«И духовник, и начальник, и бытописатель, и художник, и композитор…»

Иерей Илия Макаров о храме священномученика Серафима (Чичагова) в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге всего один храм во имя священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского. Этот небольшой домовый храм расположен в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры, а точнее – при Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. Идея его создания появилась у руководства высших епархиальных курсов религиозного образования святого праведного Иоанна Кронштадтского давно.

Несколько лет подряд курсовые литургии иногда совершались в храме святителя Николая Чудотворца на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, а в аудиториях учащиеся периодически собирались перед началом занятий для совершения молебнов, чтения акафистов. На курсы поступают люди, стремящиеся больше узнать о Боге, о Церкви, о православном богословии. Многие из них становятся активными помощниками священнослужителей на приходах.

Для православных христиан Санкт-Петербурга память о владыке Серафиме (Чичагове) имеет особенное значение. В 2017 году открылся храма в честь этого новомученика, который, несмотря на свои малые размеры, одновременно стал и местом собрания христианских реликвий и в каком-то смысле – центром катехизации. Об истории, буднях и праздниках храма рассказывает его ключарь – председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации, исполнительный директор высших епархиальных курсов религиозного образования святого праведного Иоанна Кронштадтского иерей Илия Макаров.

Иерей Илия Макаров в храме сщмч. Серафима Петроградского Иерей Илия Макаров в храме сщмч. Серафима Петроградского

История появления храма

Когда мы стали думать о своем курсовом храме, то имя священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского, как-то сразу проявилось. Даже не знаю, кто первый его произнес. Мы читали о нем книги, рассуждали. Он привлек наше внимание как очень разносторонне развитый человек: и начальник, и бытописатель, и художник, и композитор, и медициной он занимался, и в конечном-то итоге духовником стал для многих, в том числе и для прославленных в лике святых. Хоть владыка Серафим и недолго был в Петербурге, но оставил здесь очень яркий след. И ушел он из жизни, будучи человеком сильного духа: когда 82-летнего лежачего больного выволакивают для того, чтобы арестовать, посадить в тюрьму и там расстрелять по приговору «тройки» НКВД, это значит, что человек реально мешал власти, даже будучи уже неактивным физически.

Владыка Серафим привлек наше внимание как очень разносторонне развитый человек

Кажется, было бы логичнее, чтобы при отделе образования появился храм Иоанна Кронштадтского, так как его именем названы богословские курсы. Но уже действовал Иоанновский монастырь, уже было немало храмов Иоанна Кронштадского в городе и вообще в стране. А вот церкви во имя священномученика Серафима не было. Только когда мы создавали наш храм, узнали, что такой же храм в это же время создается еще и в Бутово – на том самом полигоне, где владыка Серафим, как и многие другие новомученики, пострадал.

Сначала для храма не было отдельного места, и мы сделали его в одной из учебных аудиторий – оградили алтарную часть и стали совершать богослужения по субботним дням. Но в этом помещении все равно проходили занятия. А по субботам священнослужители из числа наших преподавателей несли череду, и мы совершали литургию, в которой слушатели активно участвовали – пели, читали. То есть это были такие «народные» литургии – у нас принципиально не было отдельного хора и алтарника, постоянно наблюдающего за храмом. Со временем у нас получилось найти место именно для храма.

Икона мученика Вонифатия с частицей мощей Икона мученика Вонифатия с частицей мощей После того как на территории отдела образования освободились некоторые помещения, в одном из них мы смогли оборудовать небольшой домовый храм-часовню. Нам помогали попечитель нашего отдела, председатель Союза православных предпринимателей Владислав Жукович и директор Центра по изучению православных святынь Михаил Артеев. Слушатели епархиальных курсов принимали активное участие и как жертвователи, и как рабочие руки.

Когда помещение было готово, мы переехали из аудитории (где даже остались любительские настенные росписи), и наш храм стал только храмом – ничего, кроме богослужения, в нем не происходит. Малое освящение нашего храма архиерейским чином с вкладыванием мощей мученика Вонифатия, но без других элементов, связанных с освящением престола и жертвенника, состоялось 6 ноября 2017 года. Это сделал тогдашний председатель отдела образования и ректор духовной академии владыка Амвросий (в то время архиепископ Петергофский, ныне митрополит Тверской и Кашинский), и с тех пор мы отмечаем эту дату как день основания нашего храма. Так было удивительно: 7 ноября того года – как раз печальная дата столетия революции, и вот накануне этой даты открывается храм во имя священномученика, который пострадал от результатов этой революции. Владыка Серафим, кстати, революцию не принял, он был убежденным монархистом – большевики в том числе и за это его не любили. Но он никуда не уехал, остался в России и нес свои исповеднические труды.

