Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

«Воскресение Христа — до сих пор новость»

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Фото: Yorgos Karahalis/AP/TASS Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Фото: Yorgos Karahalis/AP/TASS     

Чем примечательна Пасха на Святой Земле и что разочаровывает паломников у Гроба Господня, рассказывает диакон Александр Занемонец — историк, византинист, клирик Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции (Московский Патриархат), который с 2007 года служит в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

— Отец Александр, вы служите в «эпицентре Воскресения». Пасха на Святой Земле особенная?

— Пасха всегда особенная. Для меня на Святой Земле по-особенному переживается даже не само Воскресение, а Страстная седмица и евангельская история вообще: ты буквально ходишь по тем же камням, что и Господь.

— Не было ли у вас страха, что служение у главной христианской святыни станет привычкой?

— Конечно, ко всему привыкаешь, но у меня пока не проходит ощущение чуда от жизни на Святой Земле и служения у Гроба Господня. Помню, ехал как-то в гости в Старый город, опаздывал. Звоню по телефону: «Знаете, я сейчас проеду Гефсиманию, припаркуюсь на Сионской горе и через 15 минут буду у вас». Кладу трубку и понимаю, что это же библейский маршрут! На Сионской горе жил царь Давид, с нее начинался Иерусалим, там были Тайная вечеря и Пятидесятница. В Гефсимании — начало крестного пути. Да, сегодня на Сионе парковка, но от этого ощущение чуда не проходит.

Дьякон Александр Занемонец. Фото: facebook Дьякон Александр Занемонец. Фото: facebook     

— Некоторые экскурсоводы на Святой Земле обещают показать чуть ли не дерево, под которым Христос был взят под стражу, хотя Гефсиманский сад довольно большой, да и деревья, наверное, в нем уже другие…

— Гиды говорят то, что люди хотят от них услышать. Но мы не знаем таких подробностей — в Евангелии этого нет. Однако мы можем предположить, какие были границы Иерусалима во времена Христа, знаем, где находится Галилейское озеро, где — Иудейская пустыня. Хотя за 2000 лет на Святой Земле очень многое менялось, ландшафт остался прежним. И маслины в Гефсиманском саду — такие же, как были тогда.

— Как вы относитесь к паломникам — они не раздражают? Например, на Пасху, когда хочется помолиться на литургии.

— Для меня празднование Пасхи на Святой Земле в основном и связано с паломниками. И это отличная профилактика рутины, уныния! Я вижу людей, для которых многое впервые: они Евангелие прочитали недавно, в церковь пришли недавно, на Святую Землю приехали впервые. Это всем впечатлениям придает новизну и свежесть. Знаете, как радостно бывает оказаться на венчании молодых друзей или на крещении новообращенных? Примерно такое же впечатление от того, чтобы встречать Пасху на Святой Земле с теми, для кого это происходит в первый раз.

Туристы и паломники в храме Гроба Господня. Фото: Debbie Hill/Imago/TASS Туристы и паломники в храме Гроба Господня. Фото: Debbie Hill/Imago/TASS     

— Вы рассказывали, что нередко встречаете паломников, которые никогда не читали Библию. Для европейца, даже неверующего, это удивительно.

— Да, это особенность многих русских и украинских паломников, в некотором роде замечательная (скажем, у западноевропейцев это обычно по-другому). Я думаю, что очень часто это именно те люди, которые на подходе к Церкви.

И мне кажется очень важным, когда человек, посетив Святую Землю, возвращается к себе домой и читает или перечитывает Евангелие уже совершенно по-другому, потому что своими глазами видел Иордан, Фавор, Иерусалим! Это очень похоже на то, как выглядело христианское паломничество в IV-V веке. Тогда по ходу христианизации Римской империи и после обращения императора Константина началось паломничество на Святую Землю. До этого христианам никакие поездки к святым местам не были нужны — хватало понимания, что тебя могут казнить в Колизее в любой момент. Но когда гонения прекратились, огромное количество вчерашних язычников начало приходить в церковь, а паломничество стало одним из способов церковной катехизации.

Сегодня люди тоже воцерковляются по-разному: кто-то читает книги, кому-то удается влиться в приходскую общину, кто-то встречает праведного человека… Ну а кто-то приходит к Богу через посещение святых мест.

Меня в каждой новой паломнической группе поражает: мы, верующие, столько делаем всего, чтобы отвратить людей от Церкви, а Господь все равно новых и новых людей приводит! Им неинтересны ни немощи духовенства, ни какие-то внутрицерковные проблемы. Главное — человек узнал о Христе и идет к Нему!

Гефсиманский сад. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Гефсиманский сад. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС     

— На ваш взгляд, насколько обязательно паломничество к местам жизни Христа? Нужно ли верующему к этому стремиться?

— Опытные в духовной жизни люди говорили: если будешь хорошо молиться, будет тебе в келье и Афон, и Иерусалим. Я думаю, это правда. Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович) чуть ли не на всех континентах побывал по долгу своего служения, но не заезжал в Иерусалим, что меня всегда поражало. Видимо, ему внутренне это не было нужно.

