Русская Православная Церковь ХХ век
10 мая

"К.
К. П. Победоносцев. Этюд художника И. Е. Репина к картине «Заседание Государственного совета»
1905 год – Влияние К. П. Победоносцева начало стремительно падать. Обер-прокурор Победоносцев в этот день присутствовал на высочайшем завтраке, что считалось знаком благоволения к нему государя. Это была последняя продолжительная встреча обер-прокурора с императором. С того времени и вплоть до октябрьских событий 1905 г. влияние Победоносцева стремительно падало — прямо пропорционально росту революции, итогом которой стал окончательный слом старой политической системы и введение в России конституционных начал, по словам Победоносцева — «великой лжи нашего времени». И, тем не менее, летом 1905 г. влияние Победоносцева на церковные дела было значительным. Именно тогда он вновь напомнил о себе, продолжив борьбу с ненавистными ему идеями церковного реформаторства. Разочаровавшись в Святейшем Синоде, Победоносцев решил сделать ставку уже на весь епископский корпус Русской Церкви.

"В.
В. К. Саблер
В мае 1911 года – Вновь актуализировался вопрос о возможном созыве Поместного Собора.

Эта тема публично стала обсуждаться вскоре после назначения обер-прокурором Святейшего Синода В. К. Саблера.

Понимая неактуальность (к началу 1910-х гг.) для светских властей вопроса о созыве Собора, Саблер отдавал себе отчет, что «благоприятный момент» для восстановления канонического строя наступит не скоро. Однако было одно «но»: в результате постоянных напоминаний Государственной думы власти вынуждены были время от времени предпринимать шаги, которые свидетельствовали бы об их желании созвать Собор.

1920 год – Образована Эстонская Автономная Православная Церковь.

В этот день, оберегая святыни Церкви, Святейший Патриарх Тихон обратился в Совнарком с письмом, в котором говорилось, что «закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи является вторжением гражданской власти во внутреннюю жизнь и верования Церкви». Это противоречит декрету об отделении Церкви от государства и «неоднократным заявлениям высшей центральной власти о свободе вероисповеданий».

1929 год – ХIV Всероссийский съезд Советов внес поправки в Конституцию РСФСР, ограничивающие права верующих.

Если в прежней редакции статья 4 формулировалась так: “Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами”, то в редакции 1929 г. было записано следующее: “Свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами” (из статьи было изъято положения о свободе религиозной пропаганды).

1944 год – Издано постановление СНК СССР за № 523 об открытии богословско-пастырских курсов в Саратове.

1982 год – В Москве прошла Всемирная конференция «Религиозные деятели – за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» (10–14 мая).

В конференции приняли активное участие представители Русской Православной Церкви.

1992 год – Святейший Патриарх Алексий II и Блаженнейший Архиепископ Хризостом совершили Божественную литургию в Благовещенском соборе Никосии.

Литургия совершалась в сослужении архиереев и клириков Русской Православной Церкви, сопровождавших Святейшего Патриарха Алексия II, членов Священного Синода и клириков Кипрской Православной Церкви.

В конце литургии Блаженнейший Архиепископ Хризостом наградил Святейшего Патриарха Алексия II Большим орденом Апостола Варнавы. В дни пребывания в пределах Кипрской Церкви Святейший Патриарх Алексий II в сопровождении Блаженнейшего Архиепископа Хризостома посетил Пафосскую, Китийскую и Лимассольскую митрополии, мужские и женские монастыри, осмотрел ряд археологических достопримечательностей.

Предстоятели подчеркнули важное  значение братских связей между двумя Церквами и необходимость укрепления всеправославного единства и сотрудничества. Стороны решительно осудили незаконные действия униатов на Западной Украине, где многие православные не только лишились мест для молитвы, но и оказались в положении дискриминируемого меньшинства. Предстоятели выразили глубокую озабоченность римско-католической экспансией на канонической территории Московского Патриархата, а также прозелитической деятельностью протестантских фундаменталистов. Стороны уделили особое внимание положению, которое возникло в результате раскольнической деятельности, в том числе – так называемой «Украинской автокефальной православной церкви». Единодушно осудив ее деятельность на канонической территории Московского Патриархата, предстоятели обеих Церквей заявили, что любые попытки расколоть единство Поместной Православной Церкви являются тяжким грехом перед Богом и всей Полнотой Православия.

1993 год – Святейший Патриарх Алексий II прибыл на древнюю Ярославскую землю (10–13 мая).

Патриарх посетил Феодоровский кафедральный собор г. Ярославля, другие храмы города, а также Толгский женский монастырь.

Патриарх побывал в г. Тутаеве (б. Романов-Борисоглебск). В г. Ростове Великом первосвятитель Русской Церкви осмотрел Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь.

"Святитель
Святитель Иларион (Троицкий). Икона. Кон. ХX в.
1999 год – В московском Сретенском монастыре Святейший Патриарх Алексий II совершил за Божественной литургией прославление в лике местночтимых святых архиепископа Илариона (Троицкого).

После богослужения к первосвятителю обратился архимандрит Тихон (Шевкунов). В ответном Слове Святейший Патриарх Алексий II отметил, что в лице священномученика Илариона вся Московская епархия обрела молитвенника и предстателя пред Господом Богом.

10 мая 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×