Раздражение

Художник: Анна Анчер Художник: Анна Анчер

Кому незнакомо раздражение? Кто не испытывал это крайне неприятное чувство, в котором к тому же надо каяться на Исповеди? Знакомо всем. А кто себя в нем никогда не оправдывал? Почти никто.

Но обычные определения, которые дают словари, звучат так:

«Раздражимость – способность живого организма реагировать на внешнее воздействие... Раздражимость является универсальным проявлением жизнедеятельности всех биосистем... Раздражимость – фундаментальное свойство живых систем: её наличие – классический критерий, по которому отличают живое от неживого».

Получается, что если человек жив, он не может не реагировать на внешнее воздействие. В чем же каяться?

Внимательные люди скажут: раздражимость в биологии и раздражение в аскетике – разные понятия.

Верно! Раздражимость превращается в раздражение только там, где она приправлена духовной составляющей: гордостью и, соответственно, властолюбием. Раздражение – наиболее ясный отголосок того, что произошло при грехопадении: человек захотел власти, захотел, чтобы в этом мире всё происходило по его воле.

Раздражение поднимается там, где мы желаем, чтоб всё было по-нашему

Раздражение поднимается не там, где что-либо беспокоит нас и досаждает, а там, где мы желаем, чтоб всё было по-нашему, потому что – сознательно или подсознательно – считаем, что этого достойны.

«Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи...» (Прп. Амвросий Оптинский).

«Самолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто... не терпит малейшей неприятности, причиненной нам другими намеренно или даже ненамеренно, или препятствия, законно или незаконно, намеренно или ненамеренно противопоставляемого нам людьми или окружающими нас предметами» (Прав. Иоанн Кронштадтский).

Раздражимость, которая нам досаждает, сама по себе вызывает не раздражение, а страдание. И страдание само по себе вызывает не раздражение – а скорбь, горе, слезы... И всякий замечал: там, где страдание не сопровождается раздражением, там молитва о помощи и утешении летит к Богу как на крыльях.

Разберем пример, с которым сталкивались практически все: уставший или больной человек не может заснуть, потому что кто-то из соседей взялся что-то заколачивать в стену. Понятно, что он от этого страдает, но один будет в такой ситуации раздражаться и злиться, а другой воззовет к Богу, возможно, и прослезившись: «Господи, мне и так плохо, а шум не дает мне отдохнуть!»

И если он так воззовет, то увидит, как сбудется рассуждение аввы Дорофея: «Христос будет мне вместо этой вещи», то есть в данном случае – вместо тишины и покоя.

Будучи порождением гордости, раздражение преодолевается преимущественно смирением.

Будучи порождением гордости, раздражение преодолевается преимущественно смирением

«Раздражительность есть знак великого возношения» (Прп. Иоанн Лествичник).

«Раздражительность в нас имеет силу от гордости» (Прп. Макарий Оптинский).

Но наше эгоистичное начало противится этому. С разной степени силой оно приводит нам до смешного одинаковые доводы, которые, будучи отжаты от эмоций, в сухом остатке выглядят так: «Почему смириться должен я, если досаждают мне другие?!»

Особый акцент на гордостной и властолюбивой основе раздражения ставит тот факт, что раздражение усугубляется личной претензией к людям. Если в приведенном примере человек выясняет, что стучат не соседи, а оторванный ветром карниз на фасаде, то обычно ему становится легче смириться с шумом.

Хотя для преодоления раздражения мы нередко слышим совет «потерпи», но надо знать: терпение имеет силу против раздражения, только если оно коренится в вере, любви, смирении... То есть когда под словом «терпение» подразумевается высокая христианская добродетель. Если же под ним подразумевается свойство психики переносить временные неприятности, то таким терпением раздражение не победить.

***

Также нельзя путать ситуацию, когда человек справляется с раздражительностью посредством сознательного подвига, с ситуацией, когда он в целом не раздражительный по причине характера и/или высокого болевого порога. И вот он ходит, такой неизменно невозмутимый, и люди думают: какой он спокойный! Но его просто не достало что-то по-настоящему. Попадет какая-то неприятность в незащищенную болевую точку – и выяснится, что с раздражением справляться он не умеет, увы.

Пример на эту тему запомнился с конца 1990-х. В один московский женский монастырь прислали послужить иеромонаха – человека, как казалось, спокойного-преспокойного. Он всё делал не спеша. Собственно, как «всё»... по сути, он только служил несколько раз в неделю, и других обязанностей у него не было.

А вот у сестер другие обязанности были, и много...

После литургии там было принято ждать священников для общей трапезы. И этот батюшка не спеша собирался, не спеша шел, не спеша останавливался поговорить со знакомыми... Если же ему говорили, что сестры голодны, и им еще предстоит уборка в храме и многочисленные иные послушания, он снисходительно улыбался и объяснял, что надо быть терпеливым. И обильно цитировал святых отцов. Сам он, потребив Святые Дары, естественно, не испытывал голода, а после трапезы в любое время мог отдохнуть.

Но вот пришел час прозрения: в какой-то день, когда батюшка договорился выехать с друзьями из жаркой и загазованной Москвы на дачу, в монастырь приехал служить архиерей. Служба растянулась, Святые Дары потребили диакона, а архиерей никак не шел в трапезную, задержавшись в храме с каким-то вопросом. Тут-то и выяснилось, что не было у батюшки никаких навыков борьбы с раздражительностью, а была лишь флегматичность на грани лености. Потому что он начал раздражаться еще до службы (архиерей задержался по московским пробкам). В общем и целом, батюшка прождал аккурат столько же, сколько обычно ждали его самого, но к концу его ожидания от него уже летели искры...

Тут-то и выяснилось, что не было у батюшки никаких навыков борьбы с раздражительностью, а была лишь флегматичность

Интересно, что Господь поучил-таки и сестер: через пару лет в монастырь прислали священника, который был в два раза медлительнее прежнего! Его уже не ждали после службы, но и сама служба растягивалась непомерно. И тогда сестрам действительно пришлось вспоминать все слова святых отцов о терпении. Но зато новый священник оказался смиреннейшим рабом Божиим, и мог наставить и в самоукорении, и в кротости, и во всех вообще составляющих терпения.

***

Но, конечно, нередко раздражение имеет видимость обоснованности. Например, когда в храме чтецы/певчие читают/поют так, что слов не разобрать. И прихожане ропщут и раздражаются, потому что лишаются назидания от слов богослужения.

Ну... да! Но кто в этом виноват? Певчие? Регент?

Один человек рассказывал, что уже 20 лет не может добиться от своего хора (верующего!) исправить одну-единую ошибку в произношении. 20 лет (!) он просит петь в тропаре Успению не «преДставилася», а «преставилася» – как там, собственно, и написано... ииии – нет! Хор обижается, певчие настаивают на том, что поют правильно... и всё равно поют «преДставилася» (с вариантами «преТставилася / преСставилася»). Не все и не всегда, но те 2–3 человека, которые регулярно произносят тут лишнюю букву – а слышно их отлично – обижаются со всеми и утверждают со всеми, что они поют правильно.

Сперва этот церковнослужитель расстраивался, потом стал раздражаться, потом – нервно смеяться... И наконец – через 15 лет! – понял, что эти люди – просто неспособные. Все, кто за 10–15 лет не смог исправить элементарную ошибку, при внимательном рассмотрении оказались именно неспособными ко всему, что связано с речью: путанно читают, пропускают или добавляют буквы – и, главное, не слышат этого за собой.

В этот же храм, видимо, для полного прояснения вопроса, Господь прислал священника, имевшего очень серьезные проблемы с дикцией. Ну, как «проблемы»... батюшка просто пропускал примерно половину звуков. И искренне считал, что он говорит не невнятно, а быстро. Потому что в его родной местности все так говорят.

