Жизнь отца Дометия Рымецкого

Часть 1

Решением Святейшего Синода Румынской Православной Церкви 11–12 июля 2024 года к лику святых причислены 16 угодников Божиих, просиявших святостью жизни в ХХ веке. Один из них – архимандрит Дометий (Манолаке; 1924–1975), духовник монастыря Рымец, который отныне будет именоваться преподобным Дометием Милостивым Рымецким, а память его будет совершаться 6 июля по н. ст.

Жизнеописание славного подвижника Христова преподобного Дометия составлено его ученицей, ныне здравствующей ставрофорной монахиней Иерусалимой. В далеком 1947-м году она в юном возрасте последовала за преподобным Дометием, невзирая на тяжелые гонения, которым подвергались тогда верующие, перенесла все ниспосланные Богом испытания, была его правой рукой, настоятельницей монастыря Рымец в 1969–2014 гг. и свидетельницей всей его праведной жизни.

Преподобный Дометий Милостивый, Рымецкий. Фото: atitudini.com Преподобный Дометий Милостивый, Рымецкий. Фото: atitudini.com

Господи Иисусе Христе, дай мне сил и сподоби своими простыми словами свидетельствовать здесь об отце Дометии, духовнике нашем. Память о нем жива и по сей день – как в монастыре Рымец, располагающемся в горах Апусень, так и во всей Трансильвании. Его руками действовал Бог и подавал нам покой, душевный мир и прощение грехов. Благодаря ему все искавшие его и испрашивавшие его молитв и совета видели Бога.

Батюшка всю свою жизнь, сердце и ум предал Отцу нашему Небесному; с совершенной любовью вверил себя в Его руки

Жажда Бога у нас, в Румынии, велика. А Батюшка всю свою жизнь, сердце и ум предал Отцу нашему Небесному; с совершенной любовью вверил себя в Его руки, и испытывал радость оттого, что зависит от Него и принадлежит Ему. Я это говорю как живой свидетель его жизни.

Отец Дометий (Манолаке) родился 13 октября 1924 года в селе Мэркулешть коммуны Бэлэнешть уезда Бакуэ, в семье крестьян Иоанна и Филофеи, и был четвертым из 12 детей. Он был воспитан в любви к Богу, уважении к честному труду и чувстве ответственности за ближних.

Монахиня Иерусалима (Гибу) в молодости Монахиня Иерусалима (Гибу) в молодости

Окончил начальную школу и затем учился в Бузэуской богословской семинарии. Зарекомендовал себя прилежным учеником, обладающим огромной тягой к знаниям. Поступил затем на богословский факультет Бухарестского университета и окончил его с высшей квалификацией, защитив диплом на тему «Исповедание веры Петра Мовилы»[1].

Учеником и студентом он был тихим, набожным, скромным, любил богослужение, был прекрасным певчим. Его духовник из монастыря Сымбэта-де-Сус Арсений (Бока), которого знали и любили верующие всей страны, называл его Кукузелем, по имени великого певчего, подвизавшегося на Святой Афонской Горе.

В этот монастырь каждое лето приходил на каникулы и пел студент-богослов Стелиан Манолаке вместе с другой молодежью. Многие из них выбрали в жизни монашеский путь. Слушая наставления и проповеди отца Арсения, юный студент Манолаке тоже ощутил в душе призвание к жизни возвышенной. Здесь он принял решение посвятить всего себя, всю свою жизнь, ум и волю Богу. Здесь выбрал жизнь с Иисусом во все дни и понял слова апостола Матфея: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел» (Мф. 8, 19).

В 1949-м году, после окончания богословского факультета, молодой выпускник университета направился прямиком в монастырь Прислоп, расположенный близ Хацега, где служил тогда отец Арсений, и стал его учеником. Здесь его приняли и рукоположили сначала в диакона, а затем и в иерея. В том же году 14 сентября, в день Воздвижения Святого Креста, он был пострижен в монашество с именем Дометий.

Здесь новоначальный монах возрастал духовно, очищал душу и становился истинным учеником Господа

Здесь, под окормлением отца Арсения, новоначальный монах возрастал духовно, очищал душу и становился истинным учеником Господа. Здесь и сам стал искусным духовником, кротким, милосердным и любящим нищих, скорбящих, обездоленных и проходящих через испытания и искушения.

