В связи с обострившейся в последнее время полемикой относительно целесообразности перевода православного богослужебного календаря на новый стиль и празднования Рождества Христова и других православных праздников в один день вместе с католиками и протестантами, редакция портала «Русский Афон» предлагает читателям ознакомиться с «Открытым письмом всем верным чадам Церкви Христовой, держащимся православного календаря и преданий Святой Кафолической Церкви», составленном в 1929 г. главой Пекинской православной миссии, митрополитом Пекинским и Китайским Иннокентием (Фигуровским, 1863 - 1931).
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, ДЕРЖАЩИМСЯ
ПРАВОСЛАВНОГО КАЛЕНДАРЯ
И ПРЕДАНИЙ СВЯТОЙ КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Нами получены скорбные вести о том, сколь жестокие гонения претерпевают твердо держащиеся преданий Святой Церкви Православной от лжебратии, дерзающей под защитой гражданской власти попирать Божественные законы и глумиться над ними. Выдавая себя за мудрецов и просветителей, эти волки в овечьей одежде дерзнули, поправ страх Божий, взяться за исправление законов Церкви Христовой; ослепленные дымным дмением миpa сего, они почитают себя превыше Апостолов и святых Отцов Церкви, устами коих вещал Сам Господь. Но обуил Бог всю мудрость их. Они даже не знают, о чем говорят, и не разумеют того, что хотят исправлять. И за реформу календаря взялись они, не ведая, что творят. Они утверждают, что наш Православный календарь далеко отступил от истины астрономической, а потому давно пора перейти на календарь григорианский, признанный учеными правильным и принятый всем богоотступническим миром.
Трудно сказать, лгут ли они, стараясь ввести в обман малых сих в вере, или же в неведении повторяют чужую ложь. Но разумевающему ясно, что ни в одном из их утверждений нет и следа правды. Они говорят, что православный календарь на 13 дней отстал от истинного календаря, почему равноденствие приходится на 8 марта, тогда как святые Отцы Первого Вселенского Собора постановили навсегда считать его 21 марта, что якобы и исправлено григорианским календарем. Доказать этого они, однако, не могут. Подлинника постановления Первого Вселенского Собора не сохранилось, и в нашей книге Правил никакого постановления Первого Вселенского Собора о равноденствии не имеется. Не сохранились также и другие документы, на которые так любят ссылаться новостильники. А большинство доказательств того, что Святой Первый Вселенский Собор постановил считать днем равноденствия 21 марта, были придуманы и подделаны католиками не раньше XVI века, чтобы подвести под ненужную и вредную реформу календаря 1582 года канонический фундамент. Так что утверждения новостильников, будто наш Православный календарь нарушает постановления Первого Вселенского Собора, ни на чем не основаны.
Не более обосновано и утверждение их, будто григорианский календарь правильный.Астрономы давно уже доказали, что совершенно правильный календарь составить вообще невозможно. А григорианский календарь при этом еще и так неудобен, что ученые всего миpa уже поднимают вопрос о замене его. Многие из них признали наш православный календарь настолько простым и удобным, что высказывались за возвращение к нему: Ньюкомб, Болотов и другие. Неосновательны и утверждения новостильников, будто введение григорианского календаря было вызвано необходимостью исправления календаря юлианского. Целью введения его было лишь желание иезуитов, приобретших к концу XVI века огромное влияние в католической церкви, окончательно порвать с византийским наследием Святых Отцов и Православным Востоком так, чтобы даже праздники праздновать в разное время.
Подобно этим главным, и другие второстепенные доводы, приводимые новостильниками в защиту календаря григорианского, также неосновательны и бездоказательны. Но не в этом их коренная ошибка, а в том, что они считают наш православный календарь и пасхалию солнечными, а не лунными. Они либо не знают, либо скрывают умышленно, что в основу нашего православного календаря положен календарь лунный. Мы, православные, празднуем Пасху совсем не по указаниям григорианского или юлианского календаря, а по календарю библейскому, по которому праздновал пасху ветхозаветный израиль, следуя заповеди Божией, данной чрез Моисея. Церковь Новозаветная, Православная, памятуя слова Спасителя: Доколе не прейдет небо и земля, ни иота едина или едина черта не прейдет от закона, доколе не сбудется все (Mф. 5, 18), свято хранит древний обычай праздновать Пасху по лунному календарю. Как жил на земле Спаситель наш Иисус Христос? Он жил тоже по лунному древнебиблейскому календарю. Вместе с ветхозаветным израилем приходил Он в полнолуние месяца нисана, первого месяца еврейского года, в Иерусалим на праздник пасхи. В это время Он и был предан, судим, распят и воскрес.
