«Аще изведеши честное от недостойного»

К 340-летию преставления Патриарха Никона

Патриарх Никон Патриарх Никон

4 августа исполнилось 369 лет со дня интронизации, а 30 августа исполняется 340 лет со дня преставления Патриарха Никона. Неровные даты неоднозначной личности. Историки дают ему прямо противоположные характеристики, сходясь лишь в одном: в самой противоположности этих характеристик.

Но не странно ли как-то однозначно характеризовать человека, который сильно менялся за свою жизнь, и однозначно оценивать его деятельность, менявшуюся еще кардинальней?

Впрочем, для светских историков, ставящих своей задачей конкретную оценку эпох и личностей, влиявших на эти эпохи, такая постановка вопроса понятна. Однако есть мнение, что история Церкви должна писаться несколько иначе – как исследование истории святости. А святость – это такое непростое понятие!

Изначально слово «святой» означало посвященного Богу, и лишь со временем стало означать такого посвященного, который оказался достоин своего посвящения. Мы все посвящаемся Богу во Святом Крещении, но вопрос святости – в том, кто как реализует это посвящение.

Это мы не можем отделить мед от дегтя, буде они уже смешаются. А Господь может

Реализация же в данном случае – не акт, а процесс. И в нем всякое бывает.

«Аще изведеши честное от недостойного, яко уста Господня будеши» (Иер. 15, 19), – говорит нам Писание. Потому что Господь ищет всё доброе, что служит к оправданию человека. Это мы не можем отделить мед от дегтя, буде они уже смешаются. А Господь может. Господь, собственно говоря, постоянно занимается тем, что вышеестественно очищает наш мед... а деготь мажет нам куда-нибудь – в лечебных целях.

И история Патриарха Никона в этом плане весьма показательна.

История человека великолепно одаренного, ревностно благочестивого и предназначенного к высокому служению во славу Божию... но преждевременно вознесшегося на него.

***

У него было скорбное сиротское детство с жестокой мачехой, которое никак не могло научить его мягкости и любви. Была прилежная к благочестию и учебе юность – с 12 лет в монастыре по собственному желанию. Был отец, то ли деспотичный, то ли слабовольный, который сперва не защищал от мачехи, а потом выманил юношу из монастыря домой, где родственники настояли на его женитьбе.

Соловки, гравюра, XVII век Соловки, гравюра, XVII век

Были похороны троих детей, умерших один за другим, и решение вернуться на путь иночества: Никита, так звали его в миру, уговорил супругу постричься в монахини. Причем ее он определил в столичный монастырь, а сам принял монашество на Соловках – там, где трудно, холодно, пустынно...

И там-то (думается мне с моей монашеской колокольни) он и совершил главную ошибку своей жизни; там, а отнюдь не на Патриаршем престоле.

Особый Промысл Божий сказался в том, что этот могучий человек попал в послушание не к кому-нибудь, а к старцу Елеазару Анзерскому – одному из самых заметных подвижников своего времени. То есть наставнику, способному наилучшим образом огранить, отшлифовать эту богато одаренную натуру...

Но Никон со старцем рассорился и ушел в другой монастырь.

Рассорился под благовидным предлогом: он развил бурную деятельность по благоустройству скита (постройка каменного храма), а старец ее не одобрил. В общем-то, ничего нового, и всё было, как и всегда в таких случаях: «Я хочу как лучше, а старшие мне мешают».

Порою пишут о том, что в этой истории обнаружилась неуравновешенность Никона, которая была далека от монашеского бесстрастия. Но, во-первых, понятие неуравновешенности лежит скорее в плоскости проблем душевных, а не духовных. А во-вторых, разве в монашестве главное бесстрастие? Бесстрастия и так-то мало кто при жизни достигал, а уж при начале подвига – и вовсе никто.

Монашество не бесстрастием отличается. Монашество отличается методами поиска воли Божией и стяжания благочестия по ней. Послушание – один из методов монашеского благочестия, когда человек через волю старших (а в лучших случаях – и младших) старается найти волю Божию. Мирским этот метод, кстати, в известных пределах тоже не противопоказан.

И урок, не усвоенный тут новоначальным монахом, сводился к тому, чтобы понять: вся эта внешняя кипучая деятельность, хоть бы и самая благовидная, может быть не нужна, неугодна Богу, потому что вредна для самого человека. А чаще – просто преждевременна; ведь до многих видов деятельности надо дозреть.

Хорошие старцы вырастают из хороших послушников, хорошие начальники бывают из хороших подчиненных. Кто раньше времени становится старшим, тот нередко портит дело и стабильно вредит младшим.

Но Никон этого не понял; он спешил принять на себя служение Церкви, спешил так, что отказался даже от послушания, и не кому-нибудь, а самому лучшему, самому опытному наставнику.

Почему? Мы не знаем.

Едва ли всё дело было в каком-то исключительном тщеславии и властолюбии – нет. Никон был человеком колоссальной силы – и физической, и интеллектуальной, и она рвалась на оперативный простор, побуждаемая в том числе и заботой о славе Божией! Зовутся такие вещи ревностью не по разуму. Смешиваются в ней и мед, и деготь...

***

Кратко говоря, Никон ушел в другой монастырь, стал там игуменом, вскоре попал ко двору, был замечен Царем, быстро обнаружил свой большой масштаб, стал одним из самых заметных архиереев – Новгородским, а там и Патриархом. И как таковой проявил властный и крутой нрав.

Тем более что был он не просто замечен Царем, а стал тому «собинным другом» (особо близким). Необходимость управлять огромным государством свалилась на Алексея Михайловича в 16 лет – он был юным и испуганным и остро нуждался в сильном плече, на которое мог бы опереться. Никон, с его государственным умом, силой, решительностью и выдающейся работоспособностью, в значительной мере заменил ему отца.

И Царь возложил на Патриарха титул Великого Государя, который носил в свое время только Патриарх Филарет – по праву царского родителя.

Никон вдохновил Царя на присоединение Малороссии и на победоносные войны, он успешно правил страной, когда Алексей Михайлович уходил в длительные военные походы, судил и рядил, принимал челобитные, вел переписку с иностранными дворами...

А еще он «строил» бояр, как сказали бы сейчас. Тогда аналога этому выражению еще не подобрали. Сами бояре считали, что он им «житья не дает». Нельзя опаздывать на заседания – настоишься потом во дворе на морозе. Нельзя сидеть в присутствии Великого Государя. Нельзя не поститься, коли уж тебя послали с митрополитом за мощами свт. Филиппа, нельзя не ходить в такой поездке на богослужения...

В чем-то они были бы и правы, эти бояре, жалуясь на строгость Патриарха: не все ведь обладали такими богатырскими данными... Были бы, если бы не главное в их жалобах. А главной была не строгость Никона, а унизительная для бояр необходимость терпеть эту строгость от «мужицкого сына». «Никогда такого бесчестия не бывало, что теперь Государь нас выдал митрополитам...». Вот основная претензия – бесчестие!

Такая откровенная, ничем не прикрытая спесь была болезнью того времени. И, как всякая сильная болезнь, она могла убивать. Вспомним, что многие скорби Смутного времени начались с боярской спеси, не желавшей признать над собой Царем менее родовитого претендента. Вот Никон ее и сбивал, следуя своему представлению о пользе государства.

