Как изображали мучеников в древней Церкви? Что менялось со временем и для чего нужны расширенные подписи на иконах? Мы продолжаем цикл бесед о православной иконографии с архимандритом Лукой (Головковым), деканом иконописного факультета Московской духовной академии.
– Давайте начнем с истории, со времен, когда только стала складываться иконография мучеников.
Надписания в древности всегда были очень краткими – только имя
– Первые известные нам изображения мучеников датируются не ранее чем IV веком. Скорее всего, они были и ранее, просто не дошли до нас. Как и иконы раннего периода, даже IV века: святые отцы IV века пишут о чудесах, происходящих от икон мучеников. К этому времени уже есть изображения святых в росписях и мозаиках храмов (мучеников в том числе), уже появляются надписи, поскольку без надписей порой сложно опознать, кто есть кто. Надписания в древности всегда были очень краткими – только имя. По древнейшей иконографии сложно опознать, что святой перед нами – мученик. Мученики изображаются как большинство святых новозаветных, ветхозаветных – просто облаченными в хитон, гиматий и сандалии. Никаких атрибутов больше нет.
Нередко в изображениях V–VI веков мученики, как и другие святые, могут изображаться с венками в руках – венками, которыми они увенчаны в Царствии Небесном. Примерно в это же время у мучеников в руках появляется крест. Он становится не то чтобы обязательным атрибутом, но встречается довольно часто.
Христос, апп. Петр и Павел, 4 мученика. Росписи катакомб Петра и Марцеллины. IV в.
Богородица с вмчч. Феодором и Георгием. Синай кон. VI – нач. VII в.
– Как часто встречаются атрибуты конкретных мучеников? Скажем, в той же базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне в шествии мучениц мученица Агния (Агнесса) Римская изображается с ягненком – это характерный элемент ее иконографии…
– Для православного искусства не было характерно увлечение атрибутикой при изображении святых. Хотя нечто важное для жизни святого всегда отмечалось. Так, у мучеников Сергия и Вакха, начиная с древнейшего изображения VI века, на шее изображаются гривны – особенные украшения, которые указывали о приближенности носивших их к императору. В житии мучеников мы читаем, что, начиная их наказание, гонители первым делом сняли с них гривны.
Мученики могут изображаться не только в хитоне, гиматии и сандалиях, но и в одеяниях высокого достоинства – как придворные Небесного Царя. Иногда такие одеяния могут указывать на то, что мученики были знатного происхождения, как те же мученики Сергий и Вакх или мученицы-царевны. В мозаиках ротонды IV века великомученика Георгия в Салониках мучеников показали в богатых одеждах с дорогими нашивками и в сапожках.
Мч. Евкарпий Никомидийский. Церковь св. Георгия. Салоники, IV в.
Мчч. Сергий и Вакх. VI в. Происходит из монастыря святой Екатерины на Синае. Привезены епископом Порфирием (Успенским) в музей КДА. Музей Варвары и Богдана Ханенко. Киев
– То есть в ранних памятниках сложно определить, не зная историю и прочее, что перед нами именно святой мученик?
– Да, необходимо знать житие, чтобы понять, кто перед нами. После периода иконоборчества идет формирование иконографии, которая в итоге станет общепринятой. Почти всегда мученики-миряне изображаются с крестами в руках, хотя, опять же, изображения крестов могут быть и не у мучеников (например, у равноапостольных Константина и Елены). С крестами могут изображаться преподобные (а не только преподобномученики) – как знак того, что они всю жизнь свою распинают ради Христа. Изображение преподобных с крестами не характерно для Руси, в отличие от Византии. Поскольку крест – не безусловный атрибут мученичества, также нужно знать житие конкретных святых.
Икона – это тоже прославление святого, и на богослужениях читались краткие жития, напоминавшие о подвиге конкретного святого. Если человек ходил в храм регулярно, он помнил многих святых, и ему еще раз напоминали о них и службой, и чтением краткого жития, и изображением. Поэтому в Церкви кроме изображения отдельных святых (и на иконах, и в росписях) существует практика минейных изображений – изображений святых на каждый день. Они встречаются на иконах, начиная, по крайней мере, с XII века, а в настенных росписях и миниатюрах присутствуют с X века. Так, в Новгороде, в церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря, есть росписи XV века с изображением святых на каждый день.
Церковь Симеона Богоприимца Зверина монастыря, XV в.
– Когда надписи становятся более подробными?
Начиная с VI века появляются надписи «святой (имярек)»
– Начиная с VI века появляются надписи «святой (имярек)». Подписи «святой мученик» появляются достаточно поздно – примерно начиная с XVI–XVII веков…
– Расскажите, как профессия, служение мученика отражается в иконографии.
