Чем больше я работаю в интернете, тем с большим числом проблем сталкиваюсь и все больше убеждаюсь, что православным христианам необходимы уроки по правильному пользованию сетью. Да, я считаю, что они нужны абсолютно всем: школьникам и взрослым, монахам и монахиням, священникам и даже епископам, ведь все они проводят немалую часть времени в интернете и действуют, основываясь на полученной из него информации. Думаю, для начала хорошим подспорьем была бы книга Жана-Клода Ларше «Эпидемия новых СМИ: подрыв общества, семьи и наших душ».
Очевидно, что настоящему православному христианину вообще не следовало бы пользоваться интернетом. Неслучайно во многих монастырях запрещено или ограничено его использование. Однако большинство из нас живут не в монастырях, и нам приходится самостоятельно контролировать время, проведенное в сети, что весьма трудно, учитывая, какие хитрые приманки расставляют для нас Google, YouTube и другие интернет-ресурсы. Что ожидает нас за каждым кликом? Поначалу нечто большее, чем мы искали. И далее, шаг за шагом, клик за кликом, мы осознаем, что попали в ловушку, созданную для нас теми, кто, как минимум, хочет ввести нас в заблуждение, навязать определенные мнения или прямо ввести в грех. Однажды я описала принцип работы этой приманки одной монахине, не пользующейся интернетом, и она дала точный и простой комментарий: «Да ты уже падаешь в яму, а думаешь, что еще не падаешь».
Шаг за шагом, клик за кликом – и мы осознаем, что попали в ловушку
Мы используем интернет как удобный источник информации, которого у нас раньше не было. Мы, люди старшего поколения, помним времена, когда, изучая определенную тему, нужно было идти в библиотеку, опрашивать экспертов и находить надежные сведения – предпочтительно первичные источники. Сейчас многие люди даже не знают, что такое первичный источник или почему именно к нему надо обращаться, чтобы получить достоверную информацию. Наше поколение размышляло над темой более углубленно, получало советы из первых рук, выслушивало настоящих профессионалов, которые каждый день имели дело с изучаемым предметом и развенчивали слухи и легенды. Они помогали нам постичь суть предмета. Мы обогащались полученной информацией и часто приходили к заключению, что знаем очень мало в той области, которая, как ранее казалось, была нами достаточно хорошо изучена.
Однажды мне пришлось говорить с дамой, историком и журналистом из Британии, которая дрожала от возмущения при одном упоминании интернета. Она сказала, что на ее занятиях в университете поиск какой-либо информации в сети запрещен. По ее словам, изучить историю при помощи интернета невозможно. Она практикует старую проверенную методику, которой раньше обучали в любом университете, когда для проведения исследования требуется минимум три проверенных источника, а также личные интервью. По ее мнению, интернет-выборка – самый примитивный и ненадежный вид журналистики.
И все же эта замечательная православная женщина принадлежит к меньшинству. Факт остается фактом: из-за недостатка времени или просто из лени подавляющее большинство людей для получения какой-либо информации использует именно интернет. Я вспоминаю «предшественников» нынешнего интернета – такие базы данных, как Lexis и Nexis. Эти ресурсы до сих пор в ходу у юристов и бизнес-консультантов. Они позволяют ознакомиться с юридическими прецедентами и статистикой, не прибегая к помощи книг. Юридические библиотеки с их обширными фондами все еще существуют, но с появлением Lexis их посещаемость падает все больше и больше. Lexis используется только в юриспруденции и только профессионалами, поскольку нужно знать, где что искать. К тому же, это платная и дорогая услуга. Но в какой-то момент подающие надежды компьютерные гении поняли, что они могут заработать огромные состояния на рекламе, если откроют веб-информацию (и, конечно, развлечения) всем и каждому бесплатно.
Мы не можем повернуть вспять этот процесс, если только не произойдет перманентный глобальный сбой. И поэтому нам, православным христианам, нужна особая подготовка для того, чтобы правильно пользоваться сетью. Не стоит забывать мудрость старожилов, которые напоминают, что бесплатный сыр можно найти только в мышеловке.
Сейчас на просторах интернета особенно ярко вырисовывается пандемия COVID-19. Люди, убежденные, что в Датском королевстве не все в порядке[1], перерывают весь интернет, пытаясь найти информацию не только о ситуации в их ближайшем окружении, но и во всем мире; не только о том, как не заболеть или не заразить других, но и о том, что все происходящее, как говорит, например, доктор Фаучи, – ложь, и нас снова обманывают.
