Днем Иисус учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
Перед нами — последние дни Спасителя между Его торжественным Входом в Иерусалим и ночью, когда Он был предан. «Днем Он учил в храме». Господь был неутомимым проповедником. Он проводил день среди народа в храме, проповедуя перед лицом открытого противостояния, посреди тех, кто — Он знал — искал возможности погубить Его. «А ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою» — в уединении с Богом. И все святые, наученные Господом, обретали свою силу в уединенной молитве — прежде чем распахнуть двери своих пустынных келий народу. Они могли встретиться с человеческим горем, потому что приходили к народу от Божественного света.
Но рано утром Господь снова был в храме. «И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его». Накануне Крестных Страданий Господа, подчеркивает Евангелие, весь народ Божий проводит свои дни с утра до вечера в слушании Христа. Мы видим, что вкус и потребность в слушании слова истины у простых людей порой бывает несравненно большим, чем у тех, кто славится многой ученостью и богословскими познаниями.
«Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа». Этот праздник — воспоминание об избавлении Израиля от египетского рабства и прообразование той ночи бдения Господу, когда Бог сокрушит железное иго, как сказано в Книге Исход (Исх. 12, 42), и навеки освободит Свой народ от всякого рабства. И по мере приближения этого праздника первосвященники и книжники, забыв о всех своих богословских проблемах, думают об одном — как погубить Христа, невзирая на народ, все более явно идущий за Ним. Что предпринять, несмотря на свой страх перед народом? В храме Господь возвестил суд над Иерусалимом и духовными вождями его. Только после этого враги Христовы приступают к осуществлению своего заговора. Они ищут, как бы им избавиться от Него.
Решение приходит от сатаны, достигающего успеха среди самих двенадцати. Начало Страстей Христовых Евангелие от Луки связывает с указанием на того, кто олицетворяет силы зла. После искушения Господа в пустыне, «диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4, 13), и теперь это время последнего сражения Господа приходит. Сатана овладевает Иудой и старается поколебать Петра. Праздник Пасхи становится часом власти тьмы. Господь должен сразиться со всеми силами зла, чтобы явиться Победителем смерти. Пасха Господня — глубже, чем просто противостояние между Христом и религиозными вождями этого народа. Однако требуется «предать Его им не при народе» и вмешательство одного из двенадцати.
Предательство Иуды совершается под действием сатаны и связано с деньгами (точно так же в Книге Деяний произойдет с Ананией и Сапфирой). Итак, Искариот, один из двенадцати, начинает искать «удобного времени», как и иудейские власти, и составляет первое звено в цепи тех, кто предает Господа из рук в руки — вплоть до воинов, распинающих Его, — ибо «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников» (Лк. 24, 7).
Невозможно понять, как один из тех, кто знал Христа столь близко, мог предать Его. Это было дело диавола. Всякого, кто предает Христа или Его учение, или его пути, сатана научает так поступить. Однако несомненно одно, что сатана не мог бы войти в Иуду, если бы он не открыл ему свое сердце. Не зря говорят, что человеческое сердце — дверь, которая открывается только изнутри. Это значит, что только от нас зависит, будем ли мы служителями сатаны или служителями Божиими — и третьего не дано.
«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца». Праздник, который приближался, настал. Божественный замысел спасения рода человеческого — в тайне пасхального агнца, его надлежит заколать. Потому Господь и послал Петра и Иоанна, сказав: «Пойдите, приготовьте нам есть пасху». Событие обретает бесконечно глубокое значение. Господь избирает двух апостолов — из числа тех трех, призванных после чудесной ловли рыб на озере Геннисаретском, свидетелей воскрешения дочери Иаира и Преображения. Сатана вступает в последнюю войну с Господом, а Господь начинает празднование Пасхи. Пасха Господня должна стать завершением пасхальной трапезы Ветхого Завета. Потому святая Церковь восклицает накануне Пасхи Христовой: «Не якоже иудеи празднуем». И апостол Павел говорит: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5, 7—8).