От разработки ядерных реакторов до священства

Беседа с протоиереем Георгием Завершинским (Сурожская епархия). Часть 1

«Атомный пастырь»

Отец Георгий пришел к вере, занимаясь исследованиями в сфере атомных технологий, а священником стал после жесткого столкновения с криминальным миром. О духовных поисках во время написания кандидатской диссертации и апокалиптических видениях, бизнесе и борьбе за храм в «лихие 1990-е», благословении старца Илия и культурном шоке, добродушных ирландцах и холодных шотландцах, силе Православия и воодушевлении от работы с детьми, Ирландской республиканской армии и английской королеве, творчестве и незаметной проповеди, привилегии одиночества и безразличии как главном вызове времени поговорили с благочинным приходов Сурожской епархии Шотландии и Северной Ирландии, доктором философии, кандидатом технических наук, магистром богословия, членом Союза писателей России, «атомным пастырем» протоиереем Георгием Завершинским.

    

– Вы родились в Советском Союзе, получили блестящее техническое образование, а в начале 1990-х основали собственное предприятие. Читая вашу яркую биографию и исторические периоды, на которые пришлись детство и ранняя молодость, становится крайне интересно: как вы пришли к вере? Эта святыня бережно хранилась в семье в советскую эпоху и передавалась по наследству, либо же произошло нечто, что направило кандидата наук и предпринимателя-технаря по духовному пути?

– Я окончил МИФИ, потом аспирантуру, и по тем временам – это редкое явление – в срок окончания аспирантуры представил кандидатскую работу и защитил ее. Работа была посвящена управлению ядерными реакторами. Забежим вперед – потому появилась моя книжка «Атомный пастырь».

Проводя многие часы наедине со своей рукописью в кабинете первого отдела, я и пришел к Богу

Так вот, в процессе написания своей кандидатской на тему управления полем энерговыделения ядерного реактора канального типа (подчеркнем, потому что похожий был в Чернобыле, но значительно меньше того, с которым работал я, будучи сотрудником и аспирантом МИФИ, ныне Национальный ядерный университет), проводя многие часы наедине со своей рукописью в кабинете первого отдела, я и пришел к Богу. С одной стороны – это интеллектуальный путь, с другой – сердце дало духовный импульс. И я принял Крещение как раз в то время. И первое Причастие тоже. Было это в церкви Казанской иконы Божьей Матери в музее комплекса Коломенское. Прошло еще много лет, прежде чем я решил стать священником, начал учиться в ПСТГУ, потом в аспирантуре… И разум, и сердце совместно, в соработничестве, дали вот такой плод, что я стал православным христианином. Христианином – это вроде как бы само собой, а вот почему православным?

Можно было иную и конфессию выбрать. Но я для себя сделал такой выбор. И доныне убежден, что это была Божья воля, чтобы мне стать православным христианином, а в будущем – священником. Нисколько не ощущал никакого другого пути для себя. С одной стороны, физик (даже больше математик) вдруг принимает решение стать православным христианином. Я попытался все свои внутренние диалоги по поводу этого выбора выразить в книге «Атомный пастырь».

    

– Я думаю, книгу обязательно после нашей беседы захотят прочитать многие. Но если выразить самую суть этих внутренних диалогов о вере, все-таки что стало для вас ключевым?

– Диалоги, которые я привожу в романе «Атомный пастырь», во многом перекликаются с моими личными диалогами и размышлениями на пути к Богу. Представьте себе человека, который посвятил свою жизнь математике, выводу сложных комплексных формул…

Я занимался расчетами дисперсии для реакторов (отклонения математического ожидания величины от нужного параметра), ее оценкой и другими задачами, имеющими сложные для восприятия формулировки, на большом количестве страниц. Свои формулы публиковал в математических журналах. Кстати, это было новым техническим открытием своего времени, а также моим первым и последним достижением в математике. В те времена я почувствовал: вера и есть главное в жизни человека, потому что постепенно организует и выстраивает его жизнь. И мне как-то увиделось, что если я не займусь этим вплотную, то буду неправ. Моя жизнь не состоится!