Строгостью же те времена было не смутить – самые великие наши святители тех веков давали пресуровейшие наказания за сущие, по нашим меркам, пустяки.

Да, случаи чрезмерной жесткости со стороны Никона были. Расправа с епископом Павлом Коломенским, например. Который всего-то возразил на постановление сократить земные поклоны в Великопостных службах.

Впрочем, повторимся: для тех времен в этой истории нет ничего особенного. Хотя, когда сам Никон окажется на месте опального епископа, то, думается, вспомнит о нем...

***

Но отчего нам не согласиться с тем, что поведение Никона было исключительно от властолюбия и честолюбия? Завел он, к примеру, умопомрачительно роскошный двор...

И что? Таково было понимание представительской функции Великого Государя в те времена. Митрополит Иона, например, тоже завел роскошный двор, став первым Предстоятелем автокефальной Русской Церкви. А он – канонизированный святой. В личном же быту оба были аскетичны.

Никон был аскетичен даже до своеобразного юродства. При своем двухметровом росте он не носил вериг, зато носил... облачения весом под 100 кг! Роскошнейшие облачения – на продолжительных, многочасовых патриарших службах и крестных ходах.

Остались и иные свидетельства о нраве этого человека. Например, случился в Новгороде бунт в бытность Никона там митрополитом. Он попытался успокоить бунтовщиков, был избит до полусмерти и брошен умирать. Но, благодаря богатырскому здоровью и силе духа, уже на другой день встал, добрался до храма, отслужил литургию... и стал просить у народа прощения! Чем и привел людей к покаянию. А когда подошли войска, посланные усмирять бунт, Никон ходатайствовал о помиловании бунтовщиков.

Кого ни разу не била озверевшая чернь, тому, наверное, и не представить, какое это унижение и как трудно сделать всё, что сделал тогда Новгородский митрополит. Или, скорее, так: этого не представить и тем, кого чернь била... потому что мы – не митрополиты XVII века.

***

Сами реформы, проводившиеся при Никоне, нельзя назвать чем-то вопиюще провокационным. Вспомним: в конце XIV века на Руси произошла полная (!) смена богослужебного Устава, – и никто не придал этому никакого сверхдолжного значения. Богослужение изменилось до неузнаваемости, а никто и не слыхал о волнениях по этому поводу. Здесь же речь шла о мелких деталях Устава – и какой поднялся крик!

Понятно, что конец XIV века – эпоха прп. Сергия Радонежского, начало расцвета святости на Руси, и, как следствие, – умение отличить главное от второстепенного. А середина XVII века – упадок благочестия, и, как следствие, – мелочное копание в обрядоверии...

Но это нам сейчас понятно, а тогда трудновато было спрогнозировать такую реакцию на рядовую унификацию обряда. Так зачем же всю вину за это возлагать на Патриарха Никона?

Кроме реформы богослужения, проходила «книжная справа». Но разве это плохо? Рукописные богослужебные книги переполнились ошибками, потом эти ошибки перекочевали в печатные издания – чего же тут хорошего?

Идея зародилась при прежнем Патриархе, Никон лишь воплотил ее. И его мысль была вполне верная: надо унифицировать богослужебные книги по старым «харатейным» спискам. Другое дело, что у нас для этого совсем не было научной базы. Никакой историографии, никакого источниковедения... Не было вообще истории как науки. Патриарх шел на ощупь. Понятно, что надо по древним книгам, а как это? Не было никакого опыта критической работы с текстами, ничего того, что дает хорошая научная традиция.

Но разве в этом, опять-таки, виновен один человек?

***

Царь Алексей Михайлович Царь Алексей Михайлович Никона низложили чередой интриг. Все озлобленные на него бояре и значительная часть духовенства годами настраивали против Патриарха Царя. А Царь уже перестал быть испуганным подростком, он вырос, выиграл многие битвы и чувствовал себя значительной фигурой. «Собинный друг», который столько потрудился – не только для Церкви, но и для Отечества, – стал стеснять его своей властностью и раздражать своими недостатками.

И пробил для Патриарха час спасения: «Тишайший» Царь бросил ему чрезвычайно несправедливое обвинение. Никон вполне закономерно обиделся... а обидевшись, наделал ошибок.

И следующие 8 лет события развивались по одному и тому же сценарию: Никон, не очень-то привыкший и к справедливым обвинениям, никак не поспевал справляться с несправедливыми. Не успевал он смириться с потерей одной своей позиции, как его теснили со следующих двух. Клеветы же на него излили не меньше, чем на прп. Максима Грека.

Наконец, в 1666-м году его низложили, лишили священного сана и отправили в заточение в Ферапонтов монастырь

Наконец, в 1666-м году его низложили с престола, лишили священного сана и отправили в заточение в Ферапонтов монастырь, где поместили под стражу в келлию «смрадную и закоптелую, еже и изрещи невозможно», с решетками на окнах.

Надо сказать, что Алексей Михайлович мучился совестью и пытался смягчить Никону заточение. Но едва перевели его в нормальные келлии и разрешили общаться с людьми, как его ненавистники из бояр и архиереев стали клеветать с новой силой. Никона оговорили в желании бежать на Дон к Стеньке Разину. Начались «розыски», и узника вновь заперли по-тюремному.

«Теперь я болен, наг и бос, – писал он. – Со всякой нужды келейной и недостатков оцынжал, руки больны, левая не подымается, на глазах бельма от чада и дыма, из зубов кровь идет смердящая, и они не терпят ни горячего, ни холодного, ни кислого. Ноги пухнут. Приставы ничего ни продать, ни купить не дают. Никто ко мне не ходит, и милостыни просить не у кого».

Алексей Михайлович опять смягчил условия заточения. Враги опять добились их ужесточения.

Патриарх Иоаким Патриарх Иоаким Никон то писал в Москву жалобные просьбы, а то не выдерживал и срывался на резкий ропот... который тщательно документировали его ненавистники. Одним из них был новый Патриарх Иоаким – сам из бояр, и что характерно, в свое время облагодетельствованный Никоном.

В начале 1676 года Алексей Михайлович умер, а уже в мае Патриарх Иоаким собрал множество нелепых обвинений на Никона и отправил его еще дальше на север с указанием: «держать к нему всякое призрение к обращению его и к покаянию прилежно».

Опять смрадная келлия, угары от дыма, цинга, запрет на прогулки, запрет на общение... Еще через 4 года такой жизни закончились резервы богатырского организма – Никон окончательно слег.

Юный Царь Федор Алексеевич все предыдущие годы тщетно пытался преодолеть сопротивление Патриарха Иоакима и облегчить жизнь заключенного. Но тут он своей властью велит вернуть Никона в его Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Тяжелобольного Патриарха повезли, но по дороге, недалеко от Толгского монастыря, он скончался.

Царь повелел отпеть его по архиерейскому чину, невзирая на возражения Иоакима. Сам нес гроб с телом и со слезами целовал руку покойному. Эта подробность, между прочим, указывает на то, что хотя тело Никона по теплу «бабьего лета» везли до нынешней Истры аж от Толги (при тех способах передвижения), но оно не смердело.

В следующем году от Восточных Патриархов пришла разрешительная грамота и повеление поминать Никона Патриархом открыто в церквях. По сути, это было признание того, что осудили его неправедно.

