Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

О реальности ада в притче о нищем богаче и богатом нищем

Притча о богаче и Лазаре. Миниатюра «Золотого кодекса» из Эхтернаха. 1030-1050 гг. Фрагмент Притча о богаче и Лазаре. Миниатюра «Золотого кодекса» из Эхтернаха. 1030-1050 гг. Фрагмент

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят

(Лк. 16, 19–31).

Притча о немилосердном богаче – это урок меры и воздержания. Она описывает скупость и разнузданность во всей их отвратительности.

Никто ничего не имеет против богатства, когда оно идет на помощь нищете, подает людям хлеб насущный, одежду и кров над головой, когда содействует культуре и цивилизации. Но все ополчаются против богатства, когда оно делается орудием господства и угнетения, причиной надменности и несправедливости, поводом к роскоши, лености и разврату.

Богач из притчи осужден потому, что его сердце было безучастным к отчаянной нужде нищего Лазаря

Богач из притчи осужден потому, что его сердце было безучастным к отчаянной нужде нищего Лазаря. С одной стороны, он был скупым, когда дело касалось несчастного человека, а с другой – расточительным, когда хотелось утолить свое чревоугодие.

Жадность ожесточает его сердце, расточительство обрекает душу на осуждение

«Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин», – говорит пословица. А другая пословица учит: «Когда в сердце живут золото и серебро, в дверь стучатся вера, любовь и надежда».

Скупые и расточительные богачи – это рабы своего ненасытимого чрева. После смерти их тела делаются пищей для червей, а души оказываются в осуждении адовом. Ибо «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24).

Мухи увязают в меду и подыхают в сетях паука, потому что им кажется, что те сверкают и манят, подобно золоту и серебру. Так же утопают и гибнут в меду мирских наслаждений и паутине собственной алчности ненасытные богачи. Умирают и подпадают осуждению, хотя могли очень легко сделать свои богатства источником спасения, утешения и блаженства…

У некоего мудреца было обыкновение после трапезы всегда грызть корочку хлеба, чтобы помнить о нищих. Богатым же людям следовало бы делать это до трапезы, чтобы никогда не садиться за стол, не утешив до этого Лазаря, лежащего у ворот в язвах.

Однако притча о немилосердном богаче описывает не только скупость и безнравственность, но и их последствия для жизни вечной. Притча показывает, что после смерти нищий Лазарь попадает на лоно Авраамово (в рай), а немилосердный богач – в место адских мучений. Один утешается, а другой терпит муки.

Жизнь не заканчивается смертью. Людям положено умереть, а после смерти ждет суд (ср. Евр. 9, 27) и жизнь вечная: рай или ад, небо или преисподняя. Слово Божие учит, что рай – это небесное Отечество (ср. Флп. 3, 20; Евр. 11, 14–16), город, ворота которого открыты (ср. Откр. 21, 25), царство, из которого бежали болезнь, печаль и воздыхание (ср. Ис. 35, 10); это место и состояние, в котором пребывают души праведников после смерти и после суда.

В раю праведники будут видеть Бога «лицом к лицу» (1 Кор. 13, 12), таким, «какой Он есть» (1 Ин. 3, 2); будут причастны благ вечных и радостей священных, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2, 9). Там «праведники воссияют, как солнце» (Мф. 13, 43): они больше не будут ни алкать, ни жаждать, и их не будет палить ни солнце, ни зной (ср. Откр. 7, 16). И отрет Бог всякую слезу с очей их (ср. Откр. 7, 17) и изымет из сердец их всякую боль. Для них явятся новое небо и новая земля, на которых будут царить справедливость, свет, радость, мир, любовь без границ и блаженство, не имеющее конца. Там, на небе, ангелы, святые, мученики и все праведники живут в общении любви и вечной славы (2 Тим. 2,10); там и мы всегда с Господом будем (ср. 1 Фес. 4, 17).

А ад – это место осуждения и состояние мучения, в котором пребывают грешники после смерти и суда. В Священном Писании он называется огнем неугасимым (ср. Мф. 3, 12), печью огненной, в которой будет плач и скрежет зубов (ср. Мф. 13, 50), огнем вечным, уготованным диаволу и ангелам его (ср. Мф. 25, 41). Туда попадают все беззаконники, все лживые пророки, все не записанные в «книге жизни» (ср. Отр. 19, 20; 13, 8; 17, 8).

Мучения грешников в аду, описанные в притче о немилосердном богаче, подобны терзаниям человека во сне и состоят в удаленности от Бога (ср. Мф. 25, 41; Лк. 13, 27), в лишенности благ, которых око не видело, в угрызениях совести, представленной в образе червя неумирающего и огня неугасающего (ср. Мк. 9, 43–44), в истязании демонами (ср. Мф. 25, 41), в муках, которые будут продолжаться день и ночь во веки веков (ср. Откр. 20, 10).

