Православный календарьПравославный календарь
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.

«Вас мало? Не смущайтесь!»

Наставления святителя Николая Японского юношам-миссионерам

    

«У нас особая страна, своя религия, христианство нам не нужно!» Япония начала XX века – как, кстати, и современная Россия – прошла этапы любопытства ко всему иностранному, рабского подражания ему и резкого отрицания всего иноземного. Языческие боги милее Неведомого. Император, как и прежде, обожествляется. Открытых гонений на христиан в стране нет – и в этих довольно комфортных условиях успела остыть горячность протестантских миссионеров, по их собственному признанию. А Православие в Японии очень молодо и почти неизвестно… В такой обстановке жил и проповедовал в Стране восходящего солнца святитель Николай Японский – сын бедного сельского диакона из села Береза Тверской губернии, ставший просветителем далекой языческой державы.

В результате полувека миссионерского служения святитель воспитал несколько поколений православных японцев и оставил для будущих поколений замечательное письменное наследие. В день рождения владыки (он родился 1/14 августа 1836 года) предлагаем читателям выдержки из дневников[1] Просветителя Японии, где он дает наставления юношам, окончившим духовные школы при миссии: «малому стаду», перед которым – необъятная жатва.

    

27 июня / 9 июля 1897 г. Пятница

С десяти часов здесь акт: в нижней классной зале собрались мужские школы…

Сущность моей речи: «Вас мало – не смущайтесь – скоро будет много. Народ – живой организм и дышит, как и отдельный человек, и чем моложе, тем чаще: я здесь менее сорока лет, но уже четыре раза явственно видел вдыхание и выдыхание: сначала открытие Японии, потом стремление узнать иностранцев, затем рабское подражание всему иностранному, ныне: “Христианство не нужно – у нас своя религия, и мы особый народ: христианство-де вредно для Японии”… Но правда ли? В этих стенах, в двадцать пять лет, слышалось ли хоть слово непочтительное к императору, не полезное для Японии? Нет! Напротив, не будет ли вредно учение, что император – бог; учение это трудно обосновать, шатко оно. Иное дело, если сказать: “Бог велит: Царя чтите, за Царя молитеся – несть власть, аще не от Бога”; этого никто не может поколебать, ибо это слово Всемогущего… Или: учащие, что японцы – не братья другим народам, а что-то особенное (Иноуе Мецугоро), не опасное ли для японцев говорят?.. Всё подобное ложь, а потому скоро рухнет – и хлынет после отлива прилив; и вновь строящаяся наша семинария, ныне столь обширная для вашего малого числа, когда войдете в нее после каникул, – не много лет пройдет – окажется тесною для всех желающих поступить в нее».

(Т. 3. С. 551–552)

    

25 июня / 8 июля 1903 г. Среда

С девяти часов выпускной акт в семинарии…

Представьте ясную лунную ночь; уже близок рассвет, все в доме встали, но при лунном свете могут ли хорошо работать?

Моя речь им. Сущность ее: «Спаситель сказал Своим ученикам: “Вы – свет миру”. Эти слова звучат и вам в уши. Будьте же светом миру. Начну пояснение сего подобием. Представьте ясную лунную ночь; уже близок рассвет, все в доме встали, но при лунном свете могут ли хорошо работать? Нет; потому, во-первых, что далеко не видно, потому, во-вторых, что неясно видно, потому, в-третьих, что обманчиво видно. Это подобие нынешнего состояния Японии. Здесь широко разлит лунный свет – свет разных наук, и все уже встали: Япония покрыта школами. Но еще солнце не взошло, и потому: что мы видим?

Во-первых, никто не думает дальше сего мира. Высшие ученые авторитеты Японии объявили человека потомком обезьяны, душу человеческую – уничтожимою вместе с телом, личного Бога – не существующим, и взоры всех затуманены этим мрачным учением. Не печальное ли состояние? Все так и идут в тот мир слепцами, навсегда лишенными возможности зреть Бога и все красоты невидимого мира, как слепорожденные никогда не видят солнца. Самые лучшие люди Японии нисколько не заботятся о вечной участи своей души, а ограничены исключительно заботами о нуждах жизни сей, как будто и подлинные потомки животных. Не ужасно ли? Представьте, что при выходе из сего дома налево – тигр или яма; не возьмете ли вы предосторожность уберечься от них? А при выходе из сей жизни или ад, или рай, и никто здесь не думает брать предосторожность, чтобы не попасть в первый, чрез что прямо и попадает в него. Осветите Светом Христовым, который зажжен в ваших душах, дальний горизонт для ваших соотечественников.

