Предлагаем вниманию читателей беседу с настоятелем Никольского храма села Бобино, через которое проходит Всероссийский Великорецкий крестный ход, клириком Спасского собора города Кирова иереем Владимиром Попывановым. Отец Владимир рассказал о жизни тружеников села; поделился размышлениями о духовных вопросах, встающих на пути человека, идущего к Богу: о труде и радости, примирении с ближними, соприкосновении человека с Божией благодатью.
Поколение бабушек «в белых платочках»
– Отец Владимир, ваше детство проходило в советское время. Кто и когда привел вас к вере и в церковь?
– В детстве моим воспитанием преимущественно занималась бабушка Анна Федоровна. Родители работали и в основном были заняты. И у мамы, и у папы была тяжелая работа, рабочий день ненормированный, и я их видел рано утром и поздно вечером. Бабушка отводила меня в садик и забирала оттуда домой. И часто мы ездили в Серафимовский собор, куда бабушка меня возила на Причастие.
Такой вот случай из детства запомнился, в середине 1970-х. Был Ильин день, праздник Илии Пророка. После Причастия я в храме потерялся. Вместе с народом вышел на улицу, на площадь Серафимовского собора, и, будучи шестилетним ребенком, заревел. Вокруг меня столпились люди, отзывчивые, заботливые, это было поколение бабушек «в белых платочках», которые перенесли войну. Одна из них спросила меня, почему я реву, и отвела в центр прихрамовой площади, угостила конфетой. Вскоре возле меня столпилось множество «белых платочков», а к моменту, когда меня нашла бабушка, я уже стоял с ворохом конфет.
Серафимовский собор в советские годы был центром духовного притяжения верующих, он являлся одним из немногих действующих в городе храмов, и поэтому в праздники здесь всегда молилось множество прихожан, а после литургии, когда люди выходили из храма, вся площадь была усыпана народом. На Пасху в эту церковь вообще было сложно попасть, поэтому мы старались на большие праздники также съездить в Кстинино или в Волково, ездили и по другим городам и селам, где храмы не закрывались и можно было спокойно помолиться.
Мои родители, когда венчались, испытывали насмешки со стороны окружающих на работе
Помню поколение «бабушек в белых платочках», которые были чуткие, отзывчивые. Однажды одна женщина (она была воспитательницей, работала в детском саду) поделилась, что на работе испытывала давление со стороны администрации, когда узнали, что она верующая. Но при этом она отметила, что за нее всегда заступались люди верующие, которые также и в советские годы водили в детский сад своих детей. Но время было сложное. Мои родители, когда венчались, также испытывали насмешки со стороны окружающих на работе.
«С той поры я служу Господу»
За богослужением архиерейским чином в честь 250-летия Спасского собора
– При каких обстоятельствах и почему был выбран путь священнического служения?
– Это произошло спустя время. После школы я закончил в Кирове педагогический университет, получив специальность «Общетехнические дисциплины и трудовое обучение», то есть отучился на учителя труда и черчения, после чего 13 лет посвятил работе в школе.
При этом была внутренняя тяга к Церкви – хотелось послужить в храме. Какое-то время помогал отцу Анатолию Березину на приходе Покрова Божией Матери на Новомакарьевском кладбище. Алтарничал, иногда оставался за сторожа. Ездил туда на автобусе. Прикипел тогда сердцем к батюшке. И так сложилось, что тогда, работая учителем, по благословению священника поступил в Вятское духовное училище. Мне уже было за тридцать, когда я пришел к владыке Христанфу. Архиерей меня тепло встретил, выслушал, попросил спеть ектенью «паки, паки». Я спел. И говорит: «Иди с Богом». Я продолжал работать в школе, на двух ставках была серьезная нагрузка, и вдруг мне поступил звонок от секретаря епархии: «Владыка решил вас рукополагать, нужно исповедоваться у духовника епархии, заполнить документы, и в выходной уже состоится хиротония». С той поры я служу Господу.