Но ведь вера – это уверенность в невидимом (это я уже потом узнал, когда прочитал послание апостола Павла). В советское время веру отождествляли с чем-то устаревшим: бабушки в платочках, которые вызывали лишь сострадание… А взрослому человеку, который занимается наукой – ну, какая вера в Бога, Которого никто никогда не видел? Этот вопрос остро встал, особенно в связи с тем, чем я занимался. Герой моей повести «Атомный пастырь» занимался ядерными технологиями. Я героем-изобретателем, как он, не был, хотя и написал формулу, но она была не столь важна, как результаты трудов героя повести (спойлер: его формула привела к созданию нового типа оружия). Но важно, что пришел момент осознания у персонажа, и у меня он был таким же: как же так, я вкладываю все силы и способности, посвящаю жизнь тому, чтобы как можно более мощным стало смертоносное оружие?

– Да, но как по-другому в нашей стране без мощного вооружения?

– Конечно! Мы постоянно противостоим врагу и должны успевать за тем, что имеется у потенциального противника. Логически это абсолютно верно и понятно. Но это не укладывалось у меня в голове вместе с верой в Бога. И в повести я привожу диалоги, где герою представляются апокалиптические картины: усеянные ядерной пылью и разрушенные мегаполисы, умирающие животные и обреченные на погибель люди, без крова, без смысла, фактически уже и без жизни. Главное не в том, что они умирали, а в том, что смысл потеряло пребывание в среде, которую после себя оставил обмен ядерными ударами.

Эта тема волновала многих. Есть потрясающий фильм Тарковского «Жертвоприношение». В фильме показано, как ракета с ядерной боеголовкой вылетела в сторону одной из стран Запада, и чем в это самое время занимаются в это время герои картины. В повести – что-то подобное. Многие мои коллеги по научному направлению остались в атомной отрасли. И я не могу высказать ни малейшего укора в их адрес, что они остались в этой сфере, а я ушел. Просто для меня вера в Бога и участие в производстве оружия массового уничтожения были несовместимы. Это правда, это искренне, и в моем во многом автобиографичном романе речь идет о том же самом. Например, отношения с отцом-офицером, который в изумлении: как ты можешь, сын, из-за какой-то непонятной веры променять неизвестно на что все достижения, карьеру и даже будущее? Что-то подобное происходило и в моей жизни. В более мягкой форме. Мой папа – лауреат Государственной премии за разработку первой атомной подводной лодки. Герой времен «холодной войны», можно сказать. И разговоры у нас были по поводу моего выбора.

– А апокалиптические видения, как у главного героя, у вас были?

– Они у меня реально были. Окна моей квартиры, где я жил, выходили на завод «ЗиЛ». Всегда думал, что если на страну будет совершена ядерная атака, по этому стратегическому объекту нанесут удар первым. Был сон-видение, будто однажды я проснулся ранним летним утром. Просыпаюсь, подхожу к своему письменному столу напротив окна, сажусь и смотрю. Вижу, словно в замедленной съемке, как плавно поднимается и разрастается известный ядерный «гриб». Я смотрю на это как на картину, не относящуюся ко мне. И вдруг меня пронзает мысль: да ведь это все реально, я же вижу это! В романе «Атомный пастырь» видение главного героя выражено согласно тому, что пережил и я в жизни.

Это было еще до моего Крещения… Яркий образ. Я даже сейчас рассказываю, а он стоит у меня перед глазами. Все детали я помню, вплоть до того, что лежало на столе и в каком порядке, помню вид из окна и в деталях могу описать его, и атомный «гриб». Было очень впечатляюще. Так что диалоги, происходившие в сознании героя, более или менее соответствуют тем, что происходили когда-то во время духовных поисков в разуме и сердце отца Георгия.

– О ваших книгах мы еще отдельно поговорим, но раз уж снова зашла речь о романе, задам вопрос: можно ли сказать, «Атомный пастырь» на данный момент – вершина вашего творчества?

– Мне кажется, что «Третий брат» литературно все-таки стоит выше. Но с точки зрения смысла и признания – да, нельзя не согласиться. Хотя после «Атомного пастыря» я написал еще 4 романа, 2 книги рассказов и 2 повести.

«Я вижу в этой истории Божье вмешательство»

– Итак, придя к вере через рассуждения о ядерном апокалипсисе, вы принимаете Крещение и становитесь христианином. Ну, ведь можно было просто ходить в храм по воскресеньям… Но вы стали церковным старостой.