– После иконоборчества появляются изображения святых мучеников-воинов. Может быть, прославление воинского служения имело место и раньше, но сведений об этом у нас нет. Мученик мог быть воином и в языческом войске, но он храбро защищал свое Отечество, поэтому его порой могли изображать в воинском одеянии. Причем имеет место вариативность. Одного и того же святого можно увидеть изображенным просто в хитоне и гиматии, в знатных одеждах, в воинском одеянии…
Вмч. Георгий: Минея – Ноябрь (фрагмент). Начало XVII в. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии
Позднее, уже в подробном, развернутом иконостасе, мученики нередко завершают с двух сторон деисусный ряд. В этом случае мученики-воины изображаются не в воинском облачении: они уже предстоят на Страшном Суде Господу, молятся за нас, за нашу участь, и воинское служение здесь уже не актуально. В местном ряде иконостаса в моленном образе святой воин может изображается в воинских одеждах. Из самых известных примеров – великомученик Георгий, великомученик Димитрий. Вообще, у нас целый ряд мучеников-воинов, среди которых и полководец Евстафий Плакида. Причем в Церкви именованием порой подчеркивалось не только само воинское служение (например, Иоанн Воин), но и особенное положения святого в войске – Стратилат. Кстати, у нас праведного (не мученика) Феодора Ушакова именуют воином, но это не совсем правильно, ведь он – не простой воин, а полководец, и правильнее его именовать Адмиралом.
– Мученики-воины изображаются порой на конях. С какого времени появились такие изводы?
– Мы знаем такие примеры с XIII–XIV веков. Великомученика Георгия часто изображают на коне, а сегодня – порой и великомученика Димитрия. И не только их. Например, существует икона XVI века «Благословенно воинство Небесного Царя», где реальному русскому воинству помогает Небесное воинство, где многие святые воины-мучники показываются на конях. В Румынии существует чем-то похожее изображение Небесных войск.
Мчч. Флор и Лавр. Новгород. 1460-е – 1470-е гг.
У воинов-мучеников, кстати, на иконах и в росписях могут изображаться кольчуга, щит, меч, копье, но почти никогда нет головного убора. Как особый пример, есть икона, где у великомученика Димитрия изображен отброшенный назад шлем. Интересно, что великомученик Меркурий почти всегда изображается с воинским головным убором – так сложилась его иконография.
Вмч. Меркурий. Фреска монастыря Дечаны, ок. 1347 г.
– Вы затронули вопрос изображения в раннехристианском искусстве мучеников знатного происхождения. А как в дальнейшем в иконографии уделялось внимание сословному происхождению?
– Мученики принадлежали к разным сословиям, и, конечно же, это отражается в иконографии. Среди них есть и простые люди, и князья… И в более позднее время богатая одежда указывает на знатный социальный статус мученика. Так Церковь подчеркивала, что, несмотря на особенное положение в обществе, святой всем пренебрег, чтобы послужить Христу. Ради Христа он не только пожертвовал своим богатством, но и жизнью.
Иногда в иконографии отражаются и национальные одежды мучеников
Иногда в иконографии отражаются и национальные одежды мучеников. К примеру, святые из Персии всегда показываются в особенных одеждах. Так, по-особенному изображаются святые мученики Мануил, Савел и Исмаил, ветхозаветные три отрока в пещи, великомученик Иаков Персиянин. Так Церковь стремится напомнить о месте подвига святых.
Мчч. Косма и Дамиан Аравийские. Фреска монастыря Дечаны, ок. 1347 г.
Свиток и крест
– Расскажите про изображение святых мучениц.
– Они обычно изображаются в одежде вроде туники и мафория Богородицы, порой подчеркивается и знатное происхождение святых жен. Так, великомученицу Екатерину мы всегда видим в богатых одеждах с короной на голове.
Но по богатым красивым одеяниям не всегда можно судить о сословном происхождение. Мученица прославлена в Царствии Небесном, как она жила на земле может и не быть отражено на иконе. В базилике Равенны VI века мы видим шествие мучениц, которое уже упоминалось. Все мученицы в одинаковых прекрасных одеждах, хотя при жизни все они были очень разного положения в обществе. Этот момент как раз больше характерен для западной части христианского церковного искусства.
– Итак, в руках у мучеников может быть крест, в ранних памятниках – венок. А еще?
– Достаточно в позднее время в руках у мучеников и мучениц может изображаться свиток или кодекс, где указывается, за что они пострадали. Мы знаем много икон XVI века, особенно великомученицы Параскева, в руках со свитком, на котором – Символ веры, ведь Параскева пострадала за веру в единого Бога.
