Фото: Александр Авилов / АГН Москва
Был солнечный летний день. До отхода пригородной электрички с одного из вокзалов Москвы оставалось немного времени. Свободных мест было мало, поэтому вошедшая в вагон семья не могла найти пять мест рядом.
Наконец разместились. Сели поблизости друг от друга: бабушка — нестарая энергичная женщина — с внуками, а мама — отдельно, с женщиной-родственницей. Пока электричка еще стояла, мальчики стали обсуждать интересующие их темы. Бабушке их беседа показалась слишком шумной, хотя в вагоне было немало детей, которые говорили и громче. Женщина нервно открыла сумку, достала оттуда телефон и протянула старшему внуку. Тот уткнулся в экран.
Младший мальчик хотел поговорить с братом, поэтому принялся трясти его за рукав. «А твой телефон где? Тебе что, нечем заняться?» — рассердилась бабушка. Она и ему вручила смартфон. Теперь дети не отрывались от экранов. Старший внук смотрел боевик, а младший усиленно нажимал на экран пальцами — играл. При каждом прикосновении раздавались звуки ударов и крики.
Бабушку, видимо, не смущало занятие детей. Она не попросила детей отрегулировать громкость, а, напротив, успокоилась и принялась за решение судоку. В итоге не выдержали пассажиры. Они вежливо сделали замечание детям. Бабушка только с недоумением посмотрела на соседей и смущенно сказала: «Что делается с нашей молодежью? Никуда без телефонов! Мы в свое время и гуляли, и на улице бегали, и интересовались всем вокруг».
Электричка шла. Мелькали за окном леса, луга, небольшие речки. Оставались позади уютные домики. Иногда можно было увидеть строительную технику, однажды даже пролетел самолет. Мальчики видели только экраны телефонов. В окно они не смотрели.
Неподалеку сидели дети примерно такого же возраста. Никаких гаджетов в руках у них не было. Они негромко общались с родителями, играли в «Города», порой замолкали, задумавшись. Когда за окном дети замечали что-то особенное, они восторженно смотрели на родителей: «Вы это видели?!».
Я не буду отрицать, что сегодня немало людей, которые не могут и дня обойтись без телефона. «У нынешней молодежи другое мышление», — говорят представители старшего поколения. Почему же мало упоминают о том, что это мышление поступками и словами формируют взрослые?!
Бабушка предложила внуку телефон не потому, что он его попросил. Можно было взять в дорогу книгу, блокнот для рисования, предложить словесную игру или просто дать возможность детям пообщаться. У двух братьев всегда найдутся темы для беседы. Однако взрослый человек предпочел занять детей телефонами.
Установки старших родственников воспринимаются как руководство к правильным действиям. Сама бабушка росла в эпоху, когда смартфонов не было. Откуда у нее возникла уверенность, что современный ребенок не обойдется без игр и фильмов в пути длиною в час? Сами внуки, как было заметно, настроились на другое занятие. Их, как и других детей, ехавших в электричке, занимало происходящее за окном. Мальчикам хотелось обсудить друг с другом увиденное, поделиться переживаниями и неожиданными открытиями.
Получается, что к телефону детей приучают сами взрослые. Почему бабушка не готова была общаться, отвечать на вопросы? Трудно сказать. Но у детей запечатлелось в памяти: «Телефон — незаменимая вещь для путешествия». Когда дети сами проявляли интерес к окружающему, предпочитали живое общение гаджетам, стоило бы поддержать их желание узнавать новое. К сожалению, детям не дали такой возможности.
Дорога воспринимается ребенком как приключение. Стоит использовать этот момент для того, чтобы развить ребенка! Можно читать вместе с ним книгу, вместе смотреть в окно, говорить о красоте и многоцветии окружающего мира, представлять, какую можно было бы картину нарисовать. Путешествие — особая возможность сблизиться с ребенком: поговорить с ним на темы, которые его волнуют, узнать, о чем мечтает сын, чем интересуется дочь. В дороге можно играть всей семьей в словесные игры. Тогда долгий путь перестанет утомлять. Он запомнится веселыми моментами, улыбками родных, ощущением счастья, которое дарит полноценная дружная семья.
Если все эти навыки не развивать в детях, откуда им взяться потом в старшем возрасте? Как придумает для себя занятие человек, которому не приходилось этого делать? К тому же будет мешать вредная привычка, воспитанная старшими родственниками: свободное время — телефон в руках.
Преподобный Ефрем Сирин говорил, что «старшие должны быть для младших образцом всякой добродетели», чтобы не подать им повода к греху (ср. 2 Кор. 11:12). Этот закон стоит использовать и для духовного совершенствования ребенка, и для воспитания в нем любых добрых качеств и привычек. За окном лето. Кто научит детей видеть из окна электрички березовую рощу, реку, поля ромашек? Кто, если не мы, взрослые?