– Сначала я и был таким «воскресным христианином»: бывал на службе, молился, исповедовался, причащался. У меня были какие-то жизненные проекты, связанные с программными разработками в области атомной промышленности. Я занимался программным обеспечением, сам немного программировал на древних-древних языках. Но постепенно пришел к мысли, что надо как-то определяться – бывает такое в жизни у человека. Да и были жизненные обстоятельства, которые довольно хлестко и больно подтолкнули меня к мысли, что я должен учиться и стать священником. Пришел в храм, говорю: «Давайте я буду в вашем распоряжении, буду помогать». И стал старостой вновь образованного прихода в центре Москвы, на Тверской, рядом с центральным телеграфом.

    

Было, кстати, много судов, чтобы этот храм отстоять. Как вы знаете, в 1993-м году вышел указ Ельцина, чтобы храмы возвратить, но за указом ничего последовало. А как? Многие здания церквей в Москве тогда занимали организации. Значит, эти организации надо куда-то выселять… В общем, мы дошли до Верховного суда в нашей борьбе за то, чтобы здание было передано Русской Православной Церкви. Вот такой мой труд старосты, после которого я (к этому времени я уже окончивший ПСТГУ, преподававший там и писавший диссертацию) подал документы на рукоположение владыке Арсению, нашем викарному епископу по Москве. И потом я как староста продолжал действовать в Газетном переулке, а рукополагали меня в храме, куда я ходил как чтец, на Подворье Американской Православной Церкви на Большой Ордынке. По благословению ныне покойного протопресвитера Даниила Губяка я был рукоположен диаконом, прослужил 4 года. Потом стал священником, и меня направили на служение в Дублин. Начинал служить, создавая приходы в Ирландии, но не в Северной Ирландии или Республике Ирландия. Сами ирландцы, кстати, этого названия не любят, потому что остров для них един. «Отдайте Ирландию ирландцам!» – знаменитый лозунг с 1970-х годов. Война прекратилась, но напряженность не ушла.

Большинство духовенства – прежние мои ставленники и воспитанники

Так вот, я создавал приходы в Дублине, Корке, Лимерике, Голуэе, Бэлфасте, Вотерфорде, Страдбали… Появились и новые приходы, духовенство рукополагают. Большинство духовенства – прежние мои ставленники и воспитанники. Не для похвальбы говорю, а для констатации факта. Они все вышли из дублинского прихода, в котором я прослужил почти 9 лет. Работал в Москве, в отделе общецерковных связей. А потом указом Святейшего Патриарха Кирилла меня направили в Шотландию для создания вот этой благочинной области приходов. У нас состоялось 4 хиротонии – одна диаконская и три священнических. Для Зарубежья – прогресс.

    

– Вы упомянули «хлесткие обстоятельства», подтолкнувшие вас к погружению в церковную жизнь…

– Лихое было время, 1994–1995 годы. У меня – собственный бизнес. И я встретился с внешними угрозами, которые окончательно отвернули меня от идеи заниматься бизнесом в той России и в то время.

– А поподробнее?

– Была серьезная угроза для жизни… Я вижу в этой истории Божье вмешательство. Тогда я понял, что жить так, оставаясь «воскресным христианином», я больше не могу, продолжая свое светское дело. Можно описать те события как настоящий триллер. Что я и изложил подробно в своей книге рассказов «День святого Патрика».

Бизнес мой был определенного уровня и характера. И вокруг него разгорелся спор в тех кругах, которые назывались бандитскими. Разные группировки делили между собой мой бизнес, в котором их участия не было. А меня пригласили в качестве «ответчика». Между двумя «структурами» возник спор, в котором мне как владельцу и директору предстояло решить: с кем я – с этими или с теми? Вопрос-то был даже уже решен, но как-то и от меня ждали ответов. И я туда ехал, на эту проклятую «стрелку». И по пути попал в пробку на Ленинградском проспекте. Стою час или полтора. Всё, что назначено, уже состоялось, и я даже не знаю, что там решили, потому что на этом закончилась моя история отношений с ними. Не знаю, какой вердикт могли мне вынести эти персонажи. Но в рассказах я это художественно додумал.