В диаконском сане я служил три года. Недели две проходил практику в Успенском кафедральном соборе, а затем был направлен во вновь открывшийся храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери и Софии, где и служил первые десять лет. А затем был переведен в Спасский собор. Очень благодарен владыке Марку за то, что он меня сюда направил, поскольку храм расположен не так далеко от дома, а у меня болела мамочка, и ей нужен был уход. Была возможность уделить ей внимание, скрасить своим присутствием последние годы жизни.
Неутомимые труженики
Никольская церковь села Бобино. Участники крестного хода
– Вы также окормляете приход храма в честь Николая Чудотворца в Бобино, значит, вам знакома жизнь не только городского священника, но и сельского. Можете ли вкратце описать особенности служения сельского батюшки?
– Да, я совмещаю служение в Спасском соборе и настоятельство в храме во имя Николая Чудотворца в селе Бобино 2-го Вятского благочиния. Когда послужишь в сельском храме, начинаешь ценить всех работников, которые здесь трудятся, потому что там очень многое приходится делать самому. Конечно, есть костяк людей, которые помогут, когда обращаешься. В основном это активные люди из прихожан, некоторые приезжают из города. Благодарен им за то, что они помогают, поддерживают храм.
Что касается жизни людей на селе, то она трудная. Не у каждой семьи есть возможность подключить газ и не везде он проведен. И есть бабушки, которым по восемьдесят лет, а они дважды в день топят печь. Жизнь у них порой очень тяжелая. Весной, осенью, летом их быт связан с огородом, это их хлеб. Это очень трудолюбивые, отзывчивые люди.
Многие прихожане, которые находятся в приличном возрасте, при этом с оптимизмом смотрят в будущее. Они привыкли к труду, трудностям, жизнь их закалила, и на старости лет они продолжают не унывать. Один прихожанин, которому уже за восемьдесят лет, подошел ко мне и говорит: «Отец Владимир, мне нужно освятить колесницу». С удивлением слушаю его, мол, восемьдесят лет, какая колесница… «Мотоблок себе в хозяйство, что ли, Владимир Иванович, приобрели?» – спрашиваю. «Нет, я купил “Daewoo Matiz”, мне пенсию прибавили, у меня стали оставаться деньги, и я накопил на машину, а права у меня были давно». Так удивительно. «Как же вы на это решились?» – изумляюсь. Отвечает: «Машина хорошая, сто – сто двадцать держит свободно». У меня глаза округляются. Это бывший директор музыкальной школы, мне часто советом помогал, выращивает виноград на участке – одним словом, несмотря на свой солидный возраст, живет полной жизнью. Раиса Васильевна – местный краевед – выпускает для прихода брошюры, посвященные разным темам, например «О Бобинских ветеранах».
Эти люди – неутомимые труженики, их отличает особая житейская хватка. Они никогда не жалуются ни на что. Делают свое дело, содержат в порядке дом, огород, и о храме не забывают, молятся, приходят на службы. Рад, что местные жители не забывают Бога, и благодарен им, что всегда откликаются, приходят на субботники, когда нужна помощь.
– А местных жителей много ли проживает?
– Около семисот-девятисот, а летом за счет дачников эта цифра утраивается. Кто-то из них также приходит в храм. Летом в селе, конечно, особенно красиво, и за отопление приходу платить не надо.
О жизни прихода в селе Бобино
– Каким образом вы поддерживаете в храме тепло в зимний период?
Зимой я служу в валенках, это надежная обувь
– Инфракрасными обогревателями и с помощью газовой пушки. Постоянно топить нецелесообразно. Приезжаю за день до службы и стараюсь включить обогревательные приборы. Прохладно, но молиться можно. Зимой я служу в валенках, это надежная обувь. Службы совершаются каждую субботу: часы, литургия и водосвятный молебен. Молебен служу Николаю Чудотворцу, целителю Пантелеимону, Божией Матери перед Ее образом «Неупиваемая Чаша». Литургия начинается в 10.30, поскольку к этому времени съезжаются автобусы со всей округи. Пробовали служить рано, но уже несколько лет остановились на этом времени, чтобы всем было удобно. Правда, теперь колокольный звон в Бобино звучит редко.