Когда ему в очередной раз слезно жаловались на то, что он непонятно служит, он, прикладывая титанические усилия, начинал проговаривать отчетливо до 90% звуков. Но быстро уставал от этой непонятной и ненужной ему работы и продолжал: «ио спас уш нших оооспду мооолься».

Он действительно не слышал, что пропускает половину звуков. Причем этому способствовали и культурные корни явления – когда он приезжал в родное село, где храм маленький, слышно лучше, и прихожане знают службу наизусть от прежних священников с нормальной дикцией, никаких вопросов к нему не возникало. И он связывал жажду слышания отдельных звуков не с познавательной потребностью людей, которые службу наизусть еще не знают, а с местными языковыми традициями.

И что с этим делать? Сердиться? Ругаться?

А что это даст? Если у людей нет конкретной способности...

Господь не обделил их вовсе дарами! Вот музыкальные способности у тех певчих оказались же. И, развивая их, они проявили усердие – научились петь в церковном хоре, посвящают много времени спевкам и службам. А в этом пунктике у них провал. И практика показывает: если начать жестко требовать от них, чтобы они решали проблему именно этого провала, то они почти неизбежно декомпенсируются в каком-то ином пункте.

С чтецами в храме та же беда: если человек неспособный к чтению, то до какого-то уровня внятности его всё равно можно дотянуть – занятиями и его собственным энтузиазмом. Но с какого-то уровня начнется по поговорке «Нос вытащил – хвост завяз; хвост вытащил – нос завяз». Делаешь ему замечание по какой-то фразе или слову – он в этом месте исправляет огрех чтения, но начинает перевирать звуки в другом, где прежде читал нормально. Всё – он достиг своего потолка в этом деле.

И с этим – с человеческой ограниченностью – приходится также просто смиряться. А какая тут проблема? Смиряются же с нашей ограниченностью те, кто одаренней нас, деликатней или, к примеру, воспитанней...

Значит ли это, что начальствующие вовсе не должны требовать исправления ситуаций? Нет, должны. Но эту требовательность, опять же, нельзя разбавлять раздражением – только тогда человек становится способен объективно оценивать: достигнут ли потолок, и насколько строго надо требовать.