***

Известно, что на гробнице Патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре по сей день случаются чудеса и исцеления. Даже после того, как в советское время захоронение было разорено и останки пропали.

На гробнице Патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре по сей день случаются чудеса и исцеления

Как примирить противоречивую роль Патриарха Никона в истории нашей Церкви с тем, что он, судя по всему, имеет перед Богом дерзновение?

«Аще изведеши честное от недостойного, яко уста Господня будеши». Ошибки ошибками, а труды трудами. И страдания – от человеческой неблагодарности, предательства, клеветы – страданиями. Нет в нашей истории другого такого человека, который был бы настолько превознесен, притом в значительной степени заслуженно, а потом так жестоко низвергнут.

Потому и не с кем сравнить степень его смирения в постигшем бедствии.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Церковная реформа XVII века: эволюция взглядов, причины их происхождения и распространения Церковная реформа XVII века: эволюция взглядов, причины их происхождения и распространения
Алексей Виноградов
Церковная реформа XVII века: эволюция взглядов, причины их происхождения и распространения Церковная реформа XVII века: эволюция взглядов, причины их происхождения и распространения
Алексей Виноградов
XVII век в России ознаменован церковной реформой, имевшей далеко идущие последствия как для Церкви, так и для всего Российского государства. Принято связывать изменения в церковной жизни того времени с деятельностью патриарха Никона. Много исследований посвящено изучению этого феномена, однако их не отличает единообразие мнений. О причинах существования разных точек зрения на авторство и воплощение в жизнь церковной реформы XVII века повествует данная публикация.
Русская Церковь в период Патриаршества Никона. Часть I Русская Церковь в период Патриаршества Никона. Часть I
Владислав Петрушко
Никон был личностью богато одаренной, человеком кипучей энергии. Однако до сих пор продолжаются споры о том, на что были израсходованы эти колоссальные усилия и каковы итоги Патриаршества Никона. Историки, как светские, таки и церковные, зачастую дают ему прямо противоположные характеристики. Одни (причем, не обязательно старообрядцы) считают Никона повинным в возникновении раскола и едва ли не всех последующих бедах России вплоть до ХХ столетия. Другие, наоборот, считают Патриарха-реформатора величайшей фигурой русской истории XVII века.
Дело Патриарха Никона и карпаторусское «москвофильство» XIX века Дело Патриарха Никона и карпаторусское «москвофильство» XIX века
Кирилл Фролов
Дело Патриарха Никона и карпаторусское «москвофильство» XIX века Дело Патриарха Никона и карпаторусское «москвофильство» XIX века
Кирилл Фролов
Важнейшей частью «православного проекта» всегда был вопрос возвращения славянских стран Западной Руси и Восточной Европы в лоно восточнохристианской цивилизации, «культурное православное контрнаступление» на Запад. Православная традиция знает блистательные примеры такого контрнаступления. Речь идет как о московском славянофильстве, так и о феномене карпаторусского духовного и национального возрождения.
Комментарии
Александр 9 января 2022, 22:14
Продолжение... К сожалению, у некоторых христиан эта информация не вызывает чувство скорби и озабоченности, и это понятно, ведь человеку, молящемуся без внимания, без разницы что читать, будь то «жертву водою попалил еси», или «страстьми свиней умных житие соверших». Но как только молящийся захочет молиться со вниманием, то по слову свт. Феофана Затворника «Кто только станет вчитываться или вслушиваться, непременно кончает вопросом: да что ж это такое?».
Александр 9 января 2022, 22:13
Рекомендую ознакомиться с книгой Б.П. Кутузова «Церковная «реформа» XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа». Обзор «исправлений» Библейских текстов, Часослова, Молебного канона Ангелу Хранителю, великопостной молитвы св. Ефрема Сирина, приведено более ста примеров порчи текста Псалтыри и многое другое. Пример молитвы «Да воскреснет Бог…». Старый текст: «…и давшаго нам Крест Свой честныи на прогнание всякаго супостата». Новый текст: «…и даровавшаго нам тебе Крест Свой честный…». Словосочетание «нам тебе» звучит несколько странно. В старом же тексте полная ясность и соответствие с языковыми нормами. Почему ошибки стали присутствовать в наших богослужебных книгах?
Сергий12 октября 2021, 18:31
Что выиграли царь Алексей Михайлович, боярин Симеон Стрешнев сотоварищи и послушные им (а не Богу) митрополиты и епископы, низложив по своей прихоти Богом поставленного патриарха, которому сами же приносили до того клятвы в верности? Симеон умер в 1666г, ещё до окончания Московского собора, а 2 года спустя за ним последовал и его "совопросник" Лигарид. Паисий и Макарий, пытавшиеся управлять Русской Церковью путём запугивания и угроз, сделали раскол необратимым. А затем патриаршество в России было ликвидировано, что неудивительно: Богу не нужны карманные псевдопатриархи - прислужники царя и бояр. Было введено светское управление Церковью (обер-прокурор), усилилось влияние инославия в России.
Сергий12 октября 2021, 18:20
Низложение святейшего патриарха Никона было абсолютно беззаконным деянием обнаглевшего боярства и их карманных клириков, призвавших трёх митрополитов с сомнительной репутацией для обеспечения видимости законности. Лжец, папист и вор Паисий Лигарид с абсолютно профанным мышлением ни разу не появился в своей митрополии с момента поставления и был низложен митрополитом Нектарием. Папист и попрошайка Макарий Антиохийский углубил раскол своим некомпетентным управлением. Низложенный Александрийский патриарх Паисий, за много лет ни разу не появлявшийся на территории Египта. Вот кого предпочла боярская свора клятвопреступников вместо Богом поставленного патриарха.
инокиня Наталья -- Алексею13 сентября 2021, 17:58
Не увидела особого литературного таланта у Аввакума - выезжают его вещи на эмоциях, для озвучки которых он совершенно не стесняется в выражениях. А в остальном, да: на эту тему дала комментарий от 4 сентября 2021, 20:28 (инокиня Наталья -- George).
Алексей12 сентября 2021, 08:29
Очернению Никона в исторической памяти, к сожалению, послужил литературный дар протопопа Аввакума: поколения интеллигенции просто зачитывались его "Житием" и сострадали мукам его семейства, ярко и рельефно описанным им,соответственно с сочувствием относились к старообрядцам. Здесь еще и огненные "пали", и общее духовное оскудение Церкви синодальной эпохи... А ведь и сам Никон был столь же талантливым писателем и богословом - стоит только прочесть его развернутые и аргументированные ответы его злосчастным судьям на Соборе 1666 г., - но разве Никона кто-то читает? Нет, будем читать Аввакума! Который был настоящим еретиком, в чем его укорял из соседней земляной ямы казнимый вместе с ним диакон.
инокиня Наталья -- Алексею11 сентября 2021, 15:34
