«Оставь мне Господи, ядовитый зуб»

Как-то нам прислали на редактуру текст одного монаха, хранителя монастырской библиотеки. А у церковных журналистов, должна предупредить, есть особая «профдеформация»: со временем ты привыкаешь любой текст воспринимать через призму «ищу, что отрезать». И это мешает тебе из текста чему-то научиться.

Подозреваю, отчасти и с этим связан феномен охлаждения к вере людей, пишущих на церковные темы: в последнем пределе может потянуть, как Толстого, и Евангелие подредактировать.

Но Господь иногда «встряхивает за загривок» – посылает через разных авторов, порой вообще незнакомых, тексты, которые словно тебе лично написаны в поучение. Прочитаешь – и остается только ошеломленно глазами моргать: «Надо же, я вообще об этом не думала…». Причем «щелкает» в мозгу понимание темы, о которой ты много раз читала в «православной литературе», да всё как-то мимо цели. Вот и в этот раз я получила такую «встряску», которой не могу не поделиться.

Как говорится, «ничто не предвещало». Классический монашеский текст на аскетическую тему. Мне кажется, не только журналисты, но и многие верующие, привычные к литературе о «духовной жизни», постепенно начинают очень многое воспринимать в ней, как «белый шум». Мол, высоко написано, да не про нашу жизнь: почитал, покивал, книгу закрыл и почти ничего не запомнил.

Итак, у автора была тема о борьбе с грехом. Но он сделал акцент на том, почему же человек не может измениться, каясь в одних и тех же грехах, порой годами. Знакомое всем состояние: каждая исповедь – как «День сурка», почти профанация Таинства. Повторил в сотый раз свой список одних и тех же пунктов (повезло, если еще не прибавил чего), а уже через час после службы ловишь себя всё на том же: раздражительность, гнев и далее по списку… Если живешь так из года в год, то постепенно нарастает ропот на Господа и Его Церковь. Мол, я пощусь, молюсь, слушаю… радио «Вера», а всё это – не работает! Я не меняюсь, так, может, и толка в учении Церкви нет совсем?

Каемся мы чаще всего лишь умом – умом понимаем, что так-то да так-то поступать нехорошо… А сердце настроено иначе

И вот батюшка пишет, что каемся мы чаще всего лишь умом – умом понимаем, что так-то да так-то поступать нехорошо… А сердце настроено иначе. Например, оно не готово расстаться с какими-то приятными или удобными ему следствиями греха.

Вот вроде бы мысль простая, но почему-то именно в этот раз она стала вполне очевидной. А потом еще и отрывок из Евангелия подходящий попался. Тоже ведь как обычно – читаешь или слушаешь в храме в полглаза, пол-уха, полсердца… Прочитал – да больше мимо. Но не в этот раз.

В Евангелии от Марка есть рассказ про слепца, сидевшего «при пути». И в нем – один характерный момент: когда слепец издалека позвал проходившего мимо Христа, то Господь – сердцеведец! – подозвал его и сначала спросил: «Что хощеши, да сотворю тебе?» (Мк. 10: 51). Можно подумать, что это просто фигура речи, апостол с её помощью поясняет ситуацию для слушателей – Христу-то и без слов понятно, чего хочет больной и что надо сделать. И Его спутникам понятно: сидит слепой, ясно же, что ждет исцеления, чего спрашивать?!

Господь дает слепцу возможность самому осмыслить свой «запрос к Богу», осознать и искренне возжелать изменений, утвердиться в намерении

Но так ли всё ясно? Сидит слепец «при пути» – то есть не дома отдыхает на крылечке, а работает он так, милостыню собирает. Привычная работа, стабильный образ жизни. К неудобствам слепоты приспособился, привык уже и к какой-никакой выгоде своего положения. Спрос-то со слепого невелик, а жизнь течет потихоньку: есть и место работы постоянное, никто не гонит… А вот сейчас случись чудо, ты прозреешь – и что? Вставай и отправляйся искать нормальную работу. Или родителям по хозяйству помогай – ты ж теперь сможешь. И многое другое тебе теперь доступно, придется что-то менять, что-то решать…

И потому Господь дает слепцу возможность самому осмыслить свой «запрос к Богу», осознать и искренне возжелать изменений, утвердиться в намерении. Он должен не столько Богу, сколько самому себе на самой глубине сердца сказать: «Да, я действительно хочу прозреть, я этого желаю всем существом».