Владыка был убежденным монархистом – большевики в том числе и за это его не любили

Второй праздник для нашего храма – это, конечно же, 11 декабря, день памяти священномученика Серафима (Чичагова). Также дни памяти Иоанна Кронштадтского по-прежнему остаются нашими праздниками, потому что наши епархиальные курсы входят в Иоанновскую семью, которая была создана в Иоанновском монастыре еще молитвами и благословением его старшего священника – ныне покойного протоиерея Николая Беляева.

Община

У нас нет зарегистрированного отдельного прихода – это домовый храм епархиального управления, настоятелем которого является митрополит. Клир небольшой: ключарь, штатный священник и чтец, он же алтарник. Но в храме осуществляется полная богослужебная деятельность, в том числе венчания, крещения, молебны, панихиды и так далее. Службы проходят не каждый день, но несколько раз на буднях, а по субботам, воскресеньям и большим праздникам стабильно. Сюда приходят слушатели епархиальных курсов и несут свою череду, выполняя функции регентов, певчих и чтецов – это для них учебная практика.

В храме В храме

Есть и другие прихожане. Это люди, которые пришли сюда благодаря деятельности наших священников – они знают их и хотят молиться с ними, а потому приходят на место их служения. Есть и те, кто просто увидел в социальной сети «Вконтакте» группу нашего храма, им понравилось происходящее здесь. Приходят и бывшие слушатели курсов – например, в субботу на череду. Люди закончили обучение, но им все равно хочется прийти сюда попеть, помолиться.

В среднем к нам приходит 20–25 человек. Люди не только посещают службы, но и совместно изучают здесь Евангелие – то есть наш священник выбирает конкретный сюжет, а группа прихожан в субботу днем собирается и бодро беседует. А в воскресные дни после литургии прихожане за чаепитием могут пообщаться на какие-то общецерковные и вообще духовные темы.

Часовня реликвий

Часовня реликвий Часовня реликвий

Наш домовый храм священномученика Серафима мы захотели сделать еще и средоточием христианских реликвий. С 2012 года в нашей епархии существует Центр по изучению православных святынь, и расположен он именно здесь, у нас, в отделе религиозного образования и катехизации. Мы думали о том, чтобы святыни, которые из Европы приходят в Россию навсегда или временно, могли находиться именно в надежном храмовом пространстве, чтобы люди приходили молиться перед этими святынями, чтобы там могла совершаться литургия.

В настоящее время у нашего домового храма два придела. Один из них мы именуем приделом Креста и святых мучеников – там находится частица Животворящего Креста Господня и мощи святых мучеников. А другой именуем приделом апостольским и святительским – там хранятся мощи нескольких апостолов из числа двенадцати (Андрея Первозванного, Петра, Матфея, Варфоломея, Иакова Алфеева, Петра и Павла) и мощи апостольских наследников, то есть святителей (блаженного Августина, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других).

Реликварий с частицей Креста Христова Реликварий с частицей Креста Христова

Мы надеемся, что у нас будут мощи всех двенадцати апостолов (конечно, кроме Иоанна Богослова – его мощей традиция христианская не знает). То есть мы имеем в виду и мощи апостола Павла. Есть мечта и потребность в обретении мощей еще одного из наших учителей Церкви – Амвросия Медиоланского (надеюсь, его мощи у нас появятся). Эти учителя – столпы нашего православного богословия, поэтому для учебного заведения присутствие их мощей очень важно.

Кроме того, в нашей часовне реликвий есть мощи равноапостольной Марии Магдалины, праведной Анны, архидиакона Стефана, святителя Григория Неокесарийского, преподобного Бенедикта Нурсийского, великомученика Георгия, великомучениц Екатерины, Варвары, мученика Вонифатия, часть тапочка с мощей святителя Спиридона Тримифунтского, а также реликвии, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы: частица тернового венца, частица выемки в скале, на которой лежало Тело Спасителя, части ризы и покрова Божией Матери.

