«Сокровище драгое, из недр земли воссиявшее»

Монахиня Мариам (Юрчук) об истории Креста Господня

О месте обретения Животворящего Креста Господня, преданиях, связанных с ним, его, прямо скажем, непростой судьбе на протяжении веков рассказывает монахиня Мариам (Юрчук), насельница Горненского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме, гид и автор книг-путеводителей по Святой Земле.

    

– Праздник Воздвижения связан с удивительными событиями обретения Креста Господня. Но прежде, чем перейти к ним, хотелось бы, чтобы вы рассказали о днях, последовавших за крестной смертью и воскресением Христа. Спаситель был снят с Креста и погребен. Куда дели орудие Его казни палачи?

– В иудаизме есть строгие правила, зафиксированные в Вавилонском Талмуде. Независимо от вида казни (хотя распятие на кресте не практиковалось как вид казни у евреев), орудие исполнения приговора нужно было зарыть в земле или даже положить в гроб вместе с телом. Но Крест был огромен. Распиливать его не было времени, потому что наступала иудейская пасха. Поэтому Крест был сброшен в находившуюся неподалеку от места распятия старую водосборную цистерну, которой уже давно не пользовались, и засыпан землей. Туда же бросили и два креста разбойников.

Промыслом Божиим было так устроено, что величайшая христианская святыня пролежала в земле почти нетронутой. Европейские историки пишут, что Крест был обретен царицей Еленой, но вот по сирийской традиции, например, Крест был найден некоей женщиной. Небольшая деталь, которая на самом деле ничего не меняет.

– История обретения Креста неразрывно связана с обнаружением царицей Еленой Гроба Господня. Есть ли сведения о том, как первые христиане собирались на этих святых местах, оберегали их, молились?

– Прямых свидетельств, записанных древними историками, нет. Во-первых, после Воскресения Господа началось сильное противостояние между уверовавшими во Христа евреями и Его противниками. А затем было восстание 66 года, начались войны с Римом – Первая Иудейская война, Вторая…

    

Есть свидетельства историков о том, что в более позднее время на Святую Землю совершались паломничества христиан. Об этом писали Ориген, Евсевий Кесарийский и другие.

Но не будем забывать, что в ходе военных действий Иерусалим многократно горел. И например, библиотека, которую собрал епископ Иерусалимский Александр, где было множество древних манускриптов, возможно, и свидетельств, погибла – полностью была сожжена. Так что сегодня историю того периода собирают по крупицам.

– Но место сокрытия Креста Христова было известно христианам Иерусалима?

– О месте распятия и погребения Христа верующим было известно. Сократ Схоластик прямо сообщал об этом в «Церковной истории»: «Мудрствующие о Христовом чтили эту гробницу со времени страстей». Так что память о Гробе Господне жила в народе Божием со времен распятия.

– Знали об этом не только христиане? Есть ведь предание о «старом еврее Иуде», помнившем, где был сокрыт Крест.

– Об этом писали почти все историки: Иуда указал место, где был спрятан Крест Господень. После обретения он уверовал и крестился с именем Кириак (Квириак). В дальнейшем его рукоположили в епископы, и Кириак принял мученическую кончину за Христа во времена императора Юлиана Отступника.

– А из какого дерева и как был сделан Крест Господень? Ведь, пролежав три столетия в земле, он довольно хорошо сохранился. Очевидно, что так же хорошо сохранились и два других креста, обнаруженных царицей Еленой на месте раскопок, ведь нашедшие их не смогли «на глаз» определить, какая из трех находок настоящая святыня. Что говорит об этом предание?

– Крест Господень – это святыня. И мощи святых остаются нетленными, тем более орудие нашего спасения не могло истлеть, даже 300 лет пролежав в земле.

Крест Господень – святыня, орудие нашего спасения, и оно не могло истлеть, даже 300 лет пролежав в земле

Что же касается дерева, из которого сделан Крест… Определить это – задача, скорее всего, церковной археологии.

В христианской традиции бытует множество апокрифических историй. Во многом они схожи, так как основаны на глубоком смысле библейских слов: их некогда произнес пророк Исаия: Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих (Ис. 60: 13). Очень трогательное и красивое пророчество. У греко-католиков до сих пор на священнических облачениях эти слова пророка вышиваются.