В год крестной смерти Спасителя пасха иудейская падала на пятницу и субботу. В пятницу 14 Нисана, в которую, как и ныне по церковному счислению, пасха начиналась с вечера в четверг; Господь был распят; в субботу 15 Нисана Он провел в покое гробовой пещеры, а рано утром в первый день недели, воскресенье – 16 Нисана – воскрес. Таким образом, события смерти и воскресения Спасителя неразрывно связаны с пасхой иудейской и должны следовать за ней. Поэтому-то уже с первого века христианства вошло в обычай праздновать святую Пасху Крестную, Великие Четверток, Пяток и Субботу, после пасхи иудейской. Самое слово «пасха» производилось от слова (песах. евр.) – [букв. переход, иносказ. страдать]. А по истечении Пасхи Крестной праздновалась Пасха Светлая, как это и доныне содержит Святая Церковь.
Чтобы увековечить этот порядок и навсегда сохранить эту связь, святые Апостолы постановили праздновать святую Пасху вслед за пасхой иудейской, после весеннего равноденствия. Так как равноденствие бывает в сентябре и марте, и с давних пор новый год начинался или с сентября или с марта, то Пасха, празднуемая после равноденствия, никогда не могла упасть на конец года, а всегда на начало. От этого правила святая Церковь никогда не отступала; если и были споры, то только о том, можно ли Пасху Крестную праздновать одновременно с пасхой иудейской. Вследствие этих споров и было вынесено постановление Собора Антиохийского, правило первое, о времени празднования Пасхи. Этим постановлением была подтверждена неизменность правил Апостольских. Затем, в IV веке, была составлена православная пасхалия. Составляла ее самая ученая Церковь древности – Александрийская, перед которой католические реформаторы XVI века были не больше, как дерзкие невежды, исказившие ее совершеннейший труд. Цель составления пасхалии была в том, чтобы Пасха праздновалась везде в одно время и чтобы при этом всегда строго соблюдалось Апостольское правило – не праздновать Пасху раньше пасхи иудейской или одновременно с нею.
Ученейшим составителям пасхалий прекрасно было известно, что юлианский календарь, который они согласовали с лунным еврейским, не точен, но они знали также, что не точен и лунный календарь, и что ошибка юлианского календаря настолько точно исправляет ошибку календаря лунного, что, по свидетельству астронома Предтеченского, ошибка нашей пасхалий – таблиц лунного течения – не превышает трех часов за 1900 лет. Этим и объясняется тот поразительный факт, что наша пасхалия, составленная в IV веке и с тех пор ни разу не исправлявшаяся, доныне безошибочно указывает фазы Луны и время празднования пасхи иудейской. Поэтому всякая попытка «исправить» или заменить нашу пасхалию должна рассматриваться как попытка изъять из сокровищницы церковной одну из великих ея ценностей, которою она по справедливости может хвалиться даже пред учеными нашего времени.
Но и без пасхалии и без специальных вычислений каждый православный легко может определить день празднования Пасхи. Пускай он следит за направлением теней при восходе Солнца и заметит тот день, когда тени будут падать прямо на запад. День этот будет днем равноденствия. Затем ему нужно обратить внимание на Луну и заметить тот день, когда Луна взойдет на востоке одновременно с заходом Солнца и зайдет одновременно с восходом его. В этот день, когда полная Луна будет светить всю ночь, и будет день полнолуния, день пасхи иудейской. В следующий за полнолунием четверг начнется крестная Пасха христианская, и в воскресенье будет Пасха Светлая. При этом нужно помнить только одно, что полнолуние считается пасхальным только тогда, когда оно случится не раньше десяти дней после равноденствия, то есть не раньше 18 марта. Самая ранняя Пасха будет тогда, когда полнолуние упадет на 18 марта в среду, 19 марта будет великий четверг, а 22 – Светлая Пасха.