Помимо вреда для нашей души, серьезная, большая беда от раздражения еще та, что выплескивается оно частенько самым несправедливым образом. Усилия справиться с раздражением сплошь и рядом заканчиваются на тех, кто вовсе не виноват или больше других старается. И это чистой воды вражье посмеяние: врагу рода человеческого кажется страшно забавным не только вывести нас из себя, но и натравить на невинных или и без того утружденных и страдающих.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена11 июня 2023, 12:01
Гордости всё время противопоставляется смирение, а теоретические рассуждения о смирении люди не понимают, у них это часто вызывает недоумение и даже протест. А надо гордости противопоставлять любовь - это ведь несовместимые вещи - а что такое любовь все понимают, и хотя любовь у нас повреждённая, больная, но всё же она есть, потому что иначе это был бы ад.
Александр24 июля 2022, 14:39
Противиться — противодействовать, сопротивляться (воздавать злом за зло). «А Я говорю вам; не противься злому...» (Мф. 5:39). Христос удерживает зло не страхом того же наказания, но будущим осуждением. Послушайте, алчущий и жаждущий правды Божией исследует «меч духовный». Насыщение чтением и изучением Священного Писания сглаживает путь ревнителям благочестия и доставляет способы к легчайшему совершению его. Но необходимо помнить, как нет пользы сеять на заросшем дикими травами месте, которые заглушают пшеницу, так не пользует душу слово Божие, если она скрывает в себе дикие корни похотей и помыслов страстных.
Александр23 июля 2022, 06:19
Господь учил не противиться злому, но всякого обидящего обращать на правый путь своею любовью, смирением и готовностью помочь ему в его нужде (см. Нагорную проповедь — Мф. 5-7). И словом и примером Своим Господь заповедал нам любить ближних своих и даже врагов. Так Он на кресте молился за распинателей (Лк. 23:34). Неисчислимо количество ловушек и различных искусов, неприметно уводящих от истины, сбивающих с очень узкого пути, на котором шаг влево или вправо влечет за собой пленение врагом.
Александр22 июля 2022, 19:14
Не пойму, что рассмешило вас в послании апостола к колоссянам? Чтобы научиться различать, что от Него, а что нет, нужно быть кротким, кто смиряется сердцем, тот делает душу свою способной к принятию Божественного научения. «Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс. 24:9). Непросто потому, что самому научиться, без Его помощи, не получится.
инокиня Наталья -- Ирине18 июля 2022, 22:05
Да, не вырваться никак:( Если вкратце, то думаю, Вы упускаете из виду Богочеловеческую природу Церкви. То, что Глава Церкви - Христос, и водима Церковь Духом Святым. Обычно человек, который просто рефлексует на недобрые ситуации, с которыми столкнулся в Церковной жизни, увидев какое-никакое понимание своей резкой позиции, смягчает ее и уходит от 100%-х обобщений. А Вы продолжаете утверждать фатальную пораженность православной среды самыми серьезными заблуждениями. П.ч. вопросы понимания смирения и послушания - определяющие, конечно же. Если мы принимаем мысль, что вся Церковная жизнь растворена такими серьезными заблуждениями, то принудительно приходим к выводу, что в Церкви нет спасения...
Ирина - Александру18 июня 2022, 17:58
"Нам нельзя быть «сынами противления», о которых пишет в послании к колоссянам апостол Павел". Нельзя, Александр. :) Противиться надо злу и греху, а Богу надо доверять, хотя бы учиться. И как-то учится различать, конечно, что от Него, а что на самом деле нет... Хоть это не так просто.
Ирина - инокине Наталье17 июня 2022, 19:08
Да это же не обязательно. Я представляю, как вы заняты.
Александр16 июня 2022, 20:45
Да, вы правы! Вот видите, как замечательно! Царствие Божие благовествуется! Но, чтобы быть детьми Отца Небесного, а не чадами гнева, нам нельзя быть «сынами противления», о которых пишет в послании к колоссянам апостол Павел — пребывающими в страстях не по неведению, но по упорству, которому так предались, что будто усыновили себя ему, от него прияв отличительные и характеристические себе черты.
инокиня Наталья -- Ирине16 июня 2022, 12:00
Простите, что не отвечала - очень напряженные дни - сперва богослужебные, а теперь работы земляные - по благоустройству территории. Я выберу время попозже и отвечу.
Ирина - Александру16 июня 2022, 04:08
"В отношении Апостолов «все вокруг себя поменяли - мир стал другим». Какой мир? Апостолы были гонимы, 11 из них приняли мученическую смерть". Цивилизация стала христианской. Свет Евангелия дошел через две тысячи лет до вас и до меня.
Александр14 июня 2022, 21:21
Мир никогда не был лучше, скорее наоборот — сатанел, и наша беда в том, что мы держимся за него, как за спасительную соломинку, забывая Христа. Не нужно, за недостижением истины, сочинять себе мечты, сохраняя свои духо-телесные функции человеческого существа, соотносится только со своим биологическим «я». Мы никогда не должны полагаться на свои силы и считать, что всё, что мы делаем, угодно Богу. Ну и в отношении православия я вам вот что отвечу. Наше естественное состояние — тьма, и в ней мы совершаем много не освещаемых Божией благодатью дел, часто причиняя себе вред. Православие же просвещает ум, указывает безопасные пути, чтобы не заблудиться и не упасть в этой тьме.
Александр14 июня 2022, 21:20
Я не писал такого: «что уходить от плохого обращения - это слушаться лукавого». Мною были приведены слова Силуана Афонского: «Когда видишь, что с твоим умом борется другой ум, то смирись, и брань прекратится...». Теперь, что касается святых, вы пишите про их образ мыслей (противогаз). В период их деятельного подвига (терпение неизбежных плотских страстей, борьба со страстями посредством новозаветных заповедей) исцелялась их раздражительная и вожделевательная части души, результатом чего явилось просвещение мыслительной силы. В отношении Апостолов «все вокруг себя поменяли - мир стал другим». Какой мир? Апостолы были гонимы, 11 из них приняли мученическую смерть.
Ирина - Александру13 июня 2022, 05:01
...и, кстати, святые-то все это делали, и надевали противогаз (образ мыслей), и уходили из-под трубы (некоторые аж в пустыню), и меняли производство (апостолы вон так все вокруг себя поменяли - мир стал другим). То есть адаптация-то - не грех.
Ирина - Александру13 июня 2022, 04:49
Александр, проблема даже не с самим послушанием, а с определением того, кого слушаться надо/полезно, а кого нет. Я - о том, что слушаться полезно не всех/не всегда. Волков и заблуждающихся - явно не надо и не полезно. А вы о том, кто слушаться надо всех, кроме тех, кто говорит, что надо не всех и не всегда? И что уходить от плохого обращения - это слушаться лукавого? Я правильно поняла? Ну так и отцы вроде тоже говорили, что надо очень внимательно смотреть, кого слушать, кого нет. А Бога-то, конечно, надо слушаться. Даже не то что надо - а просто глупо не слушать Его, Он же точно знает, как лучше. Только не обмануться бы, где Его голос, а где нет... "Я начальник, ты - дурак" - вроде, не Его.
Александр12 июня 2022, 07:49
Ирина: "Моя позиция такова: в православной среде есть типовая опасность, связанная с послушанием". Феноменально! А, одевая противогаз, уходя из под трубы, меняя производство - это не послушание?
Ирина - инокине Наталье11 июня 2022, 11:39
В смысле "неправильно понимаю" или "не могу разобраться и от этого проблема"? А в чем не понимаю?
инокиня Наталья -- Ирине10 июня 2022, 18:54
Я поняла, в чем заключается Ваша позиция. Проблема в том, что Вы, как кажется, не понимаете, в чем заключается позиция православной аскетики и экклесиологии по этому вопросу.
Ирина - инокине Наталье10 июня 2022, 12:17
А дело не в среде и не в человеке, а в месте соприкосновения. Если среда загазованная, нужен противогаз. Между человеком и средой. Говорить, что дело в человеке, а не в заводских выхлопах, будет в этой ситуации не совсем правильным: это не он ненормальный, это среда такая. Но если раз за разом он задыхается, то лично его проблема в том, что у него нет противогаза. Моя позиция такова: в православной среде есть типовая опасность, связанная с послушанием. Чтобы об нее не раниться каждый раз, как с ней столкнешься (потому что случаи будут) нужна защита. И человек должен обеспечить ее себе сам. Это и есть адаптация. Надеть противогаз, уйти из-под трубы, изменить производство... Что-то сделать.
инокиня Наталья -- Ирине 9 июня 2022, 22:38