Этому пророчеству придается большое значение, и вот почему.

Древо Креста Господня соотносят с райским Древом Жизни. Ведь через Древо грех пришел в мир, когда Адам и Ева вкусили плод. И здесь есть прообразовательный смысл, связь с Крестным Древом. Плод нового Древа, расцветшего на Голгофе, – это Тело нашего Господа. Мы принимаем это Тело в Таинстве Евхаристии, и Оно в полном смысле несет нам спасение. Такой глубокий богословский смысл лежит в основе ряда апокрифов на тему Креста Господня, но уже довольно поздних. Хотя эти апокрифы и получили распространение среди народа и переводились почти на все языки, на которых велась проповедь. В них проводится связь между Древом, с которого началось падение Адама, и Древом, через которое мы получили спасение.

Древо Жизни. Апсида Сан Клементе Древо Жизни. Апсида Сан Клементе     

Есть еще история о том, как Пресвятая Троица в виде трех Ангелов, посетив Авраама в Хевроне, оставила у дуба Мамврийского три посоха – из кедра, певга и кипариса, произраставших в Райском саду. И после падения Лота, племянника Авраама, согрешившего со своими дочерьми, когда он пришел за советом, что делать, Авраам благословил ему поливать водой из Иордана три воткнутые в землю посоха, пока они не зазеленеют. Лот посадил эти посохи в долине, где сегодня стоит монастырь, и долго-долго, преодолевая препятствия и искушения от диавола, ходил за водой на Иордан.

Со временем все три посоха проросли и образовали большой красивый триединый ствол по образу Троицы. В период строительства Соломоном ветхозаветного Храма в Иерусалиме это дерево срубили, но не смогли использовать, потому что оно постоянно менялось в своих размерах. Предание сообщает, что дерево пролежало в Овчей или в Силоамской купели почти 900 лет! Ну, а когда пришло время страданий Христа, вспомнили о Лотовом древе, и фарисеи и книжники предложили сделать из него орудие казни Спасителя. Вот такая причта-легенда.

Когда пришло время страданий Христа, вспомнили о Лотовом древе

– Кульминация обретения Креста – торжественное его воздвижение после чудесного воскрешения мертвого и исцеления больной его силой. Расскажите о месте водружения Животворящего Креста.

– Находится оно в самой нижней точке комплекса храма Гроба Господня – в подземном храме. Формально этот храм принадлежит в наше время Католической церкви, но Иерусалимская Патриархия – ввиду сложных исторических обстоятельств – ведет за него судебные споры. Место обретения Креста украшено мраморной табличкой с надписью на греческом языке: «Иисус Христос – Победитель». Датируется эта надпись 1810 годом. Очень интересное место. Там работали археологи уже в наше время и доказали, что еще в период, когда царь Соломон строил Храм, отсюда, скорее всего, добывался камень для постройки Иерусалимского Храма.

– Что же происходило дальше – с момента обретения Креста Господня и до наших дней?

– После обретения Крест стал величайшей святыней, хранился в храме Гроба Господня. Есть свидетельства паломников, датированные IV веком, о том, с каким благоговением христиане прикладывались к Кресту. Существовал целый чин поклонения ему. Паломница по имени Этерия, посетив Иерусалим в 380 году, описывает чин так: два диакона держали Крест, чтобы его никто не похитил. Кстати, речь шла о перекрестии – сердцевине Креста, так как другие его части были переданы в Константинополь и Рим. Паломники подходили поклониться Кресту с великим благоговением. Прикладывались челом, глазами, но руками никто не смел дотронуться. Но дошли и такие необычные свидетельства: некоторые, прикладываясь к Кресту, незаметно от других откусывали кусочек святыни, чтобы принести ее на свою родину – чтобы земляки смогли разделить радость поклонения Кресту с вернувшимся из дальнего странствия собратом.