Если же полнолуние упадет на дни ранее 18 марта, то Пасха переносится на месяц апрель. Пасхальным полнолунием будет считаться полнолуние 18 апреля, это и будет день пасхи иудейской. Если день этот упадет на воскресенье, то Крестная Пасха начнется в четверг 22 апреля, а Светлая Пасха будет 25 апреля, самая поздняя Пасха. Таким образом, каждый без календаря и без пасхалии всегда может точно определить день празднования нашей Пасхи православной. Итак, мы со спокойной совестью можем держаться нашего православного календаря и пасхалии. Следуя им, мы никогда не будем праздновать Пасху раньше иудеев или вместе с ними, и не будем повинны в нарушении святых канонов.
Твердо будем помнить, что нас заставляют держаться православного календаря именно те же причины, которые побудили святых Апостолов и Отцов Антиохийского Собора сделать постановления о праздновании Пасхи, ибо если мы последуем календарю григорианскому, то нам придется частенько праздновать нашу Пасху до пасхи иудейской, подчас и в один день с иудеями и с их отродьем – масонами, от чего да сохранит нас Господь. Мало этого. С переходом на новый стиль весь строй жизни церковной будет нарушен. Так, например, в этом 1929 году совсем исчез бы Петров пост. По новому стилю 29 июня падает на субботу пред неделею Всех Святых, – да и другие посты сократятся. Зело приятно это для лжебратии, так почему бы им вместе с календарем католическим не ввести и постов католических, и в святую Четыредесятницу не утешаться сырами и яйцами? Мы не препятствуем новостильникам вводить у себя новый стиль. Пусть они делают, как хотят. Пусть отменяют посты, празднуют Пасху с иудеями, пусть нарушают Божественные каноны. Бог им судья!
Но зачем они стараются и нас сделать соучастниками их беззаконий и жестокими гонениями принуждают нас отречься от переданных нам Отцами обычаев, не противоречащих ни Священному Писанию, ни Преданию? Жила же вся Церковь до злополучного 1583 г. по юлианскому календарю и никому это не мешало, почему же теперь вдруг стало мешать?
Да к тому же, строго говоря, в основе нашего православного календаря лежит совсем не юлианский и даже не лунный календарь, а недельный счет времени, что ясно видим из наших богослужебных книг, где счет ведется понедельно. С самого сотворения миpa мы кончаем свои дела в шестой день, а седьмой день посвящаем Богу. Ныне и многие цивилизованные страны оставили месячный счет времени и все расчеты производят понедельно. Не имея никаких доводов в пользу реформы, новостильники насилием хотят нас заставить поверить их суемудренным доводам в защиту нового стиля. Они притесняют нас за то, что юлианский календарь научно не так точен, как календарь григорианский. Но да будет им известно, что не подобает православным в церковной жизни руководствоваться не благодатью, а наукой.
Мы видим, к чему привело западников увлечение наукой, как в угоду ей они извратили пасхалию, которая часто приводит их к нарушениям того закона церковного, ради соблюдения которого и была составлена пасхалия. Новостильники притесняют нас за то, что православный календарь, которого мы держимся, через тысячу лет окажется, по их мнению, негодным. Но пускай вспомнят эти зазнавшиеся неучи, что древнеегипетский календарь был еще неправильнее, однако это не мешало культурнейшей нации древнего миpa тысячелетиями придерживаться его и даже специальными законами ограждать от всяких реформ. Да и что нам до того, что будет через тысячу лет, когда Спаситель заповедал нам не заботиться о завтрашнем дне? Сомнительно даже, что и Земля-то наша просуществует столько времени. Куда же нужны будут их реформированные календари, когда, по обетованию Спасителя, и времени больше не будет!