А что касается икон "фряжского письма", или, вернее, "икон" фряжского письма, то я неплохо начинаю понимать патр.Никона, когда современные люди рассылают поздравления с Православными праздниками на открытках... не знаю, как их описать... Их даже гламурными не назовешь, а люди считают, что изображен Господь и святые! Хочется либо заплакать, либо отругать.
инокиня Наталья -- Алексею11 сентября 2021, 15:27
Вообще, конечно, был ли Павел во второй поездке - вопрос дискуссионный. Умер он уже точно после собора, на котором осудили патр.Никона, а в свите своего патриарха был фигурой заметной. И я малость наврала, приписывая изменившийся тон свидетельств Антиохийского патриарха его архидиакону - каюсь. Сколько раз зарекалась вступать в полемику "по памяти".. :( Но, согласитесь, по сути: странно верить обвинениям со стороны, которая сыграла такую неприглядную роль. И не только в истории лично Никона, но и во всей, глубоко трагической для Руси, истории Раскола.
Алексей11 сентября 2021, 10:32
Дорогая Наталья, как мне помнится, мб, я ошибаюсь, сам Павел Алеппский во время второго путешествия в Москву скончался где-то в Грузии, и дневник его на том и прервался, отец его, патриарх Макарий, прибыл на суд над Никоном уже без него. Вел он себя соответственно: предал, конечно, ну а кто не предал опального Никона? Властью была поставлена задача и владыки взяли под козырек, ибо ищущий повода находит повод всегда. Кроме того, пока Макарий (в 1й раз) находился в Москве несколько лет, его самого лишили престола в Антиохии. Митрополит Газский вообще был самозванцем, а он, как вы знаете, был главной скрипкой в суде над Никоном. Таким образом тот суд был и остается не каноничным и незаконным.
инокиня Наталья -- Алексею11 сентября 2021, 08:44
Свидетельства Павла Алеппского сильно отличались по тону, в зависимости от того, после какой поездки в Москву были написаны. В первую поездку антиохийцы приехали за милостыней, которой с подачи патр.Никона получили немеряно, и к тому же оказались тут эдакими просвещенными учителями невежественных русских - понятно, что впечатления высказаны были одни. А во-второй раз их позвали, чтобы осудить того же самого Никона, причем за то, в чем они же его сами и поддерживали. И повели они себя тут крайне лукаво, подпевая врагам патр.Никона. Не только государственной власти, к сожалению - архиереи тоже оказались не на высоте...
Алексей10 сентября 2021, 19:41
О почитании: в конце 70х гг в "Богословских трудах" мне посчастливилось прочесть работу о.Льва Лебедева о патриархе Никоне. Личность его так меня потрясала, что когда родился один из моих сыновей (в 86 г), я дал ему имя Никон. Знаю еще нескольких ребят с таковым именем, понятно, что небесный покровитель наших Никонов прп. Никон Радонежский, но все мы, родители, почитаем и великого патриарха. Следует так же сказать, что к гонениям на старообрядцев Никон не имел никакого отношения: он давно был в ссылке, когда на Красной площади все еще невозбранно витийствовал Аввакум. Никон сам был гоним, о чем сообщает нами достопочтенная инокиня Наталья. Кто же гонитель? Ответ прост: неразумные власти. Увы
Алексей10 сентября 2021, 14:26
Что касается икон. Снова призываю читать тексты внимательнее: у одного из бояр были извлечены из палат "иконы фряжского письма", т.е. западные картины на религиозные темы. Вот они-то и были уничтожены по приказу патриарха, как противоречащие православным канонам. Позднейшая эстетическая и каноническая "всеядность" привела к невероятному упадку иконописания в 18 веке и после. Так что Никон ратовал как раз о чистоте православия, а не "осквернял иконы", как кажется Александру. Тексты: Зызыкин, Каптерев, прот. Лев Лебедев - библиотека велика. А лучше всего прочитать собственные тексты оболганного патриарха: в 2005, кажется, году из-во МГУ выпустило объемистый крупноформатный том его трудов.
Алексей10 сентября 2021, 13:55
Спасибо автору за статью. Патриарх Никон - величайший из сонма Русских патриархов. Никто не превзошел его трудов и подвигов. Александр, посмотрите на Иверский, Новоиерусалимский монастыри, эти архитектурные, глубоко богословские "иконы", и скажите, кто еще мог такое построить. Павел Алеппский отнюдь не с осуждением относился к Никону: читайте внимательнее. Его, как восточного человека, угнетали только продолжительные патриаршие службы - такие молитвенные подвиги антиохийцы и во сне не видали. К тому же храмы не отапливались совсем, и в лютый мороз даже Алексей Михайлович стоял по 5-7 часов с непокрытой головой в Успенском соборе. Конечно, антиохийцы были шокированы подобным,и жаловались...
Е.В. для Александра 6 сентября 2021, 19:47
Не вижу смысла что-либо обсуждать далее с человеком, который не знает о презумпции невиновности. Никто не должен доказывать, что он не верблюд. Если вы обвиняете человека в кощунстве, то вы и должны это доказывать - это же элементарно!
инокиня Наталья -- Александру 6 сентября 2021, 18:36
Эдак до чего угодно можно договориться. Вот были, например, свидетельства о том, что прп.Максим Грек занимался колдовством и шпионажем в пользу Турции. Так же, как и в истории с осуждением патр.Никона озвученные свидетельства - на Поместном соборе, не где-нибудь... И по Вашей "здравой позиции" эти свидетельства надо повторять, не упоминая того, что это клевета? И что Вы называете объективным отношением? Высказывания, вроде: "не надо пытаться замазывать.."? По мне так это скорее хамство. А посему, пожалуй, дискуссию с Вами я сверну. Всего Вам хорошего.
Александр 6 сентября 2021, 10:52
Инокиня Наталья, совершенно неважно с чьей подачи взрослый, дееспособный человек сделал какой-то поступок. Тем более глава Церкви. Он отвечает за это самостоятельно. Кого там "зажёг" Стоглавый Собор? Сколько десятков или сотен человек затронуло это формальное анафематствование? А Никоновское анафематствование не было формальным и отразилось на судьбах миллионов людей - овец, за которых он как пастырь несёт прямую ответственность.
Александр 6 сентября 2021, 07:39
Е.В.,"объяснить" здесь можно только одним способом - привести свидетельство современников, что упомянутого события не было в указанный момент. А пока таких свидетельств не имеется всё сказанное "объясняющим" относится только к его/её субъективной позиции, которую остальные участники дискуссии вправе не принимать, поскольку позиция эта абсолютно ничем не подкреплена кроме любви к Патриарху Никону.
инокиня Наталья -- Виктору 6 сентября 2021, 07:28
Благодарю Вас, Виктор, что откликнулись - здесь по настоящему не хватало комментария человека, который любит старообрядчество, но готов обсуждать тему беспристрастно! Постараюсь кратно: 1. я была в своем монастыре уставщиком 8 лет, однако справить службу по Студийскому уставу не смогла бы - различия всё ж огромные. 2. анафемами на мелкие обрядовые разногласия на Руси стали сыпать задолго до Никона - вспомним Стоглав. 3. одно дело считать себя последними хранителями Православия после Ферраро-Флорентийского собора, а другое - относиться с подозрением к обрядам - это все же от невежества, согласитесь. 4. о том, что ни у кого не было навыка критической работы с текстами, в материале есть абзац:(
