Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Знаменитая Калязинская колокольня возвращена Русской Православной Церкви

Калязин, 12 марта 2025 г.

    

Знаменитая Калязинская колокольня возвращена в собственность Русской Православной Церкви. Документы о праве собственности были переданы настоятелю архиерейского подворья — Введенской церкви бывшего Свято-Троицкого Макарьева монастыря г. Калязина Тверской области иеромонаху Амвросию (Желябовскому), сообщает Патриархия.ru.

Событие прокомментировал митрополит Тверской и Кашинский Амвросий:

«Калязинская колокольня затопленного Никольского собора — это единственное, что осталось от когда-то величественных храмовых ансамблей Калязина, среди которых находился и знаменитый Свято-Троицкий Макарьев монастырь, один из духовных и культурных центров древней Тверской земли.

Сегодня знаменитая Калязинская колокольня по праву остается одной из главных духовных, культурных и туристических доминант региона.

Ее передача Тверской епархии Русской Православной Церкви в ведение зарождающегося на острове монастыря — это не просто возвращение исторической святыни, но и важный шаг на пути духовного восстановления нашей земли.

Монастырь, некогда разоренный и затопленный, снова становится местом молитвы, монашеских подвигов и окормления людей. Колокольня, пережившая века и сохранившая свой облик среди вод, стала не только напоминанием о прошлом, но и надеждой на будущее.

Мы молимся о том, чтобы на этом месте вновь звучали молитвы и колокольный звон, возглашая вечные истины о вере нашего народа и возрождении древней и великой земли».

В колокольне Никольского собора г. Калязина на Волге каждый четверг в 12 часов совершается молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу. Молебен совершает настоятель Архиерейского подворья — Введенской церкви иеромонах Амвросий (Желябовский). Для всех желающих помолиться в Калязинской колокольне на воде от берега курсирует бесплатный паром.

* * *

Колокольня в г. Калязине была построена в 1800 году как часть Никольского собора Николо-Жабенского женского монастыря.

На ее месте в старину стоял монастырь, носивший имя Николы на Жабне. Еще в XIV веке, когда вся Никольская слобода состояла из нескольких десятков дворов, уже была в нем деревянная церковь в честь святителя Николая Мирликийского, покровителя мореходов и рыбаков. С возникновением в ХV веке на левом берегу Волги Троицкого монастыря Никольская обитель прекратила свое существование.

Церковь святителя Николая Мирликийского за свою многовековую историю много раз обновлялась и перестраивалась.

В завершение ансамбля Никольского собора на средства прихожан крестьянами помещика В.Ф. Ушакова была возведена каменная колокольня.

Высота колокольни — 74,5 метра. При строительстве использовался кирпич калязинских заводов, старицкий белый камень и специальный высокопрочный раствор, изготовленный по старинным рецептам. Отполки и карнизы колокольни были покрыты железом, окрашенным медянкой. Верхняя кровля, глава и шпиль покрыты были белой жестью. Яблоко и четырехконечный крест вызолочены «чрез огонь». Стены колокольни были оштукатурены и окрашены светло-зеленой краской, а колонны и карнизы — отбелены.

Звонницу колокольни составляли одиннадцать колоколов. Древнейший из них был «вылит при державе Ея Императорского Величества Анны Иоанновны Самодержицы Всероссийской в Сибири на Невьянских железных Господина Дворянина Акинфия Демидова заводах 1738 года весу 51 пуд 11 фунтов. Лил мастер Яков Гаряев».

Самый большой колокол весом 501 пуд был отлит в ноябре 1835 года на средства калязинских купцов и потомственных почетных граждан Полежаевых.

Надпись на втором по величине и значению колоколе гласила: «Лит сей колокол в город Калязин на соборную Николаевскую колокольню 1837 году декабря 25 дня тщанием и усердием того собора».

Третий колокол весом 137 пудов имел надпись «1756 года ноября 15 дня вылит сей колокол в Кашинский уезд Калязина монастыря в Никольскую слободу к церкви Николая Чудотворца, тщанием, радением и вкладом тоя слободы жителей и мирских людей».

Два колокола было отлито в 1852 году на московском заводе купца Самгина. Один из колоколов, как гласила имевшаяся на нем надпись, пожертвовали в храм 2 февраля 1782 года «слобожане Флор и Семен Федоровы дети Рышковы».

В колокольне помещалась свечная лавочка. Над звонницей в купольной части колокольни в начале ХХ века были установлены механические куранты.

В 40-х годах XX века при постройке Угличской ГЭС и создании на Волге Угличского водохранилища часть Калязина попала в зону затопления. Никольский собор с колокольней тоже оказались окружены водой. Собор разобрали, а колокольню решили оставить в качестве маяка.

Она стала местной достопримечательностью, известной по всей России.

В ходе реставрационных работ в 2021 году был укреплен фундамент, восстановлены фасады и интерьеры церкви, отреставрирован крест. У колокольни появилась подсветка по периметру каждого яруса, которая автоматически зажигается с наступлением темноты; установлены часы, колокола.

При восстановлении креста реставраторами были обнаружены сохранившиеся на нем исторические надписи о людях, которые участвовали в его освящении и установке 29 августа 1893 года.

В июне 2023 года был подписан договор о безвозмездном использовании колокольни Архиерейским подворьем — Введенской церковью г. Калязина.

В часовне, расположенной в колокольне, регулярно служатся молебны, паломники и туристы имеют возможность поставить свечи и помолиться.

12 марта 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 209 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×