Что же касается решения посвятить себя монашеской жизни, то Батюшка объявил об этом в родном селе при всем честном народе, собравшемся по случаю некоего торжества:

– Я уйду в Ардял (Трансильванию), где получил призвание к монашеству, и хочу, чтобы мои кости остались там.

В Прислопе он с благоговением и рвением служил в святом алтаре и целиком отдавал себя верующим, словом и советом. А в монастырь приходили люди со всякой душевной болью. Он их утешал и воодушевлял. Выходил с ними в горы, водил по лесам и полянам и услаждал их церковными песнопениями, а домой провожал чуть ли не до самого вокзала.

В мае 1952 года отец Дометий был переведен в скит Афтея-Чоара, ктиторию святого Софрония[2]. Здесь он пробыл недолго, но духовно возродил эту обитель, располагающуюся высоко в горах и потому труднодоступную. По его слову в скит была проложена дорога, и помогать ему пришло множество верующих на тридцати повозках, запряженных волами. Батюшка и в этом скиту с каждым беседовал, выслушивал скорби и беды каждого, укреплял, исповедовал людей. И из скита все уходили умиротворенными и полными сил.

Дорога к скиту Афтея. Фото: viziteazaalbaiulia.ro Дорога к скиту Афтея. Фото: viziteazaalbaiulia.ro

Батюшка подумывал о дальнейших перспективах, хотел основать девичий монастырь. Вокруг него уже собралось более 20 девиц из сел, расположенных в долине реки Себеш. Но враг, терпеть не могущий храмов, уготовал ему много напастей. В скит приходило много людей. На каждый праздник долину реки Куджир заполняли верующие. А сталинизм тогда был в самом разгаре, верующим чинили огромные препятствия. И госорганы вместе с власть имущими городов Дева, Альба и Себеш стали все чаще грозить ему арестом.

В сложившейся ситуации Батюшка решил уйти на все четыре стороны. К этому времени он уже побывал в Арадской епископии, обсудил с Преосвященным епископом Андреем (Маджеру) причины, вынуждавшие его уйти, и получил каноническое разрешение на выход из епархии. И вот, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, когда тысячи верующих стеклись в скит, Батюшка, совершив Святую литургию, исповедовав и причастив всех, после проповеди ушел. Спустился в долину и исчез. Народ, хватившись его, разразился плачем. В отчаянии бросились искать его, но нигде найти не смогли.

Потом Батюшка рассказывал нам, как тогда в лесу, пробираясь к вокзалу, он услышал голоса. Остановился и стал думать, в какую же сторону броситься, чтобы не попасться никому на глаза. Спрятался за толстым дубом – и вдруг видит людей в гражданском, и за ними бежит полицейская собака. Батюшка взмолился Пресвятой Богородице, чтобы покрыла его, если можно, как Сама знает. Прильнул к дубу и горячо молился, пока они не прошли. Они его не заметили, и даже собака ничего не почуяла. Когда они скрылись из виду, Батюшка продолжил путь к вокзалу.

Потом мы узнали, что в тот день секуристы направлялись в скит как раз за его святостью и нами, сестрами. Пришли, а мы к тому времени тоже ушли. Бог помог нам и научил, что делать.

На другой день мы с Батюшкой встретились, как договаривались, на вокзале Винцу-де-Жос (расстояние 23 км).

Вокзал г. Винцу-де-Жос. Фото: clubferoviar.ro Вокзал г. Винцу-де-Жос. Фото: clubferoviar.ro

– Кто хочет, – сказал нам Батюшка, – тем предлагаю перейти в Бузэускую епархию.

Там его святость хорошо знали. Нас тогда было 12 девиц из сел Пиану, Пиану-де-Сус, Ломан, Лаз, Петрешть и Сэсчорь.

Монастырь Чолану. Фото: turismbuzau.ro Монастырь Чолану. Фото: turismbuzau.ro

Монастырь Рэтешть в наши дни. Фото: turismbuzau.ro Монастырь Рэтешть в наши дни. Фото: turismbuzau.ro

В канун праздника Воздвижения Святого Креста 1952 года Батюшка ждал нас на вокзале Плоешть. Десница Божия нас покрывала, иначе бы мы не добрались туда благополучно. Отец Дометий поступил в монастырь Чолану, а мы, девицы, – в девичий монастырь Рэтешть. Здесь мы учились в монашеской школе. Батюшка приходил к нам из Чолану 3 раза в неделю. Он был нашим учителем и директором. Отец Дометий с самого прибытия в эти края просил Преосвященного епископа Бузэуского Анфима разрешить нашей группе арделянок обучаться здесь исконно православной монашеской традиции, чтобы, когда мы утвердимся в ней, вернуться в Ардял и основать девичий монастырь. Нас уговаривали не возвращаться. Однако слово отца Дометия было для нас законом, и мы вернулись назад, в Ардял, в монастырь Рымец.