Древним мученикам мы уделяем особое внимание. Это молодые люди, которые жизнью подтверждали свою жажду служить Истине

Бог даст, у нас окажутся мощи великомученика Пантелеимона. Древним мученикам мы уделяем особое внимание. Это молодые люди, которые жизнью подтверждали свою жажду служить Истине. Это пример служения для современных молодых людей, многие из которых, как мне кажется, в принципе не знают понятия «служение».

Есть, конечно, у нас реликвии, связанные с нашими русскими святыми. Например, часть облачения Иоанна Кронштадтского: в свое время он подарил одному священнику рясу, потомки этого священника ее берегут, и они любезно дали нам ее часть. Год назад у нас оказалась часть одежды – как сейчас говорят, подтяжки, а раньше это называли помочами – священномученика Петра Скипетрова. Эти помочи были у него под рясой именно в тот момент, когда его застрелили здесь, в епархиальном управлении. На них даже есть частицы крови. Родственники отца Петра сохранили эти помочи и позже, приехав из Москвы, пожертвовали их в тот храм, где он служил, – храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на проспекте Обуховской Обороны (историческое название – Шлиссельбургский проспект). А мы попросили настоятеля этого храма отрезать небольшую часть для нашей часовни реликвий, потому что отец Петр пострадал вот здесь, рядом.

Также у нас есть часть епитрахили преподобного Серафима Вырицкого. Наш храм созидался, в том числе, при поддержке Союза православных предпринимателей, а они считают преподобного своим небесным покровителем и правильно делают, так как он и был предпринимателем до своего монашества. И служил он ведь здесь, в лавре. А сейчас его епитрахиль находится в Вырице – там же, где он и почивает. Есть совершенно четкое доказательство, что это именно епитрахиль отца Серафима – на обратной ее стороне стоит печать ризницы Александро-Невской лавры, стоит дата и написано, кому это облачение принадлежит. Вот часть этой епитрахили нам настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице и пожертвовал.

Храм сщмч. Серафима Петроградского Храм сщмч. Серафима Петроградского

Из Дивеевского монастыря нам передали частицу мощей Серафима Саровского, а мы им – часть облачения священномученика Серафима (Чичагова), так как он там особо почитается: ведь он трудился над прославлением преподобного Серафима, участвовал в обретении его мощей, был в этом деле ближайшим помощником государя Николая II.

Каждая реликвия у нас имеет документальное подтверждение, свидетельствующее о ее исторической достоверности. Сомнительные объекты мы принципиально не размещаем. Все реликвии проходят через научное исследование. К сожалению, в последнее время наш мир наводнен всевозможным фальсификатом, которым торгуют нечестивые люди, выдавая это за настоящие мощи святых. К нам периодически поступают просьбы дать какое-то подтверждение. И было несколько случаев, когда мы, можно сказать, оберегали храмы Санкт-Петербургской епархии от размещения в них явных фальшивок.

Например, недавно нам передали прямо с Корфу якобы мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Это неправда: мощи святителя Спиридона Тримифунтского давным-давно не отделяются. Поэтому распространившиеся в последние годы частицы его мощей – это фейки. И мы должны предупреждать о подобном священников. Кто-то предлагает святыню? Пусть покажет соответствующие документы. Это всегда нужно проверять.

Реликвии, достоверность которых доказана, доступны для прихожан – они постоянно находятся в храме. Дни памяти святых, чьи честные мощи находятся у нас в часовне, тоже являются днями нашей особой молитвы. Иногда у нас бывают святыни, которые передаются нам на некоторое время – их мы выставляем или на богослужения, или на какой-то другой короткий период.

Владыка Серафим

Еще одна святыня нашего храма – архиерейское облачение. У него тоже удивительная история. Когда пострадал священномученик Иларион Верейский, власти разрешили верующим его похоронить. Из места заточения его тело привезли в одном подряснике. А для того, чтобы отпеть архиерея, нужно облачить его в архиерейские одежды. И тогдашний митрополит Серафим (Чичагов) надел свое белое архиерейское облачение, в котором служил, на тело священномученика Илариона. Когда священномученик Иларион был прославлен, его мощи обрели на кладбище Новодевичьего монастыря. Сами мощи были увезены в московский Сретенский монастырь, а облачение осталось в Новодевичьем монастыре. И мы попросили у настоятельницы монастыря часть этого облачения – ведь его носили двое святых. С тех пор часть саккоса находится у нас в часовне для постоянного поклонения, перед этой святыней мы совершаем богослужения в день памяти священномученика Серафима.