Вмц. Параскева с житием. XVI в. Музей-заповедник «Дмитровский кремль»
Вмц. Параскева Пятница. Русский Север. Начало XVI в. ГИМ
Однако нельзя говорить, что ранее подобного не было совсем. Еще в миланских мозаиках V века мы видим у мучеников книгу с надписями.
– Какую роль играет цвет в иконах мучеников?
– Какая-то деталь одежды (например, плащ) может быть у мученика красного цвета, но все-таки красный цвет – не обязательный атрибут. В иконографии конкретных святых есть те или иные цвета, которые чаще имеют место быть при изображении этих святых. Иногда цвета могут быть вариативными. Например, нижняя одежда теплых оттенков, а верхняя – холодных. Или наоборот. Чем более почитаемый святой, тем у него складывается более стабильная традиция цвета одежд.
– Мы в основном говорили про иконографию мирян. А какие особенности есть в иконографии преподобномучеников и священномучеников?
Какая-то деталь одежды может быть у мученика красного цвета, но все-таки красный цвет – не обязательный атрибут
– Чаще всего они изображаются в своих одеждах – преподобнических, священнических, в одеяниях святителя, диакона. При этом у них гораздо реже в руках встречается крест как атрибут мученичества. Особенно у святителей и священников. Хотя есть немногочисленные примеры, где это имеет место. А вот сегодня мы в большинстве случаем можем увидеть крест в руках новомучеников. Тем самым подчеркивается факт мученичества.
Мчч. Мина, Ермоген и Евграф. Греция, XV (?) в. Монастырь Ватопед
Сщмч. Василий Сыпановский. Алешин А.В. Фреска собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г.
Мч. Исавр. Фреска монастыря Водоча. Северная Македония. 1-я пол. XI в.
Прп. Леонтий Михайловский. иеромонах Никифор (Исаков). Троице-Сергиева лавра. Ок. 2006 г.
Если говорить о Древней Церкви, то были и свои исключения в изображении одеяний. Например, мученики Мина, Ермоген и Евграф. Ермоген сначала был мучителем Мины, но потом уверовал и пострадал вместе с ним, но по времени это было достаточно протяженно, так что Ермоген успел не только уверовать, но и быть рукоположенным в епископы Александрийские. Но он обычно изображается как мученик, в обычных одеждах того времени, потому что мы ничего не знаем о его святительстве. Но все-таки существуют редкие изображения Ермогена (XIV века, например), когда он изображается в святительских одеждах. То есть Церкви важно было подчеркнуть его мученичество. Тем более тогда, в раннее время, гонителям было неважно, священник человек или нет. Для них был значим сам факт исповедания Христа, за который нужно было наказать. То же самое мы видим в изображении мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста Севастийских. Евстратий – глава этих мучеников, а Авксентий был священником, но мы так же ничего не знаем о его священническом служении, и сложилась практика, неизменная до XIX века, изображать его как одного из мучеников, в таких же, как у других, одеяниях.
Мчч. Мардарий, Евгений, Евстратий, Авксентий, Орест. 2-я пол. XIV в. Монастырь Хиландар
В XX же веке и раньше епископов и священников мучили именно потому, что они облечены в сан. Отречение от сана могло в прошлом веке дать человеку шанс на спасение. Он по своему положению – глава общины и поэтому был мучим. И, конечно же, изображать его нужно в епископском, священническом облачении.
– Новомучеников – светских людей, пострадавших за Христа, – следует изображать в одежде, которую носили в 1920–1930-е годы?
– Здесь перед иконописцами стоит непростая задача. Да, в какой-то мере нужно показать и индивидуальные особенности, возможно, и время, в которое пострадал новомученик, также подчеркнуть его служение. В то же время икона часто выше истории и не спускается до каких-то мелких деталей.
Хотя запоминающиеся детали жизни святого могут упоминаться в иконе. Например, посмотрим житие мученика Маманта, прожившего долгую жизнь и бывшего пустынником. Когда он был пустынником, власти хотели взять с него налог, хотя у святого ничего не было, кроме овечки. И вот он взял эту овечку, сел на пробегавшего рядом льва и приехал туда, куда велели те, кто требовал налог. Те, конечно, испугались и попросили его скорее уехать обратно. Этот момент очень запоминающийся, и потому святой нередко изображается на льве и с овечкой в руках, иногда бывает безо льва, но с овечкой.
Мч. Мамант. Византийский музей в г. Пафос, Кипр
– Что вам кажется важным при изображении новомучеников современными иконописцами?
