Православный календарьПравославный календарь
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».

«О, если б знал, что так бывает…»

Монолог 2-й. На могиле брата

Алексей Солоницын у могилы своего брата Анатолия, актера Алексей Солоницын у могилы своего брата Анатолия, актера

Не удивительно, что все эти пять дней в Москве я снова и снова возвращался мыслями к своему старшему брату. Ведь главная цель моей поездки была прибыть на открытие выставки, ему посвященной. Но до ее открытия со мной произошло еще несколько памятных событий, о которых и веду речь. Конечно, я твердо знал, что без молитвы у могилы Анатолия не уеду из Москвы. Наша поездка на Ваганьковское всё переносилась и переносилась, и я уже начал сильно беспокоиться. Но, наконец, нашлось время, и вот мы стоим с отцом Артемием у невысокого памятника, где нас встречает монах из белого мрамора, похожий на тоненькую свечу, зажженную мной сорок лет назад.

К юбилейной дате отца Лариса изрядно потрудилась, обновив надгробие, да и всю могилу: всё приведено в идеальный порядок. И пока отец Артемий своим красивым, звучным голосом поет «Вечную память» рабу Божьему Анатолию, я, прежде чем подключиться к поминальной молитве, посылаю в небеса сердечные слова благодарности рабе Божьей Ларисе за ее память о своем родителе и прошу Господа о ее «здравии на многая лета и во всем благое поспешение».

Я твердо знал, что без молитвы у могилы Анатолия не уеду из Москвы

Отец Артемий оканчивает молитву.

Оставляет меня одного, понимая, что мне надо побыть с братом наедине.

– Здравствуй, Толенька, здравствуй, дорогой мой, – говорю я про себя. – Слава Богу, довелось снова встретиться с тобой. Уже не во сне, а вот здесь, где ты рядом. И можно с тобой поговорить – ведь у Бога все живы, значит, и ты живой, хотя и лежишь в земле сырой. Знаешь, как-то странно, что я уже старик, почти вдвое старше тебя, а ведь ты мой старший брат! Книга моя так и называется – «Повесть о старшем брате». Вышла уже шестым изданием. Значит, востребованность есть. Не подумай, что я хвастаюсь. Мне некоторые «товарищи по писательскому цеху» (косвенно, конечно, за спиной) говорят, что я-де «примазываюсь» к твоему имени. А того не понимают, что написал я потому, что наша жизнь шла нераздельно с детских лет и до твоего ухода в 47. Что и когда ты стал профессиональным актером, стал сниматься в кино, да не у кого-нибудь, а у Андрея Тарковского, ты вызывал меня к себе, потому что надо было посоветоваться с самым близким человеком, который поймет тебя и поможет.

Мы с тобой были как сообщающиеся сосуды, не так ли? То ты был впереди, то я. Ведь когда ты трижды проваливался на вступительных экзаменах в злосчастный ГИТИС, я уже был студентом второго курса журфака Уральского университета, потому что поступил сразу, в семнадцать лет. Вызвал тебя телеграммой в Свердловск, где осенью открылась театральная студия, и ты прямиком из Москвы, где раздумывал, куда же тебе теперь деться после третьего провала, приехал ко мне и поступил, наконец, в заветное театральное училище.

Наша жизнь шла нераздельно с детских лет и до твоего ухода в 47

Я тогда оказался впереди, натаскивал тебя в поэзии Серебряного века и современных «шестидесятников».

Но уже через год ты опять был впряди, потому что каждый вечер, ложась спать, выучивал по стихотворению – тренировал память. И вытренировал ее до виртуозности – так, что потом, когда мы организовали «Вечер забытых поэтов», ты огорошил всех: сказал, что готов прочитать любое названное стихотворение. И ни разу не споткнулся. Потому что знал, что любят и что «на слуху» у «знатоков поэзии» – по преимуществу наших студентов.

А когда мы были школьниками, у вас, выпускников, сложилась чудесная компания. Я учился в восьмом классе, был «маленьким», разница в этом возрасте всегда считается слишком значительной. Но ты сделал всё для того, чтобы и я оказался в вашей компании, и я был счастлив находиться вместе с вами, где Славка Киселев играл на аккордеоне, Жека Альбанский смешно пародировал знаменитостей – все были одаренными ребятами.

У Жеки (Жени) по праздникам собирались и потанцевать с девчатами – отец его был архитектором, построил себе дом, где нам разрешалось отмечать праздники.

И ты опекал меня, натаскивал в чтении стихов, учил танцевать вальс-бостон и танго по-аргентински – «с выходами».

Я почему вспомнил о поэзии, Толя. Потому что думал о том, что же сказать на открытии выставки, посвященной тебе. И, знаешь, вспомнил Пастернака:

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

Именно так. Потому что «строчки с кровью» – это ведь образ не только поэтического творчества, когда о сокровенном, выстраданном говорится так, что душа надрывается и слезы текут из глаз.

Но и о творчестве актерском, где тоже требуется такая же самоотдача, такое же самопожертвование.

Мы, конечно, не знали тогда, что «строчки» могут убить. Да и знал ли об этом сам поэт? Стих написан в 1932 году, я посмотрел. А великие стихотворные строки из приложения к «Доктору Живаго» убили его в прямом смысле в 1958-м, когда началась всесоюзная травля поэта.

