'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
1917 — Начались рабочие заседания Поместного Собора.
Заседания проходили в епархиальном доме, расположенном в Лиховом пер., недалеко от Самотеки и Сухаревки. Процесс заседаний решили организовать по образцу заседаний Государственной думы, назначив ответственным секретарем Собора ее бывшего депутата В. П. Шеина (будущего священномученика архимандрита Сергия). «Впереди были возвышенные места для президиума и архиереев, сидевших к Собору лицом. Сзади епископов — алтарь. Все мы находились как бы перед лицом Самого Бога», — много лет спустя вспоминал митрополит Вениамин (Федченков).
Открывая первое рабочее заседание Собора, один из старейших и авторитетнейших русских иерархов митрополит Киевский Владимир произнес напутственное слово: «Мы все желаем успеха Собору, и для этого успеха есть основания. Здесь, на Соборе, представлены духовное благочестие, христианская добродетель и высокая ученость. Но есть нечто, возбуждающее опасения. Это — недостаток в нас единомыслия... В настоящее время разномыслие сказывается у нас особенно сильно, оно стало основополагающим принципом жизни... Разномыслие расшатывает устои семейной жизни, школы, под его влиянием многие отошли от Церкви... Православная Церковь молится о единении и призывает едиными усты и единым сердцем исповедать Господа. Наша Православная Церковь устроена «на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу. Это скала, о которую разобьются всякие волны».
1918 — Принята инструкция Наркомата юстиции «О порядке проведения в жизнь декрета “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”».
Документ разъяснял многие спорные аспекты положения Церкви в советском обществе. Инструкция еще более ужесточила требования властей. Именно она установила, что под действие декрета подпадают не только все церкви, но и частные религиозные общества, а также организации, преследующие цели оказания помощи или поддержки какого-либо культа. Вопреки разъяснениям представителей Совнаркома на переговорах в марте — апреле о возможности прихода зарегистрироваться в гражданском порядке и таким образом получить права юридического лица, подобное не предусматривалось. Устранялась возможность получения права юридического лица различными братствами, попечительствами и т. д. Единственным видом церковного имущества признавался складчинный капитал, а единственным способом поддержания культовых учреждений — складчинное хозяйство, причем юридическим собственником его объявлялась не община, а отдельные ее члены. Инструкция устанавливала и порядок национализации церковного имущества. Оно переходило в непосредственное заведование местных Советов согласно описи, а те передавали их в бесплатное пользование местным жителям, числом «не менее 20 человек», по специальному соглашению. Все небогослужебное имущество и капиталы предписывалось немедленно отобрать, метрические книги передать в губернские отделы загсов. Крестные ходы допускались на улицах лишь с письменного разрешения местных органов советской власти, о чем извещалось не позднее чем за два дня. Существование специальных богословских учебных заведений не воспрещалось, местные Советы могли передавать этим заведениям их здания в аренду. На реализацию положений инструкции отводился двухмесячный срок. После принятия инструкции НКЮ от 30 августа отношения государства и Церкви обострились до крайности. Это нашло отражение в контактах советских органов и организаций с монастырями. В соответствии с установкой НКЮ власти, как в центре, так и на местах, повели линию на повсеместное их закрытие.
1919 — В Таганрог прибыл освобожденный под давлением союзников из польского плена митрополит Киевский Антоний (Храповицкий).
Владыка был включен в состав ВВЦУ Юго-Востока России в качестве его почетного председателя.
По свидетельству протопресвитера Георгия Шавельского, «вступление митрополита Антония в состав ВВЦУ не изменило ни курса, ни характера деятельности последнего». Вскоре митрополит уехал в Киев на свою архиерейскую кафедру и фактически до декабря 1919 г. не принимал участия в работе почетно возглавляемого им учреждения. На Украине белогвардейские власти отобрали у автокефалистов все занимаемые ими храмы и передали в распоряжение ВВЦУ. Архиепископ Агапит (Вишневский) за поддержку автокефалистов был предан церковному суду и сослан в монастырь.
1978 30 августа — 1 сентября — Проездом из Софии в Нью-Йорк в Москве находился Святейший Патриарх Болгарский Максим.
Предстоятеля Болгарской Церкви сопровождали митрополит Старозагорский Панкратий, председатель Отдела внешних церковных сношений, митрополит Видинский Филарет.
1991 — Состоялось заседание Священного Синода.
Синод выразил удовлетворение осуществлением двусторонней неофициальной встречи представителей Константинопольского и Московского Патриархатов. Встреча прошла в духе братской любви и взаимопонимания. Особо была подчеркнута позиция представителей Константинопольской Церкви, заявивших о своей солидарности с нашей Святой Церковью в отношении «Украинской автокефальной церкви» и Русской Православной Церкви за границей, посягающих на каноническую территорию Московского Патриархата. Было направлено специальное Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к архипастырям, пастырям и всем верным ее чадам в связи с событиями, имевшими место 19—21 августа 1991 г.
Синод благословил открытие Боголюбского мужского монастыря Владимирской епархии.
30 августа 2006 г.
Рассылка выходит два раза в неделю: