Православный календарьПравославный календарь
Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 1
Прот. Сергий Правдолюбов
Когда в лес ходили собирать грибы и ягоды, то Сергей сорвет два гриба — и ляжет на травку, — и созерцает, думает о своем, о чем-то возвышенном.
Жизнь и служение протоиерея Василия Мухина
Ольга Ижогина
«У меня нет ни красных, ни белых, ни зеленых. Все – мои духовные дети», – говорил отец Василий в годы революции.
Святые мощи аввы Сергия и чудеса от них
Священник Валерий Духанин
Едва началась гроза, они увидели, как в комнату зашел благообразный светлый старец. Старец стал ласково с ними разговаривать, успокаивать: «Не пугайтесь, мама скоро придет».
Семь нот спасения России
Светлой памяти Петра Николаевича Мамонова
Он был настоящим современным подвижником земли Русской, усердно призывал людей к покаянию и свидетельствовал о Христе до конца жизни.
«Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…»
Памяти монахини Екатерины (Чичериной; †21.07.1997)
Она была классическим образцом русской православной женщины, жены-мироносицы, которая пошла вослед Христу.
Небесный Новоильинск
Ольга Шигина
Я чувствовала себя там словно дерево, крепко вросшее в землю корням. Я была полна жизни и силы.
Зачем нужны стихи и как с ними подружиться
Мария Минаева
Человек, дожив до 7–8 лет, вообще не понимает, зачем нужна поэзия, не слышит ее, не понимает. И совсем не умеет учить стихи.
Не сотвори себе врага
Игумен Нектарий (Морозов) о ненависти и ее преодолении
Та злоба, которую мы испытываем к обидчику, в первую очередь будет уничтожать нас самих.
«Моя душа всегда была с ними…»
Воспоминания А.Н. Николаевой, дочери прот. Василия и Раисы Мухиных
Много лет мой папа ежедневно совершал тайные келейные богослужения. Мама была его помощницей: пела, читала, пекла просфоры.
Чудотворные репродукции икон:
как Церковь относится к техническим копиям священных изображений

Владимир Немыченков
Все знамения от «бумажных икон» указывают на то, что мы должны с великим благоговением относиться к любым священным изображениям.

Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор…

Из книги Ирины Силуяновой «Антропология болезни», изданной Сретенским монастырем в 2007 г.

"Святой
Святой преподобный Сисой перед гробницей Александра Македонского
Еще в глубокой древности буддийские монахи практиковали созерцание убитых и умерших людей, обращая особое внимание на тех, кто был в самом расцвете сил. Целью подобных медитативных упражнений являлось приобретение чувства отвращения ко всем формам становления, освобождение от страстной жажды жизни. Совсем другую роль играет необходимость «памяти смертной»     (ср. «memento mori») в христианстве: это не воспитание отвращения к этой жизни, а постижение ее смысла как подготовки к иной, вечной жизни. Ведь Христос явился миру для того, чтобы победить смерть Своим воскресением.

Вопрос о смерти всегда был и остается стержневым для любого религиозного сознания. Одним из главных он является и для медицины. Но если роль религии – преодоление смерти, то роль медицины – продление жизни. По сути дела, сопротивление смерти является нравственной сверхзадачей медицины.

Постоянное и вечное стремление решить эту сверхзадачу, несмотря на ее неразрешимость, всегда вызывало уважение к профессии врача. Однако решение этой сверхзадачи связано с деструктивными факторами для личности врача: постоянной средой человеческой боли, страдания, смерти, изнуряющей тиранией ответственности и бездны бессилия, ограниченностью возможностей профессионального воздействия на человеческую жизнь. Из этой профессиональной и опасной обреченности врача смотреть на смерть в упор вытекает особая необходимость его совершенствования в добродетели милосердия. По словам преподобного Антония Великого, всякая добродетель, совершаемая без рассуждения, перестает быть добродетелью. Без нравственного рассуждения врачебное дело становится не под силу человеку. Нравственное знание подкрепляет, дает терпение и защищает врача. Можно ли говорить сегодня, что медицинское образование способствует нравственному совершенствованию профессионала-врача? К сожалению, глубинный технократический характер современного медицинского образования превращает медицину в расформированный по специальностям набор методик, приемов, правил, средств, навыков, среди которых этическое рассуждение и знание оказываются, как правило, «факультетом ненужных вещей».

В течение ряда лет на занятиях с аспирантами Российского государственного медицинского университета меня поражала опасная этическая непросвещенность будущих врачей. В области проблемы смерти и умирания обнаруживалась полная информационная стерильность. Например, смысловая сфера этой проблемы сегодня включает в себя и навыки психотерапевтического снятия страха смерти у больного, и воспитание в себе чувства уважения к любому человеку, переходящему в иной мир, ибо этот переход имеет глубочайшее мистическое значение. Нравственным смыслом обладает и распознание грани между поддержанием жизни и продлением умирания. Например, всякое решение об отключении пациента от жизнеподдерживающих систем может быть в дальнейшем обжаловано родственниками больного. Нельзя забывать и о неизбежном для врача стрессе при принятии данного решения, которое всегда сопровождается чувством вины, хотя оно зачастую может быть незаметным и недоступным для сознания врача. Специалисты полагают, что именно чувство вины (особенно неосознанное) трансформируется в поведение, разрушающее самого врача: развиваются небрежность при работе с инфицированными средами, алкоголизм, пренебрежительное отношение к своему здоровью и судьбе.

К сожалению, вся многозначность проблемы смерти и умирания в нынешней системе медицинского образования сводится к изучению механических процедур – таких, как отделение умирающего ширмой, нанесение номера на тело, оформление документов.

Очевидно, что российская высшая медицинская школа все еще находится в плену атеистической идеологии, которая меньше всего предполагает понимание умирания как стадии жизни человека, как значимого личностного события, отношение к которому требует от врача особого внимания.

Однако достичь этого мешают не только родимые пятна атеистического прошлого, но и активно приобретаемая наследственность капиталистического рынка, жестокость которого сказывается и в области нравственных отношений.

Заведующий реанимационным отделением провинциальной детской больницы в одной из бесед рассказал, что среди молодых врачей его отделения сегодня нет практически ни одного, кто бы задержался сверх рабочего времени у постели умирающего ребенка без гарантированной оплаты. Происходящее перемещение медицины в пространство рынка услуг становится реальным фактором риска обесценивания жизни вообще, особенно когда реальная цена борьбы за жизнь определяется не могуществом нравственного закона в лице государственной политики, а кредитоспособностью клиента.

Отношение к жизни и смерти нельзя втиснуть в каталоги цен и услуг. Понимание смерти – это область человеколюбия, область собственно нравственного отношения «врач – больной». То, как врач ведет себя у постели умирающего, – это в чистом виде нравственное поведение, один из критериев врачебного профессионализма. Но, как и любой профессионализм, нравственная культура врача – это не только проявление психологической склонности, но и результат кропотливого изучения истории морали и медицины, логики современных этических и правовых теорий, это индивидуально-личностный, рационально-эмоциональный выбор ценностно-нормативных, духовных опор как для своей жизни, так и для своей профессии. Нравственно-мировоззренческий вакуум, как следствие происходящих в России процессов, особенно пагубен для нынешнего поколения студентов-медиков. Врач должен знать, что медицинская специальность формируется на моральных основаниях, имеет моральное значение и наполнена глубоким моральным смыслом, раскрыть который призвана такая составляющая медицинского знания, как биомедицинская этика.

 

Купить эту книгу можно
 

Ирина Силуянова

доктор философских наук, профессор Российского государственного медицинского университета

24 октября 2007 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 36 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×