Я получила по электронной почте не менее 43-х ссылок, большинство из которых были алармистского характера и содержали выпады против вакцинации, а также видеоинтервью с экспертами (о которых, конечно, я никогда не слышала, возможно потому, что я не врач и не ученый), утверждающих следующее. ПЦР-тесты не точны (а возможно ли найти нечто на 100 % точное в медицине?); защитные маски полностью не защищают от распространения вируса (изобретите что-то на 100 % эффективное и в то же время практичное, и вы немедленно станете миллионером; однако, когда вам будут делать операцию, я бы не советовала убеждать хирурга снять маску, так как она не на 100 % эффективна); новый коронавирус был выведен в лаборатории (кажется, в настоящее время никто уже не сомневается в этом); новейшие вакцины от COVID-19 в течение двух лет приведут пациента к смерти (я даже не знаю, что на это сказать, но лично я склонна воспользоваться старым методом – проконсультироваться с медиками-профессионалами, которые непосредственно работают с больными и не первый день имеют дело с этим заболеванием). И, наконец, мы до сих пор встречаем «доказательства», что никакой пандемии нет, что никто не болеет ковидом, не говоря уже о бесчисленных смертях (просто нет слов: все эти люди, просящие молитв, все эти похороны… – их не существует!).
И хотя это первая пандемия за время существование интернета, человечество определенно переживает пандемию не впервые. И страх перед вакцинацией не нов. Как всегда, время покажет. Но давайте чисто из любопытства взглянем на заметку отца Георгия Максимова «Из истории оспопрививания в России» (оспа – тоже новая болезнь для своего времени).
Страх перед вакцинацией не нов
«Из Указа Святейшего Синода от 10 октября 1804 г.
“Спасительное изобретение прививания коровьей оспы младенцам для отвращения безвременной смерти их произвело полезнейшее действие… через сохранение жизни всех тех, кто… решился заблаговременно, оставив предрассудки, существующие в одном только воображении, воспользоваться сими средствами. А потому, убеждаясь сим изобретением, Синод предписывает всем Епархиальным Преосвященным, дабы приходские священники, как более могущие иметь влияние на крестьян и другого звания людей, внушали им о безвредности сего способа и отвращали их от несоглашения к принятию оного... старались, исполняя тем долг свой, доставить соблюдение жизни народной”.
Несмотря на подобные распоряжения (а были таковые и от самих самодержцев-императоров), часть священников их не исполняла, называя прививки “неслыханным фармазонством”, либо исполняла формально, а многие верующие не слушались ни Церкви, ни Государя из-за страхов и предрассудков относительно прививок. О том, каковы они были, пишет, например, В.И. Даль:
“Мужик не верит предохранительной оспе (то есть прививке от оспы), а готов верить, что предохранительную оспу пустил на свет антихрист”.
Для образованной публики были свои страшилки, в том числе и приходящие из Европы. Например, английский врач Лискомб писал:
«У одного ребенка в Пэкгеме организм до прививки был нормальным, после прививки он превратился в скотский: ребенок стал бегать на четвереньках, мычать по-коровьи и бодаться головой. Дочь одной леди начала кашлять как корова и вся обросла волосами».
Другой автор, Роулей, писал, что вакцинированный “мало-помалу утрачивает черты человека, и лицо его превращается в морду, подобную коровьей”»[2].
Отец Георгий добавляет, что, несмотря на доступность прививок, на протяжении всего XIX века привилась лишь небольшая часть населения, коллективного иммунитета не появилось, и оспа продолжала уносить множество жизней. Ситуация изменилась лишь при советской власти, когда была введена принудительная вакцинация.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) в своем обращении к верующим Псковской епархии по поводу вакцинации отмечает:
«В начале XX века в Подмосковье в Гуслицах отказались прививаться от оспы старообрядцы. В их среду была вброшена мысль, что прививка от оспы – печать антихриста. В результате – тысячи бессмысленных мучительных смертей и очередной горький опыт вульгарного и начетнического прочтения Апокалипсиса»[3].
Пожалуйста, поймите: эта статья написана не в поддержку вакцин. Трудно быть однозначным в таких серьезных вопросах. Я считаю, что необходимо трезвое и непредвзятое исследование, учитывая, что не все, что мы узнаём в интернете, достоверно.