Я понял, что это было явное вмешательство свыше

А в реальности я понял, что это было явное вмешательство свыше. Мог ведь и не выбраться живым с этой «стрелки», что очень легко делалось в те времена. В рассказе «На Ленинградке» из книги «День святого Патрика» я изложил детали. Я на эту «стрелку» ведь намеревался приехать очень твердо, потому что не быть там не мог. И пробка была для меня моментом истины.

– Если уж заговорили про 1990-е, то давайте обратимся к самым ярким воспоминаниям церковной жизни России эпохи возрождения Церкви?

– Общественные – это, безусловно, 1000-летие Крещения Руси 1988 года, затем колоссальный наплыв желающих креститься. Крестились по 100 человек за раз! 1994–1995 годы – период осмысления, потом начался некоторый отток и охлаждение людей. Но храмы все равно возрождались.

Мне лично запомнилось, как мы отбивали храм в центре Москвы. Начинали с подвала. Приезжали бандиты, которые собирались в этом подвале строить ночной клуб. И тут какие-то православные хотят молиться. Они приезжали, а я имел «удовольствие» видеть всю эту братию и с ними общаться.

– И как удалось отбиться?

– Вы знаете, они как-то сами собой отпали. Было, конечно, противодействие со стороны Дома Союза композиторов, который находился по соседству... Потому что территорию под свои цели планировали использовать какие-то силы. Но мы в итоге получили государственное свидетельство, что здание передано общине. Это, пожалуй, самое яркое событие – что нам храм удалось отстоять.

Еще я запомнил, как поехал в Оптину пустынь, встретился там со старцем Илием (Ноздриным). От него получил личное благословение на то, чтобы стать священником. Не все было просто в то время. Священником тоже, знаете ли, не каждому в Москве удавалось стать. То, что ты получил образование, совсем не гарантировало, что тебя сделают служителем.

Но, честно, по 1990-м надо писать отдельный рассказ!

С самолета на бал!

– Договорились! Следующий вопрос: почему же вас направили на служение сначала именно в Ирландию?

– По представлению игумена Илариона (Алфеева), теперь уже митрополита. Он духовно окормлял меня и в те времена, и доныне. Он же меня представил митрополиту Кириллу (теперь уже Патриарху) после их совместной поездки в Англию, еще при живом владыке Антонии Сурожском. Потом они поехали в Ирландию и решили, что надо вести православную миссию там. Поскольку у меня был хороший английский язык, неплохое образование, да и попросту меня знали (выбирают ведь, прежде всего, из тех, кого знают и кто рядом), решили меня отправить. Я в этом видел Промысл Божий. И с радостью согласился.

    

– Сегодня вы – благочинный приходов Шотландии и Северной Ирландии Сурожской епархии. Возвращаясь в прошлое и вспоминая первые месяцы служения в этих землях – что больше всего удивило русского священника, запомнилось, возможно, произвело настоящий культурный шок?

– Шотландия весьма отличается от Ирландии по языковым особенностям и укладу. И народ другой. Шотландцы – дети гор. Ирландцы – католики, а шотландцы – пресвитериане. Если англиканство появилось как протест против папства, то пресвитерианство – уже протест против англикан. Протест на протест, условно говоря. И как народ шотландцы более холодны и суровы, нежели их соседи. В этом смысле был культурный шок. В Ирландии-то я уже служил до этого, и в северной части острова все для меня было весьма привычным. Меня встречали там буквально с распростертыми объятиями и везде приглашали. А в Шотландии нелегко оказалось наладить отношения… холодно-безразличное отношение к нам. Куда-то приглашали, но редко. Сказывается ментальность.

Шотландцы – дети гор. И как народ более холодны и суровы, нежели их соседи

Но я люблю Шотландию. Страна потрясающей красоты. И народ при общении постепенно раскрывается. В том числе через наших прихожан и прихожанок, вышедших замуж за шотландцев. Интересно, что таких смешанных пар (что характерно вообще для приходов русского Зарубежья) больше оказалось в Шотландии.

– Бывало так, что через свою православную супругу и муж-шотландец становился православным? Расскажите одну из самых запомнившихся историй.