Александр 6 сентября 2021, 07:27
инокиня Наталья, нравится или не нравится - это не ко мне. Не нравится П. Аллепский именно Вам поскольку он дескать провинился перед Никоном. Здравая позиция такова - есть свидетельство о публичном надругательстве Патриарха над иконами. Это свидетельство можно критиковать, но надо обязательно упомянуть, а не замалчивать. И это свидетельство именно о публичном поругании, а не о том что его один Аллепский видел. Так что тут есть повод задуматься, а не пытаться замазать задним числом. Это называется - объективное отношение к вопросу.
инокиня Наталья -- Александру 5 сентября 2021, 19:17
Не Вы ли в своей критике патр.Никона чуть ниже опирались на свидетельства П.Алеппского? Не Вам ли нравились (по Вашему же выражению) свидетельства Антиохийского архидиакона? И теперь Вы недовольны тем, что Никон анафематствовал двоеперстие? А то, что он это сделал с настойчивейшей подачи Антиохийского патр.Макария, Вам не судьба разобраться? За то время, которое Вы потратили на свои комментарии, можно было тему Раскола прочесть у нескольких авторитетных авторов. И если начать считать, кто что зажег первым, то дойдем до Стоглава, который за 100 лет до Никона анафематствовал всех, кто не крестится двумя перстами. Жуткое невежество цвело в том "благочестивом, нравственно здоровом народе" - увы!
Е.В. для Александра 5 сентября 2021, 17:11
Что-то вы какой-то неубеждаемый))) Вам же уже объясняли, что надругательства над иконами - оговоры. Если и были какие-то критические замечания и действия по поводу неканонических изображений, то это совсем не то же самое, что надругательства над иконами. А чего вы хотели от патриарха? Чтобы он рта не смел открыть, глядя на нестроения в Церкви? И хотя вы зря приписали мне слова других комментаторов, но теперь соглашусь, что вы рассуждаете с прораскольнической позиции. И у вас вообще чрезмерно много заявлений глобального характера, при явной нехватке знаний.
Виктор 5 сентября 2021, 12:58
К тому же, процесс замены Студийского Устава Иерусалимским не сопровождался наложением проклятий на Студийский Устав. - Утверждение о "мелочном обрядоверии 17 века". Надо учитывать контекст эпохи, после Флорентийской унии Московская Русь воспринимала себя последними хранителями Православия, естественно, что к греческим обрядам и книгам (печатавшимся в Венеции ввиду турецкого ига) относились с подозрением. - "Разве плохо, что стали исправлять ошибки?" вопрошает автор. Само по себе не плохо, вопрос лишь в том, по какому образцу исправлять. По-моему уже в наше время даже сами иерархи РПЦ признают, что исправления проводились не по древним греческим книгам (как утверждал Патриарх Никон).
Виктор 5 сентября 2021, 12:52
Хотя я и являюсь старообрядцем, не могу не выразить благодарность автору за интересный материал! Единственное, хотелось бы кратко прокомментировать некоторые утверждения о Церковной реформе, все-таки они во многом поверхностны. - Утверждение о том, что при "смене Устава на Иерусалимский Богослужение изменилось до неузнаваемости, но это не вызвало крика возмущения". Этот довод можно услышать довольно часто, но так ли это на самом деле. Приведу цитату из книги "Настольная книга священнослужителя", 20-й раздел: "Различия Иерусалимского и Студийских Уставов, согласно последним исследованиям, касаются лишь некоторых особенностей местного значения и не являются чем-то типичным".
Александр 4 сентября 2021, 22:45
Е.В [О каких "тех" событиях речь?]Люди, отпавшие от Церкви, вполне вероятно погубили свои души. И было их очень много и сделали они это "благодаря" Никону. Он "соблазнил малых сих". Старообрядцы горели в срубах, задыхались под землёй, сидели в темницах, бежали в Сибирь, умирали в осадах. Погибло их и умучено немеряно. Раскольники играли видную роль в войске Степана Разина, Пугачёва, спонсировали революцию. И всё это последствия грубых, непродуманных реформ одного персонажа, который очень любил власть. Вот об этих вещах надо говорить, а не о том какое тяжёлое одеяние носил Никон и какой он аскет. Похоже на сказку о том, как Ленин любил детей. Любить любил, а трупами всю Русь выложил.
инокиня Наталья -- Е.В. 4 сентября 2021, 22:38
Не могу исполнить эту просьбу по причине того, что выражения из писанины вождей раскола, которые характеризуют их несдержанность, в настоящее время являются нецензурными. А к утверждениям без ссылок тут предъявлялось много претензий:)
Александр 4 сентября 2021, 22:34
Е.В. тут проскальзывает мысль, что кто-то здесь оправдывает раскол. Но я не вижу - кто? Я вот не оправдываю и вожди раскола мне никак не близки, поэтому зачем их упоминать? Они несут такую же ответственность за произошедшее как и Никон. Но спичку в стоге сена зажёг именно последний. Люди, которые ушли в раскол, не были пьяницами, табачниками, блудниками. Они искали Бога и могли продолжать делать это в рамках Церкви. Это были люди, которые не понимали, что нет разницы как креститься - 2 перстами или 3, что это всего лишь обряд. А Никон должен был понимать. Но вместо этого он анафематствует двоеперстие. Это как назвать? Надругательство публичное над иконами в неделю Торжества православия?
инокиня Наталья -- George 4 сентября 2021, 20:28
Мне кажется, что эта проблема возникла не в наше время. Те люди, которые "пишут", всегда обеляли Раскол. Это вообще болезнь интеллигенции - романтизировать "гонимых". У нас был преподаватель, который долгое время был воцерковленным человеком, когда Церковь гнали в СССР, а когда стало ясно, что в ближайшее время гнать уже не будут, он ушел к старообрядцам. Вот думаю: если государство вдруг начнет с размахом привечать раскольников - к кому он тогда побежит? И смех, и грех...
Е.В. для Александара 4 сентября 2021, 19:26
Не надо отождествлять темноту и неграмотность. Неграмотный, но "благочестивый и нравственно здоровый" человек просвещаем от Святого Духа. И в расколы, повторюсь, не уходит. Также, если вы желаете, чтобы с вами обсуждали какие-то исторические события, то желательно выражаться яснее. О каких "тех" событиях речь, в которых были погублены "очень и очень много миллионов душ", и что стоит за понятием "погубленные души"? И если уж вы надумали упрекать патриарха Никона в несдержанности, то я бы прямо попросил автора продолжить тему и рассказать о противной стороне - о вождях раскола. Чтобы вы могли понять, что такое настоящая несдержанность.
George 4 сентября 2021, 08:46
Благодарю автора за очень взвешенную и адекватную статью. Грустно читать комментарии православных людей, хулящих п. Никона и сравнивающих его со страшным извергом Лениным. Но это неудивительно: в наше время подавляющее большинство источников и исследователей пишут с позиции обеления раскола и очернения церкви и государственной власти. Снимаются сериалы типа "Раскола". И вот уже даже в стенах духовных академий уважаемые лекторы влагают в умы студентов такие нелепые понятия, как "православная инквизиция" и пр. Вина целиком возлагается на патриарха а вожди раскола, истинные виновники всего произошедшего, на чьей совести жизни тысяч самосожженцев, представляются благородными борцами за правду.