Все мы сейчас – вакцинированные и не вакцинированные – части большой головоломки, решить которую сможет только время
В то же время митрополит Тихон предостерегает всех от информации, исходящей из непроверенных источников:
«Полтора года назад я сказал, что происходящее похоже на третью мировую войну. И сейчас, поверьте, я не отказываюсь от своих слов. Это действительно война.
Потери мы уже понесли, потери – значительные. И то, что происходит сейчас, – конечно же, происходит не просто так.
Индийский штамм поражает очень жестоко. <...>
Но все больше и больше раздается голосов о том, что вакцины, в частности, российские вакцины от ковида, опасны. Опасны и с духовной точки зрения, и с медицинской.
Давайте вспомним, за прошедшие несколько десятилетий что только не выставляли в качестве духовной опасности: новые паспорта, карточки москвича, ИНН, пенсионные удостоверения. Наш старец Иоанн (Крестьянкин), когда увидел вот эту бурю сомнений и нестроений, которая надвигалась на Церковь, написал множество писем к своим духовным чадам, записал видеообращение. И везде он повторял одно и то же, что, казалось бы, должно быть совершенно очевидным для православного христианина: “При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и «номерами», и «чипами», и «печатями». Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного самоотречения от Христа и сознательного же поклонения врагу Божию”.
В другом месте он пишет: “Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его”»[4].
Сейчас есть множество людей (я подозреваю, что большинство из них молоды и неопытны в духовной жизни), которые воображают себя мучениками, потому что отказываются носить маски в храме и предостерегают всех на разных сайтах и в социальных сетях против прививок. Но владыка Тихон сказал следующее:
«В Священном Писании и житиях святых мы читаем, что мучеников не просто заставляли принимать знаки языческих богов или Цезаря, но от них требовали, чтобы они лично отреклись от Христа и поклонялись либо языческим идолам, либо императору <...> Сейчас происходит ужасная подмена. Сами православные христиане конструируют безжизненного идола и настаивают на том, что он, а не Христос, является краеугольным камнем нашего спасения»[5].
Владыка Тихон напоминает об ответственности, которую несут люди, призывающие к тем или иным действиям, к определенному поведению во время пандемии. Священник, распространяющий информацию против вакцинации, например, несет ответственность за тех, кто может заболеть или заразить другого из-за того, что не был вакцинирован. Православный мирянин, распространяющий взгляды о том, что носить маски в церкви – безбожие, что в храме невозможно заразиться, не задумывается, что, быть может, он в корне неправ, и люди могут заболеть из-за того, что не хотят подвергнуться остракизму со стороны тех, кто называет маски «намордниками» и сравнивает пользующихся ими с цепными собаками.
«Часть наших соотечественников, в том числе и православных христиан, опасаются этих вакцин еще и потому, что считают, что они могут повредить нашему здоровью. Врачи уже многократно выступали по этому поводу, но надо сказать, что немало докторов поддерживают эти опасения. И мы прислушиваемся и к тем, и к другим. Конечно, это самый страшный соблазн. <…> На врачах лежит большая ответственность, но в то же время значительное количество людей уже сделало эти прививки.
Отец Иоанн (Крестьянкин) сказал удивительные слова, которые для нас, его духовных детей, остаются путеводной звездой во многих и многих сложных обстоятельствах: “Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом”. Конечно, человек волен слушать того, кого он считает нужным, волен поступать так, как он считает нужным, и это совершенно правильно. Наш личный опыт и наше рассуждение – наши главные ориентиры в этой тяжелой ситуации»[6].
Люди также обеспокоены тем, что вакцина разработана с использованием клеток абортированного плода. Но митрополит Тихон говорит только о «Спутнике V», а не о других вакцинах:
«Руководство института Гамалеи ответило на запрос Московской Патриархии по этому поводу. Они сказали, что действительно, в 1973 году, когда создавалась вакцина, в качестве питательной среды (как я это понимаю) была взята какая-то частичка из неродившегося и извергнутого младенца. Но они говорят, что нынешняя вакцина не имеет никакого отношения к тогдашнему прототипу вакцины. Мы не знаем, так это или нет, говорят по-разному. Но когда я сам прививался «Спутником V», никто еще об этом не говорил, тогда это поле еще не было исследовано. Опыты эти проводились в Нидерландах в 1973 году. Но вот что интересно. Законодательно аборты в Нидерландах были разрешены только в 1984 году, то есть через 10 лет после этих экспериментов. Эксперименты были, конечно же, совершенно официальные. Поэтому представить себе, что был совершен незаконный аборт, в общем-то, практически невозможно. Скорее всего, это был выкидыш. Но скажут: и выкидыш – это тоже ужасно. В медицине бывают разные случаи. Вот какие-то злоумышленники застрелили в голову какого-то молодого человека. И врачи берут у умершего его органы: сердце, почки, печень, пересаживают больным людям и благодаря органам этого умершего человека другие люди выздоравливают, живут.
