В иерусалимских архивах Русской духовной миссии где-то затерялись, а может, вообще исчезли документы, рассказывающие об истории приобретения этой чудотворной иконы. О том, когда и где был написан, где хранился этот образ Николая Чудотворца до того, как был прославлен в 1910 году, неизвестно. Описывая внешний вид иконы, замечу, что она, как и многие святыни такого рода, не отличается никакими особыми внешними красотами. Икона писана на доске. Святитель Николай изображен в архиерейском облачении и в митре. Письмо на иконе, обрамленной простой деревянной рамой, греческое и, кажется, не очень хорошего стиля. Чувствуется, что над иконой работал провинциальный мирской художник, а не опытный иконописец. Возможно, от времени, а может быть, и от нанесенного на поверхность иконы лака изображение потемнело, так что с трудом различимы детали и некоторые черты на лике угодника Божия. Краска кое-где расползлась или осыпалась, а во многих местах вспухла разновеликими оспинками, как будто икона долгое время находилась около огня или под палящимися лучами солнца. Реставрация этой иконы никогда не входила в планы Русской духовной миссии.
«Пусть этот чудотворный образ пока останется таким, каким мы его приняли в дар от благодарных богомольцев», – считает начальник миссии архимандрит Тихон (Зайцев).
Из литературы известно, что русские паломники во все времена глубоко почитали Николая Угодника и всегда благоговели перед его именем. На протяжении более чем десяти веков испытано благоволение и отзывчивость святителя Николая, Мирликийского чудотворца, на нужды России и каждого верующего человека. Не случайно богомольцы, согласно давней православной традиции, отправляясь в дальнее путешествие, всегда читали перед дорогой акафист святителю Николаю, а паломники брали с собой в дальнюю дорогу его икону, которую часто торжественно несли впереди группы. Они всегда с молитвою обращались к своему скорому помощнику и заступнику, а потому на груди у многих из них рядом с крестиком были нательные его образки.
Известно, что число русских богомольцев, посещавших Святую Землю в начале XX века, доходило до 30 тысяч человек в год. Поодиночке или группами они прибывали из своих приходов сначала в Одессу, где собирались в морском порту, а далее более двух недель плыли пароходом в сторону вожделенной земли Иисуса. Так было, наверно, и ранней весной 1910 года, когда в очередной раз прилюдно просиял свет чудес угодника Божия во время морского путешествия паломников.
27 февраля того года около 500 паломников из разных российских городов и весей вместе с сопровождающим их духовенством разместились на пароходе «Корнилов», взявшем курс из черноморского порта в сторону Яффы. Морской путь паломников на Святую Землю всегда труден и опасен, сопряжен со многими внешними и внутренними искушениями. И в этот раз врагу рода человеческого, которого так часто посрамлял сам Николай Чудотворец, конечно, неприятно было желание паломников вместе с иконой святителя Николая посетить Святую Землю, поэтому он задумал запугать богомольцев и расстроить их давнее желание.
Святая Церковь всегда прославляла святителя Николая как обуреваемых на море изрядного правителя, скорого помощника в бедах и скорбях. Богомольцы вняли словам священнослужителей и поняли, что в воле Божией и в их руках находится средство усмирить морскую бурю и беспрепятственно продолжать начатый путь. Кто-то вспомнил, как еще в Одессе в руках одного из паломников видел большую икону Николая Чудотворца, перед которой в порту молилась группа перед отплытием. Икону и ее хозяина быстро отыскали, и священники вместе с паломниками совершили перед образом чудотворца молебен, прочитали акафист святителю. Богомольцы с горячей надеждой взывали к святителю: «Прости нас и избавь от внезапной смерти и потопления судна!»
После слезных и усердных молитв страх мало-помалу ушел, уничтожилось и диавольское наваждение. Буря на море вскоре постепенно стала утихать, и вскоре первые лучи южного солнца, прорвав завесу фиолетовых туч, заиграли на измученных лицах паломников. Никто не сомневался в том, что это именно заступничеством святителя Мирликийского все избавились от беды и потопления, а потому стали благодарить Господа Бога, возносить благодарственные молитвы и прославлять своего избавителя от недавней морской бури: «Новаго тя Ноя, наставника ковчега спасительнаго разумеем, отче святый Николае, бурю всех лютых разгоняющаго направлением своим, тишину же Божественную приносящаго вопиющим таковая: радуйся, обуреваемых тихое пристанище; радуйся, утопающих известное хранилище. Радуйся, плавающих посреде пучин добрый кормчий; радуйся, треволнения морская уставляющий…» (икос 7).
17 марта трудное плавание благополучно закончилось. Пароход «Корнилов» бросил якорь в старом порту Яффы, и первые богомольцы, крепко держа в руках икону Николая Чудотворца и осеняя себя крестом, стали спускаться по трапу на берег, где становились и падали на колени, целуя вожделенную землю. Некоторые благочестивые богомольцы, памятуя о том, что Сам Спаситель пешком исходил эту землю, просили благословения у своих священников идти дальше пешком и даже ползти на коленях из Яффы в святой град Иерусалим.
Паломники, покаявшись в своих грехах и помолившись у святых мест на земле Иисуса Христа, решив навсегда оставить беззаконие, очистив свои ум и чувства, положили начало своему духовному воскресению. И возвратясь с пальмовыми ветками, ладаном, иерусалимскими свечами и крестиками в свое отечество, они поведали в приходах чудесную историю о том, как обнаружилось попечение Николая Чудотворца о паломниках и что сотворил святитель Николай в душе каждого из них.
Такова история обретения и прославления чудотворной иконы святителя Николая, находящейся в Троицком храме Иерусалима. И сегодня многих бедствующих, страждущих, скорбящих и чающих утешения паломников влечет в Иерусалим эта чудотворная икона святителя. Согласно сохранившимся и передающимся из уст в уста рассказам икона и в наши дни являет от себя чудесную силу и творит знамения дивной помощи всем, кто с теплой верой прибегает за помощью к святителю. Только большая часть знамений, передаваемая исключительно в устной форме, осталась незаписанной и не внесенной в местную соборную летопись для славы Чудотворца, назидание и утешение верующим. Перед этой иконой можно совершить молебен, но, к сожалению, к ней нельзя приложиться, ибо она висит довольно высоко от пола.
В памяти некоторых богомольцев, особо почитающих святителя Николая, сохранилась малоизвестное его житие в так называемой «народной редакции», где имеется вот эта «предсмертная молитва Николая чудотворца»:
«Господи Иисусе Христе и Единородный Сыне, Слове Божий! Услыши молитву мою и моление мое внуши по милости Своей. Да коли прибегнет кто в церковь имени моего, подай ему, Господи, хотение сердца его, а кто прибегнет от сильных мучительства, подай ему, Господи, помощь на враги его, Господи Боже мой! А кто в бури или на море или на реках тонути начнет и призовут имя мое, утиши, Господи, бурю и помози им, кто мя призывает на помощь, Господи Боже мой! Коли кто поставит церковь во имя мое, подай ему, Господи, помощь над враги его видимыми или невидимыми. А кто крест Твой поставит, а мене в помощь к себе призовет, покори, Господи, ему вся супостаты его. А кто принесет свечу, или просфору, или темьян, или канун, или кутью в церковь мою или убогих накормит и милостыню даст мене ради… помози им, Господи, над враги их и дай же им, Господи, во царствие небеснем воцаритися, Господи Боже мой! А кто напишет слово моего жития или напишет образ моего подобия, и уподоби их, Господи, во православней христианской вере и даруй им разум Святаго Твоего Духа!»