Христиане в миру

Часть 2

Фото: Дмитрий Кирюхин Фото: Дмитрий Кирюхин

Часть 1

Что такое брак для христианина

Четвертое. А сейчас будьте внимательней. Христиане, говорит он, женятся, как все люди, и рождают детей, но не убивают своего потомства: «Они вступают в брак как и все, рождают детей, только не бросают их»[1] – и не подвергают опасности рожденных детей. Это значит, что христиане вступают в супружеское общение, т.е. христианин, конечно, женится, но брак христианина благословлен Богом. Вот как пишет святой Игнатий святому Поликарпу: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти»[2], – чтобы брак был по Господу, говорит он, по учению Церкви, то есть не потому, что ты мне нравишься и я тебе нравлюсь, и неважно, можно ли мне жениться на тебе, когда ты другой веры и т.д.

«Пусть все будет во славу Божию»[3]. Следовательно, христианин женится, но брак его имеет благословение Божие. В этом смысл брака. Я получаю Божие благословение. А значит, христианин не приемлет гражданского брака. Он считает его блудом, потому что он не благословлен.

Даже самое малое дело делайте в славу Божию, все должно иметь печать Божия благословения и печать Божией славы

Святой апостол Павел говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Даже самое малое дело делайте в славу Божию, все должно иметь печать Божия благословения и печать Божией славы. А ты, братец мой, совершаешь самый важный поступок в своей жизни – заключаешь брак, и женишься без благословения!

Христиане и аборты

Итак, христианин женится и рождает детей, но абортов не делает. И если родит, он не избавляется от рожденных детей, как от нежеланных. А не так, как думают некоторые: «Родим его и выкинем!» В древней книге «Учение двенадцати апостолов», где говорится о пути смерти, сказано следующее: «Путь же смерти таков…»[4] – и среди прочего перечисляется следующее: «(На этом пути) убийцы детей, губители Божия создания»[5]. Вы это видели? Убийцы детей! От тех, кто убивает своих детей, тех, кто губит Божие создание, «удаляйтесь, дети, от всех таковых»[6]. Удаляйтесь, дети мои, от всего такого, говорится в книге «Учение двенадцати апостолов».

Христиане и воспитание детей

В вопросе воспитания своих детей христиане не пренебрегают назиданием в Господе. Сегодня воспитание детей – дело очень трудное. Христиане не пренебрегают им, и, заметьте, не придерживаются ложного понимания свободы, тождественной нынешней разнузданности. У христиан в миру нет такого понимания свободы, они и здесь придерживаются увещания книги «Учение двенадцати апостолов», которое гласит: «Не отнимай руки своей от сына своего или от дочери своей, но от юности учи их страху Божию»[7]. Не отнимай руки от сына и дочери своей, держи ребенка в руках!

– Но…

Ты вырастишь своего ребенка здоровым!

– Мама, я пойду… мы хотим устроить маленькую вечеринку.

– Нет, дитя мое, ты не пойдешь.

– Но…

– Нет, дитя мое, не пойдешь.

– Но ты на меня давишь!

– Когда-нибудь ты скажешь мне спасибо, деточка моя.

– Но…

– Нет, дитя мое, не пойдешь.

Всё. Вы видели? «Не отнимай руки своей», – говорится там. Ты не отнимешь руки своей – какой руки? – той, которая руководит, которая воспитывает твоих детей, и не скажешь: «Да ладно, пускай…».

Знаете, что значит «отнять руку»? То же, что современное слово «эмансипация»[8]. Я отпускаю руку своего ребенка, и он идет своим путем! И делаю это вроде бы для того, чтобы не давить на него… по этому ужасному, преступно искаженному представлению о свободе!

Так что можно сделать вывод, что сказанное здесь, в «Послании к Диогнету», о том, что христиане женятся, как все, и рождают детей, «но не бросают их»[9], в широком смысле слова относится не только к тому, чтобы он не бросал ребенка, когда тот только родится, но и чтобы он не бросал его в смысле воспитания. А не так, чтобы я сказал: «Да пусть делает, что хочет».

Не бросайте своего ребенка! Не бросайте его и не оставляйте незащищенным от всех влияний века сего, таких опасных и губительных

Есть такая позиция: «Я предоставляю своему ребенку идти тем путем, каким он хочет». Если это мальчик – «Ну, это же мальчик». Девочка – «Да мы уже отбросили все эти старые предрассудки, утверждавшие, будто я должен стеречь свою деву». Нет. Не бросайте своего ребенка! Не бросайте его и не оставляйте незащищенным от всех влияний века сего, таких опасных и губительных для наших детей и для всех нас. Ты не оставишь своего ребенка!

