Жара невероятная, сложно дышать. Каково же было тем воинам в их доспехах тогда, на Косовом поле. Звон Грачаницы, стая птиц в небе над полем былой битвы, молитва и кресты. Видовдан. День Косовской битвы. Все православные собираются на поле – идут стезями героев прошлых времен. Косово живо и сегодня. Не просто живо – оно сияет тем светом, который светит над этой землей с тех пор, как здесь перед своей мученической и славной кончиной причастились князь Лазарь и его витязи в 1389-м году.
Видовдан, день памяти святого мученика Вита, – самый большой сербский праздник. В этот день здесь, в Косово, сербский народ сделал свой заветный выбор: Царство Небесное важнее царства земного.
По всему краю служится литургия. Патриах Сербский Порфирий и архиереи Сербской Церкви вместе с тысячами людей служат в монастыре Грачаница. Потом служится заупокойная лития по нашим павшим героям – как и всегда.
«Видовдан – это наши очи. Святой князь Лазарь – наши уши. Святыни Косово и Метохии – наш разум», – говорит патриарх Порфирий.
В Прилепце, месте, где родился князь Лазарь, также служится лития. Народ, остающийся здесь несмотря на все испытания и унижения, фактически идет тем же путем, который выбрал святой князь. Недавно в оставшихся сербских школах дети писали сочинение на тему «Как я расту». В одном из них читаем:
«Постоянные спутники моего взросления – страх и неизвестность. Часто я спрашивал себя, как живут мои сверстники в Нише, Белграде, Новом Саде. Мне эти города даже снились, очень хотел жить там, в остальной Сербии. А что здесь? Просыпаюсь и понимаю, что живу в селе Грнчар, в Косово и Метохии. Но вместо слез у меня улыбка, а на сердце все-таки радость…Да-да: я в своем доме, над домом мои горы, а над всем этим синее небо – это мой настоящий кров. В этой синеве я живу все 14 лет и никуда отсюда не уйду, не уеду, как и мои родители. Нет, я никакой не герой, я обычный ребенок, подросток. Но знаю твердо: пока есть мы, православные сербы, будет и Косово».
Торжество идет на жарком солнце Видовдана: самая нарядная одежда, старинные песни и гимны, дивный аромат цветов и ладана. Для сербов это обычно: когда тяжелее всего, они поют, радуются и молятся. Многим непонятно, но мы вот такие, уж извините. Мы будем петь!
Вокруг полиция «независимого Косова», пристально всматривающаяся в нас: любой «неправильный» взгляд в их сторону, не тот тон, не то слово вызывают мгновенную реакцию. В Газиместане схватили парня из Белграда, в течение целого дня в Гораждевце шли обыски под набдуманным предлогом, на «границе» задержали фольклорный ансамбль из столицы, а министра просвещения просто не пустили в край… Сербы не могут попасть в Сербию.
На Видовдан это особенно заметно: вокруг нас стена ненависти. Но видно и другое: наша песня выше любой стены, а наша молитва разрушает ее. Я уверена: тем, кто ненавидит, тяжелее, чем нам, потому что быть рабом ненависти гораздо страшнее, чем в тюрьме петь о любви. В этот день, хоть на минутку, можно почувствовать, что Косово будет свободным – потому что причастилось, потому что объединилось и потому что наша свобода не подчиняется их границам.