– Среди местных жителей никто не освоил звонарное искусство?
– Была одна девушка. Вообще, вера без дел мертва, а когда трудишься – Господь не оставляет. Так вот, расскажу историю. Девчонка местная, бобинская. Хотела очень замуж выйти. Пришла как-то к нам на приход, спросила, чем помочь. Рассказал ей, что звонаря нет, но ведь это дело в основном мужское. Она ответила, что пойдет учиться. И взяла уроки у звонаря Свято-Успенского кафедрального собора Александра Максимова. Выучилась и начала звонить. Каждую службу у нас предварял колокольный звон.
И тут она стала реже и реже приходить на службы. Потом куда-то пропала. А при встрече рассказала мне, что познакомилась с молодым человеком, они женятся. Он увез ее в пригород Кирова, и добираться в Бобино стало далеко, не на чем. Так я лишился звонаря. Зато девушка обрела семью. Потрудилась, попросила Господа, и Он дал ей супруга, сейчас у них уже детки подрастают.
По молитвам святителя Николая
Отец Владимир благословляет паломников – Через Никольский храм проходит Великорецкий крестный ход. Вам доводилось слышать истории о чудесах по молитвам к святителю Николаю?
– Чудо, что крестный ход состоялся в 2020 году, в год пандемии, пусть и в необычном формате. Кто хотел помолиться – приехал, помолился, поклонился иконе, хоть и на расстоянии. Не было столпотворения, но при этом в течение всего вечера на улице возле храма звучало чтение акафиста святителю Николаю Чудотворцу, молебны на открытом воздухе служили очень долго. Все проходило спокойно, благоговейно.
Что касается историй, их много. На Великорецкий крестный ход каждый год приезжает один мужчина. Сейчас он уже, правда, в силу возраста не может проходить весь маршрут, поэтому ездит на места стоянок на машинах, договариваясь с кем-либо или на такси, чтобы помолиться. И он снова нынче приехал поблагодарить святителя Николая. У него две дочки, и он рассказал, что, как на Великорецкий крестный ход съездит, у него сразу появляется внук или внучка. Теперь у него уже пятеро внуков, и он говорит, что снова приехал молиться, чтобы Господь нас не оставил.
Вообще, за исключением 2020 года, вечером и ночью с 3 на 4 июня обстановка в Бобино всегда особая: множество палаток вокруг храма, Великорецкая икона святителя Николая находится в церкви, верующие в течение всего этого времени идут поклониться и попросить его о чем-то своем.
Паломники в Бобино – Николая Чудотворца почитают как заступника обездоленных, «верных защитителя, алчущих кормителя, плачущих веселие…». А вам или вашим знакомым приходилось сталкиваться с подобной помощью святителя?
– Один человек нарушил закон, но при этом злостным преступником не являлся. Однако на него завели административное дело. Он пошел в крестный ход, чтобы помолиться и попросить у Николая Чудотворца предстательства за себя. Дошел только до Макарья, ему звонят из следствия и сообщают: «Дело закрываем, нужны подписи». Съездил, расписался в бумагах, и к Бобино уже добрался окрыленный. Рассказывал, какое чудо совершилось. Не сильно и виновен был, но с судами, штрафами пришлось бы человеку непросто. Говорю: «Смотри, какое чудо совершилось по молитвам святителя Николая, как тебе Господь помог».
Люди также делились, что после трудов на приходе в Бобино к ним в жизни приходило что-то хорошее, и они это связывали со своим деланием при храме. На самом деле, такое бывает. Один человек пришел – инциденты были неприятные в жизни, тоже связанные со следствием. Спрашивает меня как священника: «Что же делать?» – Отвечаю: «Молись, исповедуйся, причастись». Он все сделал и по своей инициативе выкосил траву на прихрамовой территории. Потом приходит и делится: «Батюшка, все разрешилось». Так бывает.
