Православный календарьПравославный календарь
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.

По лезвию ножа: Вифания

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Христианская школа в иудео-арабском мире. Неужели это возможно? Мы знаем, как непросто учить детей вере в православной России и выстраивать отношения со светским секуляризованным миром. Школа, о которой пойдет речь, расположена недалеко от Иерусалима, в городке Вифания, где Господь воскресил Четверодневного Лазаря. Основанная в 30-е годы прошлого столетия для детей арабов-христиан сегодня она принимает девочек как из христианских, так и из мусульманских семей. Из 348 учащихся лишь 13 православных и 2 католички, остальные - мусульманки. «Иногда наш диалог ведётся, словно по лезвию ножа», - говорит директор школы. Со дня основания послушание директора несёт одна из сестер монастыря св. Марии Магдалины в Гефсимании. Сегодня это немка по происхождению и любимица всех воспитанниц инокиня Марфа (Валль).

С ней мы беседуем о Вифанской школе, её истории и особенностях православного служения среди мусульман. Её ключ к решению сложных внутренних конфликтов в жизни школы: «различать образ Божий за вероисповеданием в каждом, абсолютно каждом, человеке». Это основной, духовный и дипломатический, закон в ведении межконфессионального диалога.

С чего начиналась Вифания

Загрузить увеличенное изображение. 367 x 484 px. Размер файла 29814 b.
- Сестра Марфа с чего начиналась Вифания?

- Наверное, нужно начать с истории участка. Он был приобретён в конце 19-го века для устроения большого дома для приёма паломников. Участок просуществовал недолго, до начала Первой мировой войны, когда здесь расположилась турецкая армия. Солдаты занимали верхний этаж дома, а лошадей содержали внизу. После них всё осталось в таком запустении, что окружающие арабы и бедуины особенно не лазали, брать было нечего. А потом пришли две сестры. Одна из них, Мария, стала первой игуменией монастыря св. Марии Магдалины.

- То есть связь между Вифанией и Гефсиманией существовала всегда?

- Монастырь св. Марии Магдалины начинался здесь, а в Гефсимании тогда был только храм, выстроенный царской семьёй в память о почившей матери Марии Александровне. Начинали в Вифании пять человек четырёх вероисповеданий: две православные, одна армянка-католичка, сестра Ульрика из Дании-протестантка и сторож Ибрагим - мусульманин.

Сёстры Марфа и Мария были очень близкими подругами, из Шотландии, в прошлом монахини англиканской Церкви, обе с медицинским образованием, обе путешествовали в Индию с целью миссионерства, а на Святой Земле остановились для поклонения Святым местам. Их приняла по ходатайству одной богатой женщины мать Варвара в домике у церкви св. Марии Магдалины. И они остались здесь навсегда, перешли в православие, были пострижены с именами Марфа и Мария. Они стали первыми вифанскими сёстрами. И именно они испросили благословения у митрополита Анастасия (Грибановского) открыть в Вифании больницу или школу. Так появилась больница.

Загрузить увеличенное изображение. 580 x 432 px. Размер файла 183085 b.

Сестра Ульрика вела дневник. Из него известны подробности тогдашней жизни сестёр: встретили их здесь далеко не на «ура», чинили пакости, бросали камни, грозили. И так до первого несчастного случая: одна женщина обварилась горячим маслом, и, не зная, куда нести, её принесли сюда. Два месяца спустя здесь принималось до ста человек в день. Сёстры почувствовали себя увереннее, стали выходить и посещать больных на дому. Вскоре после этого здесь оказалась первая девочка, вторая девочка, третья девочка, маленькая школа. Школа с самого начала была школой-интернатом. Первое время дети жили и учились в главном доме. Когда же их становилось всё больше и больше, появилась нужда строить отдельное здание.

Обретённая святыня

Загрузить увеличенное изображение. 407 x 539 px. Размер файла 28878 b.

Игумения Мария построила школьное здание в 2 этажа. Снизу начали очищать участок для детской площадки и обрели камень - святыню (обычно происходит наоборот - монастыри зарождаются на святом месте!). А у нас побывали паломники, турецкая армия, пришли сёстры, открылась больница, появились дети, построили школу, и только потом обрели камень. Он датируется 5-м веком, на нём греческая надпись о том, что на этом месте Марфа и Мария впервые услышали от Господа слова о воскресении. Рядом с камнем руины древнего византийского храма, тут же - участок старой дороги из Иерихона в Иерусалим. И камень как раз объясняет постройку храма прямо возле дороги. Это место почиталось как место встречи Марфы и Марии с Господом, когда Он, откликнувшись на болезнь Лазаря, пришёл воскресить его.

А школа разрасталась, в неё принимали только православных детей. В лучшие времена здесь жили и учились от 80 до 90 девочек.

- Все они были арабками?

- Сравнительно недавно я узнала от бывшей ученицы, что и в школе, и в больнице работали и русские женщины. Часть из них либо эмигрировала из России после революции из-за гонений, либо, оказавшись на Святой земле ещё до революции, они не вернулись на Родину. Поэтому в школе первое время было два направления. Детям русских женщин преподавали на русском языке и давали в небольшом объеме арабский. А арабским детям преподавали на арабском, дополнительно они изучали русский.

- При этом все учащиеся на тот момент были христианами?

- Да. Школа была школой-интернатом, старшие дети привлекались к помощи в больнице, им давали навыки медицинского образования. Игумения Мария очень легко реагировала на изменение политической ситуации в стране и в Вифании. В трудные времена младшие дети отсылались домой, старшие оставались здесь, школу переоборудовали под госпиталь и принимали раненых и больных.

- А откуда школа получала финансирование?

- Тогда, наверное, она существовала только на пожертвования. Причем, уже через игумению Марию завязалась связь с английской организацией, которая финансирует христианские учреждения в странах Третьего мира, особенно в Палестине, Ливане и Египте. Эта организация по сей день - наши спонсоры. Они со своей стороны находят людей, которые хотят помогать мало обеспеченным детям, а мы со своей - предоставляем им детей. Это трудоемкая треть наших доходов, потому что надо вести переписку на английском языке между спонсорами и спонсируемыми детьми, составлять регулярные отчеты о том, что происходит в повседневной жизни в школе, как используются деньги, какие проекты планируются и осуществляются.

Последствия Шестидневной войны

- Сестра Марфа, давайте поговорим о современной ситуации. Я вижу, что всё существенно изменилось, теперь в школе учатся не только христиане. Почему?

- Ситуация начала меняться после Шестидневной войны и образования государства Израиль 60 лет тому назад. Дело в том, что до того территория принадлежала Трансиордании, Иордании по ту сторону Иордана. А с образованием государства Израиль изменились границы. Границей с Иорданией, как и в нынешние дни, стала река Иордан. Большинство девочек в то время приезжали в школу из Аммана, столицы Иордании. Эти дети оказались отрезанными.

Со стороны Иерусалима граница рухнула, и в Вифанию, хлынули мусульмане. Христиане, оказавшись меж двух огней, между евреями и мусульманами, в то время стали эмигрировать во все страны мира. Эта эмиграция продолжается, и на данный момент христиан осталось меньше двух процентов.

К 70-м годам перед Синодом нашей Церкви встал вопрос - что делать со школой? Закрывать её или открывать для населения? Было решено - открыть её для населения. И с 1972-го года школа официально зарегистрирована как частная христианская школа, каковых много на Святой земле, католических, в основном, коптские есть, протестантские…

- Русская, в Биджале…

- Была, но с 1972 года мы остались единственной православной русской школой на Святой земле. И с того же года стали принимать мусульманских детей.

- При этом администрация остаётся православной?

Загрузить увеличенное изображение. 577 x 433 px. Размер файла 39536 b.

- Да, администрация осталась за монастырем, директором школы всегда является кто-то из сестёр монастыря св. Марии Магдалины. Нас присылают сюда на послушание. Интернат остался, но и он видоизменился. Если раньше все дети жили здесь, то сейчас в интернат Господь приводит детей из неблагополучных, разбитых семей, детей никому ненужных.

- Неужели такие семьи есть в мусульманском обществе? Принято считать мусульманское общество более традиционным и устойчивым.

- В интернат мы принимаем только православных детей. На самом деле и в мусульманских семьях много беды и порока, и они своими мерами карают эти погрешности. Но тщательно скрывают, а в христианских семьях всё более открыто.