Конечно, для этого требуется искусство, чтобы ребенок не сказал, будто мы держим его за горло. Требуется искусство. И это искусство – искусство родительства. Поэтому должен напомнить вам и сказать, что если вы родители, то не ищите себе занятий вне дома, чтобы как-то заполнить свое свободное время, потому что дома вам, дескать, скучно, особенно женщины. «Искусство держать своих детей под игом Господа – это искусство искусств и наука наук», как говорит святой Григорий Богослов[10].

Христиане и социальные отношения

Пятое. «Они имеют трапезу общую, но не ложе общее»[11]. Христиане, говорит он, накрывают общую трапезу, собирают друзей, но трапеза их не сопровождается пороками и непотребствами. Здесь святой Иоанн Златоуст говорит следующие весьма характерные слова: «Пользуйся омовениями, участвуй в трапезе, но только воздержись от греха»[12]. Хочешь пойти в баню? Иди. Хочешь пойти на трапезу? Иди. На дружескую встречу? Иди. Но только помни об одном. От греха ты будешь воздерживаться!

Так что проблема не в самой трапезе как таковой. Ведь и наисвятейшее таинство нашей Церкви, Евхаристия, было учреждено на трапезе. А куда мы садились сегодня утром? За трапезу Христа, за трапезу Бога. И кем стали? Его сотрапезниками. Сели с Ним и вкушали Тело Его и пили Кровь Его за трапезой. Так что не в трапезе дело.

Не забывайте еще, что христиане всегда устраивали трапезы, вечери любви, поэтому и Царство Божие уподобляется трапезе, вечере, причем вечере большой (ср. Лк. 14, 16–24). Но трапеза не должна быть нечистой, там не должны происходить непристойные вещи. Давайте расскажу вам кое-что.

Существует и другой вариант перевода этого места. В тексте, которым располагаю я, сказано «общая». Здесь мы толкуем это как «общая трапеза», т.е. трапеза друзей. Но κοινήν («общая») означает и «нечистая». А в другом кодексе вместо κοινήν написано θοίνην, что означает «гулянка, развлечение», что происходит, когда мы садимся есть и пить, а потом начинаем упиваться, петь, плясать, говорить скверные, неприличные речи и т.д.

Христиане тоже накрывают стол и приглашают друзей, но так не развлекаются. И в гости тоже ходят. «Приходите на угощение», – скажут нам наши друзья-христиане. И мы пойдем. А как будем угощаться? Как говорит святой Исаак Сирин: «Ешь и пей с целомудрием, как прилично чадам Божиим»[13]. Красиво, умеренно, как чада Божии!

Надо сказать, что тема так называемых социальных отношений и развлечений – это ахиллесова пята христиан, и именно потому, что наши христиане пропитаны этим мирским образом мыслей.

Христиане и измена

И еще кое-что. В другой рукописи вместо κοινήν стоит κοίτην – «ложе». Итак, написанное в «Послании к Диогнету» мы объясним следующим образом. Здесь говорится «общая трапеза, но не общее ложе». Что это значит? То, что когда нравы христиан расшатываются, они начинают спать с чужими женами. И это ужасно. В наши дни, конечно, прелюбодейство стоит вне гражданского брака, как и вне закона Божия и всех традиционных устоев. Но мы говорим: «Да что же это такое? Предрассудки какие-то. И что вообще значит ‟прелюбодейство”?»

Уверяю вас, что прелюбодейство, к сожалению, приводит к полному упадку – и знаете где? – среди наших христиан! Возможно ли это?! Не говоря уже о сказанном раньше: многие из вас, слушающих меня, были свидетелями того, что наши христиане тоже делают аборты! И наши христиане делают аборты, и наши христиане прелюбодействуют!

Как нам выстоять как христианам в таком растленном мире?

Вы скажете: «Ну, тогда… тогда мы достойны многих слез и многого плача!» Вот именно поэтому перед нами встает вопрос: как нам выстоять как христианам в таком растленном мире?

И тут снова святой Игнатий говорит святому Поликарпу: «Сестрам моим внушай, чтобы они любили Господа и были довольны своими сожителями по плоти и по духу»[14]. Скажите моим сестрам, говорит он, женам, христианкам, чтобы они любили Бога и были довольны своими мужьями по плоти и духу. «Мой муж». Или: «Моя жена». И никого больше.

Это говорит и святой апостол Павел. И действительно, говоря о порочности, он советует солунянам следующее:

«…чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво (не выходи из границ брака, не поглядывай на другого человека): потому что Господь – мститель за все это… Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4, 6–7).

