Нескошенная трава на газоне возле храма, беременные в роддоме, непринятые звонки из офиса уполномоченного Президента Украины по правам ребенка – все это ожидало меня в Киеве после моего первого посещения Москвы.
По приглашению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, испросив благословение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, я собираюсь в Белокаменную.
– Что еще не взял?! – то и дело спрашиваю себя.
Об этом отъезде в Москву знали все мои профильные коллеги – эксперты, научные сотрудники, социальные работники, которые за семь лет стали моими друзьями и прихожанами нашего храма.
– Отец Олег, остановитесь, через 15 минут подвезут из типографии новый выпуск «Купола», – кричит вдогонку сотрудник храма.
Сначала остановился, потом подумал: «Нет, вот что-что, а “Купол” не надо везти в Москву, ведь читательская аудитория журнала – это прихожане. А тут – РПЦ».
В-общем, мои сборы сопровождались экскурсами в мою биографию и радостью от предвкушения грядущей встречи с единомышленниками. Поднял всю свою жизнь за десять последних лет моего служения. На память пришли и первый обход по палатам, первый молебен, первая литургия в роддоме. Вспоминал, как я пришел к Блаженнейшему, изложил свои помыслы и попросил благословение на создание программы социальных Центров матери и ребенка. Перед глазами была картина, которую я неоднократно встречал в профильных министерствах, где царила бюрократия и всяческие чиновнические штучки. Но результат – реализация идеи-проекта и создание Всеукраинской благотворительной организации «Мама и немовля». С особенной радостью я вспоминал день 8 сентября 2005 года, когда, как итог скромных трудов, вышло Постановление Кабинета Министров № 879 о создании в Украине социальных Центров матери и ребенка. Я благодарил Господа, что именно Православная Церковь дала государству этот проект, который стал государственной политикой…
«О! Слава Богу, мы уже приземлились в Домодедово», – подумал я и перекрестился, услышав, как выключились двигатели в самолете.
Аэропорт, знаменитые автомобильные московские пробки и гостиница.
«Эх, – подумал я, – какие молодцы!»
Так и захотелось обнять организаторов Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь».
– Отец Олег, рады слышать вас! Вы где остановились? Давайте поедем туда-то и туда-то… – предложения от друзей сыпались по телефону.
– Нет, друзья мои, я приехал с миссией, я приехал на встречу, к которой я готовился еще с 2001 года, – отвечал я. – За предложения благодарю, но не могу, поймите.
Следующее впечатление – это незабываемые минуты, которые я провел у мощей блаженной Матроны Московской и преподобных Сергия и Никона Радонежских.
А в гостиницу съезжается фестивальный народ: батюшки, матушки (как позже выяснилось, из Якутии, Львова, Питера, Одессы и т.д.). А также люди делового вида – благодетели. Это очень важная группа в любом социальном проекте, без них – никак…
Регистрация, обед, ужин, а завтра – молебен с Патриархом!
Никогда не служил с Патриархом, да еще и в храме Христа Спасителя! Человек в таком архитектурном сооружении – будто муравей. Величественно и очень впечатляюще! При этом достаточно спокойно, несуетливо – в ожидании Патриарха.
Молебен и проповедь! Признаюсь, я даже больше, чем молебна, ждал слова Патриарха. Ведь последование молебна я уже лет двадцать знаю, а что скажет сам Патриарх на мою родную «кровную» тему – в этом весь интерес!
Проповедь начинается: о добрых делах, а далее о социальном служении Церкви, о защите семьи, материнства и детства. И с этого момента я почувствовал пасхальное настроение, я почувствовал Пасху! И каждое слово – как елей на душу, нет, скорее как воздух для человека, которому нечем дышать.
«Мы знаем, что сегодня происходит в сфере семейных отношений: как велико количество разводов, как велико количество абортов, как велико количество сирот, в том числе так называемых социальных сирот, то есть сирот, обретших этот печальный статус при живых родителях…» – это цитата из слова Святейшего. И это то, чем я жил и живу!
