Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

Мир подобен дару, на котором Бог поставил Крест

Духовные беседы. Часть 3

Мозаика мавзолея Галлы Плацидии. Равенна, Италия Мозаика мавзолея Галлы Плацидии. Равенна, Италия

Вся наша жизнь — крест

У нас бывают разные минуты, минуты, когда печалимся, моменты, когда радуемся; мы как погода: сейчас тучи, до этого было солнце, а потом, может, пойдет дождь. Мы не можем претендовать на то, чтобы все время пребывать в благодатном состоянии, в состоянии покоя. Это нормально. Но тем не менее существует определенная опасность, когда мы доходим до определенной духовной холодности, когда мы больше не можем воодушевиться от встречи с Богом.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что каждый раз восторгался, когда встречал проявления Промысла Божия в мире, сотворенном Им. И всегда у него было два слова; обнаружив, как благ Бог, он с признательностью восклицал: «Преблагий Владыка мой!» и: «Слава Богу за все!» А у нас нет этой вспышки признательности к Богу. В чем же причина? Думаю, виноват, прежде всего, наш эгоизм. Мы больше не видим действия Бога в своей жизни. «Я все решаю», «Я все делаю», «Я все знаю». И Бог оставляет нас, чтобы мы увидели, что на самом деле можем сделать без Его благодати, и тогда мы чувствуем себя совершенно пустыми, чувствуем себя никчемными, чувствуем себя лишенными смысла.

Православие — это не только мораль. Мораль, если в ней нет Бога, — пустая мораль

Православие — это не обязательно совокупность наставлений, в которых мы искали бы философию, чтобы с ее помощью изменить состояние собственного духа. Православие — это не только мораль. Мораль, если в ней нет Бога, — пустая мораль. Цуця[1] говорил, что «мораль без Бога подобна курсированию поездов, которое может меняться от станции к станции». Мы хотим присутствия Бога в своей жизни, и иногда испытываем печаль, и печаль эта должна подталкивать нас к Богу, подталкивать к молитве. Смотри, у нас есть молитва святого Исаака Сирина:

«Господи, нет у меня ни слез, ни умиления, чтобы искать Тебя, ибо охладело сердце мое от стольких искушений и не может согреться слезами любви к Тебе»[2].

Мы ищем Бога в Святой литургии, которая преобразует нас и меняет нашу душу. Сказано, что она «обожествляет нашу душу». Видите, как красиво в молитве перед Святым Причащением говорится, что Святая литургия питает наш ум и обожествляет душу[3]? А самое важное — чтобы мы видели Бога, чтобы мы видели значение Бога, чтобы видели действие Бога в своей жизни.

Жизнь — наше испытание, наш труд для стяжания Царства Божия

А наша жизнь не обязательно должна быть похожа на летний лагерь отдыха. Потому что многие приходят и задают такой вопрос: «А почему Бог хочет, чтобы мы страдали?» — или: «Почему мы мучаемся?» — или: «Почему мы печальны?» Эта жизнь дается нам, чтобы стяжать — она наше испытание, наш труд для стяжания Царства Божия.

Отец Думитру (Стэнилоае) говорил, что мир более всего подобен дару, на котором Бог поставил Крест. Как красиво! И если мы не видим креста, тогда не знаем, как вести себя с даром. Люди все время стараются убежать от этого креста, чтобы пользоваться дарами мира, дарами Божиими, без креста. Но вся наша жизнь — крест.

Что же такое крест? Мы видим Христа распятого, и у подножия Креста вся злоба мира, вся ложь, вся месть, всё насилие. А на Кресте — наша жизнь распятая, Христос, преобразующий всю эту злобу. Так и нам следовало бы иметь эту способность — преобразовывать вещи.

Есть легенда о Мидасе, — вы знаете ее, — который все, к чему ни прикасался, превращал в золото. А мы сейчас боимся, что банки могут обанкротиться. Но мы же не вкладываем в банк здесь, мы вкладываем в «банк» тамошний, в банк милости Божией. Вся наша жизнь это и есть. Видите, это могло бы стать названием книги, — «Жизнь как крест». Или, может, названием повести о любви, где Бог приходит и приносит Себя в дар человеку.

