Древний край подвижников
В Глинской пустыни в праздник Собора Глинских старцев 9/22 сентября 2008 г. |
Отчего же возлюбила так Царица Небесная эти земли? Надо полагать, за великую любовь к Ней, ходатайства и подвижническую жизнь пустынников этой земли – смиренных иноков, прославившихся подвигами и чудотворениями в дремучих и непроходимых лесах, вдали от городов и весей, «в благоговении и постничестве правоверно живущих и благочестно служащих и молящихся о всем Божием мире».
В начале XVI века открылся на высокой сосне образ Матери
Божией крестьянам-пчеловодам, ставившим в лесу ульи; а
из-под корней огромного древа проистек чудотворный
источник – символ воды вечной. И на этом месте стали
селиться подвижники. С тех пор просияла в землях Русских
Глинская пустынь. Она то расцветала и возвышалась, то, по
козням врага рода человеческого, через злых людей и
завоевателей приходила в упадок. До революции 1917 года
Глинская пустынь входила в состав Курской губернии и
являлась духовным связующим звеном с Малой Россией,
нынешней Украиной, внеся в свой строгий подвижнический
устав афонскую преемственность и школу старческого
окормления святого Паисия Величковского, духовно
перекликаясь и поддерживая связь со знаменитой Оптиной
пустынью. Надо полагать, через сиверские обители прошел
молодой Прохор Машнин, будущий всемирный светильник
преподобный Серафим Саровский, когда он паломничал из
Курска в Киев за благословением на монашество – и
преподобный Досифей Киевский благословил юношу.
Этот край и его святые обители связаны с деятельностью
нашего Златоуста – святителя Димитрия Ростовского,
бывшего наместником Глуховского Петропавловского
монастыря; католическая экспансия, западный модернизм и
секуляризм требовали от святителей рубежа XVII–XVIII
веков великих проповеднических трудов в защите Православия
и чистоты веры.
Истинное исповедничество и подвиги мученичества приняли глинские пустынники и подвижники других обителей в долгое лихолетье безбожного режима минувшего ХХ века.
Но на исходе века кровавого, в начале 1990-х, началось возрождение древних и, казалось, навсегда стертых с лица земли святых обителей Украины. Сегодня Глинская пустынь, чтимая всем православным миром, – средоточие духовной жизни Конотопско-Глуховской епархии.
15 лет Конотопско-Глуховской епархии
Архиепископ Конотопский и Глуховский Лука (справа) и епископ Сумской и Ахтырский Иларий у иконы Собора Глинских старцев |
Как уже упоминалось, в епархии действуют три монастыря – все в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Еще две обители – Петропавловская (в с. Будищи) и Харлампиева (в с. Гамалиевка) все еще находятся в распоряжении Департамента по вопросам исполнения наказаний Украины: в них расположены исправительные учреждения, и пока все ходатайства Церкви о возвращении этой церковной собственности (которая вдобавок является ценными церковно-архитектурными памятниками международного значения) не привели к каким-либо положительным результатам. Так, в ответ на ходатайства и запросы правящего архиерея архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) о возможной или хотя бы частичной передаче строений Гамалиевского Харлампиева монастыря (в храмах, монастырских корпусах и строениях которого размещена мужская колония строгого режима) получен официальный ответ Департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, в котором говорилось, что для перемещения колонии в другое место требуется весьма внушительная сумма.
Ситуация напоминает времена 1920-х годов, когда богоборческая система требовала от Церкви средств, которыми из-за грабежей и насилий последняя уже не располагала. В нынешней демократической Украине, где приняты и якобы действуют законы о реституции церковной собственности, такая постановка вопроса, по меньшей мере, выглядит кощунственно. Об этом, кстати, шла речь и на конференции, посвященной 15-летию Конотопско-Глуховской епархии, которая состоялась 23 сентября этого года. На конференции было предложено возобновить ходатайства перед Верховной Радой и кабинетом министров Украины о передаче Петропавловского и Харлампиева монастырей Церкви.
Если Конотоп является индустриально-административным центром края, то древний 43-тысячный Глухов – некогда украинская гетманская вотчина – по праву можно назвать православным центром, пожалуй, всей северо-восточной части Украины. И именно отсюда, от Глуховского подворья Глинской пустыни, ежедневно ходит церковный автобус, доставляющий верующих горожан и паломников в Глинскую пустынь и обратно. В Глинскую едут из России, Беларуси, Молдавии, Грузии, со всех уголков Украины, едут поклониться мощам новопрославленных (16 августа 2008 года) Глинских старцев, исповедаться и причаститься святых таин, выполнить в возрождающемся монастыре душеполезное послушание.
Само же подворье обители трудами правящего архиерея архиепископа Луки преобразовалось в духовно-просветительский центр епархии. Здесь, кроме паломнической службы, размещена библиотека, воскресная школа, небольшой конференц-зал, безалкогольное кафе для православной молодежи, резиденция управляющего епархией. Собственно, владыка Лука, наместник Глинской пустыни, еще в бытность епископом Васильковским и викарием Киевской епархии, развернул в Глухове широкую миссионерскую и просветительскую деятельность, инициировал ряд научно-богословских конференций, фестивалей духовной музыки и, что характерно, акцентировал внимание на работе с молодежью. О молодом активном архиерее заговорили в городе, к нему потянулась общественность и интеллигенция, преподаватели и студенты Глуховского педагогического университета. А в 8 мая 2008 года Священный Синод УПЦ назначил владыку Луку (возведенного в сан архиепископа) на Глуховско-Конотопскую кафедру.
Владыка Лука
Архиепископ Лука Конотопский и Глуховский на богослужении в Глинской пустыни |
А далее состоялось «случайное» (а скорее всего, промыслительное) знакомство с владыкой Донецким и Мариупольским Иларионом, который, поговорив с будущим медиком, вдруг неожиданно спросил: «Не хотели бы вы несколько изменить род вашей будущей деятельности?» «Каким образом?» – удивился студент Коваленко. «А вот приходите ко мне, побеседуем…» – был ответ. Видимо, духовному взору владыки было открыто призвание юноши. Андрей принял сан диакона, но, по совету владыки Илариона, не стал прерывать учебу, а после университета закончил еще и медицинскую интернатуру. Затем был монашеский постриг, иерейское, а после и епископское рукоположение. Сам владыка Лука потом вспоминал, что кто-то из его знакомых верующих указывал ему на Глинскую пустынь еще тогда, когда он о ней и не знал ничего, а о священническом служении и не мыслил. Но вот именно ему было суждено стать наместником ставропигиального (к Киеву) мужского монастыря Глинская пустынь и принимать активное участие в его возрождении. При его наместничестве в Глинской закончилось возведение двух новых храмов – Иверского надвратного и Никольского, где покоятся ныне мощи прославленных угодников Глинских, а также завершилось строительство монашеских корпусов и гостиницы для паломников. Сейчас в обители ведется строительство еще двух храмов, один из которых – собор Рождества Пресвятой Богородицы.
– Безусловно, главная миссия Церкви сегодня – нести свет Евангелия людям, истомившимся во мраке безбожия, – сказал владыка Лука журналистам накануне конференции в честь 15-летия Конотопско-Глуховской епархии, – а также заниматься широкой социальной, просветительской, миссионерской деятельностью, как требует того Социальная концепция Церкви, как учит этому Спаситель мира Господь наш Иисус Христос.
Собор преподобных
Мощи новопрославленных Глинских старцев |