– Отвечаю с радостью и гордостью: да, такое бывало, и не раз! А самая яркая история… Он – шотландец, она – русская. Приехала, вышла замуж, я их венчал. Но прежде крестил его. Причем мужчина осознанно шел к этому. Я вел с шотландцем беседы, катехизировал его, а супруга была мне помощницей в этом смысле. Красивая семья! И мне этот случай принес огромную радость. Они очень крепко вошли в приходскую жизнь, вместе с детьми. У нее от прежнего брака дочь, а у него – сын. И еще общий сын родился уже в Шотландии в их браке. Имен называть не буду. Но история удивительная!

Знаете, что меня поразило? Он глубоко вник в суть того, что мы называем Православием. Это было не формальное Крещение ради Венчания. Я им сказал: «могу вас венчать и так, потому что она православная, а вы протестант, каноны позволяют». Но он хотел этого. И мне эта история запомнилась.

Были и другие случаи. И есть новые, которые еще ожидают меня. Полечу туда, когда снова откроются возможности для совершения богослужений. Желающие венчаться в Шотландии и Северной Ирландии на очереди. Процесс идет!

Это очень важно. Ведь людей связывает любовь, и она выше наших конфессиональных различий, правда? Здесь мы видим, что решения принимаются на основании того, что люди любят друг друга. Он или она готовы пойти за своей второй половинкой. В этом смысле оказывается, что Православие сильнее других конфессий! Мы никого не перетягиваем, люди сами хотят принять нашу веру. Но они решают вопрос в пользу Православия (а не католичества или протестантизма) и по любви. Мне кажется, для нас с вами это исключительное свидетельство. И я таковые свидетельства имел счастье видеть и в Шотландии, и в Северной Ирландии.

Не знаю, прилетает ли ещё какой-либо священник на литургию на самолете?

– И это правда вдохновляет. Но к общинам… Сколько сегодня приходов в благочинии?

– Шотландия: Глазго, Эдинбург, Абердин, Данди. Северная Ирландия: Белфаст, Ньюри, и приход на острове Айланд-Мэн – третьем по величине архипелаге британских островов – в городе Дуглас.

– Семь приходов, разбросанных на приличном расстоянии друг от друга, – серьезная нагрузка. Как вы ко всем успеваете?

– На самолете, на машине. Сейчас попроще, потому что есть помощники. А начинал я один. Вставал в два – в полтретьего утра, садился за руль, приезжал к 6 часам, чтобы в 7 начать литургию – и это в будние дни. Так было в Глазго и Эдинбурге, между которыми час езды. Последние годы – на самолете. Не знаю, прилетает ли ещё какой-либо священник на литургию на самолете?

– Первый раз сталкиваюсь.

– А я встаю утром, еду в аэропорт, сажусь в самолет, прилетаю, меня встречают, привозят в храм, я служу литургию. А после – снова отвозят в аэропорт, я сажусь в самолет, перелетаю через Ирландское море и возвращаюсь домой. Вот такая практика.

– С корабля на бал.