Но напрасно мы будем стараться убедить упорствующих новостильников. Если бы мы привели и еще более веские возражения против их реформы, они все-таки не вняли бы словам правды. Так и должно быть, ибо они только личину надели на себя любви и ревности о благе Церкви. На самом же деле они руководятся совсем иными, далеко не религиозными целями, исполняя веления тех, кои уже много веков подрывают устои Церкви Христовой. Не григорианский календарь важно им ввести, а отменить наш православный календарь и ввести этим разлад и смуту в среду верующих, произвести раскол и угасить братскую любовь. Они подняли пяту свою на все наши обычаи церковные, Отцами переданные, стариной освященные, ибо хорошо знают слуги князя миpa сего, что именно обычаями и крепка наша Православная Церковь. Отлично знают они, что святы и премудры Божественные каноны и что необоримой стеной ограждают они Святую Церковь от тленного духа миpa сего, от тех, кто принял печать антихриста; поэтому и прилагают они все усилия, чтобы отменить каноны, ибо после этого Святая Церковь останется без кормила и сделается игралищем ветров миpa сего. Неустанно и упорно подрывали враги Христовы устои Святой Его Церкви, чтобы на ее месте поставить другую церковь, святилище самообожествившагося человечества, храм масонский, капище сатаны.
А посему да не подумает кто, будто мы стязуемся ради времен, месяцев и дней, и терпим лишения и гонения ради полнолуний и равноденствий. Мы стоим за Церковь Святую, Ее защищаем от сил адовых, восставших на нее. Знают враги Христовы, какое громадное значение имеют для жизни нации и Церкви праздники и посты в определенное, для всех обязательное время, знают они, что это самое сильное связующее начало для нации, государства, а тем более для Церкви. Весь строй жизни ветхозаветного израиля строился на основе праздничных дней: с ними соединялись не только религиозные церемонии, но и социальные реформы и все устройство быта. В седьмой год покоилась Земля, и весь урожай необработанных полей и плодовых садов оставлялся бедным и зверям. К году же 50-летнего юбилея отпускались на свободу рабы и возвращались коренным владельцам все обработанные ими участки земли. Таким образом, исправлялись все социальные нестроения. Вот почему иудеи больше всего боялись, что Христос пришел отменить их праздники, это связано было с потерей их национальности [см. житие Апостола первомученика и архидиакона Стефана. Жития Святых. 1904, декабрь, с. 755]. Вот почему святые Апостолы так строго постановили заменить еврейские праздники христианскими, вот почему так яростно стараются ныне большевики уничтожить праздники. Еще святой пророк Давид Духом Святым предсказал, как приступят враги Божии к борьбе со Святой Церковью (Пс. 73).
Да не прельстит нас поэтому кто лестию, будто мы сражаемся, аки воздух бия! Нет, Господь удостоил нас воинствовать за Святую Церковь и страдать за имя Его. Честь и хвала принявшим гонение и лишения, вечная слава удостоенным от Господа венца мученической кончины! В Церкви Христовой нет ничего малоценного, нет ничего неважного, ибо в каждом обычае воплотился Дух Божий, Которым Церковь живет и дышит. Всякий, дерзающий восставать на обычаи и законы церковные, основанные на Священном Предании и Писании, восстает на Духа Божия и сим являет всем, имеющим очи видеть, какого он духа. Достойно и праведно Святая Церковь изрекает на таковых анафему.
Молю Господа, да укрепит Он ослабевших, да обратит заблудших и да умирит верных Своих миром Своим; не тем, который дает мир сей, но миром свыше!
+Иннокентий, Митрополит Пекинский и Китайский
«Церковный вестникъ», 1929 г.
Справка:
Иннокентий (Фигуровский) (1863 - 1931), митрополит Пекинский и Китайский,Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В миру Иван Аполлонович Фигуровский, родился 22 февраля 1863 года в семье священника. Обучался в Красноярском духовном училище и Томской духовной семинарии. В 1884 году рукоположен во священника. В мае 1886 года был принят в 4-й класс Санкт-Петербургской духовной семинарии, которую окончил в 1888 году, поступив сразу в столичную духовную академию. Во время учебы в академии в 1890 году был пострижен в монахи и принял имя Иннокентий. В 1892 году получил степень кандидата богословия и стал смотрителем Александро-Невского духовного училища. В 1894 году был возведен в сан архимандрита и занял пост ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1895 году стал настоятелем Московского Покровского миссионерского монастыря.
