Притча о богаче и Лазаре. Миниатюра «Золотого кодекса» из Эхтернаха. 1030-1050 гг. Фрагмент
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят
(Лк. 16, 19–31).
Притча о немилосердном богаче – это урок меры и воздержания. Она описывает скупость и разнузданность во всей их отвратительности.
Никто ничего не имеет против богатства, когда оно идет на помощь нищете, подает людям хлеб насущный, одежду и кров над головой, когда содействует культуре и цивилизации. Но все ополчаются против богатства, когда оно делается орудием господства и угнетения, причиной надменности и несправедливости, поводом к роскоши, лености и разврату.
Богач из притчи осужден потому, что его сердце было безучастным к отчаянной нужде нищего Лазаря
Богач из притчи осужден потому, что его сердце было безучастным к отчаянной нужде нищего Лазаря. С одной стороны, он был скупым, когда дело касалось несчастного человека, а с другой – расточительным, когда хотелось утолить свое чревоугодие.
Жадность ожесточает его сердце, расточительство обрекает душу на осуждение
«Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин», – говорит пословица. А другая пословица учит: «Когда в сердце живут золото и серебро, в дверь стучатся вера, любовь и надежда».
Скупые и расточительные богачи – это рабы своего ненасытимого чрева. После смерти их тела делаются пищей для червей, а души оказываются в осуждении адовом. Ибо «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24).
Мухи увязают в меду и подыхают в сетях паука, потому что им кажется, что те сверкают и манят, подобно золоту и серебру. Так же утопают и гибнут в меду мирских наслаждений и паутине собственной алчности ненасытные богачи. Умирают и подпадают осуждению, хотя могли очень легко сделать свои богатства источником спасения, утешения и блаженства…
У некоего мудреца было обыкновение после трапезы всегда грызть корочку хлеба, чтобы помнить о нищих. Богатым же людям следовало бы делать это до трапезы, чтобы никогда не садиться за стол, не утешив до этого Лазаря, лежащего у ворот в язвах.
Однако притча о немилосердном богаче описывает не только скупость и безнравственность, но и их последствия для жизни вечной. Притча показывает, что после смерти нищий Лазарь попадает на лоно Авраамово (в рай), а немилосердный богач – в место адских мучений. Один утешается, а другой терпит муки.
Жизнь не заканчивается смертью. Людям положено умереть, а после смерти ждет суд (ср. Евр. 9, 27) и жизнь вечная: рай или ад, небо или преисподняя. Слово Божие учит, что рай – это небесное Отечество (ср. Флп. 3, 20; Евр. 11, 14–16), город, ворота которого открыты (ср. Откр. 21, 25), царство, из которого бежали болезнь, печаль и воздыхание (ср. Ис. 35, 10); это место и состояние, в котором пребывают души праведников после смерти и после суда.
В раю праведники будут видеть Бога «лицом к лицу» (1 Кор. 13, 12), таким, «какой Он есть» (1 Ин. 3, 2); будут причастны благ вечных и радостей священных, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2, 9). Там «праведники воссияют, как солнце» (Мф. 13, 43): они больше не будут ни алкать, ни жаждать, и их не будет палить ни солнце, ни зной (ср. Откр. 7, 16). И отрет Бог всякую слезу с очей их (ср. Откр. 7, 17) и изымет из сердец их всякую боль. Для них явятся новое небо и новая земля, на которых будут царить справедливость, свет, радость, мир, любовь без границ и блаженство, не имеющее конца. Там, на небе, ангелы, святые, мученики и все праведники живут в общении любви и вечной славы (2 Тим. 2,10); там и мы всегда с Господом будем (ср. 1 Фес. 4, 17).
А ад – это место осуждения и состояние мучения, в котором пребывают грешники после смерти и суда. В Священном Писании он называется огнем неугасимым (ср. Мф. 3, 12), печью огненной, в которой будет плач и скрежет зубов (ср. Мф. 13, 50), огнем вечным, уготованным диаволу и ангелам его (ср. Мф. 25, 41). Туда попадают все беззаконники, все лживые пророки, все не записанные в «книге жизни» (ср. Отр. 19, 20; 13, 8; 17, 8).
Мучения грешников в аду, описанные в притче о немилосердном богаче, подобны терзаниям человека во сне и состоят в удаленности от Бога (ср. Мф. 25, 41; Лк. 13, 27), в лишенности благ, которых око не видело, в угрызениях совести, представленной в образе червя неумирающего и огня неугасающего (ср. Мк. 9, 43–44), в истязании демонами (ср. Мф. 25, 41), в муках, которые будут продолжаться день и ночь во веки веков (ср. Откр. 20, 10).