***

Как это работает в жизни? Вот представим, например, я каюсь, что я жена классическая – с режимами «легкое пиление», «турбопиление» и «большой взрыв». Или я «мать-дракон»: чем ближе к вечеру, тем чаще извергаю пламя в детской. И вот, каюсь я и мечтаю, что хорошо бы когда-нибудь стать настоящей женой и матерью-христианкой: кроткой, умеющей прощать, терпеть несовершенства и вдохновлять без взрывов. И я, может быть, даже об этом молюсь периодически… И даже иногда умеренно ропщу: Господи, мол, да сколько ж можно, когда Ты наконец меня услышишь и поможешь измениться?! И даже унываю: «Ах, я так неисправима, ах, всё так безнадежно…».

Но если копнуть еще чуть глубже, сразу встает вопрос: а я точно именно этого хочу? Я честно-пречестно готова стать кроткой женой и всепрощающей мамой?

Нет. Честно – я не готова. А то как же это, домочадцы тогда, поди, «на голову сядут»? Муж вдруг перестанет считаться с моим мнением? Дети расслабятся, а я что же – буду всем за прислугу?! «Кто хочет быть первым, будь… всем слугой» (Мк. 9: 35)? Нет, не слышали.

Стать христианином вполне и до конца – значит стать совершенно беззащитным с мирской точки зрения

На самом деле получается, что христианские максимы делают нас беззащитными перед лицом мира и всеми, живущими по духу мира сего. Стать христианином вполне и до конца – значит стать совершенно беззащитным с мирской точки зрения. Значит стать абсолютно подзащитным Богу – но для этого какая нужна степень доверия! А мы еще ведь знаем историю Иова Многострадального: жить в руках Божиих – не значит обязательно всегда жить благополучно. И… ой, страшно.

Поэтому нет, Господи, я все-таки не готова расставаться с ядовитым зубом. Мало ли когда еще он пригодится, просто для самозащиты. Быть слегка грешной, в общем-то, удобно. Так что Ты измени меня, Господи, улучши мой характер! Научи кротости и смирению. Но как-нибудь всё-таки так… Безопасно. Не до конца.

Получается, нет у нас «горчичного зерна», по-прежнему нет. Но тогда хотя бы не будем залихватски думать, что мы так усердно молились, так старались, да просто, мол, христианство «не работает».