Крест! А как мы его несем? Мы говорим, что монашество возникло как преемство мученичества. В Псалтири говорится, что мы «Тебе ради умерщвляемся весь день» (Пс. 43, 23). Мученик, жертвуя жизнью, умирает однажды, а в душе человека есть это каждодневное мученичество: распинать свои страсти, распинать свои похоти, работать над собой и меняться. Не знаю, может, действуя наперекор характеру, который мы получили, может, наперекор жизненным обстоятельствам. Но нам всегда надо иметь в уме ту мысль, что все эти поводы надо преобразовывать в пути к Богу. А сделать это мы можем, если открываем свое сердце Богу, чтобы Он вошел в нашу жизнь.

Архиепископ Сучавский и Рэдэуцский Пимен Архиепископ Сучавский и Рэдэуцский Пимен И зачем нам быть такими хмурыми, когда, вы видите, святые, как бы печальны они ни были, как бы огорчены ни были, все равно блаженствовали? У святого Паисия Святогорца, которого я всегда поминаю и который мне так дорог, в келлии была писчая бумага и кусок доски, он клал их на колени и так отвечал на письма, которые получал. И он говорил: «Во мне столько радости, что мне хочется загрузить ее в батарейки, чтобы она осталась на потом», — или: «Если положить всю мою радость на одну чашу весов, а на другую — все радости мира, вся моя радость оказалась бы больше». И говорил, что в ту минуту, когда нас посещает благодать Божия, — батюшка говорил так просто, чтобы понятно было всем, — «мы как дети, которые попали в кондитерскую и не знают, какими пирожными насладиться сначала».

Наша жизнь должна быть красивой, христианской. Мы сами делаем ее порой тяжелой. Будем же видеть во всех этих тяготах испытания Божии. Как говорил Высокопреосвященный Пимен[4], «в нашей жизни есть испытания Божии, не будем же угрюмыми». Не будем угрюмыми, не будем хмурыми, протянем Богу руку. И Бог сможет изменить нас. Только вверимся Ему по-настоящему.

Мы ищем, может, невесть каких формул, а Бог отражается только в чистом сердце, в сердце, полном покаяния, полном смирения. Искание Бога, думаю, должно основываться на этом принципе — принципе смирения и покаяния. И когда мы видим Христа, мы видим Его в страдании, в болезни. Свои болезни и напасти не надо нести вот так, угрюмыми.

Бог отражается только в чистом сердце, в сердце, полном покаяния, полном смирения

Вспоминаю отца Феофила (Пэрэяна), который рассказывал, что, когда оставил село и попал в лицей, он увидел людей, приветствовавших друг друга такими словами: «Честь имею приветствовать вас!» Почему бы и нам не иметь чести приветствовать Бога? «Я и в страдании, и в радости, Господи, имею честь приветствовать Тебя! Это я!» Не будем насупленными, как лавочники, как торговцы, которые не извлекли прибыли из своих вложений. Вложили слишком много, но не оказались в выигрыше.

Как видеть всегда красивую сторону

Это отсутствие смысла очень часто встречается у нас, да и не только у нас, но даже в развитых странах. А искать смысл своей жизни в нашей власти, но не как некую простую философию. Смысл жизни искали, старались дать ей оценку разные философы, начиная с древности и до наших дней. Но этот смысл надо усвоить, вжиться в него, а не смотреть на него как на чисто философскую конструкцию. Смысл жизни надо сделать своим самой своей жизнью.

Смысл надо усвоить, вжиться в него, а не смотреть на него как на чисто философскую конструкцию

И в то же время, чтобы понять смысл жизни, нам нужна определенная логика. Например, вот эти прекрасные цветы, в которых находится нектар, для мухи не имеют никакого значения, она пролетает мимо, не замечая их, тогда как для пчелы они — сам смысл ее жизни. Поэтому нам нужен для этого определенный образ мыслей и способ видения вещей. Высокопреосвященный Пимен говорит, что «не трудно жить, трудно взвешивать». Трудно взвешивать вещи, находить их истинный смысл.

И все проблемы нашей жизни, как говорят святые отцы, проистекают из того, что мы не зафиксировали в своем уме, что здешняя жизнь дана не для того, чтобы мы обессмертили себя здесь, на земле. Вся наша жизнь — это шаги к Царству Божию. Здесь нам надо сдать экзамен, а там, в Царстве Божием, начнется наша настоящая жизнь. Здесь мы находимся только проездом.

Здесь слова — это только слова, и философия остается только философией. Святитель Григорий Палама говорит, что одно слово можно опровергнуть другим словом. Одна философия опровергает другую философию, а кто может опровергнуть Жизнь? Жизнь — это свидетельство, и жизнь святых — свидетельство того, что они умели находить смысл в своем существовании и жили красиво.