Опять мимо))) - я "про горденьких смиряющих" в свой адрес и не восприняла. Просто потому, что хоть и горденькая, но не смиряющая. И не от какой-либо добродетели, а от знания: "Блудных исправляют люди, лукавых - ангелы, а гордых - только Бог". Разошлись мы в месте: "если ситуация повторяется – дело в человеке". Потому что в подавляющем большинстве случаев повторяющаяся ситуация указывает именно на это, и самые лучшие духовники (любящие, заботливые и всё такое))) Вам скажут то же самое. Но Вы не согласились, а стали рассуждать о 100%-ной замороченности православной среды в этом вопросе.
Ирина - инокине Наталье 8 июня 2022, 19:01
В общем, я поняла, что с гордостью так: себя на предмет гордости и ЧСВ надо проверять всегда, на всякий случай; когда хочется про чужую гордость сказать, проверять надо тоже себя (в обязательном порядке), другого - если требует (и позволяет) ситуация, а не ЧСВ - причем лучше промолчать; а когда другие говорят тебе про гордость, это тоже надо проверять, потому что гордость может оказаться и не там. Кому доверяешь - можно сразу прислушаться. :) Люди такие люди, могут ненароком и рефлекторно отреагировать, никто не застрахован. (А если категорично ляпать, реакции такие будут часто). Стенографировать могла и неточно: как поняла вас и как ужала. Можете поправить. А в каком месте мы разошлись?
Ирина - инокине Наталье 8 июня 2022, 18:35
Да я, в основном, абстрактное явление имела в виду, некий класс явлений. Про горденьких смиряющих, кстати, не в ваш адрес было, просто ужимать приходится текст. Пример - это не чтобы носом ткнуть, а чтобы показать, как легко возникают ситуации, когда первый импульс - отменить человека, если его мнение чем-то опасно. Для кого-то это будет угроза самооценке или ЧСВ, для кого-то идеалам или еще чему, но отменить человека с его мнением захочется всем (мне тоже). Просто в случае щелчка именно по гордости ("ты не слушаешь МЕНЯ?") в церковной среде рефлекторным будет вердикт "ТЫ гордый!". Хотя не он вообще-то. Упрек был в том, что мы с проблемы перешли на меня, но это дело житейское. Разобрались же
инокиня Наталья -- Ирине 7 июня 2022, 22:15
Во-первых, за что же "простите"? Вы проделали большую работу и нужную: хотя я и не согласна с трактовкой некоторых моих слов, но это места не принципиальные. А принципиально то, что теперь видно, в каком месте мы разошлись. Во-вторых, насчет "интересной вещи": нет абстрактных страстей и заблуждение, равно как и добродетелей - они всегда чьи-то. Вы ведь тоже конкретных людей имели ввиду, когда говорили об общем явлении. И конкретно меня пару раз довольно несправедливо упрекнули. И это, опять же, не в упрек, а просто иллюстрация к вышесказанному: когда мы не замечаем, как шпыняем других, но замечаем - само собой - как шпыняют нас, то, естественно, делаем выводы о враждебности окружающих.
Ирина - инокине Наталье 6 июня 2022, 19:59
…пронормировали. :) Вы: нет, вроде, но реакция какая-то чрезмерная, может, правда опыт плохой. Короче, если на улице пронормируют без запроса, я защищусь, а если в церкви – не смогла бы, даже если совсем не по делу. Надо ж слушать всех. :) А риск в это влететь есть и это проблема – м.б. больше моя, чем церкви. Но речь, действительно, не обо мне. А отцы правду говорят про гордость и раздражительность, просто, похоже, проблемы и от своей, и от чужой бывают. :) Прошу прощения за многабукв.
Ирина - инокине Наталье 6 июня 2022, 19:57
…смиряние, гордыня смиряющих и ярлыки могут повредить, лучше не судить, а для смирения нужна опора и безопасность. Вы: это общие слова, вы предвзяты и генерализируете, а смиренного ярлык не сломает. Я: «не генерализирую, но проблема есть, т.к. семейном формате есть ценность послушания, но нужно и доверие, иначе опасно. Нужен авторитет и его признания, иначе проблемы: будут нормировать (решать, нормальный ты или нет) и защиты не будет. Но да, иногда больше болит палец, чем тело. Предлагаю компромисс и благодарю». Вы: у вас прогресс. Я: почему мы обо мне? Вы: у вас везде негатив - наверное, депрессия. Я: да нет, есть И больной палец, И проблема, одно другому не мешает. Например, вы тоже меня…
Ирина - инокине Наталье 6 июня 2022, 19:56
…пропустить это другое. Вы сказали, что дело в дилетантах и гордых. Я ответила, что не всегда – иногда в смиряющих. Вы: если ситуация повторяется – дело в человеке. Я: иногда и в специфике среды, ведь есть паттерн: искать причины только в себе. Иногда он дает сбой, поэтому надо и то, и другое (искать и в себе, и не в себе). Дальше обо мне: что я генерализую, восстаю против смирения, и это настораживает. Я: не против смирения, а против дискурса, где смиряние может стать оружием, сейчас это проблема. Вы: смиряние раздражает и гордецов. Я: раздражает «смиряние» и неверно понятое смирение, и не всегда гордецов. Вы: «по-вашему, гордость – это хорошо, в смирение – плохо». Я: нет, но безлюбовное…
Ирина - инокине Наталье 6 июня 2022, 19:55
Я и не задеваюсь. Со стороны видится депресснячок - ок, это интересная обратная связь: бывает, что видятся депресснячки, которых нет, а бывает, что изнутри не видятся те, которые есть. Все бывает. Но разве не видите, что тут интересная вещь произошла: с темы обсуждения вы перешли зачем-то на меня? Причем довольно давно. Это я опять не в упрек, это к вопросу о механизме того, о чем я говорю. Давайте ретроспективно. Было сказано, что причина раздражения всегда в гордости, что дело не в действиях других. Я согласилась, но добавила, что иногда бывает и другой механизм, однако из-за общего курса на смирение, не всегда верно понимаемое, и смиряние (и иногда из-за гордости, но объявляющих) можно…
инокиня Наталья -- Ирине 5 июня 2022, 21:04
...о депресснячке, то ни в коей мере не хочу Вас как-то задеть. Однако, Вы и сами привели очень подходящий пример: "Больным пальцем куда ни ткни..." Не в больное тело, а больным пальцем, да. Никто никого здесь не попрекает за больные пальцы, но их надо лечить, а не терять время, рассказывая, кто эти пальцы прищемил, и какой он жестокий.
инокиня Наталья -- Ирине 5 июня 2022, 20:57
Я могу ошибаться, но в одном из моих ответов есть прямое рассуждение о том, что делать, если дело не в Вас, - значит наблюдение: "вы сразу решили, что дело точно во мне" не соответствует действительности. Ни сразу, ни к середине разговора я этого не решила. Но к концу, да, возникли мысли о не очень уместной настойчивости, с которой Вы делаете стопроцентные обобщения: о чужой враждебности, о тотальной опасности, о всеобщей некомпетентности... Другое дело, что это тоже может быть следствием слишком жестких столкновений с реальностью - в том числе и с настоящей, увы, враждебностью, опасностью, некомпетентностью - но реакция на все эти грустные вещи у Вас явно чрезмерная. Поэтому, когда я говорю
Ирина - инокине Наталье 4 июня 2022, 07:08
Как удается? Вообще, повод-то есть. :) Ну смотрите: между нами возникла легкая коллизия и вы сразу решили, что дело точно во мне, вплоть до моих ментальных проблем. Это вот я тоже не в упрек, просто описательно. Это не негатив, это страх. Я не знала, как с опасностью некорректного нормирования справляться, потому что опасность есть, а средства нет. Опасно не потому что все плохие, а потому что я с этим встретиться могу везде. Вся Церковь стала опасна. Больным пальцем куда ни ткни... А теперь я поняла внутри, как несколько разнонаправленных идей совместить, точка опоры теперь есть. И многое другое поняла, поэтому совершенно искренне вам благодарна: без этого разговора не сформулировала бы.
инокиня Наталья -- Ирине 3 июня 2022, 20:47
И, да, насчет негатива: это не упрек и не обличение - это скорее наблюдение... Обычно так обостренно воспринимают несовершенство этого мира и окружающих людей из-за небольшого депресснячка.
инокиня Наталья -- Ирине 3 июня 2022, 20:41
Ирина, ну как Вам удаётся во всем увидеть негатив? Не моим достижением, а Вашим! Вы рассуждали, искали, пытались услышать другого человека - и пришли пусть и к небольшому, но смягчению своей позиции.
Ирина - инокине Наталье 3 июня 2022, 12:19