Александр 3 сентября 2021, 23:47
Е.В., а что несопоставимого? Единое общество разделяется на две враждующие половины. Это ли не глобальная трагедия? Аналогия с 1917 самая прямая. Вы знаете сколько сотен тысяч и миллионов душ было погублено в результате этих событий? Очень и очень много. Трагедия, растянувшаяся на столетия, и отнявшая у государства массу сил. А насчёт того, что "благочестивый народ не уходит в расколы", учитывая те дела и ошибки, которые наворотил Никон - уходит. Причём, если это тёмные и неграмотные люди, которых тогда было подавляющее большинство. Провоцировать и оскорблять никого не надо, а Никон именно этим и занимался. Легче надо было, мягче и человечней. А посты и вериги Никона - это дело десятое.
Е.В. для Александра 3 сентября 2021, 11:00 3 сентября 2021, 18:51
Абсолютно несопоставимые личности, ситуации, мотивации и последствия. И необходимо помнить: благочестивый и нравственно здоровый народ не уходит в расколы.
Александр 3 сентября 2021, 11:00
Степень вреда, который принёс Патриарх Никон своими поспешными, непродуманными действиями православному русскому народу, сопоставим с деятельностью Владимира Ильича. Громадная масса благочестивого, нравственно здорового русского народа ушло в раскол. Последствия этой катастрофы грандиозны - всё равно что революция 1917. Необходимо помнить об этом и относиться соответственно. Никон, конечно бриллиант, но с большими оговорками.
Георгий 2 сентября 2021, 18:32
Спаси нас всех, Господи! Истиный бриллиант не всегда светиться светом постоянным.Надо, чтобы луч попал на грань и вот тогда и глазу больно смотреть на сияние. Спасибо автору, что , мне так кажется, именно эту мысль хотел донести. А что истинным Божием бриллиантом был Патриарх Никон,доказывает его каждодневное поминание Правосланой нашей Церковью! Не это ли велико!? Не это ли критерий!? Не это ли святость!?
Елена О. 2 сентября 2021, 12:32
инокиня Наталья -- Елене О. 1 сентября 2021, 17:17 Да, я Вас понимаю. Спасибо, мне Ваши размышления об этом времени и личности патриарха было интересно читать.
Катерина 2 сентября 2021, 11:19
Тема волнующая, рана на теле Русской Православной Церкви, вопрос "Зачем они так делали и поступали?" часто у меня возникал. Мне кажется, было бы ошибочно предьявлять к публицистической работе требования на уровне научных работ (как больших, так и малых) - ссылки, графики, статистику и пр. в том же духе. Статья написанна живым красивым русским языком, факты интересные, иллюстрации тоже много говорят о лицах, упомянутых в статье. Прошу об этом как человек, любящий изобразительное искусство - все-таки подписывать подобного рода иллюстрации, отдавая должное авторам художественных (и очень хороших работ). Очень интересно, есть над чем подумать.
Лариса_ 2 сентября 2021, 11:07
Спасибо, инокиня Наталья, за статью! Патриарх Никон как-то близок моему сердцу и мне всегда интересна информация о нём. Ваша статья мне очень понравилась - и фактами, и акцентами, да и много ещё чем. Благодарю ещё раз.
инокиня Наталья -- Елене О. 1 сентября 2021, 17:17
Всё, что знаю о патриархе Никоне и его эпохе, знаю от прот.Александра Салтыкова, проф.Голубинского, митр.Макария, Карташева и своего духовника. Не из Интернета. Но что именно от кого именно знаю - не помню, естественно. А ссылки требуют точности.
инокиня Наталья -- Ольге 1 сентября 2021, 17:07
В таком случае надо сперва уточнить у оппонента, что именно он подразумевал под определенным словом. А уже исходя из его ответа обрушиваться с критикой. Это же очевидно. Мало ли что кому попадется "первым, на что наткнулся в интернете" - так можно человеку что угодно приписать.
Елена О. 1 сентября 2021, 10:11
Ну да. Без ссылок на источники теперь никак. А то мало ли что в океанских водах интернета попадется...
Елена О. 1 сентября 2021, 09:59
Ольга - инокине Наталье и Елене О.31 августа 2021, 21:25 . Простите, была не права. Это, действительно, нельзя назвать передергиванием, хотя и дискуссией тоже).
Татьяна 1 сентября 2021, 07:51
Спасибо, матушка, за статью. Интересно, легко написано. Спасибо за ваше желание, труд вспомнить, проанализировать, донести до нас подробности жизни этого удивительного человека. Не менее интересны обсуждения. Удивительно, патриарха Никона нет уже несколько веков, а как берёт за живое его деятельность. Мы можем ошибаться, сомневаться, быть или не быть уверенными. Мне понятно одно: свечу под спудом не сокроешь. Господь нашел бы способ прославить своё чадо.
инокиня Наталья -- Александру31 августа 2021, 21:36
Не думаю, что знание о веригах является тут сколько-то принципиальным. Слышала о них в свое время, но теперь вспоминаю, что меня поразило несоответствие веса вериг (меньше 6 кг) с весом саккоса (больше 64-х), возможно, поэтому в подсознании и отложилось, что их не было. В любом случае - это совершенно ничего не определяющий факт. Главное, что патр.Никон был аскетом. И, право, не знаю, что ответить на Ваше: "Вам не нравится свидетельство П. Аллепского?" Детский сад какой-то... причем тут "нравится - не нравится"? Если Вы не знаете, какую неприглядную, мягко говоря, роль во всей той истории сыграл Антиохийский патр.Макарий, интересы которого озвучивал Павел Алеппский, - о чем говорить?
Ольга - инокине Наталье и Елене О.31 августа 2021, 21:25
По поводу расправы. Первое, на что наткнулась в интернете: "В старообрядческих источниках утверждается, что...Никон будто бы подослал наёмных убийц и еп. Павел Коломенский был сожжён в срубе 3 апр.(по старому стилю) 1656 г. Московский собор 1666—1667 гг.,судивший Никона,вменил ему извержение из сана и СМЕРТЬ еп. Павла:«Да ты же, Никон, коломенского еп. Павла без собора, вопреки правил, низверг и обругал и сослал его в ссылку и там его умучил,и то тебе низвержение вменится в убийство"/https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/143402. Елена, именно поэтому из слов инокини Натальи "Расправа с еп. Павлом Коломенским" совершенно НЕ следует, ЧТО понимается под расправой. Всё, дискуссию заканчиваю.
Дмитрий 31 августа 2021, 20:22
Есть отличная книга про патриарха Никона - проф. М. В. Зызыкин "Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи". Кроме того, очень положительную оценку, и справедливо, патриарху Никону дает святитель 20 века - Серафим Соболев в книге "Русская идеология".
Елена31 августа 2021, 18:45
Большое спасибо за статью, личность патриарха Никона давно меня интересовала. Тоже не вижу причин для въедливой критики. Инокиня Наталья, еще раз спасибо!
Александр31 августа 2021, 18:21
Инокиня Наталья, странно, что написав статью о патриархе Никоне, вы не в курсе, что и вериги он носил и про осквернение им икон писали не одни старообрядцы. Вам не нравится свидетельство П. Аллепского поскольку тот был негативно настроен к Никону? Так положительно настроенных к нему свидетелей и не существует поэтому по такой логике можно вообще все источники отвергнуть.
