Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.

Поэтический перевод второго канона Богоявления

Крещение Господне. Греция, XVII в.
Крещение Господне. Греция, XVII в.
На утрене Богоявления поется два канона. Первый (начало – «Глубины покрыл есть дно») приписывается св. Косме Маиумскому (древнейшая рукопись находится в Российской Национальной Библиотеке, Греческая №7, ориентировочная датировка VI-VIII в.), автором второго традиционно считается прп. Иоанн Дамаскин. Древнейшая рукопись, содержащая его, находится на Синае и датируется второй половиной VIII в. – началом IX в. (MG 5). Судя по стилю и богословию канона, его автором действительно может быть великий богослов и защитник Православия прп. Иоанн Дамаскин. Особенность этого канона (как и второго Рождественского, второго канона Пятидесятницы) в том, что он составлен античным ямбическим шестистопным (или двенадцатисложным) стихом, которым в древности Эсхил, Софокл и Еврипид слагали трагедии. Но здесь назначение этого стиха совершенно другое — воспеть благодеяния Бога Слова человеческому роду и торжество Царя небес над князем тьмы:

Кто прежде в твари умервщленье насадил,
в природе начертанный зверя злобного
Телесным ослепляется явлением
в явленьи Утра, подставляет он Царю
для раздробленья гнусную главу свою.

Богоявление осмысляется как утро человечества и явление Солнца Правды:

Явилось смертным утро светоносное
И от пустыни к Иордана Ты струям,
Главу подобно солнцу преклонил, о Царь.
чтоб исхитить Родоначальника из тьмы
И тварь очистить от любой нечистоты.

Крещение Господне есть также начало преображения рода человеческого, его очищение и спасение от зла, скверны и тления:

От яда мрачного и скверного врага
Омывшись очищеньем Духа Божия,
на необманный путь мы вышли, верные,
ведущий прямо к неприступной радости
Одним доступной лишь, с кем примирился Бог.

Ниже предлагается поэтический перевод канона, максимально приближенный к оригиналу. Выполнен по греческой Минее Афинского издания (Μηναια Ιανουαριου. Αθηναι, 1993. Σ. 179-186).

Песнь 1

Ступает по пучине бурного
Израиль ныне сушею явившегося моря.
Египта колесничих черная волна
с главой покрыла, словно водостланный гроб
десницею Владыки, силой мощною.

Явилось смертным утро светоносное,
и от пустыни к Иордана Ты струям,
главу подобно солнцу преклонил, о Царь.
Чтоб исхитить Родоначальника из тьмы
и тварь очистить от любой нечистоты.

Предвечный Слове, спогребенного Тебе
струями обновляешь, пораженного
от лести, и отеческий являет глас
Тебя неизреченно: «Сей Возлюбленный
Мне равный Сын», так открывая естество.

Песнь 3

От древних мы свободившися сетей
от львиных челюстей разбитых, стертых в прах,
возвеселимся, и расширим днесь уста,
для Слова соплетем же из словес напев
Тому, Кто сладость дарований нам дает.

Кто прежде в твари умервщленье насадил,
в природе начертанный зверя злобного
Телесным ослепляется явлением
в явленьи Утра, подставляет он Царю
для раздробленья гнусную главу свою.

Влечет к себе природу богозданную,
в пределах чрева зверя погребенную.
Рождает снова воссозданием земных
Владыка, совершая дело славное,
приходит к ней, желая защитить ее.

Песнь 4

Огнем очищен созерцанья тайного,
Поя Пророк новотворение людей,
Свой голос подает от Духа движимый
явив вочеловеченье Неизреченного
Кем сокрушилась сила сильных – Логоса.

Ты послан, Слово, от Отца Всесветлое,
ночную связь раздрать скверновечернюю
и смертных грех людей искоренить грядешь,
и как сынов привлечь Твоим крещением
пресветлых, Иорданскою струей, Благой!

Сие провидя Слово Приснославное,
пространно Вестник вопиет творению,
Предсущий мне вторым явился плотию,
и Сообразный силой Божьей воссиял,
чтоб истребить враждебный людям грех.

Неся творенью пажить живоносную,
выходит на охоту к гнездам змиевым,
просторные бросает сети Слово Бог.
Весь скверный род, что уязвляет нас в пяту
Он уловляет в сети и спасает тварь.

Песнь 5

От яда мрачного и скверного врага,
омывшись очищеньем Духа Божия,
на необманный путь мы вышли, верные,
ведущий прямо к неприступной радости,
одним доступной лишь, с кем примирился Бог.

Узрел Создатель созданного им, в цепях
неразрушимых, и перстами он берет
его на плечи и возносит к небесам,
в потоках многоструйных омывает Он
от древнего стыда Адама и скорбей.

Приступим с благочестьем благоревностно
к источникам спасенья непорочнейшим,
от Непорочной Слово зрим, Дающее
Божественнейшей жажды утоление
и милосердно мира боль целящее.