Во-вторых, свет наук, как лунный, неясно показывает предметы. Довольно в доказательство сего указать на недавний печальный факт, как один студент, старавшийся из философии понять, что такое человек, что такое Вселенная, и не нашедши разгадки мировых тайн и проблем в ней, с отчаяния бросился в водопад, чтоб погибнуть. После него семь других молодых людей сделали то же; сколько еще последует за ними, неизвестно. Всё это лучшие молодые силы Японии. Из-за чего они гибнут? Именно из-за того, что свет солнца не воссиял для них. Мы знаем, что целая вечность пред нами для изучения тайн Божией Премудрости и что самая вечность мала для исчерпания сих тайн, что в открытии нам Божиих истин будет источник вечных райских наслаждений. А они ложкой хотели зачерпнуть безбрежный океан и умерли с отчаяния, что не удается это. Много ли нужно для вразумления сих несчастных? Объяснение начал Христова учения, сделанное с внушающею любовию, так чтобы проникло в их души сквозь лунный туман. Будьте же такими объяснителями, проникнитесь любовию к вашим братьям и спасайте их от бездны.

Помните, что вы можете дать свет людям настолько, насколько он сияет в вас самих

Еще лунный свет наук представляет предметы обманчиво, вместо действительных предметов – призраки, привидения. Не так ли все в Японии погружены ныне в материальный мир и его одного считают действительностью, тогда как он приходит и исчезает для каждого из нас, как призрак… Ваше дело – при Свете Христове представлять людям настоящую цену всего видимого и материального и бесконечное преимущество пред всем этим духовного, нематериального… Будьте же светильниками для ваших братии, еще сидящих в сени смертной! Старайтесь, чтобы в вас самих свет не погас, а возгорался более и более. “Не угашайте духа”. Помните, что вы можете дать свет людям настолько, насколько он сияет в вас самих…»

(Т. 4. С. 829–830)

25 июня / 8 июля 1904 г. Пятница

С 8 с половиною часов выпускной акт в семинарии и катихизаторском училище…

Сущность моей коротенькой речи выпускным: «Вы выходите на поле Христово сеять семя Его учения; в дурную погоду выходите, но бодро идите; мы имеем утешение видеть, что, несмотря на бурю, нива Христова благополучна – на ней не видно никакого изъяна: христиане по всем Церквам верны Христу, из служащих Церкви ни один не убавился. Всё это показывает ясно, что вера Христова здесь уже твердо стоит, что ее хранит Христос и живет обращающаяся в ней благодать Божия, как в теле кровь. Слышал я сетование христиан не нашей Церкви (протестантов) на то, что ныне нет никакого гонения, а вместе с тем и оживления: Церковь – как корабль без ветра за штилем… Вы имеете и в этом некоторую выгоду: язычники еще довольно неприязненно относятся к Православию именно – имейте это побуждением к еще вящей ревности в проповеди – это тоже своего рода гонение… Христос – верховный Хозяин наш – ждет вас на Своем поле; первоначальники его делателей – святые апостолы – с высоты небесной шлют вам свои благословления и молятся за вас, ныне трудящиеся по проповеди ожидают вашей помощи – идите же на дело столь важное, столь радостное».

(Т. 5. С. 106–107)

24 июня / 7 июля 1905 г. Пятница

С 9-ти часов выпускной акт в семинарии и катихизаторской школе.

Вы идете проповедовать веру, пришедшую не из какого-либо земного царства, а с неба

В краткой речи выпускным, «по поводу малого числа их, я им напомнил еврейскую пословицу: “Если мало людей, будь сам за двоих”, пусть трудятся, заменяя многих. Пусть смело выходят на поле своего делания: Бог видимо ободряет нас, храня Свою Церковь здесь целою и невредимою, несмотря на теперешние неблагоприятные обстоятельства; служащие Церкви у нас нисколько не уменьшаются, напротив, в нынешнем году их несколько более, чем было в это время в прошлом; христиане все твердо блюдут свою веру. Вы можете встретить на своем пути неразумных людей, которые вам скажут, что вы проповедуете веру, приходящую из неприятельской страны. Но вы твердо и ясно знаете, что вы идете проповедовать веру, пришедшую не из какого-либо земного царства, а с неба; вашему духовному слуху звучат слова: “Шедше в мир весь”… Сему велению повинуясь, вы идете на проповедь»…

(Т. 5. С. 248–249)

    

Наставления святителя Николая Японского
подготовил Роман Савчук

14 августа 2015 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 129 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
[1] Николай Японский, святитель. Дневники: В 5 т. СПб., 2004.
Комментарии
Николай Оводов15 февраля 2017, 23:25
Святый,равноапостольный,отче Николае,моли Бога о нас!
Фаина14 февраля 2017, 10:41
Святитель Николай Японский! Молю тебя о сыне моем Андрее: ныне он плохо учится, плохо себя ведет, болеет. Помоги ему своим заступлением за него пред Господом и Божьей Матерью - испроси для Андрея здравия душевного и телесного, удаление от всякого зла внутреннего и внешнего, помощи в жизни во славу Божью! Аминь!
Ирина30 августа 2015, 21:33
Спаси, Господь,всех,кто собирает такой материал и предоставляет широкому кругу читателей! Как это важно для нас,вышедших из безбожного прошлого!
Елана 22 августа 2015, 18:58
"Помните, что вы можете дать свет людям настолько, насколько он сияет в вас самих". Как это важно понять каждому
Константин15 августа 2015, 02:57
Опыт святителя равноапостольного Николая Японского очень важен сегодня для всех нас.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

День памяти святого равноапостольного Николая (Касаткина), просветителя Японии Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×