Нищий и праведный Лазарь попадает в рай; ненасытный и немилосердный богач попадает в ад.
Мог ли спастись богач? Конечно, да, если бы слушал Моисея и пророков, то есть слово Священного Писания. Любой богач может спастись, если исполняет заповеди Божии и живет по Евангелию, так же как и любой бедняк может подпасть осуждению, если не соблюдает заповедей Божиих и не живет, как учит нас Евангелие. Мы все можем спастись, если будем прислушиваться к материнскому голосу Церкви и слову Библии.
Не будем же зря внимать ни словам Господа о жизни вечной, ни евангельскому учению о рае и аде. Кто обходит вниманием ад и забывает о нем, тот с легкостью попадет в него.
Кто обходит вниманием ад и забывает о нем, тот с легкостью попадет в него
Поэтому святитель Иоанн Златоуст всегда держал в памяти зрелище адских мук, чтобы никогда о них не забывать.
В притче о немилосердном богаче Христос Господь описывает картину ада, в которой нет ничего привлекательного, и в то же время как нельзя более ясно учит нас о том, что между раем и адом нет никакого иного места или очищающего огня (чистилища). После смерти грешник, равно как и немилосердный богач, уже не сможет ничего сделать для своего спасения. Между частным судом, который следует сразу после смерти человека (ср. Евр. 9, 27; Лк. 16, 22–23), и всеобщим Судом (для всех людей), который начнется в конце веков (Мф. 25), наказания находящихся в аду могут быть облегчены, но только не страданиями в чистилище, а благостью и бесконечной любовью Бога. В «доме Отца», в раю, обителей много (ср. Ин. 14, 2), то есть много градаций блаженства, по достоинству и делам праведных людей. Так же и в аду есть несколько градаций осуждения, по тяжести соделанных грехов (ср. Откр. 2, 23).
Мы молимся об усопших – служим литургии, совершаем панихиды, поминовения и подаем за них милостыню – не потому, чтобы их души находились в чистилище (в этом случае наши ходатайства были бы излишними), а потому, что Бог может облегчить их страдания и даже вывести из адского огня. Для Бога нет ничего невозможного (ср. Лк. 1, 37). Он не лишил Своей милости ни живых, ни мертвых (ср. Руфь 2, 20). «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю (ад) и возводит» (1 Цар. 2, 6). «Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс. 48, 16).
Бог не только всесправедлив, но и всеблаг, всемилостив и всесилен. Его любовь бесконечна и вечна. Поэтому Он может, без всякого сомнения, облегчить страдания умерших в непрощеных грехах. Его действие и всесилие ощущаются повсюду: на небе, на земле и в аду (ср. Пс. 15, 10; 137, 7; Ам. 9, 2; Лк. 21, 28). Нам не дано права ставить предел силе, прощению, благостыне и любви Бога.
Нам не дано права ставить предел силе, прощению, благостыне и любви Бога
Иисус Христос Спаситель обещал, что исполнит всякую нашу молитву (ср. Ин. 14, 14; 16, 23; Мк. 11, 24); заверил нас, что милостыня искупает грехи и получает вечную награду (ср. Мф. 25); открыл, что есть грехи, которые прощаются, а есть грехи, которые не прощаются в будущем веке (ср. Мф. 12, 32). Он Сам «умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 9). Он имеет ключи смерти и ада (ср. Откр. 1, 18). Он сошел в ад и разрешил болезни окованных (последование панихиды; ср. 1 Пет. 3, 18–19). Жертва Его Тела и Крови принесена за избавление и искупление всего мира (ср. 1 Ин. 2, 2; 1 Тим. 2, 6); за живых и мертвых, за всех грешников.
Надежда живых и вера в Кровь прощения (ср. Евр. 9, 22), в очистительную жертву за всех умерших выражается не только в молитвах и ходатайствах (ср.1 Тим. 2, 1) за усопших, которые возносит Христианская Церковь, но и присутствует в Ветхом Завете (ср. 2 Мак. 12, 41–45). И апостол Павел пишет, что «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15–19).
Богач из притчи не может спастись, потому что он был немилосердным и совершенно не имел добрых дел. Поэтому будем внимать словам священного песнопения: «Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага» (Пс. 33, 11), ни в веке нынешнем, ни в веке грядущем.