То, что случилось, – прерывание беременности какой-то женщины в 1973 году, – это, конечно, несчастье. Но этот не родившийся младенец вместо того, чтобы быть выброшенным в канализацию, утилизированным, послужил тому, что миллионы и миллионы людей сохранили свои жизни, были созданы препараты, сохраняющие жизнь (наверное, не только эти вакцины, но и что-то еще). Здесь все не так однозначно. Конечно, ни в коем случае нельзя оправдывать аборты. Об этом даже нет и речи. Я представляю, что недоброжелатели сейчас будут обвинять меня в этом. Не об этом, конечно, речь. Но история создания самой этой вакцины именно такова.
Нам вбрасывается гигантское количество дезинформации – провокационной и диверсионной. Для врачей это одна информация, для священников и православных людей – другая и так далее. Не говоря уже об огромном количестве слухов, сплетен, непроверенных фактов. Как говорил наш замечательный русский публицист Иван Лукьянович Солоневич, имея в виду события февральской революции, “Россию погубила сплетня”. Вот сейчас очень многих людей тоже губит сплетня.
Сейчас очень многих людей губит сплетня
Многие говорят о том, что с вакциной якобы вводится какой-то чип, наночип и прочее. Я не знаю, так ли это на самом деле или нет. Это должны утверждать только серьезные ученые. Но точно знаю, что “наночипы” духовные существуют. И они принципиальнейшим образом влияют и на человека, и на окружающих его людей. Люди сами вырабатывают или получают извне как информацию этот духовный, интеллектуальный “наночип”. Скажем, о том, что категорически нельзя прививаться потому-то, потому-то и потому-то (Антихрист, заболеешь и так далее). И передают этот “наночип” от себя к другим людям как заразу, как инструмент массового психоза. И люди повально заражаются этими “наночипами”, которые в данном случае не нейтральны по отношению к сознанию и к душе. Они-то уж действительно поражают и душу, и ум человека. И делают его подобным зомби. Такой человек начинает агрессивно распространять вокруг себя эту информацию и почитает за свой долг обязательно поделиться этой информацией со своим ближним, заразить его этим, если можно сказать, духовным «наночипом». А потом оказывается, что информация-то не проверенная, что все это ерунда.
Люди сами вырабатывают духовные, интеллектуальные «наночипы» и передают их другим людям как заразу, как инструмент массового психоза
Как только не называли меня в начале этой пандемии! И лишь за то утверждение, что ковид на самом деле существует. “Нет никакого ковида, нет никакой болезни, все это ерунда”, – слышалось отовсюду. И мы все это помним. Потом выяснилось, что на самом деле все это есть.
Люди, которые начинают распространять такую информацию, должны понимать свою огромную ответственность. Они должны понимать и то, что становятся просто самыми настоящими агентами того самого закулисья, которое, с их же слов, стремится к тому, чтобы уничтожить народ. Они делают все, чтобы отвратить людей от реальной и безопасной защиты – от вакцинирования.
Отец Иоанн говорил о духовном состоянии людей, в душах которых посеяны подобные плевелы лжи. Смятение, смущение и неразбериха – вот что в душах этих людей.
Ответственность – это очень важно. Люди, которые безответственно распространяют подобные измышления и слухи, больше всего напоминают мне настоящих агентов, которые работают не на благо народа Божия, не на благо русского народа, а на врага. Они делают все, чтобы смерть и болезни распространялись и распространялись по нашей земле. Понятно, они скажут: «Мы этого не хотим». Но “по делам их узнаете их” (Мф. 7:20). Потому что, как писал отец Иоанн (Крестьянкин), «Мрачная тень духовного возмущения взволновала умы и сердца верующих и лишает их не только радости церковного торжества, но и самой веры и благонадежности»[7].