Но пока в нашей «келье» нет Афона и Святой Земли, паломничества поддерживают и вдохновляют. Здесь не может быть никакой обязательности — посетить Киево-Печерскую лавру, Дивеево, Иерусалим или Афон. Но, безусловно, это помогает увидеть христианство и Церковь незамыленным взглядом. Так что людям, которые находятся на подходе к церковной ограде или, скажем, в унынии, конечно же, надо ехать.

Река Иордан. Фото: Майстерман Семен/ТАСС Река Иордан. Фото: Майстерман Семен/ТАСС     

— Бывает ли, что посещение библейских мест разочаровывает?

— Чаще паломники, напротив, бывают очарованы посещением святых мест, а когда ты чем-то очаровываешься, то можно потом и разочароваться. Трезвенность в этом вопросе не помешает. Святая Земля всегда оказывается в первый раз не такой, как человек ее представлял. Например, паломники из Нижнего Новгорода, которые живут на Волге, видят Иордан и удивляются: «Неужели это и есть великая священная река?!» Потому что Иордан — маленький, узкий, мутноватый. Для них «нормальная река» — это Волга, вот и от Иордана они ждут чего-то более впечатляющего.

«Разочарование» бывает и когда человек идет по крестному пути Спасителя по Старому городу в Иерусалиме. Люди как это представляют? «Вот это те камни, по которым Христос ходил, это город, в котором Он бывал, где Его вели на Голгофу» (кстати, маршрут этот достаточно условный: две тысячи лет назад улицы шли немного по-другому). А вместо лампадок, иконок и благоговейного настроя обнаруживают вокруг себя шумный восточный базар на достаточно грязной улице. Весь крестный путь проходит через мусульманский квартал Старого города, кругом магазины, нехристианское население, которое активно тебе что-то предлагает купить. И человек оказывается в недоумении: вот это — крестный путь? Мне кажется, такое «разочарование» как раз полезно: оно возвращает нас к реальности. Потому что, когда Христос шел на Голгофу, вокруг было нечто подобное: люди занимались своими делами и совершенно не понимали, какое событие рядом с ними происходит.

Елеонская гора. Фото с сайта https://www.sputnik8.com/ Елеонская гора. Фото с сайта https://www.sputnik8.com/     

— А как понять, что духовный подъем, который мы можем пережить возле святыни — не самовнушение, не «химические реакции», как говорят атеисты?

— Обычно весь светлый, яркий опыт, который человек переживает, нельзя доказать. Откуда мы знаем, что наши родители нас любили? Откуда мы знаем, что наши мужья и жены нас именно любят и мы их любим, из чего это следует? Только из опыта радости и любви, который у нас остается. Доказать его как факт невозможно даже себе самому. Может быть, это тоже «химические реакции» и «самовнушение»?

Мне кажется, религиозный опыт относится к той же сфере. К сфере любви. Если мы действительно испытали в нашем общении с Богом и в нашем опыте воскресшего Христа встречу и радость, то этот опыт очень важно сохранять. Хотя химики, психологи и другие специалисты вправе пытаться это разложить на какие-то составные части. Да, наверное, религиозный опыт основан в том числе и на естественных особенностях человеческой природы, но вряд ли он к ним сводится.

— В связи с пандемией поток туристов и паломников в Храме Гроба Господня иссяк?

— Сейчас совсем нет иностранных паломников, но ожил внутренний туризм. В выходные дни я часто вожу небольшие группы русскоязычных и ивритоязычных израильтян по христианским местам. И для многих из них это впервые: «свои» святыни они уже знают, а «чужие» — нет. Но им очень интересно, потому что христианская история все-таки воспринимается как часть местной истории.

Кстати, когда иудеи или мусульмане узнают, что мы верим в Воскресение Христово, они изумляются, потому что для них Иисус — один из многочисленных учителей. Факт того, что христиане верят в Воскресение Христа из мертвых, им до сих пор просто неизвестен, а это, мне кажется, важнейшая вещь для понимания христианства. И если мы не можем доказать Воскресение как историческое событие, то можем показать все, что на нём основано, — от христианской святости до христианской культуры.

По дороге к храму Гроба Господня, Иерусалим. Фото: santosepulcro.co.il По дороге к храму Гроба Господня, Иерусалим. Фото: santosepulcro.co.il     

— Мне казалось, вера христиан в Воскресение — общеизвестный факт даже для атеистов.

— Представьте, совершенно не общеизвестный! Более того, он по-прежнему поразительный, потому что никто из основателей религий не воскресал. И Авраам, и Моисей, и Мохаммед, и даже Будда Гаутама умерли и были похоронены, это естественно для всех людей.

Более того, факт Воскресения Христова и не всем русским туристам известен! Стоят люди, считающие себя православными, в очереди в Храме Гроба Господня и очень часто думают, что стоят «к могиле Иисуса Христа», где Он лежит до сих пор. Нет мощей — а чего же мы тогда стоим?! Они очень изумляются… Так что нам еще есть, что проповедовать.

Рейтинг: 10 Голосов: 59 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Священник Александр Занемонец

Новые материалы

Выбор читателей

×