Достижением в чем? В наставлении меня? А вы же не мой наставник. :) На самом деле результат другой: я поняла, что в церковной среде действительно остра проблема злоупотребления властью и что ситуация "я назначил тебя ребенком, а себя родителем, хотя права этого вообще-то не заслужил - и если ты почему-то с этим не согласился, назову тебя гордецом" меня очень пугает, потому что я не знаю, как от этого защититься. Но теперь я поняла, что просто не надо воспринимать всерьез претензии на родительство от всех подряд и любое обвинение в гордости со стороны назначенного авторитетом собой, а не мной, пропускать мимо ушей - ну или хоть проверять, чья это гордость :) Спасибо вам большое, это помогло.
Ирина - Елене О. 3 июня 2022, 05:12
Думаю, да, но тут будет совсем нелишним различать дерзновение засвидетельствовать правду (ради правды Божией) и стремление поучать (ради себя). Если человек сказал правду, а ее не приняли, он оставит другого в покое, без негатива к нему. Возможно, подумает, что не сумел донести или что недостаточно авторитетен для другого. Получится у кого-то другого. Если назначил себя учителем (сам), а с ним почему-то не согласились и его это оскорбляет - ну извините. :) Кто тут гордый-то? Смирение даст силу говорить правду, когда нельзя не говорить, но оно же, по идее, не даст учить направо и налево и не даст сказать "ты мне не подчиняешься и не случаешь меня, потому что ты гордый". Думаю, так.
инокиня Наталья -- Ирине 2 июня 2022, 22:28
Сочтем достижением замену 100% на "ой-ой-ой сколько".
Ирина - инокине Наталье 2 июня 2022, 17:56
Но вы правы, явление может восприниматься повсеместнее, чем есть, не из-за его повсеместности, а из-за его опасности: просто вытесняет остальное. Я думаю, мы с вами вполне можем сойтись во мнениях, если скажем, что опасность злоупотребления понятием "гордость" в православной среде, к сожалению, есть, - и она довольно неиллюзорна, но, к счастью, и далеко не повсеместна. :) Способ с ней справиться тоже должен быть, и вполне неиллюзорный. А смирение, понятое не как насилие над собой, а как умение и даже искусство сохранить мирный настрой, может в этом помочь. Как и в остальном. Спасибо за такой большой разговор и за мысли, которые он вызвал - и с праздником!
Елена О. 2 июня 2022, 13:53
Из бесед митр.Антония Сурожского "Мы посланы в мир для того, чтобы перед этим миром быть свидетелями. Можем ли мы быть свидетелями, если сами не сознаем своей веры, если мы не можем сказать человеку: я прошел тем же путем, и я тебе укажу хоть первые шаги на этом пути... Недостаточно быть верующим, — надо научиться давать. Никто большей любви не имеет, как тот, который душу свою, жизнь свою положит за другого. Это — предел; а до этого? — до этого первые шаги: протянутая рука, живое слово, и готовность, хотя бы даже со страхом в душе, засвидетельствовать правду Божию, Божию любовь, Божию святость..." Ирина, у кого есть опыт смирения, тому дается и дерзновение свидетельствовать о правде Божией.
Ирина - инокине Наталье 2 июня 2022, 10:28
...и в такой текущей реальности (семейный формат сохранился, а то, что обеспечивало в нем безопасность - в общем-то, нет), разговоры о чужой гордости становятся оружием. Неужели вы этого не видите? Человек в церкви уязвимее, чем на улице, для тех, кто его в позицию ребенка решил поставить. Смиренного не сломает, даже если вы или я его изобъем. Но это же не дает право его избивать? Тем более, что сломать можно по-разному, не только по гордости вдарить. Можно разрушить понимание того, как выглядят здоровые отношения власти и заботы, например. И зачем вообще думать о говорить чужой гордости и смирении? Разве все друг другу духовные отцы?
Ирина - инокине Наталье 2 июня 2022, 09:37
Я, в принципе, не говорю о 100%- ти: понятно, что это, к счастью, не так. Речь немного о другом: сам формат отношений в православии - семейный и послушание в нем безусловная ценность. Но если убрать из схемы один элемент - доверие, то вся схема ломается. Вся. Слушать с верой можно того, кто а) точно знает, что говорит, б) готов отвечать за последствия, в) это право за ним признали. А в нынешнем изводе получается, что духовных отцов-матерей (настоящих) поискать, а тех, кто готов указывать, не беря ни малейшей ответственности и не заботясь о человеке вообще, ой-ой-ой сколько. И сама нормативность семейных отношений развязывает руки для вполне несемейных злоупотреблений. А семьи там как раз нет
Александр 1 июня 2022, 21:34
Смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но всем желает добра и всем бывает довольна... Гордый боится укоризны, а смиренный — нисколько. За один косой взгляд теряется благодать и любовь Божия. Знай, что если помысел твой уклоняется следить за людьми, кто как живёт, то это признак гордости. Хорошо знай, что если тебя мучат плохие помыслы, то значит, ты не смирен... Когда душа помнит смерть, то приходит в смирение, и вся предаётся воле Божией, и желает быть со всеми в мире и всех любить. Много труда надо положить и много слёз пролить, чтобы удержать смиренный дух Христов». Смирение это великая наука, которую скоро не одолеешь (Мария Египетская с помыслами боролась 17 лет).
Александр 1 июня 2022, 21:32
Много и понятно о смирении пишет старец Силуан Афонский: «Вся война идёт за смирение. Враги пали гордостью, и нас влекут в погибель тем же. Враги нас хвалят, и если душа примет похвалу, то отступает благодать от неё, а вместе с нею любовь к Богу, и дерзновение в молитве; и тогда душа мучается злыми мыслями и не понимает, что надо смириться. Душа всю жизнь учится Христову смирению, и доколе не имеет смирения, всегда будут её мучить плохие помыслы... Когда видишь, что с твоим умом борется другой ум, то смирись, и брань прекратится... Можно много поститься, молиться и много делать добра, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой...
инокиня Наталья -- Ирине 15:54 1 июня 2022, 20:26
Тут какие-то очень уж общие слова.
инокиня Наталья -- Ирине 15:22 1 июня 2022, 20:22
Вы не обижайтесь, но то, что сыпать на окружающих упреки в гордости - плохо, это, как говорится, и ежу понятно. Однако: 1. Еще раз обращаю Ваше внимание на то, что обыденность этой ситуации среди православных людей Вам видится 100%-ной - тут уже видна серьезная предвзятость. 2. Горд ли человек, которому говорят, что он горд, - очень даже важно. 3. Если он не горд, то как бы ни был неправ попрекающий, какое бы разительное несоответствие духу Христовой любви не демонстрировал - результат всё равно не может быть "плохой во всех случаях" - потому что никакие сети вражьи не прикасаются к смирению. От нападок человек может поскорбеть, но эта скорбь его точно не разрушит и не покалечит духовно.
Елена О. 1 июня 2022, 19:05
Ирина, конечно это драма. "Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, — И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…" Фёдор Тютчев.
Елена О. 1 июня 2022, 13:50
Инокиня Наталья, ваши последние статьи мне очень помогли сдвинуться с мертвой точки. Спасибо.
Ирина - Елене О. 1 июня 2022, 12:55
Ярлык, кстати, никого от боли избавить не может. Это действие, лишенное любви, оно может причинить только боль. Направленное в больное место, оно может убить веру.
Ирина - Елене О. 1 июня 2022, 09:47
Вы правы, но это хорошо, когда "взять Евангелие". Проблемы иногда начинаются, когда "придти к христианам". И когда предлагаемая модель отношений выглядит не сильно... доброй, вот где трагедия. А она и в патериках часто доброй не выглядит. И с Евангелием это... не очень совмещается в голове, даже если оно прочитано, и даже если случилось чудо Встречи. Тем более, если не случилось. Человек смотрит на христиан и не может Христа в них узнать, и не может увиденное полюбить, и христиане его не особо любят тоже. Это драма, на самом деле.
Елена О. Ирине 29 мая 2022, 06:3531 мая 2022, 18:55
/И, по-моему "гордые" люди, когда слышат про смирение, отталкивают не Христа. Им говорят про смирение, а они слышат про насилие и бессилие - естественно, они это ненавидят. Потому что это вообще не про Христа, и потому что насилие и надо ненавидеть, что же в нем хорошего? Но кому-то удается почувствовать сердцем, что Христос - другой. Когда говорят "я ненавижу насилие и я тебя боюсь", а в ответ "это ты гордец, смиряйся" - ну как это любить? Это же ярлыком по боли с размаху./ Это всё вопрос мотивации. Эти "гордые" люди плохо мотивированы).Поэтому не верят что "ярлык" может избавить от боли.Я думаю,при наличии мотива, можно взять Евангелие и всё проверить,что и сделал смиренно митр. Антоний).
Ирина - инокине Наталье31 мая 2022, 15:54