Елена О.31 августа 2021, 17:22
Ольга 31 августа 2021, 15:03 Не надо передергивать. Из статьи инокини Натальи совершенно ясно, что имеется ввиду ссылка епископа Павла, о которой Никон мог вспоминать и сожалеть уже сам будучи сослан.
инокиня Наталья -- Наталье 31 авг., 13:4531 августа 2021, 16:17
Ну-ка, ну-ка, - Вы меня заинтересовали: о какие факты спотыкалась Ваша мысль? А то, невежливо, знаете, просто сказать человеку, что он глуп, а доводов не привести.
инокиня Наталья -- Ольге31 августа 2021, 16:09
Обращаю Ваше внимание на то, что приписывание оппоненту нелепых утверждений - недобросовестный метод ведения дискуссии. Под расправой с Павлом Коломенским разумеется то, что всем известно: извержение из сана и ссылка.
Ольга 31 августа 2021, 15:03
Инокиня Наталья: «Расправа с епископом Павлом Коломенским, например». Если под расправой имеется в виду его сожжение, то об этом говорят лишь старообрядческие источники. Здесь как раз уместны слова, приведенные автором в одном из комментариев: «Это старообрядцы выдумывали в свое время - обычные страшилки в целях демонизации ненавистного человека». Нельзя быть одновременно и за и против.
Наталья31 августа 2021, 13:45
И принесло бы им пользу для души. - О какой пользе может идти речь при искажении фактов? На этом тексте спотыкаешься мыслью почти на каждом абзаце. Никон - эпохальная фигура, о нем очень много известно. И очень многим людям - и воцерковленным, и нет. Возможно, этот материал слишком сложен для Вас к изложению, и одних старых конспектов здесь явно недостаточно.
И.31 августа 2021, 13:35
В судьбе Патриарха Никона как в зеркале отразились нравы той эпохи.
инокиня Наталья -- Александру31 августа 2021, 13:26
Начала было отвечать на Ваши выкладки о христианизации Руси, но дошла до Павла Алеппского... Вы, наверное, шутите, ссылаясь на него?! То, какую роль сыграл патр.Макарий - отец Павла - не только в истории патр.Никона, но, в конечном итоге в истории раскола, а значит и всей России, не позволяет даже спокойно вспоминать эти имена, не то что принимать их свидетельства в этом вопросе. Вы бы еще на папу Римского сослались! Не вижу теперь смысла вступать с Вами в полемику на тему того, какой век нашей истории ознаменован расцветом святости, а какой - упадком.
Павел31 августа 2021, 12:05
Неожиданно хороший для меня материал! Доверяю автору, не вижу причин для въедливой критики. Сам, честно говоря, думаю, что у Никона не столь много заслуг, сколько недостатков, но, как верно замечено в статье, сам Никон со временем менялся и каялся.
Анна31 августа 2021, 10:14
Дорогая матушка Наталья, спасибо Господи Вас, что поделились с нами! В такой красивой, литературной, доступной и, вместе с тем, неискаженной форме писать об исторических событиях, глубинных процессах души воистину великого человека - редчайший Божий дар! Буду с нетерпением ждать Ваших новых публикаций. Этот материал прочту деткам (21 и 11 лет), Бог даст. Спаси Господи Вас!
Александр31 августа 2021, 09:48
Инокиня Наталья, то что это эпоха Сергия Радонежского не отменяет того, что страна была полуязыческой, как она была таковой в эпоху Владимира Святого, Антония Печерского и т.д. Да, был формальный акт крещения Руси, но племена, населяющие государство, ещё долгое время сохраняли языческие верования вперемешку с христианским учением. Аналогично, эпоха святых Апостолов не означает, что Римская империя была христианской. Это всё вещи мало связанные. К 17 веку, безусловно, все пережитки сильно сгладились и образовалась единая нация с едиными взглядами. Насчёт отношения Никона к иконам писал Павел Алеппский-"...велел стереть лики и надписи, разбивал иконы бросая их на пол, затем приказал их сжечь"
Наталия Ростова31 августа 2021, 09:36
Матушка Наталья, благодарю Вас за эту статью. Вы отразили мои мысли о Патриархе Никоне. Да, его многие не любят и считают источником зла. Я придерживаюсь иного мнения. После его тяжелого детства, женидьбы под принуждением, потери всех наследников...у любого нормального человека в голове произойдет сдвиг. И я думаю, вся эта его деятельность, которая не оценена как его современниками, так и некоторыми потомками...была сподвигнута желанием - успеть послужить Церкви. Он, действительно, спешил, спешил побольше сделать хорошего для русских христиан. Почему спешил? Возможно, вспоминая свои потери, боялся не успеть...ведь, такая возможность выпадает не каждому. А где спешка, там неизбежно и ошибки..
инокиня Наталья -- Галине И.31 августа 2021, 06:52
Вы считаете, что если бы я выбрала из Интернета эти цитаты, то это было бы интересно читателям? И принесло бы им пользу для души? Формат Священной Истории показывает нам, для чего вообще надо изучать историю большинству людей. А то, что Вы процитировали, важно знать лишь узкому кругу специалистов.
инокиня Наталья -- Екатерине31 августа 2021, 06:47
Возможно, Вы просто не представляете масштаба личности прп.Елеазара Анзерского. Если уж безвестного старца, не дававшего творить прп.Иоанну Дамаскину, вразумила Пресвятая Богородица Своим личным явлением, то прп.Елеазару и подавно было бы открыто, что иеромонаху Никону пора на бОльшее служение. Прп.Елеазар, напомню, за 300 лет предсказал создание на Соловках ГУЛАГа.
инокиня Наталья -- Ольге31 августа 2021, 06:41
Да, эти не по памяти. Но при чем тут век Интернета? Это из конспекта лекций двадцатишестилетней давности.
mihailov31 августа 2021, 04:18
Сложная личность и сложная эпоха. Ничего нельзя оценивать однозначно. Главный посыл этой эпохи - западное влияние на русскую жизнь. В общем-то помимо Никона иего реформы это влияние оказало во многом катастрофическое воздействие на наше церковное пение, иконописную традицию... Хотели быть похожими на греков - но сегодня греческое богослужение благодаря византийскому пению гораздо ближе к старообрядческому. Хотя упадок знаменого пения произошел намного после Никона - еще лет сто оно оставалось нормативным, пока не было заменено обиходом и партесом, практически исчезнув. И это есть наше главное и весьма глубоко печальное отличие от восточных христиан.
Екатерина30 августа 2021, 22:13
Благодарна за статью!!! Спаси вас, Господь! Это мой любимый патриарх! п.с. "Но Никон со старцем рассорился и ушел в другой монастырь." Будущего патриарха Господь звал на другое служение, только и всего. Не послушания тут не было. Но это относится только к данному случаю.
Ольга30 августа 2021, 21:54
Наталья, спасибо Вам за ответ! Я уверена, что вот эти строки Вы писали не по памяти: «Теперь я болен, наг и бос, – писал он. – Со всякой нужды келейной и недостатков оцынжал, руки больны, левая не подымается, на глазах бельма от чада и дыма, из зубов кровь идет смердящая, и они не терпят ни горячего, ни холодного, ни кислого. Ноги пухнут. Приставы ничего ни продать, ни купить не дают. Никто ко мне не ходит, и милостыни просить не у кого». Понятно, что это издержки века интернета. Божией помощи Вам!
