С приятельницей Кристиной мы гуляем по ее родному городку Липлян. Раньше – город, сегодня – уже почти полностью потерявшее свое лицо предместье стремительно растущей Приштины. Как выглядит Липлян сегодня, показывает нам Кристина, студентка-отличница архитектурного отделения Приштинского университета в изгнании (сейчас университет работает в Косовской Митровице). А в изгнании оказаться сербам в Косово и Метохии несложно.
Кристина Васич, студентка Приштинского университета
Без храма никак
– Молодежи здесь нет почти: все разъехались. Когда приезжаем к родителям, остаемся чаще всего дома, помогаем чем можем. В Липляне осталось одно сербское кафе, но там собираются люди постарше. Обычно, если уж встречаемся со сверстниками, то у церкви. Иногда сходим в какое-нибудь албанское кафе, ничего страшного. Но церковь – место притяжения: здесь и чувствуешь себя посвободней, да и вся жизнь сербов Липляна связана с храмом, иначе никак.
Вся жизнь сербов Липляна связана с храмом, иначе никак
Когда была война и погромы по всей Косово и Метохии, храм был убежищем, и не только для сербов. Бежали сюда, к церкви, надеялись только на Бога. Сейчас православных в городе мало, и с каждым днем всё меньше. Типичная картина: старые одноэтажные дома, в которых когда-то жили сербы, сносятся за ненадобностью, а на их месте возводятся многоэтажки, заслоняющие церковь. Кто живет в многоэтажках, понятно. Так меняется внешний и внутренний мир Липляна, – говорит Кристина.
Всё становится чужим. И чуждым
– Урбанизация, превращение тихого городка в шумный пригород – это что-то вроде ответа на попытки косовских сербов остаться в Липляне. Похоже, таким мощным напором застройки на каждом углу пытаются изгладить всякий сербский след. Дома? Подавляющее большинство наших домов скуплены по дешевке, скуплены и снесены, а на их месте – сверкающие бетонные монстры. Последним снесли недавно здание управы, старый памятник архитектуры. Новым хозяевам не до соблюдения правил архитектуры, да и не до памяти о каких-то сербах, когда-то здесь живших. Липлян сегодня уже не тот город, в котором я пошла в школу. Скоро я вообще родной город перестану узнавать – всё чужое. И чуждое.
Подавляющее большинство наших домов скуплены по дешевке, скуплены и снесены, а на их месте – сверкающие бетонные монстры
Неподалеку от церкви находится чудотворный источник, когда-то – постоянное место встречи жителей города. Храм посвящен Мученикам Флору и Лавру, а христианская история города уходит в самые первые века.
– Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы находится на фундаменте языческого храма, правда, языческим бывшего недолго. Как было дело: будущих мучеников Флора и Лавра, каменотесов по профессии, послали сюда, в Иллирию, построить языческое капище. Во время строительства святые проповедовали Евангелие, исцеляли больных, раздавали деньги нищим. И их проповедь привела к тому, что многие, в том числе бывший языческий жрец со своим сыном, уверовали во Христа, а когда храм был достроен, выкинули идолов и поставили крест. За что были казнены – сожжены, а святые мученики брошены в колодец и засыпаны землей. Сейчас здесь чудотворный источник, правда, уже ветхий.
Как нас пытаются «выветрить»
Источник ветхий, обветшало и знаменитое кафе уважаемого всеми оставшимися сербами хозяина: старик ни за что не соглашался продать его – ни за какую цену. Говорил: «Дело принципа – хочу, чтобы сербы оставались!» Огромная парковка около ветхой кафаны, сербские дома на этой улице ожидают сноса, чтобы уступить место новым парковкам, торговым центрам… Надписи над входом, с достоинством сообщавшие, кто построил 200 лет назад этот дом, постепенно выветриваются, вымываются дождем, исчезают, как и язык, на котором здесь говорили столетиями.
– Люди не знают, что Липлян вообще существует. Приходится объяснять, что это около Приштины, рядом с Грачаницей. Про нас и в новостях не пишут: не очень-то мы интересны. Но здесь всегда вместе жили сербы и албанцы – жили, не ссорились. До известных событий. А так – каждый говорил на своем языке, все уважали друг друга, все было, знаете, как-то естественно и по-доброму. Настали другие времена.
Так просто не уйдем
Липлян. Древний и новый храмы. Сохранившийся памятник освободителям
Богатая история родного города, внимание (а его не может не быть) к водовороту событий в крае служит вдохновением для Кристины:
– Твердо решила посвятить себя архитектуре. Попытаюсь сохранить в своем творчестве ту красоту, которую видела в родном Липляне. Где корни этой исчезающей красоты? Думаю, в осознании того, что не всё потеряно, что мы, сербы, все-таки выдюжим каким-то чудом. И в вере, конечно. Куда нам без веры? Церковная архитектура – постоянный источник вдохновения. Смотрите: вот памятник павшим воинам во Второй мировой, вот новая церковь Святых мучеников Флора и Лавра, ее проектировал тот самый архитектор, под чьим руководством воздвигнут храм Святого Саввы в Белграде, а вот старая церковь, ей уже много столетий. Много всего случилось за это время – были и страшные события, и радостные. Нельзя унывать: будет и радость. Нет, так просто мы отсюда, из родного места, не уйдем. Не тот случай.