Липлян – родной город, который всё меньше похож на себя

Вести из Косово и Метохии

С приятельницей Кристиной мы гуляем по ее родному городку Липлян. Раньше – город, сегодня – уже почти полностью потерявшее свое лицо предместье стремительно растущей Приштины. Как выглядит Липлян сегодня, показывает нам Кристина, студентка-отличница архитектурного отделения Приштинского университета в изгнании (сейчас университет работает в Косовской Митровице). А в изгнании оказаться сербам в Косово и Метохии несложно.

Кристина Васич, студентка Приштинского университета Кристина Васич, студентка Приштинского университета

Без храма никак

– Молодежи здесь нет почти: все разъехались. Когда приезжаем к родителям, остаемся чаще всего дома, помогаем чем можем. В Липляне осталось одно сербское кафе, но там собираются люди постарше. Обычно, если уж встречаемся со сверстниками, то у церкви. Иногда сходим в какое-нибудь албанское кафе, ничего страшного. Но церковь – место притяжения: здесь и чувствуешь себя посвободней, да и вся жизнь сербов Липляна связана с храмом, иначе никак.

Вся жизнь сербов Липляна связана с храмом, иначе никак

Когда была война и погромы по всей Косово и Метохии, храм был убежищем, и не только для сербов. Бежали сюда, к церкви, надеялись только на Бога. Сейчас православных в городе мало, и с каждым днем всё меньше. Типичная картина: старые одноэтажные дома, в которых когда-то жили сербы, сносятся за ненадобностью, а на их месте возводятся многоэтажки, заслоняющие церковь. Кто живет в многоэтажках, понятно. Так меняется внешний и внутренний мир Липляна, – говорит Кристина.

Всё становится чужим. И чуждым

– Урбанизация, превращение тихого городка в шумный пригород – это что-то вроде ответа на попытки косовских сербов остаться в Липляне. Похоже, таким мощным напором застройки на каждом углу пытаются изгладить всякий сербский след. Дома? Подавляющее большинство наших домов скуплены по дешевке, скуплены и снесены, а на их месте – сверкающие бетонные монстры. Последним снесли недавно здание управы, старый памятник архитектуры. Новым хозяевам не до соблюдения правил архитектуры, да и не до памяти о каких-то сербах, когда-то здесь живших. Липлян сегодня уже не тот город, в котором я пошла в школу. Скоро я вообще родной город перестану узнавать – всё чужое. И чуждое.

Святой источник Святой источник

Подавляющее большинство наших домов скуплены по дешевке, скуплены и снесены, а на их месте – сверкающие бетонные монстры

Неподалеку от церкви находится чудотворный источник, когда-то – постоянное место встречи жителей города. Храм посвящен Мученикам Флору и Лавру, а христианская история города уходит в самые первые века.

– Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы находится на фундаменте языческого храма, правда, языческим бывшего недолго. Как было дело: будущих мучеников Флора и Лавра, каменотесов по профессии, послали сюда, в Иллирию, построить языческое капище. Во время строительства святые проповедовали Евангелие, исцеляли больных, раздавали деньги нищим. И их проповедь привела к тому, что многие, в том числе бывший языческий жрец со своим сыном, уверовали во Христа, а когда храм был достроен, выкинули идолов и поставили крест. За что были казнены – сожжены, а святые мученики брошены в колодец и засыпаны землей. Сейчас здесь чудотворный источник, правда, уже ветхий.

Как нас пытаются «выветрить»

Источник ветхий, обветшало и знаменитое кафе уважаемого всеми оставшимися сербами хозяина: старик ни за что не соглашался продать его – ни за какую цену. Говорил: «Дело принципа – хочу, чтобы сербы оставались!» Огромная парковка около ветхой кафаны, сербские дома на этой улице ожидают сноса, чтобы уступить место новым парковкам, торговым центрам… Надписи над входом, с достоинством сообщавшие, кто построил 200 лет назад этот дом, постепенно выветриваются, вымываются дождем, исчезают, как и язык, на котором здесь говорили столетиями.

– Люди не знают, что Липлян вообще существует. Приходится объяснять, что это около Приштины, рядом с Грачаницей. Про нас и в новостях не пишут: не очень-то мы интересны. Но здесь всегда вместе жили сербы и албанцы – жили, не ссорились. До известных событий. А так – каждый говорил на своем языке, все уважали друг друга, все было, знаете, как-то естественно и по-доброму. Настали другие времена.

Так просто не уйдем

Липлян. Древний и новый храмы. Сохранившийся памятник освободителям Липлян. Древний и новый храмы. Сохранившийся памятник освободителям

Богатая история родного города, внимание (а его не может не быть) к водовороту событий в крае служит вдохновением для Кристины:

– Твердо решила посвятить себя архитектуре. Попытаюсь сохранить в своем творчестве ту красоту, которую видела в родном Липляне. Где корни этой исчезающей красоты? Думаю, в осознании того, что не всё потеряно, что мы, сербы, все-таки выдюжим каким-то чудом. И в вере, конечно. Куда нам без веры? Церковная архитектура – постоянный источник вдохновения. Смотрите: вот памятник павшим воинам во Второй мировой, вот новая церковь Святых мучеников Флора и Лавра, ее проектировал тот самый архитектор, под чьим руководством воздвигнут храм Святого Саввы в Белграде, а вот старая церковь, ей уже много столетий. Много всего случилось за это время – были и страшные события, и радостные. Нельзя унывать: будет и радость. Нет, так просто мы отсюда, из родного места, не уйдем. Не тот случай.

Мария Васич,
благотворительная организация «Косовское Поморавье»
Косово и Метохия, Сербия
Подготовил Петр Давыдов

30 декабря 2024 г.

Смотри также
Комментарии
Петр31 декабря 2024, 09:19
Благодарим вас за поддержку, дорогие Дмитрий, Андрей, Анастасия, Татьяна, Екатерина, Анна, Людмила, Елена, Ольга, Татьяна, Елена, Татьяна, Светлана, Михаил, Галина, Виктор, Константин, Татьяна, Татьяна, Алексей, Андрей, Руслан, Станислав, Ирина, Михаил, Ольга, Николай, Евгений, Александр, Светлана, Валерий, Виктор, Алексей, Иван, Серафима, Таисия, Николай, Алексей, Владимир, Вера, Александр, Анна, Сергей, Степан, Екатерина, Людмила, Станислав, Евгений и все братья и сестры! Молимся о вашем здравии и спасении.
Михаил30 декабря 2024, 18:08
Всем православным жителям Косово и Метохии желаю выдержки и смирения. Священнослужители, монашествующие, одинокие и пожилые люди могут там жить. Семейным людям с детьми сложнее, если они уезжают, осуждать их не за что. Мы не можем призывать других к стойкости во враждебном Православию обществе, не испытыв сами того же самого. Пишу вам из Латвии, от части понимаю православных бывшей Югославии. По милости Божией, в Латвии пока таких гонений нет, но некоторые православные, особенно с детьми, уехали в Россию и Беларусь. Думается, одним Господь ставит задачу просвещения светом истинной Веры родины, ставшей мачехой. Другим Господь дает возможность укрепить Православие в России и Сербии.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×