Конечно, ты не знал, что, попав в киногруппу «Андрей Рублев», испытав счастье и, может быть, самую большую радость в жизни, жить тебе придется всего 47 лет. Сыграть в кино ровно 47 ролей. Что в кино тебе придется прослужить всего лишь 18 лет.

Но если б даже знал, разве бы отказался от этого выбора? К тому же, если бы тебе еще сказали вдобавок, что заветный для любого актера Гамлет будет твоей последней театральной ролью.

Но вернемся к Борису Леонидовичу – ведь «Гамлета» Андрей Тарковский ставил в его переводе.

Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Вот мы уже и напрямую обращаемся к театральной судьбе – твоей в том числе, дорогой мой Толя.

Ты понимал профессию актера не как «аленделоны» и прочие западные красавцы, которые везде, во всех фильмах, одни и те же, со «своим лицом», которые любую роль приспосабливают «под себя», любимого.

Ты был актер русской школы, «школы переживания», которая требует перевоплощения, создания образа той эпохи и того времени, которые описаны драматургом.

И здесь никак не обойтись «читкой с актера». Требуется «полная гибель всерьез».

Конечно, надо уметь «выйти из образа».

Смотреть на себя как бы «со стороны».

Но душевные силы-то при этом затрачиваются! Да еще какие!

Об этом мы с тобою говорил не один раз, дорогой мой.

Но ведь прав, тысячу раз прав Борис Леонидович, который заканчивает свое знаменитое стихотворение так:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Эти стоки – как формула самого высокого творчества.

Почва – родная земля, народ, Родина.

Судьба – это твой путь, твои страдания и всё, что вложил Господь в твою душу.

Вот о чем я хочу сказать, дорогой мой, когда дадут мне слово на открытии выставки.

Одобряешь?

Ну, ладно.

Теперь несколько слов о быте.

Да, старость. Не Рим, конечно, как в стихе, а Самара, которая стала мне родной. Живу здесь уже ровно пятьдесят лет, стараюсь досказать то, что не успели сказать вы. Конечно, в меру своих сил и способностей. Про свои книги я уже тебе говорил немного в прошлый раз – не буду повторяться.

Но вот что я не сказал тебе, а сейчас скажу.

Над дверью своего кабинета я повесил портреты тех, чьи жизнь и творчество более всего повлияли на формирование моей души. Первый портрет – твой

Над дверью кабинета моего я повесил пять портретов – это те личности, чьи жизнь и творчество более всего повлияли на формирование моей души.

Первый портрет – твой, написанный за месяц до твоего ухода художником Шушкаловым, мужем киноведа Ольги Сурковой.

Второй портрет – Антона Павловича Чехова.

Третий –Федора Михайловича Достоевского.

Четвертый – Сергея Александровича Есенина.

Пятый – митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Он прослужил у нас в Самаре 25 лет, в Петербурге – всего пять последних лет своей жизни. Так получилось, что я написал о нем книгу, снял фильм, многажды встречался. И до сего дня считаю его своим духовным отцом, который и привел меня в Церковь.

Говорю это к тому, что, подводя итоги своей жизни, обнаружил, что ты стоишь на первом месте – как тот человек, который более всех других повлиял на мою душу, на мою судьбу.

Потому что с детских лет, когда Петька Браз заехал мне камнем между глаз в дворовой драке, ты выскочил из нашей квартирки, бросился на Петьку и так отдубасил его, что он едва ноги унес. А шишка между глаз у меня осталась до сего дня, и хорошо, что сросшиеся брови закрывают ее.

Помню, как я тонул, и ты выручил меня, когда переплывали Волгу с Зеленого острова под Саратовым, где у нас был огород.

Помню, как ты назвал меня «кусошником» и весело смеялся, прочитав один из школьных моих рассказов «Кусок жизни».

Помню, как ты радовался и обнимал меня, когда вышла моя первая книжечка рассказов «До завтра».

Помню наши шуточные и нешуточные потасовки, когда я чуть не лишил тебя глаза – я добыл настоящую рапиру, и мы фехтовали. То было во время нашего увлечения мушкетерами.

Помню и наши разговоры в юности, и споры в зрелые годы, и твое мне письмо, где ты написал: «Нет лучшей дружбы, чем братство».

Всё помню.

Ну, крепко обнимаю тебя, дорогой мой.

До скорой встречи.

(Продолжение следует.)

Алексей Солоницын

29 октября 2024 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 328 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Надежда29 октября 2024, 13:17
Трогательно... Анатолий Солоницын прекрасный, глубокий актёр...Царствие ему Небесное...
Читательница (Подмосковье)29 октября 2024, 12:28
Спасибо за теплые слова о великом русском писателе,знатоке человеческой души, Антоне Павловиче Чехове. Я подумала:"Чьи бы 5 портретов повесила я?" И затрудняюсь дать ответ. Ничто не было прочитано зря. Все, начиная с детских книг,оставило свой след в душе-тот или иной. Что-то она принимала,что-то отвергала, но сожаления о впустую потраченном времени нет.На понимании,"что такое хорошо и что такое плохо", что жизнь-это борьба добра и зла, и формируется душа человека. Есть,конечно, книги-потрясение,совершающие переворот в душе,разворачивающие жизнь на 180 град., но я не стала бы умалять роль других.Алексею Алексеевичу я желаю еще не раз побывать у могилы любимого писателя. Помоги, Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Алексей Солоницын

Новые материалы

Выбор читателей

×