– С самолета на бал! Когда сам этим занимаешься, ничего необычного в этом не замечаешь, на самом деле. Подумаешь, сел на самолет и полетел на литургию. В 3 подъем, автобус, аэропорт, регистрация, самолет, снова аэропорт, в 8 я уже в церкви и начинаю служить. А после полудня – обратно. Каждую неделю вот так. По крайней мере так было до пандемии. Сейчас мы ограничены в перемещениях.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«И в Африке, и в России жизнь православного прихода в основном схожа» «И в Африке, и в России жизнь православного прихода в основном схожа»
Беседа с протоиереем Даниилом Луговым
«И в Африке, и в России жизнь православного прихода в основном схожа» «И в Африке, и в России жизнь православного прихода в основном схожа»
Беседа с настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге (ЮАР) протоиереем Даниилом Луговым
Над южноафриканским городским пейзажем возвышаются купола храма преподобного Сергия Радонежского – единственного русского храма в субэкваториальной Африке.
Когда неудача приносит пользу Когда неудача приносит пользу
Протоиерей Николай Воскобойников
Когда неудача приносит пользу Когда неудача приносит пользу
Беседа с протоиереем Николаем Воскобойниковым, настоятелем Никольского храма в Хельсинки
«Во что бы то ни стало» – вредная для души установка. Мы стремимся что-то сделать, пытаемся в разные двери стучаться – не получается. А не забываем ли мы, что во всем этом Промысл Божий? И нам нужно понять, для чего все именно так происходит.
О том, как в русском храме Норвегии финн служит О том, как в русском храме Норвегии финн служит О том, как в русском храме Норвегии финн служит О том, как в русском храме Норвегии финн служит
Беседа с игуменом Климентом (Хухтамяки)
О том, почему на мемориальном кладбище в Осло стоит русская церковь, кого крестил новгородец Трифон, стоит ли верить газетным «сенсациям» и чем датская принцесса Дагмар помогла норвежскому Православию.
Комментарии
Читательница (Подмосковье)27 июня 2021, 08:39
Михаил (26 июня 2021, 23:58), вся наша жизнь со времен грехопадения неправильная и не соответствует задумке Творца. Все мы и во всем бесконечно далеки от подобия Божия.
Михаил26 июня 2021, 23:58
Отцы, братья и сестры! Выбор отца Георгия, думаю, обусловлен личными духовными и высоко человеколюбивыми мотивами. Да, к сожалению, по человеческой греховности, одной из основных причин отсутствия больших войн после 2-й Мировой - это наличие у потенциальных противников сопоставимых арсеналов оружия массового поражения, способных многократно уничтожить жизнь на Земле. Да, мы признаем это - по горькой и жестокой необходимости. Но, думаю, мы не можем, не должны считать это правильным и соответствующим учению Христа и Его Церкви!
И.26 июня 2021, 06:58
Владимир25.06.2021, 22:00 По моей логике достаточно вернуться к тексту, чтобы восстановить хронологию и увидеть, что после конфликта веры и профессиональной деятельности, связанной с производством оружия, до принятия сана был период занятия бизнесом. И решение стать священником пришло, когда возникла "...серьезная угроза для жизни… Тогда я понял, что жить так, оставаясь «воскресным христианином», я больше не могу, продолжая свое светское дело". И уже не по одной моей логике, а по мнению Церкви защита Отечества считается святым делом. Вы сомневаетесь, что оружейники могут быть христианами? оставлять свою "ветхую жизнь"? верить? ходить на Литургию? Это прерогатива "сплошь священников"?
Читательница (Подмосковье)26 июня 2021, 00:04
В статье слышны нотки толстовста и уранополитизма. Наверное, из Сурожской епархии не так отчетливо видится необходимость противления злу, защиты Отечества, и как-то само собой вменяется в ничто чувство патриотизма. Перед моими глазами огромное полотно «Ледовое побоище», с которого начинается выставка в Новой Третьяковке, посвященная 800-летию св. блгв. князя Александра Невского. Там же и Довмонтов меч... А тех, кто ковал Победу в Великой Отечественной войне, отец Георгий тоже великодушно не будет укорять?
Владимир25 июня 2021, 22:00
И.25 июня 2021, 20:00: По Вашей логике, этим должно было и тогда, и сейчас заниматься духовенство? То есть отцу Георгию, приняв сан, стоило продолжить заниматься тем, чем он занимался до рукоположения? И, наверное, удивившие Вас своим шедевром (полностью согласен с оценкой русских оружейников) конструкторы былых эпох, завершив очередную ружейную модель, были сплошь священниками, и утром, отложив труды на благо защиты отечества, шли служить Литургию?
И.25 июня 2021, 20:00