Рум

- Путешествуя по Святой земле, мы встречались с православными арабами. И никто из них, говоря по-гречески, не назвал себя арабом, но «рум» (т.е. «ромеями», византийцами). Вот такая интересная самоидентификация, вероятно, они себя ощущают наследниками Византийской империи, бывшей некогда здесь… С другой стороны, понятно, что они не могли не воспринять от своего арабо-мусульманского окружения его черты. Вам приходится ежедневно соприкасаться с арабским миром: к кому ближе православные арабы - к византийцам или арабам-мусульманам?

- Знаете, вот в чём православные арабы наиболее чётко отделяют себя от внешнего мира - так это в отношении к мусульманам. Все арабы-христиане, католики, протестанты, православные, в первую очередь, чётко знают, что они - не мусульмане. И в этом они мне напоминают мои немецкие корни, немцев.

Арабы-христиане очень обособленно ограждают себя от всего мусульманского. Конечно, живя в этой культуре, хотят они этого или нет, они сталкиваются с окружающим мусульманским миром. Но внутри у них очень чёткая грань: араб-мусульманин или араб-христианин. И о тех семьях, которые на данный момент остались христианскими, можно с уверенностью сказать, что они были христианскими и сто лет тому назад, и пятьсот.

Загрузить увеличенное изображение. 394 x 524 px. Размер файла 34160 b.
- А в тех случаях, когда арабы, христиане и мусульмане, живут вместе, например, в Вифлееме, они общаются друг с другом, или между ними возвышается непроницаемая стена?

- Да, скорее так. Как у немцев в России, в Казахстане. Их внутренний мир закрыт.

- А арабы-мусульмане воспринимают арабов-христиан?

- Нет, там война. Каждый маленький конфликт в итоге выливается в мусульмано-христианский конфликт. Я рассказывала о своей семье, когда мой двоюродный брат женился на русской, и наша семья не приняла ее. Вот тут очень похожая ситуация. Считается большим грехом, если девушка-христианка выходит замуж за мусульманина, этот позор для семьи, прерывают все связи.

- Не мешает ли эта обостренная самоидентификация арабов общению внутри школы и детям, и преподавателям?

- В повседневной жизни это постоянное хождение по лезвию ножа. Каждый маленький конфликт в конечном итоге вырастает в противостояние христиане-мусульмане.


- Опять-таки непонятно тогда, почему родители-мусульмане отдают своих детей в христианскую школу?

Загрузить увеличенное изображение. 529 x 396 px. Размер файла 82260 b.

- Нужно сказать, что любая христианская школа очень ценится в обществе, по качеству образования - это небо и земля по сравнению с обычной школой. Поэтому каждый уважающий себя араб соберёт последние гроши, но отдаст ребёнка именно в частную христианскую школу. Причём перехода в христианство они не боятся.

- А не бывает так, как произошло с Вами? Вы ведь тоже нарушили устои своей протестантской, менонитской, семьи, вырвались из неё и перешли в православие?

- Есть известная история о сошествии благодатного огня, когда армяне не пустили греческого патриарха в храм Гроба Господня, и благодатный огонь сошёл на колонну, на храме стоял мусульманин, который, увидев это, сказал: «Верую», и его тут же скинули с крыши. До наших времён отказ от ислама карается смертью.

- Вы говорили, что девушки-христианки иногда всё же выходят замуж за мусульман, то есть получается, что христиане легче отказываются от своей веры, чем мусульмане?

- В мусульманском мире все формы поведения намного жёстче. Там очень строго за этим следят. А насчет христианских девушек, которые попадают в мусульманские семьи, к сожалению, есть и такая тенденция, что мусульманские юноши стремятся соблазнить христианских девушек. Развод происходит очень легко: это просто выставить жену (любую, и мусульманку тоже) на улицу. С христианскими девушками чаще всего так и случается: через какое-то время после свадьбы или их вынуждают принять ислам, или же они остаются выброшенными на улицу.

- Сейчас мы говорим о взрослых людях, которые осознают эту резкую грань между исламом и христианством. В школе, где Вы имеете дело с детьми, ситуация иная?

- В детях это мировоззрение воспитывается.

-Как стена или как вражда?

- В разных семьях по-разному.

- А какое соотношение мусульман и православных девочек в школе?

- В этом году в школе 348 девочек с детского сада по 9-й класс. Помимо наших 13-ти православных в школе ещё две девочки-католички. 348 минус 15 - это 333 против 15-ти.

О том, как христианские ученицы покрестили мусульманских

- Как складываются их отношения. Девочки дружат, невзирая на конфессию?