Елена Фетисова

21 декабря 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Такое важное повседневное делание Такое важное повседневное делание
Игумен Нектарий (Морозов)
Такое важное повседневное делание Такое важное повседневное делание
Игумен Нектарий (Морозов)
Что свидетельствует о том, что человек развивается, живет настоящей, полноценной жизнью? Вне всякого сомнения – положительная динамика.
Встреча 4. Гнев и борьба с ним Встреча 4. Гнев и борьба с ним
Протоиерей Андрей Овчинников
Встреча 4. Гнев и борьба с ним Встреча 4. Гнев и борьба с ним
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Андрей Овчинников
Гнев дан человеку для борьбы с грехом, но после грехопадения направляется против ближних. Различные стадии гнева. Безгневие и кротость. Безгрешный гнев.
Гнев: как победить в себе зверя Гнев: как победить в себе зверя
Священник Валерий Духанин
Гнев: как победить в себе зверя Гнев: как победить в себе зверя
Священник Валерий Духанин
Страсть гнева имеет свои стадии созревания. Она часто начинается с простого огорчения. Что поможет нам не огорчаться, вовремя пресекать развитие страсти? И бывает ли так, что наш гнев – во благо?
Комментарии
Сергий19 января 2022, 12:00
(продолжение) >На самом деле получается, что христианские максимы делают нас беззащитными перед лицом мира и всеми, живущими по духу мира сего.< Защищены и ещё как! Но, другими средствами и другой целью. Другой оценкой скорбей и их преодолением.
Сергий19 января 2022, 11:58
Очень странная статья. Не буду распаляться и нырять в глубину православия, а попробую на предоставленных примерах "в двух словах". Детей, мужа и др. - не то, что не должно "пилить", делать замечания, учить и тп., а нужно. Но, делать это без зла, ненависти и обиды, с любовью и снисхождению к немощам. Этому и нужно учиться. Увидеть в них человека, слабости... Для видения и понимания этого, надо знать, и хорошо понимать свои недостатки и пороки. И вместе (в семье) исправлять, учиться друг у друга. И подобное касается, не только семьи. А "молча стиснув зубы" - это, как говорится "не уму, не сердцу". (продолжение следует)
Игорь Ковалев28 декабря 2021, 18:55
И.//Прп. Иоанн Лествичник:"На восьмой степени лежит венец безгневия.Но кто носит его от естества, тот, может быть не носит никакого иного;а кто приобрел его трудами, тот,без сомнения,победил восемь страстей.' Есть исключения,которые подтверждают правило. А для подавляющего большинства победить страсть гнева - это долгий труд. Причём по словам прп. Иоанна Лествичника нужно победить ещё семь страстей,так как они взаимосвязаны.
Игорь Ковалев28 декабря 2021, 00:15
И.//Продолжение.У всех есть гнев и раздражительность.Св. Иоанн Кронштадтский:"Все мы бываем раздражительны,все склонны к гневу,и потому все должны в покаянии просить у Господа духа кротости,смирения и терпения."Из дневника св. Иоанна Кронштадтского:"утром,когда я раздражился на слугу Евгению за то,что <о>поздаю (казалось) на пароход...и едва не ударил ее.Благодать оставила меня,и мне было очень худо,смутно,тесно, мрачно..."/"...раздражился на слугу свою,и «дурой» назвал ее во гневе.Каюсь.Прости,исправь,не допусти до греха впредь."Вы бы святому Иоанну тоже посоветовали не оправдывать себя,а просто взять и перестать гневаться,как предлагает Елена и вы.По вашему,очень просто стать бесстрастным.
Игорь Ковалев27 декабря 2021, 23:56
И.//Какая разница,что вы думаете или я по этому вопросу.По аскетике ВСЕГДА смотрим,что св. Отцы говорили.Про быстроту раздражительности св. Исидор Пелусиот:"Раздражение <φνμος> и гнев <οργη>, кажется мне,суть почти одно и то же;но первое указует на быстрое движение страсти, похищающее и способность мыслить..."Про долгое время борьбы с этой страстью:"Авва Аммон сказал:Я препроводил четырнадцать лет в Скиту,моля Бога денно-нощно,чтоб Он даровал мне победить гнев."Преподобный Макарий Оптинский предупреждал,что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется много времени:«…дело это не единого дня или месяца есть,но многого времени,произволения,подвига,труда и помощи Божией требуется..."
И.27 декабря 2021, 04:32
Игорь Ковалев, оправдываться - ваш выбор. Видимо у вас с Еленой разный опыт, мне ее позиция ближе. "Это случается с каждым и довольно часто" - не с каждым. С некоторыми крайне редко или никогда, т.к. они и не начинали предаваться этой губительной страсти, тем более не искали ее проявлениям оправдания. Их еще называют уравновешенные, выдержанные. Не встречали таких? Одно их присутствие мозги на место вправляет, глядя на них стыдно становится "выходить из себя". Но ныне уравновешенность не в почете, к сожалению. И если бы каждый приступ гнева/раздражения заканчивался для вас плачевно, страсть изжили бы давно. А так видимо все устраивает вас и ваше окружение, вот и позволяете себе распускаться.