Владимир25.06.2021, 11:25 "...человек попадает в определенные рамки, когда надо делать выбор, и отказываться от старой, "ветхой" жизни..." Вот помнится в Тульском музее оружия меня поразила мысль, какую изобретательность проявляли и сколько же труда вкладывали люди в создание средств уничтожения себе подобных. Т.е. веками христиане всех конфессий не отказывались от этой "ветхой жизни", но продолжали совершенствовать и изобретать новые виды оружия, чем дальше, тем изощрённее. Пока одни "христиане" позволяют себе убивать других, кто-то вынужден, не теряя веры в Бога, нести бремя создания оружия для защиты Отечества.
Владимир25 июня 2021, 16:05
Дорогая Любовь! Я прекрасно понимаю что и почему Вы хотите сказать. У каждого свой путь, свой выбор и свое призвание. Для отца Георгия атомная промышленность была этапом. Кто-то - и низкий им поклон - проводит в ней всю жизнь. Но Завершинский выбрал путь священнического служения, и объяснил, почему - ПО ЛИЧНЫМ мотивам, не отрицая важность существования отрасли и не умаляя труда коллег.
Любовь25 июня 2021, 12:44
Владимир, Вы меня не слышите. Вот и Вы ставите вопрос, допуская возможность критики (укора) в адрес бывших моих коллег (от разработчиков до солдат). А у меня НИЗКИЙ ПОКЛОН и БЛАГОДАРНОСТЬ, хоть сама я радовалась, оказавшись на др. месте. Иоанна, если мы не будем не оставляя молитвы, серьёзно заниматься ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬЮ страны, нас НЕ БУДЕТ! Рай ТАМ, на земле его нет!
Иоанна_ 25 июня 2021, 12:25
Любови: Ищите прежде всего Царствия Божия и правды ЕГО, а остальное приложится вам (см.Мф,гл.6). ПРИЛОЖИТСЯ и в отношении отдельной души человеческой, и в масштабе государства. А если нет этого - как ни обороняйся, всё кончится крахом. Чему мы и были свидетелями на переломе советского времени и "постсоветского". Боялись одного - а беда пришла совсем от другого, как это часто бывает с теми, кто полагается только на себя и на свои силы.
Владимир25 июня 2021, 11:25
Дорогая Любовь! Герой интервью и сам проработал в отрасли, но говорит о СВОЕМ ЛИЧНОМ выборе. Бывает, мы часто пытаемся агрессивно транслировать наши собственные убеждения на окружающих. Отец Георгий и говорит, что выбор его, а критиковать коллег он и не смеет, потому что каждому - свое. Обстоятельства его жизни сложились определенным образом, и Господь его избрал для служения Церкви. Конечно, в такой ситуации человек попадает в определенные рамки, когда надо делать выбор, и отказываться от старой, "ветхой" жизни. Но при этом он и говорит: "Мы постоянно противостоим врагу и должны успевать за тем, что имеется у потенциального противника. Логически это абсолютно верно и понятно".
Павел К.25 июня 2021, 10:06
Производство ядерного оружия -необходимость безусловная . Ядерная физика ,как наука заставляет человека задуматься о первопричинах бытия , пристально вглядеться в гармонию и красоту физического мира . Умение аккуратно мыслить , сортировать факты , выделять главное ,учитывая ошибки измерений и мнений "авторитетов" и даже просто умение быть одному , отрешаться от суеты мирской -подготовка почвы к принятию слова Божия .У человека ,не приученного к такому САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ тяжелому труду , первая же "ученая" ворона склюет все семена веры . Противоречия между наукой и верой быть не может -просто всеблагий Господь наш разрушает узы ,когда они мешают реализоваться человеку в полной мере .
Любовь25 июня 2021, 08:51
ПРОДОЛЖЕНИЕ. Почувствовала облегчение, оказавшись в другой, мирной сфере. А ветер перемен выдул почти всё наше производство. Толковые организаторы производства, инженеры с золотыми мозгами, рабочие с золотыми руками! С чувством ответственности. Оказались не у дел. Какие мы коммерсанты? Ни схитрить ни обмануть… Теперь пытаются что –то возродить, а кадров таких нет (говорю только про свой завод)! А комплектующие китайские! Прими, родная армия, для защиты Отечества! Автор думает, что живёт в Раю, где и комары не кусаются? А жизнь показывает, что кусаются, и не комары! Я БЛАГОДАРНА всем, кто причастен к обеспечению ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ моей Родины и в этом чувстве места слову «укор" нет!
Любовь25 июня 2021, 08:42
Простите, НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ! Свой комментарий посвящаю памяти моих товарищей, с которыми работала на заводе (многих уже нет). Как больно читать слова «не могу высказать ни малейшего укора в их адрес, что они остались в этой сфере». Укора? Автор не высказывает ни малейшего укора в их адрес тех кто выбрал для себя профессию Родину защищать? А это всё единый комплекс: наука, производство и армия. Полтора десятка лет участвовала в производстве оружия. Да, меня это тоже тяготило (наверное, это для психически здорового человека неизбежно). Абсолютно все комплектующие были отечественные. Даже все шайбочки производились на нашем же заводе. Вот, подул «ветер перемен».
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×