В конечном итоге, грех - это и есть заблуждение. И, наверное, не совсем наше дело решать, кто гордый, а кто нет. Для любящего взгляда нет людей плохих, есть люди, страдающие от греха и заставляющие страдать других, разве нет? Разве их не жалко? А себя разве не жалко? Человек, отрицающий смирение, живет в мире, где нельзя спиной повернуться ни к кому, где слабого сожрут - какое смирение он может представить, даже слыша само это слово? Для него это пустой звук, ведь он в опасности. А смирения без безопасности не бывает. Разве вам не жаль того, кому так опасно? Врагом никогда не станет тот, кто не опасен. У смиренного нет врагов, потому что на самом деле ему никто не опасен - а мы не так.
Ирина - инокине Наталье31 мая 2022, 15:22
Да всякие есть, и сочетаются тоже по-разному. Но я об опасности ситуаций, когда люди не очень смиренные начинают говорить о смирении тем, кого они посчитали гордыми. "Гордец", которому указывают, действительно может быть гордым, а может не быть, не это важно. Если в говорящем не видно самой этой красоты смирения и указывает он без любви, результат будет плохой во всех случаях. Если смирен и любит, может быть услышан: кто-то сможет ему поверить и понять его через все трудности перевода, кто-то нет. Но будет хотя бы шанс. Если кто-то кому-то и поверит, то только потому, что точно увидит: это не про насилие и не про раболепие. А если ему сказали/он услышал "жри и не возникай, ишь, умник"...
инокиня Наталья -- Ирине30 мая 2022, 20:32
Если следовать этой логике, то гордых вообще нет, а есть исключительно свободолюбивые и исполненные истинного человеческого достоинства. И смиренных нет, а есть раболепные.
Александр30 мая 2022, 13:34
Афонский старец архимандрит Георгий Капсанис (+2014), игумен монастыря Григориат, в своих трудах пишет: «Пока человеческое сознание остаётся эгоистичным, замкнутым на себя, автономным, человек поставляет себя в центр всякого жизненного смысла. Он верит, что может усовершить, развить и обожить сам себя...».
Ирина - инокине Наталье29 мая 2022, 06:45
...я вот представила, что было бы, если бы пятнадцатилетнему Антонию Сурожскому, тогда еще Андрею Блуму, который в ужасе и гневе пошел разбираться, точно ли в православии говорят, что надо быть жертвой, в этот момент кто-то очень православный сказал: "это в тебе гордость, надо смиряться, надо себя понуждать". Пламенный атеист был бы, наверное, с огоньком.
Ирина - инокине Наталье29 мая 2022, 06:35
Антоний Сурожский, когда обо всем этом услышал, все это возненавидел. А потом почувствовал Самого Христа - и полюбил. Потому что он не настоящее смирение возненавидел, а насилие и бессилие, которых в его жизни много было. И, по-моему "гордые" люди, когда слышат про смирение, отталкивают не Христа. Им говорят про смирение, а они слышат про насилие и бессилие - естественно, они это ненавидят. Потому что это вообще не про Христа, и потому что насилие и надо ненавидеть, что же в нем хорошего? Но кому-то удается почувствовать сердцем, что Христос - другой. Когда говорят "я ненавижу насилие и я тебя боюсь", а в ответ "это ты гордец, смиряйся" - ну как это любить? Это же ярлыком по боли с размаху.
Александр28 мая 2022, 23:23
Храни Вас Господь, матушка. Вы наставили меня на путь истинный своей статьей. Я никак не мог найти причины своих жизненных проблем. Ваша статья открыла мне глаза. Ваши статьи помогают прозревать. Слава Богу!
инокиня Наталья -- Ирине28 мая 2022, 20:32
Ирина, я в Церкви треть века, и поверьте: о смирении ВСЕГДА много говорили. И всегда этим термином пользовались самые разные люди и самым разным образом. И мы не можем заглянуть в души окружающих и понять - верно ли они мыслят об этом понятии. Мы призваны работать над собой - чтоб нам самим не заблудиться. Мне приходилось выслушивать людей, пересказывавших свой разговор с о.Кириллом (Павловым) или о.Иоанном (Крестьянкиным) - с раздражением, а то и со злобной насмешкой: "я ему говорю о своих проблемах, а он талдычит "смиряться надо""! Уж в том, что эти старцы имели самое что ни на есть настоящее смирение, сомнений вообще нет - и, однако, гордецов их рассуждения о смирении лишь раздражали!
Ирина - инокине Наталье28 мая 2022, 12:08
Да я ж не против смирения восстаю, а против дискурса, в котором оно подменяется чем-то неудобоваримым. Но разобраться, где дискурсное, а где настоящее в текущих условиях несколько трудно. Ну, впечатление складывается именно такое - у меня, по крайней мере. О смирении стали много говорить, это как панацея от всего, а при том, что делают это, как правило, люди не очень смиренные, это стало просто опасно. Слова о смирении остались, а духа любви в них нет - и, как это ни ужасно, они становятся оружием. Вы не замечаете такого? Слова те же, а смысл - совсем другой. Мне как говорят "надо смиряться", я понимаю, что пора бежать - не из-за того, что с самим смирением что-то не так, а просто опасно.
инокиня Наталья -- Ирине 26 мая, 15:5927 мая 2022, 20:45
Знаете, что настораживает в Вашем рассуждении? Нет, не то, что Вы как-то уж очень активно восстаёте против понятия смирения.)) Настораживает число 100 в сочетании с символом %.
Дмитрий- Ирине27 мая 2022, 14:38
Прошу прощения, не правильно понял термин "здоровая агрессия", как продавливание своей воли. А о чем вы говорите, так это и есть деятельное смирение. А рассуждение, когда надо действовать, а когда отойти в сторону (то есть предать на волю Божью ситуацию) и рассчитывать свои силы- наверно уже смиренномудрие. Зачем понимать смирение как бездействие? (даже если некоторые люди так понимают)? Это деятельность с миром на душе и в мыслях, который привлекает помощь Божью, и передается другим людям. А этому нам конечно надо учиться.
Александр27 мая 2022, 08:32
Из духовного дневника Российской императрицы страстотерпицы Александры Федоровны Романовой: «...Смирение не в том, чтобы рассказывать о своих недостатках, а в том, чтобы вынести, когда о них говорят другие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благодарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит... Смирение — это такое важное состояние души, без которого трудно сделать свою жизнь разумной и благочестной. Невозможно видеть без глаз и жить без дыхания, но еще менее возможна христианская жизнь без смирения».
Александр26 мая 2022, 18:38
Эмоции и переживания не главные. Беда другая. Как христиане, все мы призваны к одной цели - стяжать Духа Святого, однако вместо этого стяжаем капитал земного мира, в который безумно влюблены, к которому сильно привязаны. «Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует...» (Ф.И.Тютчев).
Ирина - Дмитрию26 мая 2022, 16:37
Но ведь то, о чем вы говорите - это и есть здоровая агрессия. Здоровая агрессия - это просто активность. Твердое стояние в истине - это агрессия, она направлена на разрушение лжи; преодоление препятствий и упорство - это агрессия, она направлена на разрушение препятствий; здоровый аскетизм и борьба со страстями.. и т.д. А людей при этом можно и не разрушать, и не хотеть разрушать. Хранить мир. Раздражительность - это ненормальное состояние. Речь лишь о том, что иногда ему могут очень поспособствовать и внешние условия. Святой с любыми справится, а обычному человеку здоровее понимать, что иногда лучше и смиреннее покинуть ситуацию, чем испытывать на прочность организм и веру - и не выдержать.
Ирина - инокине Наталье26 мая 2022, 15:59
Угу, и вопрос в том, как отличить ситуацию "внутри меня что-то нездорово" от ситуации "вокруг меня что-то нездорово", когда в 100% случаев в православной среде будут упирать на то, что это именно с человеком что-то не то и по-другому не бывает. Причем чем нездоровее вокруг будет, тем сильнее и жестче будут упирать. Да и сам человек начнет с самоукорения и, возможно, им же и закончит. Хотя смиренно в этой ситуации не только признание собственной греховности, но и признание того, что люди в принципе грешны - и что даже (а часто, увы, и особенно) в православной среде можно попасть в ситуацию насилия. И тогда упражняться в смирении он будет на свой страх риск. С открытыми глазами. Если будет...
инокиня Наталья -- Ирине 25 мая, 08:4525 мая 2022, 20:53
Если Ваш взгляд на ситуацию соответствует реальному положению дел, то это как раз и есть описание дилетанта от духовной жизни, если можно так выразиться. Человек нахватался по верхам каких-то знаний из области богословия и забавляется ими. И его "хор" так же. Однако в Отечнике мы видим множество историй, когда действительные гордецы точно так же оценивали и настоящих святых - вот в чем сложность. Если всё настолько плохо, то, наверное, можно попробовать и уйти... но уж если и в другом месте ситуация повторится, тогда надо начинать с себя.