Загрузить увеличенное изображение. 565 x 425 px. Размер файла 65280 b.

- Конечно, наши дети между собой очень дружны. Дружат с христианскими девочками, есть подружки из мусульманского мира. И тут… Произошла такая история два года назад. Тогда у двух наших шестиклассниц, закадычных подружек Ширан и Жаклин, были две подружки-мусульманки. Они везде ходили вчетвером, не разлей вода. И в какой-то момент наши девчонки их покрестили. Они на тот момент учились в 4-м классе.

Видимо, у них уже велись разговоры на тему веры. А они ведутся, особенно у старших детей, регулярно, и порой вызывают очень горячие дискуссии. В таких ситуациях наши девочки становятся миссионерами и защитниками своей веры. Иногда девочки прибегают разгорячённые, даже разъярённые, и спрашивают: «Сестра Марфа, а вот она сказала так и так про христианство. Как нам ответить? Это правда или нет?»

А вопросы действительно бывают очень серьёзные. Тогда мы проводим катехизацию на месте, они бегут обратно и продолжают горячий диспут. Иногда эти диспуты могут длиться несколько дней. В конечном итоге обычно они заканчиваются миром.

Так вот эти четыре подружки (видимо, очень долго разговаривали), наши рассказывали им о своей христианской жизни, и те в какой-то момент сказали, что хотят быть христианками. И наши «не оплошали»: притащили святой воды, святого масла, креститься учили, «Христос воскресе!» петь учили, за руку водили, земные поклоны бить заставляли, помазали маслом, окропили, мол, покрестили. И в тот же вечер принеслись, перепуганные, ко мне: «Сестра Марфа, ты только нас не ругай, у нас проблема!» Я говорю: «Что такое? Ну-ка, рассказывайте!»…

Я испугалась не на шутку, потому что узнай родители - там непонятно что будет, во-первых, с этими девочками, во-вторых, что будет с нами. И они, видимо, об этих проблемах тоже догадывались. Спрашиваю: «А что испугались-то?» Они говорят: «А что с ними будет, если они скажут своим папам?» Я говорю: «Вот именно, что будет? Пошли в церковь поклоны бить!» В общем, мы усиленно молились.

В конечном итоге ничего не произошло. Папы в школу не пришли, никто разборки с нами устраивать не стал, девочки по сей день живы-здоровы. Одна из них перешла в другую школу, вторая так и осталась. Дружат до сих пор. И как это православное крещение в них ещё проявится - неизвестно.

Превыше конфессии образ Божий

- И всё же возникают конфликты на религиозной почве?

Загрузить увеличенное изображение. 541 x 403 px. Размер файла 89940 b.

- Я уже говорила, что даже самый маленький конфликт приводит к противостоянию мусульмане-христиане. Мусульманский учитель - христианская администрация. С учителями немножко легче, из них - половина мусульмане, почти половина - христиане (и католики, и православные). Православных четверо, все остальные католики. Даже среди мусульман есть очень фанатично зашоренные, а есть очень-очень вольно думающие и открытые.

У нас в 9-м классе учится девочка-мусульманка, которая выросла в очень богатой и вольно думающей семье, где родственники работают на политическом уровне, и она тянется к христианству. Против неё шла целая волна негодования со стороны мусульманских учителей. Так что это бывает, и мы стараемся в таких ситуациях находить выходы из положения.

- Как Вам это удаётся?

- Учимся в повседневной жизни терпеть друг друга, смиряться друг с другом, отодвигать религиозный вопрос на второй план и общаться на профессиональном уровне, уважать друг друга, различать за вероисповедованием образ Божий.

Замуж за православного …русского

- Как складывается судьба девочек-христианок по окончании школы?

- По-разному. Мать Нонна, которая закончила Вифанию, училась в Гарвардском университете в Англии, потом поступила в монастырь св.Марии Магдалины и теперь приезжает в Вифанию каждую неделю преподавать закон Божий. Это одна судьба. Но нужно сказать, что все наши арабские сёстры и в Гефсимании, и на Елеоне (имеется в виду русский Спасо-Вознесенский монастырь на Елеоне - А.Н.) в своё время прошли Вифанию, то есть, Вифания готовила сестёр для монастырей.

