На подъезде к Газиместану – наша колонна, не такая длинная, как это было в прежнее время. Косовская полиция не пропускает автомобили – только автобусы. До памятника идем пешком. Солнце яркое: палит, но не плавит, как обычно у нас летом. Видовдан чувствуется в прохладном ветерке по всему Косову полю – в этом благом ветре ты кожей чувствуешь, что здесь происходило 635 лет назад самое главное сербское сражение – сражение за Царство Небесное.
У ворот (КПП!) нас обыскивают: «Всё сербское должно быть оставлено! Нельзя!» Проходим. Несколько сотен молящихся, впереди наши митрополиты Иоанникий и Феодосий, епископы, монашество, батюшки. Тишина, слышится треск восковых свечей, дивный запах воска сливается с полевым ароматом. Люди крестятся – идет поминание всех павших на Косовом поле воинов. Павших, как и святой князь Лазарь, не столько за земное, сколько за Небесное Отечество. Тихая служба – громкие вздохи.
Митрополит говорит, что христиане не потеряли Косово, об этом и речи нет в церковном народе
Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий ободряет пришедших на поминальную молитву сербов: Косово, по словам владыки, потеряно только для тех, кто сам потерялся – во времени, пространстве и в вере. Митрополит говорит: христиане не потеряли Косово, об этом и речи нет в церковном народе.
– Православный сербский народ, где бы ни жили сербы сейчас, находится рядом с косовскими сербами. Впрочем, это касается, думаю, всех православных – братья и сестры с нами, мы не одни. Почему? Потому что здесь, в Косово и Метохии, защищается, борется Православие. Постоянно твердят о всё новых подписанных «соглашениях по Косову», но самое главное соглашение было подписано святым сербским князем Лазарем в 1389 году, Милошем Обиличем и их соратниками-мучениками, о которых мы молимся и будем молиться.
Атмосфера действительно братская – теплая, как этот летний день, но не такая жаркая, как раньше. Странно. Нас мало, мы не шумим. Кто-то начинает песню, но она быстро угасает. Больше всего сербов из Черногории, поменьше из центральной Сербии, из Косово и Метохии – меньше всех. Из чиновников – ни одного.
Полиции не очень много, но по периметру Косова поля стоят спецназовцы и жандармы. Медленно облетают поле военные вертолеты.
Воск тает от огня и солнца. Над Косовом полем аромат ладана. Развевается знамя с вышитым крестом – как тогда, при князе Лазаре. Видовдан, день Косовской битвы, – напоминание сербам об их крестном пути, о жертве за Христа, верности Ему. Поэтому и святого Лазаря сербы называют не князем, а царем – он показал нам пример следования за Христом в подлинное Царство, а не земное. Отказаться от своего небесного Отечества значит отречься от Христа – вот, думаю, то, что сербы должны помнить вслед за святым Лазарем. Мы будем помнить. И детей и внуков научим.