Тихая служба на Видовдан 2024

Заметки из Косово и Метохии

На подъезде к Газиместану – наша колонна, не такая длинная, как это было в прежнее время. Косовская полиция не пропускает автомобили – только автобусы. До памятника идем пешком. Солнце яркое: палит, но не плавит, как обычно у нас летом. Видовдан чувствуется в прохладном ветерке по всему Косову полю – в этом благом ветре ты кожей чувствуешь, что здесь происходило 635 лет назад самое главное сербское сражение – сражение за Царство Небесное.

У ворот (КПП!) нас обыскивают: «Всё сербское должно быть оставлено! Нельзя!» Проходим. Несколько сотен молящихся, впереди наши митрополиты Иоанникий и Феодосий, епископы, монашество, батюшки. Тишина, слышится треск восковых свечей, дивный запах воска сливается с полевым ароматом. Люди крестятся – идет поминание всех павших на Косовом поле воинов. Павших, как и святой князь Лазарь, не столько за земное, сколько за Небесное Отечество. Тихая служба – громкие вздохи.

Косовский завет царя Лазаря Косовский завет царя Лазаря

Митрополит говорит, что христиане не потеряли Косово, об этом и речи нет в церковном народе

Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий ободряет пришедших на поминальную молитву сербов: Косово, по словам владыки, потеряно только для тех, кто сам потерялся – во времени, пространстве и в вере. Митрополит говорит: христиане не потеряли Косово, об этом и речи нет в церковном народе.

– Православный сербский народ, где бы ни жили сербы сейчас, находится рядом с косовскими сербами. Впрочем, это касается, думаю, всех православных – братья и сестры с нами, мы не одни. Почему? Потому что здесь, в Косово и Метохии, защищается, борется Православие. Постоянно твердят о всё новых подписанных «соглашениях по Косову», но самое главное соглашение было подписано святым сербским князем Лазарем в 1389 году, Милошем Обиличем и их соратниками-мучениками, о которых мы молимся и будем молиться.

Атмосфера действительно братская – теплая, как этот летний день, но не такая жаркая, как раньше. Странно. Нас мало, мы не шумим. Кто-то начинает песню, но она быстро угасает. Больше всего сербов из Черногории, поменьше из центральной Сербии, из Косово и Метохии – меньше всех. Из чиновников – ни одного.

Полиции не очень много, но по периметру Косова поля стоят спецназовцы и жандармы. Медленно облетают поле военные вертолеты.

Косово поле, место битвы Косово поле, место битвы

Воск тает от огня и солнца. Над Косовом полем аромат ладана. Развевается знамя с вышитым крестом – как тогда, при князе Лазаре. Видовдан, день Косовской битвы, – напоминание сербам об их крестном пути, о жертве за Христа, верности Ему. Поэтому и святого Лазаря сербы называют не князем, а царем – он показал нам пример следования за Христом в подлинное Царство, а не земное. Отказаться от своего небесного Отечества значит отречься от Христа – вот, думаю, то, что сербы должны помнить вслед за святым Лазарем. Мы будем помнить. И детей и внуков научим.

Мария Васич, благотворительная организация «Косовское Поморавье»
Подготовил Петр Давыдов

2 июля 2024 г.

P. S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

  • по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202 2014 2978 2747 (получатель: Петр Михайлович Д.);
  • через PayPal: paypal.me/kosovskopomoravlje
  • Обязательна пометка: «Помощь Косово».
Смотри также
Наша свобода не подчиняется их границам Наша свобода не подчиняется их границам
Видовдан на Косовом поле
Наша свобода не подчиняется их границам Наша свобода не подчиняется их границам
Видовдан на Косовом поле
Мария Васич
Я уверена: тем, кто ненавидит, тяжелее, чем нам, потому что быть рабом ненависти гораздо страшнее, чем в тюрьме петь о любви.
«Вот теперь я точно из Косово никуда не уеду!» «Вот теперь я точно из Косово никуда не уеду!»
Мария Петрович
«Вот теперь я точно из Косово никуда не уеду!» «Вот теперь я точно из Косово никуда не уеду!»,
или Об особенностях празднования годовщины Косовской битвы

Мария Петрович
Невозможно представить серба, который оставался бы равнодушным к этому дню земного поражения, но небесной победы.
Портрет сербской знати XIV–XV вв. Портрет сербской знати XIV–XV вв.
Диак. Владимир Василик
Портрет сербской знати XIV–XV вв. «Прежде верен. А теперь неверен»
К социально-психологическому портрету сербской знати XIV–XV веков
Диакон Владимир Василик
И всё же нельзя безоговорочно утверждать, что сербская знать была поражена вирусом измены и в ней отсутствовало жертвенное начало. Косовская битва свидетельствует об обратном.
Комментарии
Петр 2 июля 2024, 22:11
С благодарностью молимся о вас, дорогие Сергей, Инна, Виктор, Руслан, Вера, Алексей, Наталья, Елена, Александр, Игорь, Виктор, Татьяна, Анна, Наталья, Эдуард, Вера, неизвестный благотворитель, Николай, Алла, Антон, Алексей, Виталий, Андрей, Юлия, Жанна, Вадим, Наталья, Наталья, Андрей, Светлана, Наталия, Артем и все неравнодушные братья и сестры. Спаси вас Христос!
Евгений 2 июля 2024, 15:27
Держитесь ,братия Сербы. Правда ,а значит ,и Господь с вами. Молимся за вас
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×