Мне иногда задают вопрос: а как ваши дети? А наши дети очень любят меня, поэтому первое время постоянно говорили: «Я уйду в монастырь, буду sister, как ты». Я сдерживаю их эмоциональный напор, говоря: «Давайте мы подождём, пока вы первый раз влюбитесь», на что мне Ширан как-то ответила: «А давай мы не будем ждать, попросим матушку уже сейчас нас в подрясники одеть». Я ей говорю: «И что, ты думаешь, подрясник спасёт тебя от влюблённости?» Она мне: «Ну да!»

Загрузить увеличенное изображение. 564 x 424 px. Размер файла 67236 b.

Теперь у нас разговоры немножко видоизменились. Полгода назад был такой разговор. Я обычно немножко подтруниваю над ними и говорю как-то: «Таких строптивых девушек, как вы, ни один уважающий себя араб в жёны не возьмёт», на что мне одна из них ответила: «А мы за араба не пойдём». Я очень удивлённо спросила: «А за кого вы пойдёте-то?» А она говорит мне: «За русского». Тут я ещё больше изумилась: «А где ж ты его искать будешь, русского-то?!» Она говорит: «Я его искать не буду». Спрашиваю: «А кто его искать будет?» Тут она мне отвечает: «Ты». Тут я растерялась и вслух подумала: «А где же я-то его искать буду?», на что получила совершенно определённый ответ: «В церкви». Вот так думают на данный момент наши дети. Они собрались замуж за русских, и, по всей вероятности, я их буду искать в церкви.

Положи крест и не бойся!

За дверьми послышались детские голоса, раздался стук в дверь: «В этот раз мне дали очень много времени, - рассмеялась сестра Марфа, - обычно они находят меня через 20 минут». На пороге показались родные сёстры Магдалина (15 лет) и Иакова (12 лет). Уже 6 лет после разлада между родителями они живут в интернате в Вифании и прекрасно говорят по-русски.

- Девочки, расскажите, пожалуйста, о своей семье…

- У нас есть четыре сестры и два братика. Маму зовут Залила, папу Георгий. Мама работает с пожилыми людьми, готовит им. Папа работает шофёром.

- А семья православная?

- Да. Наше село христианское, есть три церкви: две церкви святого Георгия, одна церковь для католиков.

- Как вы попали в Вифанию?

- У нас были проблемы между родителями, и подруга, которая знала эту школу, привела нас сюда. Нам преподают арабский язык, английский, русский, математику.

- А какие уроки вам нравятся больше всего?

Загрузить увеличенное изображение. 300 x 399 px. Размер файла 92143 b.

- Мне - русский.

- Русский.

- Вы когда-нибудь думали о России, какая она?

- Большая очень. И красивая.

- Зелёная.

- На уроках русского языка вы читаете русские книги?

- Да. Ещё сестра Марфа читает нам вечером.

- Про святых. Про Бога.

- Тебя зовут Иакова, а кто твой святой, знаешь?

- Иаков. Он был за Христа всегда, и всегда был со своим Богом.

- А твоя, Магдалина?

- Моя - Магдалина. Она была грешная, в ней было 7 бесов. Когда Христос встретился с ней, то избавил её от бесов, и она стала молиться. Она ходила с Ним всюду, где Он шёл.

- Вы молитесь на арабском языке?

- Да. Мы поём, когда кушаем, и молимся по-арабски.

- И на литургии бываете?

- Да, мы каждый раз в воскресение идём в Гефсиманию.

- Иакова, я вижу, у тебя к кофточке прикреплён крестик. Ты по улице так ходишь?

- Да.

- Не опасно?

- Нет.

- А если вы встретите мусульманина, он не может вам сделать что-то плохое за то, что вы христиане?

- Они сделают. Они говорят плохие слова, только так, что мы не слышим.

- Не боитесь?

- Нет. Сестра Марфа так учила нас: положите крест и не бойтесь.

- А еще чему учила вас сестра Марфа?

- Молиться, говорить тихо, по-хорошему с людьми, с любовью.

- Что бы вы хотели сказать русским детям?

- Мы передаём им большой привет и молимся, чтобы Бог был с ними.

Фотографии А.Г.Парменова, А.Никифоровой

Александра Никифорова

Источник: Православие и мир

9 июля 2009 г.

Рейтинг: 8.2 Голосов: 27 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Другие статьи автора Александра Никифорова

Новые материалы

Выбор читателей

×