепота некоторых людей считающих себя православными . Красные потому и победили , что превзошли по жестокости белых. Вы что забыли кто повзрывал все храмы??? Кто стрелял направо и налево священников, монахов, крестьян. Приведите хоть один пример где белые расстреливали священников,взрывали храмы,жгли иконы???
И.27 ноября 2023, 04:16
Александр26.11. 2023, 20:16 Надо так понимать, что свержение царя было законной процедурой? И с чего вы взяли, что белые представляли интересы законной власти, именуемой Временным правительством? Они бы очень удивились, если бы им это сказали. Особенно их будущие лидеры, сидевшие в тюрьме ("Не напрасно начальствующий носит свой меч") за "контрреволюционный мятеж", где и встретили Октябрьскую революцию. Сами себя они представляли и уполномачивали. А украинский майдан как раз брат-близнец февральского переворота: свергли законную власть, развалили страну, ввергли ее в войну. Если вы не в курсе, именно красные во время и после ВОВ били бандеровцев, последователи которых беснуются на Украине.
Татьяна 26 ноября 2023, 22:23
Да, бедные наши мужчины. Сколько их погибло. А главное было бы из-за чего. Наверное исторические споры всегда будут, но это и хорошо. История многогранна. Главное чтобы таких потерь больше не было. Спаси нас Господи!
Александр26 ноября 2023, 20:16
Не нужно сравнивать красных и белых. Первые - это черт из табакерки, наглые и безбожные узурпаторы власти. Белые при всех их минусах - представители законной власти, которая была представлена Временным правительством, свергнутым большевиками. Не нравится Временное правительство? Ну среди белых и монархистов было порядочно. Так что рассказывать о белом терроре не нужно ибо - «Не напрасно начальствующий носит свой меч». А нравится красный майдан - полюбите и украинский.
Кира26 ноября 2023, 20:16
Иоанна, я вовсе не оправдываю звериную жестокость и советскую власть, повторюсь, не идеализирую. Но проявления такой жестокости в ответ на несправедливость и насилие неизбежны. Одно насилие порождает в ответ другое и дальше по нарастающей. Было бы наказание жандармам, насиловавшим девушек в тюрьмах, офицерам, избивавшим матросов, чиновникам, вызвавшим войска для расстрела мирной рабочей демонстрации, адмиралу, приказавшему торпедировать крейсер с командой на борту да еще принять меры, чтоб спастись никто не мог, была бы грамотная национальная политика, чтобы целые народы не чувствовали себя униженными и, наконец, не было бы ненужной народу войны, все могло быть иначе. Большевики - следствие.
SergeyK26 ноября 2023, 18:28
Ужасная несправедливость, так односторонне говорить о страшных событиях братоубийственной Гражданской войны. К сожалению, в тексте интервью автор не счел нужным упомянуть таких деятелей белого движения, как творивший страшные преступления в Крыму генерал Я. А. Слащов. Жертвы белого террора - такая же боль нашего Отечества, как жертвы красного террора.
НН26 ноября 2023, 13:49
И ещё. Посмотрела Урок русского №228. Присоединяюсь к вопросу автора: Почему сейчас не цитируются высказывания о социализме С.Булгакова, Митрополита Владимира(Богоявленского), митрополита Сергия, Патриарха Пимена и др, а только архиереев-антисоветчиков из РПЦЗ, при чём совершенно забыв о их любви к Гитлеру и пожеланий поражения СССР? Почему жизнь и деятельность тысяч священников и миллионов верующих РПЦ втечение 70ти с лишим лет совершенно игнорируется в лучшем случае, их молитвы что, недействительны или не угодны Богу? Достала уже эта однобокость и обеление белых. Кто сказал, что социализм не совместим с христианством? Когда монархисты восхваляют Врангеля и Деникина - это норма?
Иоанна_26 ноября 2023, 12:06
Кира, несправедливость и насилие - это ВООБЩЕ атрибуты нашего падшего мира, были и остаются. Но это не значит, что звериная жестокость как реакция на насилие и несправедливость - это норма. Это не норма, это патология! И люди с таким паталогическим устроением психики должны быть изолированы. Но советской власти такие и были нужны для её грязной работы, она как раз таких и привлекала, давала им власть и возможность реализовывать от имени государства и "во имя прекрасного будущего человечества" свои садистские наклонности. Какое здесь может быть сочувствие??