Дмитрий25 мая 2022, 20:06
Часто мы свою раздражительность оправдываем тем, что мол дела надо делать и некогда за собой следить, а если не раздражаться- то сложить лапки и ничего не делать. Только вот последствия таких дел приходится иногда разгребать очень долго и тратить много сил, чтобы исправить ситуацию. Ведь можно же учиться и наказывать с любовью, и доказывать правоту с миром, или хотя бы без раздражения и не отгонять Ангела-хранителя от наших дел своим раздражением. Говорим, что сил нет не раздражаться, а получается, есть силы после раздраженного разговора и "здоровой агрессии"( и в ответ такой же агрессии), не спать ночами и сбивать давление? Дай Бог сил поработать для своего душевного мира!
Наталья25 мая 2022, 15:52
инокиня Наталья -- Наталье24 мая 2022, 21:28, в общем и целом - да. Хорошая и вдумчивая статья. Мне кажется, что сюда ещё можно добавить последствия психологических травм, они также могут негативно влиять на поведение человека, который может нуждаться в профессиональной помощи психолога и/или психотерапевта.
Наталья 25 мая 2022, 14:14
Ирина - Наталье25 мая 2022, 09:20, спаси Господи вас за добрые движения души, мало кто так откликается в комментариях.)
Александр25 мая 2022, 13:56
Ирина, Христос Воскресе! Человек вы хороший, но не без греха. Вы сначала разберитесь, что такое духовность, душевность и смирение, а потом уж вывешивайте свои комментарии. Простите если обидел.
Ирина - Наталье25 мая 2022, 09:20
Думаю, не всегда получится отделить, как не всегда получается разделить телесное и душевное: все перетекает одно в другое, все переплетено. Можно только попробовать видеть проблему сразу на всех трех уровнях - и еще на социальном, - не упуская из виду ни один... Мне кажется, в таких случаях, как с вашей мамой, Бог всегда видит все сразу так, как мы даже и не представляем. Только Он знает цену и нашего терпения, и наших срывов, и нашей любви, которая покрывает раны, и свои, и не свои - да и самих наших ран. Царствия ей Небесного, пусть нашим мамам больше никогда не придется ничего терпеть, а только лишь радоваться. Как ее звали?
Ирина - инокине Наталье25 мая 2022, 08:45
Так ладно дилетанты, это бы полбеды. Беда - когда не дилетанты. "Я довожу тебя, а ты почему-то стал раздражительным? Это в тебе гордость, ай-ай-ай". И хор со стороны: "Это он о твоей душе заботиться, от гордости тебя избавляет. Думать не надо, сопротивляться не надо, уходить нельзя, это несмиренно". Надо, видимо, дождаться, пока организм не выдержит и когда уже взять с человека будет больше нечего, его сами выкинут. :) Вот тогда смиренно. Практически святость. Вот, похоже, сейчас на любую проблему стало модно лепить один-единственный дигноз "Это в тебе гордость", выдавать рецепт "надо смиряться" (причем почему-то смиряться надо всегда тому, кто без прав) и дальше даже не пытаться думать. (
инокиня Наталья -- Наталье24 мая 2022, 21:28
Вы об этом? https://pravoslavie.ru/135066.html
инокиня Наталья -- Ирине24 мая 2022, 17:07
В таком случае надо просто говорить о подмене у некоторых людей понятия "смирение" - только и всего. Не только богословы, но и медики, и физики, и историки не станут отказываться от своей устоявшейся терминологии из-за того, что дилетанты вкладывают в нее свои нелепые представления.
инокиня Наталья -- Наталье24 мая 2022, 17:00
В статье не говорится о том, трудно это или легко; в статье говорится о том, что правильно, а что неправильно. То, что духовная брань - это труд, и не обсуждается - понятно, что труд труден. И людей, стяжавших смирение, вообще очень мало - вне зависимости от того, больны они депрессией или нет:( Другое дело, что стяжание добродетели не происходит по принципу "всё или ничего" - пусть мы не можем равняться с великими святыми, но сколько-то смиряться можем и мы...
Наталья24 мая 2022, 15:59
Ирина24 мая 2022, считаю, что вы правы. Я тоже задумывалась об этом: поскольку в нашей психике лежит и духовное, и душевное, можно спутать проблемы со здоровьем, влияющие на наше эмоционально-психологическое состояние, или следствия психологических травм с духовным, той же гордыней, выражающейся в той же раздражительности. И нас не учат отделять эти вещи. О них могут вскользь упомянуть, как, например, в этой замечательной статье. Но глубоко и специально этому умению различать не учат. А ведь уметь отделять их очень важно, иначе можно пожать последствия, которые вы описали, сделать себе ещё хуже.
Ирина24 мая 2022, 11:41
...потому что измученый неврозом человек (а хронического внутреннего конфликта, до еще поверх поста с бдениями) вполне достаточно для этого, почитает статью, скажет себе "О, да это гордость, смиряться надо!" И пойдет себя жестоко грызть и смирять - так, как он это смирение понимает (скорее всего, творчески). Потом не поймет, почему вокруг и внутри него ад, решит, что смирения, наверное, недостаточно и пойдет... ну, вы поняли. А потом сломается и скажет: "Да вранье все это ваше смирение. Слышать не могу". :( Простите уж мне мою эмоциональность, но тема - прямо за живое. :)
Ирина24 мая 2022, 11:22
...и хотелось бы возможный риск этого перекоса как-то уравновесить, потому что я уже представляю, как эта, безусловно, полезная статья может быть использована для насилия и самонасилия. Духовные причины раздражительности в себе, конечно, искать надо, но перед этим хорошо бы убедиться, что это состояние не сигнал того, что а) пора срочно эвакуироваться из окружающих обстоятельств, потому что для жизни они малопригодны, б) нет болезни (щитовидка и т.д), в) организм и нервная система подошли к пределу своих возможностей и пора или снизить нагрузку или увеличить ресурс, по возможности; г) капля долго точила камень и чаша терпения полна. А вот потом смотреть уже, не гордость ли это, случаем. :)
Ирина24 мая 2022, 11:02
Инокине Наталье. Трехсоставность да и смирение в православной аскетике вещь, безусловно, ключевая, но именно в православной среде я наблюдаю скорее другой перекос (и на мой взгляд, он более опасен): делать смирение универсальным и единственным ответом на все вообще вопросы, даже там, где оно для этого не предназначено. И переставать после этого искать те ответы, которые предназначены. Причем смирение это какое-то странное, больше похожее на запрет думать, хотеть, сопротивляться насилию и вообще быть. Этакий рычаг насилия и самонасилия, оправдывающий любое свинство. Человек такое существо, что в рычаг настилия превращает что угодно, даже духовное, если сначала вопрос с душевным не решил. :)
Наталья23 мая 2022, 21:55
Инокиня Наталия,"В психике человека есть душевная составляющая,а есть и духовная...святые отцы говорили,что смирение "божественно и невыразимо словами" -это высочайшая духовная добродетель". Здесь надо знать четкие и максимально понятные критерии для отделения именно духовной составляющей в виде смирения.Почему именно духовное, а не душевное, учитывая,что обе составляют психику человека,как именно отличить их? Мне вот сложно.Учитывая,что людей,страдающих депрессией (а это не шутки) и стяжавших при этом смирение, как свт.Тихон,наверняка очень и очень мало,становится понятно,что сделать это весьма сложно. Часто и без депрессии трудно потерпеть.) А ещё есть психотравмы,они тоже оставляют след.
инокиня Наталья -- Наталье23 мая 2022, 19:46
Всё верно - когда мы видим чужое раздражение, мы должны думать о том, что Господь его, возможно, и не вменит человеку во грех. Но статья написана для людей, которые желают бороться со своей раздражительностью - а отношение к своему греху должно быть принципиально иное, нежели к чужому.
Наталья23 мая 2022, 13:05
инокиня Наталья -- Наталье22 мая 2022, 10:44, это и не уточнения, а просто размышления. У нас очень тяжело болела мама, в прошлом году она ушла из этого мира. Перед уходом она сильно мучилась. И в силу болезни остро реагировала на яркий свет: надевала солнечные очки даже в своей комнате, даже вечером; болезненно переносила любой шум,громкую речь. Конечно, эти вещи её, и так страдающую, раздражали, она могла вести себя резко. Оправдываю ли я мамино раздражение её же страданиями? Безусловно. Я любила и люблю её - в этом причина моего оправдания маминого раздражения. Надеюсь, и Христос не вменит ей этого во грех: Он знал, как тяжело и больно было ей. Молюсь я за неё ежедневно.