– Например, если говорить об изображении Царской семьи, некоторые считают, что святого царя нужно показать в том облике, в котором он прожил последний год жизни. Но это, конечно же, неправильно, потому что мы его прославляем не просто как бывшего полковника, жителя России, а как царя, царственного страстотерпца. Поэтому, конечно же, страстотерпца царя Николая II нужно изображать в царских одеждах. Но тут тоже может быть вариативность – в каких царских одеждах: в коронационных или в древнерусских? Мне кажется, что второй вариант более правилен, поскольку для самого святого это был некий идеал.
Св. Николай Император. Узлова Л.С. Сергиев Посад, 2005 г.
Многие священномученики долгие-долгие годы провели в тюрьмах. В каких одеяниях их изображать? Например, священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, совсем недолго был епископом, большую часть жизни он был мирянином и значительную часть жизни после принятия сына провел в тюрьме, где он, конечно, не мог носить облачения. Но для нас он, конечно же, прежде всего, епископ, предстоятель Русской Церкви, и изображать его нужно в полном облачении. Или святитель Иларион Верейский. Последние годы он провел в лагере, а перед кончиной его обрили.
Свт. Иларион. Н.В. Пирогова. Икона. Сергиев Посад, ок. 2000 г. Верея, Московская обл.
Это очень сложная задача – языком иконы создать портретно-узнаваемый образ святого
В отношении святых того времени, конечно же, важна и узнаваемость, ведь мы очень многих святых знаем по фотографиям, по портретам. Если святой, которого много раз видели на фотографиях, не узнается, это будет для молящегося препятствием соединить образ с первообразом. Это очень сложная задача – языком иконы создать портретно-узнаваемый образ святого.
– Нужно ли делать более пространными подписи на иконах, на ваш взгляд?
– Начиная с середины XVI века в русском искусстве иконы подписываются длинными текстами, но сейчас, как и в древности, чаще всего мы видим надписание, показывающее, что перед нами святой, мученик, возможно место, где он пострадал. Но в отношении святых Нового времени пока еще не все доработано, ведь есть же решение Архиерейского Собора 2011 года о том, чтобы продумать святым возможность именования, «в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии».
В древности чаще всего именовали по местности. Причем по-разному, чаще всего по главному городу: Московский, Новгородский, Кесарийский. Причем даже если святой подвизался не в самом городе, а в окрестностях. Также может быть именование и по какому-то небольшому месту. Так, например, преподобный Димитрий Прилуцкий именуется так, поскольку он основал монастырь на излучине реки. Наименование может быть дано по тому месту, где святой пострадал или родился. Преподобный Антоний Новгородский – Римлянин, поскольку он из Рима, хотя мы ничего не знаем о его жизни в Риме.
Также именовали и по подвигу, по роду занятий. Мы знаем Филарета Милостивого, то есть именование дано точно не по местности. Новомученица Татьяна Гримблит тоже могла быть именована как Милостивая, потому что это и есть ее подвиг. Она служила заключенным на свободе и, оказавшись сама в заключении, так же погребала и оплакивала их… Для иконы новомученика Евгения Боткина Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2016 года благословлено именование Врач, ведь она показывает его служение. Есть в Церкви и другие особенности именования святых, но это отдельная достаточно большая тема.
Мц. Татьяна. Мон. Александра (Певцова). Сергиев Посад, 2023 г.
Мч. Евгений. А. и М. Смагины. Сергиев Посад, 2018 г.
– Мученики и страстотерпцы: здесь в иконографии есть какие-то нюансы?
– Нет. Если говорить о древней практике, то названные два лика святости не очень различались, поскольку у нас в Церкви нет лика страстотерпцев как такового, есть лик мучеников. Страстотерпцы, которые, как Борис и Глеб, пострадали не за имя Христа, но ради правды Божией, именуются в службе и страстотерпцами, и мучениками. И наоборот, некоторые мученики именуются за богослужением и страстотерпцами, ведь они терпели страсти за Христа.
– Получается, человеку, которые смотрит и на современную икону в храме, все равно нужно знать жития святых, чтобы понять, кто изображен на иконе?
– Конечно. Да, глядя на современную икону, можно во многих случаях узнать по подписи, что святой – мученик, но, опять же, не всегда. И крест в руках мучеников сегодня изображается часто, но не всегда. Великомученика Георгия Победоносца, например, принято изображать на коне, с копьем.
Человек, знающий жития, будет лучше «читать» иконы
Так что жития наиболее почитаемых святых необходимо знать. Жития святых всегда были одним из самых любимых домашних чтений с раннего детства. Став взрослым христианином, человек, знающий жития, будет лучше «читать» иконы. Может быть, чтобы ребенку было интересно, следует выбирать жития, ярко описывающие жизнь святого. Помню с детства, как мама читала жития, и особое впечатление на меня произвело житие великомученика Евстафия Плакиды.