Игорь Ковалев25 декабря 2021, 23:30
Алла25 декабря 2021, 15:25//Конечно были перегибы на местах,но в основном никто силой не заставлял принимать Христианство(имею ввиду Православие).На пример,в одно время захвачен Константинополь мусульманами и Казань православными.Сравните современное состояние Христианства в Стамбуле и Ислама в Казани.Наглядная картина насильного и мирного обращения в свою веру.А вот,когда Дух Святой отходит,сразу начинается насаждение своей веры с помощью оружия.Посмотрите на католичество,как ушли в раскол,начались крестовые походы,нападения крестоносцев на нас,силовое насаждение веры в колониях и т.д.
Игорь Ковалев25 декабря 2021, 22:57
И.25 декабря 2021//Ну,конечно,вы ещё будете мне объяснять,что я имел ввиду под выражением "выйти из себя".Я говорю про выход из спокойного,мирного состояния человека.Это случается с каждым и довольно часто,в отличии от редких состояний аффекта,про которые говорила Елена.Гнев и раздражительность бывает разная.Я имел ввиду быструю ответную реакцию на оскорбление и т.п. В этом случае не успеваешь заметить и проконтролировать,всё происходит на автомате и зависит от настроя человека.Поэтому утверждение Елены,что "Остановиться, перестать,навсегда прекратить можно абсолютно свободно в любой момент", ошибочно.Это долгая борьба со страстью и сразу побороть даже внешние проявления невозможно.
Екатерина25 декабря 2021, 18:52
Грехи те же, а чувства нет. Претензий к Церкви, к Богу нет. Так же прошу, чтобы когда-нибудь исправится, и чтобы никто от мня не страдал. Но... страдают. Тогда молишься о них, чтобы спас их Господь за то, что им приходится выносить меня. Очень хочется измениться, но ведь Бог лучше знает, что мне нужно. Исправлюсь - загоржусь. Думаю, что так. Потому для смирения - хоть через отвращение к своему гневу и прочим грехам - требуется терпеть и себя тоже. Такая вот "узда". Слава Богу за всё! Прости меня, Господи, грешную. Спаси нас, Господи, и помилуй!
Алла25 декабря 2021, 15:25
Игорь Ковалёв, это противоречит истории. Начиная с первого же христианского императора - Константина Великого, методы по утверждерию господства Церкви не были сугубо мирными. Да и с чего бы? Не мир, но меч.
Дмитрий25 декабря 2021, 15:23
Бывает, чтобы вырваться из уныния и упадка сил, получаешь порцию адреналина путем легкого обострения отношений с близкими... Правда, всегда раскаиваюсь после этого. Лучше бы молитвой и миром поправлять свое состояние...
Дмитрий25 декабря 2021, 15:00
Иногда приходится слышать мнение, что познание своих страстей, своего сердца, мыслей- это удел монахов, мирянам это необязательно. Вот и наступаем на одни и те же грабли... Как пишут святые Отцы, хотим не грешить, а причины греха любим. Или за один раз хотим избавится от своих страстей, а когда не получается (что естественно), говорим, что это невозможно. А ведь говорят, что нам надо сделать один шаг, а Господь за нас десять шагов сделает! А для мирян наверно и четверть шага. Но не опускать рук, хотя бы назад не идти. И хорошо бы подумать,(и спросить у батюшки), чем безстрастие отличается от слабости и беззащитности.
И.25 декабря 2021, 13:59
Игорь Ковалев25 декабря 2021 Ответ был на Ваш тезис, в контексте которого "выйти из себя" читается как дойти до неконтролируемого состояния, т.е. аффекта, другие случаи - "каждый может в себе заметить" - отдельно. Раз уже может заметить, то предпринять кое-что тоже может, по крайней мере, пытаться не дать гневу/раздражению вырваться наружу с большим или меньшим успехом. Прошли по кругу и вернулись к тому, что написала Елена:за редким исключением состояний аффекта насилие - осознанная и контролируемая форма поведения. А гнев как наркотик, чем больше позволяешь себе гневаться, тем больше "доза" нужна. Обуздание гнева без обуздания его внешних проявлений пустое мечтание.
Игорь Ковалев25 декабря 2021, 00:31
И.24 декабря 2021, 17:12//"ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ 1. разгневаться, рассердиться на кого-либо" Т.е. повысил голос в гневе на кого либо,уже "вышел из себя".Это состояние может быть разной степени.А состояния аффекта,про которые говорила Елена,что они "редкие случаи",это очевидно,состояния сильного гнева,в которых человек иногда и не помнит,что сделал.Но суть даже не в этом,а в том,что пока не обуздаешь страсть гнева,не сможешь контролировать умом её действие постоянно.Как сказал Господь:"От избытка сердца говорят уста."Если в сердце не обуздан гнев,то он обязательно проявится и внешне.
