Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Традиция базируется не на гамбургерах. Интервью с Юрием Соломиным

В гостях у программы «Верую! Из жизни знаменитых современников» телеканала «Союз» – народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин


Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин
Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин
– «Остерегайся совершать необдуманные поступки, за которые тебе придется расплачиваться всю свою жизнь», – это слова главного героя художественного фильма «Адъютант его превосходительства», на котором выросло не одно поколение… Фильм был снят в 1969 году, с тех пор список Ваших ролей только рос, – но мне хотелось бы поговорить о театре: Вы уже 24 года художественный руководитель Государственного академического Малого театра России. Он считается хранителем традиций русского классического театра. Скажите, чего стоит сегодня сохранение этого направления в искусстве?

– Сейчас в каждой профессии очень трудно сохранять традиции. Я понимаю молодежь, она хочет чего-то новенького, но не все же мобильные телефоны решают. Поэтому традиции – хорошо. Я люблю, особенно когда Малый театр за рубежом, посидеть где-нибудь в скверике или походить по улицам; я никогда не захожу в магазины. Так было и в 1960–70-е годы – я останавливался, смотрел, как люди ходят, как в кафе сидят, как разговаривают. В разных странах абсолютно разные темпоритмы жизни. Но я проверил на себе: когда где-то бываешь много раз, то замечаешь, что традиции остаются и передаются из поколения в поколение. Мы почему-то хотим все время, чтобы было что-то новое. Традиция базируется не на гамбургерах – это другое, понимаете...

– Но даже Большой театр пошел по пути новых экспериментальных постановок, хотя казалось, что он должен быть той самой традицией, хранителем классического репертуара. Любой иностранец, приезжая в Москву, шел в Большой театр и сразу понимал все о классическом русском искусстве. Я недавно натолкнулась на статью «Большой театр потонул в эротике» – это было сказано о новых постановках с приглашением западных постановщиков. Вы не боитесь, как человек, отдавший жизнь русскому классическому театру, что русский театр вообще может исчезнуть вместе с Достоевским, Чеховым, Островским, Гоголем, Булгаковым?

– Он никогда не исчезнет, пока бьется в зрительном зале хоть одно сердце. Потому что такое же сердце бьется и на сцене.

Русский театр был создан императрицей Елизаветой Петровной в 1756 году, тогда же, когда и Московский университет, Петербургский театр, Александринка, тогда там был центр, а Малый театр родился в университете из выставок художественной самодеятельности. Туда подключились потом Мочалов, Щепкин, потом был петровский театр на месте Большого театра... В 1756 году почему-то ей захотелось сделать русский театр, национальный, хотя по происхождению она была не чистокровная русская. Она же дала литературе свободу...

Я сейчас более или менее свободен: мы в отпуск пошли. Но почему-то каждый день вспоминаю какого-то автора, это бывает либо Лев Толстой, либо Тургенев, перечитываю – я их знаю. Я на Чехове проверяю (когда я вижу некоторые постановки Чехова, мне становится обидно за его имя или Островского – обидно, потому что эти авторы этого не писали). Если бы Чехов хотел написать Раневскую наркоманкой, он бы по-другому написал – он же был доктор. Он писал не о наркомании – он писал о взаимоотношениях человеческого рода, между людьми. Почему Чехов очень воспринимаем везде? У него во всех пьесах треугольник. И гибнут люди, и влюбляются, и страдают, и умирают; так же и у Островского. Давайте возьмем и Пушкина – там везде это есть. И Федя Протасов у Толстого в «Живом трупе» не бомж – человек из дворянского общества. Но почему это с ним произошло? Это из-за треугольника. Есть люди слабые, есть сильные и мужественные. Поэтому я не понимаю, когда смотрю переиначенные спектакли авторов, да даже и Шекспира, – за что его так мордуют, и Мольера, и Гольдони? Не берите, если вы из этого хотите сделать какое-то шоу. Полунин же делает свои шоу – там можно и смеяться, и плакать. Почему же, допустим, Раневская наркоманка? Если она пьет таблетки, это не значит, что она наркоманка, – у нее сын утонул.

– А может, такая вольная трактовка классики, иногда очень грубая, связана с мощными переменами, что произошли за последние 20 лет?

– Есть театры, в которые ходит зритель с детства. И еще есть театры, куда ходят семьями. Им не стыдно. Бывает, идешь на классику, и там показывают не понять что, а ты идешь с 10–12-летним ребенком. Я уже не говорю о том, что показывают по телевидению. Даже я смотрю иногда и закрываю глаза.

Да, мы в Малом театре классику ставим так, чтобы она была понятна зрителю. Вообще, русский театр – прочувственный театр, поэтому и возникла здесь система Станиславского – это не просто вымучено или придумано, Станиславский очень хотел понять. Он был же не профессионал вначале и был взрослым человеком, когда начал учиться культуре, театру и так далее. А нас сейчас хотят удивить. Но удивить надо тем, что заложено в человеке. Почему говорили раньше – «она потрясает» или «он потрясает». Что значит – потрясло? Если теперь «потрясающий» перевести на русский язык, это значит – «ну, достало»!

– Мы хотим от нашего телеканала «Союз» подарить документальные фильмы об истории России, в частности, фильмы о последнем Государе Николае II (я к этому проекту имею непосредственное отношение, семь лет посвятила этой теме). Что бы Вы пожелали нашему каналу?

– Канал у вас хороший, дай Бог ему жизни хорошей. Но надо идти дальше – через Владивосток, Тихий океан – красивые места очень. Там тоже много русских ребят.

– Спасибо Вам за интервью!

Рейтинг: 9.7 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Марина28 августа 2012, 12:45
Спасибо за интервью!Замечательный, прекрасный актёр,очень его люблю!
Иван Назаров27 августа 2012, 20:09
Вот поэтому вы и сыграли адъютанта его превосходительства обыкновенного русского человека дорогой вы наш Юрий Мефодьевич Соломин.
Геннадий27 августа 2012, 17:41
Уважаемый Юрий Соломин в своем интервью говорит следующее:
- театр - место иллюзий и подиум самовлюбленных лицедеев;
- современный театр - место фальсификаций литературной классики и разврата.
Все правильно, именно примерно в таком ключе и формулировалось мнение православных мыслителей с момента появления христианства.
Если Вы тонкая и духовная натура, то конечно поплакать и посмеяться надо идти в театр, там все чистенько, а в перерыве можно на культурных людей поглядеть, пока пирожное кушаешь. Зачем время терять скучая, будучи сытым и обеспеченным?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Елена Козенкова

Новые материалы

Выбор читателей

×