Песнь 6

Явил Возлюбленного гласом всеблаженным днесь
Отец, Кого от чрева прежде Он родил,
«Да, – говорит, – Сей есть Мой Соприродный Сын,
сияя светом в роде человеческом
Мое Живое Слово, смертный Промыслом».

Из льва морского, в нем пребыв три вечера
Пророк чудесно, в глубине его кипя,
немедля вышел, пакибытия явив
спасенье всем во времена последние,
от змея человеков погубителя.

Раскрылись неба свитки всесияющи,
Таинник видит Исходящий от Отца
и Пребывающий в Пречистом Слове Дух,
Сходящий на Него неизреченным образом,
как голубица, чтоб народ прибег ко Господу.

Песнь 7

Потоком опалил главы змеиные
Тот, Кто печи превозносившийся огонь,
объявший юношей благочестивых, угасил
и тину омерзительную всю греха
росою Духа омывает днесь Господь.

Огнь ассирийский, описующий Тебя,
остановил Ты, превратив его в росу,
облеклся ныне Ты водой, паля, Христе,
сквернейшего грабителя, сокрытого,
зовущего всегда ко скользкому пути.

Когда же разделялся древле Иордан,
по суше преходил народ Израильский,
Тебя живописуя Всемогущего, в водах
стремительно Несущего творение
к неслитной и прекраснейшей стезе.

Познали мы, что прежде Ты навел на всех
для истребленья всегубительный потоп,
великое и странное вещая трижды всем.
А ныне потопил, Христе, Ты грех
спасеньем смертных, претерпением Страстей.

Песнь 8

Свободным познается днесь творение,
и дети света, прежде омраченные,
и только тьмы защитник стоны издает,
и прежде бедное наследие язычников
Виновного благословит в согласии.

Три боговидных, орошаемых в огне,
в Сиявшем троекратным освящением,
открыли ясно всем Природу вышнюю,
в смешеньи с смертными паляющую росой,
достойно всякую погибельную лесть.

Пусть в ризах белых будет ныне вся
земли природа, к небу вознесенная,
воистину ведь Словом все содержится,
омытая струями от падений всех,
от них бежала, светло очищенная.

Песнь 9

О сверх ума чудес Тобой Рожденного,
Невесто Чистая, Благословенная,
О Матерь, ибо чрез Тебя спасение
стяжали мы, достойно Благодетелю
неся как дар сей гимн благодарения.

Познали мы, что Моисею в купине
явилось, что законами чудесными
исполнилось в Тебе, о Дево, огнь нося,
рождаешь светоносна Благодетеля,
потоки проявляя Иорданские.

Ты помазуешь сущность человеков днесь,
Царь безначальный, Духа же общением
пречистыми струями очищаешь, тьмы
Ты побеждаешь силу, изменяешь тварь
возносишь к жизни ныне нестареющей.

Второй канон на утрени Богоявления преподобного Иоанна Дамаскина
перевел с древнегреческого диакон Владимир Василик

19 января 2013 г.

Рейтинг: 9.3 Голосов: 60 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Богоявления Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Богоявления
5 / 18 января 2013 г. Пятница 33-й седмицы по Пятидесятнице. Навечерие Богоявления. Сретенский монастырь. Великое повечерие, утреня. Хор Сретенской Духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:30:40 мин. Размер 108.5 Mb)
Древнейший Рождественский канон Древнейший Рождественский канон
Впервые на русском языке перевод с древнегрузинского
Диакон Владимир Василик
В эти святые славные Рождественские дни благосклонному оку читателей предлагается перевод древнейшего канона Рождества, созданного ещё до канонов преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина, а также канона святого Андрея Критского. Он дошел до нас в архаическом сборнике Иадгари.
Евангелие о Крещении Господа Евангелие о Крещении Господа
Свт. Николай (Велимирович)
Евангелие о Крещении Господа Евангелие о Крещении Господа
Святитель Николай (Велимирович)
В давние времена Господь обещал явиться во славе великой. Люди услышали — и забыли. Но Господь не забыл слова Своего. Ибо слова Господни подобны твердыням каменным, нерушимым. Господь обещал прийти; однако Он пришел не тогда, когда Он нам менее всего нужен, а тогда, когда Он нам нужен более всего.
Комментарии
р.б.Сергий23 января 2013, 13:58
Спаси Вас Господи, отец Владимир, за ТАКОЕ напоминание о необходимости хвалить (славить) и благодарить Господа всею жизнью нашей!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
священник Игорь Илюшин21 января 2013, 02:05
Спаси Вас Господи, дорогой отец Владимир! Прекрасная поэзия древней Церкви! Можно представить каким возвышенным и в духовном и в культурном смысле, было богослужение древних христиан!
Михаил20 января 2013, 15:54
Очень интересно. Конечно, к самому переводу есть вопросы, но сам факт, что такое возможно, достаточно красноречив.
С уважением и пожеланием творческих успехов диак. Владимиру
Михаил, liturgy-music.livejournal.com
владимир19 января 2013, 09:15
Слава Богу за всё!ввс.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Крещение Господне. Богоявление Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×