Игорь Ковалев24 декабря 2021, 20:14
Алла24 декабря 2021, 16:13 "Ну... а вот давайте подумаем, христианство как стало доминирующей религией на Земле? Благодаря ведь и людям с зубами, не так ли?"//-Нет.Благодаря мирной проповеди и примерам святой жизни христиан.
И.24 декабря 2021, 17:12
Игорь Ковалев 24 декабря 2021, 11:53 "Вышел из себя" и есть неконтролируемое состояние аффекта. А если человек уже научился распознавать эмоции в себе и осознает, что гнев захватывает, то может пережить это состояние, не дав ему вылиться в действие. "Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем".
Алла24 декабря 2021, 16:13
Ну... а вот давайте подумаем, христианство как стало доминирующей религией на Земле? Благодаря ведь и людям с зубами, не так ли? Которые умели дать отпор за себя и за других. И не только дать отпор, но и устраивать самое решительное наступление. Одной кротостью явно не обошлось.
Игорь Ковалев24 декабря 2021, 11:53
Елена23 декабря 2021, 01:57" Насилие, кроме редких состояний аффекта - один из наиболее осознанных и контролируемых видов человеческого поведения; может быть - самый."//Ошибаетесь. Всё , как раз наоборот. Не даром есть выражение "вышел из себя", т.е. человек в гневе не может себя контролировать.Это каждый и в себе может заметить, когда находится в состоянии раздражительности и гнева.
Наталия24 декабря 2021, 11:35
Спаси Господи всех за комментарии. Прояснили ситуацию ) Дай Бог нам сил в борьбе со страстями и в стяжании добродетелей.
Игорь Ковалев23 декабря 2021, 19:58
"Горчичное зерно" должно прорасти,чтобы его было видно.Приобретение добродетелей - это долгий процесс.И если он правильно идёт, то мы будем себя видеть только хуже,Таково свойство смирения.Постепенно и незаметно будет очищаться сердце, ум, уменьшаться действие страстей, укрепляться вера и надежда на Бога, а не на свои силы и приходить доверие Ему. Это далеко не зуб, который можно вырвать в один миг.В общем, как сказал Господь:"Терпением вашим, стяжайте души ваши"
Татьяна23 декабря 2021, 18:46
Потрясающая статья и история - своей актуальностью, правдивостью и.. беспощадностью. Именно так у души есть скрытые закоулки, а у греха - скрытые бонусы. Благодарю сердечно автора.
Виктор23 декабря 2021, 10:48
Об этом же говорит Святой Иоанн Кассиан Римлянин. 2-й том Добротолюбия : "Когда воля наша водится самолюбием и земною мудростию, то загадывает держать некую достойную всякого осуждения средину между сими двумя стремлениями, располагаясь так воздерживаться от плотских страстей, чтобы при этом нисколь не терпеть прискорбностей, неизбежных при исполнении требований духа, – без казнения плоти желая достигнуть телесной чистоты, без труда бдений стяжать чистоту сердечную, с упокоением плоти обиловать духовными добродетелями, без ожесточенных злословий получить благодать терпения, являть смирение Христово без ущерба в чести мирской, следовать простоте благочестия с высокомерием века сего"...
И.23 декабря 2021, 04:13
Если бы сразу получали неприятный или неудобный результат от своих действий, давно бы сами зубы себе удалили, будь их хоть как у акулы, а не "один". "...я даже просил у Тебя целомудрия и говорил: «Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас». Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить" (блаженный Августин, Исповедь). Батюшка указал на ту же причину. И каждый может себе ответить, какую страсть желает утолить, если не будет уходить в дебри рассуждений о "беззащитности" перед этим миром.
Елена23 декабря 2021, 01:57
*устало и грустно, но твёрдо* Насилие, кроме редких состояний аффекта - один из наиболее осознанных и контролируемых видов человеческого поведения; может быть - самый. Кто не желает совершать насилие, те всегда могут _просто воздержаться_; никакой дополнительной работы над собой при этом не требуется. Остановиться, перестать, навсегда прекратить можно абсолютно свободно в любой момент. При этом выплёскивать агрессию, срывать зло на других - доставляет удовольствие; так мы устроены. А "пиление" обычно обоснованно. Но это напрасная трата сил.
Наталия М.22 декабря 2021, 22:19
Как буд-то обо мне написано. Спасибо Вам!
Александр22 декабря 2021, 17:55
Отлично! Все просто и не ново, а как озарение.
Андрей22 декабря 2021, 16:45