Нищий и праведный Лазарь попадает в рай; ненасытный и немилосердный богач попадает в ад.

Мог ли спастись богач? Конечно, да, если бы слушал Моисея и пророков, то есть слово Священного Писания. Любой богач может спастись, если исполняет заповеди Божии и живет по Евангелию, так же как и любой бедняк может подпасть осуждению, если не соблюдает заповедей Божиих и не живет, как учит нас Евангелие. Мы все можем спастись, если будем прислушиваться к материнскому голосу Церкви и слову Библии.

Не будем же зря внимать ни словам Господа о жизни вечной, ни евангельскому учению о рае и аде. Кто обходит вниманием ад и забывает о нем, тот с легкостью попадет в него.

Кто обходит вниманием ад и забывает о нем, тот с легкостью попадет в него

Поэтому святитель Иоанн Златоуст всегда держал в памяти зрелище адских мук, чтобы никогда о них не забывать.

В притче о немилосердном богаче Христос Господь описывает картину ада, в которой нет ничего привлекательного, и в то же время как нельзя более ясно учит нас о том, что между раем и адом нет никакого иного места или очищающего огня (чистилища). После смерти грешник, равно как и немилосердный богач, уже не сможет ничего сделать для своего спасения. Между частным судом, который следует сразу после смерти человека (ср. Евр. 9, 27; Лк. 16, 22–23), и всеобщим Судом (для всех людей), который начнется в конце веков (Мф. 25), наказания находящихся в аду могут быть облегчены, но только не страданиями в чистилище, а благостью и бесконечной любовью Бога. В «доме Отца», в раю, обителей много (ср. Ин. 14, 2), то есть много градаций блаженства, по достоинству и делам праведных людей. Так же и в аду есть несколько градаций осуждения, по тяжести соделанных грехов (ср. Откр. 2, 23).

Мы молимся об усопших – служим литургии, совершаем панихиды, поминовения и подаем за них милостыню – не потому, чтобы их души находились в чистилище (в этом случае наши ходатайства были бы излишними), а потому, что Бог может облегчить их страдания и даже вывести из адского огня. Для Бога нет ничего невозможного (ср. Лк. 1, 37). Он не лишил Своей милости ни живых, ни мертвых (ср. Руфь 2, 20). «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю (ад) и возводит» (1 Цар. 2, 6). «Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс. 48, 16).

Бог не только всесправедлив, но и всеблаг, всемилостив и всесилен. Его любовь бесконечна и вечна. Поэтому Он может, без всякого сомнения, облегчить страдания умерших в непрощеных грехах. Его действие и всесилие ощущаются повсюду: на небе, на земле и в аду (ср. Пс. 15, 10; 137, 7; Ам. 9, 2; Лк. 21, 28). Нам не дано права ставить предел силе, прощению, благостыне и любви Бога.

Нам не дано права ставить предел силе, прощению, благостыне и любви Бога

Иисус Христос Спаситель обещал, что исполнит всякую нашу молитву (ср. Ин. 14, 14; 16, 23; Мк. 11, 24); заверил нас, что милостыня искупает грехи и получает вечную награду (ср. Мф. 25); открыл, что есть грехи, которые прощаются, а есть грехи, которые не прощаются в будущем веке (ср. Мф. 12, 32). Он Сам «умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 9). Он имеет ключи смерти и ада (ср. Откр. 1, 18). Он сошел в ад и разрешил болезни окованных (последование панихиды; ср. 1 Пет. 3, 18–19). Жертва Его Тела и Крови принесена за избавление и искупление всего мира (ср. 1 Ин. 2, 2; 1 Тим. 2, 6); за живых и мертвых, за всех грешников.

Надежда живых и вера в Кровь прощения (ср. Евр. 9, 22), в очистительную жертву за всех умерших выражается не только в молитвах и ходатайствах (ср.1 Тим. 2, 1) за усопших, которые возносит Христианская Церковь, но и присутствует в Ветхом Завете (ср. 2 Мак. 12, 41–45). И апостол Павел пишет, что «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15–19).

Богач из притчи не может спастись, потому что он был немилосердным и совершенно не имел добрых дел. Поэтому будем внимать словам священного песнопения: «Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага» (Пс. 33, 11), ни в веке нынешнем, ни в веке грядущем.

Священник Иларион Феля
Из книги: Pr. Ilarion Felea. Pildele Mântuitorului [Свящ. Иларион Феля. Притчи Спасителя]
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Atitudini (Позиции)

22 ноября 2024 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 294 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Константин26 ноября 2024, 04:18
Почему у святого Василия Великого было другое отношение к богатству, более строгое? Допустим, он говорил про то, что нужно довольствоваться самым необходимым, а остальное отдавать тем, кому это нужнее. А вот у современных православных, судя по этой статье, как будто бы есть стремление и духовное, и земное благополучие совместить
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Зинаида Пейкова

Новые материалы

Выбор читателей

×