Катерина26 ноября 2023, 09:37
Олег25 ноября 2023, 22:03 -- но Вас же Олег зовут и именно Вы даете фальшивое определения значения слова народ? Значит,к Вам.Народ это все сословия при любом их духовном состоянии, нравится Вам это слышать/читать/осозновать или не нравится.Для этого достаточно посмотреть, как определяют слово народ в словарях.Одно из определений понятия народ:《Некоторое количество этносов, объединённых в ходе долгого взаимодействия и истории》 кратко и понятно даже ребенку.И НИГДЕ у ученых с их различными определениями этого понятия Вы не найдете каких-то исключений по сословному признаку.Ваше личное определение остается личным определением для домашнего пользования.
Татьяна 26 ноября 2023, 08:33
И почему историку не надо исследовать и писать книги про тот период и про то место, которое ему интересно? Ведь работа лучше получается, когда она интересна, а не когда работа делается по принуждению. К стати, Дмитрий как раз пишет о том, что главное в теории большевиков было принуждение. Кто хочет прочтет книгу Дмитрия Соколова. Я не буду, потому что у меня сердце разрывается, когда я читаю про это. Мне достаточно сделать вывод, что убийствами и жестокостью хорошую жизнь не построишь. Надо не искать виновных, злиться на них, а самим любить и создавать вокруг себя мир.
Татьяна 26 ноября 2023, 08:20
Олег, Вы написали свой комментарий к моему комментарию. Я имела ввиду народ - это люди, которые живут в России. И они убивали друг друга. В этом и трагедия! Разве можно убивать человека, ради лучшей жизни другого человека? Своё счастье на несчастье другого не построишь.
Елена О.25 ноября 2023, 23:34
Ольга 24 ноября 2023, 12:38 /И время ли сейчас публиковать такую голимую антисоветчину?/ Не хотят повторения...наверно.
Елена О.25 ноября 2023, 22:50
Людей уже воротит и от истории и от историков. Молодежь вообще ничему не верит. Бесполезно даже пробовать что-то говорить и на кого-то ссылаться. А с появлением ИИ фальсификации будут только увеличиваться и ничего уже нельзя будет доказать или опровергнуть.
Олег25 ноября 2023, 22:03
Катерина25 ноября 2023, 19:57 - Ваш комментарий не по существу и не ко мне. Я написал понятно "НЕ причисляйте к народу те сословия, которые сами себя никогда не называли народом и всегда были над народом и жили за счёт народа". Ни царский двор, ни дворяне, ни помещики, ни капиталисты, ни офицеры НЕ ПРИЧИСЛЯЛИ СЕБЯ К НАРОДУ (быдлу и холопам), который они истязали и за счёт которого жили. Будем следить за сутью разговора.
И.25 ноября 2023, 20:32
НН25 ноября 2023, 17:03 Сами историки говорят, что так и происходит фальсификация, достаточно вырвать один факт из исторического контекста и говорить только о нем, даже искажать особо не придется. Другого получается либо не было, либо настолько "ничтожно", что не стоит внимания.
Катерина25 ноября 2023, 19:57
Олег25 ноября 2023, 13:13 -- для Вас не народ, а для Бога все сословия в определенной стране - народ. Который он милует или наказует. В просительных молитвах Церкви это ясно видно.
Галина25 ноября 2023, 17:10
"Необходимо показывать всю картину, не обходя стороной мрачные страницы" - против этого, надеюсь, никто из комертаторов не возражает.
НН25 ноября 2023, 17:03
Анна Резе:/ Опять один умник "ПРАВИЛЬНО" будет говорить за всю историю народа/- Анна, мой муж нечаянно прочитал эту статью. Он историк-архивист, всё время после окончания РГГУ(Историко-архивный ин-т) занимается Гражданской войной. Очень удивился, сказал: Как же на таком серьёзном сайте печатают подобные материалы подобных авторов? А что такое? -спросила я. Муж ответил: это примерно то же самое, что жизнь и деятельеость РПЦ в период патриаршества Патриарха Кирилла через какое-то время будут изучать по статьям, интервью и постам Андрея Кураева. Человек, который всерьёз ссылается на Г.П. Климова и Ю.М.Каныгина - не историк. Посмотрела Каныгина - это нечто. Климова сама читала... Печально.
Филипп25 ноября 2023, 14:47
Страшная и правдивая книга о проклятой революции и ее делах!