Копия иконы работы сщмч. Серафима (Чичагова) Копия иконы работы сщмч. Серафима (Чичагова)

Из Москвы общество почитателей владыки Серафима передало нам копию иконы его работы «Спас в хитоне», которая находится в московском храме Илии Обыденного. Эта икона находится у нас на горнем месте. Кстати, вторая икона, которая, как считается, кисти владыки Серафима, – тоже «Спас в хитоне», только на синем фоне, а не на темно-коричневом, находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Мы поддерживаем связь с родственниками владыки Серафима и обществом его почитателей

То есть мы поддерживаем связь с родственниками владыки Серафима и обществом его почитателей. У нас сейчас служит отец Константин Суржиков. Ему лично внучкой владыки, игуменией Серафимой (Черной-Чичаговой), была подарена очень простая по исполнению иконка Божией Матери, принадлежавшая священномученику Серафиму, которую, по ее словам, владыка везде носил с собой. После этого отец Константин заказал у иконописца икону священномученика Серафима, держащего в руках вот эту свою походную икону Богородицы. И этот образ отец Константин приносит в наш храм на праздники.

Что касается творческого наследия владыки, то пока его музыка у нас в храме не звучит – у нас для этого недостаточно голосов в хоре. На субботних службах слушатели курсов специально поют обиход, чтобы выучить осмогласие. А по воскресным дням у нас нет квартета, который смог бы спеть авторское песнопение. Но иногда мы делаем концерты духовной музыки, на которых исполняем некоторые произведения митрополита Серафима.

Часть саккоса сщмч. Серафима Петроградского Часть саккоса сщмч. Серафима Петроградского

«Икона должна заставлять думать»

Деревянные реликварии для нашей часовни реликвий, выполненные в особой стилистике, создаются в мастерской при Центре по изучению православных святынь. Мы подумали о том, что соответствующее оформление из темного дерева можно сделать и в нашем храме. Кому-то, может быть, кажутся странными стены, отделанные темно-коричневым деревом венге. Но, кстати, иконостасов из темного дерева немало, в том числе и в Петербурге. Мы не очень любим золото. Если бы мы на темно-коричневый деревянный иконостас поместили много золота, оно бы било в глаза, и весь декор не казался бы таким уж темным. Но при создании храма мы принципиально избегали этого. Позолоченными в нашем храме являются только евхаристические сосуды и медальоны в реликвариях, где непосредственно помещаются частицы мощей. То есть золотым цветом мы подчеркиваем значение храма, как места, где совершается Евхаристия, где люди соединяются со Христом, и значимость часовни реликвий, где собираются святыни со всего мира.

Еще мы думали о том, как нам в иконографической символике найти новый ракурс, новый взгляд, – не хотели, чтобы это было просто копированием древних образцов. Ведь христианство развивает, дает возможность по-новому говорить о, казалось бы, известных истинах. Если бы искусство в Церкви не развивалось, люди не увидели бы икон преподобного Андрея Рублева. Он был сверхмодернистским для своего времени, и в то же время он выразил христианское богословие, но в своем особенном стиле, который сейчас считается каноническим. Развитие есть и сегодня, и мы решили немного в этом поучаствовать.

Митрополичий корпус Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, где располагается Епархиальное управление с домовой церковью Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского. Фото: Чеботарь Александр Мирчевич / http://temples.ru Митрополичий корпус Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, где располагается Епархиальное управление с домовой церковью Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского. Фото: Чеботарь Александр Мирчевич / http://temples.ru Сегодня развиваются разные стилистические направления – в том числе и живописное, и византийское, и древнерусское. Но мы решили пойти по другому пути – максимально символизируя то, что изображено, то есть, может быть, даже в большой степени убирая личностный момент соприкосновения с теми, кто изображен на иконе. Но, сосредотачиваясь на богословском смысле изображаемого, мы, наоборот, через то, что изображено, приближаем человека к сочувствованию тому, кто изображен. Это я не фантазирую – так нам говорят христианские искусствоведы. Наша икона не только для молитвы, но еще и для богословского самообразования.