Что же тогда значит быть христианином в этом мире? Я не устремляюсь на прелюбодеяние. И если я молод, если неженат, не предаюсь блуду, а остаюсь целомудренным, чтобы Церковь, независимо от того, парень я или девушка, могла увенчать меня венцом чистоты и девственности. И это касается и девушки, и юноши. Вот что значит быть христианином в развращенном мире.

У христиан есть плоть, но они не живут плотски

Шестое. «Они во плоти, но живут не по плоти»[15]. Мы бы сказали, что это обобщенный образ духовного человека. Христиане пребывают во плоти, «они во плоти», как мы с вами сейчас находимся в телах и живем своей жизнью, «но не живут по плоти», они не живут плотски.

Бог создал материю и тело, но для того, чтобы оно восходило к Богу. А в тот момент, когда этого не происходит, и тело отрывается от Бога, оно становится душевным, биологическим, плотским. Это напоминает нам о том, что сказал Бог о людях во дни потопа: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими]», Святой Дух Мой не будет в них пребывать, «потому что они плоть» (Быт. 6, 3). Но разве они изначально не были плотью? Он не это имеет в виду, а то, что плоть, тела их стали плотскими, т.е. они тяжко пали на землю, вместо того чтобы восходить на небо.

Поэтому христианин тоже одухотворяет материю, как Бог претворяет хлеб и вино в Плоть и Кровь Христа или как Бог Слово одухотворил плоть, принятую Им. И святой Игнатий снова пишет ефесянам: «Но у вас духовно и то, что вы делаете по плоти, потому что вы все делаете во Иисусе Христе»[16]. То есть он говорит: то, что вы совершаете посредством плоти, и делается это во Христе, в конце концов превращается в духовное.

Мы сидим за трапезой. А что представляет собой трапеза? Тот процесс, в ходе которого мы наполняем свой желудок едой, хлебом и водой, – это нечто плотское, сказали бы мы. Но если это делается так, как Бог того хочет, тогда эта трапеза называется духовной трапезой. Мы не едим дух… мы едим что-то плотское, материальное, а превращаем это в нечто духовное, нечто высшее.

Мерилом материальных вещей является Иисус Христос. Вот почему святой апостол Павел пишет: «все, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23). Все, что исходит не от веры, – грех. Это значит, что даже самые восхитительные вещи, когда они не от веры, т.е. когда они вне Иисуса Христа, – это грех. Поэтому, совсем кратко, скажу вам следующее. Остерегайтесь гуманизма, который получает все большее распространение. Потому что все эти гуманизмы говорят о человеке, но без Бога; говорят о мире, но без Христа; говорят о духе, но без Духа Святого.

Всё хорошо видно в свете Неба

Седьмое. «Они проводят дни свои на земле, но суть граждане небесные»[17]. Это предыдущий принцип в другом выражении. Христиане живут на земле, но они – граждане небес. Дела у них земные, как и жизнь, но они живут словами апостола: «Наше же жительство – на небесах» (Флп. 3, 20), потому что там их родина. Все их дела всегда меряются по критерию небес; всё видится в свете небес; любая земная польза в какой бы то ни было сфере их жизни всегда оценивается небесной пользой.

Мне говорят, чтобы я поискал работу, которая будет приносить больше денег. Как же мне это оценить? «Это ведь для твоей пользы», – говорят они. Польза это или нет – всегда оценивается пользой небесной. Навредит ли мне это духовно? И что говорит Господь? «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его» (Мф. 5, 29; 18, 9; Мк. 9, 47). А что это значит? Если эта польза твоя так велика и ценна, как твой правый глаз или правая рука, тогда вырви его и осеки ее, потому что тебе послужит на пользу войти в Царство Божие без этой земной пользы.

К любой земной пользе в этом мире будем, как христиане, прилагать такой критерий: то, что я считаю пользой, несет ли пользу небесную?

Поэтому, возлюбленные, к любой земной пользе в этом мире будем, как христиане, прилагать такой критерий: то, что я считаю пользой, несет ли пользу небесную? Если эта небесная польза есть, я сделаю это в мире сем, а если нет, откажусь от него. Меня сочтут глупым. Но кто глупый и кто умный – видно через призму не временного, а постоянного. Если я обрету Царство Божие, а ты его в конце концов потеряешь, тогда приди и скажи мне, кто умный, а кто глупый.