28 сентября 1896 года назначен начальником Русской духовной миссии в Китае. Перед отправкой в Китай посетил Святую Гору Афон, где попытался найти подвижников, готовых отправиться с ним в Китай для проповеди Православия. В дальнейшем состоял в переписке со святогорскими подвижниками. По прибытии в Пекин в марте 1897 года сразу развернул активную деятельность: организовал работу по составлению словарей и переводу на китайский язык богослужебной литературы, открыл типографию и переплетную мастерскую, а также миссионерские школы в Тяньцзине, Шанхае, Пекине и т.д.
В 1900 году, во время массового антихристианского восстания ихэтуаней ("боксеров") в Китае, поддержанного китайскими властями, отказался покидать Пекин. Тогда в Китае язычниками было убито около 300 православных китайцев. Архимандрита Иннокентия чудом удалось спасти от озверевших язычников. Он безстрашно продолжал служить и проповедовать. Во время трехмесячной осады европейского квартала Пекина отец Иннокентий, рискуя жизнью, оказывал прямо на передовой медицинскую помощь раненым, отпевал убитых. Когда после погромов в Санкт-Петербурге хотели ликвидировать Миссию, о. Иннокентий приложил все усилия, дабы ее сохранить. 3 июня 1902 г. он был возведен в сан Епископа Переяславского. На Поместном Всероссийском Соборе в апреле 1918 года его титул был сменен на Пекинского.
Считал, что духовенство и Церковь не должны служить государству, властям и политическим силам, но только Богу. В одном из писем, критикуя падение нравов среди духовенства, он писал: «...по соображениям чисто материального расчета русское духовенство из пастырей сделалось наемниками, из пророков – льстецами и из защитников угнетаемых – угнетателями». Он выступал против превращения Церкви в государственную казенную структуру. «Пастырь не должен идти по течению и приспособляться к обстоятельствам; его долг – благовременно и безвременно наставлять, обличать и запрещать всякого согрешающего, а наипаче обличать сильных мира сего, когда они отступают от истины... Ведь может случиться, что духовенство, покорное всякому правительству, неожиданно для себя из прислужников Львова, Чхеидзе и Ко окажется слугами Ленина и самого антихриста. Нет, если духовенство желает быть свободным, оно должно навсегда отказаться от казенного пайка... Путь к этому указан Самим Богом», – писал вл. Иннокентий в 1917 году в «Китайском Благовестнике».
Советскую власть считал «лживой и богоборческой». Был непримиримым противником любых форм обновленчества.
Весной 1921 года был возведен в сан архиепископа согласно постановлению Синода и указу св. Патриарха Тихона. В 1922 году решением Архиерейского Синода РПЦЗ была учреждена самостоятельная Пекинская и Китайская кафедра, которую владыка возглавил как правящий архиерей. В 1928 году Синодом РПЦЗ удостоен сана митрополита. Скончался 28 июня 1931 года, похоронен был в склепе церкви Всех святых мучеников Китайских на территории Пекинской духовной миссии.
Считал, что духовенство и Церковь не должны служить государству, властям и политическим силам, но только Богу. В одном из писем, критикуя падение нравов среди духовенства, он писал: «...по соображениям чисто материального расчета русское духовенство из пастырей сделалось наемниками, из пророков – льстецами и из защитников угнетаемых – угнетателями». Он выступал против превращения Церкви в государственную казенную структуру. «Пастырь не должен идти по течению и приспособляться к обстоятельствам; его долг – благовременно и безвременно наставлять, обличать и запрещать всякого согрешающего, а наипаче обличать сильных мира сего, когда они отступают от истины... Ведь может случиться, что духовенство, покорное всякому правительству, неожиданно для себя из прислужников Львова, Чхеидзе и Ко окажется слугами Ленина и самого антихриста. Нет, если духовенство желает быть свободным, оно должно навсегда отказаться от казенного пайка... Путь к этому указан Самим Богом»