Темные тьму любят
Только неверы и сластолюбцы отвергают бытие сатаны и нечистых духов. Те, которым больше всего надо было бы стоять за них, совсем отступают от них. Не от них ли самих и наука-то эта? Темные тьму любят и научают говорить, что их нет и что в нравственном мире все строится само собою, без их козней и коварства.
Из писем о духовной жизни
Леность
Леность одолевает. Как же быть-то? Ухитритесь взбодривать себя. Эта немощь с кем не случится! Надо поломать себя, а потом, видя, что ничто не берет, перетерпеть это состояние. Даст Господь утешение и движение, оживет душа. Попробуйте какое дело сделать, которое требовало бы труда и жертвы... и, может быть, заиграет душа. А то — терпеть, делать нечего. Временно ведь это. Иногда от телесной немощи, иногда оттого, что заждешься.
Оживи нас, Матерь Божия... Как это старцы, на одном месте сидя, в одной келии, никого не видя и ничего не слыша, горели постоянно духом? Благодать Господня была. Когда ослабело умение привлекать Божию благодать, придумали механический способ, прописанный в «Добротолюбии », художественное действие Иисусовой молитвы... Это и пригоже бывает. Но к этому прицепливается много помышлений и уклонений до того запутанных, что иные считают самое художество сие прелестию. Вот и стали мы как рак на мели. Благодати не соблюли... художества сего не знаем, и пошла мертвость во всем — я понимаю о художестве... ведь то, как мы все обычно творим Иисусову молитву, это совсем не то, что там прописывается. И оно, может быть, точно сильно, только не у кого поучиться.