инокиня Наталья -- Ирине23 мая 2022, 12:37
Думаю, "система адаптации к миру, с той физиологией, которая есть" не исчерпывает вопросов аскетики от слова совсем:) Это лишь один ее аспект. Конечно, возможности психики разных людей различны. Но человек трехсоставен - Вы, это, кажется, упускаете из вида. В психике человека есть душевная составляющая, а есть и духовная. В Вашем рассуждении смирение стоит в одном ряду с душевными реакциями, но святые отцы говорили, что смирение "божественно и невыразимо словами" - это высочайшая духовная добродетель. И, стяжав её, например, свт. Тихон Задонский (страдавший депрессией во времена до изобретения антидепрессантов), не только сам переносил сильнейшие скорби, но и был опорой множеству иных людей!
Игорь для Ирины22 мая 2022, 21:26
Может быть особенности вашего ассоциативного ряда?
Елизавета22 мая 2022, 20:07
Приехала к родным в небольшой посёлок на Урале с сыном. Пошла его причащать на службу в местный храм. А там в хоре три бабушки поют, кто согласился... В ужасе от их чтения и пения про себя думаю:"да, не Александр-Невская Лавра, да, не Псково-Печерский монастырь.." . И думаю, и думаю так, повторяю про и повторяю... Вдруг батюшка остановил службу и вышел говорить проповедь:Да, говорит, у нас не Александр-Невская Лавра, не Псково-Печерский монастырь, зато нам Господь явил чудо на престольный праздник... "Мне было так стыдно, что я не слышала, что батюшка говорил дальше. А ведь он повторил слово в слово мои мысли... Нет уже в живых отца Алексия, старенький был...
Александр22 мая 2022, 11:02
(Продолжение). Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Чем душа занята наяву, о том мечтает она и во сне. Когда раздражительная часть души озверяется против однородных себе людей, тогда и в сновидениях видятся нападения зверей, войны, брани, споры». Именно искушая эту силу сатана старался подстрекнуть Господа к желанию власти над настоящим веком и к желанию царств этого мира (Мф. 4: 8-9), но тщетно. Раздражительную силу врачует любовь. Если все силы души (умная, раздражительная и желательная) не будут очищены — человек не сможет вместить в себя благодать Божию. Для очищения и освящения всех их служит молитва. Назидательное чтение. Спаси Господи!
Александр22 мая 2022, 11:01
Полезная статья, раскрывающая глубочайшее учение святых отцов об устроении души и человеческих страстях, согласно которому душа имеет разумную и чувствительную способности. В последнюю входят такие силы как раздражительная (сила ярости) и желательная. Всеми ими она больна. От силы раздражительной рождаются помыслы гнева, ненависти, зависти, мщения, злорадства, зложелательства. Данная сила может быть направлена как положительно так и отрицательно, рождая любовь или ненависть. Возмущают эту силу страстные воспоминания о людях, нас огорчивших. Причина: сластолюбие, тщеславие и любовещность. Добродетель — мужество и терпение. (Продолжение далее).
инокиня Наталья -- Наталье22 мая 2022, 10:44
Эмм.. да. Собственно, статья так и называется - РАЗДРАЖЕНИЕ. Тема страданий там упомянута, но она не главная. А в чем Ваши уточнения? - что-то не пойму. В том, что раздражение может быть оправдано страданием?
Ирина22 мая 2022, 10:19
...и аскетически вопрос стоит, наверное, так: как выстроить такую систему адаптации к миру (а мир в избытке будет поставлять поводы и для раздражения, и для радости, для смирения, и для несмирения), чтобы с той физиологией, которая есть, с теми людьми и обстоятельствами, которые есть, получилось что-то максимально возможно здоровое. Не разрушительное и не саморазрушительное, что тоже важно. И смирение тут только один из рычагов: важный, но не оьвет на все аопросы. Иной раз нужна и активность, и неактивность, и жесткость, и мягкость.
Ирина22 мая 2022, 09:35
Инокиня Наталья, спасибо вам за тему, есть о чем поразмышлять. Наверное, есть смысл разводить естественную слабость человеческой натуры - ведь есть же, например, лабильность, возбудимость нервной системы, порог реакции и т д. - они такие, какие есть от природы, нервную систему можно только еще больше лабилизирлвать, ослабить. Но низкий порог реакции - он же и благо, дает чувствительность, чуткой художественные таланты, например. Не только нервность и аллергии. :) И вот полезно все-таки отдавать себе отчет в том, что у человека есть предел прочности - и не доводить до него ни себя, ни окружающих. А есть еще выученные стратегии адаптации, рисунок поведения, помимо физиологической базы.
Игорь Александрович22 мая 2022, 01:31
Наталья20 мая 2022, 19:25. Согласен. Раздражительность это чрезмерная раздражимость, несущая негативные последствия и именно с ней надо бы оперировать, как и у святых в цитатах. В этом и ключ к ситуации, ибо раздражительность настигает не имеющего меры или иными словами обличает гордеца во зле, моментально и бесповоротно. Зная что в сердце есть заноза зла надо бы жить аккуратно и верить, что Господь смилуется и облегчит однажды долю сию, ну а до этого не давать повод, имеющему повод. Задача трудная, но решаемая. Да поможет всем страдающим этим пороком Господь наш!
Ирина21 мая 2022, 14:58
Игорь, вы мне? Я связь вашего комментария с моими не вижу, как ни стараюсь (а я стараюсь). Связь же моих комментариев со статьей вижу прекрасно. Как так? :)
Наталья21 мая 2022, 14:38
инокиня Наталья-Наталье, значит, по теме статьи речь всё-таки о раздражительности, а не о раздражимости. К сожалению, врождённая греховность негативно влияет на все наше существо: тленность, утомляемость, чувство голода, невозможность полностью воздержаться от грехов. Но бывает, что тот же шум причиняет буквально физический дискомфорт. Или не даёт сосредоточиться на работе, уснуть.Мешает уснуть маленькому ребенку. От громкого шума может даже страдать психика, он может превратиться в пытку. И,как вы верно заметили,особенно тяжело переносить шум болеющему человеку: он нуждается в тишине и покое.То есть бывает дело не столько в раздражительности, сколько просто в причинении страданий шумом.
Ирина21 мая 2022, 09:32
Спасибо, матушка Наталья за эту важную тему. Сколько борюсь с этим грехом, кажется он только сильнее становится.
Игорь21 мая 2022, 09:18
Ирина "невинные, утружденные и страдающие" совсем необязательно беззащитные. Поэтому Ваша фраза "Перевод агрессии с того, кто может сдачи дать на того, кто не может - довольно обычный защитный механизм психики" никак не соотносится со статьей. И про здоровую агрессию вы тоже не в тему вставили.
инокиня Наталья -- Наталье20 мая 2022, 21:21
Раздражимость - понятие биологии: раздражимость свойственна любым живым организмам, в том числе и тем, у которых нет никаких нервных реакций. По причине отсутствия нервов:) А раздражительность - понятие аскетики; раздражительность - не просто какое-то там нейтральное свойство человеческой психики, а её греховное свойство.
Лариса20 мая 2022, 20:48
Замечательная статья, как и все у автора! Пишите , пожалуйста, почаще))
Наталья20 мая 2022, 19:25
"Раздражимость – способность живого организма реагировать на внешнее воздействие..." Мне кажется, у нас, людей, в контексте статьи надо говорить не о раздражимости, а о раздражительности. Раздражимость живого организма - это больше естественная нервно-биологическая реакция. А раздражительность - уже психическое, психологическое свойство, присущее людям. То есть нам, людям, свойственны и раздражимость (естественная физиология), и раздражительность (психология, психика).
Татьяна20 мая 2022, 17:22
Спасибо. Полезная статья
Jelena20 мая 2022, 16:44
Спасибо большое за статью, как вовремя!
Ирина20 мая 2022, 14:07
Перевод агрессии с того, кто может сдачи дать на того, кто не может - довольно обычный защитный механизм психики. Я не думаю, что моего кота лукавый путал, когда кот, разозлившись на меня, давал по шее не мне, а смирной кошке. :) (Что, конечно, не оправдывает людей, которые поступают как котики).
Ирина20 мая 2022, 13:59
Вообще, здоровая агрессия направлена на устранение, разрушение препятствия. И плакать каждый раз, когда можно что-то _сделать_ (ну, не с человеком, конечно, а с препятствием)... Иногда же правда можно - и даже нужно! - что-то сделать. А не только лишь в смирении упражняться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×