Батюшка не смог тогда пойти с нами, Бэзуэская епископия не отпускала его до 1957 года. Но поддерживал с нами прочную связь. 2 июня 1957 года он постриг нас, семерых послушниц, в монашество. А в марте 1959 года Преосвященный епископ Феофил Клужский назначил отца Дометия духовником монастыря Рымец.

Этот монастырь – одна из старинных православных монашеских обителей Трансильвании – располагается в долине, пролегающей в горах Траскэу вдоль потоков реки Джоаджу. На подступах к монастырю взору путника открывается уникальный исторический памятник, датируемый XIV веком.

Монастырь Рымец. На переднем плане старинная церковь XIII в., на заднем плане новая, построенная после отца Дометия, в 1982–1992 г. Фото: nistea.com Монастырь Рымец. На переднем плане старинная церковь XIII в., на заднем плане новая, построенная после отца Дометия, в 1982–1992 г. Фото: nistea.com     

У монастыря была нелегкая история, он часто подвергался разгрому и изгнанию монахов. В 1762-м году стал жертвой пушек габсбургского генерала фон Букова. На пожелтевших страницах «Октоиха» безымянный монах оставил тогда такую краткую заметку:

«Писал я, Сильвестр монах, когда неверующие разрушили монастырь Рымец и монастырь на Джоаджу в году 1762-м августа 20-го, в субботний день, на свою погибель».

Новые беды обрушились на него в 1785-м году: чужеземная власть наказала монахов и верующих, живших вокруг Рымеца, новым разгромом за участие в мятеже Хори, Клошки и Кришана[3]. Тот же монах с горечью сделал еще одну заметку на другой церковной книге:

«Я написал это с истинным сетованием, когда разрушили монастыри Джоаджу и Рымец, в первое разрушение число лет было 1762, а во второе разрушение было в лето 1785-е, месяца декабря в 23-й день, во вторник. Написал я, Сильвестр монах».

В 1792-м году Венский Двор издает указ, по которому разрешается восстановить храм, «но только как мирскую церковь». Хотя монастырь таким образом упразднялся, верующие продолжали считать старинную церковь монастырской и называли ее матерью семи церквей, располагающихся в долине реки Рымец. Монашеская жизнь была возобновлена здесь только в 1940-м году усилиями нескольких монахов, а по решению Святейшего Синода Румынской Православной Церкви от 30 октября 1955 года монастырь был преобразован в девичий.

Когда отец Дометий прибыл с монахинями в Рымец, место было пустынным, стояла только старая церковь. Добираться сюда было тяжело: 18 километров надо было взбираться в гору по бездорожью, перейдя при этом речной поток 22 раза. Машина сюда подъехать не могла. Место было скудное, земля неплодородная. В келлиях печей не было. Электричества тоже не было.

Алтарь с каменным иконостасом старой церкви монастыря Рымец. Фото: povestidecalatorie.ro Алтарь с каменным иконостасом старой церкви монастыря Рымец. Фото: povestidecalatorie.ro

Идя сюда, мы, монахини, не подозревали, в каком месте окажемся. Мы не знали о той суровости и заброшенности, в какой пребывал Рымец. Только отцы Дометий и Варсануфий[4] знали об этом. Когда мы здесь устроились, я сказала отцу Дометию, продолжавшему нас подбодрять:

– Ой, Батюшка, вы привели нас сюда, все равно что за спину Божию.

Было очень трудно, но мы были счастливы и исполнены вдохновения во всем, что делали. Батюшка увещал нас набраться терпения, молиться и не терять надежды. И тут на монастырь обрушились новые напасти. В 1959–1960 годы, при коммунистическом режиме, многие монахи были изгнаны из монастырей обратно в мир. Некоторые монастыри упразднили. Из монастыря Рымец монахинь тоже выгнали и заставили одеться по-мирски.

Тяжелее всего было 26 октября 1959 года, когда Батюшку вместе с настоятельницей монахиней Лаврентией (Келемен) вызвали в город Клуж. Там им поставили на вид, чтобы они распустили нас по домам, а «если случится, что мы произведем смуту, он заплатит за это своей головой и самой жизнью. Солнечного света ему больше не видать».