У отца Димитрия Бежана[5] есть книга, в которой говорится о радостях страдания. Представь себе, увидеть смысл в страдании! А когда батюшка освободился из тюрьмы, он был весь изувечен и изуродован, и когда шел по улице, люди видели его — тощего, измученного.

— Откуда идешь, батюшка?

— Из рая! Из рая!

То есть из тюрьмы. Он говорил, что, выходя из тюремных ворот, он в слезах оглянулся назад, потому что там больше всего чувствовал Бога, — в тюрьме!

А мы строим в уме всякие конструкции. Читаем столько книг по личностному развитию, чтобы обрести смысл жизни. Люди изобретают массу кредо, в которые можно будет поверить и таким образом избавиться от страдания, горечи. Но Спаситель говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Они сами себя обманывают. Некоторые говорят: «Эта новая религия помогает нам увидеть стакан наполовину полным». А почему бы тебе не увидеть стакан полным доверху? Зачем довольствоваться только половиной?

Есть такая молитва на литургии, когда священник после молитвы на амвоне заходит в святой алтарь и говорит: «Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе… исполни радости и веселия сердца наша». Чтобы Он, как чашу, наполнил их радостью целиком, а не только наполовину! Мы не довольствуемся половиной.

И это перенесение страданий, это несение креста давайте совершать не вот так, насупившись, а с радостью. Смысл жизни мы можем найти повсюду. Но мы так сыты, так пресыщены, так озабочены своими проблемами, что уже не можем поднять голову и посмотреть вверх, на Бога. Поэтому иногда Бог, — когда видит, что человек не понимает ничего из Его даров, не понимает Его благости, — попускает определенные страдания, определенные скорби, являющиеся предостережением и зовом Бога. Он зовет нас к Себе, и мы начинаем видеть смысл во всем. А если нет, впадаем в депрессию.

Я видел такую статистику, что 35% населения мира или Соединенных Штатов принимают антидепрессанты. Их жизнь пуста, и они стараются заполнить эту пустоту политикой, новостями, играми, телевизором, курением, наркотиками. Есть люди, которые признаются в любви друг к другу, а через месяц, два, три, через год расходятся. И говорят, что у них все хорошо, все замечательно, а потом попадают в кабинеты психологов и психиатров. Тот же старец Паисий говорил, что «когда станет мало духовников, умножатся врачи, психологи и психиатры».

Итак, нам необходим этот поиск смысла жизни, потому что в противном случае, если мы не встанем на якорь в Боге, от нашей жизни не будет никакого толку.

На днях мне попалась новость о ребенке лет десяти, который не видел смысла в жизни и бросился с крыши, покончил с собой. Он оставил записку, что страдает из-за того, что другие дети не принимают его в свой круг, потому что он бедный. А потом другая новость, о другом ребенке, откуда-то из Перу, — о нем сообщалось, что охранники нашли его делающим домашнее задание под уличным фонарем, под фонарным столбом, — там он делал домашнее задание. Вот как можно найти смысл: просить его у Бога, и Он его покажет нам.

Рейтинг: 10 Голосов: 277 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Петре Цуця (1902–1991) — румынский экономист и мыслитель, отбывший в заключении 16 лет за участие в легионерском движении.

[2] В рус. пер.: «Нет у меня болезнующего сердца, чтобы взыскать Тебя; нет у меня ни покаяния, ни сокрушения, которыми вводятся чада в собственное свое наследие. Нет у меня, Владыка, утешительных слез. Омрачился ум мой делами житейскими и не имеет сил с болезнию возвести к Тебе взор. Охладело сердце мое от множества искушений и не может согреться слезами любви к Тебе» (Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 68).

[3] Имеются в виду слова: «Божественное Тело и обожает мя и питает: обожает дух, ум же питает странно».

[4] Имеется в виду архиепископ Сучавский и Рэдэуцский Пимен (Зайня; 1929–2020).

[5] Священник Дмитрий Бежан (1909–1995) был капелланом, попал в плен под Сталинградом в 1942-м г. и до 1948-м г. пробыл в советских лагерях, после чего был возвращен на родину и заключен в румынскую тюрьму, из которой вышел в 1964-м г. по всеобщей амнистии политзаключенных.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Зинаида Пейкова

Новые материалы

Выбор читателей

×