Олег25 ноября 2023, 13:13
Татьяна 24 ноября 2023, 16:49, НЕ причисляйте к народу те сословия, которые сами себя никогда не называли народом и всегда были над народом и жили за счёт народа.
Галина И.25 ноября 2023, 12:14
С началом ВОВ наша страна перестроилась. Сталин, виновный за гибель миллионов людей, обратился к народу с призывом:" Братья и сестры...".Из выступления Черчилля по радио 22 июня 1941г.:"По своей жестокости и яростной агрессивности нацистский режим превосходит все формы человеческой испорченности. За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, как я. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумством и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли.., охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся...". Крымский фронт был разгромлен, потери превысили более 200 тыс. человек.
Катерина25 ноября 2023, 10:01
Татьяна 24 ноября 2023, 22:27 -- совершенно с Вами согласна. Отрицательные отзывы,вероятно, появились по очень личным причинам.
Алексей Л.25 ноября 2023, 09:16
Иоанна.24 ноя.22:30. В точку!Поддерживаю полностью.Вообще конечно абсурд какой то происходит(читая комментаторов):верующие в Бога люди стараются обелить богоборческую власть(а как иначе это назвать,правда она и есть правда,зачем ей возмущаться).
Анна Резе25 ноября 2023, 04:52
Снова одни большевики виноваты? Почему нужно осквернять всю Советскую власть? Будто только наша российская революция была жестокой! Опять один умник "ПРАВИЛЬНО" будет говорить за всю историю народа? Сейчас другие методы - казнят не по одному,а сразу сжигают всю землю вместе с домами,с полями с рожью и пшеницей, новорожденными и стариками,всё, что человек создал своим добрым умом и умелыми руками,превращают в руине за одно мгновение! А тут - "снова здорово",опять про Россию! Я лично молюсь за весь свой род! Прости нас,за наши грехи,Господи. Но и горжусь за победителей,что на войне победили. Это ведь тоже Советский Союз. Это моя Родина. Я по крови,по сердцу,по земле РОССИЯНКА.
Кира (часть II) 25 ноября 2023, 02:16
Мстили за трехсотлетние унижения и матросы (не случайно именно их жестокость в революцию стала притчей во языцах). Их били кулаком в лицо (только февральская революция отменила эту норму на флоте), кормили червивой кашей, а могли и вовсе повесить на рее. В сухопутных войсках такого беспредела не было, при этом если солдат иногда мог дослужиться до офицерского звания, на флоте подобное было практически невозможно, сословная разница там была непреодолимой. И, если о Крыме, есть очерк Куприна "События в Севастополе", где в подробностях описана бесчеловечная расправа над восставшей командой крейсера "Очаков", потопленной вместе с кораблём. А газеты с очерком уничтожили, Куприна из Крыма выслали.
Кира (часть I) 25 ноября 2023, 01:52
Автор справедливо говорит, что идеализация советского прошлого - подход однобокий. Но не менее однобокий подход - идеализация Российской империи и белой армии. Террор был обоюдным. А воспоминания Деникина вообще нельзя считать серьёзным аргументом по этой теме. Именно из деникинских листовок, преувеличивающих жестокость большевиков и её масштабы, черпают сведения многие современные авторы. И, раз уж упомянули Землячку, немного сведений о ней. Это девушка из богатой семьи, которая, увидев социальную неправду, ушла в революцию. Была арестована, в тюрьме над ней надругались (вследствие чего она так и не смогла потом иметь детей), оттого она ожесточилась и мстила.
Иоанна_24 ноября 2023, 22:30
Белые оскверняли храмы? Расстреливали из пулемётов крестные ходы, зверски убивали священников? Брали в заложники целыми сёлами, травили крестьян по лесам хлором, как это делал Тухачевский? Я не могу вспомнить, кто из очевидцев писал, что если белое командование с ужасом смотрело на те преступления, которые творили на фронте их части, то для красных это было нормой и имело "теоретическое обоснование", о чём говорится и в этой статье. Подтверждение тому - красные и после победы в гражданской войне не унялись и ещё 30 с лишним лет терроризировали и массово уничтожали свой народ. Но удивительно! - оказывается, враги это не они, а те, кто обо всём этом рассказывает...
