Русская Православная Церковь XX век
30 августа

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1917 — Начались рабочие заседания Поместного Собора.

Заседания проходили в епархиальном доме, расположенном в Лиховом пер., недалеко от Самотеки и Сухаревки. Процесс заседаний решили организовать по образцу заседаний Государственной думы, назначив ответственным секретарем Собора ее бывшего депутата В. П. Шеина (будущего священномученика архимандрита Сергия). «Впереди были возвышенные места для президиума и архиереев, сидевших к Собору лицом. Сзади епископов — алтарь. Все мы находились как бы перед лицом Самого Бога», — много лет спустя вспоминал митрополит Вениамин (Федченков).

Открывая первое рабочее заседание Собора, один из старейших и авторитетнейших русских иерархов митрополит Киевский Владимир произнес напутственное слово: «Мы все желаем успеха Собору, и для этого успеха есть основания. Здесь, на Соборе, представлены духовное благочестие, христианская добродетель и высокая ученость. Но есть нечто, возбуждающее опасения. Это — недостаток в нас единомыслия... В настоящее время разномыслие сказывается у нас особенно сильно, оно стало основополагающим принципом жизни... Разномыслие расшатывает устои семейной жизни, школы, под его влиянием многие отошли от Церкви... Православная Церковь молится о единении и призывает едиными усты и единым сердцем исповедать Господа. Наша Православная Церковь устроена «на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу. Это скала, о которую разобьются всякие волны».

1918 — Принята инструкция Наркомата юстиции «О порядке проведения в жизнь декрета “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”».

Документ разъяснял многие спорные аспекты положения Церкви в советском обществе. Инструкция еще более ужесточила требования властей. Именно она установила, что под действие декрета подпадают не только все церкви, но и частные религиозные общества, а также организации, преследующие цели оказания помощи или поддержки какого-либо культа. Вопреки разъяснениям представителей Совнаркома на переговорах в марте — апреле о возможности прихода зарегистрироваться в гражданском порядке и таким образом получить права юридического лица, подобное не предусматривалось. Устранялась возможность получения права юридического лица различными братствами, попечительствами и т. д. Единственным видом церковного имущества признавался складчинный капитал, а единственным способом поддержания культовых учреждений — складчинное хозяйство, причем юридическим собственником его объявлялась не община, а отдельные ее члены. Инструкция устанавливала и порядок национализации церковного имущества. Оно переходило в непосредственное заведование местных Советов согласно описи, а те передавали их в бесплатное пользование местным жителям, числом «не менее 20 человек», по специальному соглашению. Все небогослужебное имущество и капиталы предписывалось немедленно отобрать, метрические книги передать в губернские отделы загсов. Крестные ходы допускались на улицах лишь с письменного разрешения местных органов советской власти, о чем извещалось не позднее чем за два дня. Существование специальных богословских учебных заведений не воспрещалось, местные Советы могли передавать этим заведениям их здания в аренду. На реализацию положений инструкции отводился двухмесячный срок. После принятия инструкции НКЮ от 30 августа отношения государства и Церкви обострились до крайности. Это нашло отражение в контактах советских органов и организаций с монастырями. В соответствии с установкой НКЮ власти, как в центре, так и на местах, повели линию на повсеместное их закрытие.

1919 — В Таганрог прибыл освобожденный под давлением союзников из польского плена митрополит Киевский Антоний (Храповицкий).

Владыка был включен в состав ВВЦУ Юго-Востока России в качестве его почетного председателя.

По свидетельству протопресвитера Георгия Шавельского, «вступление митрополита Антония в состав ВВЦУ не изменило ни курса, ни характера деятельности последнего». Вскоре митрополит уехал в Киев на свою архиерейскую кафедру и фактически до декабря 1919 г. не принимал участия в работе почетно возглавляемого им учреждения. На Украине белогвардейские власти отобрали у автокефалистов все занимаемые ими храмы и передали в распоряжение ВВЦУ. Архиепископ Агапит (Вишневский) за поддержку автокефалистов был предан церковному суду и сослан в монастырь.

1978 30 августа — 1 сентября — Проездом из Софии в Нью-Йорк в Москве находился Святейший Патриарх Болгарский Максим.

Предстоятеля Болгарской Церкви сопровождали митрополит Старозагорский Панкратий, председатель Отдела внешних церковных сношений, митрополит Видинский Филарет.

1991 — Состоялось заседание Священного Синода.

Синод выразил удовлетворение осуществлением двусторонней неофициальной встречи представителей Константинопольского и Московского Патриархатов. Встреча прошла в духе братской любви и взаимопонимания. Особо была подчеркнута позиция представителей Константинопольской Церкви, заявивших о своей солидарности с нашей Святой Церковью в отношении «Украинской автокефальной церкви» и Русской Православной Церкви за границей, посягающих на каноническую территорию Московского Патриархата. Было направлено специальное Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к архипастырям, пастырям и всем верным ее чадам в связи с событиями, имевшими место 19—21 августа 1991 г.

Синод благословил открытие Боголюбского мужского монастыря Владимирской епархии.

30 августа 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×