Началась борьба с самим собой: мысли улетали в прошлое, а здесь необходимо жить настоящим, внимать проповеди… Должен сказать правды ради, что я ожидал услышать из уст Патриарха слова о церковно-государственных отношениях. Мне это тоже близко и ценно, так как пришлось походить в коридорах власти, продвигая свою социальную программу. Но вот чего я и не ожидал услышать, так это то, что Патриарх перед десятками телекамер будет говорить о том, что он ждет честного разговора о социальном служении епархий и приходов, что отчеты, которые приходят к нему от епархий, оставляют желать лучшего:
«…сидят люди, ожидая, что ветер скоро пройдет, а вместе с ветром – и всякие претензии и требования. Знаю, что и такое иногда происходит – отсиживаемся и ждем, что новомодное дело захлебнется, уйдет в трубу, в красивые слова, и все будет так, как было раньше. Уверяю вас, что, по милости Божией, так, как было раньше, не будет, потому что мир изменился до неузнаваемости, буквально за несколько лет. И потому наше социальное действие должно быть хорошо организованным, богословски обоснованным, пастырски вдохновленным и, что очень важно, – представленным в современном информационном пространстве не ради бахвальства, а ради того, чтобы люди могли обмениваться опытом, черпать силы в трудах других людей».
«Новомодное дело… – подумал я, – хорошее выражение».
Но какое же оно новомодное, если я об этом на Украине говорю с 2005 года?! Когда я начинал ходить по роддому и заходить в палаты к беременным, меня называли и мусульманином, и протестантом, и ругались со мной, а я на все это – радовался.
«За последние два года мы имеем определенные положительные сдвиги. В частности, в наших епархиях создаются семейные центры для молодых мам, где осуществляется забота о сохранении семей, о сохранении детей», – продолжает Патриарх.
Да, это мое, родное, кровное, это воздух…
День первый не закончился на этом. Доклад владыки Пантелеимона – это был живой разговор с элементами аналитики и социологических исследований. А самое главное – как для меня: в речи чувствовался дух самокритики.
Трапеза и большой зал. Ничего не скажешь – добротно сделан. Фрески и Wi-Fi в свободном доступе, иконы и красные стулья, хорошее техническое оснащение, акустика, современный пресс-центр – все это необходимо для того, чтобы проповедь Христа в XXI веке звучала понятно для общества. Переступив порог конференц-зала, вспомнил Нагорную проповедь Христа. Он произнес ее, возвышаясь над пятью тысячами слушателей, стоя на холме (см.: Мф. 5: 1). Тогда это дало возможность существенно улучшить качество звучания проповеди. Акустика всегда учитывалась в проповедническом деле.
Возвращение в «Салют», где нас ждал прекрасный ужин. Встреча в формате диалога с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном, хозяином этого мероприятия, засвидетельствовала желание расширять социальную деятельность в сфере защиты детства и материнства, укрепления семейных ценностей в обществе. Самым ценным, считаю, было то, что владыка честно и без деклараций выстраивает систему социального служения Церкви, а это залог успеха и результативности.
На вопрос священника из Якутии: «Не боится ли Русская Православная Церковь в социальном служении потерять духовное, как это сегодня случилось в Римско-Католической Церкви?» – владыка ответил:
– Нам до этого очень далеко.
Такое близкое мне понимание реального положения дел меня очень воодушевило.
– Спасибо Вам, владыко, за приглашение и за то, что взвешенно подходите к непростым вопросам, связанным с правами ребенка. Центры матери и ребенка – это необходимый социальный проект для улучшения всего положения по укреплению семьи. И это проверено: ведь в Украине с 2005 года благодаря этому проекту раннее социальное сиротство сократилось на 80 процентов. Начало этого благого дела, сначала как моя пастырская социальная деятельность, было положено в одном киевском роддоме, что потом стало государственной политикой, – в своем кратком спиче отметил я.
Улица. Рекламные борды. На первом – реклама нового фильма, где обнимаются двое мужчин и слоган: «Пиво и другие семейные ценности». На втором – ребенок лет пяти с умным выражением лица пытается вязать носки и надпись: «Весь в няню? Проводите больше времени с детьми…».
Стратегия диавола одна – разрушение: мира, добра, государства и основы общества – семьи! Современные технологии диавола направлены на то, чтобы зло называть добром, белое – черным, чтобы человек привык к этому и перестал сопротивляться, начал интенсивно бездействовать.
Берегите жизнь для счастья!
.
Как же я счастлива, что вы у нас есть.
Для меня ваши мысли очень ценны, а дата выхода этой публикации весьма символична.