Вечером, когда Батюшка возвращался вместе с матерью настоятельницей, мы, несколько монахинь из сестринского собора, пошли встречать их на место, называемое Прекуп, вниз по горе, не зная, с какими новостями они придут. Батюшка тогда заплакал и сказал нам:

– Так сатана просил сеять вас. Теперь вы должны быть сильными и доказать свою непоколебимую решимость служить Богу и быть преданными Ему всю жизнь.

Мы вернулись в монастырь. Этой ночью никто не спал, даже глаз не сомкнули. Батюшка собрал нас в церкви и беседовал с нами. Все эти годы собор монахинь был сплоченным, но таким единодушным, как тогда, он еще не был.

Это была самая сильная боль за всю нашу жизнь. Мы, молодые и старые, вынуждены были снять с себя монашеские одежды и пойти скитаться по миру

Мы вышли из монастыря весной 1960 года, 13 мая. Это была самая сильная боль за всю нашу жизнь. Мы, молодые и старые, вынуждены были снять с себя монашеские одежды и пойти скитаться по миру. Но все понимали, что надо подчиниться, чтобы не спровоцировать какое-нибудь волнение, и тогда Батюшка сможет остаться на свободе, и мы хоть иногда будем его видеть.

Утром 13 мая Батюшка отслужил Святую литургию, и весь собор сестер причастился. Потом мы собрались во дворе, чтобы пешком отправиться в сторону Теюша. Тут пришел дедушка Гроза, которому было под 90 лет (он жил повыше монастыря), и говорит Батюшке:

– Отец Дометий, позволь мне ударить в монастырские колокола, чтобы ни одна из сестер не сгинула в волнах мира, ведь в эти же колокола я бил в Первую мировую, и ни один из наших рымецких сынов не погиб, все вернулись домой целые и невредимые.

Какой же плач поднялся тогда, Боже, Боже! Было так жалко и так больно, что Батюшка не знал, кого из нас сначала успокаивать. Чтобы как-то утолить нашу боль, он провожал нас пешком до Теюша (20 км).

Вокзал г. Теюш в 1924 г. Фото: delcampe.net Вокзал г. Теюш в 1924 г. Фото: delcampe.net

Сначала мы какое-то время побыли по месту своего рождения, куда нам предписано было вернуться, а потом снова собрались, кто жил в ближних селах, и через год, в 1961-м году, всего за 3 месяца вместе с Батюшкой мы построили приходской дом, чтобы всем вернуться сюда и начать ткать ковры под видом мирян. Однако милиция об этом прослышала, отобрала у нас удостоверения личности и выгнала из приходского дома. Потом мы пытались получить разрешение работать как теюшское отделение ковроткачества. Но нам ответили, что для нас, монахинь, места нет, если только на скотном дворе в Урсу. Это издевательское решение принял партийный секретарь, которого потом постигло великое зло (его единственная дочь сошла с ума).

Батюшка посоветовал нам согласиться. Тогда мы навели чистоту на скотном дворе, привели в порядок помещение, насколько это было возможно. Обустроили одну комнату для ковроткаческой мастерской, другую – для сна, и кухню. Подключили электричество, поставили кафельную печь для обогрева и придали бывшему скотному двору новый вид.

Милиционеры приходили по ночам проверять нас, заглядывали под одеяла и часто ковырялись в горшках с едой, стоявших на печи. Не знаю, что они о нас думали, но одного того, что за каждым нашим шагом следили, уже было достаточно.

За те 6 месяцев, пока мы жили на этом скотном дворе, Батюшка приходил по ночам, чтобы его не увидели и не донесли в секуритате, с переметной сумой на плечах. Он нес нам свое слово, благословение и еду. Приносил кутью, молоко, свежий сыр, яйца. Он ни денег не брал с людей за требы, ни жалованья не получал, а если давали ему что-нибудь съедобное, он это брал для нас.

Почти каждую неделю он пешком приходил из монастыря (24 км по дороге) глухой ночью, когда одни петухи не спали и вовсю пели. Батюшка шел не по дороге, а вдоль самой реки Джоажду, повязав голову платком, чтобы не видно было бороду, подоткнув полы подрясника за пояс, чтобы не поняли, что это монах, и тайком, огородами пробирался к нам, в наше новое обиталище на теюшском скотном дворе.