Татьяна 24 ноября 2023, 22:27
Я не считаю, что эта статья продолжает гражданскую войну. У меня нет ненависти к большевикам, как впрочем и к белым. Мне их очень жалко. Наш народ убивал сам себя. Это ужасно. Но это правда. Эта наша история. Почему нельзя это изучать и об этом писать?
Алексей24 ноября 2023, 19:03
Спасибо автору за подробный рассказ о жертвах большевиков в Крыму. У нас по всей стране до сих пор стоят тысячи памятников красным палачам, их проклятыми именами названы тысячи улиц и городов. Пока Россия не избавится от этого сатанинского клейма не будет нам помощи Божьей ни в чем.
Татьяна 24 ноября 2023, 16:49
Спасибо.Тяжело читать.Автор прав,вся система управления страной строилась на принуждении и ужасном насилии. Люди жили в страхе,они не могли свободно жить и развиваться. Всё что по принуждению не может развиваться.Поэтому,мне кажется,так быстро всё развалилась,когда перестали принуждать.И о высокой рождаемости как можно говорить,когда наши бабушки и прабабушки боялись жить и давать жизнь своим детям.К сожалению,очень многие привыкли так жить,потому что самому думать и развиваться тяжело после такого большого опыта коммунистической жизни.Конечно,злость и агрессия бывает у всех людей,независимо от политических взглядов.Но при определенной власти происходит больше насилия.О правде надо писать.
Alexander24 ноября 2023, 16:18
Согласен со всеми комментариями. Всё и обо всём уже тысячу раз переговорено, и террор с обеих сторон был одинаково жесток и кровав. Хватит по-моему по очереди чёрными красками чернить обе стороны. И перестать муссировать эти темы. И абсолютно правильно сказала Екатерина - пора уже прекратить гражданскую войну.
И.24 ноября 2023, 15:32
НН 24.11.2023, 12:25 "Теперь ждём статью о белом терроре, честно будет" - поддерживаю. И вообще поподробней хотелось бы о подноготной белого движения, кто кого финансировал, чем расплачиваться собирались, каким будущее страны видели и т.д. Можно дополнить деяниями бывших белогвардейцев во время Второй мировой войны, например, на тех же Балканах. А здесь могли бы упомянуть, что красные Врангелю предлагали сдать Крым во избежание кровопролития с обеих сторон, не были они кровожадными, а РККА состояла из обычных рабочих и крестьян бывшей Российской империи, вроде их счастье все бились// Екатерина, "обманутой и оскверненной разными немецкими идеями" была и Европа, и Америка в тот период.
Екатерина24 ноября 2023, 13:51
Спасибо автору. Изучать прошлое необходимо, это верно. Но не надо продолжать гражданскую войну, которой нет конца, к сожалению, она по сей день разделяет нас в сердцах и умах. Надо признать, что вся история- это наша история. Большевики- это не какие-то недочеловеки, а наши люди, обманутые и оскверненные разными немецкими идеями. Это люди несчастные, равно как и белогвардейцы, убившие Россию и отвергшие царя. Надо всё-таки с точки зрения сочувствия и милосердия ко всем участникам тех событий подходить в изложении материала, раз это православный портал.
Ольга 24 ноября 2023, 12:38
Ну и где же список публикаций, о которых так много говорится в статье? Из каких источников взяты фото? Историческая статья без библиографии - пустословие. И время ли сейчас публиковать такую голимую антисоветчину?
НН24 ноября 2023, 12:25
Теперь ждём статью о белом терроре, честно будет. И.С.Ратьковский.«Хроника белого террора» включает в себя 400-страничное описание актов террора в 1917—1920 гг.(описана только часть преступлений). «Фронтовой» белый террор начался уже 28 октября 1917г. во время боев в Москве—юнкерами в Кремле были расстреляны красные пленные. Более четырех лет кровавая вакханалия практически не прекращалась. По степени жестокости белые ничуть не уступали красным—в ряде случаев они вырывали своим жертвам глаза, языки, снимали полосы кожи на спинах, хоронили раненых заживо, сжигали, привязывали людей к лошадям… Не зря монaрхист В.В.Шульгин говорил, что белое дело нaчaли «почти святые»,а зaкончили «разбойники».
Виктор.24 ноября 2023, 10:28
И.Шмелев "Черное солнце". Сильнее не описать. А как, насчет зверств деникинцев? Может г-ну Д.Соколову к этой теме, тоже, следует обратиться?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×