Христиане своей жизнью превосходят государственные законы

Восьмое и последнее. Они «повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы»[18]. Как это замечательно! Он говорит, что они послушны человеческим законам, законам государства, но своей жизнью исполняют больше того, что требует закон, они по образу своей жизни стоят выше законов. Это картина идеального государства, в котором закон спит, потому что нет нарушителя. Платон бы этому позавидовал! Он тоже мечтал о таком государстве, но идеальное государство, о котором он мечтал, осталось утопией и для него, и для его потомков. Идеальное государство достижимо только для истинных христиан. Если же в наших христианских обществах, увы, закон и полиция существуют, то это потому, что мы не живем по-евангельски.

Христиане должны подчиняться законам государства, при условии, что эти законы не противоречат закону Божию. Вот почему христиане соблюдают законы, они самые законопослушные граждане. Но когда закон государства противоречит закону Божию, тогда они его отвергают и делаются мучениками.

Когда я правильно уверую и пойму вещи правильно, тогда я найду свое место в испорченном мире, все больше отходящем от Бога

Евангельская жизнь ни в коем случае не утопия, каждый может жить ею, если захочет. Применение Евангелия во всякую эпоху – не утопия. Когда мы посещаем занятия по изучению Священного Писания, когда идем в храм и молимся, мы этим показываем, что хотим жить евангельской жизнью. И не будем думать, что эта евангельская жизнь – утопия. Она вопрос правильной веры. Когда я правильно уверую и пойму вещи правильно, тогда я найду свое место в этой нынешней жизни, в испорченном мире, все больше отходящем от Бога.

Присутствие христиан – это непрекращающееся историческое чудо, и молодые люди (особенно молодые люди, я обращаюсь именно к ним) могут пережить это чудо, если захотят. Именно об этом пишет евангелист Иоанн, это он подчеркивает в своем Первом послании: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4). И этой верой в Иисуса Христа христиане побеждают мир.

«Что в теле душа, то в мире христиане»

Не вдаваясь в подробности, прочту вам еще немного из «Послания к Диогнету»:

«Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют. Бесчестят их, но они тем прославляются; клевещут на них, и они оказываются праведны; злословят, и они благословляют; их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются, как будто им давали жизнь… Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане»[19].

И вкратце, говорит Диогнет, завершая нашу тему, – что душа в теле, то христиане в миру. Христиане – это соль земли и свет мира! Они «сохраняют мир»[20].

Если мир все еще существует, если этот мир, все больше отдаляющийся от Бога, как падающая звезда, отступает от веры и все еще не уничтожен, то это потому, что христиане существуют, потому, что они держат мир!

Возлюбленные, таково положение христиан в миру. Христиане – «свет мира», они «соль земли» (Мф. 5, 14; 13).

[1] Св. мч. Иустин Философ. Послание к Диогнету, 5.

[2] Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. Глава 5.

[3] Там же.

[4] Дидахе. Глава 5, 1.

[5] Там же, 2.

[6] Там же.

[7] Там же. Глава 4

[8] Латинское слово emancipare букв. означает «освобождать ребенка от отцовской власти».

[9] Св. мч. Иустин Философ. Послание к Диогнету, 5.

[10] Свт. Григорий Богослов. Слово 3: «Ибо править человеком, самым хитрым и изменчивым животным, по моему мнению, действительно есть искусство из искусств и наука из наук».

[11] Св. мч. Иустин Философ. Послание к Диогнету, 5. В рус. пер.: «Они имеют трапезу общую, но не простую».

[12] Свт. Иоанн Златоуст. Слово против упивающихся и о воскресении, 1.

[13] Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 9.

[14] Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. Глава 5.

[15] Св. мч. Иустин Философ. Послание к Диогнету, 5.

[16] Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. Глава 8.

[17] Св. мч. Иустин Философ. Послание к Диогнету, 5.

[18] Там же.

[19] Там же, 5–6.

[20] Там же, 6.

Комментарии
Галина И.29 апреля 2024, 16:38
1.Спасибо, глубоко и полезно! Мы все разные: кого-то жизнь лепит, а кого-то кует. Но "три кита" спасения-вера, надежда, любовь-для всех одинаковые. В них сфокусированы все "условия спасения" и отличительные черты христиан. "Вперед- к отцам", сознавая тот факт, что человечество на пороге исхода из фазы обычного бытия в фазу иного. И в этот истор. перелом главное- преломить себя, претерпеть, не переступить черту Божьего Закона. Стать лучше, сильнее, добрее. "Прилепиться к Богу", ибо "всякий, рожденный от Бога, побеждает мир". И опять- "дерево познания добра и зла", но уже в цифровом формате. И опять- плод от дерева, но сотворенный нанотехнологиями и микросистемной техникой. В скором будущем-
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×