Также интересно, что митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) недавно подвергся критике в интернет-пространстве за заявление о том, что он выступает за вакцинацию. Вы можете прочитать его ответ на обвинения здесь. Нужно отметить, что его заявление было вырвано из контекста и тщательно подобрано англоязычным веб-сайтом «The Moscow Times», который в прошлом выпускал аналогичный антицерковный агитпроп. Поскольку митрополит Иларион занимает важный пост в Московской Патриархии (председатель Отдела внешних церковных связей), его мнение можно легко принять за официальное заявление Русской Православной Церкви. Однако он не является официальным спикером Патриархии.
Но, так или иначе, ситуация обострилась, когда внезапно, без какого-либо уведомления, его аккаунт в Инстаграм был заблокирован. В своем интервью он предполагает, что Инстаграм заблокировал его аккаунт из-за высказываний в поддержку вакцинации.
«Я думаю, что аккаунт был заблокирован, потому что какая-то группа людей завалила руководство социальной сети Инстаграм жалобами. Я предполагаю, что это были противники вакцинации, так называемые антипрививочники, которые сейчас очень агрессивны. Они пытаются меня атаковать по многим направлениям, например, присылают полные агрессии вопросы в передачу “Церковь и мир”, которую я веду уже 12 лет на телеканале “Россия 24”. Поэтому у меня нет сомнений в том, что и нынешняя атака исходит от них. А вот почему руководство Инстаграм не реагирует должным образом на эту атаку, пока непонятно»[8].
Но это было бы слишком странно. Инстаграм принадлежит Фейсбуку, который более известен в США цензурированием информации против вакцин. Итак, почему же Фейсбук / Инстаграм заблокировал аккаунт владыки Илариона? Наверное, это было вот из-за чего:
«Мне вообще думается, что как вирус пришел в Россию из-за рубежа, так и кампания против вакцинации тоже оркестрована из-за рубежа. Я уже неоднократно высказывал мнение, в том числе в своей передаче, что вирус – это некое биологическое оружие. Может быть, оно появилось естественным путем, может быть, была утечка из какой-то лаборатории, а может быть, все это было сознательно сделано для того, чтобы обрушить мировую экономику. Есть ли такая вероятность, пусть нам скажут эксперты.
Тем не менее, очевидно, что вирус пришел к нам из-за рубежа. А вакцина, которую изобрели российские биологи, – это наш отечественный продукт, ответ на брошенный нам вызов. Вакцина создана для того, чтобы защитить людей. Можно предположить, что те же самые силы, которые вбросили к нам вирус, заинтересованы в том, чтобы пандемия длилась как можно дольше, чтобы умерло как можно больше людей, и именно поэтому они очень активно ведут антипрививочную кампанию.
Обратите внимание: люди, которые выступают за прививки, пользуются российскими средствами массовой информации, телевидением, их взгляды отражены в российских новостных агентствах. А вся антипрививочная кампания ведется на просторах интернета, который контролируется не нами. Не блокируют никого из тех, кто высказывает самые нелепые, самые фантасмагорические теории, касающиеся вакцинации, начиная с таких, что женщины, которые привьются, впоследствии не смогут забеременеть, и кончая утверждениями, будто длительность жизни привившихся людей будет на несколько десятилетий меньше, чем тех, кто не вакцинирован. Подобный вздор сейчас циркулирует в сети интернет, и многие ему, к сожалению, верят. А есть люди, которые сознательно или бессознательно участвуют в антипрививочной кампании (те, кто ведет себя агрессивно, конечно, участвуют в ней сознательно). Должно быть, не все вовлеченные в эту кампанию осознают, что дирижеры антипрививочной кампании находятся не у нас в России, а за рубежом»[9].
Итак, эти обращения видных иерархов Русской Православной Церкви, безусловно, дают нам пищу для размышлений. А слова о. Иоанна (Крестьянкина) указывают на то, что наше дело – не распространять теории и слухи, а держаться добродетельной веры святых отцов, которые во многих своих трудах говорили нам, что различение духов – самая важная добродетель, приобрести которую нелегко. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. V:22–23). Когда у нас закипает кровь и мы хотим немедленно рассказать всем в интернете о том, насколько мы правы и насколько неправы другие, давайте остановимся, перекрестимся и помолимся. Быть может, это приведет нас к мысли, что не все увиденное нами в интернете было плодом Духа.