– И в то же время говорят, что нельзя заключить с Богом договорные отношения: к иконе свечу поставить и ждать, что в ответ обязательно произойдет то, что хочется…
– Конечно, так не работает. Нужно подражать жизни святого, что-то изменить в себе. Если этого не будет, то мы будем просто «лбом таранить раки». Какой в этом толк? Господу нужно наше чистое сердце, чтобы мы стремились изменить свою жизнь в лучшую сторону. Конечно же, Господь все равно ждет, чтобы человек принес какой-то плод, очистил свою душу. А не просто пришел в храм, увидел на иконе святого, взял в паломничестве песочек и ждет, когда все это подействует. Нужно от себя сделать какой-то шаг навстречу Господу, и тогда Он не оставит человека и будет сопровождать его на всех путях. И, конечно, нужно молиться, просить, чтобы Бог укрепил в вере.
«Мир дома наладить»
– Весной православных ждет Великий пост. Чему, на ваш взгляд, следует уделить особое внимание в это время?
Пост – это не диета, а путь к единению с Богом, поэтому цель должна заключаться в духовном возрастании
– Телесный пост только помогает душе человека. Но, конечно, важно стремиться к тому, чтобы душа очистилась, участвовать в Таинствах Церкви. Не заниматься исключительно диетическим соблюдением. Пост – это не диета, а путь к единению с Богом, поэтому цель должна заключаться в духовном возрастании. Нужно всегда стремиться к тому, чтобы измениться. Но сделать это очень сложно. Порой человеку не хватает даже всей жизни, чтобы делать маленькие шажочки, чтобы изменить себя немножко.
И, конечно же, нужно радоваться, что Господь пришел в мир для того, чтобы примирить человека и Бога. Богослужения этого периода построены на воспоминании земной жизни и крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Это всегда нужно держать в памяти.
Рождество Спасителя каждый раз вспоминается на проскомидии. Когда в преддверии Рождества Христова читается родословная Иисуса Христа, мы вспоминаем, что это был совершенный Человек, но в то же время и совершенный Бог, то есть имел два естества. И поскольку он имел человеческое естество, нам важно осознавать, что Господь рядом, что Он ходил здесь, по этой земле. И мы не должны унывать, а должны в радости трудиться. Помнить о том, что каждый человек талантлив. Господь никого не обделил, каждому дал какой-то дар. А дарования всегда нужно стараться развивать. Нужно проводить время с пользой, при помощи того же компьютера учиться, профессию, может быть, получить.
Много ли человеку надо? Ведь когда кто-то из близких уходит, мы сожалеем, что не оказали ему внимания, что были чем-то заняты, разговоры и заботу откладывали на потом, а «потом» это может и не наступить. Поэтому, если освободилось время, его нужно использовать на общение со своими родственниками, близкими людьми, больше времени уделить друг другу, наладить мир дома.
Господь всегда дает шанс. Но у человека должно быть стремление, и тогда Господь Сам отзовется на его молитвы
– Великий пост предваряет Прощеное воскресенье. Важно не только просить прощения у людей и Бога, но и прощать самому. Есть какой-то рецепт прощения?
– Господь всегда ждет, дает время для того, чтобы ты изменил свое мнение, примирился с ближними, с Богом, со своей жизнью. Он долготерпелив и многомилостив.
У меня на памяти случай, когда мужчина пребывал в тяжелой болезни и никак не мог простить своего обидчика. При этом находился в страшной душевной немощи. В свою очередь я говорил, что ему надо примириться с обидевшим его, простить, нельзя носить обиду, находясь на смертном одре. Полтора года я подводил его к этой мысли, когда он исповедовался мне. И на последней исповеди он мне сказал: «Долго думал и решил всех простить. И после моего решения мне стало так спокойно. Мне стало так хорошо, что я свое решение уже не изменю». И так случилось, что через несколько дней Господь его забрал, то есть он отошел ко Господу, примирившись со всеми.