Праздничный ряд показался нам для этого максимально подходящим, так как через праздники, через эортологию мы постигаем и наше богословие, и то, как можем проявить это богословие в жизни – участием в праздничном богослужении. И если на иконе зафиксированы главные акценты, касающиеся богословия праздника, то через погружение в этот контекст идет соприкосновение с действующими лицами евангельского сюжета. То есть мы пошли как бы с другой стороны – не через личное соприкосновение раскрываем богословие, а через богословие евангельского сюжета входим в личное соучастие с этим действом.

Хотя первая икона из нашего праздничного ряда – икона Рождества Христова – во многом является копированием, но это копирование образца, который нам показался максимально близким с точки зрения возможности его символического раскрытия. То есть когда икона, с одной стороны, не отвлекает тебя своей живописностью, с другой стороны, не является для тебя обыденной с точки зрения похожести на давно известные, привычные изображения. Вероятно, и по поводу других наших икон можно сказать: «Вот эта напоминает такую-то». Возможно. Мы все-таки опираемся на существующие образцы, но переосмысляем их по композиции, по цвету, по нюансировке – вносим какие-то детали, которые, как нам кажется, имеют символическое значение.

Мы пытаемся, чтобы у иконы было еще и миссионерское, образовательное назначение: икона должна заставлять думать

Нас спрашивают: «А кто у вас иконописец?» У нас коллективное авторство. Мы всегда отвечаем: «Это иконы часовни реликвий». Наш праздничный ряд мы уже «опробовали» на нескольких выставках. В Москве ежегодно издается каталог современного церковного искусства, наши иконы в нем тоже были представлены. Мы даже записали учебные видеокурсы по богословию иконы – там я и искусствовед Виктория Гусакова на примере наших икон рассуждаем о смысле церковных праздников. То есть мы пытаемся, чтобы у иконы было еще и миссионерское, образовательное назначение: икона должна заставлять думать.

Эти иконы, кстати, очень нравятся молодежи. А к нам в храм периодически приходит молодежная община – они любят молиться ночами, потом общаются. И вот эти студенты обращают особенное внимание на наши иконы. Люди постарше могут сказать, что они им больше напоминают храмовую роспись – вот если бы иконы были расположены сверху по кругу, им там было бы самое место, а когда такая икона лежит на аналое для лобызания, людям постарше это кажется чем-то слишком новаторским. То есть мы слышим разные мнения. Но иконы нашего храма никого не оставляют равнодушным.

Иерей Илия Макаров
Записал Игорь Лунев

7 февраля 2024 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”» «Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”»
О храмовом комплексе в честь св. Цесаревича Алексия
«Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”» «Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”»
Беседа с Юрием Тизяевым, ктитором храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия
Для меня это милость, которая ни с чем не может быть сравнима. Представляете – Господь доверяет вам строить Ему Дом!
«Ты же, Чистая, красуйся о восстании Рождества Твоего» «Ты же, Чистая, красуйся о восстании Рождества Твоего»
Протодиакон Владимир Василик
«Ты же, Чистая, красуйся о восстании Рождества Твоего» «Ты же, Чистая, красуйся о восстании Рождества Твоего»
Репортаж с освящения храма Рождества Богородицы в селе Пенино (+ФОТО)
Протодиакон Владимир Василик
Возвращение храма есть возвращение народной души… Будут возрождаться храмы – возродится Россия.
Эликсир жизни, или Три дня в восхитительном Санкт-Петербурге Эликсир жизни, или Три дня в восхитительном Санкт-Петербурге
Людмила Селенская
Эликсир жизни, или Три дня в восхитительном Санкт-Петербурге Эликсир жизни,
или Три дня в восхитительном Санкт-Петербурге

Людмила Селенская
У гробницы батюшки Иоанна молились о себе и детях, о родителях и крестниках. Столько записок я в жизни не писала. Уже целый ворох подала… И чувствую, что Батюшка лично всех этих людей берет под свою защиту.
Комментарии
игорь 7 февраля 2024, 14:07
Апостол Павел не был из 12 апостолов , в строке про частицы мощей неправильно написано
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×