Галина И.30 августа 2021, 21:17
(Продолжение) «Православная Церковь в истории России», М.,1995) феномен Патриарха Никона видит в том, что «Никон…инициатор и волевой центр обрядовой реформы, мог увлечь и подчинить. Его подспудное стремление- поставить Церковь выше Царства- по существу адаптация к современным ему условиям того же самого идеала Святой Руси, кот. вдохновлял митрополитов Макария и Филиппа, патриархов Иова и Гермогена. Поражение в этой борьбе реально означало торжество в русской жизни того «естественного права», которое с неизбежностью приводит к господству профанной государственной стихии над сакральной церковной структурой».И т.д.Простите, если у вас монастыре нет ист.книг и Интернета с электронной лит-рой.
Галина И.30 августа 2021, 20:58
Интересно было узнать некоторые факты из истории жизни и смерти Патриарха Никона. Но права Ольга, для статьи с истор. тематикой необходим список использ.-й литературы. /"А середина XVII века – упадок благочестия, и, как следствие, – мелочное копание в обрядоверии"/.Это о причинах раскола? Прот. Г.Флоровский пишет ("Пути русского богословия",Париж, 1937):"Сила раскола не в почве, но в воле. Раскол не застой, но исступление.Раскол есть первый припадок русской беспочвенности, отрыв от соборности, исход из истории. И совсем не обряд, но Антихрист есть тема и тайна русского раскола. Раскол можно назвать социально- апокалиптической утопией". А. Полонский в своей книге "Православная (см.продолж.-е)
Андрей30 августа 2021, 20:18
Печально, когда ещё не окрепший юноша надрывается, своевольно схватившись за груз посильный лишь мужу совершенному. Тренер или воевода могут и не доглядеть, особенно в реальных боевых. Однако, разве может человек сам на себя возложить священнический сан? Что угодно говори, а правящего архиерея никак не обойти. Стало быть и спрос за выдвижение неготового, как и за затаптывание способного, имеет вполне конкретного адресата. Впрочем, технология разделения фракций в человеческой личности подлинно непостижима для потомков Адама и Евы.
инокиня Наталья -- Ирине30 августа 2021, 17:59
В материале сказано о том, кто сперва был превознесен, а потом низвергнут. А Государь Император уже родился предназначенным к престолу; его личной заслуги в том, что он стал Императором, не было.
инокиня Наталья -- Наталье30 августа 2021, 17:56
Да, правильнее. Только кто слышал про Спасский монастырь? А материал и так уже на 6 страниц - стОит ли добавлять еще один абзац для уточнения места? Статья написана потому, что патриарх Никон - глубоко трагическая фигура нашей истории, и хотелось донести его историю до братьев и сестер во Христе... Никак не думала, что подробности о километрах и фунтах окажутся в этой трагедии определяющими.
инокиня Наталья -- Ольге30 августа 2021, 17:41
Уважаемая Ольга! Последнее время меня регулярно спрашивают о ссылках, и я вынуждена отвечать одно и то же: живу в монастыре, статьи пишу, урывая время от послушаний, и - да - не имею времени вспоминать и искать, откуда та или иная информация попала в мою голову(. О патр.Никоне нам довольно подробно рассказывал в 1994 г. в богословском институте о.А.Салтыков, и я читала дореволюционных авторов: Голубинского, митр.Макария. Так же Тальберга и Карташева. Но, простите, единственное что могу вспомнить о конкретном Вашем вопросе: о росте патр.Никона и весе облачений говорил о.А.Салтыков, и о весе облачений еще точно есть у Карташева: 2 пуда саккос, больше пуда омофор, больше пуда епитрахиль, и т.д.
инокиня Наталья -- Александру30 августа 2021, 17:19
Повторюсь: конец 14 века - это эпоха прп.Сергия Радонежского, это начало расцвета святости на Руси; с чего бы называть ту Русь "довольно таки языческой"? И 17 век не превосходил ту эпоху ни уровнем грамотности, ни глубиной христианской мысли - что Вы! Расцвет религиозного искусства на Руси начался не в 17 веке, а в 14-м. А то, что патриарх Никон занимался тем, что рубил и жег настоящие иконы - это уже и совсем какая-то нелепая выдумка. Да еще и собственноручно... - заняться ему что ли было нечем? Это старообрядцы выдумывали в свое время - обычные страшилки в целях демонизации ненавистного человека.
Ольга (продолжение)30 августа 2021, 16:46
А вот в книге Г.М.Зеленской (с.н.с. музея "Нов.Иерусал.")«Святыни Нового Иерусалима» (изд-е 2002 г.) на с.272 размещено фото вериг патриарха Никона,кот. висели над его гробницей,«весом 14 фунтов(около 6 кг), которые он тайно носил под одеждой 23 года».В книге Г.М. Зеленской 308 использ-х ист-ков.Вы пишете про чудеса у гробницы патриарха Никона,а почему читатель должен Вам верить? :) В упомянутой же мною книге есть ссылка по этому поводу: «Дела Святейшего Никона патриарха,паче же рещи чудеса врачебная...»//ЧОИДР.1887.Кн.1.Смесь.С.83-114». Про другие вольности умолчу–не тот формат.Я считаю,если уж писать статью на историческую тему,то нужно быть более дотошным и неторопливым автором.Простите.
Ольга30 августа 2021, 16:40
Уважаемая инокиня Наталья! В последнее время почти все статьи на «Православие.Ru» (я не говорю о рассказах) публикуются со ссылками на источники, за что Редакции и авторам огромное спасибо – это совсем другой уровень материала и объем работы по его подготовке. В Вашей же статье ссылки почему-то отсутствуют, и потому написанное воспринимается как весьма вольный пересказ некогда прочитанной Вами литературе о патриархе Никоне. Вы пишете, что «при своем двухметровом росте он не носил вериг, зато носил... облачения весом под 100 кг».
Ирина30 августа 2021, 16:03
Смирение в постигшем бедствии - Государь Император Николай II... Спасибо за публикацию!
Наталья30 августа 2021, 14:50
Струги вошли в реку Которосль и подошли к ярославскому Спасскому монастырю. Навстречу им вышел спасский архимандрит со всем монастырским собором. Никон лежал в струге. Он уже не мог говорить и только «десницу свою дая целовати». Архимандрит Никита, опасаясь, что толпы народа опрокинут лодку, велел перевезти Никона на другой берег реки. Вечером патриарх стал «изнемогать», и архимандрит Никита с братией стали его отпевать. На другой берег реки Которосль. Все-таки, оттуда до Толги по воде - более 10км. Правильнее, около Спасского монастыря.
Александр30 августа 2021, 12:00
Патриарх Никон, конечно, очень неоднозначный и интересный персонаж нашей истории. Думаю, что с концом 14 века сравнивать неправомерно, так как тогда страна ещё была довольно таки языческая, а к концу 17 века уровень грамотности и самосознания общества на порядок повысился. Никон делал вещи правильные, но неправильными методами и наворотил много зла. Чего только стоит, что он иконы сжигал и рубил собственноручно. Это, как минимум, странно, что он не понимал последствий подобных действий. Вообще люди они тогда были все крайне радикальные, что с одной стороны, что с другой, и судить их сегодняшней меркой тяжело.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×