Река Джоаджу, она же Рымец. Фото: Нику Фаркаш. Фото: ro.wikipedia.org Река Джоаджу, она же Рымец. Фото: Нику Фаркаш. Фото: ro.wikipedia.org

Здесь мы тоже недолго смогли побыть, только до 13 марта 1962 года: нас заставили покинуть Теюш, чтобы мы опять не стали собираться и не восстановили монастырь. Тогда мы решили податься в Аюд, где находилась контора ковроткаческого кооператива. Отец Дометий посоветовал нам взять с собой и остальных сестер, работавших с нами до упразднения монастыря. Батюшка дал нам денег на дорогу, и мы отправились по горам Себеша собирать их, в села, где были рассеяны монахини. И они все пошли с нами. Так мы пришли к восстановлению ковроткаческого отделения и собиранию монахинь после упразднения.

Местные органы вроде были нами довольны. Мы не доставляли им никаких хлопот. Мы исполняли свои обязанности, перевыполняли план каждый месяц; ничего, кроме работы и молитвы, мы не знали. В течение этих 9 лет, пока мы были в Аюде, Батюшка оставался в Рымеце и служил священником-миссионером в 4 храмах при горных селах, среди горцев-пастухов. Он покупал нам одежонку и помогал всем, чем мог. Когда приходил, мы каждую неделю собирались в домике, который он нам купил, вместе молились, вместе ели. Батюшка выворачивал карманы и отдавал нам все, что у него было, до последнего гроша. А уходя в монастырь, говорил нам:

– Сестры, окажите мне милость и дайте 5 леев на обратную дорогу.

Вот какой была его жизнь, его жертва, и мы не сможем забыть его никогда.

– Непрестанно молитесь, – увещал нас Батюшка. – Если с вами Христос в молитвах ваших, вы отгоняете сатану. Только так Царство Божие водворится в нас, как учит святой Иоанн Кассиан.

Мы чувствовали, что благодаря молитве наши взоры устремляются к Божественному свету. Мы были изгнаны и рассеяны, но молитва держала нас вместе. Мы не переставали молиться о возвращении в монастырь. Батюшка помог нам понять и прочувствовать смысл слов апостола:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 6).

Город Аюд, храм Трех святителей, 1979 г. Фото: В. Стамате / fototecaortodoxiei.ro Город Аюд, храм Трех святителей, 1979 г. Фото: В. Стамате / fototecaortodoxiei.ro

(Продолжение следует)

[1] Так пишется фамилия святителя на румынском языке. При этом слово «movilă» означает не могилу, а, напротив, холм, курган. Подобная славянизация слова «мовилэ», видимо, произошла в киевский период жизни святителя Петра, поскольку в славянский языках слово «могила» означает то же, что и «мовилэ», т.е. холм, курган, насыпь, и никакого смыслового искажения здесь не происходит.

[2] Имеется в виду преподобноисповедник Софроний (Попович; † ок. 1774).

[3] Хоря, Клошка и Кришан – предводители Трансильванского восстания румынских крестьян против Австрийской монархии в 1784–1785 гг.

[4] Иеромонах Варсануфий († 1981) до служения в Рымеце долгие годы подвизался отшельником в окрестных горах.

Смотри также
Как умер отец Иларион Феля Как умер отец Иларион Феля
Свящ. Иоанн Бэрдаш
Как умер отец Иларион Феля Как умер отец Иларион Феля
Священник Иоанн Бэрдаш
Все 5 тысяч политзаключенных Аюда, вдохновляемые 400 православными священниками, молились: «Со святыми упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Илариона…»
Отец Илия Лэкэтушу, исповедник Христов Отец Илия Лэкэтушу, исповедник Христов
Зинаида Пейкова
Отец Илия Лэкэтушу, исповедник Христов Отец Илия Лэкэтушу, исповедник Христов
29 сентября 1998 года тело отца Илии было обретено совершенно не тронутым тлением и благоухающим.
Несколько строк о моем отце, священнике Ливиу Галактионе Мунтяну Несколько строк о моем отце, священнике Ливиу Галактионе Мунтяну
Лия Мунтяну Дрэгэнеску
Несколько строк о моем отце, священнике Ливиу Галактионе Мунтяну Несколько строк о моем отце, священнике Ливиу Галактионе Мунтяну
Лия Мунтяну Дрэгэнеску
Строгий и эрудированный профессор своими духоподъемными проповедями, личным нравственным примером, искусством открывать людям таинственные пути веры и постижения истины покорял все новых и новых верующих.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×