Очень хорошо написано.Но, не везде надо быть "беззащитным". Кого-то надо и защитить.Иногда и себя.Смотря какая ситуация. Себя чаще не надо защищать, если сам, и веру имеешь, что всё от Бога, и за тобой никого нет. преп.Серафим себя от разбойников не защитил.А силу имел огромную. А преп.Сергий монахов на бой благословил... Самая большая добродетель,- смиренномудрие, разум духовный...
Елена О.22 декабря 2021, 14:43
«Кто хочет быть первым, будь… всем слугой» (Мк. 9: 35)? Нет, не слышали.// Слышали-не слышали, а только так и есть в семье. Кто первый, тот и больше служит. Муж больше служит, значит он - первая скрипка. Жена меньше служит, значит она - вторая скрипка. Бывает и наоборот.
Елена О.22 декабря 2021, 14:31
"Будьте мудры как змии и просты как голуби". Почему-то всегда чего-то не хватает. У меня, например, со вторым меньше проблем, чем с первым. Я вот не поняла: а к чему у автора заявление про "нерабочее христианство"? Видимо, к чьим-то комментариям?
Иоанна_ 22 декабря 2021, 13:00
Очень верные комментарии Михаила и Людмилы. Определённо, недостаточно просто признавать наличие страсти и исповедовать её - надо с ней бороться, а бороться легко и непринуждённо невозможно. И именно что надо разлюбить сладость страсти! Без этого как победить её? Типа, ну, я пошёл, больше не буду? Но ваш иеромонах не сказал ничего нового, об этом есть в "Добротолюбии".
Михаил22 декабря 2021, 08:08
Вроде бы всё верно, но это если говорить о внешнем. А Христианство это ведь о внутреннем. Гнев зарождается внутри и с наружи его не удержать. Если победить свою гордыню внутри, то снаружи само всё наладится. Вы только представьте, что вас ничего внешнее не раздражает, но понимание ситуации остаётся, то как мудро вы сможете из любой ситуации выйти. Вот только достичь такого состояния невероятно трудно.
Елена21 декабря 2021, 23:59
Браво! Просто пересказали мои страхи и сомнения и лицемерия перед Богом! Лучше и не скажешь.
Людмила 21 декабря 2021, 16:41
Как-то на исповеди у православного священника, англичанина, я сказала, что страдаю от интернет зависимости. Батюшка сказал: хорошо, вот вы сейчас придете домой. Какие конкретно шаги вы предпримите по избавлению от зависимости? Как сократите время? Что конкретно измените? Батюшка с военной выправкой, был в детстве кадетом, привык к дисциплине. И ему непонятна расхлябанность. И расплывчатость. Рассказала другу семьи. Он содрогнулся.
Анна21 декабря 2021, 14:00
В целом согласна. Сомнения возникли, как обычно, в отношении детей. Нельзя быть им слугой. Как бы тут продолжить правильную цепочку дальнейших размышлений?
Вероника21 декабря 2021, 12:17
Гениально сформулировано: христианские максимы делают нас беззащитными перед лицом мира и всеми, живущими по духу мира сего. Вот оно что! А я то-думала: почему не могу, вернее не хочу бесконечно перед всеми извиняться, особенно когда не очень-то и виновата. Именно потому, что не доверяю Богу, не верю до конца, что Он Сам "разрулит" ситуацию, вразумит, кого нужно и как нужно. А тем временем мирские люди, включая моих домочадцев, сослуживцев, родственников, воспользуются моей слабостью и утвердятся в своей правоте. Все таки с ядовитым зубом как-то спокойнее...
Светлана21 декабря 2021, 10:42
Вы правы, Елена! Когда приходит минута раскаяния, открывается дверь в новую жизнь. А мы стоим у порога и пытаемся оценить, а понравится ли нам там? А вдруг нет? А как оттуда назад прийти? И откладываем. Сами. И уговариваем себя тем, что Бог видит наши немощи, простит. Да, простит, но мы то не меняемся:-((
Павел21 декабря 2021, 10:34
Все так. Мне думается,что постоянно напоминая себе о том какой ты на самом деле есть,можно хотя бы приобрести некое смиренное мнение о себе и при этом меньше осуждать ближних, видя свою испорченность!
р.Б.Сергий21 декабря 2021, 10:07
Все верно.Даже добавить нечего.
Максим21 декабря 2021, 09:24
Классно!!!
Анна Резе21 декабря 2021, 05:42
Елена, дай Бог Вам здоровья. Будто это я о себе написала. Спасибо Вам. Буду думать. Я ведь тоже боюсь. Тоже не доверяю Господу Богу,что справлюсь,дотерплю,как Иов, если буду жить,как настоящая христианка. Слава Богу,что я о многострадальном Иове тоже помню. и мечтаю быть похожей... Жаль,что только мечтаю. Ваша статья, может быть,поможет мне утвердиться. Господи,буди милостив ко мне,грешной. Дело в том,что мне никто и ничего не мешает сделать выбор... только собственное тщеславие и спокойный,добротный,удобный образ жизни.
Игорь Александрович21 декабря 2021, 02:16
Просто написано, а главное добротно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×