Господь всегда дает шанс. Но у человека должно быть стремление, и тогда Господь Сам отзовется и пошлет благодать после примирения.
Господь и святые рядом
– Вы можете описать это состояние благодати, о которой много говорится в Церкви и пишется в православной литературе?
– Это особое состояние, которое можно почувствовать на службе. В моей практике был случай, когда одна моя знакомая бабушка привела в храм внуков, они приложились к мощам святителя Виктора (Островидова) и искренне поделились своим состоянием: «Бабушка, мы словно причастились». То есть дети (им было лет по шесть) испытали это особое духовное благоговение от соприкосновения со святыней. Но это состояние каждый переживает по-своему: кто-то может ощутить благоуханные мощи святителя Виктора, а у кого-то бывает и по-другому. Искать его не нужно, но если испытал, то лучше беречь, ощущая, что Господь и святые рядом.
– Это состояние человек может испытать только в храме?
– Это состояние души, и если человек совершил жертвенный поступок (например, сделал что-то для других во Славу Божию), то его посещает это состояние благодати.
– Что бы вы пожелали читателям?
– Хочется пожелать духовного роста, здоровья. Потому что тот, кто пребывает с Богом, всегда находится в радости. И когда Господь посылает нам какие-то испытания, это все для нашего спасения. Не нужно унывать и опускать руки. Желаю каждому увидеть Промысл Божий, увидеть попечение Господа о себе, увидеть то прекрасное, что есть в жизни, и поблагодарить Бога за это и за те испытания, которые нам посланы.
Воплотить идеи в жизнь
– И все же в испытаниях людям свойственно унывать. А какие могут быть лекарства от уныния?
– Развивать свои дарования. Талант дан каждому, и важно его не закапывать, не зарывать. Кто-то, может быть, рисует, кто-то стихи пишет, кто-то руками может что-то сделать, воплотить идеи в жизнь. И важно не сидеть без дела, а делать что-то для людей, для деток, для близких. Труд всегда должен быть в жизни человека – интеллектуальный и физический. Это лучшее лекарство от уныния.
Молодежи нужно стараться не играть в компьютерные игры, а что-то делать для общества и не терять время, потому что время – это ценность, если мы его расточаем в праздности, то потом будем очень жалеть. Потому все, кто в жизни чего-то достиг, с детства привыкали к труду. Человек должен полюбить трудиться и жить в радости, с радостью встречать своих близких и даже незнакомых людей. Сейчас очень сложно встретить на улице воодушевленные лица. Люди часто идут с наклоненными головами, суровыми, хмурыми, унылыми лицами. Какое уныние, если мы живы, здоровы, храмы открыты, – пожалуйста, молись!
О труде молитвы
– Но часто бывает, что хоть человек и верующий, крещеный, а молиться не привык.
Молитва – это разговор с Богом. Это труд. К молитве, как и к любому другому делу, нужно себя понуждать
– Молитва – это разговор с Богом. Это труд, самое трудное дело. К молитве, как и к любому другому делу, нужно себя понуждать. Но когда мы получим благодать Божию за это усердию, потом уже не будем задавать себе вопроса – молиться нам или нет.
– В Спасском соборе на молебнах поют сами прихожане. Каким образом сложилась такая практика?
– Традиция эта на приходе уже давно, у ее истоков стоит настоятель собора отец Петр Машковцев. По благословению владыки Марка был организован народный хор под руководством регента Юлии Скопиной. Певчих после литургии мы начали отпускать, а постепенно к народному хору подключились прихожане.
У нас на приходе в Бобино также нет хора. Мы распечатали тексты песнопений с нотами, и уже более десяти лет прихожане поют службу сами. Ектению «Подай, Господи» поют очень слаженно и даже выучили «Херувимскую песнь». И те, кто не знает нотной грамоты, – тоже подключаются. Но есть среди мирян и «костяк», кто выдерживает все песнопения и тропари в правильных гласах, а тексты мы также распечатываем к каждому церковному празднику. Поэтому приезжайте все, кто пожелает, – помолимся!