Судьба Креста Господня связана с множеством войн. Когда персы пришли на Святую Землю, Древо Креста Господня было увезено в качестве трофея царем Хосровом II. Но через 14 лет император Ираклий разгромил персов и вернул святыню в Иерусалим. Об этом есть трогательная история. Ираклий въезжал в город на коне, в царской диадеме, во всем благолепии царских одежд, через Золотые ворота, и там его остановила невидимая сила. Ангел Божий явился Ираклию и напомнил, что не так Христос нес Крест на Голгофу. Царь понял, что ему не хватает смирения. И тогда он снял царские одежды, разулся, надел льняную рубаху и, босой, внес на себе Крест в Иерусалим. С той поры Крест хранился в специальной сокровищнице.

И тогда он снял царские одежды, надел льняную рубаху и, босой, внес на себе Крест в Иерусалим

Позже, когда в Святую Землю пришли крестоносцы, греческое духовенство спрятало Животворящее Древо, опасаясь за сохранность святыни. Но крестоносцы все-таки Крест нашли. В 1187 году состоялось их сражение с войсками Салах ад-Дина, в Нижней Галилее, у подножия горы «Рога Хаттина». В Ветхом Завете описаны случаи, когда евреи брали на войну Ковчег Завета с мыслью, что не ради их, грешных, а ради этой святыни Господь поможет им в битве. Точно так же крестоносцы взяли тогда с собой ковчег с Древом Креста. Епископ из Акко стоял на горе Хаттин с Крестом Господним, а в долине шла страшная битва между христианами и мусульманами. По данным историков, в той битве погибло 20 тысяч крестоносцев. Несколько мусульманских воинов прорвались на гору к епископу и убили его. И Древо Креста вновь было захвачено.

Что же было потом? Об этом и мусульманские, и христианские историки того времени молчат, что довольно странно. Такая святыня – и вдруг забыта. Есть версия, что европейские правители выкупали Древо Креста у мусульман по частицам. Но это были неофициальные сделки, потому что у мусульманских историков об этом ни слова. Так что судьба иерусалимской части Креста, самой его сердцевины, покрыта тайной. Покрыта тайной так же, как и величайшая ветхозаветная святыня – Ковчег Завета. В общем, на битве в Нижней Галилее история иерусалимской части Креста Господня заканчивается.

Самая большая из известных частей Животворящего Креста (Храм Гроба Господня) Самая большая из известных частей Животворящего Креста (Храм Гроба Господня)     

– Части Животворящего Креста разошлись по всему свету. Есть ли в храме Гроба Господня сегодня эта святыня?

– Да, в храме Гроба Господня пребывает самая большая из дошедших до наших дней частиц Креста. Она хранится в сокровищнице храма в специальном реликварии. Из других частиц самая крупная находится в Греции, в музее Элладской Патриархии.

Крест-реликварий со святыней обычно выносится из сокровищницы на все праздники, чтобы верующие могли поклониться ей. Конечно же, и в праздник Воздвижения Креста Господня.

С монахиней Мариам (Юрчук)
беседовал Владимир Басенков

26 сентября 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Крест, ограждающий и вразумляющий нас Крест, ограждающий и вразумляющий нас Крест, ограждающий и вразумляющий нас Крест, ограждающий и вразумляющий нас
Крестное знамение или начертание в наших домах знака креста являются живым проявлением веры и любви к Распятому и Воскресшему Христу.
Логика Евангелия – логика Креста Христова Логика Евангелия – логика Креста Христова
Истории о Кресте и силе Крестной
Логика Евангелия – логика Креста Христова Логика Евангелия – логика Креста Христова
Истории о Кресте и силе Крестной
Я изнемогал. И вот я вижу небольшое строеньице, вхожу… Я очутился прямо перед огромным старинным Распятием. Я ожил. Я точно вышел в открытый космос, и время явно остановилось. Крест! Чтобы понять его истину, ее надо впустить внутрь себя.
Пленение Креста Господня и его возвращение в Иерусалим Пленение Креста Господня и его возвращение в Иерусалим
Протоиерей Владислав Цыпин
Пленение Креста Господня и его возвращение в Иерусалим Пленение Креста Господня и его возвращение в Иерусалим
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Крест Господень, увезенный шахом Хосровом в 614 году после взятия Иерусалима, был возвращен в Святой Город 16 лет спустя, когда война с Персией победоносно завершилась. Праздник Воздвижения Креста Господня с тех пор стал и днем памяти об этом событии.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×