Русская Православная Церковь ХХ век
5 мая

1922 год – Святейший Патриарх Тихон вызван Московским ревтрибуналом в качестве свидетеля на судебный процесс московского духовенства, проходивший в здании Политехнического музея.

"Группа
Группа священников, обвиняемых в сокрытии церковных ценностей, на заседании суда (сидят спиной, в центре). 1922 г.
Патриарх выехал на процесс в 20.30 4 мая и лишь в час ночи 5 мая был отпущен. Длительный допрос патриарха на процессе касался изъятия церковных ценностей и обвинений против московского духовенства. В результате трибунал принял решение о привлечении патриарха Тихона и митрополита Никандра (Феноменова) к судебной ответственности. Это было формальным началом подготовки судебного процесса над патриархом, фактически, эта подготовка началась гораздо раньше. В тот же день, 5 мая, к 19:00 патриарх был вызван на допрос в ГПУ. Вопросы касались осуждения заграничного духовенства и имущества заграничных церквей. Большинство вопросов, задаваемых патриарху, касались Карловацкого Собора и зарубежного духовенства. Власти пытались связать действия патриарха с деятельностью Карловацкого Собора. Вернувшись из зала суда, где ему объявили о привлечении к судебной ответственности, патриарх, стремясь спасти Церковь от уничтожения, принял единственно возможное решение — об упразднении ВЦУ за границей. Монархические антисоветские акты Карловацкого Собора были признаны «не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви». Священному Синоду, при возможности его полноценного функционирования, предлагалось вынести суждение о «церковной ответственности некоторых духовных лиц».

В этот же день в семь часов вечера состоялся новый допрос патриарха. Первый же вопрос, который был задан святителю, касался его отношения к заграничному духовенству. Патриарх ответил, что упразднил заграничное ВЦУ, а высшее духовенство должно быть предано суду Священного Синода из 12 иерархов, который вынесет ту или иную меру наказания. Не случайно допрос состоялся в один день с выступлением патриарха на судебном заседании по делу московского духовенства, участь подсудимых которого была уже предрешена. План чекистов состоял в том, чтобы заставить патриарха осудить мучеников и тем самым стать причастным к их расстрелу. В своих ответах первосвятитель осудил лишь самовольную открытую агитацию, к которой никто из священнослужителей не прибегал, отказавшись осудить «агитацию, которая выражена священнослужителем на задаваемые ему вопросы верующими с просьбой разъяснить им церковное правило или учение по сему поводу».

1993 год – Состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия II с искусствоведами и реставраторами.

Встреча проходила в резиденции Святейшего Патриарха. 

"Патриаршее
Патриаршее богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка (Марийская Республика). Причащение верующих. 1993 г.
В своем Слове первоиерарх Русской Православной Церкви отметил, что необходимо снять ту напряженность, которая остается между деятелями культуры и Церковью. Причиной тому – сложившаяся в прошедшие десятилетия ситуация, когда Церковь противопоставляли культуре и науке как институт «антинаучный». Святейший Патриарх отметил, что необходимо создать специальный церковный орган – церковно-археологический отдел, который мог бы контролировать передачу Церкви зданий и имущества, вести опись особо ценных предметов церковного обихода. Необходимо организовать особое хранилище – Патриаршую ризницу. Святейший Патриарх в своем выступлении рассказал о другой, чрезвычайно болезненной для Русской Православной Церкви проблеме – увеличении краж икон и церковной утвари и спекуляции ими. Патриарх отметил важность использования новейших технологий для создания охранных систем в храмах. К сожалению, отметил патриарх, иконы, хранящиеся в запасниках музеев, хотя и находятся в безопасности, не всегда содержатся в хорошем состоянии. Касаясь создания во многих городах иконописных мастерских, Святейший Патриарх подчеркнул, что их количество ограничивать не нужно, но создавать мастерские необходимо под контролем специалистов, как, например, мастерские при Московской Духовной академии, при Свято-Тихоновском богословском институте, ряде монастырей. Предстоятель Русской Православной Церкви акцентировал внимание на том, что использование материалов, изготовленных по современным технологиям, может оказаться губительным для фресок, икон и утвари из-за их несовместимости. Необходимо развивать производство натуральных материалов для реставрационных работ. В отношении современного архитектурного творчества Святейший Патриарх отметил, что сегодня действительно создается много храмов, но процесс этот должен идти под контролем Московской Патриархии.

Святейший Патриарх затронул проблему церковной символики, литературы по церковной архитектуре и иконописи.

1995 год – Состоялось заседание Священного Синода.

Определен состав специальной рабочей группы по планированию возрождения православной миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории.

Синод решил обратиться с письмом к президенту Российской Федерации с просьбой привести практику налогообложения религиозных организаций в соответствие с духом закона РФ «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г.

1997 год – В Москве прошел IV Всемирный Русский Народный Собор (5–7 мая).

Тема собора – «Здоровье нации»

Открывая собор, Святейший Патриарх Алексий II сказал: «Здоровье личности и народа, здоровье физическое и духовное, должны стать общей заботой Церкви, государства и общества».

Участниками собора стали более 500 человек из 30 регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Соборные заседания проходили в трех секциях: «Здравоохранение и медицина», «Социальная политика. Экономика. Экология», «Духовность. Нравственность. Культура». Всего было представлено св. 200 докладов и сообщений, тезисы которых легли в основу итоговых документов собора. В качестве приоритетных мер по их решению участники собора назвали разработку государственной концепции охраны здоровья народов России, увеличение объема финансирования сферы здравоохранения минимум до 5 % от общего валового продукта, принятие соответствующих законов. Участники собора выступили против введения в российских школах программ полового воспитания, противоречащих духовным и национальным традициям русского народа. Одной из эффективных мер сохранения здоровья участники собора назвали введение жесткого контроля за импортируемыми продуктами питания, установление приоритета отечественной экологически чистой продукции.

5 мая 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×